Технология по художественному творчеству с использованием нетрадиционных техник пластилинографии и торцевания (Г.Н.Давыдова, А.В.Белошистая, О.Ю.Тихомирова)
методическая разработка по аппликации, лепке
Пояснительная записка.
«Источник творческих способностей и дарований детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок».
Сухомлинский В.А.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_plastilinografiya.docx | 72.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
«Источник творческих способностей и дарований детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок».
Сухомлинский В.А.
Xудожественно – эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного учреждения и является его приоритетным направлением. Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса, а также творческих способностей. Современное общество имеет потребность в творческой личности. Многие способности и чувства, которыми наделяет нас природа, к сожалению, остаются недостаточно развитыми и не раскрытыми, а значит, и нереализованными в будущей жизни. Одним из приемов, направленных на создание условий для творческого самовыражения ребенка, является организация работы с детьми по изобразительной деятельности с применением нетрадиционных техник.
Tворчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.
Изучением творческих способностей занимались многие психологи, философы, педагоги. Достаточно назвать таких деятелей науки, как Л. Н. Коган, Л. С. Выготский, Н. А. Бердяев, Д. С. Лихачёв, А. С. Каргин, В. А. Разумный, О.И. Мотков и другие.
Богатейшее поле для эстетического развития детей, а также развития их творческих способностей представляют поделки, картины, открытки, созданные в техниках «пластилинография», «торцевание».
Пластилинография — это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности.
Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил» — создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.
Этот жанр представляет собой создание лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемный объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов. Например, декорирование поверхности бисером, семенами растений, природным материалом. В некоторых случаях в технике пластилинографии производится модификация изделия, что приводит к созданию оригинальных произведений. Например, на плоской поверхности графически изображается пейзаж, а детали переднего плана изображаются пластилинографии.
Освоение отдельных технических приемов пластилинографии вполне доступно детям дошкольного возраста и может внести определенную новизну в творчество детей, сделать его более интересным и увлекательным.
Пластилинография имеет ярко выраженные характерные черты: новизна, креативность, коммуникативность, коллективный характер творчества, высокое совершенство языка, связь с окружающей жизнью.
Торцевание - это один из видов продуктивной деятельности - техника изготовления объемных поделок из бумаги. В основе этой техники - создание изображений и предметов с помощью объемных элементов из бумаги. Объемный элемент торцевания называют «торцовкой» или «торчком». Он представляет собой сжатый в виде воронки или конуса кусочек мягкой бумаги. Именно из таких элементов и создается задуманное изделие. Каждая такая «торцовка», как один мазок кисти в создании картины.
Торцевание на бумаге подразделяется на:
- контурное (торцовки выкладываются по контуру изображения, не заполняя внутреннее пространство);
- плоскостное (торцовки располагаются плотно друг к другу по всей поверхности рисунка);
- объёмное (торцовки приклеиваются под разным углом наклона к поверхности листа, что позволяет создать объёмное изображение);
-многослойное (торцовки вклеивают друг в друга слоями, одну внутрь другой).
Детское творчество успешно развивается в тех условиях, когда процесс воспитания и обучения планомерный и систематический. Главное заинтересовать ребенка, поддержать его. Приобщая ребенка к миру прекрасного, мы развиваем трудолюбие, усидчивость, художественный вкус, воображение, мышление, эмоциональное положительное отношение к миропониманию.
Занимаясь пластилинографией и торцеванием, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.
- Одним из несомненных достоинств занятий по продуктивной деятельности с детьми дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний. Деятельность пластилинографией позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, и т.д.). Реализуют познавательную активность. Весь подбираемый материал для занятий с детьми имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти. Они позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применять первые варианты обобщения.
- В интересной игровой форме обогащают свой словарь. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря, пониманию ребенком речи окружающих.
- Знакомятся с художественными произведениями, стихами, потешками, пальчиковыми играми.
- У детей появляются первые элементарные математические представления о счете, размере, величине.
- Развивают сенсорные эталоны. Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с детьми по пластилинографии. В младшей группе происходит развитие общих сенсорных способностей: цвет, форма, величина.
- У детей воспитывается тактильные и термические чувства пальцев. Необходимость тактильного и термического чувства кончиками и подушечками пальцев обусловлена практикой жизни, должна стать необходимой фазой обучения, накопления социокультурного опыта ребенка.
Цель:
Развивать познавательные, конструктивные, творческие и художественные способности дошкольников в процессе создания образов, используя различные материалы и нетрадиционные техники (пластилинография , торцевание). Создать условия для развития личности, способной к творчеству и самореализации через воплощение в художественной работе собственных неповторимых черт и индивидуальности.
Задачи:
- Раскрыть природу и сущность художественного труда как творческой деятельности человека;
- формировать творческие способности посредством расширения общекультурного кругозора и создать условия для творческой самореализации личности ребёнка;
- развивать творческие способности детей посредством изготовления изделий практического характера своими руками;
- формировать умение передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии, торцевания;
- закреплять умение работать на заданном пространстве;
- закреплять приёмы лепки;
- развивать осязание и тактильно-двигательного восприятия.
Материал для пластилинографии:
1. Плотный цветной картон.
2. Цветной пластилин.
3. Доска для лепки.
4. Салфетка для рук.
5. Игрушки, иллюстрации и дидактический материал, соответствующий тематике занятия.
6. Обычный медицинский шприц, специальные наборы формочек и шприцы для пластилина.
Материал для торцевания:
1. Гофрированная бумага
2. Плотная бумага или цветной картон
3. Карандаш или стержень от ручки
4. Клей
5. Ленточки, пайетки, блёстки, декоративные дыроколы и др.
Таблица смешивания цветов:
Розовый (для лепки рук, ног, лица) = 1/5 красного + 4/5 белого
Темно-серый (для лепки волка) = 3/5 черного + 2/5 белого
Светло-серый (для лепки зайчика) = 7/8 белого + 1/8 черного
Салатовый (травянистый) = 1/2 зеленого + 1/2 желтого
Светло-зеленый (для листочков) = 1/3 желтого + 2/3 зеленого. Если добавить 1/5 белого, можно использовать для выполнения молодых листочков.
Фиолетовый = 1/3 красного + 3/3 синего.
Охра =1/ желтого + 1/2 коричневого.
Мраморный - валики из пластилина разных цветов скручивают в жгут и слегка перемешивают, не допуская полного поглощения цветов.
Технология по художественному творчеству с использованием нетрадиционных техник пластилинографии и торцевания имеет художественно-эстетическую направленность и создана на основе методических пособий:
- Аверьянова А.П. «Изобразительная деятельность в детском саду»,
- Белая А.Е. «Пальчиковые игры для развития речи дошкольников»,
- Белошистая А.В., Жукова О.Г. «Бумажные фантазии»,
- Давыдова Г.Н. «Пластилинография для малышей», «Пластилинография-2»
- «Коллективное творчество дошкольников. Конспекты занятий»,
- Никитина А.В «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»
- Тихомирова О.Ю. Лебедева Г.А. «Пластилиновая картина»
- Халезова Н.Б. "Народная пластика и декоративная лепка в детском саду"
- Шкицкая И.О. «Аппликации из пластилина»
Перспективное планирование средняя группа
Неделя | Тема занятия | Программное содержание | Приемы работы |
Сентябрь | |||
1-я | «Что такое пластилинография?» | -Познакомить детей с техникой пластилинографии, приемами выполнения декоративных налепов разной формы; Напомнить детям свойства пластилина, закрепить приемы его использования: прищипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы, плотное соединение частей путем примазывания одной части изделия к другой | |
2-я | «Цветные шарики» | -Закрепить умение раскатывать комочки пластилина кругообразными движениями. -Формировать умение прикреплять готовую форму на плоскость путём равномерного расплющивания по поверхности основы. -Развивать мелкую моторику рук. -Развивать эстетическое и образное восприятие. | Раскатывание, расплющивание |
3-я | «Бусинки на ниточке» | -Закреплять умение лепить предмет, состоящий из нескольких частей, располагать элементы (бусинки) близко друг к другу, в определённом порядке, чередуя их по цвету. -Уточнить знание детей о круглой форме предметов, закрепить умение лепить шарики малого размера, скатывая их кругообразным движением пальцев руки. -Закреплять знания о цвете. -Развивать чувство ритма. | Скатывание, расположение |
Октябрь | |||
1-я | « Осенний листочек ». | -Учить использовать в своей работе несколько цветов пластилина. -Учить детей размазывать “пятнышко” на горизонтальной поверхности. | Размазывание |
2-я | «Грибочки» | -Закреплять знания детей о времени года и характерных признаках осени, ежах и грибах. -Развивать умение видеть связь между реальной формой и формой изображаемых объектов, передавая характерные природные особенности и цвет. -Развивать креативное мышление детей (путем решения проблемных ситуаций), любознательность, творческое воображение, фантазию, мелкую моторику кистей рук. -Воспитывать любознательность, интерес к познанию живой природы и отражению впечатлений в разных видах художественной деятельности. -Воспитывать чувство сопереживания и взаимопомощи. | |
3-я | «Осеннее дерево» | -Подводить к образной передаче явлений и учить передавать образ осеннего дерева посредством пластилинографии. -Формировать умение детей скатывать из пластилина колбаску прямыми движениями, делить её на мелкие равные части при помощи стеки. -Упражнять в скатывании маленьких шариков круговыми движениями, преобразовании их в овальную форму прямыми движениями пальцев рук и сплющивании, стимулируя активную работу пальцев. -Развивать у детей эстетическое восприятие осенней природы, образное и пространственное восприятия. -Закрепить знания об оранжевом, жёлтом и красном цвете. | Скатывание, сплющивание |
Ноябрь | |||
1-я | «Птичка - невеличка» | -Упражнять в умении раскатывать комочки пластилина круговыми и прямыми движениями ладоней. -Продолжать формировать умение прикреплять готовую форму на поверхность путём равномерного расплющивания на поверхности основы. -Развивать аккуратность в работе с пластилином. -Воспитывать любознательность, интерес к познанию. | Расскатывание, умение прикреплять готовую форму |
2-я | « Добрый ёжик» | -Закреплять знания детьми овальной формы, приёмов изготовления такой формы: раскатывание прямыми движениями ладоней, оттягивание, сплющивание. -Формировать умение использовать в работе дополнительные предметы для передачи характерных признаков объектов. -Упражнять в расплющивании готовой формы на горизонтальной плоскости. -Развивать мелкую моторику. -Воспитывать аккуратность в работе. | Расскатывание, оттягивание, сплющивание |
3-я | «Капельки - дождя» | -Познакомить детей с разнообразным природным материалом и его свойствами (ломается, склеивается, слоится, плавает, намокает); учить делать поделки. -Воспитывать трудолюбие, аккуратность. | Использовать все приемы лепки |
Декабрь | |||
1-я | «Чудо- снежинки» | Познакомить детей со жгутами и жгутиками (пластилинография из жгутиков) Формировать умение составлять изображение из жгутиков, выкладывая их по кругу. | Раскатывание жгутиков. |
2-я | «Снеговик - почтовик» | -Формировать умение детей составлять изображение целого объекта из частей, одинаковых по форме, но разных по величине, создавая образ снеговика посредством пластилина на горизонтальной плоскости. -Совершенствовать умение скатывать комочки пластилина между ладонями, придавая им шарообразную форму. -Упражнять в равномерном расплющивании готовой формы на поверхности основы. -Воспитывать эмоциональную отзывчивость к событиям, происходящим в жизни детей в определённое время года. | Скатывание, выкладывание |
3-я | «Новогодний наряд для ёлочки» | -Упражнять в раскатывании комочков пластилина круговыми движениями рук и расплющивании по поверхности основы. -Развивать цветовосприятие, умение видеть красоту в сочетании тёмно-зелёного цвета ели с яркими цветами украшений. -Поддерживать радостное настроение детей от предстоящего праздника. -Развивать интерес к работе. | Раскатывание , Расплющивание |
Январь | |||
1-я | «Необычная чашка» | - Развивать представления детей о посуде, её характерных особенностях. -Упражнять в умении раскатывать комочки пластилина круговыми движениями ладоней и украшать ими готовую форму. -Продолжать формировать умение прикреплять готовую форму на поверхность путём равномерного расплющивания на поверхности основы. -Развивать аккуратность в работе с пластилином. -Закрепить знания о цветах. -Воспитывать интерес к русским традициям – чаепитие. | Раскатывание, расплющивание |
2-я | «Матрёшка для Антошки» | -Познакомить с русскими традициями и игрушками. -Формировать умение создавать лепную картину с выпуклым изображением. -Совершенствовать умение скатывать комочки пластилина между ладонями, придавая им шарообразную форму. - Развивать мелкую моторику рук. -Развивать внимание, наблюдательность. | Скатывание , примазывание. |
3-я | « Неваляшка - Чебурашка» | - Закреплять технику создания изображений на плоскости при помощи пластилина. -Учить создавать целостность объекта из отдельных частей, используя навыки придавливания деталей к основе. | |
Февраль | |||
1-я | «Самолётик» | -Формировать умение детей делить брусок пластилина на глаз на две равные части, раскатывать его прямыми движениями ладоней. -Формировать умение детей составлять на плоскости предмет, состоящий из нескольких частей, добивать точной передаче формы предмета, его строения, частей. -Развивать умение дополнять изображение характерными деталями (окошечками-иллюминаторами), используя знакомые приёмы работы: раскатывание, сплющивание. -Закрепить знания о голубом и синем цветах | Использование знакомых приемов лепки |
2-я | Галстук для папы «Танк» | -Продолжать формировать умение составлять изображение из маленьких шариков пластилина. -Развивать интерес, творческие способности. | Выкладывание, раскатывание |
3-я | «Весёлый светофорчик» | -Закреплять знания детей о светофоре, назначении его цветов. -Упражнять в умении раскатывать комочки пластилина круговыми движениями ладоней. -Продолжать формировать умение прикреплять готовую форму на поверхность путём равномерного расплющивания на поверхности основы. -Воспитывать аккуратность в работе с пластилином. | Раскатывание, прикрепление, расплющивание |
Март | |||
1-я | «Цветок для любимой мамы» | -Воспитывать у детей доброжелательность, аккуратность в процессе рисования пластилином. - Развивать познавательный интерес к природе, живым цветам. -Учить отражать в изобразительной деятельности природные особенности растения: оригинальную форму и расцветку лепестков. - Продолжать развивать глазомер и цветовосприятие. | Скручивание, смешивание цветов |
2-я | «Синий платочек» | -Упражнять в умении раскатывать комочки пластилина круговыми и прямыми движениями ладоней и украшать ими готовую форму. -Продолжать формировать умение прикреплять готовую форму на поверхность путём равномерного расплющивания на поверхности основы. -Развивать мелкую моторику рук, воображение, творческие способности детей. -Воспитывать аккуратность в работе с пластилином. | Раскатывание |
3-я | «Веточка мимозы» | -Способствовать радостному весеннему настроению. -Закрепить приёмы раскатывания пластилина между ладонями круговыми и прямыми движениями. -Развивать эстетическое восприятие, умение красиво, аккуратно, в определенной последовательности располагать шарики около листочков для передачи образа веточки мимозы. -Воспитывать любовь и внимание к родным и близким. | Раскатывание, выкладывание |
Апрель | |||
1-я | «Ты свети нам всегда!» | - Учить самостоятельно отщипывать кусочки пластилина и сплющивать их на листе картона. -Раскатывать жгутики на горизонтальной поверхности и раскладывать их по кругу. | Отщипывание , сплющивание |
2-я | «Букетик ландышей» | -Продолжить знакомство детей с миром природы. - Закрепить умение раскатывать шарики между ладонями круговыми движениями и сплющивать их между пальчиками. -Стимулировать активную работу пальцев рук. | Раскатывание, сплющивание |
3-я | «Знакомство с планетами» | -Вызвать у детей интерес к теме космоса, развивать фантазию творчества, воображение. -Закреплять представления о цвете и размерах предметов. -Закреплять умение смешивать разные оттенки пластилина с целью получения новых. | |
Май | |||
1-я | «Красота радуги» | -Формировать умение детей изображать дугообразную форму радуги и порядок цветов в ней. -Упражнять детей в раскатывании колбасок разного цвета примерно одной толщины, разной длины прямыми движениями рук. -Продолжать формировать умение использовать стеку для отрезания лишних концов при укладывании радужных полос. -Развивать чувство прекрасного (красивая разноцветная радуга) -Воспитывать самостоятельность, усидчивость, аккуратность. | Раскатывание, смешивание. |
2-я | «Цветик-семицветик» | -Формировать умение передавать пластическим способом изображение цветка, части растения, располагая их на плоскости. -Закреплять умение использовать в работе знакомые приёмы лепки: скатывание, раскатывание, сплющивание, оттягивание; умение пользоваться стекой. -Развивать воображение, умение замечать особенности сказочного образа, его отличие от реального. -Воспитывать любовь к красивому, чувство удовлетворения, радости от созданного изображения. -Закреплять знания об основных цветах спектра. | |
3-я | «Насекомые проснулись» | -Обобщить представление о насекомых. - Развивать умение работать в коллективе дружно и аккуратно, творческое и образное мышление детей. - Поощрять инициативу детей и желание дополнить композицию. |
Перспективное планирование старшая группа
Неделя | Тема занятия | Программные задачи | Приёмы работы | |||
Сентябрь | ||||||
1-я | «Летний луг» Прямая и обратная пластилинография. | Способствовать развитию у детей эстетического восприятия окружающего мира, научить замечать и любоваться природными формами растений. Представить летние цветы: ромашки, розы, васильки. Продолжать осваивать навыки работы с пластилином: скатывать длинные колбаски и делить их стекой на равные части, перекручивать пластилиновые колбаски в жгутики, наносить рельефный рисунок поверх пластилиновой основы. | Приёмы работы: скатывание длинных колбасок и деление их стекой на равные части.
| |||
2-я | «Веселый мухоморчик» (мозаичная пластилинография или пластилиновая мозаика) | Создать условия для обучения изображению в полуобъёме целостного объекта – мухоморчика из отдельных частей на горизонтальной плоскости. Учить детей самостоятельно раскладывать пластилиновые шарики друг за другом.Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер. | Приёмы работы: отщипывание, скатывание шариков пальцами, выкладывание их по контуру.
| |||
3-я | «Две подружки – вишенки» (модульная пластилинография) | -Создать условия для обучения изображению в полуобъёме целостного объекта – вишенок из жгутиков. Формировать умение действовать по образцу. -Продолжать освоение приемов пластилинографии. Подвести к созданию выразительного образа посредством цвета и объема. Закреплять умения аккуратно использовать пластилин в своей работе. Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер. | Приёмы работы: Скатывание длинных жгутиков пальцами, нанесение рельефного рисунка поверх пластилиновой основы.
| |||
4-я | «Корзиночка грибов» (прямая пластилинография) | Формировать интерес к окружающему миру, реалистические представления о природе. Учить использовать знания и представления об особенностях внешнего вида грибов. Развивать умение находить с помощью взрослых ответы на вопросы, возникающие в ходе выполнения работы. Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер. | Приёмы работы: Отщипывание, скатывание колбасок, размазывание их на пластилиновой основе по контуру.
| |||
Октябрь | ||||||
1-я | Пшеничный букет. (прямая пластилинография) | Формировать эмоциональное восприятие окружающего мира, реалистическое представление о природе. Используя пластилинографию, учить детей выражать в художественно-творческой деятельности свои впечатления и наблюдения. Побуждать их передавать разнообразие форм. Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер. | Приёмы работы: раскатывание, деление колбаски на равные кусочки с помощью стеки, сплющивание.
| |||
2-я 3-я | Коллективная работа «Золотая осень» (прямая пластилинография) Ветка рябины. (прямая пластилинография) | Создать условия для обучения созданию на плоскости пейзажа «Золотая осень» с передачей характерных особенностей внешнего строения деревьев посредством пластилинографии. Создать эмоциональное, радостное отношение к яркой осенней природе средствами художественного слова, музыки, произведений живописи. Жанр изобразительного искусства - пейзаж. Учить детей работать вместе, создавая коллективную работу и находить место своей работе на общем фоне. Формировать эмоциональное восприятие окружающего мира, реалистическое представление о природе. Используя пластилинографию, учить детей выражать в художественно-творческой деятельности свои впечатления и наблюдения. Побуждать их передавать разнообразие форм. Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер. | Приемы работы: придавливание, примазывание, разглаживание границ соединения частей.
Приёмы работы: раскатывание, деление колбаски на равные кусочки с помощью стеки, сплющивание.
| |||
4-я | Лисёнок (модульная пластилинография, жгутики) | Формировать реалистическое представление о диких животных. Создать условия для обучения изображению в полуобъёме целостного объекта – лисёнка из жгутиков. Побуждать детей передавать разнообразие форм. Формировать умение действовать по образцу. Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер. | Скатывание длинных жгутиков пальцами, нанесение рельефного рисунка поверх пластилиновой основы.
| |||
Ноябрь | ||||||
1-я | Мишка – Косолапый(модульная пластилинография-жгутики). | Формировать реалистическое представление о диких животных, их подготовке к зиме. Создать условия для обучения изображению в полуобъёме целостного объекта – медвежонка из жгутиков. Формировать умение действовать по образцу. Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер. | Скатывание длинных жгутиков пальцами, нанесение рельефного рисунка поверх пластилиновой основы.
| |||
2-я | Пёс-Барбоска (модульная пластилинография-жгутики) | Формировать реалистическое представление о домашних животных. Создать условия для обучения изображению в полуобъёме целостного объекта – собаки из жгутиков. Формировать умение действовать по образцу. Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер. | Скатывание длинных жгутиков пальцами, нанесение рельефного рисунка поверх пластилиновой основы.
| |||
3-я | Весёлые картинки – по выбору детей (мозаичная пластилинография) | Учить самостоятельно отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них шарики. Учить раскладывать готовые пластилиновые шарики на заданном пространстве. Учить использовать в своей работе несколько цветов пластилина. Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер. | Отщипывание, скатывание шариков пальцами, сплющивание.
| |||
4-я | «Цветочек в горшочке». (модульная пластилинография) | Учить создавать выразительный и интересный сюжет в полуобъеме, используя нетрадиционную технику рисования пластилином. Совершенствовать технические и изобразительные навыки, умения. Использовать в работе различный бросовый материал. Развивать детское творчество | Скатывание длинных жгутиков пальцами, нанесение рельефного рисунка поверх пластилиновой основы.
| |||
Декабрь | ||||||
1-я | «Рыбки в аквариуме» (витражная пластилинография) | Формировать представления детей об обитателях подводного мира. Продолжать осваивать приемы работы с пластилином: преобразовывать шарообразную форму в овальную, выгибать исходную форму в дугу, выполнять налепы на готовую основу изображаемого объекта. Развивать эстетическое и образное мышление. | Налеп, отщипывание, скатывание шариков пальцами, сплющивание. | |||
2-я | «Новогодняя игрушка с символом года» (прямая пластилинография) | Ознакомить детей с понятием "игрушка". Воспитывать интерес к игрушкам в разное время года. Продолжать учить наносить рельефный рисунок с помощью стеки для придания выразительности изображаемым объектам. Развивать чувство цвета, закрепить знания об оттенках белого. | Отщипывание, скатывание шариков пальцами, сплющивание.
| |||
3-я | И вот она, ёлочка наша… (модульная пластилинография) | Учить создавать изображения в технике пластилинографии. Развивать мелкую моторику пальцев рук. | Скатывание длинных жгутиков пальцами, нанесение рельефного рисунка поверх пластилиновой основы.
| |||
4-я | Новогодняя мозайка. (прямая пластилинография) | Развивать умение самостоятельно задумывать сюжет картины. Учить задавать вопросы, возникающие по ходу занятия. Закреплять умения оценивать работу сверстников и свою, радоваться успехам других. | Размазывание на горизонтальной поверхности сверху вниз, слева - направо. Раскатывание шариков, сплющивание.
| |||
Январь | ||||||
1-я | Знакомство с новой техникой «торцевание». Снежинка. (контурное торцевание) | Знакомство с техникой «торцевание»; правилами техники безопасности; правилами выполнения работы; инструментами, необходимыми для данной работы; этапами работы. Учить строить круговой узор из центра, симметрично располагая элементы на лучевых осях или путём симметричного наращивания элементов по концентрическим кругам. | Изготовление торцовок и выкладывание их по контуру.
| |||
2-я | За окошком снегири. (прямая пластилинография) | Обобщить представления детей о зимующих птицах. Разобрать особенности внешнего вида снегиря. Побуждать детей точно передавать внешний вид объекта; подбирать цвет и сопоставлять размер. Развивать творческое воображение. Формировать навыки самостоятельной работы. | Размазывание на горизонтальной поверхности сверху вниз, слева - направо.
| |||
3-я | Золотая хохлома. (прямая пластилинография) | Приобщать детей к миру декоративно-прикладного искусства. Развивать интерес к народным ремеслам. Закрепить знание элементов хохломской росписи: Ягоды, цветы, завиток травки. Учить созданию узоров, используя технику пластилинографии. Вызвать желание придумывать свой узор, используя знакомые элементы. Развивать фантазию творчества, чувство цвета, фактурности, объемности, композиции. Закреплять представления о цвете и размерах предметов. | Размазывание на горизонтальной поверхности сверху вниз, слева - направо. Раскатывание жгутиков, шариков, сворачивание длинного жгутика по спирали.
| |||
4-я | Волшебные домики домики (мозаичная + модульная пластилинография) | Развивать умение самостоятельно задумывать сюжет картины. Учить задавать вопросы, возникающие по ходу занятия. Закреплять умения оценивать работу сверстников и свою, радоваться успехам других. | Раскатывание жгутиков, выкладывание их по контуру. Скатывание шариков, сплющивание их на горизонтальной поверхности.
| |||
Февраль | ||||||
1-я | «Петя, Петя - петушок.» (прямая пластилинография) | Продолжить знакомство детей с миром природы, образом жизни домашних птиц. Закрепить умение скатывать пальчиком короткие отрезки в шарики кругообразными движениями. Стимулировать активную работу пальцев рук. | Неполное примазывание пластилинового шарика. Размазывание на горизонтальной поверхности.
| |||
2-я | Сердечко для любимого человечка.» (контурное торцевание) | Продолжать знакомство с техникой «торцевание», правилами выполнения работы. Познакомить с традициями празднования Дня Святого Валентина. Воспитывать у детей доброжелательность, чувство сопереживания. Развивать мелкую моторику рук, творческие способности, усидчивость, внимание. | Изготовление торцовок и выкладывание их по контуру.
| |||
3-я | Открытка для папы. Кораблик. | Побуждать детей к изготовлению подарков для близких. Учить создавать на плоскости полуобъемный объект – «кораблик», сочетая разные приемы техники – пластилинографии. Закреплять умения и навыки в работе с пластилином, побуждать к самостоятельному выбору цветов пластилина и деталей интерьера картины; закреплять знания о российской армии, развивать творческие способности, внимание, фантазию, общую и мелкую моторику; воспитывать самостоятельность, инициативу, умение рассказывать о своих чувствах и настроении. Воспитывать чувство уважения, любовь к родным и близким. | Раскатывание шариков, сплющивание их на горизонтальной поверхности.
| |||
4-я | Овечка. (скатывание шариков из белых салфеток) | Воспитывать бережное отношение к животным через изображение их образов в нетрадиционных техниках. Упражнять в комбинировании различных художественных техник. Развивать чувство цвета, фактурности, объемности, композиции. | Скатывание шариков из белых салфеток, рисование пальчиками.
| |||
Март | ||||||
1-я | Цветок для мамы (контурное торцевание) | Воспитывать эстетическое отношение к образу мамы через изображение цветов в различных техниках, развивать цветовосприятие, чувство композиции, воображение. | Изготовление торцовок и выкладывание их по контуру.
| |||
2-я | Натюрморт (аппликация + прямая пластилинография) | Формировать эстетическое отношение к бытовым предметам и их художественным изображениям в натюрморте. Упражнять в комбинировании различных техник. | Размазывание на горизонтальной поверхности сверху вниз, слева - направо. Раскатывание шариков, сплющивание их на горизонтальной поверхности.
| |||
3-я | «Ночная птица». (прямая пластилинография) | Продолжить знакомство детей с миром природы, формировать представление об образе жизни ночных птиц - сов. Закрепить умение скатывать пальчиком короткие отрезки в шарики кругообразными движениями, размазывать их по горизонтальной поверхности. Стимулировать активную работу пальцев рук. | Скатывание шариков, размазывание по горизонтальной поверхности.
| |||
4-я | Доктор леса. (контурная пластилинография) | Продолжить знакомство детей с миром природы. Формировать представление об образе жизни перелётных птиц. Развивать мелкую моторику рук, творческие способности, усидчивость, внимание. | Раскатывание жгутиков, выкладывание их по контуру.
| |||
Апрель | ||||||
1-я | "Пробуждение весны" (прямая пластилинография) | Формировать у детей интерес к пробуждающейся весенней природе, дать представление о первоцветах. Закреплять умение и навыки детей в работе с пластилином. Продолжать развивать мелкую моторику рук. | Размазывание на горизонтальной поверхности сверху вниз, слева – направо; придавливание, примазывание, разглаживание границ, соединение частей. Раскатывание жгутиков, выкладывание их по контуру.
| |||
2-я | Загадочный космос. (витражная пластилинография) | Способствовать расширению знаний детей о космосе, космическом транспорте. Формировать умение создавать фантастические рисунки выразительными средствами. Учить детей самостоятельно приемом размазывания, завершать рисунок. | Размазывание на горизонтальной поверхности сверху вниз, слева - направо.
| |||
3-я | «Пасхальный цыпленок» ( торцевание силуэта) | Продолжить знакомство детей с миром природы. Упражнять в комбинировании различных техник. Развивать цветовосприятие, чувство композиции. Формировать умение изготавливать торцовки, заполнять силуэт. | Изготовление торцовок, заполнение силуэта.
| |||
Май | ||||||
1-я | «Голубь – символ мира» (торцевание силуэта) | Продолжить знакомство детей с миром природы. Упражнять в комбинировании различных техник. Развивать цветовосприятие, чувство композиции. Формировать умение изготавливать торцовки, заполнять силуэт. | Изготовление торцовок, заполнение силуэта.
| |||
2-я | Гусеница на листике (модульная - пластилиновые жгутики) | Способствовать расширению знаний детей о многообразии видов и форм насекомых. Способствовать развитию формообразующих движений рук в работе с пластилином. Развивать творческие способности, воображение, память, внимание. | Скатывание длинных жгутиков пальцами, нанесение рельефного рисунка поверх пластилиновой основы.
| |||
3-я | Бабочка (контурная пластилинография - рисование жгутиками) | Обобщить представление о насекомых. Развивать умение работать в коллективе дружно и аккуратно, творческое и образное мышление детей. Поощрять инициативу детей и желание дополнить композицию. Развивать мелкую моторику рук. | Скатывание длинных жгутиков пальцами, нанесение рельефного рисунка поверх пластилиновой основы.
| |||
4-я | Диагностика усвоенных приёмов лепки. |
Перспективное планирование подготовительная группа
Неделя | Тема занятия | Программные задачи | Приемы работы | ||||
Сентябрь | |||||||
1-я | "Орнамент" | Напомнить детям свойства пластилина, закрепить приемы его использования: прищипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы, плотное соединение частей путем примазывания одной части изделия к другой. | Прищипывание, сплющивание, оттягивание, примазывание. | ||||
2-я | Пластилиновая картина «Осенний пейзаж» | Учить создавать композицию на готовом эскизе. Закрепить приёмы скатывания, расплющивания. Расширять представления детей о красоте природы в вечернее время суток. Воспитывать чувство взаимопомощи. | Скатывание, расплющивание. | ||||
3-я | Ваза с фруктами | Создать условия для обучения создания выразительного образа предмета – вазы с фруктами – посредством передачи объема и цвета на горизонтальной плоскости. Учить отщипывать, скатывать колбаску пальцами, разглаживать готовую поверхность. | Отщипывание, скатывание, разглаживание. | ||||
4-я | «Ветка рябины» | Формировать у детей обобщенное понятие о цветах. Развивать умение находить связи между формами настоящих и изображаемых цветов, передавать их природные особенности, цвет. Напомнить детям о свойствах пластилина: мягкий, податливый, способный принимать заданную форму. | Отщипывание, скатывание, выкладывание. | ||||
Октябрь | |||||||
1-я | «Осеннее дерево – по выбору детей» (торцевание) | Формировать интерес к окружающему миру, реалистические представления о природе. Учить использовать знания и представления об особенностях внешнего вида деревьев: строении, величине, цвете, видах. Развивать умение находить с помощью взрослых ответы на вопросы, возникающие в ходе выполнения работы. Совершенствовать технические и изобразительные навыки, умения. Развивать детское творчество, мелкую моторику рук, память, внимание. | Изготовление торцовок и выкладывание силуэта | ||||
2-я | Весёлый гномик | Совершенствовать умение отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них шарики. Учить раскладывать готовые пластилиновые шарики на заданном пространстве. Учить использовать в своей работе несколько цветов пластилина. Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер. | Отщипывание, скатывание, выкладывание. | ||||
3-я | Подсолнух – солнечный цветок! (плоскостное торцевание + аппликация) | Упражнять в комбинировании различных техник. Формировать умение изготавливать торцовки, заполнять силуэт. Закреплять умение, используя цветовую гамму и знакомые приемы работы с бумагой, точно передавать характерные особенности цветка; развивать внимание, память, эстетическое восприятие, общую и мелкую моторику рук; расширять знания детей о значении подсолнуха, воспитывать любовь к природе. | Изготовление торцовок и выкладывание по силуэту. | ||||
4-я | Чудо-птица (прямая пластилинография) | Узнавать знакомые образы на иллюстрациях: жар-птица; закрепить представление об особенностях изображения сказочных образов птиц; учить создавать коллективную работу – иллюстрации к книжке; продолжать учить смешивать пластилин разных цветов для получения разных оттенков. Учить отщипывать, скатывать колбаску пальцами, разглаживать готовую поверхность. Формировать творческое воображение детей; развивать мелкую моторику рук | Отщипывание, размазывание, скатывание, смешивание. | ||||
Ноябрь | |||||||
1-я | Знакомство с техникой «Миллефиори» Фантастические цветы | Знакомство с техникой «Миллефиори»; правилами техники безопасности; правилами выполнения работы; инструментами, необходимыми для данной работы; этапами работы. |
| ||||
2-я | Домашние животные | Прививать любовь и бережное отношение к «братьям меньшим», к своим домашним питомцам. Учить передавать строение фигуры кошки, разное положение туловища животного. Развивать мелкую моторику рук. | Отрабатывать разные приемы работы с пластилином. | ||||
3-я | «Корзина цветов для мамы» | Создавать основу композиции – корзинку, переплетая колбаски коричневого и белого цвета в шахматном порядке. Формировать композиционные навыки. Развивать умение любоваться природными формами и преобразовать их в декоративные. Воспитывать любовь и уважение к близким людям, желание доставлять радость своей работой. |
| ||||
4-я | «Букет для любимой бабушки» | Учить создавать композицию из отдельных деталей, используя имеющиеся умения и навыки работы с пластилином – раскатывание, сплющивание, сглаживание. Закреплять умение детей выполнять лепную картинку, когда детали предметов сохраняют объем и выступают над поверхностью основы. Воспитывать любовь и уважение к близким людям, желание доставлять радость своей работой. |
| ||||
Декабрь | |||||||
1-я | «Сказочное дерево» (прямая пластилинография) | Развивать чувство цвета, закрепить знания об оттенках белого. Ознакомить детей с понятием «пейзаж». Продолжать учить наносить рельефный рисунок с помощью стеки для придания выразительности изображаемым объектам. Воспитывать интерес к природе в разное время года. | Раскатывание, скручивание, смешивание . | ||||
2-я | Снегири на ветке Торцевание | Вызвать интерес к миру природы птиц, формировать реалистическое представление о ней. Продолжать учить детей делать аккуратные и ровные заготовки – торцовки, учить создавать композиции в данной технике; развивать моторику, чувство вкуса, воображение, творческое мышление, поддерживать интерес к технике «торцевание». Формировать композиционные навыки, цветовосприятие. Прививать любовь к птицам. | Изготовление торцовок и выкладывание по образцу. | ||||
3-я | Новогодняя сказка (модульная пластилинография - рисование жгутиками) | Развивать образное мышление, умение создавать знакомый образ, с опорой на жизненный опыт детей. Закреплять умение использовать в работе нетрадиционную технику изображения – пластилинографию; добиваться реализации выразительного, яркого образа, дополняя работу элементами бросового материала (блестки); Воспитывать самостоятельность. |
| ||||
4-я | Снегурочка (прямая пластилинография) | Учить создавать знакомый образ с опорой на жизненный опыт детей. Закрепить умение дополнять работу элементами бросового материала. Закрепить приёмы скатывания, расплющивания, деления с помощью стеки. Закреплять знания о времени года -зима, и сказочных персонажах. | Скатывание, расплющивание. | ||||
Январь | |||||||
1-я | Пингвины на льдине (прямая пластилинография) | Познакомить детей с представителями животного мира - пингвинами. Учить передавать характерное строение птицы. Развивать творческое воображение, цветовосприятие, мелкую моторику рук. |
| ||||
2-я | Рождественский цветок (Техника Миллефиори) | Продолжать знакомство с техникой «Миллефиори». Развивать умение любоваться природными формами и преобразовать их в декоративные. Развивать мелкую моторику рук, память, внимание. Воспитывать любовь и уважение к близким людям, желание доставлять радость своей работой. |
| ||||
3-я | Животные жарких стран. Жираф | Воспитывать интерес к животным жарких стран, пробуждать желание изобразить животное, передавая особенности его строения средствами пластилинографии, показать выразительные возможности данной техники. Учить детей составлять предмет из отдельных частей. Упражнять в использовании ранее полученных навыков: скатывание, расплющивание объёмной формы, сглаживание границ соединения частей. Поощрять самостоятельное детское творчество, инициативу, способность вносить в композицию дополнение. Продолжать развивать мелкую моторику рук. | Скатывание, расплющивание, сглаживание, соединение. | ||||
Февраль | |||||||
1-я | Сердечки. (витражная пластилинография) | Познакомить с обратной пластилинографии (витражная) - изображение лепной картины с обратной стороны горизонтальной поверхности (с обозначением контура), использовать для работы пластиковую прозрачную поверхность (прозрачные пластиковые крышки, контейнеры и т.д.) Развивать творческое мышление. Поощрять инициативу и самостоятельность детей в построении композиции, попытки дополнить рисунок по теме работы. Развивать мелкую моторику рук. |
| ||||
2-я | «Разные виды военной техники» (торцевание) | Расширять знания детей о праздниках и традициях. Обобщить знания о государственном празднике «День защитника Отечества», познакомить с профессией лётчика. Продолжать учить детей делать аккуратные и ровные заготовки – торцовки, учить создавать композиции в данной технике; развивать моторику, чувство вкуса, воображение, творческое мышление, поддерживать интерес к технике «торцевание». | Изготовление торцовок, выкладывание по образцу. | ||||
3-я | Удивительная дымка – «Барышня» | Продолжать знакомить детей с творчеством дымковских мастеров, с художественными традициями в изготовлении игрушек. Расписывать готовый силуэт пластилином, сочетая оформление однородных по цвету частей с узором в стиле дымковской росписи. Самостоятельно выбирать элементы узора для украшения кокошника и юбки дымковской куклы-водоноски, сочетая в узоре крупные элементы с мелкими. Воспитывать детей на народных традициях, показывая народное изобразительное искусство нераздельно от устного народного творчества. |
| ||||
4-я | «Святая Пасха» (торцевание) | Расширять знания детей о праздниках и традициях. Обобщить знания о празднике «Святая Пасха», с ее обрядами. Продолжать учить детей делать аккуратные и ровные заготовки – торцовки, учить создавать композиции в данной технике; развивать моторику, чувство вкуса, воображение, творческое мышление, поддерживать интерес к технике «торцевание». |
| ||||
Март | |||||||
1-я | Поздравительная открытка «С 8 Марта» (аппликация + торцевание) | Расширять знания детей о праздниках и традициях. Обобщить знания о государственном празднике «Международный Женский День – 8 Марта». Продолжать учить детей делать аккуратные и ровные заготовки – торцовки, учить создавать композиции в данной технике; развивать моторику, чувство вкуса, воображение, творческое мышление, поддерживать интерес к технике «торцевание». |
| ||||
2-я | Душистая мимоза для мамочки (прямая пластилинография, ) | Расширять знания детей о южных растениях, их строении и цвете. Учить лепить мимозу приёмом скатывания маленьких жёлтых шариков, равномерно распределять вдоль стебля. Развивать координацию движения рук, мелкую моторику. Формировать композиционные навыки, цветовосприятие. Прививать любовь к матери, желание сделать для неё подарок. |
| ||||
3-я | «Городецкая роспись – тарелочка» (прямая пластилинография) | Продолжать знакомство с городецкой росписью. Учить изображать элементы росписи при помощи пластилина. Развивать чувство композиции, умение красиво располагать узор на заданном силуэте. Закрепить умение смешивать пластилин разного цвета для получения нужного оттенка. Развивать интерес к народному творчеству. | Скатывание, выкладывание, размазывание. | ||||
4-я | Теремок (модульная пластилинография) | Развивать у детей творческое воображение. Развивать умение создавать сказочные здания, передавая особенности их строения и архитектуры, характерные детали. Закрепить способы работы в технике «пластилинография»: раскатывание, сплющивание, выполнение декоративных элементов. Побуждать детей вносить объекты для изображения в соответствии с темой и замыслом. | Раскатывание, сплющивание. | ||||
Апрель | |||||||
1-я | « Первые цветы –подснежники» | Воспитывать эмоциональную отзывчивость к событиям, происходящим в жизни в определенное время года (весна, подснежники). Осваивать способ создания образа посредством пластилина на горизонтальной плоскости. Закреплять навыки раскатывания, примазывания. Испытывать чувство удовлетворения от хорошо и красиво сделанной поделки. Воспитывать самостоятельность. |
| ||||
2-я | На далекой, удивительной планете… (Ко дню Космонавтики) Торцевание | Учить поиску изобразительно – выразительных средств для создания фантазийных космических сюжетов; развивать воображение, любознательность. |
| ||||
3-я | Пасхальное яйцо для друга | Учить создавать выразительный образ предмета – «пасхального яйца», посредством передачи объёма, цвета, украшений. Формировать знания детей о традициях праздника, познакомить с историей и значением символов Пасхи; познакомить с новым видом пластилинографии – многослойная; развивать мелкую моторику пальцев рук; развивать фантазию, сенсорную сферу; воспитывать любознательность, интерес русской истории. |
| ||||
4-я | Золотая рыбка в технике Миллефиори (многослойная пластилинография) | Продолжать знакомство с техникой «Миллефиори». Уточнить и расширить знания детей о подводном мире, о многообразии его обитателей. Учить создавать выразительный и интересный сюжет в полуобъеме, используя нетрадиционную технику исполнения работы — рисование пластилином. Совершенствовать технические и изобразительные навыки, умения. Использовать в работе различный по содержанию и структуре бросовый материал. Развивать детское творчество при создании и реализации замысла, как источник, доставляющий радость ребенку и всем окружающим его людям. |
| ||||
Май | |||||||
1-я | «День Победы» (витражная пластилинография) | Способствовать расширению знаний детей о Дне Победы, о защитниках Родины. Формировать умение создавать фантастические рисунки выразительными средствами. Учить детей самостоятельно приемом размазывания, завершать рисунок |
| ||||
2-я | «Весенние цветы» (прямая пластилинография) | Способствовать расширению знаний детей о многообразии видов и форм растительного мира, укрепить познавательный интерес к природе. Учить создавать композицию из отдельных деталей, добиваясь целостности восприятия работы. Продолжать знакомить детей со средствами выразительности в художественно – творческой деятельности: цвет, материал, составление композиции. Воспитывать аккуратность, самостоятельность. |
| ||||
3-я | Ветка сирени (торцевание на пластилине) | Создать условия для общения с живой природой. Учить создавать выразительный образ предмета – «ветки сирени», посредством передачи объёма, цвета, украшений. Развивать мелкую моторику рук, внимание, усидчивость. | Изготовление торцовок, выкладывание по образцу. | ||||
4-я | Итоговое занятие. Диагностика усвоенных знаний, умений, навыков. | Организация выставки детских работ. |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
О. О. Художественное творчество с использованием нетрадиционной техники Чудесные фантазии
Подводя итоги, проделанной работе, нельзя не отметить эмоциональный подъем у детей, почти полное исключение скованности и страха в общении или в выражении собственного мнения, проявлении самостоятель...
Художественное творчество с использованием нетрадиционной техники рисования пальчиковыми красками в первой младшей группе с 2 до 3 лет. Тема: «Зайка в гости к нам пришёл»
Художественное творчество с использованием нетрадиционной техники рисования пальчиковыми красками в первой младшей группе с 2 до 3 лет. Тема: «Зайка в гости к нам пришёл»...
Конспект непосредственно образовательной деятельности. Художественное творчество с использованием нетрадиционной техники рисования «Украсим рукавичку» вторая младшая группа
Цель непосредственно образовательной деятельности:Продолжать знакомить воспитанников с техникой нетрадиционного рисования с целью развития креативных способностей в процессе изобразительной деят...
Конспект занятия по художественному творчеству С использованием нетрадиционной технике-пластилинографии «матрешка»
Закрепить знания о народных промыслах.· Рассказать об истории деревянных игрушек: Богородских, Городетских, Майданских, Калининских (матрешек) промыслах.·...
Конспект занятия по художественному творчеству с использованием нетрадиционных техник рисования и ИКТ в подготовительной группе: «Путешествие в космос».
Програмное содержание:Цель: Развивать воображение, фантазию, умение импровизировать.Задачи:Продолжать осваивать технику "граттаж"; закреплять умение использовать художественные средства выразител...
Конспект занятия по художественному творчеству с использованию нетрадиционной техники пластилинографии
Конспект НОД по пластилинографии в подготовительной к школе группе «Сказочное дерево»...
Конспект занятия по художественному творчеству с использованием нетрадиционной техники пластилинографии
Конспект НОД по художественному творчеству с использованиемнетрадиционной техники пластилинографии в средней группе «Подарок для папы» [[{"type":"media","view_mode":"media_previe...