Программа «Фантазируй и твори» - выявление и развитие способностей воспитанников.
рабочая программа по аппликации, лепке (старшая группа) на тему
Программа «Фантазируй и твори» - выявление и развитие способностей воспитанников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа «Фантазируй и твори» - выявление и развитие способностей воспитанников. | 45.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа «Фантазируй и твори»
Шкундина Валентина Павловна
Программа «Фантазируй и твори»
Цель: выявление и развитие способностей воспитанников.
Планируемые результаты:
создание базы данных детей с разными способностями;
рост достижений воспитанников в видах деятельности, к которым у них есть способности;
Сферы одарённости ребёнка:
1. Интеллектуальная сфера
ребёнок отличается остротой мышления, наблюдательностью и исключительной памятью;
охотно и хорошо учится, знает больше своих сверстников и практически применяет свои знания;
проявляет исключительные способности к решению задач;
проявляет выраженную и разностороннюю любознательность;
часто с головой уходит в то или иное занятие;
выделяется умением хорошо излагать свои мысли.
2. Творчество
ребёнок чрезвычайно пытлив и любознателен, способен с «головой уходить» в интересную работу, занятие;
демонстрирует высокую продуктивность деятельности;
часто делает всё по-своему;
изобретателен в изобразительной деятельности, играх;
часто высказывает много разных соображений по поводу конкретной ситуации;
способен продуцировать оригинальные идеи;
способен по-разному подойти к проблеме или к использованию материалов.
3. Сфера художественной деятельности (изобразительное искусство):
ребёнок проявляет большой интерес к визуальной информации;
проводит много времени за рисованием и лепкой;
демонстрирует опережающую свой возраст умелость;
осознанно строит композицию картин или рисунков;
работы оригинальны и отмечены печатью индивидуальности.
4. Двигательная сфера:
ребёнок проявляет большой интерес к деятельности, требующей тонкой и точной моторики;
обладает хорошей зрительно-моторной координацией;
любит движения (бег, пряжки, лазание);
прекрасно удерживает равновесие при выполнении двигательных упражнений;
для своего возраста обладает исключительной физической силой, демонстрирует хороший уровень развития основных двигательных навыков.
При определении уровня развития творческих способностей использовались тесты и методики, предложенные авторами Э. П. Торренсом, В. Синельниковым, В. Кудрявцевым. Рассмотрим данные тесты и методики более подробно.
Тест № 1: «Круги» — на выявление творческих способностей;
Тест «Круги»
Ребенку предлагается лист с 20 нарисованными кружочками диаметром не менее 2 см и дается задание: «Преврати кружочки в какие-нибудь необычные предметы (нарисуй их, используя эти круги)». На выполнение задания дается 5 минут.
Обработка результатов
Творческие способности проявляются в оригинальности, гибкости, беглости.
Оригинальность изображения проявляется в том, что у ребенка возникают новые, нестандартные идеи рисунков предметов, имеющих форму круга.
Обычными, т. е. стандартными, будут изображения, которые часто встречаются в детских рисунках (яблоко, мячик, солнышко, лицо человека, мордочка зайчика, тарелка, колесо, воздушный шарик, цветок и т. п.). За такие рисунки присваивается 0 баллов.
Оригинальными можно считать изображения предметов, которые не так часто рисуют дети (кнопка звонка, торт, пуговица, ежик, свернувшийся в клубочек, Колобок, смайлик, планета Марс, зеркальце, хоккейная шайба, вишенка и т. п.). Каждый оригинальный рисунок оценивается в 1 балл. Если ребенок объединяет в одну композицию 2 кружочка и более, то можно добавить ему за оригинальность по 1 баллу за каждое объединение.
Гибкость — это способность ребенка выдвигать разнообразные идеи рисунков, обращаясь к различным областям знаний, используя широкий круг предметов и явлений. Для оценки гибкости подсчитывается количество обобщающих слов-понятий, которые могут включать в себя сразу несколько нарисованных предметов и явлений.
Например, рисунки человека или только головы (лица) можно объединить общим понятием «человек».
Другие слова-понятия объединяют иные предметы, например: «небесные тела» (Луна, Солнце, планета), «фрукты и овощи» (яблоко, вишня, помидор, арбуз). Так, вы можете включить нарисованные ребенком предметы в группы «животные», «растения», «посуда», «аксессуары» и др.
Количество групп, которые могут включать несколько предметов или даже один, подсчитывается и оценивается — по 1 баллу за каждую группу. Обращаем ваше внимание, что при анализе и подсчете групп учитываются все изображения, а не только оригинальные.
Беглость — это скорость, продуктивность изобразительной деятельности ребенка, т. е. это способность за ограниченное количество времени (5 минут) выполнить большой объем работы, нарисовать много круглых предметов. В нашем тесте подсчитывается количество кружочков, которые использовал ребенок для изображения предметов. За каждый кружок-рисунок дается 1 балл.
Интерпретация результатов
Критерии творческих способностей | Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень |
Оригинальность | 0—2 балла | 2—6 баллов | свыше 8 баллов |
Гибкость | 1—2 балла | 3—4 балла | свыше 5 баллов |
Беглость | 0—9 баллов | 10—13 баллов | свыше 14 баллов |
Результаты теста не отражают полноту творческого потенциала ребенка. Наблюдайте за ребенком: если он все время что-то придумывает, сочиняет, фантазирует — то его творческий потенциал очевиден, если предпочитает действовать по образцу, инструкции, шаблону, боится проявлять инициативу, помогите почувствовать ребенку радость творчества.
Тест №2: Задание «Нарисуй картинку» методика П. Торренса.
Материалы: элемент, сделанный из цветной бумаги, в форме капли с клейким слоем, лист А4, карандаши цветные и простой, ластик.
Инструкция: «Ребята, вы получили клейкую фигурку и чистый лист. Сейчас хорошенько подумайте, какую картинку можно нарисовать с помощью этой капельки, которую вы приклеете в любую часть листа, а потом дорисуете ее цветными карандашами. Полученную картинку обязательно назовите и я ее подпишу.»
Оценивание: выполненное задание оценивается по следующим показателям:
Оригинальность
0 б. - абстрактный узор, капля, курица, яйцо, цветок.
1 б. - жук, человек, черепаха, лицо, шар.
2 б. - нос, остров.
3 б. - гном, девочка, заяц, камень, кошка, НЛО, облако, инопланетянин, ракета, метеор, животное, крыса, птица, рыба.
4 б. - глаз, динозавр, дракон, рот, робот, самолет, слон, озеро, планета.
5 б. - остальные рисунки.
Разработанность: один балл за каждую значимую деталь. Название:
0 - обычное название.
1 - простое описание.
2 - описательное название.
3 - релевантное название.
Тест № 3. Методика "Складная картинка"
(авторы: В. Синельников, В. Кудрявцев).
Основание. Умение видеть целое раньше частей.
Цель. Определение умения сохранить целостный контекст изображения в ситуации его разрушения.
Материал. Складывающаяся картонная картинка с изображением утки, имеющая четыре сгиба (размер 10 * 15 см)
Инструкция к проведению.
Предъявляем ребенку картинку: "Сейчас я тебе дам эту картинку. Посмотри, пожалуйста, внимательно и скажи, что на ней нарисовано?" Выслушав ответ, складываем картинку и спрашиваем: "Что станет с уткой, если мы сложим картинку вот так?" После ответа ребенка картинка расправляется, снова складывается, а ребенку задается вновь тот же вопрос. Всего применяется пять вариантов складывания - "угол", "мостик", "домик", "труба", "гармошка".
Обработка данных.
В ходе обследования ребенка педагог фиксирует общий смысл ответов при выполнении задания. Обработка данных осуществляется по трехбалльной системе. Каждому заданию соответствует одна позиция при сгибании рисунка Максимальная оценка за каждое задание - 3 балла. Всего -15 баллов. Выделяются следующие уровни ответов:
1. Отсутствие ответа, непринятие задания ("Не знаю", " Ничего не станет", "Так не бывает") - 1 балл.
2. Ответ описательного типа, перечисление деталей рисунка, находящихся в поле зрения или вне его, т.е. утеря контекста изображения ("У утки нет головы", "Утка сломалась", "Утка разделилась на части" и т. д.) - 2 балла
3. Ответы комбинирующего типа: сохранение целостности изображения при сгибании рисунка, включение нарисованного персонажа в новую ситуацию ("Утка нырнула", "Утка заплыла за лодку"), построение новых композиций ("Как будто сделали трубу и на ней нарисовали утку") и т. д. - 3 балла Некоторые дети дают ответы, в которых сохранение целостного контекста изображения "привязано" не к какой-либо ситуации, а к конкретной форме, которую принимает картинка при складывании ("Утка стала домиком", "Стала похожа на мостик" и т. д.). Подобные ответы относятся к комбинирующему типу и также оцениваются в 3 балла.
Тест № 4 Методика "Дощечка"
Основание. Детское экспериментирование.
Цель. Оценка способности к экспериментированию с преобразующимися объектами.
Материал. Деревянная дощечка, представляющая собой соединение на петлях четырех более мелких квадратных звеньев (размер каждого звена 15*15 см)
Инструкция к проведению.
Дощечка в развернутом виде лежит перед ребенком на столе. Педагог: "Давай теперь поиграем вот с такой доской. Это не простая доска, а волшебная: ее можно сгибать и раскладывать, тогда она становится на что-нибудь похожа. Попробуй это сделать".
Как только ребенок сложил доску в первый раз, педагог останавливает его и спрашивает: "Что у тебя получилось? На что теперь похожа эта доска?"
Услышав ответ ребенка, педагог вновь обращается к нему: "Как еще можно сложить? На что она стала похожа? Попробуй еще раз". И так до тех пор, пока ребенок не остановится сам.
Обработка данных.
При обработке данных оценивается количество неповторяющихся ответов ребенка (называние формы получившегося предмета в результате складывания доски ("гараж", "лодочка" и т.д.), по одному баллу за каждое название. Максимальное количество баллов изначально не ограничивается.
МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ ДЕТСКОЙ ОДАРЕННОСТИ
(Ф. Татл, Л. Бекер)
Анкета для педагогов и родителей, которая дает общее представление относительно данных ребенка.
Предлагается ответить «да» или «нет» на следующие утверждения:
1. Ребенок инициативный, живой, подвижный.
2. Он с готовностью откликается на все новое.
3. Любит все загадочное, непонятное.
4. Часто нуждается в поддержке старших.
5. Довольно легко отвлекается и оставляет начатое дело.
Оценка результатов: если на все пять утверждений был дан ответ «да», есть основания считать данного ребенка способным. Если на четвертый и пятый пункты был дан ответ «нет», надо обратиться к следующим утверждениям:
Любит задавать и решать трудные вопросы.
Имеет свою точку зрения и настойчиво ее отстаивает.
Начатое дело доводит до конца.
Имеет особую склонность к определенному виду занятий или предмету.
Настойчив в достижении поставленной цели.
Задает много вопросов по интересующим его предметам, темам.
Интересы достаточно стабильны.
Любознательность достаточно устойчива.
Имеет много друзей среди своих сверстников.
Часто не соглашается с мнением взрослого.
Часто бывает эгоистичен.
Оценка результатов: если на все вопросы дан ответ «да», то ребенка можно считать одаренным (с нашей точки зрения, отрицательные ответы на пункты 7—11 не противоречат выводу о возможной одаренности ребенка-дошкольника, так как в дошкольном возрасте и у одаренных детей наряду с широтой интересов может наблюдаться их быстрая смена; если ребенок не ходит в детский сад, у него может не быть друзей среди ровесников; в дошкольном возрасте авторитет взрослого до статочно высок, и маловероятно, чтобы ребенок-дошкольник часто вступал в противоречие с взрослым.).
Для более дифференцированной оценки возможностей дошкольника можно использовать опросник, карта одаренности. В нем выделены особенности, свидетельствующие о больших потенциальных возможностях ребенка. Оценивая степень проявления этих особенностей по пяти градациям: очень редко или никогда; редко; иногда; часто; почти всегда, — вы получите представление о выраженности у ребенка признаков одаренности.
Экспресс - анкета «Одаренный ребенок»
Группа:
Анкету заполнил:
№ Вопросы Ответы
1 Кого из детей в группе Вы считаете одаренными?
2 В чем проявляется одаренность ребенка? Фамилия, имя
ребенка Проявление одаренности
3 Какое поведение у этих детей? Фамилия, имя ребенка. В нескольких словах о поведении каждого ребенка
4 Взаимоотношения детей со сверстниками Фамилия, имя
Ребенка. Как сложились отношения с остальными детьми
5 Есть ли трудности в работе с этими детьми?
6 Кто из родителей в группе считает своего ребенка одаренным?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа "Выявление и развитие способностей воспитанников дошкольного учреждения "
Качественный скачок в развитии новых технологий привел к востребованности человека, способного нестандартно решать новые проблемы, вносить но...
Программа выявления и развития способностей воспитанников
Программа выявления и развития способностей воспитанников...
Программа по выявлению и развитию способностей воспитанников "Интеллект"
Программа по выявлению и развитию способностей воспитанников "Интеллект"...
Рабочая программа «Выявление и развитие способностей воспитанников дошкольного учреждения»
Рабочая программа «Выявление и развитие способностей воспитанников дошкольного учреждения»...
Программа по выявлению и развитию способностей воспитанников «Интеллект»
Программа по выявлению и развитию способностей воспитанников «Интеллект»...
Программа дополнительного образования по выявлению и развитию способностей воспитанников на 2020-2021уч.год в средней группе «Почемучки»,
Развитие той или иной способности базируется на овладении духовной и материальной культурой общества, основных знаниях науки, техники и искусства. Поскольку знаний в этих областях довольно много, имен...