Кружок
рабочая программа (младшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Возраст от рождения до трех лет в научном мире считается уникальным, стратегически важным для всего последующего развития человека. Путь, который проходит ребенок в первые три года, поистине грандиозен. Если брать новорожденного, то большинство клеток его мозга еще не работают, но уже в первые шесть месяцев после рождения мозг достигает 50% своего взрослого потенциала. К трем годам его структура формируется, размер достигает 70-80%, а к восьми годам рост мозга практически завершен. Первоначальной ступенью познания мира является чувственный опыт, который наиболее интенсивно накапливается в раннем детстве. Отдельные ощущения, полученные от предмета, суммируются в целостное его восприятие. На основе ощущений и восприятий формируются представления о свойствах предметов, становится возможным их дифференцировать, выделять один из множества других, находить сходства и различия между ними. Видный ученый Н.М.Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания. Если недооценивать знание целенаправленного восприятия, то у детей искажаются представления о предмете, они становятся размытыми, ситуативными. Насколько успешно и самостоятельно ребенок владеет системой сенсорных обследовательских действий, позволяющих ему самостоятельно рассматривать, обследовать предметы для выявления их особенностей, необходимых для достижения результатов в той или иной деятельности, и определяется гармоничное развитие ребенка.
Учитывая актуальность данной проблемы, было решено активизировать работу по сенсорному воспитанию детей в нашей группе. Был организован кружок « Умные пальчики».
Для реализации программы имеются:
наглядные пособия, методическая литература. Во время педагогического процесса соблюдаются санитарно-гигиенические и методические требования к охране жизни и здоровья дошкольников в рамках дополнительного образования.
Цель программы:
Основной целью программы является создание условий для развития мелкой моторики, координации движений пальцев рук дошкольников.
Способствовать накоплению сенсорного опыта ребенка через развитие зрительного, слухового и тактильного восприятия, развивать мелкую моторику руки, понимание речи; гармоничное развитие детей, совершенствование лексической, произвольной стороны речи, развитие коммуникативных навыков.
Основные задачи:
- развитие мелкой моторики пальцев;
- развитие движений кистей рук;
- развитие подражания движениям рук; развитие понимание речи;
- обогатить чувственный опыт детей посредством интеграции разнообразных видов деятельности и максимально его использовать для оптимизации познавательной активности.
Для решения поставленных задач разработаны следующие
педагогические принципы:
- принцип системности (от простого к сложному, от частного к общему);
- принцип насыщенной предметно-игровой среды по сенсорному воспитанию малышей;
- принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и физического развития;
- принцип интеграции воспитательных, образовательных и развивающих задач;
- принцип обеспечения активной познавательно-сенсорной практики.
Форма организации детей
– групповая
-индивидуальная
Основные приёмы:
- пальчиковые игры;
- игры с предметами и материалами;
- массаж рук.
Организация кружка:
Занятие кружка проводится с детьми 2-3 лет,
Проводится кружок два раза в месяц (во второй половине дня, продолжительностью по 8-10 минут). Курс занятий рассчитан на 7 месяцев, с ноября по май. В ноябре и мае проводится диагностика детей. Октябрь - организационный.
Ожидаемые результаты:
К концу года должна быть хорошо развита моторика рук и пальцев. Пальчики у детей должны стать ловкими, гибкими, умелыми. Дети должны научиться выполнять движения в соответствии с текстом, а также говорить.
Учебный план работы кружка « Умные пальчики» на 2014-2015 уч.год
Название кружка | Количество занятий в неделю | Количество занятий в месяц | Количество занятий в год | Длительность занятий -(мин.) | Кол-во воспитанников |
«Умные пальчики» | 2 | 14 | 8-10 | 7 |
Необходимые материалы и инструменты:
- резиновые игрушки;
- бусы, шнуровки;
- различные материалы: пластичные (тесто, пластилин), сыпучие (крупы, бобовые, песок);
- бумага, карандаши;
- фигурки пальчикового театра и др.
- картотека пальчиковых игр;
- картотека художественного слова (стихи, загадки);
- фонотека (классические произведения, детский репертуар).
Список литературы:
Абрамова Л.П. «Бушки – барашки. Пальчиковые игры». – М.: Карапуз, 2003.
Агаян Г.Г. «У солнышка в гостях. Пальчиковые игры». – М.: Карапуз, 2004.
Агаян Г.Г. «Мы топали, мы топали… Пальчиковые игры». – М.: Карапуз, 2004.
Бардышева Т.Ю. «Забодаю, забодаю! Пальчиковые игры». – М.: Карапуз.1999.
Кислинская Т. «Гениальность на кончиках пальцев».- М.: «Генезис», 2008.
РазенковаЮ.А., Одинокова Г.Ю.«Эй, ладошка! Игры с пальчиками». – М.: Карапуз, 2004
«Развивающие игры с малышами до трех лет»: Популярное пособие для родителей и педагогов / Сост. Галанова Т.В. – Ярославль: Академия развития, 2002.
Янушко Е.А. «Логопедические занятия с не говорящими детьми 2-3 лет. Развитие понимания речи // воспитание и обучение детей с нарушениями развития». – 2004. - № 6. – с.22 – 28.
Перспективное планирование кружка
«Умные пальчики».
№ | Тема | Содержание | Количество часов | |
1. ноябрь | Массаж пальчиков карандашами «Дровишки». Игра помоги зайчику найти дорожку к домику». Пальчиковая гимнастика «Зайчики» | Развивать мелкую моторику рук, координацию рук, эмоциональное отношение к результату своей деятельности. Разучить потешку, выполнять действия согласованно с текстом. | 2 | |
2. декабрь | Массаж пальчиков грецким орехом «катилась торба»,игра «Подарок для мышат»(сортировка семечек тыквы и подсолнуха»,пальчиковая игра «Весёлая мышка». | Развивать мелкую моторику рук и пальцев, учить выполнять движения в соответствии с текстом. | 2 | |
3. январь | Массаж пальчиков карандашом. Катание гладкого и ребристого карандаша между ладоней. Игра «Снегопад в лесу»разложить комочки ваты на силуэте ёлки. Игра «Пирог» | Продолжать развивать мелкую моторику пальцев, учить детей катать из ваты мелкие комочки круговыми движениями. | 2 | |
4. февраль | Игра «Покатай –покатай»(катание карандаша по столу ладонями рук). Игра «Снегопад в лесу» Пальчиковая игра «Пирог» | Развивать мелкую моторику рук и пальцев. Продолжать учить детей катать шарики круговыми движениями между ладоней. | 2 | |
5. март | Массаж пальчиков мячиком ёжиком «Этот мячик не простой» Игра «Чтоб мишке было теплее» Пальчиковая игра « Есть у каждого свой дом» | Развивать моторику рук и пальцев, учить рвать бумагу на мелкие кусочки, развивать координацию общих движений. Воспитывать волю, выносливость. | 2 | |
6. апрель | Массаж прищепками. Игра «Чудо прищепки». Игра «Посыпаем дорожку» Пальчиковая игра «Мы во двор пошли гулять» | Развивать мелкую моторику рук и пальцев, учить детей работать с крупой, выполнять движения в соответствии с текстом | 2 | |
7. май | Массаж пальчиков -перебирание бус. Игра «Бусы для мамы» Пальчиковая игра «Помощники» | Развивать мелкую моторику пальцев, развивать соотношение рук, формировать умение действовать со шнуром. Развивать усидчивость и доводить начатое дело до конца. | 2 | |
|
Итого:14ч. |
Список детей
Второй год обучения: возраст детей 3-4 г.2015-2016 уч.г.
Цель кружковой работы «Умные пальчики»: развитие мелкой моторики, ручной умелости через выполнение предметно-практических действий.
В процессе кружковой деятельности важное место отводится решению коррекционных задач:
- обогащать тактильный опыт детей: учить узнавать на ощупь предметы и материалы в ходе персептивных действий и т.д.;
- совершенствовать мелкую моторику рук, кинестетические ощущения в процессе предметно-практических действий;
- стимулировать межанализаторное взаимодействие (речедвигательную, зрительно-двигательную координацию и др.);
- развивать познавательную функцию рук: координацию движения обеих рук со зрительным прослеживанием (захват, удержание, приближение, удаление);
- стимулировать речевую активность детей в процессе кружковой работы;
- стимулировать мыслительные операции в процессе актуализации знаний.
В процессе кружковой деятельности важно придерживаться следующих правил:
- все игры, задания должны быть безопасны для жизни и здоровья детей;
- дифференцировать задания по уровню сложности и учитывать речевые, моторные и умственные возможности каждого ребенка;
- использовать различные виды помощи детям: побуждение, стимулирование деятельности, подсказку, наводящий вопрос, указание на ошибку, совместную деятельность по типу «руки в руки», указательный жест, указание пути решения, демонстрацию способа решения;
- не давать готовые умозаключения и выводы, а подводить к этому детей в процессе обсуждения;
- создавать игровые обучающие ситуации, а также проблемные ситуации.
Необходимое условие кружковой деятельности – игровая мотивация, способствующая стимуляции интереса детей, развитию их активности и творческой фантазии.
В кружковой работе в младшей группе планируется проведение работы по развитию осязания и мелкой моторики. Для этого будут использованы следующие виды деятельности:
* складывание из камешков, пуговиц, пробок на фоновой бумаге, по образцу;
* сматывание ниток в клубок, на палочку
* нанизывание бусин;
* застёгивание и расстёгивание различной формы, величины и цвета пуговиц;
* использование пластилина;
* рваные аппликации с предварительным разрыванием бумаги и т.д.
Ожидаемые результаты:
В конце цикла занятий у детей должны выработаться точные движения кистей рук и пальцев, пальцы должны быть подвижными, гибкими, исчезает скованность рук. Должна быть развита речь - развивая руки, развиваем речь и мышление.
Перспективное планирование кружковой работы
на 2015 – 2016учебный год.
№ | Тема | Содержание | Количество часов |
1.октябрь | «Овощи с огорода»-Пальчиковая игра «Квасим капусту» «Морковка»-раскрась по образцу. «Помоги Золушке отсортировать фасоль» .Самомассаж камушками. | Развивать мелкую моторику рук, координацию движений, соотносить предметы со словесным обозначением. Обучать детей ритмичному нанесению штрихов | 2 |
2.ноябрь | «Одежда» Чтение стихотворения «Мой мишка». Дид. игра «Оденем Петю», «Похлопаем», «Не дошитое платье»-дополнить трафарет нужной деталью. | Развивать мелкую моторику рук, координацию движений. Упражнять детей в умении застёгивать и расстегивать пуговицы. Тренировать в умении хлопать в ладоши громко - тихо. Воспитывать бережное отношение к одежде. | 2 |
3.декабрь | «Транспорт». Игровые упражнения: «Что у кого»-разглаживание трафаретов из бумаги. «Грузим камушки на грузовик» «Поехала машина»- рисуем на манке, самомассаж «Бусинки» | Совершенствовать мелкую моторику рук, развивать умение координировать речь с движениями, договаривать слова и словосочетания. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку играть вместе. | 2 |
4.январь | «Птицы» Упражнения: «Накормим птичек» «Птичьи следы на песке» «Что внутри»? Самомассаж бусинками. «Погуляем»-двумя пальцами ходить по столу. | Развивать зрительное внимание, мелкую моторику. Закрепить умение ритмично наносить точки и рисовать круги. Проводить прямые и горизонтальные линии. Воспитывать бережное отношение к птицам, желание заботится о них. | 2 |
5.февраль | «Игрушки». Игровые упр-я: «Лошадка», «Что спряталось в комочке», «Рисуем мячи на манке», «Пирамидка»-лепка из пластилина. | Совершенствовать мелкую моторику рук. Продолжать учить координировать движения с речью. Стимулировать тактильные ощущения. Учить детей катать шарик из пластилина и сплющивать его. | 2 |
6.март | «Домашние животные» Игровые упражнения: «Маленький конструктор»-выкладывание из геометрических фигур животного и детёныша по образцу. «Зелёный лужок»-рисуем травку для коровки. Самомассаж карандашами. | Развивать мелкую моторику рук, обучать детей ритмичному нанесению штрихов. Формировать у детей мышечное чувство напряжения и расслабления работающих мышц. Стимулировать тактильные ощущения. | 2 |
7.апрель | «Звонкая капель» Игровые упражнения: «Весёлая пипетка», конструирование из бумаги «Лодочка», соберём кораблик, игра «кулачок», самомассаж косточками фруктов. | Развивать мелкую моторику рук, координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением. Стимулирование тактильных ощущений. Учить детей работать в технике оригами. Воспитывать любознательность, самостоятельность. | 2 |
8.май | «Весёлое солнышко» Игровые упражнения: «Весёлые ладошки», «Весенние цветы –одуванчики», пальчиковая игра- орешек, катаем камушки. | Развивать мелкую моторику, стимулировать тактильные ощущения, продолжать учить завязывать узелки и бантики на ленточках. Развивать чувство цвета, формы, композиции. Воспитывать чувство прекрасного, бережное отношение к природе. | 2 |
Итого:16часов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кружок по ручному труду и конструированию
Каждый из нас в детстве смастерил своими руками хотя бы одну игрушку, и именно эта игрушка долгое время была самой любимой, потому что мы вложили в нее свою душу....
Кружок эстетического развития "Сказки дядюшки Холста"
На занятиях кружка «Сказки дядюшки Холста» дети знакомятся с миром деятельности художника, выразительными средствами искусства; идет работа по развитию навыков восприятия произведений различных в...
Кружок "Радуга цвета" с использованием методов арт-терапии
В последние годы широкое применение получило использование методов арт-терапии в дошкольных учреждениях в качестве социально-педагогической коррекции эмоциональной сферы детей.В дошк...
Кружок по рисованию
Целью работы кружка является - совершенствование и углубление изобразительных навыков, раскрытие творческого потенциала ребенка, используя различные техники и жанры изобразительного искусства, формиро...
Кружок "Познание - сила"
Работакружка "Познание - сила" направлена на: Формированию мыслительной деятельности и познавательных способностей. Создание условий для развития познавательных способностей: объе...
Кружок "Мир сенсорики"( кружок по развитию сенсорных эталонов у детей в первой младшей группе).
Аннотация на парциальную программу1. Название программы: "Мир сенсорики"( кружок по развитию сенсорных эталонов у детей в первой младшей группе).2. Разработчик: воспитатель Бабикова Елена...
Кружок для детей 6-7 лет на 2018-2019 год "Здоровый малыш"Кружок для детей 6-7 лет на 2018-2019 год "Здоровый малыш"
Кружок для детей 6-7 лет на 2018-2019 год "Здоровый малыш"...