Проект «Пластилинография»
проект по аппликации, лепке (старшая группа) на тему
Краткосрочный проект по изобразительной деятельности для детей старшей группы ДОО на тему: «Пластилинография»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plastilinografiya.docx | 37.69 КБ |
fedotovskaya_plastilin.pptx | 2.33 МБ |
Предварительный просмотр:
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ УНИВЕСИТЕТ
«Организация изобразительной деятельности дошкольников в условиях
реализации ФГОС дошкольного образования»
Краткосрочный проект по изобразительной деятельности
для детей старшей группы ДОО на тему:
«Пластилинография»
Подготовил:
Федотовская Елена Сергеевна,
педагог доп.образования по изодеятельности
МБДОО ЦРР д/с № 17 «Василёк» г. Лобня,
группа № 25
Проверил:
руководитель курсов
Серебрякова Любовь Григорьевна
Москва - 2018г
Содержание
Введение ………………………………………………….. | 3 | |
Актуальность проекта ……………………………………. | 4 | |
Проблема проекта ………………………………………... | 4 | |
Цель проекта ……………………………………………… | 4 | |
Задачи ……………………………………………………... | 4 | |
Методы и приёмы реализации проекта …………………. | 5 | |
Предполагаемый результат ……………………………… | 5 | |
Материально – техническое обеспечение ……………… | 5 | |
Этапы реализации проекта ………………………………. | 6 | |
Планирование организованной образовательной деятельности с детьми ………………………………………. | 8 | |
Интеграция областей …………………………………….. | 9 | |
Планируемые результаты формирования интегративного качества «Овладевший необходимыми умениями и навыками деятельности». Лепка ………………………… | 11 | |
Анализ проекта …………………………………………… | 12 | |
Глоссарий …………………………………………………. | 12 | |
Литература ………………………………………………... | 12 | |
Электронные ресурсы ……………………………………. | 13 |
Введение
Проблема развития мелкой моторики рук дошкольников является одной из актуальных проблем в дошкольной педагогике. Развитие тонкой моторики является важным показателем готовности ребёнка к школьному обучению и играет большую роль в овладении им учебными навыками. Существует большое количество средств и способов развития мелкой моторики. Одним из таких средств является пластилинография. Пластилинография, как синтез рисования, лепки и аппликации, не только является эффективным средством развития мелкой моторики рук. Она способствует развитию творческих способностей, воображения, развивает усидчивость, терпение, прилежание, аккуратность, внимание.
Пластилинография – новый вид декоративно-прикладного искусства, представляющий собой создание лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности. Основной материал – пластилин.
Пластилинографию можно использовать для развития творческих способностей у детей любого возраста, поскольку развитие воображения и эстетического вкуса является очень важным. Но особую ценность эта методика приобретает при использовании её для развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста, т. к. именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, развитие мелких мышц кисти. У детей 6-7 лет уже имеются необходимые данные для создания выразительного образа в лепке.
Тип проекта: познавательно – творческий проект.
Вид проекта: групповой.
Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя).
Участники проекта: дети старшей группы 5-6 лет, воспитатели, родители.
Интеграция областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие.
Предполагаемый продукт проекта: выставка творческих работ детей, презентация.
Актуальность
В.А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, необходимые для взаимодействия, ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок.
Основной материал — пластилин, а «инструментом» в пластилинографии является рука, что очень важно для развития общей и мелкой моторики, которая в свою очередь является одним из главных стимулятором мозговой деятельности ребенка. Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.
Пластилинография позволяет решать не только практические задачи, но и воспитательно-образовательные, что в целом позволяет всесторонне развивать личность ребенка.
Проблема:
- отсутствуют знания об использовании пластилина как средства создания лепных картин с изображением выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности.
Цель проекта:
- продолжать познакомить детей с пластилинографией как средством развития художественно-творческих способностей.
Задачи:
1. Развивающие: развивать интерес к лепке, художественный вкус, фантазию. Формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ, развивать мелкую моторику рук.
2. Образовательные: познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования – пластилинографией; обучить приемам выполнения изобразительных работ в данной технике на основе совершенствования навыков применения традиционных приемов.
3. Воспитательные: воспитывать внимание, аккуратность, трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.
Методы и приёмы реализации проекта
Методы:
- наглядные (наблюдение, показ, образец);
- словесные (беседы, объяснение, вопросы, художественное слово, пояснение, поощрение);
- практические (показ способов изображения и способов действия);
- игровые методы (игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря, пониманию ребенком речи окружающих).
Приёмы рисования пластилином:
- приём надавливания;
- приём вдавливания;
- приём размазывания пластилина подушечкой пальца;
- приём отщипывания маленького кусочка пластилина и скатывания шарика между двумя пальчиками;
- рисование пластилиновыми верёвочками или «колбасками».
Предполагаемый результат.
По итогам освоения проекта дети освоят основные приемы пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание), создавая выразительные образы хорошо знакомых предметов окружающего мира, сформируются навыки ручной умелости: дифференцированные движения кистей и пальцев рук.
Материально – техническое обеспечение: пластилин, дощечки для лепки, салфетки, видеоролики «Физминутки», настольно – печатные игры, пластилиновые мультфильмы «Фиксики», «Учим цвета», «Как лепить цветок».
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
Этапы реализации проекта
№ п/п | Мероприятие | Задачи | Литература |
Подготовительный этап | |||
1 | Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта. | Повысить компетентность педагога. | 1.Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2. – М., 2007 2. Давыдова Г.Н. Пластилинография – 2. – М., 2013 3.Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярослав: Академия развития: Академия холдинг, 2004 |
2 | Подбор методической литературы для реализации проекта | Изучить литературу по теме | |
3 | Подбор наглядно – дидактического материала, художественной литературы, видеоролики, организация развивающей среды в группе. | Систематизировать материал для реализации проекта. | |
4 | Консультации для родителей. | Познакомить родителей с видами нетрадиционного рисования. | Интернет ресурс: Социальная сеть работников образования nsportal.ru |
5 | Разработка комплексно – тематического планирования по теме проекта. | Системно выполнить проект. | Давыдова Г.Н. Пластилинография для малышей. М., 2008 |
6 | Диагностика эмоционального и художественного развития дошкольника (первичный мониторинг). | Выявить умения детей на каждом этапе. | Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. Планирование, конспекты, методические рекомендации. М., «Карапуз», 2009 |
Основной этап | |||
7 | Организация самостоятельной деятельности в уголках творчества. Проведение целевых наблюдений, игры. | Развивать кругозор детей, наблюдательность, творчество. | В. В. Гербова. «Занятия по развитию речи». Издательство МОЗАИКА-Синтез Москва 2011 |
8 | Проведение мастер-классов для педагогов и родителей. | Научить практическим навыкам в данной техники. | http://ped-kopilka.ru |
9 | Организованная образовательная деятельность. Открытая организованная образовательная деятельность для педагогов дошкольного учреждения. | Познакомить с приемами пластилинографии. Научить выполнять работу в нетрадиционной технике рисования. | Давыдова Г.Н. Пластилинография для малышей. М., 2008 |
Заключительный этап | |||
10 | Проведение диагностических исследований, мониторинг. Размещение на сайте ДОО. Выставка детских работ для детей, педагогов и родителей. | Выявить уровень развития знаний и умений на заключительном этапе. Познакомить родителей с результатом проекта. Повысить интерес художественному творчеству. |
Планирование организованной образовательной деятельности с детьми.
Осуществление основного этапа.
Интеграция областей.
Познавательное развитие | Наблюдение за березами, цветами, небом. Рассматривание растений, выделение основных частей растений. Беседы «Моя семья». Игры по ФЭМП: сравнение предметов по форме, цвету, размеру. |
Социально – коммуникативное развитие | Знакомство с праздником «День матери». Сюжетно – ролевая игра «Семья», «Детский сад». Настольно – печатные игра: «Собери цветок», «Когда это бывает» |
Речевое развитие | Разучивание стихотворений, составление рассказов по картине, чтение художественной литературы: «Шар надутый» А.Шибаев; Колыбельные: «Котя - котя, коток» |
Физическое развитие. | Пальчиковые гимнастики: «Наши алые цветки…», «Этот пальчик дедушка…» Физминутки: «Раз, два, три, четыре – и на месте походили…», «Солнышко, солнышко, выгляни в окошко…» Подвижные игры: «Пузырь», «Солнышко и дождик» |
Планируемые результаты формирования интегративного качества «Овладевший необходимыми умениями и навыками деятельности». Лепка.
Высокий:
Целенаправленно лепит, прибегая к помощи взрослого или самостоятельно; использует знакомые технические умения : отламывает кусочки от большого куска, раскатывает палочки и колбаски, соединение частей, раскатывание круговыми движениями, сплющивание комочка между ладонями, умение делать углубление в середине сплющенного комочка, соединение две формы в один предмет (шарик и колбаска, два шарика);, в процессе лепки испытывает положительные эмоции; знает и соблюдает последовательность лепки и пропорции.
Средний:
Целенаправленно лепит, часто прибегая к помощи взрослого; технические навыки недостаточно сформированы : отламывает кусочки от большого куска, раскатывает палочки и колбаски, соединяет части, раскатывание круговыми движениями, сплющивание комочка между ладонями, умение делать углубление в середине сплющенного комочка, соединение две формы в один предмет (шарик и колбаска, два шарика) с помощью взрослого; в процессе лепки, испытывает положительные эмоции; с помощью взрослого знает и соблюдает последовательность лепки и пропорции.
Низкий:
Лепит недостаточно целенаправленно, ведущая роль в лепке принадлежит взрослому, технические навыки недостаточно сформированы, затрудняется в соединении частей в единый образ, в процессе лепки не испытывает ярких, положительных эмоций. Не стремится лепить, пропорции не соблюдены.
Анализ проделанной работы
Системность и поэтапность деятельности с использованием нетрадиционной техники «Пластилинографии» способствовали формированию изобразительных навыков и развитию творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста.
Результат
В ходе изучения данной техники дети научились передавать образы предметов, совершенствуя приемы работы с пластилином, прикреплять готовую форму на плоскость путем равномерного расплющивания по поверхности основы.
Вывод
Необходимо продолжить изучать данную технику рисования для развития творческих способностей детей.
Глоссарий: пластилинография, фон, композиция.
Список литературы:
- Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1. – М., 2010
- Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2. – М., 2007
- Давыдова Г.Н. Пластилинография для малышей. М., 2008
- Давыдова Г.Н. Пластилинография – 2. – М., 2013
- Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. Планирование, конспекты, методические рекомендации. М., «Карапуз», 2009
- От рождения до школы: Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой. М.А. Васильевой. – 3 – е изд., испр. И доп. – М.: МОЗАИКА-ИНТЕЗ, 2014.
- Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. - Ярославль: Академия развития: Академия холдинг, 2004.
Интернет ресурсы:
1. Социальная сеть работников образования nsportal.ru
2. http://www.maam.ru
4. http://skazkacentr.ru
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тип проекта: познавательно-творческий Вид проекта: групповой Продолжительность проекта: краткосрочный ( 1 неделя ) Участники проекта : дети старшей группы 5-6 лет, воспитатели, родители. Актуальность В.А . Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, необходимые для взаимодействия, ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок. Проблема - отсутствуют знания об использовании пластилина как средства создания лепных картин с изображением выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности.
Цель проекта : познакомить детей с пластилинографией как средством развития художественно – творческих способностей . Задачи : 1. Развивающие : развивать интерес к лепке, художественный вкус, фантазию. Формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ. развивать мелкую моторику рук. 2. Образовательные : познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования – пластилинографией ; обучить приемам выполнения изобразительных работ в данной технике на основе совершенствования навыков применения традиционных приемов. 3. Воспитательные : воспитывать внимание, аккуратность, трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.
Предметно-развивающая среда
Приёмы рисования пластилином: - прием надавливания; - прием вдавливания; - прием размазывания пластилина подушечкой пальца; - прием отщипывания маленького кусочка пластилина и скатывания шарика между двумя пальчиками; - рисование пластилиновыми верёвочками или «колбасками».
Изготовление картин из пластилина
«Парусник» «Париж и тюльпаны»
«Ландыши» «Цветок мака»
Консультация для родителей:
Выставка детского творчества «Цветочки»
Коллективная работа «Русские берёзки» Подготовительная группа «Дождик»
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационный проект "Пластилинография"
Инновационный проект "Пластилинография"...
Отчёт по годовому проекту "Пластилинография, как средство развития творческих способностей дошкольников"
Отчёт по годовому проекту "Пластилинография, как средство развития творческих способностей дошкольников"...
Проект пластилинография "Космос нашими руками".
Цель проекта: Развитие интегративных качеств воспитанников в процессе овладения нетрадиционной художественной техникой изобразительного искусства – пластилинографией. Формирование представлений ...
Проект "Пластилинография".
Проект по пластилинографии «Пластилиновые фантазии»в старшей группе.Воспитатель: Бадмаева Н.П....
Проект пластилинография «Весёлый комочек»
Паспорт проектаВид проекта: творчески-познавательный, информационныйПо составу участников: фронтальныйПродолжительность: июнь-августПроект предназначен для детей четырёх лет, педагогов, родителе...
Проект «Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №24 «Теремок» ст. Будённовской Пролетарского района Ростовской области Проект «П...
Проект «Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста»
Проект «Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста» ...