Первые навыки общения с материалом
методическая разработка по аппликации, лепке (младшая группа) на тему
В младшей группе ребенок получает первые навыки обращения с материалом, поэтому чрезвычайно важно правильно ознакомить детей с особенностями материала и первоначальными приемами работы с ним.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samye_malenkie_v_detskom_sadu.docx | 249.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Самые маленькие в детском саду — двухлетние дети охотно лепят, вернее, манипулируют с глиной, разминая ее ладонями, расплющивая и даже пытаясь отщипнуть кусочек. С этими детьми занятия с глиной проводятся небольшими группами и, главным образом, в форме игры. Дети играют глиной, нагромождая комочки, прикладывая кусочки друг к другу, находя для этих нагромождений названия, хотя сходства с предметами в них еще не заметно. Воспитатель поощряет эти опыты, играет вместе с детьми. Занятия лепкой со всей группой одновременно начинаются только со второй младшей группы, с детьми 3-4-х лет.
В младшей группе ребенок получает первые навыки обращения с материалом, поэтому чрезвычайно важно правильно ознакомить детей с особенностями материала и первоначальными приемами работы с ним.
Эти приемы не могут быть оторваны от доступного детям содержания. Воспитатель показывает детям простейшие предметы, имеющие пластические формы, обращает внимание на их форму, некоторые наиболее характерные несложные детали, знакомит с названиями этих форм и деталей, учит изображать их в лепке при помощи легких и простых приемов.
В число предметов, которые воспитатель предлагает изобразить детям, входят главным образом хорошо знакомые детям игрушки, предметы, связанные с игрой в куклы (угощение для кукол), простые по форме вещи — овощи, ягоды, фрукты.
При обучении маленьких детей особенно необходимо, чтобы они хорошо видели руки воспитателя, показывающего приемы работы.
Словесные пояснения воспитателя должны быть кратки, выразительны, содержать в себе только основное, необходимое.
С первых же занятий воспитатель учит детей правильно сидеть, не прижимаясь грудью к столу, не сгибаясь над доской, учит правильному положению рук — обе руки до локтя на столе, учит правильным движениям рук, пальцев в процессе работы. Вначале дети лепят ладонями — раскатывают, сдавливают, затем лепят с участием одного пальца и затем с участием нескольких пальцев, отрывая кусочки глины, прикладывая, расплющивая, прищипывая.
К концу года дети должны научиться аккуратно обращаться с глиной, элементарно передавать основную форму предмета.
В занятиях без задания дети лепят по представлению, используя полученные навыки.
Повторение и упражнение в младшей группе обеспечивают более прочное усвоение умений и навыков в работе с материалом, в изображении простейших предметов.
Работа с глиной у маленьких детей имеет определенное своеобразие. Дети лепят по показу воспитателя, запоминая движения его рук. Далее, увлеченные самим процессом лепки, дети лепят по представлению.
Большая часть детей 2—3 лет никогда не видала глины, не имеет понятия об этом материале, его свойствах.
В первый раз, внося глину малышам, воспитатель показывает детям глину, называет ее, объясняет, что из глины можно лепить. Все это — новые, незнакомые для детей слова и объяснение, что из глины можно лепить, — воспитатель подкрепляет показом, что значит «лепить». Он говорит, что из глины можно вылепить интересные вещи, что он сам может вылепить все, что захочет. Тут же, на глазах у детей, воспитатель лепит 2—3 простых предмета — шарик, баранку, лепит и какой-нибудь более сложный предмет, могущий еще более заинтересовать детей — фигурку зайчика, игрушечного медведя.
Такой прием вызывает у детей интерес к материалу, к действиям с ним, дети с нетерпением ждут, когда им самим дадут в руки этот занятный материал, когда они сами смогут что-нибудь слепить из глины. Иногда, видя большое желание детей попробовать поработать с новым материалом, воспитатель дает им по небольшому кусочку глины сейчас же после такого показа.
Стремясь вызвать у детей интерес к расширению тематики, воспитатель может одно-два занятия посвятить игре с вылепленными фигурами: он показывает детям коротенькие инсценировки сказок с одновременной лепкой несложных персонажей из глины. Так, лепя курочку, мышку и яичко, воспитатель рассказывает детям сказку «Курочка-ряба». Такие игры-занятия лучше проводить в середине года, когда дети уже освоились с материалом.
В течение всего года воспитатель продолжает прививать детям навык аккуратного обращения с глиной. Наминая работу, ребенок должен обязательно засучить рукава. В процессе лепки нужно научить его работать над дощечкой, не сорить глиной на стол, на пол, не обтирать грязные руки об одежду, не стряхивать глину с рук.
Куски глины для работы маленьких детой должны быть небольшими — шарик 3—4 см в диаметре. Если детям дается на данном занятии задание слепить именно шарик, мячик, яблоко, или исходная форма для работы должка быть шарообразной (например, при лепке лепешки, тарелки и пр.), не следует к занятию подготовлять глину в форме шариков. Нужно раскатать глину в цилиндрический кусок и нарезать его ножом на части для каждого ребенка.
Двух-, трехлетние дети вносят в процесс лепки игру. Это закономерно, и воспитатель не должен отводить их от игры с глиной, со своими изделиями.
Дети играют на занятии с кусочками глины в процессе работы, по-разному объединяя эти кусочки и каждый раз по-новому называя получившуюся форму, находя в ней сходство с реальным предметом. В этой именно игре и заключается у малышей занятие лепкой по замыслу.
Дети играют и с вылепленными по заданию воспитателя мячом, кукольными угощениями, фигурками. Это повышает интерес детей к лепке, вызывает желание лепить чаще, способствует расширению тематики работы по замыслу детей.
На таблицах, относящихся к младшей группе, показаны некоторые приемы лепки.
При лепке предметов, состоящих из 2-х и более частей, воспитатель иногда делит показ работы на ряд этапов, например:
— Мы будем лепить башенку из шариков. Слепим три шарика — побольше, поменьше и маленький, чтобы получилась вот такая башенка. Свой кусок глины раскатайте в столбик, вот так.
Дети раскатывают столбик, воспитатель наблюдает за ними, делает индивидуальные указания.
— Теперь разломите свой столбик пополам. От одной половинки отломите небольшой кусочек, вот такой.
Воспитатель наблюдает, как дети разламывают столбик, какие получаются кусочки, советует некоторым детям сделать последний кусочек немного побольше или поменьше.
— Теперь скатайте шарики — сначала самый большой, потом поменьше, потом самый маленький.
Дети лепят шарики, воспитатель проверяет, хорошо ли сделаны шарики, как прокатывают их дети.
— Шарики готовы. Положите сначала большой шарик перед собой на дощечку, на него поменьше, прижмите его слегка, и сверху прижмите самый маленький.
Воспитатель обходит столы, одобряет работу детей, говоря, что слепили много красивых башенок.
Давать указания малышам нужно в замедленном темпе. Воспитатель должен так стоять перед детьми, чтобы всем детям хорошо были видны его руки, его действия с глиной, результат этих действий.
Все дети в течение всего, занятия должны сидеть лицом к воспитателю. В младшей группе это особенно важно. Ребенок не может непрерывно повертывать голову, чтобы увидеть, что и как делает воспитатель.
Воспитатель должен часто тренироваться в лепке, не только для того, чтобы показать детям приемы работы, он должен заранее постараться избежать серьезных затруднений в работе, предусмотреть, какая детям может понадобиться помощь, и быть в состоянии эту помощь оказать.
Там, где воспитатель часто лепит сам, умеет вылепить для детской игры несложную игрушку, провести показ, дать указание, детские работы всегда содержательны, интересны, выразительны, сходны с оригиналом, там дети часто лепят в часы игр, обогащая содержание творческих игр, расширяя их тематику.
Если результаты лепки связаны с игрой, занятия детей по замыслу становятся интересными, обогащаются новыми темами, дети многое придумывают для своих игр и прилагают больше усердия и интереса к работе.
В таких случаях дети хорошо используют пластилин или заготовленную заранее глину в часы игр, дополняя необходимыми игрушками игры в магазин, детский сад, зоопарк, уголок Дурова и т. д. Они лепят фигурки животных, людей, кукольные угощения, лекарства. Для детей, которые привыкли лепить не только по заданию и указанию воспитателя, но умеют при случае сделать для себя необходимые игрушки из глины или пластилина, не представит трудности и в школе изготовить модель, макет. Именно эти дети в школе стремятся в кружки рисования и лепки и охотно и активно работают в них.
Согласно требованиям программы дети в течение первого и второго годов пребывания в детском саду (от 2-х до 4-х лет) усваивают ряд навыков, помогающих им при изображения предметов. Для этого воспитатель показывает им простейшие приемы лепки. На рисунках даны эти приемы и примерные изображения, получающиеся в результате работы. Это кругообразные движения ладоней для получения округлых предметов (яблоки, мячи, шарики), сплющивание между ладонями (лепешки, котлеты, блины, оладьи), продольные движения ладоней для получения удлиненных форм (колбаса, сардельки, сосиски), отщипывание пальцами кусочков от цилиндрической формы и скатывание мелких шариков (вишни, сливы, яички, драже).
Далее идет более сложная работа, пальцами — нажим пальцем на глину с оставлением следа (пряники, печенье, пирожные), сгибание столбиков с соединением концов, сплетением (бублики, баранки, сушки, сдобы, крендельки).
Дети упражняются в полученных навыках, видоизменяют полученные формы, придавая им сходство со знакомым предметом (фрукты, овощи, ягоды). В конце года дети могут лепить более сложные предметы из 2—3-х частей (грибы, башенки из шариков и колец, погремушки, матрешку, девочку в шубке).
Малышам можно дать иногда покрасить некоторые изделия в один цвет, например, пряники или пирожки, отделку же производит сам воспитатель.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коммуникативные навыки общения и роль игры в развитии общения детей
В материале рассмотрены в теоретическом аспекте коммуникативные навыки общения и роль игры в развитиии общения детей, а также представлены игры для детей подготовительной группы детского сада, с...
Легкое общение: игры на развитие навыков общения
Цель таких игр – развить коммуникативные навыки у детей, создать возможность для самовыражения, научить регулировать свое поведение в коллективе, а стеснительным и замкнутым детям – преодолеть барьеры...
Перспективный план кружковой работы по формированию навыков общения у детей старшего дошкольного возраста в условиях совместной игровой и изотворческой деятельности «Уроки общения»
Данный перспективный план кружковой работы по формированию навыков общения у детей старшего дошкольного возраста рекомендован педагогам-психологам и воспитателям детского сада....
Методические материалы "Навыки общения с родителями воспитанников"
Изучение опыта работы дошкольных учреждений показывает, что работу с семьей педагоги считают необходимой и трудной, в то же время не все к ней готовы. Есть положительный опыт педагогов, но чаще об...
эссе "Моя профессия- моё призвание" Все начинается с детства. Небо, земля, запахи и звуки понятны и необыкновенны. И первые навыки творческого общения с действительностью, первые соприкосновения с загадочным миром прекрасного происходят в детстве.
Кто зовется воспитатель?Очень трудно рассказать.Воспитатель для ребенка,Будто бы вторая мать.Кто поймет ребенка лучше?Мамочке совет кто даст?Успокоит и подскажет,Как им дальше в мир шагать.Воспитатель...
Общение без проблем через сказки... или развитие навыков общения.
Для того, чтобы ребенок чувствовал себя счастливым, был способен лучше адаптироваться и преодолевать трудности, ему необходимо иметь положительное представление о себе. Дети с отрицательной самооценко...
Картотека игр для развития навыков общения детей раннего возраста Картотека игр для развития навыков общения детей раннего возраста.
Игра - один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения.[...