Конспект занятия по изобразительной деятельности (аппликация) в средней группе «Мы иллюстрируем книгу»
(по рассказу М. Горького «Воробьишко»
Цель: Передать образ птички – воробья в движении на основе восприятия литературного текста (в нетрадиционной технике – аппликации из ниток).
Задачи:
- Формировать у детей обобщенное представление о внешнем облике птиц, понимание, что все птицы, несмотря на различия в окраске, форме и величине частей сходны по строению.
- Учить детей узнавать и называть птиц.
- Развивать зрительную память.
- Закреплять умения в выполнении аппликации из ниток.
- Развивать мелкую моторику, согласованность в движениях обеих рук.
- Вызвать положительный эмоциональный отклик на предложение выступить в роли иллюстраторов книги.
- Воспитывать самостоятельность, уверенность, интерес к изобразительной деятельности.
Предварительная работа: чтение рассказа М.Горького «Воробьишко», проведение циклических наблюдений за зимующими птицами, прилетающими на участок, рассматривание птиц на иллюстрациях, дидактические игры: "Чем похожи?", "Чем отличаются?", "Кто лишний?", загадки, заготовка ниток.
Материал и оборудование: иллюстрации с изображением зимующих птиц (воробей, ворона, снегирь, голубь, синица), мольберт, сюжетные картинки в соответствии с планом рассказа на каждого ребенка (контурное изображение), нарезанные нитки по цвету воробья, клей.
Методы и приемы: рассматривание иллюстраций с изображением зимующих птиц, разгадывание загадки, вопросы, пересказ рассказа, проблемная ситуация (черно-белые иллюстрации к рассказу М.Горького «Воробьишко»), физкульминутка, напоминание, индивидуальная помощь детям во время выполнения самостоятельной работы, поощрение.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Дети садятся на стульчики полукругом перед мольбертом. На мольберте
расположены иллюстрации с изображением птиц (воробей, ворона, снегирь, голубь, синица), которые закрыты занавеской.
- Ребята, о ком говорится в загадке:
Чик-чирик, да чик-чирик,
Раздается бойкий крик,
Серенькая птичка,
Ростом невеличка,
Нет на свете веселей,
Эта птичка… (Воробей)
- Почему вы решили, что это воробей? – маленькая серенькая птичка, чирикает (ответы по загадке).
Воспитатель раскрывает мольберт с птицами.
- Какая из этих птиц воробей? – дети показывают.
- Почему вы считаете, что эта птица - воробей, а не эта (показывает на ворону) – это птица большая и черная, это ворона.
- А эта птица не воробей? (показывает на синицу) – она другого цвета, эта птичка синичка.
- Да вы правильно выбрали воробья.
- Вспомните про кого написал рассказ М.Горький? – про маленького воробьишку и называется он? - «Воробьишка».
- Кто помнит, что случилось с воробьишкой?
(краткий пересказ рассказа).
- Ребята, вот вы сейчас вспоминали рассказ, а что вам могло помочь его рассказать? – картинки.
- Конечно, а ведь к этому рассказу нарисованы картинки художником иллюстратором. Сейчас я вам их покажу.
Воспитатель берет со стола иллюстрации и удивляется.
- Ребята, а на картинках пропал цвет, они стали белые. Что же нам делать?
Дети предлагают раскрасить рисунки, и тогда получится книга с картинками.
Воспитатель предлагает раскрашивать не просто красками, а нитками, чтобы воробушек получился … какой? – пушистый, мягкий, настоящий.
- Давайте и мы с вами превратимся в птичек.
Физкультминутка «Птички».
Ой, летали птички,
Птички-невелички.
Все летали, все летали,
Крыльями махали
На дорожку сели,
Зёрнышки поели.
Клю, клю, клю, клю,
Клю, клю, клю, клю,
Как я зёрнышки люблю (присесть на корточки, указательными пальцами
постучать по дорожке)
2. Основная часть.
Воспитатель предлагает детям выбрать картинку и подумать о чем рассказывается на рисунке. Дети вспоминают рассказ, вместе с воспитателем выстраивают последовательность (план) рассказа. Воспитатель по каждой картинки зачитывает строчку рассказа.
- Жил-был желторотый воробей, звали его Пудик, жил он в теплом гнезде.
- Летать он еще не пробовал, но уже крыльями махал и всё выглядывал из гнезда.
- Прилетал папаша, приносил букашек Пудику.
- И всё высовывался из гнезда, всё разглядывал.
- Пел, пел да и вывалился из гнезда, а воробьиха за ним, а кошка - рыжая, зеленые глаза - тут как тут.
- Страх приподнял с земли воробьишку, он подпрыгнул, замахал крыльями - раз, раз и - на окне!
- Тут и мама подлетела - без хвоста, но в большой радости.
Дети выбирают рисунок и приступают к работе, закрашивая воробья нитками.
-У вас у каждого на картинке воробей, но у кого он просто сидит, у кого машет крылышками, у кого-то летит. Будьте внимательны, посмотрите, где у воробья крылышки, головка, грудка. А на мольберте сидит воробышек (образец) на которого вы можете посмотреть, чтобы правильно сделать своего. Нужно каждый фрагмент заполнять определённым цветом ниточки как на образце.
Дети выполняют работы.
3. Заключительная часть.
Рефлексия.
- Ребята, мы раскрасили рисунки, и теперь у нас получилась книжка с картинками «Воробьишко». Какая книжка получилась? Яркая, красочна