Нестандартное занятие в дошкольном образовательном учреждении "Праздник платка" - в рамках проекта «Дети в русском музее» 2015 г.
методическая разработка по аппликации, лепке (младшая группа) на тему

Егорова Елена Васильевна

Тема: «Праздник платка» Образовательная область: - художественно-эстетическое развитие, речевое развитие Возраст детей: -3-4 года Тип занятия: - интегрированный, аппликация с элементами фольклора Цели, планируемые результаты: 1. Через народное искусство познакомить детей с историей нашей Родины 2. Дать детям начальные представления об искусстве и традициях русского народа. 3. Изготовление платка (коллективная работа, аппликация) Задачи: 1. Развивать: -положительные эмоции средствами искусства - чувство ритма, умение передавать через движение характер музыки, ее эмоционально – образное содержание. - речевую деятельность, за счет использования детьми выразительных средств языка, образов произведений устного народного творчества - интерес к истории , культуре русского народа посредством устного народного творчества. 2. Формировать: - представление о павлово -посадском платке, об элементах, характерных для его росписи - умение рассматривать платки; выделять материал – ткань, украшения - цветы, листья, бахрому - составлять узор на бумаге квадратной формы, - умение аккуратно выполнять задание и слаженно работать в коллективе 3. Воспитывать : - любовь детей к русским народным традициям; - интерес к истории , культуре русского народа посредством устного народного творчества - радостное настроение от встречи с прекрасным, усиливая впечатление использованием фольклорных произведений и созерцания исполненных своих работ-платков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение

Детский сад № 17 «Журавушка»

Московская обл., г.о. Коломна

«Нестандартное занятие в дошкольном образовательном учреждении»

В рамках проекта «Дети в русском музее»

Тема: « Праздник платка»

2-я младшая группа  (3-4 года)

K:\645555_original[1].jpg

Воспитатель: Егорова Е.В. МБДОУ д\с №17

г. Коломна, 2015 г.

Содержание

№ п/п

Ход занятия

Действия детей

Примечание

1.

 Организационный момент.

 Под русскую народную музыку дети входят в зал.

 Их встречает Хозяюшка в русском  красивом платке:

         Дети входят в зал

2.

 Основная часть

 

 Хозяюшка: К нам гости пришли!

Дети: К нам гости пришли

          Дорогие пришли.  

          Мы не зря кисель варили,    

          Пироги пекли. (2 р.)

«Танец с платочком»-р.н.мелодия

Хозяюшка:    -День вам добрый,

                         День вам чистый,

                          День без боли и без зла,

                          И от добрых всех людей

                         Шлем поклон мы вам, друзья!

- Здравствуйте гости дорогие, малые и большие!

   Приглашаем вас на праздник.

   А какой ? Догадайтесь!

-Носят женщины, старушки,

Носят малые девчушки –

К уголочку – уголок

Сложен красочный …. (платок) .

- Приглашаем вас на праздник русского платка!

Хозяюшка: Воссияло солнце красное

                    Да на небушко на ясное,

                    Уж вы гой еси, добры молодцы,

                    Вы ,голубушки, красны девицы,

                    Выходите вы скоро        

                    Да во чисто поле

                    Песни петь да сказы сказывать,

                    Платки русские показывать!

Звучит музыка, выходит группа взрослых, держат в руках большие платки. Змейкой , пройдя по залу, одна пара делает из платков ворота, остальные проходят ручейком под ними. Останавливаются одним полукругом

Хозяюшка:    Удобно ли вам, гости дорогие?

                        Всем ли видно?

                        Всем ли слышно?

                        Всем ли места хватило?

Все: В тесноте, да не в обиде!

 (Звучит р.н.мелодия-

взрослые из платков делают карусель. )

Хозяюшка:    На небе солнце!

Дети: На платке солнце!

Хозяюшка:  На небе месяц!

Дети: На платке месяц!

Хозяюшка:     На небе звезды!

Дети: На платке звезды!

Хозяюшка:    На небе заря!

Дети: На платке заря!

Хозяюшка и дети:    И вся красота поднебесная!

Хозяюшка: Это павлово-посадские платки

Хозяюшка: А вы хотите узнать как появились эти  необычные красивые платки?

-Тогда послушайте занимательную историю.

Давным-давно, на Руси в городе Павловском Посаде появилась фабрика. Основал её зажиточный крестьянин Иван Лабзин. Там и начали делать эти красивые, яркие платки. Каждый платок не похож на другой, все они неповторимые, разные. Их носили и богатые и бедные. Русские платки были признаны лучшими в мире благодаря труду талантливых художников и мастеров.

- Издавна, по народной традиции, платок был самым желанным подарком. Платок - не просто головной убор, а символ любви и красоты. Он хранил тепло, дарил здоровье и хорошее настроение

Давайте рассмотрим их повнимательнее.

Хозяюшка:: Какие элементы вы видите на платках?

Дети: Веточки, цветы, листья.

Хозяюшка: Правильно, самый распространенный рисунок-

 это цветы, листья, веточки.

-А какого цвета листья, веточки, цветы?

Дети: Желтые, красные, синие, зеленые.

Хозяюшка: На Руси краску делали в маленьких кустарных мастерских, они появились при царе Петре Первом. Краски добывались из растений, корешков, насекомых и даже из растолченных цветных камешков.

-А теперь я вам хочу предложить самим создать Павлово-посадский платок. Создавать мы его будем с помощью специальных заготовок-цветов и листьев,

      Дети подходят к столу. На столе большой квадратный  лист бумаги синего цвета - платок, на подносе цветы-заготовки –большие и маленькие, зеленые листочки ,клей , салфетки

Хозяюшка: Сейчас мы попробуем  украсить наш платок , аккуратно наклеивая  на наш платок   цветы и листья . Начнем с цветов. Берем по 1  большому цветочку и наклеиваем  их на уголки  платка. Цветы чередуем с листьями.

А затем цветами поменьше заполняем середину платка

Под русскую народную мелодию дети начинают работать.

Вот мы и закончили создавать платок. Посмотрите , какие яркие, красивые платки у нас получились. Молодцы, справились с работой! Аккуратно и красиво расположились  цветы, листочки  на нашем платке.

А что мы сегодня создавали?

Дети: павлопосадский платок.

Хозяюшка: С помощью чего мы его создавали?

Дети: Красивых цветов и листьев.

Хозяюшка: Цветы на нашем платке получились как живые.

(Взрослые создают имитацию крыши при помощи платка.)

Игра «Платок». 

Под музыку дети разбегаются по залу, по окончании музыки прячутся под платок.

Хозяюшка:     - Эй, мальчишки и девчушки!

                          Запевайте-ка частушки!

                          Запевайте поскорей,

                          Чтоб порадовать гостей!

(Девочки и мальчики  исполняют частушки) .

1. Мы частушки запоем,
  Запоем мы громко.
  Затыкайте ваши уши,
  Лопнут перепонки.

2. У березки, у осинки
  Тоненькие веточки.
  А мы бойкие девчонки,
  Все мы как конфеточки.

3.Я платочком помашу

  Покружусь немножко,

  Пусть посмотрит на меня

  Озорник Серёжка.

4. Свой платочек подарю

   Я соседу Саше,

   Чтобы съел на завтрак он

   За меня всю кашу.

5.Купил Милке  перстенек –
  Милка доброй стала.
  Позабыл купить платок –
  Милка нос задрала.

Вместе: Мы девчата боевые,

             Не видали вы таких.

             А платки на нас какие-

             В ярких красках расписных!

Хозяюшка:   - Хорошо, поют наши ребята, задорно!

-Вот платочек расписной.

Он волшебный, не простой.

Буду с детками играть

Всех платочком накрывать.

Игра « Кто под платком».

Дети бегают по залу под музыку. Когда музыка обрывается, все должны сесть на корточки и закрыть глаза. Ведущий накрывает кого-нибудь платком и говорит: «Раз, два, три, кто же спрятался внутри?» Ребята открывают глаза и должны угадать, кто находится под платком. Игра проводится несколько раз.

Хозяюшка:     читает стихотворение “Платок”.

Посмотрите на платок
На платке расцвел цветок
Красный, желтый, голубой
Удивительный такой

На платке богат узор
Цветом красок ярких, ярких
Лучше не найти подарка!

«Пляска с платочком»  (муз. Е.Тиличеева .сл.Грантовской)

«Подиум» - Повяжи платок ( участвуют взрослые)

Читают стихи-приветствие

Исполняют танец

Делают поклон

Садятся на стульчики

Ответ детей

- Платок

Ответы детей:

В тесноте, да не в обиде

На платке солнце!

На платке месяц!

На платке звезды!

На платке заря!

   И вся красота поднебесная!

Да

Дети  подходят к выставке платков и рассматривают их

Ответы детей:

Веточки, цветы, листья

Желтые, красные, синие, зеленые.

Дети  подходят к столу

Дети наклеивают заготовки цветов и листьев на квадратный лист бумаги

платок

павловопосадский платок.

Красивых цветов и листьев.

Дети играют

После игры  садятся на стулья

Поют частушки

Дети играют

Дети исполняют танец

                                                 Дети садятся на стулья

1 мин.

   

2 мин.

1 мин

1 мин

1мин.

демонстрация  Видео-ролика

«Павлово -посадские платки»-

2 мин

Под русскую народную мелодию дети начинают работать.-4 мин.

1 мин.

Под музыку дети разбегаются по залу, по окончании музыки прячутся под платок.

Муз.сопровождение

3 мин.

Муз.сопровождение

2 мин.

Муз.сопровождение

2 мин.

3 мин.

3.

        Заключительная часть                                    

Хозяюшка: - Всем русские платки к лицу. Накинет девица на плечи праздничный платок, взглянет в зеркало и улыбнётся. Красавица! Хороши наши девочки в русских платках! Трудно выбрать лучшую.

Носите русские платки: в них и в пир, и в мир, и в добрые люди.

Экскурсия по залу.

Чаепитие

Список литературы:

Бойчук И.А. Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством. Старшая группа. Перспективное планирование, конспекты бесед.-СПб.; ООО «Издательство «Детство-Пресс»,2013-432 с.

Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду,-М.;Просвещение,1991.

Литвинова М.Ф.Русские народные подвижные игры.-М.;Просвещение,1986.

 Панкеев И. Русские праздники и игры. –М.; ЭКСМО-Пресс,1999.

Петров В.Г., Гришина Г.Н., Короткова Л.Д. Весенние праздники, игры и забавы для детей. -М.; -ТЦ Сфера,2002.

Попова Т.А. Интегрированные циклы занятий по приобщению к русской народной культуре. Для занятий с детьми 4-5 лет. -М.; МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010- 136 с.

Программа воспитания и  обучения и воспитания в детском саду/Под ред.Васильевой М.А.,Гербовой В.В.,Комаровой Т.С.- 6-е изд.- М.;МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2010.,

Рассматривают экспонаты

Участвуют в чаепитии

1 мин.

3 мин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация проекта "Дети в музее" в детском саду. Организация образовательной деятельности детей в рамках проекта "Дети в музее". Мини- музей в детском саду

В современном обществе музеи продолжают свою культурную  и просветительскую деятельность. Именно в дошкольном возрасте необходимо приучать ребенка к нравственно- культурным ценностям, муз...

Проект "Путешествие по Русскому музею" для детей подготовительной группы

Проект разработан для детей подготовительной группы. В процессе работы над проектом ребята знакомятся с жанрами живописи, расширяют представления об архитектуре Михайловского дворца....

Проект: «Дети в русском музее».

Комплексно-тематический план психолого-педагогической работы в средней группе проекта: «Дети в русском музее!» ...

Тематическое занятие в рамках проекта "Богатыри Земли русской"

Задачи:- воспитывать патриотизм, гордость за свою Родину-  формировать представление детей о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях - защитниках зем...

Всероссийский семинар «Современный школьный музей: традиции и инновации» Тема выступления «Мини-музей в дошкольном образовательном учреждении, как средство развития интереса дошкольников к русской народной культуре»

Тема выступления «Мини-музей в дошкольном образовательном учреждении, как  средство  развития интереса дошкольников  к  русской народной культуре», презентация мини - м...