Совершенствование мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения техники оригами
статья по аппликации, лепке (старшая группа) на тему

В данной статье рассмотрена проблема совершенствования мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста посредством создания поделок в технике оригами. Рассмотрена связь мелкой моторики с развитием познавательных способностей, речи и способности к письму. Одним из способов совершенствования мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения является техника оригами. Автором предлагается рассмотреть преимущества техники оригами как одного из самых эффективных средств развития мелкой ручной моторики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дошкольный возраст наиболее благоприятный период в развитии ребенка. Ведущие педагоги и психологи, которые занимаются  проблемами развития дошкольников, единодушно сходятся во мнении о том, что развитие мелкой моторики детей очень важно.

Изучение проблемы развития мелкой моторики проходит в разных аспектах: психологическом, физиологическом, педагогическом. Необходимость развития активных движений пальцев рук получила научное обоснование. Ученые, занимающиеся изучением деятельности детского мозга, психики детей и их речевого развития отмечают большое значение функции руки.

В. А. Сухомлинский писал, что «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…». [2]

Развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук является главным стимулом развития центральной нервной системы, всех психических процессов и речи.

Развитие мелкой моторики имеет значение в нескольких аспектах, определивших существующие направления  научных исследований:

1) в связи с развитием познавательных способностей;

2) в связи с развитием речи;

3) развитие собственных движений рук для осуществления  предметных и орудийных действий, в том числе письма.

Формирование познавательных способностей особенно активно протекает в младенческом и раннем возрасте. Ребенок исследует различные предметы, а значит, успешно познает предметный мир. Действия с предметами приводят к открытию все новых и новых свойств предметов и отношений между ними.

Исследования М. М. Кольцовой доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширную миссию в коре больших полушарий мозга. Благодаря развитию пальцев в коре головного мозга формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев рук. Тренировка движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, у детей улучшаются память, внимание, слух, зрение. [1]

Целенаправленная работа по совершенствованию движений пальцев, как известно, полезна и для подготовки руки к письму. Особенно большая ее роль в группах для дошкольников, где у многих детей наблюдаются выраженные отклонения в развитии движений пальцев рук - движения неточные, не координированные, затруднены изолированные движения пальцами.

Параллельно с развитием моторики развиваются и все виды восприятия, например зрение, осязание, чувство мускулов и суставов. Это является условием того, что ребенок будет в состоянии понять, что находится у него в руках. Навыки тонкой моторики помогают ребенку исследовать, сравнивать, классифицировать окружающие его вещи, и тем самым позволяют ему лучше понять мир, в котором он живет. Они помогают ребенку самостоятельно обслуживать себя.

Одним из достаточно эффективных средств развития мелкой ручной моторики является оригами. Оригами – древнее искусство складывания бумажных фигур. Это искусство уходит корнями в древний Китай, где впервые была открыта бумага, но именно Япония стала родиной искусства складывания. Оригами - необычное японское искусство создания моделей различных предметов, животных, птиц, цветов путем сгибания бумаги. Никто не знает, кто и когда придумал оригами и его неписаные правила.

Не перечислить всех достоинств оригами в развитии ребенка. Ребенок овладевает различными приемами и способами действий с бумагой, такими как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.

Оригами помогает:

- сделать рывок в развитии речи;

- улучшить произношение и обогатить лексику;

- подготовить руку к письму, что особенно важно для ребят, которые скоро пойдут в школу, ведь там им придется много писать;

- предотвратить появление так называемого писчего спазма - частой беды начинающих школьников;

- развить внимание, терпение, так называемый внутренний тормоз - умение сдерживаться именно тогда, когда это необходимо;

- стимулировать фантазию, проявить творческие способности;

- играя, освоить начало геометрии, как на плоскости, так и в пространстве;

- научится управлять своим телом, чувствовать себя уверенно в системе "телесных координат", что предотвратит возможность возникновения неврозов;

- ощутить радость взаимопонимания без слов, понять возможности несловесного общения.

В исследованиях целого ряда выдающихся отечественных педагогов (Д.В. Куцакова, 3.В. Лиштван, Л.В. Пантелеевой и других), посвященных детскому конструктивному творчеству, складыванию из бумаги отводится большая роль. По мнению этих исследователей, складывание из бумаги активно способствует развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста, а так же совершенствованию глазомера и сенсомоторики в целом.

Разработка тонких и точных движений необходима ребенку не только для того, чтобы уверенно управлять своим телом, деликатная моторика пальцев развивает мозг, его способность контролировать, анализировать, управлять.

Педагоги по оригами считают, что занятия развивают память, активизируют мозг, способствуют развитию умения концентрировать внимание. Дети ведут настоящий творческий поиск, сами изобретают новые фигуры, создают весёлые игровые ситуации. Это своего рода игровая терапия. Совсем скоро ребенок оказывается у порога школы. К этому времени он должен овладеть значительным кругом знаний, умений и навыков. Его механизмы сознания должны приобрести произвольность и управляемость. Ребенок должен овладеть способностью действовать сознательно, подчиняя одни побуждения другим, у него должны развиться начальные формы самостоятельного управления волевым поведением.

Оригами развивает у детей способность контролировать работу рук, помогает совершенствовать мелкую моторику и точные движения пальцев. Складывая поделку, ребенок концентрирует внимание, сосредотачивается на процессе, чтобы получить желаемый результат.

Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, эстетического вкуса. Ребенок радуется тому, что сделанная своими руками игрушка оживает. В процессе создания поделок из бумаги дети учатся эстетически осмысливать образы знакомых предметов, видят их по-другому, подчеркивая красоту и передавая её в изобразительной деятельности.

Оригами не только интересно и увлекательно, но и очень полезно для детей дошкольного возраста благодаря своему многостороннему влиянию. [3]

Таким образом, можно сделать вывод, что техника оригами открывает бесконечные возможности творческой реализации и детей и взрослых. Особое значение техника оригами имеет в развитии и воспитании дошкольников. Ведь именно с помощью оригами, ребенок формирует мелкую моторику, механизмы сознания, а значит, успешнее, может готовиться к школьной жизни.

Литература

1. Кольцова М. М., Рузина М. С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг : серия «Психология детства. Современный взгляд». – Екатеринбург : У-Фактория, 2004. – 224 с.

2. Аксенова М. Развитие тонких движений пальцев рук у детей с нарушением речи // Дошкольное воспитание. – 2008. – № 8. – С. 54-58.

3. Афонькин С. Ю., Афонькина Е. Ю. Уроки оригами в школе и дома : экспериментальный учебник для начальной школы. – М. : Аким, 2003. – 209 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Ориентировка в пространстве у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения технике оригами"

Дипломная работа ВведениеДошкольное детство – период, когда происходит общее развитие ребенка и закладывается фундамент этого развития. Ребенок многое может усвоить в эти годы жизни. Период дошко...

Совершенствование мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения техники оригами

«Мои педагогические исследования»Тема:«Совершенствование мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения техники оригами» 1.Введение...

Презентация "Совершенствование мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения техники оригами"

Совершенствование мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения техники оригами....

Консультация для родителей "Роль оригами в совершенствовании мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста".

Понятие о технике складывания из бумаги – оригами. История возникновения техники.Роль оригами в совершенствовании мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста...

Совершенствование мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения технике «оригами»

Совершенствование мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения технике «оригами»Совершенствование мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста в п...

Роль оригами в совершенствовании мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста.

Бумажное моделирование является эффективным средством не только обучения и развития, но и воспитания дошкольников. Занятия оригами формируют такие нравственные качества детей, как коллективизм, ум...

План кружковой работы, направленный развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения технике «Оригами»

План кружковой работы, направленный развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения технике «Оригами»...