Из опыта работы по кружку "Занимательная пластилинография"
презентация к уроку по аппликации, лепке (старшая группа) на тему
Поделилась опытом работы по кружку "Занимательная пластилинография" на городском методическом объединении с коллегами старших групп нашего городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iz_opyta_raboty.doc | 61.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида детский сад №2 городского округа
город Нефтекамск Республики Башкортостан
Из опыта работы
дополнительного образования «Художественно-эстетическое развитие детей через организацию кружка по лепке из пластилина»
Кружок «Занимательная пластилинография»
Воспитатель старшей группы
Султанова Расима Магасумовна
г Нефтекамск
2018г.
Здравствуйте уважаемые коллеги! Меня зовут Расима Магасумовна Сегодня я хочу представить опыт работы по теме: «Пластилинография – как средство развития художественно – творческих способностей у детей дошкольного возраста».
Потребность общества в личности нового типа – творчески активной и свободно мыслящей – постоянно возрастает по мере совершенствования социально-экономических и культурных условий нашей жизни
Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность ребенка.
Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий лишают детей радости открытия и «убивает» интерес к творчеству.
Именно изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей.
Дошкольный возраст является наиболее актуальным для овладения различными видами деятельности, в том числе творческими.
В 2015 году я начала работу по самообразованию по данной теме. Перечитав множество литературы, я поняла, что данное направление деятельности будет интересно детям и решила создать кружок В.2016-2017 учебном году работала в средней коррекционной группе .В этом учебном году продолжила работу уже в старшей группе.
С первого занятия я поняла, что не ошиблась с выбором темы. Дети увлечённо работали, загорались новыми идеями, им нравилось, что всё всегда получается. Особенно подкупает детей то, что оказывается, пластилином можно рисовать, а не только лепить.
Творческое мышление дошкольников проявляется на основе оригинальности, гибкости, продуктивности и разработанности продуктов творческой деятельности.
Пластилинография – это один из сравнительно недавнего появления нового жанра в изобразительной деятельности.
Занятия пластилинографией способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление; способствуют развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Развивает творческое воображение и образное мышление
Исходя из вышеизложенного была определена ЦЕЛЬ: всестороннее развитие ребёнка 4 -6 лет посредством пластилинографии.
Исходя из цели мною были определены следующие ЗАДАЧИ:
1. Научить передавать образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии.
2. Учить принимать задачу, слушать и слышать речь воспитателя действовать по образцу, а затем по словесному указанию.
3. Знакомить с цветовой гаммой, с вариантами композиций и разным расположением изображения на листе бумаги.
4. Поддерживать стремление самостоятельно сочетать знакомые техники, помогать осваивать новые, по собственной инициативе объединять различные способы изображения.
5. Поощрять детей воплощать в художественной форме свои представления, переживания, чувства, мысли; поддерживать личностное творческое начало.
6. Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.
7. Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином.
Для того чтобы вести работу планомерно и последовательно мною были определены три основных этапа работы: подготовительный, основной и итоговый
Подготовительный.4-5 лет
1. Освоить приемы надавливания, придавливания, размазывания пластилина подушечкой пальца;
2. Выработать правильную постановку пальца;
3. Овладеть приемом отщипывания маленького кусочка пластилина, скатывания шарика между двумя пальцами, жгутиков, косичек, выполнение рельефа, наложение деталей;
4. Научиться работать на ограниченном пространстве.
Основной. 5-6 лет
1. Научиться не выходить за контур рисунка.
2. Размазывать пальцем пластилин по всему рисунку.
3. Использовать несколько цветов пластилина.
4. Освоить умение пользоваться специальной стекой-печаткой.
5. Доводить дело до конца.
6. Работать аккуратно, выполнять коллективные композиции, восстанавливать последовательность выполняемых действий.
7. Действовать по образцу и по словесному указанию воспитателя.
Итоговый. . 5-6 лет
1. Научиться самостоятельно решать творческие задачи.
2. Выбирать рисунок для работы.
3. Самостоятельно выполнять задания.
4. Сформировать личностное отношение к результатам своей деятельности.
При разработке своей программы отбирала наиболее интересные доступные темы, сюжеты, которые смогли бы завлечь ребенка и помочь ему раскрыться. К каждому занятию подбираю соответствующие игры с движением, пальчиковая гимнастика, разминка для рук. Для решения поставленных задач, на занятиях максимально использую все анализаторы ребенка: слуховой, зрительный, тактильный и т. д. Кружковую работу провожу 1 раз в неделю по следующим формам: групповая (10 – 12 человек) и индивидуальная.
При комплектовании группы я обращала внимание на личные симпатии детей, общность их интересов, но ни в коем случае не совпадение в уровнях развития.
Индивидуально работаю с наиболее одарёнными детьми, что позволяет дать им дополнительные знания, умения и навыки; расширить возможности в изобразительной деятельности.
Деятельность с детьми целиком проходят в форме игры. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности – речевой и поведенческой (движения, действия и т. п.). Использование игр в обучении детей пластилинографией помогает активизировать их деятельность, развивать познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление.
Основными средствами, которые я использую в работе, являются:
Художественные средства:
• Пластичный материал (разноцветный пластилин).
• Бросовый и природный материал.
• Дополнительные предметы для декорирования изображений (бисер, бусины, фантики, палочки, трубочки, колпачки, стержни и др.).
•В ходе кружковой работы использую различный методический дидактический материал(загадки, сказки, стихи)
Наглядные средства:
• Коллекцию иллюстраций, раскрасок, репродукции картин.
• Таблицы с технологическими карточками способов лепки.
• Образцы работ, фотографии.
• Интернет ресурсы – ИКТ, для получения детьми ярких впечатлений от произведений искусств и расширения знаний и впечатлений (слайд-шоу, презентации).
Технические средства:
• Музыку.
• Видеофильмы.
• Слайд – шоу, презентации.
Применение этих средств в работе позволяет повысить активность и внимание детей, развить их воображение и фантазию. У дошкольников появляется устойчивый интерес к данному виду деятельности.
Особое внимание уделяю и предметно – пространственной развивающей среде:
украшения интерьера, разнообразие игрушек, детские поделки.
Ведь всё, что окружает детей, во многом определяет их настроение, эстетические переживания и впечатления.
Но самое удивительное то, что в наш творческий процесс присоединились родители.
Проводимые с родителями различные консультации, мастер – классы, выставки совместного творчества дали свои результаты. Многие из родителей создали уголки творчества в домашних условиях.
Итак, я считаю: проводимая мною работа показывает, что системность и поэтапность деятельности с использованием нетрадиционной техники «Пластилинографии», способствуют формированию прочных изобразительных навыков и развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста, что отслеживается по разработанной мною педагогической диагностике, результаты которой показывают:
• У детей появился повышенный интерес, творческая активность. Дети с желанием и интересом посещают кружок «Пластилинография».
• В работах детей преобладают новизна и оригинальность.
• Дети свободно экспериментируют с художественными материалами и инструментами.
• У детей хорошо развиты сенсорные способности, композиционные навыки.
• Хорошо развита координация рук, мелкая моторика.
• Выполняют задания самостоятельно, без помощи педагога (самостоятельно выбирают тему, умеют планировать свою работу, выбирают выразительные средства изображения, доводят начатое дело до конца).
За время работы кружка мною были собраны методические рекомендации в помощь воспитателю и родителям .
Так же был составлен перспективный план работы с родителями в рамках работы кружка.
Для родителей по работе с пластилином, проводились консультации, тематические родительские собрания, мастер классы, приемной создан информационный стенд по работе кружка.
На итоговый этап работы , мною намечены следующие задачи по кружковой работе
1 Учить воспитанников использовать в своих работах новый прием работы с пластилином: путем вливания цвета в цвет.
2. Использовать вспомагательные предметы в своей работе (перышки, горошки, бусины, пайетки и т. д.)
3. Создание новых дидактических игр.
Результаты исследования позволили сформулировать следующие выводы:
1. Дошкольный возраст является благоприятным для развития творческих способностей. Но для их развития недостаточно традиционного подхода, а требуется систематическое использование и нетрадиционных методов и приемов.
2. Уровень развития творческих способностей наиболее заметен в свободной изобразительной деятельности.
3. Применение нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка мелкой моторики рук и тактильного восприятия, пространственной ориентировки, глазомера и зрительного восприятия, внимания и усидчивости, изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости, помогают научить мыслить смело и свободно.
Перспектива - возможность в составлении коллективных лепных картин, в создании более сложных композиций с помощью разнообразных и комплексных приёмов, пластилиновых театров по мотивам знакомых сказок .
Творческий процесс - это настоящее чудо - дети раскрывают свои уникальные способности и испытывают радость, которую им доставляет созидание.
Список литературы:
1. Давыдова Г. Н. «Пластилинография: анималистическая живопись» - Скрипторий 2003, 2008.
2. Давыдова Г. Н. Детский дизайн. Пластилинография. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2008.
3 Доронова Т. Н. Развитие детей в изобразительной деятельности. – «Детство-ПРЕСС», 2005.
4. Казакова Т. С. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / под редакцией Р. Г. Казаковой. М., 2004.
5. Комарова Т. С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. М. 2008.
6. Комарова Т. С. Обучение детей технике рисования. М., 1976.
7. Лыкова И. А. Лепим из пластилина, глины, теста. – «Олма Медиа Групп», 2009.
8. Лыкоква Л. И. программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». – М.: «Карапуз-Дидактика», 2007.
9. «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой – М.: Мозаика – Синтез, 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы по пластилинографии
Дошкольный возраст является наиболее актуальным для овладения различными видами деятельности, в том числе творческими. Дети одарены ко всем видам искусства, но самое прочное признание они ...
Презентация опыта работы «Формирование пространственного мышления и воображения у детей дошкольного возраста в процессе приобщения к одному из нетрадиционных видов изобразительной деятельности – пластилинографии»
Опыт работы по формированию пространственного мышления и воображения у детей дошкольного возраста в процессе приобщения к одному из нетрадиционных видов ИЗО-деятельности - пластилинография....
из опыта работы Тема: «Пластилинография, как средство развития творческих способностей детей с ОВЗ в системе дошкольного образования в современных условиях».
laquo;Истоки творческих способностей и дарование детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими сл...
Презентация к опыту работы "Применение пластилинографии как средства развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста"
Презентация к опыту работы...
Пластилинография в работе с детьми раннего возраста. (из опыта работы)
Что же такое пластилинография? Это новый вид декоративно-прикладного искусства. Представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полу объёмных объектов на горизонталь...
Презентация из опыта работы " Пластилинография как средство развития детского изобразительного творчества"
Организация с детьми работы по интересам в технике пластилинография "Волшебный пластилин"...
Выступление на педагогическом совете с опытом работы по теме: «Пластилинография – как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста».
Дошкольный возраст- важный период в жизни ребенка. Именно в этот период идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества....