Из опыта работы по пластилинографии
статья по аппликации, лепке (старшая группа) на тему
Дошкольный возраст является наиболее актуальным для овладения различными видами деятельности, в том числе творческими. Дети одарены ко всем видам искусства, но самое прочное признание они получили в изотворчестве, и не удивительно, ведь продукт их деятельности – картины, изделия можно хранить, экспонировать, изучать, как свидетельство талантливости маленького автора.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Пластилинография – как средство развития
художественно - творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста».
«Дети, конечно, не делаются художниками от того,
что в течении дошкольного детства им удалось
создать несколько действительно художественных образов.
Но в развитии их личности это оставляет глубокий
след, так как они приобретают опыт настоящего
творчества, который в дальнейшем
приложат к любой области труда».
Н.П. Сакулина
Дошкольный возраст является наиболее актуальным для овладения различными видами деятельности, в том числе творческими. Дети одарены ко всем видам искусства, но самое прочное признание они получили в изотворчестве, и не удивительно, ведь продукт их деятельности – картины, изделия можно хранить, экспонировать, изучать, как свидетельство талантливости маленького автора.
В последнее время отечественная и зарубежная педагогика все больше внимания уделяет изобразительной деятельности, как средству развития талантливой, творческой личности. В целом ряде исследований и методических разработок (Т.Н. Доронова, Т.Г.Казакова, Т.С.Комарова, А.И.Савенков, Е.А.Флёрина, Н.Б.Халезова, Б.П.Юсов, С.Г.Якобсон, Н.П.Сакулина) показаны различные аспекты творчески развивающего потенциала рисования, лепки, и других видов художественной деятельности.
Намечаются новые пути в развитии художественной деятельности, которые позволяют отойти от традиционных штампов работы, направленной на овладение детьми только лишь определенных навыков в рисовании и лепке.
Эти новые подходы позволяют разнообразить изобразительную деятельность через внедрение новых методов работы, которые дают толчок развитию, как творческому потенциалу ребенка, так и развитию личности ребенка в целом.
Центральным моментом моей работы по развитию творческих способностей является развитие у детей умения выделять и при помощи особых средств оформлять, воплощать в пластичном материале различные образы окружающего мира. Для развития творческой активности, пробуждения интереса к изобразительной деятельности у детей, я использую нетрадиционную технику работы с пластилином - «Пластилинография».
«Пластилинография» («графия» - создавать, изображать, «пластилин» - материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла). Принцип данной нетрадиционной техники заключается в создании лепной картины с изображением выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности. Предметный материал занятий представляет собой последовательность тщательно подобранных, постепенно усложняющихся изделий. Каждое новое изображение базируется на уже изученном, содержит знакомые формы и выполняется уже известными ребенку приемами, но при этом дополнено новыми, более сложными, еще не знакомыми ему элементами. Изделия близки и понятны ребенку – это предметы, с которыми он сталкивается ежедневно и хорошо знает: игрушки, сладости, овощи, фрукты, грибы, насекомые, птицы, древние и сказочные животные, обитатели подводного царства.
Техника пластилиновой графики в лепке уникальна. Дети с удовольствием придумывают новые, интересные темы для картин. Первые успехи обязательно вызовут у детей желание создавать композиции в собственном, самостоятельном творчестве, с удовольствием принимать участие в конкурсах и побеждать, так как эта техника является необычной, привлекающей к себе внимание и интерес.
Данные показывают, что каждая система обучения дошкольников, направленная на формирование творчества, должна предполагать развитие у детей воображения, а также овладения детьми умением находить оригинальные способы для создания художественного образа.
Первоначально, идея заняться с детьми пластилинографией возникла спонтанно, с изготовления пригласительной открытки для родителей на новый год. Под руки попались трафареты от елочек, вырезанных для НОД по ФЭМП. Работы детей получились очень аккуратными, елочки сверху присыпали мелко нарезанной мишурой, на макушку вырезали звезду из бумаги аракала. Восторг детей был неописуем, они разглядывали их, хвалили, любовались, рассказывали стихи о елочке, пели песни. С таким же восторгом рассказывали об открытке родителям.
Я радовалась вместе с ними, так как давно не наблюдала такой реакции детей на собственные работы. «Надо об этом подумать» - решила я тогда.
Но вот наступило утро, в детский сад пришел Дима, а в руках у него была поделка- украшение на нашу елочку, которая стояла в группе, сделанная в той же технологии. « Это мы сделали с мамой» - заявил он. Дети обступили его, каждый хотел посмотреть, в их глазах я увидела зависть. Это был елочный шар. В этот же день, мы с ребятами сделали 12 шаров, разных цветов, украсили их бантиком, мишурой, бисером, бусинками и повесили на елку. Атмосфера праздника царила в группе целый день.
«Это идея, это идея!» - крутилось у меня в голове.
Вот так появился кружок «Волшебный пластилин» и началась наша плодотворная творческая деятельность.
Занимались мы согласно перспективному плану, который первоначально был составлен на пол года, а в этом году на год. ( слайд – план)
При планировании я опиралась на времена года, праздники, интересы детей, соблюдение следующих принципов.
1.Принцип развивающего обучения.
«Обучение только тогда хорошо когда оно идет впереди развития. Тогда оно пробуждает и вызывает к жизни целый ряд функций, находящихся в стадии созревания, лежащих в зоне ближайшего развития»
Л. С. Выгодский
Придерживаясь данного принципа, я стараюсь дать детям знания повышенного уровня, опережающие их развитие.
2. Принцип воспитывающего обучения.
Обучая технике «Пластилинография» воспитываю у детей – усидчивость, терпение, самостоятельность.
Обучая технике пластилинографии, закрепляю у детей знания по цветовосприятию, развиваю эстетический вкус.
3.Принцип свободы выбора.
Я предоставляю детям возможность самим решить, как будет оформлена их картина, предоставляю им возможность выбрать подходящий на их взгляд материал. Может быть, поэтому все поделки получаются разными, красивыми, интересными.
При использовании этого принципа особенно повышается интерес к активной творческой деятельности.
4.Принцип личностно – ориентированного обучения заключается в признании ценности личности каждого ребенка и нацеленности обучения на раскрытие и развитие его индивидуальности, позволяет строить индивидуализированный подход к особо одаренным детям.
В соответствии с этим, научила детей с различным уровнем творческого развития, следующим важным умениям:
- самостоятельно приобретать новые и творчески использовать имеющиеся знания;
- принимать самостоятельные и ответственные решения;
- планировать свою деятельность, прогнозировать и оценивать ее результаты, т.е. рефлексировать свою деятельность;
- строить с детьми отношения сотрудничества.
Работая по личностно-ориентированной методике, стремлюсь научить каждого ребенка ощущать себя частью коллектива, уважительно относиться к индивидуальным интересам и потребностям других детей. Все это реализую через различные формы работы на непосредственно организованной и свободной деятельности, что позволяет достичь высокой плотности взаимодействия детей между собой, вовлеченности в деятельность каждого ребенка.
5.Принцип интеграции.
Художественная деятельность взаимосвязана:
- с различными видами изобразительного искусства (жанрами живописи, декоративно-прикладным искусством, скульптурой, архитектурой);
- с разными видами деятельности детей (рисование, аппликация, конструирование из природного и бросового материала).
6.Принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта при экспериментировании с формой, цветом, при решении задач по созданию выразительных образов, знаний детей о мире вещей и природы, обогащение активного и пассивного словаря детей.
Я считаю, что развить способности – это, значит, вооружить ребенка способом деятельности, дать ему в руки ключ к развитию творческих способностей, создать условия для выявления и расцвета его одаренности.
Работу по формированию навыков по пластилинографии проводила в несколько этапов, на каждом из которых перед ребенком ставила определённые задачи.
1- ый этап. Подготовительный
- Применение знакомых приемов надавливания, вдавливания, размазывания пластилина подушечкой пальца, отщипывания маленького кусочка пластилина и скатывания шарика между двумя пальчиками в продуктивной деятельности в виде декора.
- Работа на ограниченном пространстве.
- Освоение правильной постановки пальца.
2 – ой этап. Основной
-Научиться:
- не выходить за контур рисунка;
- размазывать пальчиком пластилин по всему рисунку, как будто закрашивая его;
- пользоваться специальной стекой-печаткой;
- доводить дело до конца;
- аккуратно, выполнять свои работы;
- выполнять коллективные композиции вместе с другими детьми;
- восстановлению последовательности выполняемых действий;
- действовать по образцу воспитателя;
- действовать по словесному указанию воспитателя;
- использовать несколько цветов пластилина;
- для выразительности работ, уметь использовать вспомогательные предметы (косточки, перышки и т. д.).
3 – ий этап. Итоговый
- самостоятельно решать творческие задачи;
- самостоятельно выбирать рисунок для работы;
- формировать личностное отношение к результатам своей деятельности.
Планирование также было составлено с учётом реализации межпредметных связей по образовательным областям:
- «Социализация», «Познание» где используются произведения познавательной направленности, закрепление образов и понятий о живой и неживой природе;
- «Коммуникация», где осуществляется обогащение словаря, расширяя и уточняя знания детей об окружающем;
- «Художественное творчество», направленная на закрепление образов;
- «Музыка».
Кружковая работа проводится 1 раз в неделю по следующим формам: групповая (6- 8 чел.) и индивидуальная.
При комплектовании группы я обращала внимание на личные симпатии детей, общность их интересов, но ни в коем случае не совпадение в уровнях развития.
Индивидуально работаю с наиболее одарёнными детьми, что позволяет дать им дополнительные знания, умения и навыки; расширить возможности в изобразительной деятельности.
Деятельность с детьми целиком проходят в форме игры. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности – речевой и поведенческой (движения, действия и т. п.). Использование игр в обучении детей пластилинографией помогает активизировать их деятельность, развивать познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление.
Но спонтанные идеи в нашей группе возникают до сих пор. И их реализация доставляет детям наибольшее удовольствие, от того, что идея принадлежит им.
Например: персонажи для настольного кукольного театра, медали для победителей «Олимпийского турнира», замечательные плавающие фигурки для «Уголка уединения» в групповой комнате, магниты на холодильник, знаки зодиака на шкафчики с элементами декора, золотая рыбка в уголке природы и т.д.
Наконец – то в нашей группе появилось занятие – хобби, которое, хоть ненадолго, но отвлекает детей от компьютеров и телевизоров, за которыми они просиживали большую часть своего свободного времени, портя зрение, осанку.
Основными средствами, которые я использую в работе, являются:
Художественные средства:
- Пластичный материал (разноцветный пластилин).
- Бросовый и природный материал.
- Дополнительные предметы для декорирования изображений (бисер, бусины, фантики, палочки, трубочки, колпачки, стержни и др.).
Наглядные средства:
- Коллекция иллюстраций, раскрасок, репродукции картин.
- Таблицы с технологическими карточками способов лепки.
- Образцы работ, фотографии.
- Интернет ресурсы – ИКТ, для получения детьми ярких впечатлений от произведений искусств и расширения знаний и впечатлений (слайд-шоу, презентации).
Технические средства:
- Музыка.
- Видеофильмы.
- Слайд – шоу, презентации.
Применение этих средств в работе позволяет повысить активность и внимание детей, развить их воображение и фантазию. У дошкольников появляется устойчивый интерес к данному виду деятельности.
Особое внимание уделяю и предметно – развивающей среде: цвет стен, мебель, украшения интерьера, разнообразие игрушек, детские поделки.
Ведь всё, что окружает детей, во многом определяет их настроение, эстетические переживания и впечатления.
Но самое удивительное то, что в наш творческий процесс присоединились родители.
По данным проведенных анкетирования, бесед выяснилось, что у большинства дома не имеется материала для самостоятельного художественного творчества (пластилин, краски, цветные карандаши, раскраски). Родители и сами не уделяют внимание творчеству, не владеют навыками, и не учат своих детей работе с изобразительным материалом. Проводимые с родителями различные консультации, мастер – классы, выставки совместного творчества дали свои результаты. Многие из родителей создали уголки творчества в домашних условиях.
Итак, я считаю: проводимая мною работа показывает, что системность и поэтапность деятельности с использованием нетрадиционной техники «Пластилинографии», способствуют формированию прочных изобразительных навыков и развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста, что отслеживается по разработанной мною педагогической диагностике, результаты которой показывают:
- У детей появился повышенный интерес, творческая активность. Дети с желанием и интересом посещают кружок «Пластилинография».
- В работах детей преобладают новизна и оригинальность.
- Дети свободно экспериментируют с художественными материалами и инструментами.
- У детей хорошо развиты сенсорные способности, композиционные навыки.
- Хорошо развита координация рук, мелкая моторика.
- Выполняют задания самостоятельно, без помощи педагога (самостоятельно выбирают тему, умеют планировать свою работу, выбирают выразительные средства изображения, доводят начатое дело до конца).