Интегрированное занятие в старшей группе " Весенние чудеса"
план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа) на тему

Лазакович Нина Дмитриевна

Интегрированное занятия по развитию речи.взаимодействие музыкального работника с педагогом." Весенние чудеса"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gorodskoe_zanyatie.docx38.72 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная деятельность  

в старшей группе

интеграция образовательных областей

«Художественно-эстетическое», «Речевое развитие»

« Весенние чудеса!»

Задачи

Образовательные:

- расширять знания о весне, о весенних цветах первоцветах подснежниках;

-  продолжать учить детей, работать над средствами художественной выразительности  передачи образа подснежника;

-  обогащать активный словарь детей словами; проталинка, первоцвет.

- формировать у детей музыкальную восприимчивость, способность эмоционально откликаться на музыку;

- формировать навыки слушания музыки;

Развивающие:

- продолжать развивать связную речь;

- способствовать развитию умения передавать свои впечатления и чувства в художественной форме ( чтение стихов);

- закреплять умение использовать сочетание разных изобразительных техник ( рисование ватной палочкой, аппликации из природного материала):

- развивать творческое воображение;

- способствовать развитию умений точно передавать сказочный образ;

- развивать способность к художественному взаимодействию с музыкой , посредством рисунка, танцевальных движений, проникновенного слова.

Воспитательные:

      - воспитывать интерес к познанию природы и отражению представлений ;

      - воспитывать  сострадание  к людям и оказывать посильную помощь.

      - совершенствовать коммуникативные навыки общения детей в слушании музыки;

       - вызывать яркий эмоциональный отклик детей при восприятии музыки разного характера.

Материал, инструменты, оборудование:

- Мультимедийная. презентация «Весна пришла», аудиозапись «Голоса птиц»;

- листы бумаги, с нарисованными проталины.

- ватные палочки, семена тыквы, гуашь, простые карандаши, клей, кисточки, клеенки, матерчатые салфетки.

- цветы, голубые ленты, музыкальные инструменты- свистульки, треугольники.

Музыкальный материал; П.И. Чайковский « Времена года»,- «Апрель», «Подснежник», « Голубая вода», муз. Поля Мориа.

Предварительная работа.

 Чтение  сказки с. Маршака « Двенадцать месяцев».Беседы о весне, разучивание стихов, пословиц, поговорок. Рассматривание картин, иллюстраций из серии « Времена года». Раскрашивание раскрасок  на тему: « Цветы»,

Дидактические игры « Собери цветок», « Времена года».

Мультимедийная презентация « Весенние первоцветы».

Слушание музыкальных произведений А. Вивальди из цикла « Весна».

Домашнее задание : Нарисовать пробуждение  природы по музыкальному произведению А. Вивальди « Весна».

Словарная работа.

- первоцветы, подснежники, стебель, колючий, злющий, холодный. капель,

Ход занятия:

Звучит спокойная музыка. Дети входят в зал, встают полукругом.

Муз руководитель:

Здравствуйте, ребята! Доброе утро улыбчивым лицам!

Доброе утро солнцу и птицам!

Пусть каждый становится добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро продлится до вечера!

Муз руководитель:

Я приглашаю всех в музыкальную гостиную, где можем погрузиться в волшебный мир музыки и поэзии. Обратите внимание на оформление гостиной, на рисунки, которые нарисовали вы. Они передают настроение радости, пробуждение природы.

Зажурчал ручей в овражке,

Прилетели с юга пташки.

Греет солнышко с утра,

В гости к нам пришла…?

Ответ детей:

Весна.

Муз. руководитель:

Звенит капель, весна пришла,

И много звуков принесла.

Давайте послушаем, может услышим их!

Муз. Руководитель:

Музыкальный руководитель предлагает послушать фонограмму: раскаты грома, звуки дождя, пение птиц.

Звучит фонограмма дождя.

Муз. Руководитель:

Ответы ваши верны и меня это радует. И птичьи трели – это музыка. И весенние капели- это музыка.

Видишь птичка в небе кружится,

Будет музыка дождя.

И у ветра, и у солнышка,

И у тучки, и у дождичка,

И у маленького зернышка-

Тоже музыка своя!

Весной природа оживает, и встреча с ней нас ожидает.

Муз. Руководитель:

Я предлагаю послушать чудесную, волшебную музыкальную пьесу П.И. Чайковского « Подснежник» из альбома « Времена года».

Звучит фонограмма « Подснежник» на фоне презентации « Нежные звуки весны».

Муз. руководитель:

Как рассказывает музыка о природе?

Ответ детей:

 Нежно, ласково, красиво, взволнованно.

Муз. руководитель:

Вы правы, пьеса по- весеннему взвалнованая и очень выразительная. Можно ли догадаться , что композитор изображает в музыке Весну.

Ответы детей:

Музыка звенит как ручей журчит, бежит. Музыка как цветок подснежник, нежная , трепетная, взволнованная, как весенний ветер.

Муз руководитель:

Верно! Вы такие молодцы! Музыка нежная, полетная, легкая. НА какой танец она похожа?

  Ответы. детей.

На вальс.

Муз руководитель:

А давайте попробуем продерижировть ее, а потом потанцуем и в движении передадим настроение и характер музыки.

Дети самостоятельно исполняют пластические этюды» Цветок», « Ручеек», « Ветерок».

Муз. Руководитель

Скажите, что помогло композитору и вам передать образ?

Ответ детей:

Волшебные звуки. Красивая мелодия. Радостный веселый характер и настроение.

Воспитатель:

Весна – это время пробуждения, все вокруг оживает, прилетают птицы, вырастают первые цветы. Вот послушайте, ребята загадку.

Загадка про подснежник

Пробивается росток,
Удивительный цветок.
Из-под снега вырастает,
Раньше всех весну встречает.

Ответы детей.

Подснежник

Воспитатель

Правильно ребята.

А почему говорят, что подснежник раньше всех весну встречает?

Дети.

Потому что он самый первый из цветов вырастает весной.

Воспитатель.

Какого цвета бывают эти весенние цветы?

Ответ детей

Белого, синего.

А как его еще называют подснежник

Дети

Первоцвет.

Воспитатель 

Где мы можем встретить подснежник?

Дети : 

На проталинках в лесу, на лугу

Воспитатель;

А что такое проталины?

Дети

Это кусочек растаявшей земли.

Воспитатель

Ребята, а кто из вас помнит стихотворение про подснежник?

1 реб.

Самый первый, самый тонкий,
Есть цветок с названьем нежным.
Как привет капели звонкой,
Называется подснежник.

2 реб.

Солнышко пригрело и в лесу подтаяло
Показалась  первая, чёрная проталинка.
А на ней под солнышком - ласковым и нежным
Появился маленький беленький подснежник.
Воспитатель

Ребята, а хотите, я расскажу вам, как однажды Зима-старуха со своими спутниками Стужей и Ветром решила не пускать на землю весну. Все цветы испугались ее угроз, кроме подснежника, который выпрямил свой стебелек, и смог выбраться из под снежного покрывала.

Я родился!
Я родился!
Снег пробил,
На свет явился!
Ух, какой ты, снег, колючий,
Ты холодный, снег, и злющий.
О морозах зря мечтаешь,
Очень скоро ты растаешь!
Уплывешь потоком в речку,
И не скажешь ни словечка! 

Увидело Солнце его лепестки и согрело землю теплом, открыв дорогу весне.

Воспитатель:

Что говорил подснежник про снег?

Дети

Холодный, злющий, колючий.

Воспитатель:

А еще, какой бывает снег?

Воспитатель

Кто помог согреть подснежнику лепестки? И открыл дорогу весне?

Звучит музыка» Весенняя капель» Грига.

Воспитатель:

Ребята, мы и не заметили, как очутились в весеннем лесу.

 - Ой, смотрите, девочка, ( обращается к девочке)

-А что ты здесь делаешь? Одна в лесу, как тебя зовут?

Девочка:

Меня зовут Настенька.

Воспитатель:

И о чем ты грустишь?

Девочка.

А как мне не грустить

Злая мачеха послала.

В лес подснежников набрать.

Ну, а я так растерялась

И незнаю где их взять.

Мне собрать их очень надо

И тогда я буду рада.

Дайте мне совет хороший

Я так долго уж в пути,

Помогите же , ребята!

Мне подснежников найти!

Воспитатель:

Скажите, ребята, а можно ли рвать подснежники? Да еще так много, целую корзину. Почему?

Дети

Потому что они занесены в Красную книгу

Воспитатель

-А для чего нужна Красная книга?

Дети

Чтобы люди не забывали о растениях и животных, которых осталось очень мало и заботились о них.

Воспитатель

А что произойдет с подснежниками, если их и дальше люди будут собирать.

Дети 

Они исчезнут.

Воспитатель:

Что же нам делать, как сохранить подснежники на полянке? И помочь Настеньке набрать подснежников?

Дети

Мы научим Настеньку, как сделать подснежники своими руками.

Воспитатель:

Да, конечно, вы правы ребята, мы можем подснежники нарисовать.

Давайте вспомним, из каких частей состоит цветок – подснежник?

Дети:

Лепестки, стебель, листья.

Воспитатель ( обращается к Насте) Настенька, мы приглашаем тебя вместе с нами нарисовать подснежники. (Дети подходят к рабочим столам)

Воспитатель:

Ребята, вы, наверное, заметили, что на столе нет кисточек? А лежат необычные предметы. Это ватные палочки и семена тыквы.

Воспитатель:

- Как вы думаете, для чего нам нужны тыквенные семечки, что из них можно сделать?

- А что можно нарисовать палочкой?

А теперь давайте вспомним последовательность рисования подснежника. Что мы рисуем сначала? Что потом?

 Дети

Рисуем стебель и лист простым карандашом, а затем прикладываем семечки на место лепестков и приклеиваем. Затем ватной палочкой  тычками раскрашиваем листья и стебель .

Во время работы детей звучит музыка  Чайковского П. И. «Апрель». Подснежник.

Воспитатель:

Ребята, посмотрите, какие у нас получились нежные, красивые подснежники.

А давайте представим, что мы – это цветочки подснежники.

Физкультминутка

Вот подснежники проснулись, (Встают и протирают глаза.)

Улыбнулись, потянулись. (Улыбаются и потягиваются.)

Раз — росой они умылись. (Умываются.)

Два — изящно покружились. (Кружатся.) 

Три — нагнулись и присели, (Наклоняются и приседают.)

И на солнце поглядели. (Поднимают голову вверх.)

Воспитатель:

Настенька, а тебе понравилась рисовать вместе с нами?

Настенька

- Да, ребята, очень понравилось.

Спасибо вам, ребята, я очень рада

И от души благодарю.

За подснежники, за радость,

За настоящую весну!

Воспитатель:

Я предлагаю вам пройти и разместить свои работы на проталине.

Посмотрите, как много подснежников выросло на этой  проталине

На проталинке распустились

Эти скромные цветы,

Как нежны в наряде белом,

Небывалой красоты!

Воспитатель:

Вам нравится?

Молодцы!

Ребята, я очень рада , что мы смогли помочь Настеньке. И я предлагаю вокруг нашей полянки завести весенний хоровод.

Исполняется танец Цветов»

Воспитатель подводить итоги занятия, благодарит детей за работу.

Самоанализ образовательной деятельности в старшей группе

« Весенние чудеса!»

Интеграция образовательных областей

« Художественно- эстетическое»,

« Речевое развитие»

   Занятие проводили с детьми старшей группы, присутствовало 8 детей. У детей данной группы сформированы навыки учебной деятельности. Дети легко идут на контакт со взрослым. Умеют слышать и слушать воспитателя.

   Тема занятия:«Весенние чудеса!». Это занятие интегрированное, оно сочетает в себе образовательные области: « художественно- эстетическую», «речевое развитие». Разрабатывая данный конспект занятия, мы,  прежде всего, учитывали возрастные, психические, индивидуальные особенности детей старшей группы. Учитывая всё это, мы наметила цель, задачи, содержание занятия, определила форму проведения, методы, приёмы и средства, необходимые для положительных результатов.

Цель занятия : Показать влияние музыки, движения, поэзии и изобразительной деятельности на познание ребенком окружающего мира, как единого целого:

Нами были поставлены следующие задачи:

Образовательные:

- расширять знания о весне, о весенних цветах первоцветах подснежниках;

-  продолжать учить детей, работать над средствами художественной выразительности  передачи образа подснежника;

-  обогащать активный словарь детей словами; проталинка, первоцвет.

- формировать у детей музыкальную восприимчивость, способность эмоционально откликаться на музыку;

- формировать навыки слушания музыки;

Развивающие:

- продолжать развивать связную речь;

- способствовать развитию умения передавать свои впечатления и чувства в художественной форме ( чтение стихов);

- закреплять умение использовать сочетание разных изобразительных техник ( рисование ватной палочкой, аппликации из природного материала):

- развивать творческое воображение;

- способствовать развитию умений точно передавать сказочный образ;

- развивать способность к художественному взаимодействию с музыкой , посредством рисунка, танцевальных движений, проникновенного слова.

Воспитательные:

      - воспитывать интерес к познанию природы и отражению представлений ;

      - воспитывать  сострадание  к людям и оказывать посильную помощь.

 - совершенствовать коммуникативные навыки общения детей в слушании музыки;

       - вызывать яркий эмоциональный отклик детей при восприятии музыки разного характера

      Также была проведена предварительная работа с детьми:

-Чтение  сказки с. Маршака « Двенадцать месяцев»

- Беседы о весне, разучивание стихов, пословиц, поговорок. Рассматривание картин, иллюстраций из серии « Времена года». Раскрашивание раскрасок  на тему: « Цветы»,

- Дидактические игры « Собери цветок», « Времена года».

- Мультимедийная презентация « Весенние первоцветы».

- Слушание музыкальных произведений А. Вивальди из цикла « Весна».

Домашнее задание : Нарисовать пробуждение  природы по музыкальному произведению А. Вивальди « Весна».

   В ходе занятия мы использовала наглядные, словесные и практические приёмы, направленные на применение речевых, познавательных, двигательных, практических навыков и умений и их совершенствование.         Предложенные задания давались в порядке нарастающей сложности, что способствовало решению поставленных задач на развитие внимания, воображения, памяти, речи и художественно-эстетического восприятия. На протяжении всего занятия дети были доброжелательны, отзывчивы, помогали друг другу.

   Тип занятия - интегрированный. Что способствует решению поставленных задач в комплексе.

Все этапы занятия были взаимосвязаны и взаимообусловлены, подчинены заданной теме и целям. Смена вида деятельности на каждом этапе позволила предотвратить утомляемость и пресыщаемость каким то одним видом дельности.

    Для получения более высоких результатов деятельности детей были использованы наглядно-образовательные материалы: портреты композиторов, музыкальные инструменты, также использованы ИКТ, аудиозаписи, раздаточный материал для рисования подснежников. Наглядный материал соответствовал теме и цели занятия.

    На всех этапах занятия активизировалась речевая, познавательная, двигательная деятельность детей.

Использовались следующие методы:

- словесные (были использованы неоднократно) при создании игровой мотивации, решение проблемных ситуаций, помочь Настеньке собрать корзину подснежников;

- творческие методы; передать настроение в движении при помощи музыкальных этюдов на тему « Весна».

-  практические методы; выполнение творческого задания (рисование подснежников с элементами аппликации ).

-метод контроля и стимулирования в виде одобрения и похвалы.

  Использованные методы соответствовали изучаемому материалу и способам организации деятельности детей в соответствии с уровнем группы.

     Анализируя деятельность детей на занятии, хочется отметить, что они проявляли познавательную активность, эмоционально реагировали на приёмы активации деятельности, использовали имеющиеся знания и умения. Они были заинтересованы, внимательны, организованы. Детям предлагались задания, побуждающие их к решению поставленных задач. Побуждали к высказыванию детей нерешительных и стеснительных.

     Длительность занятия 25 мин, что соответствует нормам Сан ПИНа.

Логичность построения занятия позволила провести его, не выходя за рамки времени, отведённого на выполнения задания.

    Думаем , что игровая мотивация вызвала интерес у детей и активность была достаточно высокая. Однако дети работали в своём темпе, творческое задание выполнили чуть позднее не из-за медлительности, а в силу своих индивидуальных возможностей. Хотя это не свидетельствует о том, что навыков и знаний у них меньше.

   Анализируя проведённое занятие, можно сказать, что поставленные задачи были успешно выполнены, выбранная нами форма организации непосредственной образовательной деятельности детей была достаточно эффективной, динамичной. Старались соблюдать нормы педагогической этики и такта.

  Дети порадовали нас  тем, что доброта детской души, их любознательность чувствовалась на протяжении всего занятия и в практической части занятия,

По опросу детей после занятия было выявлено, что занятие детям понравилось, и они хотели бы поучаствовать в продолжении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие в старшей группе" Весенний лес"

Активизация работы  по теме «Весна» через речевые  и музыкально-двигательные упражнения и игры....

Интегрированное занятие в старшей группе" Весенний лес"

Активизация работы  по теме «Весна» через речевые  и музыкально-двигательные упражнения и игры....

Интегрированное занятие в старшей группе" Весенний лес"

Активизация работы  по теме «Весна» через речевые  и музыкально-двигательные упражнения и игры....

Интегрированное занятие в старшей группе "Весенняя радость"

Интегрированное  музыкальное занятие в старшей группе...

Интегрированное занятие в старшей группе "Сундучок чудес"

Конспект итогового интегрированного занятия в старшей группе....

Итоговое интегрированное занятие в старшей группе «Весеннее путешествие по дорогам знаний».

Итоговое интегрированное занятие в старшей группе "Весеннее путешествие по дорогам знаний"...

КОНСПЕКТ итогового интегрированного занятия в старшей группе «Весеннее космическое путешествие»

КОНСПЕКТ   итогового интегрированного занятия  в   старшей  группе   «Весеннее космическое путешествие»...