Консультация для воспитателей. "Аппликация в старшей группе".
консультация по аппликации, лепке (старшая группа) на тему

Лапковская Ольга Владимировна

АППЛИКАЦИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ


У детей шестого года жизни под влиянием наблюдений, игр и сенсорного воспитания формируются знания и представления о форме, цвете, величине и других качествах предметов. К этому возрасту дети имеют довольно обширный запас знаний об окружающем, владеют многими изобразительными умениями и техническими приемами вырезывания. Рука ребенка стала более крепкой и сильной, а ее движения более уверенными и четкими. Все это позволяет определить более сложные задачи обучения.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley2.pptx212.02 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Консультация для воспитателей: «Аппликация в старшей группе»

Слайд 2

АППЛИКАЦИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ У детей шестого года жизни под влиянием наблюдений, игр и сенсорного воспитания формируются знания и представления о форме, цвете, величине и других качествах предметов. К этому возрасту дети имеют довольно обширный запас знаний об окружающем, владеют многими изобразительными умениями и техническими приемами вырезывания. Рука ребенка стала более крепкой и сильной, а ее движения более уверенными и четкими. Все это позволяет определить более сложные задачи обучения.

Слайд 3

Программные задачи В процессе занятий аппликацией детям продолжают давать различные знания о форме предметов. Учат находить и выделять знакомые формы в предметах, различать квадрат, прямоугольник по их основным признакам: четыре прямых угла, равные противоположные стороны. Эта задача достаточно легко решается в аппликации, так как дети имеют возможность, накладывая один четырехугольник на другой, сравнивая и сопоставляя, делать правильные выводы и умозаключения. По-прежнему необходимо добиваться от детей правильного называния круга, овала, треугольника. В старшей группе нужно не только уточнять знания детей о различных цветах, но и учить дифференцировать цвета, выделяя яркие, светлые и темные. Решение этой задачи позволит сделать аппликации более выразительными, обогатить их колорит, расширить цветовую культуру восприятия. Благодаря этому дети будут учиться более осознанно использовать цвет, подбирая для веселого петрушки яркие цвета бумаги, для декоративных работ - контрастные. В аппликации детям легче сравнивать фигуры по величине и понятия высокий — низкий, узкий — широкий, толстый — тонкий, длинный — короткий усваиваются быстрее. Дети шестого года жизни довольно быстро усваивают также понятия вверху, внизу, посередине, друг за другом, рядом, но испытывают трудности в определении левой и правой стороны, часто заменяя одно понятие другим. В связи с этим задача прочного овладения детьми различными пространственными представлениями и понятиями по-прежнему является важной. Продолжается дальнейшее обучение детей приемам вырезывания ножницами, так как от этого зависит качество аппликаций. При этом не только отрабатываются и закрепляются приемы, которыми дети овладели в средней группе, но и формируются новые, более сложные и рациональные: вырезывание одинаковых фигур из бумаги, сложенной гармошкой, и симметричных — из бумаги, сложенной вдвое.

Слайд 4

Прохождение программы В старшей группе количество занятий аппликацией увеличивается: по одному занятию в неделю — всего в течение учебного года около 39 занятий. На каждом занятии необходимо обращать внимание на качество детских работ, так как от качества вырезывания и наклеивания зависит изображение в целом. В начале учебного года необходимо закреплять умение вырезать округлые формы, поскольку этот навык в средней группе освоен еще недостаточно. Затем на основе умения вырезывать разные предметы по частям дети должны овладеть рациональным приемом получения большого количества одинаковых деталей из бумаги, сложенной гармошкой. Наиболее сложным является обучение приемам вырезывания симметричных форм, так как детям трудно представить конечный результат, вырезая лишь половину контура. Основное содержание детских работ и в этой возрастной группе — предметное изображение, основанное на принципе плоскостного конструирования. Передавая изображение того или иного предмета в аппликации, дети используют самые разные способы вырезывания: прямолинейные, косоугольные, криволинейные, округлые, волнистые. Поэтому, подбирая предметы для изображения, воспитатель должен обращать внимание на его эстетические свойства. Кроме того, нужно учитывать изобразительные возможности детей и владение техникой работы с ножницами, чтобы на основе прошлого опыта обучать их новым знаниям и умениям. В начале учебного года, когда закрепляются умения вырезывать округлые формы, можно использовать следующую тематику: осенние листья, фрукты, овощи, грибы, цветы, цыплята, заяц, птичка и др. В течение года следует периодически обращаться к предметной аппликации, предлагая для изображения различные игрушки: самолет, ракета, машина, автобус, троллейбус, кораблик, медведь, Чебурашка , неваляшка. На освоение вырезывания одинаковых форм из бумаги, сложенной гармошкой, можно подобрать самые различные предметные изображения: веточка с листьями, цветы, елочные бусы, елочные игрушки, забавные игрушки.

Слайд 5

Особенно широко используется прием парного вырезывания в декоративной аппликации, где детям требуется много одинаковых элементов. Поэтому в течение года можно предлагать детям украшать узорами и полосу (шарфик, полотенце, дорожка), и квадрат (ковер, платок, салфетка, скатерть), и круг (тарелочка, поднос, круглый коврик, салфетка), и треугольник (косынка, петрушкин колпак). Кроме того, они могут украшать готовые силуэты (фартучек, зонтик, чайник, шапочка и др.). Обучая детей вырезыванию симметричных фигур, следует подбирать изображения симметричной формы: вазы, груша, бабочка, мотылек, петрушка, елка, куколка, матрешка, кукольные платья и другая одежда. Помимо предметной и декоративной аппликации, необходимо предлагать сюжетную и пейзажную: встреча зайчика с колобком, зима, избушка в снегу, девочка идет с флажком, дом, украшенный к празднику, птички на ветке, расцвели желтые одуванчики и др. В старшей группе дети выполняют различные работы по замыслу. На основе имеющихся знаний, умений и навыков они учатся самостоятельно решать ту или иную тему. К новогоднему празднику, например, можно предложить придумать и выполнить украшения для елки, зала, группы. К различным праздникам сделать поздравительные открытки. На таких занятиях непременно следует сказать детям, чтобы они изображали то, что особенно запомнилось, что произвело сильное впечатление. На занятиях и в повседневной жизни дети могут выполнять коллективные работы разнообразного содержания: большой красивый ковер с цветами и сказочными птицами, витрина с вазами, любимые игрушки, машины едут по дороге, птицы прилетели, рыбки плавают, лесная полянка и т. д.

Слайд 6

Методы и приемы обучения Как и прежде, нужно уделять большое внимание в повседневной жизни обследованию предметов, которые предстоит изобразить, рассматриванию иллюстративного материала, наблюдениям окружающего. На занятиях важное место отводится восприятию и анализу предметов. Но если в предыдущей группе воспитатель активизировал детей вопросами, то теперь необходимо предоставлять больше самостоятельности самим детям. Можно предлагать детям план для анализа предмета или спрашивать, о чем нужно рассказать, рассматривая предмет. В случае затруднений воспитатель может спросить, что упущено в процессе анализа предмета. В этой возрастной группе нужно больше внимания обращать на сравнение признаков и качеств предметов, учить детей видеть различия в величине, пропорциях, продолжать совершенствовать формообразующие движения. Рассматривая с детьми произведения декоративно-прикладного искусства, необходимо учить замечать красоту цветосочетаний, гармонию форм, выразительность композиции. К использованию образцов в старшей группе воспитатель прибегает в отдельных случаях, когда нужно показать детям конечный результат новой, сложной работы. Например, воспитатель показывает образцы с изображением ваз, обращая внимание на симметричную форму (одна половина вазы очень похожа на другую, она отражается как в зеркале). Можно использовать вариативные образцы. Демонстрировать приемы вырезывания на каждом занятии не следует. Необходимо чаще опираться на опыт самих детей, привлекая некоторых из них к показу наиболее трудных моментов работы, к объяснению того, как нужно выполнить аппликацию, какой использовать прием вырезывания. В тех случаях, когда вводится новый прием вырезывания, показ этапов и способов работы осуществляется самим воспитателем. Например, вводится вырезывание одинаковых предметов из бумаги, сложенной гармошкой. Воспитатель показывает, как нужно сложить бумагу, как вырезать какую-либо знакомую форму, и после этого получается сразу несколько одинаковых фигур

Слайд 7

Труднее всего дети усваивают вырезывание симметричных форм, так как им сложно представить конечный результат. В таком случае использование показа приемов работы бесспорно. Целесообразно, обучая детей этому приему, прибегать к тренировочному действию, а в некоторых случаях использовать «прорисовку» пальцем линии контура на листе бумаги, сложенном пополам. Постепенно овладевая понятием «половина предмета», дети переходят к сознательному использованию этого приема. Во время обследования предмета симметричной формы важно акцентировать внимание детей на обведении половины его контура, закрывая другую половину листом бумаги. К показу приемов работы воспитатель обращается не только с введением нового приема работы ножницами, но и с введением нового способа изображения. Например, в старшей группе вводится способ изготовления аппликаций методом обрывания бумаги, который используется для изображения предметов неровной пу-шистой фактуры, некоторых пейзажей, декоративных работ. Осуществляя показ приемов работы, воспитатель подчеркивает, что аппликация выполняется без ножниц, одними лишь пальцами рук. Левая рука держит бумажную заготовку, а правая — большим и указательным- пальцами обрывает бумагу по задуманной линии. Этот способ вызывает у детей большой интерес, и они с удовольствием учатся выполнять им аппликации. Работая с детьми шестого года жизни, воспитатель должен чаще задавать им вопросы не только о том, как вырезать предмет той или иной формы, но и получить выразительную аппликацию: найти удачную композицию, передать несложное движение путем изменения положения отдельных частей, подобрать подходящую бумагу. В этой группе нужно чаще давать детям возможность самим выбрать цвет бумаги, а для этого не ограничивать ее цвета при подготовке материалов. Воспитатель использует словесные методы обучения, так как дети имеют уже достаточный опыт изготовления аппликаций. Помимо вопросов, указаний и напоминаний, воспитатель применяет советы, направленные на развитие творческой активности детей. Например, для выполнения декоративной аппликации воспитатель советует детям сначала подобрать наиболее подходящие цвета бумаги, подумать, какими элементами украсить работу, как их вырезать и расположить, чтобы было красиво.

Слайд 8

Воспитатель меньше опекает детей, больше стимулирует их индивидуальные творческие возможности, развивает самостоятельность. Не торопясь с подсказкой, педагог старается косвенно подвести ребенка к правильному решению. Например, ребенок срезал у полоски углы — получились неодинаковые, косые срезы у крыши. Это огорчает его, Воспитатель предлагает подумать, как нужно Получить сразу два одинаковых угла. Только в случае необходимости подсказать прием работы: сложить полоску пополам, не делая линию сгиба, и срезать угол — получится с двух сторон одинаково. Анализ аппликаций необходимо проводить при активном участии детей. Как и прежде, нужно обращать внимание детей на выразительность работ, изобразительные особенности, на качество вырезывания, предъявляя более высокие требования в сравнении со средней группой. Нужно учить детей критически оценивать свою аппликацию, сравнивать ее с другими. Например, детям предлагается самим решить, красивая ли у каждого получилась работа, удачно ли подобрана по цвету бумага, аккуратно ли вырезаны элементы, интересно ли расположены и т. д. Подумав, дети должны самостоятельно положить свою аппликацию на стол с красным флажком (если она отвечает тем требованиям, о которых говорил воспитатель) или на стол с синим флажком (если, по мнению самого ребенка, есть ошибки и мало красоты). Разбирая затем одну и другую группу работ, дети коллективно выясняют, правильной ли была самооценка. К подведению итогов занятия также нужно привлекать самих детей, обучая их умению видеть общие удачи, находки и ошибки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Аппликация как вид творческой деятельности дошкольника"

В консультации раскрыто понятие "аппликация", её виды, технические приёмы и др....

Консультация для воспитателей "Аппликация из засушенных растений"

В консультации представлены методы аппликации(флористика) из засушенных растений.И технология засушивания растений....

Консультация для воспитателей. Аппликация в средней группе.

Роль аппликации в формировании навыков культуры трудовой деятельности детей и передаче своих впечатлений об окружающей действительности....

Консультация для воспитателей Аппликация из цветной бумаги "Городецкая солонка с городецким узором" для детей 5-7 лет

Цель: Формировать умения у детей создавать аппликативные узоры по мотивам городецкой росписи....

Консультация для воспитателей «Аппликация как средство изобразительной деятельности»

Консультация для воспитателей «Аппликация как средство изобразительной деятельности»...

Консультация для воспитателей «Аппликация от А до Я»

Данный материал представлен как "памятка" для воспитателей,  в которой обозначена работа  с бумагой и ножницами  по возрастным группам....