План - программа по развитию связной монологической речи на занятиях тестопластики в подготовительной группе
рабочая программа по аппликации, лепке (подготовительная группа) на тему
Цель: развитие связной монологической речи у детей старшего возраста на занятиях по тестоплстики.
Задачи:
1. развитие словарного запаса;
2. формирование грамматического строя речи;
3. закрепление правил смысловой и языковой организации монологической речи;
4. знакомство с правилами построения рассказа;
5. развитие разговорной (диалогической) речи;
6. обучение рассказыванию (монологической речи);
7. способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи;
8. пробудить творческую активность детей, стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_prgramma_po_testoplastiki_obuchenie_monologicheskoy_rechi.doc | 132 КБ |
Предварительный просмотр:
План - программа по развитию связной монологической речи на занятиях тестопластики
в подготовительной группе
Цель: развитие связной монологической речи у детей старшего возраста на занятиях по тестоплстики.
Задачи:
1. развитие словарного запаса;
2. формирование грамматического строя речи;
3. закрепление правил смысловой и языковой организации монологической речи;
4. знакомство с правилами построения рассказа;
5. развитие разговорной (диалогической) речи;
6. обучение рассказыванию (монологической речи);
7. способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи;
8. пробудить творческую активность детей, стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность.
Занятия проходят один раз в неделю во второй половине дня в виде кружка. Кружковая деятельность должна сочетаться с основными занятиями. Например, нерационально проводить в один день занятие по речевому развитию и кружковое занятие по тестопластики с целью развития монологической речи. Нежелательны и вечерние занятия по пятницам, так как к концу недели дети устают. Главная задача — создание благоприятной психологической атмосферы в кружках. При приеме детей на занятия в кружке учитываются три момента:
- - желание ребенка;
- - желание родителей;
При этом мы опираемся на следующие принципы:
- принцип взаимосвязи развития монологической речи и мышления, ориентирующий на адекватное усвоение и порождение речи в единстве формы и содержания, означающего и означаемого;
- принцип опоры на современные дидактические требования, предусматривающие отход от традиционно принятых в практике методов развития связной речи на занятиях по развитию речи;
- принцип деятельностного подхода. Для ребенка дошкольного возраста ведущим видом деятельности является игра. В процессе игры у него возникает множество вопросов, а значит, он испытывает потребность в речевом общении. Включение в процесс занятия по оригами игровых моментов, незаметно для ребенка помогает ему преодолеть речевое нарушение;
- принцип естественного речевого общения предполагает различные ситуации, в которых оказывается ребенок. Сначала они моделируются на занятиях, а затем закрепляются в обычных условиях .
Планирование занятий в группе строится с учетом требований как общей дошкольной, так и специально разработанной программы: четко определяется тема и цель занятий, выделяется необходимый лексический и грамматический материал для усвоения и овладения детьми, обозначаются отдельные этапы занятий, которые взаимосвязаны по смыслу и теме. Занятия включают разнообразные игровые и дидактические упражнения с элементами соревнования, контроля и оценки своих действий и действий товарищей.
Общие принципы отбора произведений и картин следующие:
- Доступность детскому пониманию. Необходимо помнить о том, что недостаточно прочитать ребенку ту или иную книгу или показать картину - важно побеседовать о прочитанном, увиденном, чтобы помочь ему прожить услышанное, выразить свое отношение, уяснить значение новых слов и понятий
- Реалистичность.
- Привлекательность для детей. По возможности следует подбирать произведения, картины, имеющие интересный сюжет, насыщенные поэтическими образами, вызывающие эмоциональный отклик в душе ребенка.
План - программа по развитию связной монологической речи на занятиях оригами в подготовительной группе
Тема занятия | Примерное программное содержание | Грамматический строй речи | Словарная работа | Предварительная работа | Планируемый результат |
«Грибы» | - Изготовление фигуры из базовой формы «квадрат» -развивать умение складывать фигуры из бумаги, - воспитывать и прививать интерес к художественному слову, - развивать умение четко и полно отвечать на вопрос. | - Упражнять в согласовании числительных и существительных | Съедобные грибы, несъедобные грибы, названия грибов: подосиновик, подберезовик, масленок, красноголовик и др. | Рассматривание иллюстраций с изображением грибов | Составление пересказа близкого к тексту рассказа В.П. Катаева «Грибы», изготовление фигуры гриба. |
«Лесные ели» | - Развивать умение составлять описательный рассказ, -обобщать знания детей о деревьях, - знакомство с основными понятиями схемы изготовления поделки, - воспитывать бережное отношение к окружающей среде. | - Закрепление в речи умения образовывать и употреблять относительные прилагательные | Названия деревьев: тополь, осина, дуб | Экскурсия в парк, чтение «Дуб и орешник» Л.Н. Толстой, игра «Один – много» (тополь – тополя и др.) | Составление описательного рассказа о дереве, изготовление фигуры дерева. |
«Дикие животные» | - Развивать умение составлять описательный рассказ, - воспитание права выбора, - изготовление фигур животных из базовой формы «треугольник», - закрепление в речи детей названия основных линий схемы изготовления фигуры. | - Упражнять в образовании притяжательных прилагательных от слов заяц, медведь, лиса. | Берлога, логово, дупло, нора; детеныши животных | Отгадывание загадок о животных, выборочное чтение рассказов Е. Чарушина. | Составление описательного рассказа о поделке животного, изготовление фигуры животного. |
«В лесу» (коллективная аппликация из изготовленных фигурок оригами) | - Учить составлять рассказ по сюжетной картине с придумыванием последующих событий, - развивать умение объяснять свои действия, - воспитывать умение работать сообща, договариваться. | - Упражнять в согласовании числительного и существительного. | Детеныши животных, названия грибов. | Изготовление фигурок деревьев, животных и грибов, рассматривание пейзажей осеннего леса. | Составление рассказа по изготовленной детьми картине, приготовленной детьми |
«Курочка» | - Изготовление фигуры из исходной формы «треугольник», - знакомство с русским народным творчеством, - развивать умение отвечать на вопросы, связанные с чтением схемы, - воспитание уважения и любви к народному творчеству. | - Упражнение в употреблении предлогов (из-за, из-под, за, над). | Подбор слов – описаний к заданному слову. | Закрепление в речи название основных значений обозначений схемы изготовления фигуры, чтение загадок и стихов о курице и цыплятах. | Заучивание русской народной прибаутки «Курочка», изготовление фигуры курочки. |
«Мышка» | - Составление рассказа-описания о мышке, - изготовление фигуры из исходной формы «треугольник», - развитие умения читать схему изготовления фигуры, - упражнение в образовании родственных слов, - воспитывать аккуратность в работе. | - Согласование притяжательных прилагательных с существительными. | Обогащение речи однородными действиями и признаками. | Повторение загадок и сказок о мышке | Изготовление поделки мышки, составление описательного рассказа о животных. |
«Фигуры человека» - дедушка и бабушка | - Развитие умения пересказывать близко к тексту, - учить распространять предложения с помощью добавления слов, - развивать умение мастерить из бумаги из базовых форм «квадрат» и «шкаф», - воспитывать право выбора. | - Упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. | Активизация словаря антонимов. | Чтение басни Л.Н. Толстого «Старый дед и внучек», игра «Что для чего человеку нужно?». | Пересказ рассказа В. Осеевой «Просто старушка», изготовление фигуры человека. |
«Обыгрывание сказки «Курочка Ряба» | - Обучать рассказывать знакомые сказки близко к тексту, включая диалог, - развивать творческие способности и артистизм, - воспитывать правила хорошего тона. | - Развивать умение распространять предложения дополнениями и обстоятельствами. | Цыпленок | Изготовление фигурок для обыгрывания сказки, чтение сказки «Курочка Ряба». | Рассказ сказки «Курочка Ряба» близко к тексту с использованием фигурок оригами. |
«Гусь» | - Обучать пересказывать рассказ близко к тексту, - развивать умение отвечать на вопросы полными ответами, - знакомство с изображением на схеме переворота, вогнуть внутрь, - воспитывать самоконтроль за собственной речью. | - Упражнять в образовании относительных прилагательных. | Гусенок, гусыня | Игра «Один – много» (крыло – крылья, шея – шеи и другие), рассматривание иллюстрации гуся. | Пересказ рассказа А. Шестопалова «Про гусей», изготовление фигуры гуся |
«Петушок» | - Учить изготавливать фигуры из двух квадратов разного цвета, - ознакомление с обозначениями надреза и переворота в плоскости на схеме изготовления фигуры, - воспитывать интерес к художественному слову, | - Развитие памяти, слухового внимания. | Подбор слов действий и слов описаний к определенному слову. | Чтение потешек про петуха, рассматривание иллюстрации с изображением петуха. | Заучивание загадок про петушка, изготовление фигуры петуха |
«Индюк» | - Учить пересказывать текст с добавление последующих событий, - закреплять условные обозначения схемы изготовления поделок, - воспитывать трудолюбие, уважение к труду друг друга. | - Упражнять в согласовании числительных и существительных. | Индюшонок | Рассматривание иллюстрации с изображением индюка. | Пересказ сказки «О чем индюк думал?», изготовление фигуры индюка. |
Коллективная аппликация «Птичий двор» | - Развивать умение отвечать на вопросы полным распространенным предложением, - развивать творческое воображение и мышление, - воспитывать умение работать сообща, вместе. | - Развивать умение грамматически правильно строить свое высказывание. | Домашние птицы и их птенцы | Изготовление фигурок оригами – птиц, игра «Домашние животные и их птенцы». | Творческое рассказывание по композиции |
«Снеговик» | - Упражнять в постановке вопросов к сюжетной картине, - развивать умение изготавливать фигуры оригами из исходной формы «квадрат», - закреплять название линий в речи детей, - обобщить и систематизировать знания детей о зиме. | - Развивать умение составлять распространенные предложения. | Трескучий, ледяная, белоснежный | Чтение Г.А.Скребицкий «Зима», игра «Подбери родственные слова» (зима – снег, холод и другие) | Составление рассказов-миниатюр из 3 – 4 предложений по мотивам сюжетной картины «Зимние забавы», изготовление фигуры снеговика из базовых форм: «квадрат» и «воздушный змей». |
«Снегурочка» | - Развивать умение изготавливать фигуры из двух базовых форм «квадрат» и «шкаф», - учить рассказывать по схеме с помощью вопросов, - распространение предложений с помощью вопросов, - воспитывать интерес к художественному слову, | - Развивать мимические мышцы. | Подбор слов признаков к заданному слову, родственных слов к слову Снегурочка. | Рассматривание иллюстрации с изображение Снегурочки. | - Заучивание стихотворения Э. Багуславской «Где Снегурочка живет?», изготовление фигуры Снегурочки |
«Дед Мороз» | - Знакомство с традициями встречи Нового года, - развивать умение изготавливать поделки из двух фигур, - учить распространять предложения с помощью добавления слов, - воспитывать внимание к собственной речи и речи сверстников | - Развивать умение употреблять в речи возвратные глаголы. | Активизация словаря -синонимов. | Чтение С.Д. Дрожжин «Дедушка Мороз». | Изготовление фигуры деда Мороза, составление мини-рассказов из личного опыта. |
«Встреча Нового года» | - Развитие творческого воображения, - учить использовать сложные предложения с предлогами: потому что, чтобы и т.д., - обыгрывание с использованием фигурок новогодних ситуаций, придуманных детьми, - воспитывать самоконтроль за речью. | - Развитие творчества, умения правильно строить сложную фразу | Празднование, новогодние праздники | Изготовление фигурок оригами : дед Мороз, Снегурочка, Снеговик, чтение сказки «В гостях у дедушки Мороза». | Составление рассказа из личного опыта «Как наша семья встречает Новый год» |
«Еловая ветка с игрушками» | - Развивать умение изготавливать фигуры из базовых форм «треугольник», - обучение составлению описательного рассказа с помощью опорных слов, - развивать умение работать по схеме изготовления фигурки, - воспитывать умение работать сообща. | - Закрепление употребления и согласования с существительными относительных прилагательных (еловый, еловая, еловое, еловые). | Активизация словаря словами – действиями и словами – признаками к слову ель | Рассматривание зимних пейзажей А. Пластова, П. Кузнецова. | Изготовление фигуры еловой веточки, составление описательного рассказа. |
«Снежинка» | - Развивать умение мастерить из шести базовых форм «воздушный змей», - чтение схемы с помощью слов – подсказок, - развивать умение задавать вопросы и отвечать на них распространенными, сложными предложениями - воспитывать интерес к художественному слову. | - Развивать умение образовывать множественное число слов родительного падежа. | Подбор слов родственных к слову «Снежинка». | Чтение А.А. Блок «Снег да снег», | Заучивание стихотворения А. Твардовского «Утро», изготовление снежинки. |
«Декоративная салфетка» (повторение правил этикета) | - Развивать умение работать с салфеткой, - воспитывать аккуратность в работе, - учить правильно располагать посуду и столовые приборы в соответствии с правилами этикета, - развитие связной речи, описание действий, - воспитывать культуру общения | - Развивать умение правильно строит предложение, распространять его. | Сервировка, сервированный, столовые приборы, посуда. | Игра «Подбери слова» (тарелка какая? – белая, чистая, красивая, стеклянная и т.д.) | Составление рассказа описания последовательности работы, изготовление фигуры «Гребень» из салфетки. |
«Рыбка» | - Продолжать знакомство с русским народным творчеством, - изготовление фигуры рыбы из базовой формы «треугольник», - развитие умения читать схемы с помощью слов-подсказок, - воспитывать интерес к художественному слову. | - Учить образовывать притяжательные прилагательные и согласовывать их с существительными. | Названия морских и речных рыб. | Игра «Чей плавник, чьи жабры», чтение сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». | Заучивание русской народной песенки: «Сеть тяну, рыбу ловлю», изготовление фигуры рыбы |
«Золотая рыбка» | - Развивать умение пересказывать близко к тексту и по плану по цепочке, - показать разнообразие изготовления фигуры рыбы, - воспитывать самоконтроль за речью. | - Развивать умение грамматически правильно строить свое высказывание. | Названия рыб: карась, окунь, гупи, гурами; рыбак, | Дидактическая игра «Сосчитай рыбок», чтение «По щучьему велению», Н.Н.Носов «Карасик». | Изготовление поделки рыбы, пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка» близкий к тексту |
Коллективная аппликация «Аквариум» | - Закрепить знания детей о названиях некоторых аквариумных рыб, внешнем виде и питании, - развивать умение употреблять в речи сложные предложения, - воспитывать навыки позитивной коммуникации (договариваться о совместной работе, быть доброжелательным, слушать товарища, не перебивая его). | - Развивать внимание, память, логическое мышление (умение сравнивать, анализировать | Названия аквариумных рыбок: сом, гупи, гурами, меченосец. | Изготовление фигурок рыбок, аппликация «Аквариум без рыб» | Изготовление коллективной аппликации, составление описательного рассказа. |
Открытка к 23 февраля | - Изготовление фигуры из базовой формы «блин», - упражнять в чтении схемы с помощью вопросов, - развитие умения описывать свои действия, - обогащать речь детей загадками, - воспитывать уважение и любовь к членам семьи. | - Развитие слухового внимания, логического мышления. | Пароход, парусник, катер, баржа, паром. | Чтение стихов о празднике 23 февраля. | Изготовление открытки, заучивание загадки про пароход. |
Изготовление открытки к 8 марта «Цветок «Сертабор» | - Учить составлять рассказ из личного опыта, - развивать умение составлять фигуру оригами из нескольких деталей -формировать умение придумывать поздравление, - воспитывать уважение и любовь к членам семьи. | - Развивать словообразование. | Праздничное настроение, поздравительная открытка, благодарность. | Беседа о занятиях мамы, бабушки, игра «Старше – младше». | Изготовление открытки, составление рассказа «Поздравляем маму». |
«Тюльпан» | - Закреплять умение читать схему изготовления фигуры, - учить изготавливать объемную поделку, - развитие умения описывать свои действия, - воспитывать интерес к художественному слову. | - Развитие слухового внимания и памяти. | Названия садовых цветов, активизация словаря – признаков. | Рассматривание иллюстрации с изображением тюльпанов. | Заучивание отрывка стихотворения Н. Антоновой «Тюльпаны» |
«Цветочная корзина» | - Продолжать учить изготавливать объемные поделки из базовой форм «квадрат», - развитие связной речи при ответах на вопросы, отвечать четко и полно, - развивать память детей, запоминая авторские обороты из сказки, - воспитывать уважение к творчеству писателей. | - Образование относительных прилагательных (из бересты - берестяная, из бумаги – бумажная, из пластмассы – пластмассовая и другие). | Берестяная, береста, пластмассовая и другие. | Рассматривание корзинки из бересты, чтение сказки С. Маршака «Двенадцать месяцев» | Анализ прочитанной сказки С. Маршака «Двенадцать месяцев», |
«Грач» | - Знакомство с творчеством А. Саврасова, - коллективное составление рассказа по картине, - закрепление умения читать схему, - воспитывать бережное отношение к окружающей среде, птицам. | - Развивать умение образовывать притяжательные прилагательные. | Перелетные птицы, зимующие птицы | Игра «Перелетные и зимующие птицы». | Составление рассказа по картине А. Саврасова «Грачи прилетели», изготовление фигуры грача. |
«Парусник» | - Учить изготавливать фигуру из базовой формы «треугольник», - самостоятельное чтение простой схемы изготовления фигуры, - творческое рассказывание об весенних играх, - воспитывать интерес к художественному слову | - Развивать умение образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. | Водный транспорт, наземный транспорт, воздушный транспорт. | Игра «Назови одним словом». | Заучивание стихотворения Ч. Шагдурова «Весна», Изготовление фигуры парусник. |
«Кошечка» | - Составление пересказа по схеме, - развивать умение использовать при пересказе авторские обороты, - изготовление фигуры из двух базовых форм «книга» и «треугольник», - воспитание интереса к деятельности сверстников. | - Упражнять в употреблении предлогов (вокруг, между, за) | Домашние животные и их детеныши. | Чтение загадок про кошку, рассматривание картины «Кошка с котятами» и описание кошки. | Пересказ рассказа Л. Толстого «Котенок», изготовление фигуры кошки |
«Стаканчик» | - Учить изготавливать фигуры из базовой формы «рожок», - творческое обыгрывание сказки «Заюшкина избушка», - развивать умение использовать в речи авторские обороты, - воспитывать любовь к русскому народному творчеству. | - Упражнять в согласовании числительных и существительных. | Дикие животные и их детеныши. | Чтение и пересказ сказки «Заюшкина избушка» | Изготовление пальчикового театра из стаканчиков и драматизация сказки «Заюшкина избушка» |
«Первые цветы» | - Показать разнообразие способов изготовления цветов с помощью техники оригами, - закреплять умение составлять рассказ с опорой на план, - воспитывать бережное отношение к природе, цветам. | - Упражнять в образовании множественного числа словосочетаний (существительных и глаголов). | Полевые цветы: мать-и-мачиха, одуванчик, колокольчик, пастушья сумка. | Рассматривание иллюстрации с изображением мать-и мачихи. | Составление рассказа о первых цветах – мать-и-мачихе, изготовление фигуры цветка. |
«Бабочка» | - Изготавливать фигуры из базовой формы «треугольник», - развитие творчества в оформлении поделки, - воспитание аккуратности в работе, - обогащение речи детей загадками. | - Развитие памяти, слухового внимания. | Капустница, крапивница, бражник. | Рассматривание иллюстраций с изображением различных бабочек. | Заучивание загадок про бабочку, изготовление поделки бабочки. |
«Майский жук» | - Закреплять умение самостоятельно читать схему изготовления поделки, - составлять пересказ рассказа с опорой на символы, - воспитывать доброжелательное отношение к насекомым. | - Упражнять в образовании множественного числа словосочетаний (существительных и прилагательных). | Активизация словаря по теме «Насекомые», подбор слов признаков и действий к заданному слову. | Рассматривание иллюстрации с изображением майского жука. | Пересказ рассказа Э. Шим «Жук на ниточке», изготовление фигуры майского жука. |
Коллективная аппликация «На весенней полянке» | - Развивать творческие способности детей; - упражнять в использовании в речи сложноподчиненных предложений, - воспитание аккуратности в работе, умения работать вместе (сообща). | - Коррекция грамматического строя речи (словообразование с помощью | Активизация словаря по теме «Насекомые». | Изготовление поделок насекомых (бабочки, майского жука). | Изготовление коллективной аппликации«Весенняя полянка», составление рассказа по картине. |
Изготовление поделок по желанию детей | - Развивать творческие способности детей, - закреплять умение самостоятельно пользоваться схемой изготовления поделки, - закреплять умение задавать вопросы, - воспитывать самоконтроль за собственной речью. | - Упражнять в образовании притяжательных прилагательных. | Детеныши животных, названия птиц и т.д. | Составление описательного творческого рассказа о поделке, изготовление фигуры оригами . |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - программа по развитию связной монологической речи на занятиях оригами в подготовительной группе
Цель: развитие связной монологической речи у детей старшего возраста на занятиях оригами. Задачи:1. развитие словар...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ
Цель:Обучение связному последовательному близко к тексту пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.Основные задачи:Учить выделять характерные особен...
План-конспект логопедического занятия по развитию связной монологической речи
План-конспект логопедического занятия по развитию связной монологической речи...
Конспект занятия по развитию связной монологической речи детей подготовительной группы с ОНР Тема: сказка "Снегурочка"
Цель: формирование навыков связного последовательного пересказа текста с опорой на графические схемы. Задачи: Развитие навыков анализа содержания и языкового оформления текста сказкиФормирование ...
Конспект НОД по развитию связной монологической речи (старший дошкольный возраст) «Мы сказочники» составление связного монологического рассказа (сказки) с опорой на предметно-схематическое моделирование
laquo;Мы сказочники» составление связного монологического рассказа (сказки) с опорой на предметно-схематическое моделирование...
Конспект НОД по развитию связной монологической речи. «Морские обитатели» составление связного монологического рассказа с опорой на предметно-схематическое моделирование.
Тема: «Морские обитатели» составление связного монологического рассказа с опорой на предметно-схематическое моделирование....
Конспект НОД по развитию связной монологической речи (старший дошкольный возраст) «Как хлеб на стол пришёл» составление связного монологического рассказа с опорой на предметно-схематическое моделирование
Конспект НОД по развитию связной монологической речи(старший дошкольный возраст)Тема: «Как хлеб на стол пришёл» составление связного монологического рассказа с опорой на ...