Сценарий народного праздника весеннего равноденствия «Жаворонки» в подготовительной группе.
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Сценарий народного праздника весеннего равноденствия «Жаворонки» в подготовительной группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 46.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий народного праздника весеннего равноденствия
«Жаворонки» в подготовительной группе.
Ход праздника:
Дети заходят в зал под народную музыку и садятся
на стульчики, воспитатели в народных костюмах
в роли хозяюшек праздника приветствуют гостей.
Хозяюшка:
Пожалуйте, гости дорогие! Будьте, как дома! У меня для каждого найдется и местечко, и словечко. Давно вас поджидаем праздник без вас не начинаем!
Детушки мои дорогие, давно мы с вами не беседовали. Давайте сядем рядком, да поговорим ладком. Ой, да какие мы с вами нарядные, да наряды то наши не простые то, да старинные.
Хозяюшка:
Все мы люди земли русской. Ох, и богатая наша Русь историей, людьми славными, да традициями, песнями да праздниками. И любили предки наши землю свою родную, берегли её. Жили по солнышку, да по звёздочкам. И верили, что природа живая, что всё слышит и видит.
Хозяюшка:
Предки наши всё подмечали и замечали. Вот и заметили они, что после долгой зимы день прибавляется, а ночь уменьшается. И случается в природе, когда день равен ночи, и назвали они этот день «День весеннего равноденствия». В этом году приходится этот день на 20 марта. Каждый год предки наши устраивали праздник в этот день. К этому празднику они особенно относились, считали , что в этот день начинается обновление и возрождение, пробуждение жизни. Всё плохое позади.
Ребёнок:
Особенный сегодня праздник,
Сегодня день и ночь равны,
Всегда мы в марте отмечаем
День равноденствия весны,
Ребёнок:
Уже сильнее греет солнце,
На улице уже тепло,
Мы пережили зиму эту,
И стало на душе светло!
Хозяюшка:
Провожали зиму и встречали весну! Считалось , что весна побыстрее придёт, если её позвать громкой песней- закличкой.
Выходят дети с песней «Подай Боже ключик».
Мр:
Подай, Боже ключик,
Зиму замыкати,
Весну отомкнути,
Зима на возочку,
Найдём по лозочку,
Весна на челночку,
А лето то в карете.
Дети:
Подай, Боже ключик,
Зиму замыкати,
Весну отомкнути,
Зима на возочку,
Найдём по лозочку,
Весна на челночку,
А лето то в карете.
Хозяюшка:
Вот так просили запереть зиму, а весну « отомкнуть». Что бы зима уже не возвращалась. А ещё верили в то, что нужно птиц позвать, чтобы они на своих крылышках весну принесли. Первые птички, которые прилетают после долгой зимы – это жаворонки. Поэтому к этой птице относились по-особенному. Малыши делали своими руками игрушки - «жавороночки». Вместе со взрослыми пекли их из теста. Детворе поручалось отнести «птиц» родным и близким. Весёлая ватага носилась по улицам, подбрасывала лакомство в воздух, рассыпала вокруг крошки. Считалось, что жаворонки, которые слетятся на угощение, принесут лето. Такое угощенье получал каждый член семьи и выдя на улицу, подбрасывал его в воздух и ловил. Считали, что таким образом можно привлечь в свою жизнь здоровье, счастье, процветание.
Хозяюшка:
Покликаем-ка и мы птичек, пусть скорее прилетают, да Лёлю-Весну на крылышках принесут.
Заклички.
1.
Жаворонок, жаворонок!
Возьми себе зиму,
А нам отдай весну.
Возьми себе сани,
А нам отдай телегу.
2.
Жаворонки, жавороночки!
Прилетите к нам,
Принесите нам лето теплое,
Унесите от нас зиму холодную.
3.
Жаворонок на проталинке
Распевает, распевает,
Он зовет себе, он зовет себе
Весну красную, весну красную.
Хозяюшка:
Хозяюшка: Пусть нас птички услышат и поскорее прилетят к нам. А мы поиграем все вместе в игру «Жаворонок».
Игра «Жаворонок»-4-5 раз.
Дети стоят в кругу, проговаривая слова:
В небе жаворонок пел, колокольчиком звенел,
Порезвился в тишине, спрятал песенку в траве.
Ребенок (жаворонок) ходит внутри круга с колокольчиком,
на окончание слов ставит колокольчик между двумя игроками.
Все говорят:
«Тот, кто песенку найдет, будет счастлив целый год».
Эти двое поворачиваются спинами друг к другу, обегают круг,
двигаясь в противоположные стороны.
Кто первым схватит колокольчик, становится «Жаворонком».
Хозяюшка:
Ох, и наигрались! Проходите, отдохните. (Дети рассаживаются на стульчики).
А раньше в старину жаворонков выпекали с секретом. Кому что достанется, тому то и сбудется. Если зернышко - сытая и веселая жизнь, денежка - богатство, пуговка - обновка. А наши дети то же приготовили вам жаворят с сюрпризом, но только из ????
(Дети дарят ???? птичек с секретом гостям.)
Хозяюшка:
А я погляжу, гости то наши не с пустыми руками к нам пришли. Напекли они жаворонков румяных. Вот спасибо вам.
Хозяюшка: А наш праздник подошёл к концу, мы думаем, что вы узнали много нового. А главное, что мы весело весну зазывали, и она долго себя ждать не заставит. Придёт и обогреет нас одарит своими дарами ценными!
До свидания, до новых встреч! (Под народные наигрыши все выходят из зала).
Доп мат……
К каким птицам относится жаворонок: зимующим или перелётным? (к перелётным)
А вы знаете, когда к нам прилетают жаворонки? (во второй половине марта)
Верно, считается, что прилетают они 22 марта. Этот день в народе так и называется – «Жаворонки». А вот почему именно в этот день, я предлагаю посмотреть (приглашаю пройти к телевизору, сесть на стульчики, включаю презентацию)
Слайды 2, 3. По народному календарю 22 марта зима кончается, весна начинается, день с ночью равняется.
После 21 декабря, когда светлое время суток было самим коротким, день по минуткам прибавлялся и 22 марта день по продолжительности стал равным ночи – день и ночь сравнялись.
Слайд 4. НОЧЬ = ДЕНЬ
22 марта так и называют – день весеннего равноденствия.
Праздник равноденствия дарит нам весна,
Пробуждается природа, ей уж не до сна,
Помирились ночь и день, ссориться что толку?
Равные они теперь, хоть и ненадолго!
Светлое время суток и дальше будет увеличиваться, и самым длинным день будет 21 июля.
Давайте вместе скажем: день весеннего равноденствия (повторяют)
Почему его так называют? (день равен ночи)
После игры: Ребята, теперь вы знаете, как выглядит жаворонок, а сможете его узнать среди других птиц? Давайте проверим! (подходим к магнитной доске, на доске картинки с изображением птиц: ласточка, грач, воробей, трясогузка, жаворонок)
Кто из этих птиц жаворонок? (дети показывают жаворонка)
Жаворонки относятся к певчим птицам, но поют только самцы. Поднимаясь высоко в небо, превращаясь в невидимую точку, жаворонок поёт так громко, что звук песни раздаётся на километры (слушаем запись «пение жаворонка», дети делятся впечатлениями)
На Жаворонки обычно пекли булочки и печенья в виде птичек с распростертыми крылышками. Печенье раздавали детям со словами «Жаворонки прилетели, на головку сели» — тем самым благословляя детей.
Какие замечательные жаворонки у вас получились.
Д.:
Мы старались, неспешли,
Чудо-птичек сотворили
Хвостик, крылышки и глазки
Получились как из сказки!
. Слышны звуки природы (весна в лесу)
В. Ребята, прислушайтесь. Что вы слышите?
(Пение птиц, журчание ручья, шум ветра.)
Как вы думаете, в какое время года были записаны эти звуки? (весной)
Что происходит в природе весной, почему так весело поют птицы? (дети называют признаки весны)
Аня сейчас прочитает вам красивое стихотворение-загадку, в котором говорится о признаках весны, послушайте внимательно:
«Если снег повсюду тает
День становится длинней,
Если все зазеленело
И в полях звенит ручей,
Если солнце ярче светит,
Если птицам не до сна,
Если стал теплее ветер,
Значит, к нам пришла…?» (весна)
Воспитатель: Ребята, а скажите-ка мне, какие вы знаете приметы приближения весны? Посмотрите на картины Игоря Эммануиловича Грабаря «Март» и «Весенняя капель?
Дети: Ослепительное солнце, чернота проталин, сосульки, звенящие капелью, веселое чириканье воробьев. Удлинился день, оживают насекомые, прилетают птицы из теплых краев.
Воспитатель: Какие вы молодцы!
Музыкальные приложения к занятию.
Звучит в записи капель, журчание ручьев.
Становитесь в хоровод и повторяйте за мной:
Хоровод «Ауканье Весны»
Весна, Весна, приди!
Три угодья принеси!
Первое угодье -
В реках половодье!
Другое угодье
- Солнце на подворье!
Третье угодье
- Зеленое раздолье.
Дети повторяют слова и садятся на стулья.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, кто нам возвещает о приходе весны?
Дети: Птицы.
Воспитатель: Правильно, нам об этом возвещают птицы, которые возвращаются из дальних стран к себе на Родину, домой.
Воспитатель: Ребята, а кто знает приметы весны, в которых говорится о птицах.
Дети: называют приметы весны, связанные с птицами.
Грач на проталину, скворец на прогалину:
Увидал скворца - знай, весна у крыльца
Грач на горе - весна во дворе
Показ картинок с изображение перелетных птиц. Загадки о птицах.
Воспитатель: Отгадайте-ка загадки. Отгадаете - отзовется птица своим голосом:
Черный, проворный, кричит, «Крак», червякам враг.
(Грач, аудиозапись);
Он прилетает каждый год
Туда, где домик его ждет.
Чужие песни петь умеет.
А все же голос свои имеет
(Скворец, аудиозапись);
Гнездо свое он в поле вьет
Где тянутся растения.
Его и песни и полет
Вошли в стихотворение
(Жаворонок)
Воспитатель: Ребята, послушайте, как передал в музыке композитор Петр Ильич Чайковский щебетание жаворонков и посмотрите на картину, созданную по этому произведению.
Звучит «Песня жаворонка» из цикла «Времена года» Петра Ильича Чайковского и просмотри иллюстрации.
Логоритмика «Жаворонок»
В небе жаворонок пел,
(дети выполняют маховые движения руками)
Колокольчиком звенел,
(вращение кистями поднятых рук)
Порезвился в тишине,
Спрятал песенку в траве,
(Опускают руки, приседают, руками обхватывают колени)
Тот, кто песенку найдет
(шагают на месте)
Будет весел целый год
(хлопают в ладоши)
А, сегодня, ребята, мы попробуем слепить жаворонков из теста.
Давайте вспомним из каких основных частей состоит тело птицы.
Дети: голова, туловище, хвост.
Воспитатель: Ребята, присаживайтесь за столы. У вас на столах кусочки теста, досточки, стеки. Приготовьте ваши ручки.
Пальчиковую гимнастику:
«Пой-ка, подпевай-ка!», И.Токмакова
Десять птичек – стайка.
Эта птичка – соловей,
Эта птичка – воробей,
Эта птичка – совушка,
Сонная головушка,
Эта птичка – свиристель,
Эта птичка – коростель,
Эта птичка – жаворонушка,
Серенькое перышко,
Это зяблик, это стриж,
Это развеселый чиж,
Ну, а это злой орлан…
Птички, птички, по домам!»
Воспитатель: А, теперь вспомним как надо работать, правила.
Чтобы что-то сотворить
И здоровье сохранить
Технику и правила
Нужно повторить.
(Дети вспоминают правила работы со стекой или ножом)
Практическое выполнение работы.
Воспитатель показывает приёмы лепки: из куска теста раскатываем шарик, шарик раскатываем в жгут (колбаску). На одном конце делаем надрез для хвоста и крыла. Из другого вытягиваем клюв, берём горошинки, чечевицу или изюм – вот и глаза.
Пока дети работают играет музыка «Русские традиции».
Воспитатель: Молодцы, ребята, у всех жаворонки получились, как настоящие и теперь отправляются на выпечку, а потом вы возьмете их домой. Вытирайте влажными салфетками и платочками руки.
Закрепление.
Воспитатель: Ребята, а о каком празднике весны мы сегодня говорили?
Дети: Встреча весны, день весеннего равенства дня и ночи, Сороки.
Воспитатель: Какие птицы помогали нам в этом.
Дети: Жаворонки.
Воспитатель: Давайте, еще раз позовем весну.
Жаворонки, жаворонки,
Прилетайте к нам,
Приносите нам Весну-красну,
Красно солнышко,
Тёпло гнёздышко!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий спортивного праздника совместно с родителями для подготовительных групп «Праздник спорта»
Формировать навыки здорового образа жизни у подрастающего поколения и внедрять их в семьи через детей;Включить здоровье сберегающие технологии;Развивать творческие способности;Стимулировать активность...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/11/picture-147703-1355234819.jpg)
Сценарий осеннего праздника экологической направленности для детей подготовительной группы "Бал даёт царица Осень"
Сценарий осеннего праздника экологической направленности для детей подготовительной группы....
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/11/picture-147703-1355234819.jpg)
Сценарий новогоднего праздника для детей старшей и подготовительной групп "Турагентство Бабы Яги"
Сценарий новогоднего праздника с использованием мультимедиа для старших и подготовительных групп детского сада. Данный сценарий может быть использован также для начальной общеобразовательной шко...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/13/picture-735884-1452700841.jpg)
Сценарий народного праздника с участием родителей в младшей группе «Встреча весны и перелет птиц».
Сценарий народного праздника с участием родителей в младшей группе «Встреча весны и перелет птиц»...
Сценарии Новогодних праздников в младшей, средней,старшей, подготовительной группе и в группе кратковременного пребывания.
Сценарий Новогодних праздников...
Сценарий спортивного праздника "Весенний мячик" для воспитанников старшей группы
Сценарий спортивного праздника "Весенний мячик" в старшей группы направленный на приобщение воспитанников к здоровому образу жизни, физической активности и на создание благоприятных условий ...
![](/sites/default/files/pictures/2023/09/20/picture-829800-1695224945.jpg)
Сценарий фольклорного праздника «Весенняя ярмарка» для детей старшей группы «Идёт Весна – красна, отворяй-ка ворота»
Цель: развитие у детей эмоционального отклика на весеннее проявление природы....