Волшебное тесто
план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа) на тему

Демьянова Елена Михайловна

Конспект НОД с приложениями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volshebnoe_2.docx79.64 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Теремок»

 села Родино Родинского района Алтайского края

 Конспект занятия

(непосредственно образовательной деятельности)

По теме: Волшебное тесто.

 Разработчик:

Демьянова Елена Михайловна,

 воспитатель

2016 год

Конспект НОД

Образовательная область:  познание, художественно-эстетическое развитие                            

Возрастная группа: старшая

Тема НОД: «Волшебное тесто»

Цель НОД: научить детей делать тесто из муки и соли.

Задачи:

1.Учить детей определять свойства муки и соли, используя простейшие приемы экспериментальной деятельности;
2. Развивать умение делать выводы по результатам исследовательской деятельности;

3. Приучать к аккуратности при выполнении эксперимента

Предварительная работа: обучение приемам лепки; рассматривание поделок из теста.

Оборудование: столы, стулья, шляпа «волшебника», «волшебная» коробка с поделками из солёного теста, «волшебная» палочка, проектор, смайлик из солёного теста, «волшебное» блюдо, влажные салфетки на каждый стол, готовое солёное тесто, запись мелодии; на каждого ребёнка: «волшебные» колпаки, ёмкость с солью, ёмкость с мукой, ложка, пустая ёмкость, лупа, стакан с водой, гуашь, стека, зубочистка.

                                      1. Организационный момент, начало НОД:

Цель: создание эмоционального настроя для образовательной деятельности

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Дети проходят, становятся в круг. Дети включаются в занятие добровольно, из интереса к предложениям взрослого, стремления быть вместе со всеми.

Дети протягивают руки воспитателю, называют своё имя.

- Маша

- Ваня

- Таня

- Даша

- Артём

-Серёжа

-Миша

-Катя

-Егор

-Кристина

Дети: «Да!»

Дети с удовольствием одевают «волшебные» колпаки

Дети проходят, садятся за столы.

1.Педагог приглашает детей встать в круг, познакомиться:

 -Ребята, я сегодня первый раз пришла к вам на занятие, мы с вами не знакомы. Давайте встанем в круг и поприветствуем друг друга. Я хочу подарить вам тепло своих рук и познакомиться с вами.

-Вот мы с вами и познакомились, давайте улыбнёмся друг другу и подарим своё хорошее настроение друг другу и нашим гостям.

2.Проблемная ситуация:

-  Ребята, а вы любите волшебство?

-  Тогда предлагаю вам надеть волшебные шляпы и превратиться в волшебников

- Сейчас я взмахну волшебной палочкой, и мы с вами попадём в страну волшебства

Играет спокойная, «волшебная»  музыка. 

Предлагая детям встать в круг, педагог тем самым приглашает детей к равному участию в работе и обсуждении на занятии.

Воспитатель протягивает ладони к каждому ребёнку, называя своё имя

Воспитатель надевает на себя шляпу

Взмахивает палочкой, предлагает детям пройти за столы

2. Основная часть НОД.

Цель: познакомить детей с процессом приготовления солёного теста

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Дети: Да!

Дети рассматривают поделки. Ребята включаются в проблемную ситуацию добровольно из интереса к увиденному.

Серёжа: из глины!

Маша: из пластилина

Катя: а может из теста?

Катя: из солёного!

Дети заинтересованно смотрят на экран.

Дети: Дети с огромным удовольствием соглашаются приготовить солёное тесто.

Дети, отвечая на вопрос педагога, думают, размышляют, ищут ответ на поставленный вопрос.

Егор: из соли! Потому что оно солёное.

Даша: из муки!

Катя: нужно добавить воду.

   

Дети с удовольствием включаются в исследовательскую деятельность.

Миша: мука мягкая.

Даша: пушистая и гладкая.

Ваня: а ещё она рыхлая.

Дети исследуют соль.

Артём: а соль колется, она колючая.

Миша: и солёная

Даша: соль твёрдая.

Дети берут на кончики пальцев сначала муку, затем соль, дуют на них. Эти действия вызывают у детей положительные эмоции

Катя: мука улетела

Маша: потому что она лёгкая

Ваня: а соль падает

Артём: мука пушистая и лёгкая.

Таня: а соль колючая и тяжелее муки.

Дети берут лупы, внимательно рассматривают муку и соль.

Серёжа: мука состоит из маленьких частичек, их без лупы и не видно.

Катя: а соль похожа на кристаллики, красивая.

Даша: и соль твёрдая, и мука тоже твёрдая.

Артём: только соль состоит из кристалликов

Маша: а мука состоит из маленьких частичек

Дети: не знаем!

Дети: да хотим!

Дети с удовольствием выходят, становятся в круг вместе с воспитателем.

Дети выполняют заданные движения:

Держаться крепко за руки;

Дети: нет, трудно.

Маша: камень

Ваня: соль

Прикасаются друг к другу локтями;

Катя: теперь нас легко разбить!

Маша: вода

Артём: молоко

Таня: сок, например

Дети двигаются, не соприкасаясь друг с другом

Маша: крепко держимся за руки

Миша: прикасаемся локтями!

Даша: мы двигаемся в разные стороны

После игры дети возвращаются за столы

Катя: они красивые

Егор: разные

Серёжа: разноцветные

Ваня: а мука и соль – белые

Таня: мы можем его покрасить красками

Дети добавляют в воду краску. Это действие вызывает у детей положительные эмоции, они с удовольствием отмечают, что вода из бесцветной превращается в разноцветную.

Миша: у меня получилась синяя вода

Егор: а у меня красная

Маша: а у меня - розовая, потому что я розовую краску взяла.

Дети действуют по инструкции воспитателя, замешивают тесто. Процесс замешивания теста вызывает у детей большой интерес.

Дети с большой неохотой отодвигают получившееся тесто в сторону.

Но увидев готовое тесто, с интересом переключаются на новую работу.

Дети с большим интересом  рассматривают смайлик воспитателя.

Маша: он круглый

Таня: смайлик весёлый

Миша: смайлик плоский, как диск

Егор: сначала нам нужно выкатать шар, затем расплющить его, чтобы получился плоский круг.

Дети лепят смайликов из готового солёного теста. При помощи зубочисток рисуют смайликам «лица»

Дети с воспитателем охотно рассматривают смайликов. 

Таня: у Миши весёлый смайлик получился

Егор: и у Даши весёлый

Катя: а у Тани грустный смайлик

Таня: он не грустный, он серьёзный.

 Ребята, а у меня есть не только волшебная палочка, но и волшебная коробка с сюрпризом, хотите узнать, что в ней?

 - Ребята, как вы думаете, из чего сделаны эти поделки?

Правильно, Катя, поделки сделаны из теста. А как вы думаете, из какого теста?

Правильно, из солёного, молодцы.

Ребята, обратите внимание на экран, посмотрите, что ещё можно сделать из солёного теста.

Ребята, из солёного теста можно делать не только поделки, но и украшения, и подарки, и панно, и ещё много разных интересных изделий.

Ребята, а вы хотите приготовить солёное тесто?

А как вы думаете, из чего делается солёное тесто?

Правильно, а ещё из чего?

А что ещё нужно добавить, чтобы получилось тесто?

Молодцы ребята.

Чтобы у нас получилось хорошее тесто, мы должны познакомиться со свойствами соли и муки.

1.У вас на столах стоят ёмкости с солью и мукой. Сначала опустите пальцы в муку. Что почувствовали? Какая мука?

А теперь опустите пальцы в соль. А соль, какая на ощупь?

Возьмите на кончики пальцев немного муки, подуйте на неё.

Что произошло?

А теперь возьмите соль, подуйте. Что произошло с солью. Какой вывод мы можем сделать? Чем отличается мука от соли?

2.А теперь предлагаю рассмотреть, из чего же состоят соль и мука. У вас на столах лежат волшебные предметы – лупы, они нам помогут рассмотреть соль и муку. Сначала внимательно рассмотрите муку. Из чего она состоит?

А теперь соль. Из чего состоит соль?

Какой же мы сделаем вывод? Соль и мука – это твёрдые или жидкие вещества?

Правильно, и соль, и мука – твёрдые вещества, но мука – состоит из мелких частиц, а соль – из более крупных – кристалликов.

Ребята, а как вы думаете, почему одни вещества твёрдые, а другие жидкие?

Хотите узнать? Я предлагаю вам поиграть и узнать. Какие бывают вещества.

3.Давайте встанем в круг, возьмёмся крепко за руки.

Как вы думаете, нас легко разъединить? Вот такие вещества, где частицы крепко держатся друг за друга – твёрдые. Какие твёрдые вещества вы знаете?

А теперь прикоснёмся друг к другу только локтями. А теперь нас трудно разъединить? Такие вещества, где частицы не очень крепко держатся друг за друга – жидкие. Какие жидкие вещества вы знаете?

Ребята, а есть ещё газообразные вещества, где частицы совсем не соприкасаются друг с другом и свободно двигаются. Давайте покажем, как это происходит.

Ребята, а теперь я предлагаю поиграть. Если я называю твёрдое вещество, то вы? Правильно.

Если называю жидкое вещество?

Молодцы!

А если газообразное?

Хорошо! Давайте поиграем.

Ребята, мы с вами рассмотрели вещества, из которых готовится солёное тесто, а теперь я предлагаю вам самим приготовить тесто.

Вы рассмотрели поделки из теста. Какие они?

А мука и соль какого цвета?

А что нужно сделать, чтобы тесто тоже стало цветным? Правильно, чтобы тесто получилось ярким, разноцветным нужно покрасить его. Для этого мы добавляем в воду краску такого цвета, какого мы хотим получить тесто.

Давайте попробуем, добавьте в баночки с водой краску, что получилось?

Приступаем к самому главному волшебству - приготовлению теста.

А теперь добавьте в ёмкость две ложки муки, затем четыре ложки соли, хорошо перемешайте. Получилось тесто? Постепенно добавляйте воду, размешивая тесто.

Ребята, чтобы тесто получилось гладким, «послушным», хорошо лепилось, ему нужно полежать, поэтому отставляйте своё тесто в сторону.

А для нашего занятия я приготовила тесто. Помните, в начале нашего занятия мы передали друг другу теплоту своих рук и улыбок, своё хорошее настроение. Я предлагаю на память о нашем занятии вылепить из теста смайлики, которые покажут ваше настроение, понравилось вам наше занятие или кому то было грустно. Какие у вас получатся смайлики, такое у вас и настроение.

У меня получился вот такой смайлик. Давайте рассмотрим его.

Теперь, когда мы выяснили, что смайлик круглый, плоский, похож на диск, можем легко его слепить. Как вы думаете, с чего мы начнём? А затем? Хорошо, приступайте к работе.

У вас на столах лежат зубочистки, но это не простые зубочистки, а волшебные – они помогут вам нарисовать рот, нос и глаза своим смайликам.

Давайте рассмотрим, что у нас получилось.

Молодцы ребята, у вас смайлики получились все разные, но интересные.

Воспитатель достаёт волшебную коробку, предлагает детям рассмотреть поделки из солёного теста (Приложение №1)

Показ презентации «Поделки из солёного теста»

Столы накрыты для экспериментальной деятельности: ёмкости с солью и мукой на каждого ребёнка.

На столах лежат лупы

Приложение №2 «Схема физического состояния веществ»

Приложение №3 Игра «Разные вещества»

На столах стоят стаканы с водой, баночки с гуашью.

Приложение №4 «Рецепты солёного теста»

Тесто может получиться  разным: от густого, до совсем жидкого – зависит от количества воды. Объяснить детям, что мы только учимся, и со временем, всё получится.

На столах готовое солёное тесто жёлтого цвета

У воспитателя готовый смайлик

На каждого ребёнка разложены зубочистки

3.Заключительная часть НОД:

Цель: закреплять у детей полученные знания в ходе образовательной деятельности.

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Дети кладут смайлики на блюдо.

Выходят из-за столов, подходят к воспитателю, становятся в круг.

Маша: потому что из него можно лепить красивые поделки.

Артём: для теста мы брали муку, соль и воду.

Ваня: мука и соль – это твёрдые вещества

Таня: вода – жидкое вещество

Дети снимают колпаки.

Возвращаются в группу.

Ребята, все смайлики у вас получились красивые и весёлые. Посмотрите, у меня есть волшебное блюдо, складывайте на них свои смайлики, вы сможете их забрать себе на память.

А я приглашаю вас выйти из-за столов, давайте встанем в круг, возьмёмся за руки.

Ребята, а почему мы солёное тесто назвали волшебным? Какие вещества мы брали для приготовления теста?

А какие из них относятся к твёрдым?

А какие к жидким?

Молодцы! Ребята, вы сегодня хорошо потрудились, помогли мне. Мне было приятно с вами общаться.

А теперь я предлагаю снять волшебные колпаки. Мы с вами возвращаемся из страны волшебства в детский сад.

Воспитатель достаёт волшебное блюдо

Все дети остались довольны занятием, они с удовольствием забирают с собой блюдо с поделками

Дети уходят под спокойную музыку.

Приложение №1

Презентация поделок из солёного теста

Приложение №2

«Схема физического состояния веществ»

А) Твёрдое вещество

В) Жидкое вещество

Г) Газообразное вещество

Приложение №3

Дидактическая игра «Разные вещества»

Цель: закрепить знания о качестве веществ (жидкие, твёрдые, газообразные)

Правила игры: вещества вокруг нас состоят из маленьких частиц. Если частички крепко держатся друг за друга, то такие вещества называются твёрдые. Давайте покажем "твердое вещество" - соль: возьмитесь крепко за руки. Легко ваши руки разъединить? (нет).

Давайте вместе с вами покажем жидкое вещество - воду. Встаньте рядом и коснитесь друг друга локтями. Легко ли разорвать вашу цепь? (не очень трудно). Частицы в жидком веществе не очень крепко держатся друг за друга.

 И наконец, есть вокруг нас газообразные вещества. Мы их практически не видим, но можем ощущать по запаху. Частички газообразных веществ вообще не соприкасаются друг с другом, они свободно движутся в разных направлениях.

Частички двигаются так, как вы бегаете в рассыпную. Давайте покажем газообразное вещество - воздух: побегайте в разных направлениях.

Условие игры: если я буду называть твердое вещество, вы дружно беретесь за руки;
если я буду называть жидкое вещество, вы встанете и коснетесь друг друга локтями;

если я буду называть газообразное вещество - вы будет двигаться в разных направлениях.

 Воспитатель называет различные вещества, дети "моделируют" их с помощью движений: сахар, вода, воздух, молоко, камень, дым, песок, компот, дерево, туман и т. д.)

Приложение №4

Рецепты солёного теста

Рецепт 1

  • 1 ст. мелкой соли;
  • 1 ст. муки;
  • 5 ст. л. подсолнечного масла;
  • вода;
  • цветная гуашь или натуральный сок.

Тщательно размешайте в глубокой емкости сухие ингредиенты, влейте туда масло и немного воды. Чтобы тесто приобрело определенный окрас, аккуратно вмешайте в него сок (например, морковный либо свекольный).

Рецепт 2

  • 1,5 ст. муки;
  • 1 ст. соли;
  • 125 мл воды.

Все смешать и замесить тесто, как на вареники. Для лепки тоненьких рельефных фигурок добавьте еще что-то одно на выбор: 1 ст. л. клея ПВА, 1 ст. л. крахмала или смесь клея для обоев и воды.

Рецепт 3

  • 2 ст. пшеничной муки;
  • 1 ст. соли;
  • 125 мл воды;
  • 1 ст. л. крема для рук (растительного масла).

Все ингредиенты соединить и хорошенько вымесить до однородности. Можно воспользоваться блендером или миксером, чтобы ускорить процесс. Тесто получается очень мягким и податливым.

Рецепт 4

  • 1 ст. муки;
  • 1 ст. соли мелкого помола;
  • 125 мл воды.

Это рецепт соленого теста для лепки крупных изделий. В первую очередь соль соедините с мукой, а затем вливайте понемногу воду, вымешивая до получения эластичной массы.

Рецепт 5

  • 1,5 ст. муки;
  • 1 ст. соли;
  • 4 ст. л. глицерина (продается в аптеке);
  • 2 ст. л. обойного клея + 125-150 мл водички.

Такое тесто хорошо подходит для изготовления тонких работ. Для замешивания рекомендуем воспользоваться миксером – он позволяет значительно облегчить задачу.

Необходимые для творчества инструменты

Кроме того, что нужно научиться делать соленое тесто для лепки, немаловажно еще подготовить необходимый инструментарий и набор приспособлений:

  • маленькая скалка или бутылочка с водой (без нее никуда!);
  • доска для лепки;
  • ножичек;
  • стержень от шариковой ручки (для создания дырочек и узорчиков);
  • кисточка;
  • емкость с водой;
  • фигурные формочки для вырезания печенья;
  • пуговички, бусинки, колечки, кружево и пр. для выполнения оттисков;
  • краски.

Основные методы сушки

Когда изделие готово, его нужно правильно подсушить. Существует несколько методов. Рассмотрим наиболее популярные из них.

Метод 1 — В духовке (разогретой)

Сушка в приоткрытой духовке при температуре 55-80 °C (поделка кладется в предварительно разогретую духовку). Изделие поместите на застеленный пергаментной бумагой противень или в жаропрочную посудину. Длительность процесса может составлять около часа или дольше в зависимости от размера фигурки.

Метод 2 — Естественные условия

Имеется в виду сушка на открытом воздухе (но не под прямыми солнечными лучами). Этот метод занимает больше времени, чем первый, однако он более эффективен. Изделие лучше всего положить на деревянную или пластмассовую поверхность. Сушка воздухом занимает около 3-4 дней. А вот сушить на батарее мы не рекомендуем – это может привести к тому, что поделка потрескается и раскрошится.

Метод 3 — В духовке (холодной)

Согласно этому методу поделки из соленого теста надо класть в холодную духовку и только потом ее включать, разогревая в итоге до 150 °C. Там же изделия должны и остывать, пока остывает духовка.

Способы окрашивания:

  1. Акварельные краски кисточкой размешать с водичкой и нанести на изделие, чтобы они не растекались.
  2. Смешать гуашь с клеем ПВА, равномерно покрыть этой смесью поделку.
  3. Можно наделить тесто определенным цветом еще во время замешивания. Разделите его на части – их должно получиться столько, во сколько оттенков необходимо красить. Скатайте из них шарики, в серединке каждого сделайте углубление и капните туда пару капель пищевого красителя, разведенного в воде. После этого разомните тесто, чтобы оно окрасилось равномерно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование кружка "Волшебное тесто"

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КРУЖКА«ВОЛШЕБНОЕ ТЕСТО»ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СОСТАВИЛАПедагог ДОДОУ № 95 ПУЛЯК Н. В....

Перспективное планирование кружка "Волшебное тесто"

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КРУЖКА«ВОЛШЕБНОЕ ТЕСТО»ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СОСТАВИЛАПедагог ДОДОУ № 95 ПУЛЯК Н. В....

Волшебное тесто.Как правильно замесить соленое тесто?

Как правильно замесить соленое тесто?Вариант №1Берем соль, муку и воду в пропорциях 1:1:2,5. Воду немного подогреваем (максимум до 37 градусов) в нее высыпаем соль (все равно какого помола) и растворя...

Кружок Волшебное тесто (соленое тесто)

Соленое тесто-замечательный продукт для поделок. В работе с ним многих привлекает безграничные возможности которые дает этот материал...

Мастер класс из соленного теста "Волшебное тесто"

Мастер класс из соленного теста "Волшебное тесто"...

«Организация кружковой работы по нетрадиционной лепке из соленого теста или пластилина» «Волшебное тесто»

Актуальность: данной программы состоит в том, что она стимулирует эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста, приобщает к культуре и искусству, а также организовывает увлекател...

Рабочая программа кружковой работы по лепке из солёного теста «Волшебное тесто» в подготовительной группе

Рабочая программа кружковой работы по лепке из  солёного теста «Волшебное тесто» в подготовительной группе...