«Формирование лексико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста с ОНР на основе «бумагопластики»
статья по аппликации, лепке (старшая, подготовительная группа) на тему

Долматова Елена Яковлевна

В статье представлен опыт применения технологии бумагопластики в коррекции лексико-грамматического строя у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в процессе интеграции логопедических занятий и занятий воспитателя по изобразительной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_bumagoplastika.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

 «Формирование лексико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста с ОНР на основе «бумагопластики»

Одной из важнейших задач современной логопедии является разработка наиболее эффективных методов преодоления ОНР, которое характеризуется большой распространенностью среди детей дошкольного возраста и сложностью симптоматики, т.к. в структуре дефекта наблюдаются и речевые и неречевые нарушения. В связи с этим устранение нарушений речевой и неречевой деятельности возможно только при реализации комплексного взаимодействия специалистов, работающих в ДОУ.

При стремительном развитии инклюзивных тенденций в образовании логопед оказывает коррекционную помощь детям с сенсорными, двигательными, интеллектуальными, комплексными дефектами.  Поэтому особую актуальность приобретают вопросы  интеграции,  разработки новых методик и нестандартных методов работы.

    Достаточно популярны в современной науке методы арттерапии, которые применимы и к детям с ОНР в целях коррекции нарушений.

Одним из таких эффективных, на наш взгляд,  методов является бумагопластика.

Бумагопластика – это искусство художественного моделирования из бумаги объемных композиций на плоскости и создания на основе моделей трехмерных бумажных скульптур.

Бумагопластика несет в себе огромный потенциал для общего развития ребенка и, что особенно важно,  для его развития речи.

В процессе работы с бумагой  быстрее  происходит  знакомство с новыми словами, их понимание,  различение и употребление, уточняется их лексические, грамматические и фонетические оттенки, происходит  закрепление пройденного материала, совершенствуются знания о предметах, явлениях.
       Поэтому мы решили применять технологию бумагопластики в коррекции нарушений развития у детей старшего дошкольного возраста с ОНР, и в частности в коррекции лексико-грамматического строя,  в процессе интеграции логопедических занятий и занятий воспитателя по изобразительной деятельности.

В своей работе мы используем  нетрадиционный материал, который  обладает своими особенностями:

-  масса изготавливается из туалетной бумаги, что обеспечивает доступность и дешевизну исходного материала, можно заготовить впрок достаточное количество;

- поделки отличаются легкостью, прочностью, долговечностью;

- изделия можно раскрашивать;

- многообразны предметы, которые можно изготовить (от объемных фигурок до сюжетных картин);

- широк спектр применения изготовленных поделок: сюжетно-ролевые игры, раздаточный и демонстрационный материал на занятиях, подарки, выставочные работы, оформление интерьера, новогодних елок, обыгрывание сказок при помощи игрушек, сделанных руками детей;

- предполагает работу не только пальцев обеих рук, но умение работать с инструментами, возможность добавлять другие материалы;

- игрушка, сделанная своим руками, учит ребенка бережному отношению.

Нами была разработана и внедрена в практику система интегрированных занятий логопеда и воспитателя по изобразительной деятельности с использованием бумагопластики. Она включает в себя программу работы, перспективно-тематический план реализации, конспекты образовательной деятельности и составлена с учетом реализации интеграции образовательных областей: «Художественно – эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Деятельность учителя-логопеда направлена на постепенное уточнение словаря и его систематизацию на основе наблюдений и логических приемов сравнения, анализа, синтеза, обобщения, овладение морфемами, системой грамматических знаний, закрепление связей между словами.

Деятельность воспитателей в большой мере подчинена задачам речевой коррекции; воспитателями, прежде всего, учитывается содержание логопедических занятий, ими  отрабатываются определенные лексические циклы, грамматические категории, навыки общения.

Интегрированные занятия с использованием бумагопластики   проводятся в течение учебного года 1 раз в неделю.

Логопедическая часть составляет 10 минут (для старшей группы) -20 минут (для подготовительной). Оставшиеся 10-15 минут используются для бумагопластики, в процессе которой идет работа по развитию понимания речи,  активизации и совершенствованию словаря, закреплению грамматических конструкций.  Начатые на таких занятиях работы,  дети заканчивают в совместной и самостоятельной деятельности.

Результаты внедрения в коррекционную работу интегрированных занятий.

  1. В непринужденной обстановке занятий легко происходило закрепление словарного запаса, словообразовательных моделей, развитие грамматических категорий, связной речи,  упрощалось обучение детей грамоте.
  2. Значительно улучшилось состояние мелкой моторики рук, зрительно-моторных координаций, отмечено улучшение почерка.
  3. Совершенствовалась звуковая сторона речи.
  4. Положительные эмоции у детей обеспечивают с высокую мотивацию коррекционной работы.
  5.  Расширен уголок творчества, используются не только традиционный, но и  подручного материала: туалетная бумага, ватные палочки, лоскутки ткани, зубочистки, природный материал, пуговицы, бусины, бисер, проволока, пластиковые бутылки и стаканчики, крупа, диски, кассеты из-под яиц.
  6. Расширили  ассортимент книг, энциклопедий,  иллюстративного материала для развития творческих способностей детей.
  7. Изготовленные детьми работы используем как атрибуты к сюжетно-ролевым играм, театральной и проектной  деятельности, пособия для развития мелкой моторики, раздаточный и демонстрационный материал на занятиях,  подарки для детей и взрослых, елочные украшения и элементы декора помещений.
  8. Вне занятий детские работы остаются еще долгое время наглядной опорой для упражнений  в речевом уголке и на других занятиях. Например, создаем мультипликационные фильмы и применяем их в коррекционной работе. Герои этих мультфильмов выполнены детьми с использованием технологии бумагопластики и озвучены ими.

Итогом данной работы стало издание методического пособия

«Дополнительная общеобразовательная программа (на основе бумагопластики) для детей старшего дошкольного возраста с ОНР  «Лепим и говорим», которая была представлена на XV Международной Ярмарке социально-педагогических инноваций весной 2017 года.

Необходимым и важным условием коррекции лексико-грамматического строя речи является активное участие в этом процессе родителей ребенка. Учитывая это, целью нашей работы стало объединение усилий детского сада и семьи в вопросах речевого развития детей с ОНР посредством продуктивных видов деятельности.

Для обеспечения взаимодействия педагогов и семьи, была создана  школа «Активный родитель», на занятиях которой повышалась компетентность родителей в вопросах развития и коррекции речи, взаимосвязи развития речи и мелкой моторики, организации продуктивных видов деятельности в семье, проводились мастер-классы, на которых участники получали практические навыки.

Эффективность применения технологии бумагопластики в коррекции речи детей старшего дошкольного возраста позволяет рекомендовать разработанную систему интегрированных занятий для организации логопедической работы у дошкольников с ОНР и специалистам дошкольных учреждений, реализующих различные образовательные программы.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры и упражнения по формированию лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста.

Для совершенствования лексико-грамматической стороны речи детей, необходимый речевой материал предлагаем подавать в игровой форме, так у ребенка появляется мотив, а, следовательно, и желание гов...

«Формирование лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР»

Дети дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на сегодняшний день являются основным контингентом логопедических групп дошкольных образовательных учреждений. Общее недоразвитие речи является сло...

Роль игры в формировании лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Консультация для родителей об использовании игр для корекции лексико-грамматических нарушений речи....

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР «ПУТЕШЕСТВИЕ В ПОДВОДНОЕ ЦАРСТВО»

Итоговое логопедическое занятие по формированию грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР....

Логопедическое занятие "Здравствуй, гостья-зима!"по формированию лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Открытое логопедическое занятиепо формированию лексико-грамматических категорийу детей старшей группы с ОНР«Здравствуй, гостья - зима»...

Обобщенный педагогический опыт на тему: «Формирование лексико - грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.»

Обобщенный педагогический опыт на тему: «Формирование лексико - грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.»...