«Формирование лексико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста с ОНР на основе «бумагопластики»
статья по аппликации, лепке (старшая, подготовительная группа) на тему
В статье представлен опыт применения технологии бумагопластики в коррекции лексико-грамматического строя у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в процессе интеграции логопедических занятий и занятий воспитателя по изобразительной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_bumagoplastika.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формирование лексико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста с ОНР на основе «бумагопластики»
Одной из важнейших задач современной логопедии является разработка наиболее эффективных методов преодоления ОНР, которое характеризуется большой распространенностью среди детей дошкольного возраста и сложностью симптоматики, т.к. в структуре дефекта наблюдаются и речевые и неречевые нарушения. В связи с этим устранение нарушений речевой и неречевой деятельности возможно только при реализации комплексного взаимодействия специалистов, работающих в ДОУ.
При стремительном развитии инклюзивных тенденций в образовании логопед оказывает коррекционную помощь детям с сенсорными, двигательными, интеллектуальными, комплексными дефектами. Поэтому особую актуальность приобретают вопросы интеграции, разработки новых методик и нестандартных методов работы.
Достаточно популярны в современной науке методы арттерапии, которые применимы и к детям с ОНР в целях коррекции нарушений.
Одним из таких эффективных, на наш взгляд, методов является бумагопластика.
Бумагопластика – это искусство художественного моделирования из бумаги объемных композиций на плоскости и создания на основе моделей трехмерных бумажных скульптур.
Бумагопластика несет в себе огромный потенциал для общего развития ребенка и, что особенно важно, для его развития речи.
В процессе работы с бумагой быстрее происходит знакомство с новыми словами, их понимание, различение и употребление, уточняется их лексические, грамматические и фонетические оттенки, происходит закрепление пройденного материала, совершенствуются знания о предметах, явлениях.
Поэтому мы решили применять технологию бумагопластики в коррекции нарушений развития у детей старшего дошкольного возраста с ОНР, и в частности в коррекции лексико-грамматического строя, в процессе интеграции логопедических занятий и занятий воспитателя по изобразительной деятельности.
В своей работе мы используем нетрадиционный материал, который обладает своими особенностями:
- масса изготавливается из туалетной бумаги, что обеспечивает доступность и дешевизну исходного материала, можно заготовить впрок достаточное количество;
- поделки отличаются легкостью, прочностью, долговечностью;
- изделия можно раскрашивать;
- многообразны предметы, которые можно изготовить (от объемных фигурок до сюжетных картин);
- широк спектр применения изготовленных поделок: сюжетно-ролевые игры, раздаточный и демонстрационный материал на занятиях, подарки, выставочные работы, оформление интерьера, новогодних елок, обыгрывание сказок при помощи игрушек, сделанных руками детей;
- предполагает работу не только пальцев обеих рук, но умение работать с инструментами, возможность добавлять другие материалы;
- игрушка, сделанная своим руками, учит ребенка бережному отношению.
Нами была разработана и внедрена в практику система интегрированных занятий логопеда и воспитателя по изобразительной деятельности с использованием бумагопластики. Она включает в себя программу работы, перспективно-тематический план реализации, конспекты образовательной деятельности и составлена с учетом реализации интеграции образовательных областей: «Художественно – эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Деятельность учителя-логопеда направлена на постепенное уточнение словаря и его систематизацию на основе наблюдений и логических приемов сравнения, анализа, синтеза, обобщения, овладение морфемами, системой грамматических знаний, закрепление связей между словами.
Деятельность воспитателей в большой мере подчинена задачам речевой коррекции; воспитателями, прежде всего, учитывается содержание логопедических занятий, ими отрабатываются определенные лексические циклы, грамматические категории, навыки общения.
Интегрированные занятия с использованием бумагопластики проводятся в течение учебного года 1 раз в неделю.
Логопедическая часть составляет 10 минут (для старшей группы) -20 минут (для подготовительной). Оставшиеся 10-15 минут используются для бумагопластики, в процессе которой идет работа по развитию понимания речи, активизации и совершенствованию словаря, закреплению грамматических конструкций. Начатые на таких занятиях работы, дети заканчивают в совместной и самостоятельной деятельности.
Результаты внедрения в коррекционную работу интегрированных занятий.
- В непринужденной обстановке занятий легко происходило закрепление словарного запаса, словообразовательных моделей, развитие грамматических категорий, связной речи, упрощалось обучение детей грамоте.
- Значительно улучшилось состояние мелкой моторики рук, зрительно-моторных координаций, отмечено улучшение почерка.
- Совершенствовалась звуковая сторона речи.
- Положительные эмоции у детей обеспечивают с высокую мотивацию коррекционной работы.
- Расширен уголок творчества, используются не только традиционный, но и подручного материала: туалетная бумага, ватные палочки, лоскутки ткани, зубочистки, природный материал, пуговицы, бусины, бисер, проволока, пластиковые бутылки и стаканчики, крупа, диски, кассеты из-под яиц.
- Расширили ассортимент книг, энциклопедий, иллюстративного материала для развития творческих способностей детей.
- Изготовленные детьми работы используем как атрибуты к сюжетно-ролевым играм, театральной и проектной деятельности, пособия для развития мелкой моторики, раздаточный и демонстрационный материал на занятиях, подарки для детей и взрослых, елочные украшения и элементы декора помещений.
- Вне занятий детские работы остаются еще долгое время наглядной опорой для упражнений в речевом уголке и на других занятиях. Например, создаем мультипликационные фильмы и применяем их в коррекционной работе. Герои этих мультфильмов выполнены детьми с использованием технологии бумагопластики и озвучены ими.
Итогом данной работы стало издание методического пособия
«Дополнительная общеобразовательная программа (на основе бумагопластики) для детей старшего дошкольного возраста с ОНР «Лепим и говорим», которая была представлена на XV Международной Ярмарке социально-педагогических инноваций весной 2017 года.
Необходимым и важным условием коррекции лексико-грамматического строя речи является активное участие в этом процессе родителей ребенка. Учитывая это, целью нашей работы стало объединение усилий детского сада и семьи в вопросах речевого развития детей с ОНР посредством продуктивных видов деятельности.
Для обеспечения взаимодействия педагогов и семьи, была создана школа «Активный родитель», на занятиях которой повышалась компетентность родителей в вопросах развития и коррекции речи, взаимосвязи развития речи и мелкой моторики, организации продуктивных видов деятельности в семье, проводились мастер-классы, на которых участники получали практические навыки.
Эффективность применения технологии бумагопластики в коррекции речи детей старшего дошкольного возраста позволяет рекомендовать разработанную систему интегрированных занятий для организации логопедической работы у дошкольников с ОНР и специалистам дошкольных учреждений, реализующих различные образовательные программы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры и упражнения по формированию лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста.
Для совершенствования лексико-грамматической стороны речи детей, необходимый речевой материал предлагаем подавать в игровой форме, так у ребенка появляется мотив, а, следовательно, и желание гов...
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка у детей старшего дошкольного возраста с ОНР ТЕМА: Путешествие в деревню к бабушке Наташе
обмен опытом работы по развитию речи у детей с тяжелыми нарушениями речи старшего возраста...
«Формирование лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР»
Дети дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на сегодняшний день являются основным контингентом логопедических групп дошкольных образовательных учреждений. Общее недоразвитие речи является сло...
Роль игры в формировании лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Консультация для родителей об использовании игр для корекции лексико-грамматических нарушений речи....
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР «ПУТЕШЕСТВИЕ В ПОДВОДНОЕ ЦАРСТВО»
Итоговое логопедическое занятие по формированию грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР....
Логопедическое занятие "Здравствуй, гостья-зима!"по формированию лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Открытое логопедическое занятиепо формированию лексико-грамматических категорийу детей старшей группы с ОНР«Здравствуй, гостья - зима»...
Обобщенный педагогический опыт на тему: «Формирование лексико - грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.»
Обобщенный педагогический опыт на тему: «Формирование лексико - грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.»...