Коллаж доступен всем.
статья по аппликации, лепке (подготовительная группа) по теме

Рыбакова Раиса Александровна

Коллаж - художественная аппликация, которую можно составить практически из чего угодно. Чтобы сделать коллаж, не нужно специальных навыков и материалов. Творческие работы в технике коллажа - это возможность для ребенка проявить свои художественные способности в различных видах изобразительной и прикладной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kollazh_dostupen_vsem.docx26.47 КБ

Предварительный просмотр:

Статья «Коллаж доступен всем».

Работая в детском саду уже много лет и занимаясь изобразительной деятельностью, постоянно использую нетрадиционные техники рисования в работе с детьми.

Как известно, дети часто копируют предлагаемый им образец. Нетрадиционные техники рисования позволяют избежать этого, так как вместо готового образца демонстрируется лишь способ действия с материалами, инструментами. Это дает толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Работа с нетрадиционной техникой изображения стимулирует положительную мотивацию у ребенка, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом творчества. Многие виды нетрадиционного рисования способствует повышению уровня развития зрительно-моторной координации, требуют точности и быстроты движения, умение правильно определять силу нажима на материал или инструмент, терпения, аккуратности, внимания.

Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Их использование способствует интеллектуальному развитию ребенка, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников.

В последнее время я всё чаще стала использовать изготовление коллажей для творческих занятий с детьми старшего дошкольного возраста.

Коллаж – это художественная аппликация, которую можно составить практически из чего угодно. Чтобы сделать коллаж, не нужно специальных навыков и материалов.  Можно использовать вырезки из журналов, открытки, кусочки ткани и кружева, пуговички, фольгу, цветную и упаковочную бумагу и другие материалы –  в общем,  все, что поможет полностью отразить идею коллажа. Творческие работы в технике коллажа  –это возможность для ребенка проявить свои художественные способности в различных видах изобразительной и прикладной деятельности.

Коллаж: от французского collage, что означает «наклеивание» — это такой прием в изобразительном искусстве, который предполагает, что есть основа, на которую наклеиваются любые материалы, отличающихся от нее по цвету и фактуре.

 Коллаж – сочетание абсолютно разнородных материалов, которые гармонично дополняют друг друга, располагаясь не только на плоскости, но и в объеме, и образуют композиционное единство, выражающее эмоциональную идею художественного произведения. Коллаж-это произведение, целиком выполненное этим способом. Коллаж используется главным образом для получения эффекта неожиданности от сочетания разнородных материалов, а также ради эмоциональной насыщенности и остроты произведения. Коллаж может быть дорисованным любыми другими средствами — тушью, акварелью и т. д.

Занятия по составлению коллажей интересны и доступны всем желающим  (начиная с детей раннего возраста до пенсионеров). Взрослый с детской непосредственностью и увлеченностью придумывает необычные сюжеты для своих творений. Малышу необходима помощь в организации деятельности, подборе материала. Но только в начале работы, а затем ребенок сам придумывает образы, символы, которые и образуют основную идею работы. Они дают возможность раскрыть потенциальные возможности ребенка, взрослого человека, предполагают большую степень свободы, опираясь на эмоциональные переживания, связанные с процессом творчества.

Основной акцент при изготовлении коллажа делается на:

- эстетическое восприятие мира, природы, художественного творчества взрослых и детей;

- изучение предметов изобразительного искусства, умение абстрактно мыслить;

- умение планировать свою деятельность, осуществлять задуманное;

- развитие художественного вкуса через создание гармоничных, цветовых композиций с использованием разнообразных материалов;

- создание условий для использования ребенком приобретенного опыта в художественном творчестве.

Виды коллажей:

Коллаж из журнальных вырезок, газет, фотографий. Для такого коллажа важна сама идея. Тематика может быть самая популярная – отпуск, день рождения. Для каждой композиции можно использовать подлинные предметы: морские сувениры, привезенные из путешествия, открытки, лепестки цветов. Можно вырезать из журналов соответствующие фразы или иллюстрации. Можно использовать разные варианты расположения деталей («эффект наложения»). Для закрепления деталей лучше подойдет клей-карандаш,  можно приклеивать лишь уголки

вырезок.

Коллаж из цветов. Наиболее часто используется для оформления интерьера. Для таких коллажей используются , как живые, так и засушенные или искусственные растения. Например, ветки, различные травы, осенние листья, скелетолизированные листья , кора деревьев, ягодные плоды. Цветочные коллажи можно выполнить объемно (растения в корзинах, коробках, чашках) или на плоскости (в деревянных или пластмассовых рамах, коробках из-под конфет). Закрепить такие растения лучше всего густым клеем ПВА или герметиком.

Коллаж из бытовых материалов. Такой коллаж может быть посвящен любой тематике. Можно взять самые разные материалы: вырезки из журналов, фольгу, открытки, кусочки ткани и кружева, пуговички – в общем, все, что поможет полностью отразить идею коллажа. Главное внимание уделяется цвету и фактуре материала. Сопоставление не связанных друг с другом материалов, образов и форм особенно хорошо подходит для передачи определенного настроения

Для фона коллажа подойдет:

- ватман;

- цветной матовый картон;

- цветная бумага;

- бархатная бумага;

- гофрированная бумага;

- тонированная бумага;

- вырезки из журналов (разные по форме и цвету) наклеенные в технике «мозаика»  или плотно приклеенные друг к другу;

- оберточная бумага (не очень пестрая);

- ткань;

- холст, мешковина;

- кружево, тюль;

- самоклеящаяся лента, сетка и др.

Очень важным моментом, относящимся непосредственно к процессу работы над коллажем, является словесный комментарий ребенка, своего рода пояснение, «расшифровка» изображения. Взрослый обсуждает вместе с ребенком, что ему больше всего запомнилось, понравилось в работе, какие трудности возникли. Чтобы взрослый мог более грамотно подготовиться, необходимо, как можно лучше знать особенности изобразительных материалов.

Материалы для коллажа могут подразделяться на неоформленные и полуоформленные.

Неоформленные  – бумага, ткань, фольга, шерсть, веревки. В каждом из этих материалов изначально не задано ничего, кроме их фактуры и размера. Ребенок эмоционально реагирует на каждый из этих материалов, связывая его с каким-либо реальным образом. Он создает, что-то новое, изменяя форму, исследуя свойства и возможности материалов.

Полуоформленные -  несут в себе какую-то изначально заданную смысловую нагрузку. Подразделяются они на искусственные и природные.

Искусственные – коробки, пробки, пуговицы, бусинки, пайетки  и т.д.

Природные – веточки, листья, цветы и др. Красота естественных красок и форм способствует развитию эстетического восприятия.

Коллаж можно сравнивать с аппликацией, но следует учитывать и разницу. Аппликация – изобразительная техника, основанная на использовании однородных материалов, которые фиксируются в одной плоскости, на какой-либо поверхности, принятой за фон.  Если основа тканевая, то аппликация выполняется из кусочков ткани, картон сочетается с  вырезками из цветной бумаги.

Способы закрепления материалов: клей карандаш,  клей ПВА,пленка самоклеящаяся;

скотч двухсторонний.

Особенностью коллажа является сочетание разнородных материалов на фоне, приготовленном с использованием нетрадиционных техник рисования:

- рисование пальчиками;

- ладошками;

- набрызгом и зубной щеткой;

- раздувание краски;

- проступающий рисунок;

- пластилинография;

- расчесывание краски;

- рисование по-мокрому;

- рисование нитками;

- методом «тычка»;

- фотокопия – рисование свечой;

- кляксография;

- монотипия…

Коллаж объединяет в себе следующие виды деятельности:

 лепка,  конструирование, аппликация, рисование, ручной труд.

Организация деятельности по изготовлению коллажа включает в себя:

1.Оформление рабочего места  (расположение фона, изобразительных материалов, инструментов).

2.Ознакомление с правилами техники безопасности (работа с ножницами, клеем, камешками, ракушками…).

3. Объяснение технологии создания коллажа.

4. Совместная деятельность.

5.Оформление работы (рамочка).

Для занятий коллажем время не регламентируется, во  многом это зависит от настроения, желания ребенка и взрослого. Кроме того, при изготовлении коллажа не возникает напряжения, связанного с отсутствием у ребенка или взрослого художественных способностей.  

Фантазируя, дети из реального мира попадают в придуманный. Увидеть его могут лишь они. Присмотритесь, какое значение придает ребенок своим «драгоценностям» (камешкам, гвоздикам, кусочкам кружева, бусинкам, пуговицам). На взгляд взрослого это ненужные вещи и предметы, а для ребенка они ценней и значимей, чем настоящие дорогие игрушки. Так почему бы эти «необычные материалы» не включить в детское творчество? Творческие работы в технике коллажа – это возможность для ребенка  и взрослого проявить свои  художественные способности в различных видах изобразительной и прикладной деятельности. Техника коллажа позволяет каждому получить успешный результат.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Конструированию объёмных коллажей для инсценирования сказок., конструированию объёмных коллажей»

Для оформления стен групп, я использую как детские работы, так и коллажи на темы сказок.  При изготовлении коллажей можно использовать различный упаковочный материал для подарков и цветов: фетр,...

Какой труд доступен детям ?

Какой труд доступен детям ??...

Буклет "Какой труд доступен детям"

В буклете говорится о важности научить детей любить труд....

Видеоурок "Путешествие в зоопарк" доступен по ссылке на ютуб https://youtu.be/U2Uz_hBFVGw

Конспект комплексного занятия «Путешествие в зоопарк» для детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта по системе М. Монтессори с использованием дидактических игр и материалов...

КОНСУЛЬТАЦИЯ_ КАКОЙ ТРУД ДОСТУПЕН ДЕТЯМ

Что значит подготовить ребенка к жизни? В чем главный залог того, что эта столь дорогая для нас жизнь будет прожита красиво, ярко, небесполезно? Вероятно, мы не ошибемся, если скажем: главное - н...

«Какой труд доступен детям»

Детский труд - это привлечение детей к работе на регулярной основе.Дошкольникам доступен легкий хозяйственно-бытовой труд. Участие в нем имеет огромное воспитательное значение. Именно с...

Коллаж " Хлеб - всему голова" 14.11.20

В нашей подготовительной группе прошла тематическая неделя «Хлеб – всему голова». Всю неделю были проведены беседы, рисовали, лепили, делали аппликацию....