План работы по самообразованию воспитателя
методическая разработка по аппликации, лепке (средняя группа) на тему
План работы по самообразованию воспитателя по теме: Развитие творчества через использование технологий тестопластики с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата" (Средняя группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_raboty_po_samoobrazovaniyu_2015-2016g.g.docx | 32.15 КБ |
Предварительный просмотр:
План работы по самообразованию воспитателя
по теме: «Развитие творчества через использование технологии тестопластики
с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата».
(средняя группа)
Этапы | Содержание деятельности по самообразованию | Сроки выполнения |
I Изучение литературы по теме Этапы II Изучение состояния избранной проблемы в практической работе ДОУ с позиции теории вопроса Этапы Этапы III Проектирование собственной деятельности по самообразованию Этапы Этапы IV Опытно – эксперементаль-ный Апробация собственных проектов самообразованния V Рефлексия | Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологические очерки. – М.: Просвещение, 1991. Горичева В. С. Сказку делаем из глины, теста, снега, пластилина. – Ярославль: Академия развития, 1998. Кискальт И. Соленое тесто. – М.: «АСТ – пресс», 2001. Лыкова И. А. Художественный труд в детском саду. Экопластика: аранжировки и скульптуры из природного материала. – М.: Издательский дом «Карапуз», 2009. Колдина Д.Н. Лепка с детьми.- М.:МОЗАЙКА-СИНТЕЗ,2015. Жуковская Марина. Играем на кухне. Развивалки для малышей.- СПб.:Питер,2013. Лыкова И.А.,Шипунова В.А. Вкусная лепка.-М.: Издательский дом «Цветной мир»,2014. Содержание деятельности по самообразованию Цель : Развитие у детей художественно – творческих способностей при помощи тестопластики. Задачи: 1. Изучить теоретические исследования детского творчества в работах психологов и педагогов. 2. Создать творческую среду, позволяющую раскрыть природные задатки и художественно-творческие способности дошкольников; 3. Развивать у детей эстетическое восприятие окружающего мира и учить передавать посредствам тестопластики объекты живой и неживой природы. 4. Развивать речь, мелкую моторику рук, координацию движений рук, глазомер. Актуальность темы Ученными доказано, что развитие логического мышления, связной речи, памяти и внимания тесно связанно с развитием мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Уровень развития мелкой моторики — один из важных показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Движение рук имеют большое значение для овладения письмом. Если скорость движения пальцев замедленна, то нарушается и точность движений. В таких случаях дети стараются избегать ситуаций, в которых чувствуют свою не успешность. Актуальной данная деятельность является потому, что в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. Развитие «ручной умелости» для поступления ребенка в школу способствует занятия по лепке. Творить и созидать — это великолепные моменты нашей жизни, Это радость и свет в душе. Лепить из теста — доступное занятие и для взрослых, и для детей. Это увлечение приносит помимо удовольствия и неоценимую пользу для здоровья тела и души. Активизируется работа Содержание деятельности по самообразованию пальцев рук, мозга и идет полное расслабление тела и души. Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Лепка так же, как и другие виды деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии. Лепка как деятельность в большей мере, чем рисование или аппликация, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, к усвоению целого ряда математических представлений. Еще одной специфической чертой лепки является ее тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Такая организация занятий в виде игры углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения со взрослыми и сверстниками. Занятия лепкой тесно связаны с ознакомлением с окружающим, с обучением родному языку, с ознакомлением художественной литературой, с наблюдением за живыми объектами. Создание ребенком даже самых простых скульптур — творческий процесс. А творческое созидание — это проявление продуктивной активности человеческого сознания. Занятия по лепке из соленого теста не просто вооружают ребенка умениями и навыками, но и помогают ему почувствовать себя творцом, способным подчинить собственной воле материал и создать из него образ, дают возможность взглянуть на окружающий мир глазами созидателя, а не потребителя. Они будят интеллектуальную и творческую активность ребенка, учат планировать свою деятельность, вносить изменения в технологию, конструкцию изделий, осуществлять задуманное. И самое главное – тестопластика вызывает у детей большой интерес, они получают огромное удовольствие от совместного творчества и возможность выразить свои мысли, свое отношение к увиденному, услышанному, прочитанному в пластическом виде искусства. Содержание деятельности по самообразованию «Печенье для сотрудников детского сада». Познакомить детей с техникой лепки из солёного теста.(раскатывается,мнётся,отрывается) Свойства: мягкое, эластичное. Показать приём изготовления изделия из теста.
«Хлебобулочные изделия». Продолжать знакомство с техникой тестопластики. Учить детей скатывать тесто в круглую форму. Воспитывать аккуратность «Ушастые пирамидки» Учить детей лепить трехцветные пирамидки из дисков разной величины с верхушкой в виде головы животного; учить планировать работу, пользуясь технологической картой. « Рождественские украшения».. Познакомить детей с изготовлением поделки к празднику, научить детей украшать предмет, используя цветное тесто, развивать цветовосприятие. «Улитка» Закрепить навык раскатывания. Показать приём изготовления колбаски из теста. Придавать форму. Сюжетная лепка «Вот ёжик,не головы,ни ножек».Учить детей лепить, передавая характерные особенности внешнего вида,эксперементировать с художественными материалами для изображения колючей шубки ёжика. «Украсим тарелочку». Научить использовать тесто для проявления творческих способностей детей, научить точно передавать задуманную идею при выполнении изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе лепки, развить гибкость пальцев рук, научить видеть конечный результат задуманной работы. Содержание деятельности по самообразованию «Гусеничка» Закрепление технических навыков и приемов лепки из теста. Лепить из частей, деление куска на части, выдерживать соотношение пропорций по величине, плотно соединяя их. Развивать мелкую моторику. Развивать творческое воображение, связную речь при составлении рассказа о своей поделке. «Кактусы».Вызвать интерес к лепки кактусов по представлению или с натуры (на выбор). Показать зависимость пластического образа от способа лепки. Развивать чувство формы и пропорции. Воспитывать интерес к углубленному познанию природы и отражению все новых и новых впечатлений в изобразительной деятельности. Содержание деятельности по самообразованию Консультация для родителей «Тестопластика – это полезное и занимательное занятие для детей дошкольного возраста». -Мастер-класс для родителей «Чудеса тестопластики» - Выставка совместных работ (дети и родители) из соленого теста - Внесение в уголок творчества инструментов и дополнительных материалов для тестопластики: скалка, доска разделочная, формочки для выпечки, противень, трафареты, вилка, расческа, зубочистки, трубочки для коктейля, краски гуашевые и акриловые, кисти, клей, лак, пуговицы, бусины, природный материал, шаблоны. - Создание мини-библиотеки литературы и альбомов по тестопластике. - написание конспектов; -советы, рекомендации в родительский уголок. Подведение итогов. Написание отчёта о проделанной работе. | Сентябрь Октябрь Ноябрь
Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май Сроки выполнения
Сроки Сроки Сенябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Сроки Апрель Май Сроки Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель В течение года Май |
Отчет по самообразованию по теме:
«Развитие творчества через использование технологии тестопластики
с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата».
Соленое тесто – чудесный материал для работы. Пластичный, мягкий, интересный. И оно очень хорошо подходит для занятий лепкой, как в домашних условиях, так и в условиях современного детского сада. Лепить из теста — доступное занятие и для взрослых, и для детей. Это увлечение приносит помимо удовольствия и неоценимую пользу для здоровья тела и души. Активизируется работа пальцев рук, мозга и идет полное расслабление тела и души. Работа по тестопластике комплексно воздействует на развитие ребёнка. Кроме общепринятого мнения о развитии мелкой моторики можно говорить о том, что лепка из соленого теста способствует развитию творчества дошкольников, повышает сенсорную чувствительность, то есть способствует тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики, развивает воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику, синхронизирует работу обеих рук, формирует умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел.
Детям особенно интересно заняться чем-нибудь новеньким. Тесто – приятный на ощупь, экологически безвредный и неаллергенный материал. Его можно замесить в любое подходящее время. Оно легко отмывается и не оставляет следов. При соблюдении технологии изготовления тесто не липнет к рукам и очень пластично.
Приемы обучения, используемые мною, направлены на то, чтобы сделать процесс работы детей с изобразительными материалами целенаправленным, полноценным, результативным. Приёмы лепки из теста те же, что и при лепке из пластилина.
Дети работают с соленым тестом в основном вне НОД.
В работе с детьми я учитываю их желание, настроение, возможности, интересы. Занятия проводятся в спокойной атмосфере, часто под приятную музыку, что способствует релаксации и снятию усталости.
Чтобы научить ребенка лепить недостаточно дать ему одного кусочка теста. Важно показать, как это сделать. Именно поэтому я часто рисую, леплю, мастерю сама, давая детям возможность наблюдать за процессом созидания изделия. Эти наблюдения вызывают у детей интерес к данному виду деятельности, стремление подражать взрослому, наконец, совершенствовать свои навыки.
Я убедилась, чтобы получить от детей какой-то результат необходимо использовать игровые ситуации, через них развивать интерес к тестопластике. Наличие интереса побуждает к творчеству, приносит радость.
Чтобы заинтересовать детей, я применяю различные игровые технологии – обыгрывание поделок, “оживление” их различными способами, с ними мы разговаривали, советовались, играли.
Во время творческого процесса я рассказывала детям различные приключения, показывала сказки. Обыгрывание помогает привлечь внимание к изображаемому, мотивировать, обосновывать задание, заинтересовать предстоящей работой, объяснить приемы изготовления.
В руководстве изобразительной деятельностью использую игровые приемы с элементами ролевого поведения и ролевой речи. Присутствуя на занятиях по тестопластике, дети превращались в «художников», «мастеров», «поваров» при помощи различных слов типа: «крибли-крабле-бумс», «абре, швабре, котабре», «три раза повернись, в художников превратись»(ну или в поваров превратись), с помощью волшебной палочки.
Предлагая детям определенную роль, я вызываю интерес к заданию, желание выполнить его. Действуя в образе, ребенок увлечен делом, изобретателен, тщательно выполняет предъявляемые ему требования. Иногда я сама беру на себя какую-либо роль: волшебницы красок, повар или бабушки-загадушки, которая перезабывала, все сказки и не может их рассказать. А также к нам приходили в группу гости бабушка с дедушкой.
Мои занятия, основанные на игровых приемах и творческой фантазии, интересны тем, что работы у всех детей получаются разными. Они предлагают ребенку пофантазировать, вообразить, подумать, изобрести что-то свое, необычное.
Различные игры с тестом, развивают творческую фантазию, изобретательские способности, доставляют детям радость познания и удовольствия от сделанного. Такие игры особенно полезны закомплексованным детям, они помогают увидеть многоцветную палитру красок, почувствовать выразительные возможности цвета, научиться видеть мир в цвете.
Ребенок учится получать удовольствие от сделанного своими руками. Даже после одного занятия он видит конечный результат своего труда. Домой дети уходят довольные и удовлетворенные.
Главной задачей я считаю приобщение ребенка к художественной культуре, развитие эстетического вкуса, умение видеть красоту в окружающем мире и вызывая положительные эмоции.
Дети универсальны по своей природе. Они могут многое, если им интересно. А интересно им там, где присутствуют элементы игры, новизна, условия для самовыражения.
Детскими работами пополняем атрибуты для сюжетно-ролевой игры и дарим родителям. В июне месяце я организую выставку поделок из теста. Выставка – это очень важный момент в жизни малыша. У ребёнка появляется возможность сравнить свои работы с другими. Он лучше видит свои успехи и упущения. Выставка помогает самоутвердиться и поддерживает интерес к творчеству.
Наблюдая за тем, как радуется ребенок, вылепив игрушку, выпечку или украшение, в которую он вложил свой труд, выдумку, как начинает ощущать удовольствие и гордость от результатов своей деятельности, становится более уверен в своих возможностях, приходит понимание значимости моей работы, необходимости использования тестопластики для детей среднего дошкольного возраста.
Работу над данной темой планирую продолжить в следующем году. Для большей выразительности готовых картинок и фигурок, с детьми буду использовать различные макаронные изделия: колесики, бантики, веточки, ушки, ракушки, спагетти различной длины и толщины.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы по самообразованию воспитателя по изодеятельности, тема: "Конструирование из бумаги методом оригами".
Техника работы с бумагой была всегда актуальна в детских садах. Оригами, как виду продуктивной деятельности нужно отводить значительную роль в современном воспитании и развитии детей, учитывая о...
Перспективный план работы по самообразованию воспитателя дошкольного учреждения на 2012 - 2013 уч. год по теме: " Играем с детьми в театр"
В плане раскрыта работа воспитателя по самообразованию...
План работы по самообразованию воспитателя по теме: «Использование в работе блоков Дьениша с детьми подготовительной к школе группы»
материал будет полезен для воспитателей подготовительной к школе группы коррекционных груп воспитания и обучения...
Индивидуальный план работы по самообразованию воспитателя на 2017-2022 год Тема: Развитие речи детей младшего возраста. Воспитатель: Садыкова Миляуша Каусаровна
Индивидуальный план работы по самообразованию на тему "Развитие речи детей младшего возроста", воспитателя первой младшей группы Садыковой Миляуши Каусаровны...
План работы по самообразованию воспитателя 2 группы раннего возраста «Аленький цветочек» МБДУ № 22 «Журавушка» Сидоровой Яны Николаевны на тему: «Развивающие игры Воскобовича в работе с детьми младшего дошкольного возраста» на 2016-2017 учебный год.
План работы по самообразованию воспитателя 2 группы раннего возраста «Аленький цветочек» МБДУ № 22 «Журавушка» Сидоровой Яны Николаевны на тему: «Развивающи...
План работы по самообразованию воспитателя. Тема: «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми».
Повышения своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме;систематизировать работу по реализации ФГОС.Задачи:1. Учить детей выбирать материал для нетрадицион...