Мастер – класс для воспитателей ″Сундучок деда Природоведа″
методическая разработка по аппликации, лепке (средняя группа) на тему

Килевник Александра Васильевна

Вниманию воспитателей представлен мастер - класс поделки из глины с дополнениями из природных материалов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master_-_klass_ded_prirodoved.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение Полтавский детский сад ″Солнышко″

Полтавского района

Омской области

Мастер – класс для воспитателей

 ″Поделки из глины с дополнениями из природных материалов″

 ″Сундучок деда Природоведа″

(для детей среднего дошкольного возраста)

                                                                                              Составитель:

                                                                                               воспитатель

                                                                                              Килевник  А.В.

р.п. Полтавка, 2013 г.

Программное содержание:

  • уточнить представления детей о природных материалах (желуди, глина, семена клена);
  • активизировать словарный запас детей;
  • приобщать детей к изготовлению поделок из природного материала;
  • учить делать поделку по показу и объяснению воспитателя;
  • вызвать у детей интерес, желание сделать из глины птичку (воробья), передовая овальную форму тела; дополняя отдельные части (голова, хвост, крылья) подходящим природным материалом;
  • закрепить усвоенные ранее приемы лепки (раскатывание глины прямыми и круговыми движениями, сплющивание ладонями);
  • повышать тонус мышц кисти;
  • продолжать воспитывать  отзывчивость, доброту, желание помогать.

Материал:

  • Дед Природовед (кукла – перчатка);
  • сундучок (содержимое сундучка: желуди, чашечки – плюски желудей, сухая и влажная глина, воробей – игрушка, подарки для детей – сердечки);
  • доски для лепки, комочки глины, влажные салфетки, стека (на каждого ребенка);
  • подносы с природным материалом: крупные желудевые чашечки – плюски, крылатки клена (ясеня);
  • веточки (3-4 штуки), выложенные пластилиновыми жгутиками на досках для лепки;
  • диск  ″Звуки живой природы ″ ( голоса птиц);
  • иллюстрации с изображением деревьев (клен, дуб).

Предварительная работа

Наблюдение за птицами (воробьями), деревьями во время прогулки; рассматривание иллюстраций с изображением деревьев (клен, дуб), птиц (воробья); рисование и лепка птичек; загадывание загадок; подвижная игра  ″  Воробышки и кот″; дидактические игры с природным материалом: ″  С какой ветки детки″,  ″Сто в руке″, ″Что спрятано в мешочке?″.

 Чтение художественного произведений:

Е.Чарушин   ″Воробей″; В. Стоянов  ″Воробей″; М.Горький  ″Воробьишко″;  ″ Чив-чив-воробей″; И. Токмакова  ″ Дуб″; С. Маршак   ″Песня о желуде″; разучивание песен  ″Песня о весне ″.

Ход занятия

Организационный момент

Настроить детей на совестную деятельность. Создать положительный эмоциональный настрой группы.

        Дети встают в круг. Воспитатель предлагает поприветствовать гостей и друг друга. Дети выполняют соответствующие тексту действия.

Скажем  ″Здравствуйте ″ руками!

Скажем  ″Здравствуйте ″ глазами!

Скажем  ″Здравствуйте ″ мы ртом-

Станет радостно кругом!

        - Ребята, посмотрите, все радостно по доброму улыбаются, у всех прекрасное настроение! Даже в зале от улыбок стало светлее!

        Раздается стук в дверь.

        -К нам кто – то стучится. Слышите (прикладывает руку к уху) . Надо встречать.  Воспитатель предлагает детям сесть на стульчики. Появляется Дед Природовед (кукла – перчатка), в руках у него сундучок. Воспитатель от имени Деда Природоведа ведет с ними разговор.         

Дед Природовед:

- Здравствуйте, ребята! Шел я мимо вашего детского сада, и очень он мне понравился. Вот я  и решил зайти посмотреть, что за ребята здесь живут. Давайте знакомиться. Меня зовут Дед Природовед. А зовут меня так потому, что я везде хожу тихо, неслышно, все вижу, все слышу и знаю много тайн и секретов природы. А ещё я люблю собирать природный материал.  Все тайны, секреты и природный материал я храню в своем волшебном сундучке (обращает внимание на сундучок). Ребята, вы хотите узнать,  что же находиться в моем сундучке? (ответы детей)

Воспитатель:

- Дедушка наши дети очень любознательные, им  наверняка будет интересно! Правда, ребята?″

Дед Природовед:  ″Чтобы узнать какие секреты лежат в сундучке, нужно отгадать мои загадки и ответить на мои вопросы (загадывает загадки)

Загадка:

Мы веселые детишки

Дуба малы ребятишки

Как на землю упадем

Вырастаем мы дубком. (желуди)

(Воспитатель достает из сундучка желуди и предлагает их потрогать, рассмотреть)

-Желуди какие? (овальные, плотные, гладкие, коричневые, крепкие и т.д.)

- Что есть у желудей? (шляпки, чашечки – плюски)

- Почему их так называют? На что они похожи? (ответы детей)

- На каком дереве растут желуди? (на дубе)

- Правильно! Желуди растут на дубе. (показ иллюстрации) Каждый год дуб дает плоды – желуди. Осенью они созревают и падают на землю. Весной из них вырастают новые деревца – нежные, молодые дубки.

Деде Природовед:

- Отгадайте, что еще находится в моем сундучке.  (загадывает загадку)

Загадка:

Из земли добыта,

Водою омыта,

В огне закалена,

В горшок превращена. (глина)

(Воспитатель показывает детям сухую глину, предлагает её потрогать, рассмотреть)

- Какая эта глина? (сухая, рассыпчатая, серая, пыльная)

- Из этой глины можно лепить? (ответы детей)

- Какая должна быть глина, чтобы из нее можно было лепить? (влажной)

- Правильно, ребята лепить можно только из влажной глины. Для этого ее нужно сначала залить водой, а потом замесить как тесто. Получиться вот такая влажная готовая к лепке глина (показ)

- Что можно делать с такой глиной? (мять, лепить, размазывать, отрывать от нее кусочки)

Дед Природовед:

- Побывал однажды у меня в гостях ветерок и что  -  мне принес. Отгадайте, что?

Загадка:

Весной, цветут

Летом, зеленеют, растут

К осени, крылышки приобретают,

С ветром они далеко улетают.  (семена клена) (Воспитатель показывает семена клена)

- Как называются эти семена?  (крылатки)

- С какого они дерева? (крылатки с клена)

- Правильно, ребята. (показ иллюстрации)

- Почему они так называются? (семена клена имеют крылышки) Правильно, ребята, вот и семечко, а вот и крылышко (показ). А все вместе это называется крылаткой. Подумайте, и с4кажите: Какие крылатки? (легкие, сухие, тонкие, ломкие)

- На что  похожи крылатки клена? (на крылышки кузнечика, стрекозы и т.д.) Осенью ветер срывает семена клена. Крылатки, кружась летают на своих крылышках как игрушечные вертолетики. Ветер разносит их по  дворам, за село, в поле. Там, где упадут крылатки, вырастут маленькие клены.

Динамическая игра ″Ветер и крылатки″

- Ребята, вы хотите превратиться в семена клена – крылатки, полетать, покружиться в воздухе? (ответы детей)

- Вы будете крылатки, а я ветром. Когда  я скажу  ″нет ветра″  вы будете кружиться, летать, а как только я скажу ″ нет ветра″, вы должны тихо медленно опуститься на землю (присесть на корточки) (можно включить спокойную, тихую музыку)

Воспитатель:

- Дед Природовед, а что у тебя ещё в сундучке? Я слышу там кто – то шевелится и скребет ножками (прикладывает сундучок к уху). Ребята, послушайте! (воспитатель незаметно для детей скребет снизу дно сундучка, дает послушать детям). Там кто – то есть! Интересно кто? Как вы думаете, ребята?   (дети  высказывают предположения)

Дед Природовед:

- Сейчас я посмотрю, кто же это без моего разрешения в мой сундучок забрался. (приоткрывает крышку сундучка, заглядывает туда и быстро закрывает сундучок)  Ой! Ребята, там птичка!!! (загадывает загадку)

Загадка:

Невеличка птичка скачет

Все чирикает, не плачет

Серый, шустренький такой

Спит зимою под стрехой. (воробей)

Воспитатель достает воробья (игрушка).

Воробей:

Ой! Спасите, помогите!11

Я от страха весь дрожу

В сундучке волшебном этом

Я один давно сижу.

Воспитатель:

- Ребята, я узнала этого воробья. Его зовут  - Чирик. Чирик, как ты попал  в сундучок Деда Природоведа? Что случилось?

Чирик:

-Для нас воробьев, живущих у человеческого жилья страшнее кошки зверя нет. Жили мы воробьи, жили. Жили не тужили. Появились кошки злодейки и стали хватать без разбору и старого и молодого. Схватят и сидят себе на солнышке, жмурятся. Лапкой умываются. От друзей моих одни только  перышки остались. Всех кошки переловили и съели. А я вырвался и от страха в сундучке  спрятался. Нет больше у меня друзей. Остался я один. С кем я теперь яркому весеннему солнышку радоваться буду, в теплых весенних лужицах купаться? Даже почирикать не с кем! Где мне найти друзей?

Воспитатель:

-Не горюй Чирик. Может ребята тебе помогут? (обращается к детям)

- Ребята, вам жалко Чирика? (да)

-Как нам ему помочь? Где найти нам для него друзей? (предложение детей) (Воспитатель подводит детей к тому, что друзей для Чирика можно сделать)

- Ребята, какие вы молодцы!!! Здорово придумали!!! Дед Природовед принес нам сегодня в своем сундучке разный природный материал: глину, крылатки, желуди со своими красивыми шляпками – плюсками. Давайте попробуем из них сделать друзей для Чирика. Попробуем? (ответы детей)

- Ребята, посмотрите на Чирика. Что есть у Чирика и у всех воробьев?

- Из какихчастей состоит его тело? (голова, туловище, клюв, крылья, хвост, ноги)

- Зачем воробьям нужны крылья? (ответы детей)

- Где расположен хвостик? (сзади туловища)

- Из какого природного материала, который есть  унас есть, можно сделать крылья и хвостик? (из крылатого клена)

- Как вы думаете с чего мы начнем мастерить воробышков? (с туловища)

- Правильно с туловища А оно какой формы? (овальное, продолговатое)

- Из какого природного материала, который у нас есть можно сделать туловище? (из глины)

- Расскажите, как из куска глины слепить овальное туловище (сначало нужно скатать шар, а потом его слегка раскатать)

- Какие движения рук нам помогут скатать шар?

 Покажите руками в воздухе. А раскатать его слегка? (дети в воздухе показывают движения рук)

- Как вы думаете из чего можно сделать головку воробышку? (ответы детей) А подставку? (из глины)

- Мы с вами определили, что из чего можно сделать: тудловище и подставку из глины, хвостик и крылья  из крылаток, головка из желудевых чашечек.

- А теперь я вам покажу как сделать воробья.

- кусок глины нужно разделить на две разные по величине части. Вот так (показ). Из самой большой мы слепим – туловище, а из той, которая поменьше – подставку для воробья. Сначала нужно слепить туловище. Я кладу кусок глины на ладонь правой руки, покрываю ладонью левой, вот так, сначала двигаю руками по кругу, вот так, проверяю, скатался ли ровный шар. Теперь делаю движение руками туда и обратно, вот так, проверяю, что получилось, - шар немного вытянулся. Вот и получилось туловище воробья.

- А теперь я покажу как сделать другие части воробышка. Для головы воробья подойдет большая чашечка желудя. Её нужно соединить с туловищем слегка вдавив в глину. Вот так! (показ)

- Из крылаток клена мы сделаем хвостик и крылья. Их нужно воткнуть в туловище, которое мы слепили из глины сбоку и сзади. Вот так!. (показ)

- А теперь нужно сделать подставку для воробья.

- Чтобы сделать её нужно из оставшейся части глины скатать шар, который потом слегка расплющить. Вот так! (показ)

- Осталось укрепить воробышка на подставке из глины. И друг для Чирика готов.

- Чтобы у вас получились такие же красивые воробышки, давайте подготовим наши руки к работе.

Пальчиковая гимнастика:

″Разминка рук перед работой″

Воспитатель читает стихи вместе с детьми, и под соответствующие строки выполняют определенные движения.

Мы умелыми руками

Все умеем делать сами. (дети гладят одну ладонь другой)

Чтобы руки нам размять

В кулаки их нужно сжать. (дети сжимают и разжимают кулаки)

Раз – два – три – четыре – пять

Будем пальцы раскрывать.  (дети сжимают и разжимают кулаки)

Растопырим пальцы – ждем (дети разводят пальцы, держат их в напряжении)

Теперь, снова их сведем ( пальцы сводятся вместе и расслабляются)

Нам разминки этой мало

Мы повторим все сначала (осуществляется 1 – 2 повтора с первой строфы по 10)

Вот размялись наши руки (при последней разминке строфы 9 – 10 не читаются, а считаются 11 – 12. Дети при этом сжимают руки в замок)

Воспитатель предлагает детям сесть за столы и приступить к работе. В процессе  выполнения поделки детьми, воспитатель помогает им советом, частичным показом.

Во время работы детей звучит диск  ″Звуки живой природы″ (голоса птиц)

При необходимости провести физкультминутку.

Физкультминутка  ″Серенькие перышки″

Воробьи – воробышки,

(похлопывание руками по бокам)

Серенькие перышки!

(Махи руками вверх – вниз)

Клюйте, клюйте крошки

(Стучим кулачками перед собой один о другой)

У меня с ладошки!

(Дуем на раскрытые ладони)

Нет, с ладошки не клюют

(Развели руки в стороны, пожали плечами)

И погладить не дают

(Руки на пояс, наклоны туловища влево – вправо)

Как бы нам поладить,

Чтоб дались погладить?

(хлопки в ладоши)

 Когда поделки будут готовы, воспитатель предлагает  посадить воробьев на веточки (3 – 4 веточки заранее выложены пластилиновыми жгутиками на досках для лепки)

Все работы рассмотреть, обратить внимание на наиболее выразительные, отметить старания детей, подчеркнуть, что сегодня каждый трудился над одной игрушкой, а вместе сделали много воробьев, которые станут теперь друзьями Чирика.

 Воспитатель:

- Ребята, давайте позовем Чирика и покажем ему новых друзей.

Дети:

- (зовут) Чирик, лети к нам! Здесь твои друзья!

Воспитатель берет воробья Чирика (игрушка)

Зачирикал воробей:

″Я лечу искать друзей″

Чирик: Ой! Сколько много друзей!!! Кто же мне столько много друзей нашел! (мы) Молодцы, ребята, какие вы добрые. Помогли мне в моей беде. Теперь я не один весну встречать буду, а с друзьями. Вот их у меня сколько!!! Спасибо вам.

Воспитатель:

- Ребята, Дед Природовед тоже хочет вам что – то сказать.

Дед Природовед:

- Ребята, какие вы молодцы!!! Что в сундуке моем лежало отгадали, на все мои вопросы ответили правильно. А ещё сделали доброе дело, помогли воробью Чирику обрести новых друзей. Когда сердце совершает доброе дело, в нем расцветает цветочек. Сердце становится таким замечательным. В моем сундучке лежат подарки для добрых детей. Вы любите получать подарки (ответы детей)

- Я дарю вам вот такие сердечки (показывает)

- А вы украсите свои сердца красивыми цветами  и будете радоваться своему доброму сердцу. (Воспитатель вешает сердечки детям на шею)

Дед Природовед:

- Ну вот, мой волшебный сундучок уст. Пора мне идти собирать новые секреты и тайны природы. А когда их в сундучке станет много, я  опять  к вам в гости зайду, чтобы вы их разгадали.

- До свидания, дети!

Воспитатель предлагает проводить Деда Природоведа (дети уходят из зала)

 

 

 

 

 

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для родителей «Мастерская Деда Мороза» «Символ года- Петушок»

Цель:Обучить участников мастер-класса изготовлению поделки-символа года «Петух».Задачи:- обучить практическим приемам изготовления поделки.- способствовать сближению детей и родителей в совместном тво...

мастер класс для педагогов "Мастерская Деда Мороза"

мастер класс для педагогов "Елочная игрушка своими руками"...

Мастер класс для воспитателей "Мастер класс по экологии"

Мастер класс для воспитателей "Мастер класс по экологии"...

Мастер-класс "Елочная игрушка "Домик Деда Мороза"

Поделка из подручного материала....

презентация на тему: "Мастер - класс для родителей "Мастерская Деда Мороза"

Создание условий для сотрудничества между ДОУ и семьёй, и развитие творческих способностей воспитанников....

Мастер-класс для воспитателей «Угощение для куклы» Мастер-класс предназначен для воспитателей младшей и средней группы.

Мастер-класс для воспитателей «Угощение для куклы»Мастер-класс предназначен для воспитателей младшей и средней группы....

Мастер-класс «Кубик Блума- как приём педагогической инновационной технологии» Мастер-класс для воспитателей ДОУ

Мастер-класс «Кубик Блума- как приём педагогической инновационной технологии»Мастер-класс для воспитателей ДОУ«Учиться – значит задавать вопросы. Чтобы задавать вопросы, ребенк...