Развитие творческих способностей детей с ЗПР путем использования нетрадиционных техник и материалов в аппликации.
Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.
(В.А. Сухомлинский)
Анализируя подходы выдающихся педагогов к трактовке понятия детства, мы можем сделать вывод о том, что детство – это не подготовительный период в жизни человека, а самоценный, важный, качественно своеобразный этап жизненного пути, ничем не заменимый период человеческой жизни.
Дошкольное детство – это очень важный и ценный период первоначального становления личности, так как именно в нем происходит усвоение нравственных общечеловеческих ценностей, формируется отношение к миру. Огромную роль в духовном становлении дошкольника играет искусство, которое формирует его нравственную культуру и ценностные смыслы.
Одним из основных принципов ФГОС ДО является поддержка разнообразия детства – сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека. Так же ФГОС ДО определяет пять областей развития и образования детей, среди которых выделено художественно-эстетическое, которое предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства.
В настоящее время развитие и совершенствование личности ребенка невозможно представить себе без реализации её эстетических и творческих тенденций. Дошкольный возраст является актуальным для овладения различными видами деятельности, в том числе творческими. В этот период творческая деятельность становится наиболее предпочтительной формой самореализации. Творческая деятельность имеет огромное значение для развития и воспитания детей. Как отмечают исследователи детского изобразительного творчества (Сакулина Н.П., Комарова Т.С., Григорьева Г.Г.), она является средством умственного, графомоторного, эмоционально-эстетического и волевого развития детей.
Среди общего числа дошкольников выделяется категория детей, характеризующихся, как дети с задержкой психического развития (ЗПР).
Особенности познавательной сферы детей с ЗПР достаточно широко освещены в психологической литературе (В.И. Лубовский, Л.И. Переслени, И.Ю. Кулагина, Т.Д. Пускаева и др.). Важной особенностью таких детей является незрелость эмоционально-волевой сферы, социальных навыков поведения, недостаточная готовность к школьному обучению. Ребенок, имеющий задержку психического развития отличается замедленным темпом развития психики, который выражается в недостаточности общего запаса знаний, незрелости мышления, неустойчивостью внимания, в сниженном объеме памяти, преобладанием игровых интересов и быстрой утомляемостью.
Следовательно, творческие способности у дошкольников с ЗПР формируются со значительным запаздыванием и имеют качественное своеобразие. Их формирование зависит от развития психических и физических функций, но это связь взаимообусловлена, с одной стороны, творчество зависит от качества сформированности восприятия, памяти, мышления, речи, а с другой стороны – оно способствует развитию этих процессов, создавая основу для образных действий.
Таким образом, учитывая психологические особенности детей с ЗПР проблема развития творческих способностей у таких детей весьма актуальна.
В коррекционной работе с детьми, имеющими задержку психического развития, важная роль принадлежит продуктивным видам творческой деятельности. Поэтому, ориентируясь на современные психолого-педагогические требования к образованию детей дошкольного возраста с ЗПР приоритетным направлением моей работы, стало развитие творческих способностей детей с ЗПР путем использования нетрадиционных техник и материалов в аппликации.
Использование нетрадиционных техник и материалов в аппликации способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании, о материалах и их свойствах, о способах действия с ними. У детей появляется способность переносить усвоенные знания в новые условия. Следовательно, для полноценного коррекционно-развивающего процесса необходимо превратить обучение навыкам творческой деятельности в осознанное и интересное дело для ребенка с ЗПР.
В образовательной деятельности использовала такие техники как коллаж, торцевание, мозаика, обрывная аппликация, из «ладошек», посыпание крупой или цветным песком и другие. Наряду с традиционными материалами бумагой и картоном разной фактуры использую пуговицы, бусы, стразы, бисер, природный материал, пряжу, ткань, пенопласт, вырезки из журналов, крупу и многое другое.
У детей повысился интерес к аппликации, благодаря тому, что во время образовательной деятельности они познакомились с новыми техниками и материалами в аппликации: обрывная аппликация, скатывание/ сминание бумаги, аппликация из крупы, из природного материала (осенних листьев, семян), из ткани и пуговиц, из пряжи и меха, техника коллаж – сочетание разных материалов, которые гармонично дополняют друг друга и образуют композиционное единство. В целом, выбор аппликации очень широк, что позволяет детям постоянно раскрывать возможности применения тех или иных материалов, их многообразные комбинации. Это повышает интерес ребят к процессу художественного труда и его результату. Во время занятий по аппликации дети проявляют самостоятельность в выборе композиционного и цветового решения, разных способов создания выразительного образа (обрывание, сминание бумажной формы для передачи фактуры, вырезание симметричное, силуэтное). В свободное время дети самостоятельно умеют организовать свою деятельность (вырезать нарисованные предметы или делать вырезки из старых журналов, газет и создавать тематические альбомчики).
Занятия по художественно-эстетическому воспитанию влияют на формирование самостоятельности, уверенности в себе, самооценки.
Развивая продуктивную деятельность детей по аппликации, в ходе совместной деятельности в группе были изготовлены наглядные пособия для макета «Четыре времени года» (вырезаны осенние листья разных деревьев и плоды (яблоки, груши), снежинки, посредством объемной аппликации выполнены бабочки, цветы, зимующие птицы (снегири и синицы).
Традиционным для детей является проведение таких праздников как «Праздник осени», «Новый год», «8 Марта», «Масленица», «День Победы». Для выражения творческих способностей детей, к праздникам выполняем поздравительные открытки с использованием нетрадиционных материалов и техник изображения.
Внедрение нетрадиционных техник и материалов в аппликации, современных форм работы с семьями воспитанников, преобразование развивающей предметно-пространственной среды обеспечило положительную динамику качественных показателей достижений детей в художественном творчестве. Повысился уровень познавательной активности к окружающему миру, уровень проявления творчества и самостоятельности при выполнении работы, дети стали применять разнообразные способы использования бумаги и других нетрадиционных материалов, увереннее пользоваться ножницами, аккуратно наклеивать детали, научились взаимодействовать друг с другом, участвуя в общей работе.
Результатом деятельности стало повышение инициативы и активности детей и родителей группы, активное участие воспитанников в различных мероприятиях:
городской конкурс творческих работ «Сказки леса»;
городская выставка декоративно – прикладного искусства «Мир народной игрушки» в рамках фестиваля «Дети особой заботы»;
выставка детского творчества «Пасха Красная».
Также можно отметить повышение моей профессиональной компетентности по применению нетрадиционных техник и материалов в аппликации.
Опыт моей профессиональной деятельности был представлен:
Всероссийское сетевое издание портал «О детстве»: мини-проект «Радуга лета – настроение в цвете»;
Всероссийский творческий конкурс для детей и педагогов «Зимнее вдохновение»: проект «Моя семья».
мастер – класс для педагогов учреждения по изготовлению поздравительной открытки к юбилею детского сада в технике «скрапбукинг».