"Опыт использования музейной педагогики в младшей группе ДОУ"
статья по аппликации, лепке (младшая группа) по теме
Опыт использования музейной педагогики по теме: деревянная игрушка «Матрешка»
Сущность опыта состоит в реализация направления «Музейная педагогика» в детском саду, разработка занятия с использованием экспонатов музея.
Практическая значимость опыта заключается в возможности применения его в повседневной практике любого образовательного учреждения.
В младшей группе ОДОД создан мини – музей «Красна – изба». Целью проекта является Приобщение детей к истокам народной русской культуры, посредством создания предметно-развивающей среды.
Занятия, проводимые в мини-музее, закладывают основы гуманизма, предоставляют дошкольникам возможность прикоснуться к истории народных промыслов, оказывают помощь в процессе формирования уважительного отношения между родителями и детьми, способствуют сближению детского сада и семьи.
В рамках работы в мини - музее "Красна - изба" представленно интегрированное занятие по двум областям развития Познавательная и Художественно-эстетическая область. Занятие "Ах, какие крошечки - в тереме матрешечки!" включает в себя историю возникновения деревянной игрушки матрешки, упражнение на координацию и мелкую моторику, декоративное оформление аппликации бумажными комочками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
интегрированное занятие две области | 62 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта интегрированного занятия непосредственно – образовательной деятельности
по освоению Познавательной и Художественно – эстетической области развития
Вторая младшая группа «Теремок»
Воспитатель Редькина Полина Николаевна
Тема: «Ах, какие крошки – в тереме матрешки»
Цель: формирование у детей представлений о народной игрушке-матрешке.
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить с историей создания русской матрешки.
Развивающие:
- Развивать у детей познавательный интерес к матрешке, как к сувениру, символу страны.
- Продолжать развивать речь, мышление, воображение.
- Развивать творческую фантазию, самостоятельность при изготовлении игрушки – матрешки.
Воспитательная:
- Воспитывать любовь к народному искусству.
Предварительная работа: Знакомство с русским народным костюмом, традициями и обычаями русского народа, изучение и изготовление тряпичных игрушек и элементов русского национального костюма.
Этап, его продолжительность | Задачи этапа | Деятельность педагога | Деятельность воспитанников | Методы, формы, приемы | Результат |
Психологический настрой – 1 мин. | Приветствие, установление зрительного, слухового контакта | Эмоциональная поддержка детей | Участие в приветствии | Вводно – организационное слово воспитателя | Психологическая готовность |
Вводно – организационный – 1-2 мин. | Концентрация внимания на русский народный костюм. Формирование умения вести диалог | Постановка вопросов | Ответы | Беседа, | Привличение внимания |
Мотивационно – побудительный – 1-2 мин. | Формирование представлений о предстоящей деятельности | Постановка вопроса. Загадывание загадки | Ответ на вопрос | Соревновательный момент | Стремление участвовать в диалоге, эмоциональный отклик на беседу |
Актуализация, 3 мин | Актуализация имеющихся знаний, представлений. | Постановка вопросов с направлением деятельности | Участие в диалоге, отвечают на вопросы | Использование игровых приемов | Воспроизведение новой информации |
Восприятие и усвоение нового, 5-8 мин. | Расширение знаний и представлений и свойствах и качествах объекта. | Последовательный рассказ об истории возникновения объекта | Наблюдение, рассматривание объекта, сравнение. | Рассказ воспитателя с наглядной демонстрацией | Овладение способами познавательной деятельности. |
Динамическая пауза 1 – 2 мин. | Предупреждение утомляемости детей. | Совместная деятельность с детьми | Совместная деятельность с воспитателем | Танец «Мы матрешки…» | Снятие физического напряжения |
Практическая работа, 5-10 мин. | Применение знаний, навыков и умений. | Выстраивание алгоритма практической работы. Взаимодействие с детьми в достижении результата. | Выполнение практической работы. Индивидуальная работа. Взаимодействие с педагогом. | Индивидуальная форма работы конструктивного и творческого характера. Выполнение Аппликации | Овладение умениями работать по правилам по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции. |
Рефлексивно - корригирующий 3 мин. | Формирование элементарных навыков самоконтроля. Корректирование при необходимости деятельности и результата в соответствии с поставленной задачей. | Индивидуальная проверка итогового результата, исправление ошибок. | Самопроверка по образцу, исправление ошибок. | Индивидуальная работа | Формирование элементарных навыков самоконторя и овладение универсальными предпосылками учебной деятельности. |
Заключительный этап. Рефлексия 3 мин. | Подведение итогов. Формирование элементарных навыков самооценки. | Постановка вопросов с разных точек зрения: качества выполненной работы, эмоционального состояния и качества усвоения новой информации | Участие в диалоге, высказываются по поводу полученной информации, выполненной аппликации и эмоционального состояния во время занятия. | Беседа. Фронтальная работа. | Осознание себя как участника позновательного, творческого процесса. Сформированность элементарных навыков самооценки. |
Ход НОД
-Здравствуйте Ребята, низкий вам поклон.(приветствие детей)
- Посмотрите как я сегодня одета? Как называется мой костюм?
(ответы детей)
- А посмотрите сюда, что у меня на голове? Как это называется? Что у меня на ногах?
(ответы детей)
- Ребята а вы знаете кто еще из игрушек носит такой наряд?
(ответы детей)
Загадка:
Деревянные подружки
Любят прятаться друг в дружке,
Носят яркие одёжки,
Называются — …
- Да, правильно это Матрешки.
- Посмотрите ребята у вас на столах стоят заготовки матрешек. Из какого материала они сделаны?Возьмите их в ручки и потрогайте, какие они?А еще какие?(ответы детей)
- А теперь потрясите их, там что-то есть?Давайте откроем и посмотрим что же там внутри.
-Доставайте матрешечек и поставьте их рядышком. Посмотрите чем же они отличаются?1 матрешка какая? А следующая какая? А последняя какая? Действительно последняя такая маленькая как младенец и поэтому не разымается.
Ростом разные подружки
Но похожи друг на дружку,
Все они седят друг в дружке,
А всего одна игрушка.
- Теперь немного истории : матрешке около 100 лет. Первую матрешку выточил токарь из города Подольск Василий Звездочкин, а расписал художник Сергей Малютин. Матрешка стала символом русской народной культуры. С тех пор много разных матрешек появилось родом из разных городов, среди них есть и авторские матрешки.
Я Матрёшка-сувенир
В расписных сапожках.
Прогремела на весь мир
Русская Матрёшка.
Мастер выточил меня
Из куска берёзы.
До чего румяна я,
Щёки, словно розы.
- Ребята посмотрите, а в нашем мини-музее есть матрешки? Достаньте их пожалуйста.
- Давайте рассмотрим костюм матрешки, что на ней надето? Что у нее на голове? А каких цветов ее наряд? Какие узоры на ее сарафане? (ответы детей)
- А теперь сравните нашу заготовку с расписной матрешкой.
- Ребятки, а вы хотите немножко побыть матрешками? Давайте тогда немножко нарядимся и попляшем.
Танец мы матрешки
Мы – матрешки, (ручки «полочкой») покачиваясь
Мы матрешки,
Вот такие крошки! Присесть – показать малый рост.
Как у на, как у нас,
Чистые ладошки. Показать ладошки.
Мы – матрешки, (ручки «полочкой») покачиваясь
Мы матрешки,
Вот такие крошки! Присесть – показать малый рост
Как у нас, как у нас
Новые сапожки. Выставить поочередно ножку на пяточку.
Мы – матрешки, (ручки «полочкой») покачиваясь
Мы матрешки,
Вот такие крошки! Присесть – показать малый рост
Мы хотим, мы хотим поплясать немножко. Кружаться.
Мы – матрешки, (ручки «полочкой») покачиваясь
Мы матрешки,
Вот такие крошки! Присесть – показать малый рост
Ох устали, ох устали,
Ох устали ножки! Погладить ножки.
Устали матрешки,
-да
сядьте на пол крошки!Сложить ладошки у щечки и заснуть
Отдохнули крошки?
-да
Вставайте на ножки! Встать и станцевать 3 куплет
- Молодцы садитесь за столы. У нас с вами есть задача и чтоб ее решить нам потребуются наши пальчики давайте их немножко разомнем.
Упражнение на мелкую моторику
Дуйте в дудки (играют на дудке)
Бейте в ложки, (хлопают в ладоши)
В гости к нам пришли матрешки. (шагают пальчиками по столу)
Ложки деревянные (складывают ручки в ковшики)
Матрешечки румяные (качают головой ручки на щеках)
- У меня в руках находится матрешка, посмотрите чего ей не хватает?
(ответ детей)
-Давайте мы с вами украсим ее сарафанчик, а делать мы это будем с помощью вот таких вот бумажных шариков и клея. Для начала мы возьмем нашу матрешку выберем цвет украшения и место где оно будет размещаться, кисточкой промазывает место и приклеиваем шарик, проделываем все то же самое пока не заполним весь сарафанчик. И в итоге у нас получится вот такая вот красавица!(итоговый результат)
- Запомнили? Тогда начинаем!
Аппликация «Матрешки»
(индивидуальная работа детей)
- Итак, у всех получилась матрешка? Теперь она стала какая?(ответы детей)
- Что вам сегодня больше всего понравилось? А что не понравилось?(ответы детей)
- Вы бы хотели больше узнать о русском народном ремесле? В следующий раз мы познакомимся с вами с разными видами росписи. И узнаем какими же видами росписи расписаны наши матрешки , которые живут в нашем мини-музее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование музейной педагогики в образовательной и коррекционной деятельности с группами комбинированной направленности для детей с тяжелым нарушениями речи в возрасте от 4 до 5 лет
В государственном проекте «Национальная доктрина образования в Российской Федерации» обозначено: «Система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократическог...
Конспект НОД по музейной педагогике в младшей группе «Матрёшка — русская народная игрушка»
Конспект НОД по музейной педагогике в младшей группе«Матрёшка — русская народная игрушка»Цель: Знакомство с национальной культуры России.Задачи: Познакомить с народной игрушкой – матрёш...
Опыт работы Музейная педагогика. Мини-музей «В стране сказок»
Музейная педагогика в дошкольном образовательном учреждении...
Из опыта работы воспитателя подготовительной группы по использованию музейной педагогики в образовательном процессе
В.В. Сухомлинский утверждал, что детство - это каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия....
Опыт работы "Музейная педагогика как форма взаимодействия с семьями воспитанников в коррекционно-логопедической работе"
Внедрение в коррекционно-образовательный процесс музейной технологии способствует формированию и развитию гармоничной личности дошкольника. Это эффективное средство коррекции р...
Консультация для педагогов «Использование музейной педагогики в практике разновозрастной группы»
Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающей условия погружения личности в специально организованную предметно-пространств...
Доклад "Опыт использования проектной деятельности в младшей группе №3"
Сейчас в педагогической среде, и в частности в дошкольной, много внимания уделяется проектированию. И для многих воспитателей не совсем понятно, зачем нужно проектирование в работе с детьми ...