конспект занятия "Украсим платочек для куклы Илемпи"
план-конспект занятия по аппликации, лепке (средняя группа) на тему

Савинова Наталья Николаевна

Познакомить детей с характерными особенностями чувашских узоров. Обучать созданию художественно-выразительных образов: солнца, дерева на основе элементов чувашского декоративно - прикладного искусства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл applikatsiya_ukrasim_platochek_dlya_kukly_ilempi.docx34.53 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка – детский сад №50 «Непоседа»

города Новочебоксарска Чувашской Республики.

Конспект непрерывной образовательной деятельности

в средней группе по художественному творчеству (аппликация) на тему: «Украсим платочек для куклы Илемпи»

Составила воспитатель

Савинова Наталья Николаевна.

Новочебоксарск – 2017 год.

Программное содержание:  Познакомить детей с характерными особенностями чувашских узоров. Обучать детей созданию художественно-выразительных образов: солнца, дерева на основе элементов чувашского декоративно-прикладного искусства.

Обучать самостоятельно подбирать элементы орнамента для создания оригинального варианта аппликационного решения. закреплять знания о цветах.

Развивать мелкую моторику рук. Расширять представление детей об особенностях культуры, быта чувашского народа. Развивать пространственные отношения: вверху, внизу.

Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

Предшествующая работа:

1.Дидактическая игра «Сложи узор».

2.Отгадывание загадок.

3.Рассматривание иллюстраций, предметов чувашского народного декоративно-прикладного искусства.

4.Слушание песни «Илемпи».

Методические приёмы:

1.Сюрпризный момент «Приход куклы Илемпи в гости».

2.Отгадывание загадок.

3.Физкультминутка «В лес за грибами».

4.Игровое упражнение «Украшаем платок для куклы Илемпи».

Демонстрационный материал: Кукла Илемпи в чувашском костюме, узор чувашских элементов «солнце», «дом», «дерево», «лес», платочек с узорами.

Оборудование: цветная бумага, ножницы, клей, клеевые кисточки, салфетки, клеёнки, силуэт солнца на красном фоне цветной бумаги, силуэты дерева и леса для каждого ребёнка.

Ход занятия.

В-ль: Ребята, какой замечательный день! И к нам сегодня обещала придти какая-то гостья. Ой, вы слышите, кто-то стучит в дверь. Кто же это может быть? Пойду, посмотрю.

В-ль: Ребята, к нам в гости пришла необычная кукла, и она говорит, что её зовут Илемпи. Как вы думаете, чем эта кукла отличается от наших кукол, которые живут у нас в группе?

Дети: У неё красивый головной убор, необычное платье и имя.

В-ль: Правильно, ребята. Это чувашская кукла в красивом чувашском платье, а её головной убор называется – тухья. Ребята, хотите послушать стихотворение про чувашскую вышивку? (Да).

В-ль: Вышивает женщина узоры

По старинным образцам из книги.

Оживают под иглой просторы-

Всех национальных красок блики.

Вышивки чувашской красотою

Восхищается страна не зря.

А с какой любовью, теплотою

Свет и радость нам несёт она!  

В-ль: Ребята, если посмотреть внимательно, то мы с вами увидим, что в чувашских узорах изображены разные образы – символы. Эти символы чувашские мастера использовали в украшении одежды, обуви, головных уборах, деревянной и глиняной посуды. Посмотрите, здесь изображены символы, обозначающие «дерево, дом, лес и солнце».

В-ль: Скажите, пожалуйста, ребята, какие цвета использовали мастера? (ответы детей- красный, жёлтый, зелёный, чёрный).

В-ль: Да, вы правы. Ребята, кукла Илемпи приготовила для вас загадки. Вы хотели бы их разгадать?  (Да).

В-ль: первая загадка:

Ты весь мир обогреваешь

И усталости не знаешь,

Улыбаешься в оконце,

А зовут тебя все…  (Солнце)

В-ль: Правильно, ребята. Посмотрите, вот это образ – символ солнца.

В-ль: следующая загадка:

В нём живёт моя родня,

Мне без неё не жить ни дня.

В него стремлюсь всегда и всюду,

К нему дорогу не забуду.

Я без него дышу с трудом,

Мой кров, родимый, тёплый…  (Дом).

В-ль: Правильно. Символ «дома» обозначается треугольником.

Следующая загадка:

Нам в дождь и в зной

Поможет друг, зелёный и хороший –

Протянет нам десятки рук

И тысячи ладошек.

Что это, ребята?    (Дерево).

В-ль: Правильно, ребята. Вот этот символ обозначает лес. Илемпи очень рада, что вы все загадки отгадали. А вы хотели бы сейчас отправиться в лес за грибами?

Физкультминутка «В лес за грибами»

В лес пойдём мы за грибами, (ходьба на месте)

Соберём с тобой их сами.

Раз – грибок, два – грибок, (приседание)

Вот уж целый кузовок! (хлопки в ладоши)

Дождь закапал ой-ой-ой! (одна ладошка вытянута вперёд, пальцы другой её касаются)

Побежим скорей домой! (бег на месте).

В-ль: Ребята, посмотрите нашей гостье, что – то очень грустно стало. Что же случилось?

В-ль: оказывается, по дороге в наш детский сад Илемпи потеряла свой платочек. А он у неё был очень красивым, с разными узорами, он ей очень нравился. Как же нам помочь нашей гостье, ребята?

Дети: Нужно подарить ей новый платочек.

В-ль: Замечательно. Хотите смастерить для Илемпи платочек, сделав аппликацию?

Дети: да!

В-ль: Тогда я предлагаю вам сесть  за столы. Ребята, у вас на столах слева лежат квадратные белые листы. Это ваши платочки. Что же нужно сделать, чтобы они стали яркими, нарядными, праздничными?

Дети: украсить их.

В-ль: Конечно. Как называется эта геометрическая фигура?

Дети: квадрат.

В-ль: Правильно, у квадрата есть четыре угла и четыре стороны. Ребята, как нужно разрезать квадрат, чтобы получилось два треугольника? (ответы детей)

В-ль: Да, всё правильно. Надо сложить квадрат по диагонали, а затем разрезать по линии сгиба с угла на угол. Ребята, посмотрите, у меня есть украшенный платочек. Скажите, какой символ расположен в середине платочка? (солнце). А по сторонам какие символы – треугольники? (дома).

В-ль: Ребята, символ «солнца» лежит у вас с правой стороны, а символ «дома» каждый из вас вырежет сам.

В-ль: А для того чтобы наши ручки хорошо работали, поиграем в игру:

Пальчиковая гимнастика.

В гости к пальчику большому

Приходили прямо к дому:

Указательный и средний,

Безымянный и последний,

Сам мизинчик малышок,

Постучался на порог,

Вместе пальчики друзья

Друг без друга жить нельзя.

В-ль: А сейчас давайте вспомним, как правильно держать ножницы, как с ними работать. Большой пальчик в одно кольцо, средний пальчик в другое кольцо, а указательный обнимает кольцо и все вместе «почикаем» ими.

Дети выполняют аппликацию на своих листах. Воспитатель оказывает необходимую помощь.

Работы вывешиваются на мольберт.

В-ль: Посмотрите, как мы дружно с вами поработали, какие замечательные работы у вас получились. ( Анализирует детские работы кукла Илемпи).

В-ль: Ребята, наша гостья очень рада вам за такие красивые платочки и благодарна за помощь.

В-ль: Ребята, а какие образы-символы вы использовали для украшения платочков?

Дети: солнце и дом.

В-ль: Ну, а теперь пора прощаться с нашей гостьей. До свидания, Илемпи! Ждём тебя снова к нам в гости!

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ООД в ср. гр. "Илемпи у ребят"

Конспект  ООД по образовательной области "Познавательное развитие",  "Социально-коммуникативное развитие" ,   с приобщением к  чувашскому  усному творчеству...

Конспект занятия непосредственно образовательной деятельности в средней группе по художественному творчеству на тему: «Украсим платочек для куклы Илемпи»

Конспект  занятия непосредственно образовательной деятельностив средней группе по познавательному развитию на тему:«Украсим платочек для куклы Илемпи» I....

Конспект занятия в группе раннего развития по рисованию нетрадиционными техниками «Украсим платочек для куклы»(печать картофельными штампами)

Создать условия для развития творческих способностей через рисование нетрадиционными техниками....

Конспект НОД " ПЛАТОЧКИ ДЛЯ МАТРЕШЕК"

Знакомство с народной игрушкой – матрёшкой, развитие детского творчества....

Платочек для куклы Тани

Аппликация в первой младшей группе...

«Раскрась платочек для куклы Кати дымковской росписью». Конспект занятия по рисованию в средней группе Цель: познакомить детей с особенностями дымковской росписи. Задачи: Образовательные: – формировать умение распределять и составлять узор из элементов ды

laquo;Раскрась платочек для куклы Кати дымковской росписью». Конспект занятия по рисованию в средней группеЦель: познакомить детей с особенностями дымковской росписи.Задачи:Образовательные...

Конспект трудовой деятельности "Поможем кукле Маше постирать платочки"

Формировать умение детей выполнять некоторые трудовые действия....