Конспект занятия по рисованию для детей подготовительной группы «Золотая хохлома»
статья по аппликации, лепке (подготовительная группа) на тему
Задачи:
1. Продолжать знакомить с предметами хохломской росписи. Познакомить с видом хохломской росписи «травка» и ее элементами: «осочка», «капельки», «усики», «завиток», «кустик». Дать представление о цветовой гамме орнамента. Учить рисовать орнамент «травка». Продолжать совершенствовать приемы работы с красками. Закреплять умение рисовать всей кистью и кончиком кисти, регулируя ее положение и силу нажима на кисть. Познакомить с новыми словами: «осочка»,«перпендикулярно». Активизировать словарь: «чаша», «солоница», «поставок»,«тулово», «спираль», «капельки», «усики», «завиток», «кустик».
2. Развивать память, внимание, речь.
3. Воспитывать чувства красоты.
Оборудование:
- · - русская народная музыка.
- · - хохломская посуда;
- · - краски (желтая, красная, зеленая) ;
- · - кисти беличьи № 2 и 3;
- · - банка с водой;
- · - салфетки фланелевые;
- · - заготовки хохломской посуды (ложки) .
Ход занятия:
1.Организационный момент.
Ребята, давайте поиграем. Пальчиковая гимнастика «Помощники»:
Раз, два, три, четыре, (Ритмичные удары кулачками и в ладоши попеременно) .
Мы посуду перемыли: (Одна ладонь скользит по другой) .
Чайник, чашку, ковшик, ложку
И большую поварешку. (Загибаем пальчики по одному на каждое название посуды) .
Мы посуду перемыли, (Одна ладонь скользит по другой) .
Только чашку мы разбили,
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился, (Снова загибаем пальчики) .
Ложку мы чуть-чуть сломали.
Так мы маме помогали. (Ритмичные удары кулачками и в ладоши переменно) .
2. Мотивационно-целевой этап.
Ребята, посмотрите на стол. Рассмотрите предметы, которые стоят на нем.
(Воспитатель предлагает детям рассмотреть посуду хохломской росписи) .
3. Изучение нового.
Кто знает, как они называются? Как вы думаете, где и из чего их изготовили?
(Ответы детей) .
Правильно, они сделаны из дерева и расписаны художниками-мастерами. Давайте внимательно рассмотрим эти предметы. На круглых золотистых боках хлебосольной чаши изображены ярко-красные и черные травинки, по тулову вазы изгибаются нежные листики и веточки с упругими, словно блестящими на солнце, ягодами черной смородины. На поверхности сахарницы, солоницы и поставка — так называется
цилиндрический сосуд с крышкой — расцветают и вовсе нигде не виданные золотые цветы. Огненно-красный цвет посуды и золотое сияние узоров действительновызывают ощущение жаркого пламени, огня. И недаром огонь превратил деревянные поверхности этих вещей в золотые. Почему предметы, о которых пойдет речь, называются хохломой? Как рождаются они под руками умелых мастеров и чем отличаются от других произведений народного искусства? Ответы на эти вопросы звучат в строках русской песни.
Как за Волгой яр хмель
Над кусточком вьется.
Перевился яр хмель
На нашу сторонку.
Как на нашей сторонке
Жилье пребогато:
Серебряные листья,
Цветы золотые.
Как горячо нужно любить свой край, чтобы сочинить такую песню! Как нужно глубоко чувствовать и видеть все, что тебя окружает, чтобы выразить это в песне и рисунке. Гуляя по лесу, берегом реки, удивляешься обильному разнотравью родных лугов, над которыми в летний зной стоит сладкий медвяный аромат и гудят на все голоса лохматые труженицы-пчелы. Ляжешь на эту землю и начнешь рассматривать травинку за травинкой, цветок за цветком, листок за листочком — сколько их непохожих и похожих друг на друга. Тут и кудрявые ветки муравки, и гибкие сабельки осоки. Все они стремятся вверх, навстречу солнцу. Всем сердцем любя родную сторону и любуясь ею, русские люди не только воспевали в песнях и сказках ее красоту, но и создавали простые предметы обихода, украшенные яркой нарядной росписью, в которой оживали природные мотивы. Истинными произведениями искусства становятся эти вещи — красивой формы, удобные в пользовании, мастерски исполненные. Сегодня мы начнем учиться передавать элементы хохломской росписи в рисунке. Мастера вовсе не стремились показать растения в точности такими, какими видели их в лесу, на поляне. Хохломские изображения декоративны: они в самом общем виде передают красоту живой жизни, украшая предметы растительным орнаментом. Это — узор из цветов, трав и ягод. Хохломские художники так и говорят:
«Пишу под растительный орнамент».Существует несколько его видов. Самый старинный и любимый художниками — «травный орнамент», или просто «травка». Это удлиненные, слегка изогнутые былинки, написанные по три, пять и более кустиков. Отдельная «травка» напоминает осоку. Один из видов этого орнамента так и называется «осочка». «Травка» обычно пишется красным и черным цветами. Ее основные широкие листья сочны, потому что на кисточку берется много краски и она ложится плотно. Кончики листьев написаны тонко, они кудрявятся, словно гнутся от ветра. «Травка» — обязательная часть любого растительного орнамента хохломы. Очень часто среди кустиков и веточек черной, красной, зеленой или желтой «травки» художник помещает ягодки, птиц и рыбок. Такой орнамент тоже называется «травным» или именем ягодки или цветка. Сегодня мы будем учиться рисовать простейший элемент травного орнамента.(Воспитатель показывает орнамент) .
Все элементы травного орнамента рисуются сразу кистью, без нанесения предварительного рисунка карандашом. Кисточку надо держать тремя пальцами, перпендикулярно поверхности листа, т. е. ручка кисти смотрит вверх, в потолок. «Осочка» выполняется легким движением кончика кисточки сверху вниз. «Травинки» рисуются плавно, с утолщением. «Капельки» рисуются всем вам известным приемом примакивания. «Усики» рисуются в виде непрерывной линии, закрученной в спираль. «Кустик» — наиболее сложный элемент «травки» выполняется из простых «осочек», расположенных симметрично на бумаге, т. е. на одном расстоянии друг от друга. А сейчас мы с вами возьмем заготовки посуды и распишем ее.
(Дети выполняют работу под русскую народную музыку)
4. Подведение итогов.
Молодцы ребята. Посмотрите, как хохломская роспись может украсить современный мир в котором мы с вами живём.
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2017/02/25/0000imgonline-com-ua-compress-by-sizeotozkwuu4xqp.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2017/02/25/ooooomgonline-com-ua-compress-by-sizefav0hqu439hx.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2017/02/25/oooooomgonline-com-ua-compress-by-sizesotf0kkalb0c.jpg)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/07/picture-696417-1588873428.jpg)
Конспект занятия по рисованию для детей подготовительной группы "Праздничный город"
Цели занятия:1. Учить самостоятельно придумывать и изображать здания, улицы города, опираясь на обобщенные представления о строении зданий и городской архитектуре.2. Совершенствовать навыки ...
Конспект занятия по рисованию для детей подготовительной группы: Выставка «Мамин портрет»
Познакомить детей с жанром изобразительного искусства портретом...
![](/sites/default/files/pictures/2017/05/12/picture-924027-1494584250.jpg)
Конспект открытого занятия по рисованию для детей подготовительной группы " Золотой петушок в сказке А.С Пушкина" 2017 г.
Создать условия для изображения детьми сказочного петуха по мотивам литературного произведения.Чтение «Сказки о золотом петушке» А.С. Пушкина и рассматривание иллюстраций к сказке.Беседа о сказочных п...
Конспект занятия по рисованию для детей подготовительной группы Тема «Городецкая роспись»
Тема «Городецкая роспись» Воспитатель Бодрина А.В....
Конспект занятия по рисованию для детей подготовительной группы «Берёзка»Тема: Городецкая роспись
Тема: Городецкая роспись...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/06/picture-890165-1486385641.jpg)
Конспект занятия по рисованию для детей подготовительной группы "Космос"
пошаговое рисование космического пространства...
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/12/picture-1448856-1673515687.jpg)
Конспект занятия по рисованию для детей подготовительной группы
Конспект занятия для детей подготовительной группы "У лукоморья дуб зелёный"....