Сказочные занятия. Лепка с детьми 5-6 лет
статья по аппликации, лепке (старшая группа) на тему
Статья посвящена роли сказкотворчества на занятиях лепки с детьми 5-6 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazochnye_zanyatiya_statya.docx | 18.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Сказочные занятия
( лепка с детьми 4-6 лет)
Определяющим фактором детского творчества дошкольников является воображение. Ребенок, играя, придумывая различные ситуации, моделирует целую историю в своем сознании. Можно сказать, что ребенок придумывает свою сказку. Художественное творчество у детей 5-6 лет отталкивается также в первую очередь от воображения. Чтобы что-то изобразить, ребенок, играя, наделяет персонажей характером, и все изображаемые предметы имеют важное значение и являются неотъемлемой частью рисунка, апликации или скульптурки. Ничего не появляется в детском творчестве «просто так», даже непонятные взрослым «каракули» несут важную смысловую нагрузку. Также важна и последовательность , в которой ребенок начинает что-то изображать. Очень часто эта последовательность не совпадает с традиционными, класическими методами технологии изготовления скульптуры или рисунка. Например, замечено, что рисуя пейзаж, ребенок до 7 лет начинает с земли, потому что это основа, твердь, затем рисует человека, потому что он главный персонаж, затем деревья, птиц, а вот небо зачастую не изображает совсем, поскольку атмосфера, воздух незаметны, небо слишком далеко от земли, и остсутствие его на рисунке как раз и обозначает восприятие неба как чего-то недостижимого. В лепке ребенок может запросто начать изображение человека с пальцев, а вовсе не с туловища, поскольку в его «сказке» этот персонаж что-то делает руками. Также замечено, что и в рисунке, и в лепке дети часто упускают изображение носа и ушей. Можно объяснить этот феномен тем, что эти детали сложны для визуальной передачи ребенку, он просто не может слепить или нарисовать ухо или нос, однако, предполагаю, что это связано именно с тем, что ребенок не уделяет важного значения тому, что происходит само собой – мы дышим и слышим, что естественно, привычно, незаметно. А вот глаза, напротив, являюся центральным объектом изображения лица, зачастую они очень сильно преувеличены, поскольку один из ключевых способов коммуникации – визуальный, маленькие дети больше воспринимают информацию видя, а не слыша. Учитывая эти особенности детского мышления перед педагогом изобразительного творчества встает вопрос, как же следует учить детей рисовать или лепить. Дать все на откуп самостоятельности и не вмешиваться в процесс – художественный результат не будет иметь прогресса, ребенок не продвинется технически в своем творчестве. Начинать учить ребенка по правилам в столь юном возрасте – можно убить желание и смелость творить. Думаю, что в этот момент на помощь должна прийти сказка. Педагог должен начать учить приемам и методам, рассказывая сказку, которую будут додумывать дети. Они станут соавторами, а может быть, аторами новой интерпретации рассказанного педагогом.
На своих занятиях по лепке для малышей я всегда использую вводный прием: например, к нам на занятие «приезжает» игрушечный снеговичок на поезде, который просит помочь ему изготовить подарки Деда Мороза для родителей, затем этот же персонаж рассказывает о своем жилище, обычаях, и т.д., естественно, устами педагога. Дети активно включаются в сказку, верят в происходящее, оживляют в своем воображении игрушку, начинают отвечать на вопросы персонажа. По просьбе педагога додумывают сказку, то есть в полном смысле этого слова играют. При этом подспудно педагог подсказыват, с чего лучше начать лепку той или иной игрушки, незаметно, но настойчиво учит базовым правилам композиции, пропорций, технологии изготовления. Дети быстро схватывают эту информацию, потому что она помогает в сотверении их сказки, помогает красиво и понятно создать творческий артефакт. Продуктивная деятельность в повседневной жизни ребенка входит в состав постоянной игры, так что акт творчества невозможно отделить от «сказкотворчества», и именно это влияет на то, что ребенок учится доводить действия до конца, так воспитывается целеустремленность и развивается умение видеть события и происшествия целостно.
Важна также на занятиях преемственность: один рассказ как бы вплетется в другой, ребенок таким образом вспоминает сказки с прошлых занятий, что активизирует его фантзию, провоцирует творить и придумывать еще больше, ну и конечно же, запоминать большой объем информации. Именно поэтому дети помнят, что сказал педагог на занятии, например, год назад. Или какую игрушку он не успел долепить в прошлом полугодии. Потому что эти значимые события в творческой деятельности сложились в целостную картину мировосприятия.
Лепка, являясь пластическим видом искусста, дает ни с чем несравнимую возможность моделирования жизненных ситуаций, событий, происшествий. Именно такое – объемное воплощение игры-сказки делает ее реальной, ощутимой, предметной. Именно это свойство превращает сказку в реальность, именно лепка позволяет детям ощутить полезность своего труда, осознать значимость своей деятельности.
Литература
- Амонашвили Ш. А. Здравствуйте, дети! – М., Просвещение, 1983
- Шатрова С.А. Пластилинография как способ развития творческих способностей у дошкольников. – Детский сад от А до Я, 2010
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., Просвещение, 2004
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное занятие по лепке с детьми с задержкой психического развития на тему «Осенний лес родного края»
Воспитатель: ребята! оглянитесь вокруг, природа наша так прекрасна......
Зачем нужны занятия лепкой с детьми
Принято считать, что занятия лепкой предназначены для детей от 3 лет и старше. Ведь работы требуют немалых усилий и умений. Давайте посмотрим на пластилин по–новому. Этот материал можно и н...
Конспект занятия ООД по лепке с детьми среднего дошкольного возраста Тема. Лепка объемная и рельефная лепка на заготовленном цветном фоне. «Подснежники». Реализуемые образовательные технологии: ИКТ; Личностно-ориентированное
"Это занятие интересно тем, что может быть выполнено как долгосрочный проект или как еденичное занятие. Из личного опыта: дети любят "доделывать" свои работы. Многим это проще, чем придумывать что-то ...
«Сказочные занятия». Совместные сказочные занятия для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ и их родителей.
С 2009 года для коррекции детско-родительских отношений мною была разработана и реализуется система совместных детско-родительских занятий «Сказочные занятия» с детьми старшего дошко...
Конспект занятия по лепке с детьми раннего возраста. Лепка. Тема: «Снеговики».
Предлагаю вам конспект непосредственного НОД в группе раннего возраста (1,5-3 года) по теме «Снеговик». Данный материал будет полезен воспитателям ясельных групп. Это конспект познавательн...
Конспект занятия лепкой с детьми средней группы. Тема «Веточка вербы».
Цель: познакомить детей с новым способом лепки веточки вербы на картоне.Задачи:-Закреплять умение скатывать кусочки пластилина в небольшие комочки.-Развитие мелкой моторики рук.-Воспитание ...
Занятия лепкой с детьми 3–4 лет
Занятия лепкой с детьми 3–4 лет...