Влияние художественного труда на всестороннее развитие и личностный рост ребенка дошкольного возраста
статья по аппликации, лепке на тему
Педагогическая концепция воспитателя
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mishchenko_lyubov_nikolaevna._pedagogicheskaya_kontseptsiya.docx | 58.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 6 «Колокольчик»
Педагогическая концепция воспитателя Мищенко Л.Н.
Тема:
«Влияние художественного труда на всестороннее развитие и личностный рост ребенка дошкольного возраста»
Каждый здоровый ребенок, рождаясь, обладает колоссальными возможностями развития способностей по всем видам человеческой деятельности. Но эти возможности не остаются неизменными и с возрастом постепенно угасают, слабеют. Чем старше становится человек, тем труднее развить его способности. Творческие способности могут развиваться только в творческой деятельности. Способности не могут созреть сами по себе, их формирование происходит благодаря закреплению того нового, что несет с собой жизненный опыт. И чем раньше этот опыт коснется ребенка, тем лучше для успешного развития творческого начала.
Дошкольный возраст - период наиболее интенсивного развития воображения и наглядно-образного мышления, которые являются здесь основными формами познания. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт.
Именно в художественной деятельности ярче всего раскрываются творческие способности детей. Занятия с детьми творчеством любого вида способствуют разностороннему развитию ребёнка, раскрывается его личность, творческий потенциал, способность применять освоенные знания и умения для решения нестандартных задач, появляется уверенность в правильности принятия обоснованного решения и их реализации. Весь путь формирования личности пролегает между задатками и способностями.
Художественный труд, так же как игра и рисование, особые формы собственно детской деятельности. Интерес к ним у детей существенно зависит от того, насколько условия и организация труда позволяют удовлетворить основные потребности ребенка данного возраста. Развивать творчество детей можно по-разному, в том числе работа с подручными материалами, которая включает в себя различные виды создания образов предметов из ткани, природного и бросового материалов. В процессе работы с этими материалами дети познают свойства, возможности их преобразования и использование их в различных композициях. В процессе создания поделок у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни. Эти знания и представления прочны потому, что, как писал Н.Д. Бартрам: «Вещь, сделанная самим ребенком, соединена с ним живым нервом, и все, что передается его психике по этому пути, будет неизмеримо живее, интенсивнее, глубже и прочнее того, что пойдет по чужому, фабричному и часто очень бездарному измышлению, каким является большинство наглядных учебных пособий».
В связи с этим обратимся к одному из основных направлений в понимании процессов развития творческого потенциала дошкольника. Представители данного направления - многочисленные педагоги и психологи (О.В.Дыбина, Т.С.Комарова,В.С.Кузин, Я.А.Пономарев, С.Я.Рубинштейн, Н.П.Сакулина, Б.М.Теплов, Е.А.Флерина, Т.Я.Шпикалова и другие) подчеркивают, что творчество- это процесс взаимодействия человека с окружающей действительностью, творчеству можно научить и следует учить, оно не является врожденным качеством личности и развивается постепенно под воздействием воспитания и обучения. В то же время творчество дошкольника - это не просто результат педагогического воздействия. Дети являются субъектами творчества, активными участниками процесса развития. Поэтому творчество ребенка отличается неповторимостью, искренностью переживаний и ярко выраженной оценкой того или иного явления.
Содержание художественного труда дошкольников составляет:
- Работа с тканью, нитками (декоративная аппликация из ткани, плетение, ткачество, изготовление панно, одежды кукол, деталей костюмов для игр, театральных представлений, предметов сервировки стола, сувениров).
- Работа с природным материалом (изготовление мелких и крупных скульптур, декоративных коллажей и объемных композиций из природного материала, плетение изделий из прутьев, сухой травы, составление декоративных букетов из сухих и живых растений, оформление живого уголка).
- Работа с бумагой, картоном (аппликация из разнофактурной бумаги в сочетании с тканями, природным материалом, изготовление декоративных панно, объемных и плоскостных предметов и конструкций для оформления праздников, развлечений, декораций, сувениров, макетов, кукольных комнат).
- Работа по дереву (поделка и сборка деревянных игрушек, сувениров, изготовление мелкой скульптуры с применением элементов природного материала, кукольной мебели, мелких предметов быта).
- Работа с глиной, соленым тестом, пластилином (создание декоративных украшений, панно для оформления интерьера, изготовление настенных вставок, мелких скульптур игрушек-сувениров, кукольной посуды).
- Работа с искусственными материалами (вязание и плетение из синтетической пряжи, полимерной пленки, декоративной тесьмы, изготовление декоративных украшений и предметов быта, игрушек и сувениров).
Каждый из видов деятельности своеобразен, обладает своими особыми качествами и поэтому оказывает свое, ничем не заменимое влияние на личность ребенка, обязывает так строить педагогический процесс, чтобы характерные особенности этих видов деятельности были в достаточной мере развиты и использованы в воспитательных целях.
Художественный труд детей является такой интегрированной продуктивной деятельностью, в результате, которой воспитанники используют возможности взаимодействия материалов и техник для создания разнообразных поделок и игрушек, выполняют плоскостные и объемные композиции и выражают свое отношение к окружающему.
В результате работы возникает реальный привлекательный для детей продукт (игрушка, сувенир, подарок маме).
Активность ребёнка в процессе художественного труда носит творческий характер и проявляется, прежде всего, в стремлении полно и до конца реализовать свой замысел.
Показателем самостоятельности в художественно-творческой деятельности можно считать умение переносить умения и навыки из одних условий в другие, поиск способов и приёмов создания выразительного образа.
Инициатива проявляется в том, насколько ребёнок расширяет границы содержания продукта своего творчества, опираясь на личный опыт, руководствуясь замыслом, фантазией, эмоционально-оценочным восприятием и отношением к поделке.
Весь процесс творческого художественного труда сопровождается активной работой воображения, которое является основой для реализации ребёнком своего замысла. Дошкольный возраст характеризуется активизацией функций воображения, вначале воссоздающего, а затем творческого.
Элементарные поделки ребенка можно рассматривать как его проектную деятельность, поскольку уже в несложных аранжировках он планирует определенный результат. Ребенок знакомится с разными художественными приемами и поделочными материалами, с доступными способами изготовления и украшения своих изделий: скручиванием, сгибанием, обрыванием, сминанием, вырезыванием, прокалыванием, пришиванием, вышиванием, нанизыванием, соединением, склеиванием, плетением и др.
В ходе творческой деятельности маленький мастер делает множество открытий, добивается личных достижений. Хотя объективно он не создает ничего абсолютно нового, неизвестного, результат его труда носит субъективный характер, так как в самом этом процессе заключена для ребенка его первостепенность.
Полученный результат - первая и очень важная ступенька детского творчества. Создание изделий своими руками - это универсальное образовательное средство, способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность маленького человека, чтобы он развивался всесторонне. Занятия художественным трудом призваны воздействовать на ум, волю, чувства детей, побуждать их к творческому самовыражению. А также решают психологическую задачу – пусть у наших детей будет состояние эмоционального комфорта, ощущения радости детства. В ходе творческой деятельности маленький мастер делает множество открытий, добивается личных достижений.
Художественный труд детей представляет собой самостоятельное изготовление поделок с применением простейших инструментов. Труд этот, как правило, несет практическую, в известной мере полезную направленность. Осознание детьми целесообразности своей трудовой деятельности оказывает значительное влияние на ее качество, на отношение каждого ребенка к процессу и результату труда.
Индивидуальный характер ручного труда (имеется в виду, что даже при коллективной работе каждый из детей выполняет какой-то ее участок собственными руками), при условии последовательного приобщения к нему всех детей, позволяет фиксировать и корректировать некоторые недостатки.
Труд становится действенным средством воспитания и развития личности только тогда, когда он естественно включается в повседневную жизнь детского сада, направлен на удовлетворение детских интересов, посилен для ребенка.
Выполнение коллективных заданий развивает у детей умение договариваться между собой, подчинять свои интересы и желания общей цели, воспитывает чувство товарищества, взаимопомощи, ответственности, развивает инициативу, смекалку. В процессе выполнения коллективных заданий изобразительного характера дети учатся самостоятельно планировать предстоящую работу, согласовывать свои действия с общим планом, продумывать последовательность ее выполнения, подбирать и использовать нужный изобразительный материал. В то же время в коллективных работах ярко раскрываются индивидуальные особенности детей, формируются творческие способности.
Любая декоративная коллективная работа должна отличаться четкостью и простотой композиции, несложностью содержания, а представлена в такой последовательности: создание психологической готовности детей к предстоящей деятельности, планирование деятельности, подготовки рабочего места, изготовления поделки, включающее обучение технологии и организации контроля, обслуживание результатов, подведение итогов.
Художественный ручной труд есть труд ребенка с различными материалами, с целью создания полезных и художественно - эстетически значимых предметов и изделий для украшения своего быта, игр, труда и отдыха. Этот детский труд является декоративной, художественно-прикладной деятельностью, поскольку ребенок при создании красивых предметов учитывает эстетические качества материалов на основе имеющихся у него представлений, знаний и практического опыта, приобретенных в процессе трудовой деятельности.
В становлении традиционных видов художественного труда дошкольников велика роль декоративно-прикладного искусства.
Показывая детям простейшие приемы работы с бумагой, картоном, глиной, нитками, природным материалом на занятиях лепкой, аппликацией, конструированием педагог решает не только художественные, но и общие воспитательно-образовательные задачи (учит сравнивать, анализировать, проявлять в работе самостоятельность и активность, помогать товарищам, доводить работу до конца, следить за порядком на рабочем месте).
Особенно важно, чтобы знания, получаемые детьми на занятиях, входили в детский обиход, служили развитию труда, игры, общения. Правильно организованный художественный труд дает детям знания о качестве и возможностях материалов, стимулирует желание овладеть особенностями мастерства, приобщает к декоративно-прикладному искусству. При организации художественного ручного труда в детском саду нужно: научить дошкольников определять и реализовывать замысел (эскиз) изделия, уметь планировать конечный результат своего труда; привить навыки работы с материалами и инструментами (бумагой, тканью, нитками, клеем, иглой и т.д.). При этом выдвигаются такие критерии оценки качества изделий детского ручного труда:
- функциональность изделия, т.е. возможность его практического применения;
- соответствие формы, цвета, пропорций фактуре материала;
- использование национальных символов;
- выразительность, образность, декоративность изделия.
Для успешной организации творческих занятий по художественному труду необходимо:
• богато насыщенная изоматериалами и разнообразными материалами для детского художественного творчества предметно - развивающая среда;
• свободный доступ к этим материалам и возможность экспериментирования с ними;
• создание эмоционально-положительной атмосферы на занятиях;
• использование созданных детьми продуктов художественного творчества для оформления группы и детского сада;
• живой интерес родителей к процессу и результатам художественного творчества детей и вовлечение их в этот процесс.
Основные задачи занятий художественным трудом в ДОУ (И.А.Лыкова):
- раскрывать природу и сущность художественного труда как творческой деятельности человека, обустраивающего быт и организующего свою жизнь по законам целесообразности, гармонии, красоты;
- формировать эстетическое отношение к художественному труду как проявлению жизни человека во всем ее многообразии (природной, материальной, социальной, духовной);
- раскрывать специфику результата художественного труда - единство пользы и красоты (утилитарного и эстетического);
- расширять представление о видах художественно-творческой деятельности человека; знакомить с трудом народного мастера, художника-конструктора, дизайнера. Сформировать представление о том, что все виды труда могут быть творческими, если человек - творец;
- развивать эстетическое восприятие, творческое воображение, латеральное (гибкое, творческое) мышление, универсальные художественные способности и воспитывать трудолюбие, ответственность, коммуникативность и др.;
- обогащать опыт художественно-продуктивной деятельности на всех ее уровнях: восприятие - исполнительство - творчество (в соответствии с возрастными, гендерными, индивидуальными особенностями);
- осваивать художественные техники (технологии) и развивать ручную умелость на основе интеграции интеллектуальной и художественной деятельности;
- создавать условия для полноценного личностного роста ребенка.
Прикладным результатом художественного труда выступают рукотворные игрушки и книжки, сувениры и подарки, различные предметы для обустройства игрового и жизненного пространства. Но наиболее значимым результатом является опыт усвоения культуры и создания культуры на основе универсальных способностей, позволяющих человеку быть успешным в любой деятельности, независимо от того, какую профессию он изберет в дальнейшем и в какую культуру будет интегрирован.
Занимаясь с детьми художественным трудом, я в своей работе использую различные техники.
Бумажная пластика - объёмное выполнение работы из бумаги – видоизменение плоской формы путём сгибания, складывания, разрезания с дальнейшим наклеиванием на плоскость.
Аппликация - вырезание и наклеивание фигурок, узоров или целых картин из кусочков бумаги, ткани, кожи, растительных и прочих материалов на материал-основу (фон). Как правило, материалом-основой служат картон, плотная бумага.
Оригами – искусство складывания фигурок из бумаги.
Коллаж – сочетание абсолютно разнородных материалов, которые гармонично дополняют друг друга. Она помогает проявлять фантазию и терпение, развивать воображение, умение сравнивать, воспитывает усидчивость.
Объёмная аппликация - это разновидность аппликации, созданная путём наклеивания готовых сложенных из бумаги форм, на подготовленный фон.
Торцевание - создание изображений и предметов с помощью объемных элементов из бумаги. Объемный элемент торцевания называют «торцовкой» или «торчком». Он представляет собой сжатый в виде воронки или конуса кусочек мягкой бумаги.
Лепка - это один из видов изобразительного творчества, в котором из пластических материалов (пластилин, соленое тесто) создаются объемные (полуобъемные) формы, образы или целые композиции.
Лепка даёт удивительную возможность моделировать мир и своё представление о нём в пространстве. Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна даже маленьким детям.
Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет.
Основным инструментом в лепке является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами. С этой точки зрения технику лепки можно оценить как самую безыскусственную и наиболее доступную для самостоятельного усвоения.
Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Лепка так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии.
Еще одной специфической чертой лепки является ее тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Такая организация занятий в виде игры углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения с взрослыми и сверстниками. Лепка как деятельность в большей мере, чем рисование или аппликация, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, к усвоению целого ряда математических представлений. Занятия по лепке тесно связаны с занятиями по ознакомлению с окружающим миром, с развитием речи, с ознакомлением художественной литературой, с наблюдением за живыми объектами. В лепке масштаб поделок не задан форматом листа как в рисовании и аппликации или размером кубиков как в конструировании. Он зависит каждый раз только от замысла ребёнка, от его умелости и индивидуальных особенностей. Ребёнок учится видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам красоты.
Почему именно тесто? Тесто - это такой материал, который для детской руки более удобен - он мягкий и для ребенка представляет больший интерес, чем пластилин.
Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Поделки из теста - древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому что сейчас ценится все экологически чистое и сделанное своими руками. Тесто - материал очень эластичный, легко приобретает форму и изделия из него достаточно долговечны. Работа с ним доставляет удовольствие и радость.
Немного истории теста.
Когда-то давным-давно, в седую старину, люди начали лепить хлебные лепешки из муки и воды и обжигать их на раскаленных камнях.
Потом в Вавилоне появились печи для хлеба, и на смену хлебным лепешкам пришли первые караваи.
Древние египтяне 5000 лет назад знали много рецептов теста и выпекали уже 30 различных сортов хлеба.
Древние инки лепили из теста фигуры людей и животных и затем приносили их в жертву богам.
В Европе в древности фигурный хлеб из дрожжевого теста делали только руками, без вспомогательных материалов.
Италия в средние века славилась поистине удивительными мастерами, настоящими художниками, которые пекли такие великолепные фигурные хлеба, что купцы со всей Европы покупали их, чтобы по возвращении в свои родные страны дорого их продать.
Из теста выпекали не только хлеб, но и декоративные изделия.
В Китае начиная с XVII века делали марионетки из теста.
В Гималаях используют деревянные формы для изготовления жертвенных фигур из ячменной муки.
Один из народных художественных промыслов Эквадора - поделки из ярко окрашенного теста.
В Греции традиционно пекут великолепные хлебные венки, отделанные пышным орнаментом.
В Восточной Европе изделия из теста не окрашивают: типичный коричневый тон выпечки считается особенно красивым.
В Польше, Чехии и Словакии очень популярны картины из теста.
А теперь несколько слов о свойствах соленого теста. Тесто доступный всем, дешевый и легкий в работе материал. Его можно заготовить впрок, хранить в холодильнике несколько дней. Тесто можно сделать цветным, добавляя краски в воду при замешивании или раскрасить уже готовое высохшее изделие. После обжига или сушки такие изделия затвердевают и могут долго храниться. С ними можно играть, украсить свой дом или подарить сувениры своим родным и близким людям.
Преимущества соленого теста перед пластилином и глиной:
- Можно приготовить в любой момент, не тратя лишних денег.
- Легко отмывается и не оставляет следов.
- Безопасно при попадании в рот.
- Не липнет к рукам при лепке.
- Можно сушить на воздухе.
- Можно лепить из окрашенного теста и можно расписать уже готовое изделие.
- Если покрыть лаком - сохранится на века.
- С игрушками из соленого теста можно без боязни играть, они не потеряют форму.
Процесс создания изделий из соленого теста называется тестопластикой.
Почему же я решила заняться тестопластикой с детьми своей группы (Приложение № 1). Учеными доказано, что развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребенка. Работа с тестом - это своего рода упражнения, оказывающие помощь в развитии тонких дифференцированных движений, координации, тактильных ощущений, необходимых в работе с маленькими детьми.
Наши рецепторы (тонкие окончания чувствующих нервов, расположены в мышцах) - это своего рода маленькие, чуткие исследователи, особо воспринимающие устройства, с помощью которых дети ощущают мир в себе и вокруг себя.
Значительную часть коры головного мозга занимают представительства наших рук. И это естественно - ведь сведения о мире мы получаем именно через руки, через наш рабочий орган, с помощью которого мы исследуем, творим, строим. «Процесс социально-культурного роста развивается нормально только тогда, когда руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умные руки снова и уже сильнее способствуют развитию мозга» - писал М. Горький.
Занятия лепкой из теста помогут развить не только мелкую моторику рук, но и решить ряд следующих задач:
- приобщить детей к народному искусству;
- реализовать духовные, эстетические и творческие способности;
- развить фантазию, воображение, самостоятельное мышление;
- воспитать художественно-эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность;
- помочь детям в их желании сделать свои работы общественно значимыми;
- развить координацию и тактильные ощущения рук.
Вначале я знакомила детей с тестопластикой как видом народно-прикладного искусства, ее особенностями, инструментами, которые необходимы для работы с тестом, простейшими технологическими приемами работы с тестом. Например, на первых занятиях рассказывала детям об истории тестопластики. Замешивала тесто в присутствии детей. Давала возможность подействовать с ним: потрогать, понюхать, помять, высказать свое впечатление о тесте: твердое, белое, холодное, можно сделать ямки, скатать валики, оторвать кусочек и т.д. Предлагала детям отпечатать на поверхности теста предметы с интересной фактурой - пуговицы, колпачки от фломастеров, пробки, болтики, стеки и другие предметы. Сначала дети учились лепить и украшать плоские фигурки - декоративные пластины с налепом, сердечки, новогодние игрушки. Для раскатывания использовались скалочки, а для вырезания – формочки для печенья, вареников, крышки от бутылок. Затем учились лепить объемные формы. Основа формы - неваляшка, т.е. на больший шарик прикрепляется шарик меньшего размера при помощи деревянного стержня - спички или зубочистки. А потом к основе добавлялись характерные признаки - ушки, носик, глазки, хвост.
Одним из этапов изготовления поделок является раскрашивание готовых форм. Для раскрашивания используются краски-гуашь, акварель, фломастеры. Сначала у детей не очень хорошо получалось раскрашивать уже готовые формы - то краска была слишком жидкая, то цвет был подобран неудачно, тряслись руки. Постепенно дети привыкли и научились использовать кисточки разного размера и жесткости. Работы стали получаться интересные, выразительные. Радости у детей не было конца!
Чтобы разнообразить работу с тестом предлагала такой прием - украшали сырое изделие мелким бисером, красивыми бусинками, ленточками. Дети с удовольствием лепили, любовно украшали сувениры для своих родных и близких.
Как известно развитие мелкой моторики тесно связано с развитием речи. На кончиках пальцев находятся нервные окончания, которые связаны с теми центрами головного мозга, которые влияют на речь человека. Поэтому во время лепки широко использую пальчиковые игры, гимнастику и массаж пальцев, упражнения для рук с предметами.
Чтобы повысить интерес детей к результатам своего труда использую игровые мотивации. А в конце лепки предлагаю детям обыграть свою поделку. Использование диалогической речи в игре позволяет не только развивать речь у ребенка, но и облегчить общение друг с другом, способствует развитию коммуникативных и творческих способностей.
В старшей группе содержание занятий по лепке носит развивающий характер, в частности ставятся такие задачи: учить детей анализировать форму предмета, объяснять связь между пластической формой и способом лепки; совершенствовать изобразительную технику – продолжать освоение рельефной лепки (натюрморт, портрет), скульптурного способа или лепки из целого куска путём вытягивания и моделирования частей; показывать способ лепки на форме или каркасе для прочности сооружения, предлагать на выбор приёмы декорирования лепного образа (рельефные налепы, прорезание или процарапывание стекой).
Методика проведения занятий по лепке из соленого теста мало отличается от лепки из таких традиционных материалов как пластилин и глина. Тем самым говоря о методике лепки из соленого теста можно говорить о методике лепки из пластилина и глины. Различие будет заключаться лишь в том, что лепка из соленого теста предполагает изготовление поделок не в трехмерном изображении (хотя это и возможно, при использовании каркасов), а в двумерном изображении, что в лепке из соленого теста более распространено, например, изображение панно, плоскостных фигур, брелоков и т.д.
Содержание занятий в старшей группе все более усложняется. Дети 5-6 лет делают разнообразные фигурки, создают несложные сюжеты, лепят предметы и в декоративном плане. Итогом работы детей могут служить выставки. Выставки имеют большое воспитательное значение. Выставки могут быть постоянными и однодневными, служить отчётными по итогам года. Однодневные выставки проводятся после окончания занятия. Работы должны быть удобно расположены для осмотра, сопровождаться надписью с указанием фамилии, имени, возраста автора. Положительные результаты приносит обсуждение выставки. Желательно, чтобы при обсуждении принимали участие дети. Взрослый произносит суждения, понятные детям, вызывая творческий подъём. Детские работы представляют собой выражение собственного восприятия жизни, переданного с помощью своих средств и своих умений.
Ребенок открывает для себя волшебную силу искусства и стремится выразить их в собственном «творческом продукте» через лепку. При этом он раскрывает себя, постигает собственные возможности. На занятиях лепкой из соленого теста, ребенок как никогда имеет возможность реализовать свое творчество и фантазию, задача педагога, в данном случае, предложить наиболее доступные средства и материалы, для достижения положительного результата, а также дать невидимый толчок к развитию творческого полета. Ведь только находясь в атмосфере взаимопонимания между ребенком и взрослым можно заглянуть ребенку в душу, понять и почувствовать, то чего хочет он достичь. Если рассматривать лепку как средство развития детского творчества, то можно сказать, что главным моментом в достижении положительной динамики, будет выступать заинтересованность ребенка в начинаемой работе. Ребенок, удовлетворенный полученным результатом, будет стремиться снова и снова проявить себя, показать то, на сколько широко он может мыслить. Порой то, что человек не может передать словами, можно выразить в своем творчестве. Передать всю ту красоту, эстетичность и конечно же свое видение того или иного объекта, что и будет являться творческим продуктом, а значит это и будет проявлением творчества ребенка.
Необычность материала в данном случае будет способствовать наибольшей заинтересованностью к лепке. Традиционный пластилин или глина уже не настолько интересны нынешнему поколению, их увлекают новые формы, материалы и, конечно же, нет ничего интересней, чем наблюдать за тем, как с помощью рук ребенок может создать нечто необычное, радующее глаз, воплощение своих мыслей и фантазий. Я считаю, что любое выражение представляемого образа ребенком, там, где он отходит от каких-либо рамок, шаблонов и образцов, и будет являться проявлением творчества. Заканчивая работу, дорабатывая мелкие детали, применяя различные изобразительные средства, такие как кисти, краски, заключительная обработка изделия лаком для прочности, ребенок проявляет себя как творческая личность.
Одной из целей моей последующей работы будет углубленное изучение технологий тестопластики, закрепление ранее полученных навыков, знаний и умений. Будут осваиваться более сложные приемы. Особое место будет уделяться совместному творчеству, изготовлению сувениров, барельефов, игрушек для настольного театра, коллективных панно.
Порыв к творчеству может также легко угаснуть, как и возник, если оставить его без пищи.
Константин Георгиевич Паустовский
Приложение № 1
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 6 «Колокольчик»
План работы кружка
«ДОМОВЕНОК»
на 2012-2013 учебный год
Старшая группа № 2
Воспитатель: Мищенко Л.Н.
2012 год
Соленое тесто — материал экологически чистый, безвредный, практически не оставляет грязи, приятен для рук и дает такие возможности при лепке, которых нет при работе с пластилином или другими мягкими материалами.
Занятия развивают воображение и фантазию у ребят, позволяют им выразить себя в творчестве, испытать радость от процесса созидания, способствуют развитию художественных навыков.
Цель работы: создание условий для развития детей дошкольного возраста через использование технологии тестопластики в народном творчестве.
Задачи:
1) образовательные:
- Обогащение знаний детей через изучение декоративно-прикладного искусства – лепка из теста.
- Овладение основами, умениями работы из целого куска теста, из отдельных частей создание образов.
- Формирование способности к творческому раскрытию, самостоятельности, саморазвитию.
2) развивающие:
- Развитие интереса к изучению народных промыслов.
- Обогащение сенсорного опыта детей, формирование способов зрительного и тактильного восприятия, изучение особенности формы, пропорций, цвета, фактуры.
3) воспитательные:
- Воспитание усидчивости, взаимопомощи.
- Соблюдение правил соблюдение правил техники безопасности.
- Конструктивное взаимодействие с эстетическим воспитанием, речевым развитием, мелкой моторики, глазомера
Тема занятия | Задачи обучения | Методический материал |
1. Знакомство с материалом «соленое тесто» | 1. Познакомить со способом приготовления соленого теста. 2. Обучить основным приемам лепки из соленого теста. 3. Воспитать любознательность и интерес к окружающему миру. | В.С.Горичева «Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина» |
2. Изготовление украшений для ёлки | 1.Научить детей раскатывать тесто, вырезать фигурки, используя готовые формы. 2.Развивать фантазию. 3.Воспитывать трудолюбие. | Т.Е.Иванова «Занятия по лепке в детском саду» |
3. Разукрашиваем игрушки для ёлки | 1.Учить правильно подбирать цвет краски и наносить их на высушенное тесто. 2.Формировать интерес к занятиям. 3.Воспитывать аккуратность при выполнении работы. | Т.Е.Иванова «Занятия по лепке в детском саду» |
4. Весёлый Колобок | 1.Продолжить знакомство с русскими народными сказками. 2.Закрепить умение детей катать шар. 3. Воспитывать интерес к русскому народному творчеству. | Т.Е.Иванова «Занятия по лепке в детском саду» |
5. Раскрась Колобка | 1.Учить правильно называть цвет краски, пользоваться кисточкой при раскрашивании объемных изделий. 2.Формировать интерес к занятиям. 3.Воспитывать аккуратность при выполнении работы. | Т.Е.Иванова «Занятия по лепке в детском саду» |
6. Птичка | 1.Учить изображать птичку, используя такие приемы лепки, как раскатывание овальной формы, оттягивание, присоединение и примазывание. 2.Учить придавать образцу выразительность. 3.Воспитывать творчество и самостоятельность. | Т.Е.Иванова «Занятия по лепке в детском саду» |
7. Раскрашивание птички | 1.Учить правильно подбирать цвет краски и наносить их на высушенное тесто. 2.Формировать интерес к занятиям. 3.Воспитывать аккуратность при выполнении работы. | Т.Е.Иванова «Занятия по лепке в детском саду» |
8. Лепка улитки различными способами | 1. Учить детей выполнять одну и ту же работу различными способами. 2.Вызвать у детей интерес к мелким обитателям водоемов – улиткам. 3.Воспитывать у детей бережное отношение к природе. | Ирина Лыкова «Мастерилка «Морская лепилка» |
9. Раскрашивание улитки | 1.Учить правильно подбирать цвет краски и наносить их на высушенное тесто. 2.Формировать интерес к занятиям. 3.Воспитывать аккуратность при выполнении работы. | Ирина Лыкова «Мастерилка «Морская лепилка» |
10. Рыбка | 1.Учить детей лепить рыбку пластическим способом, изображая её характерные особенности. 2.Развивать любознательность детей. 3.Воспитывать уважение к труду других. | Н.Б.Халезова «Народная пластика и декоративная лепка в детском саду» |
11. Раскрашивание рыбки | 1.Учить правильно подбирать цвет краски и наносить их на высушенное тесто. 2.Формировать интерес к занятиям. 3.Воспитывать аккуратность при выполнении работы. | Н.Б.Халезова «Народная пластика и декоративная лепка в детском саду» |
12. Вкусные плюшки из соленого теста | 1.Познакомить с разновидностями хлебобулочных изделий. 2.Закрепить умение детей лепить «шар», «овал», «валик», соединять тесто с помощью воды и кисточки. 3.Воспитывать бережное отношение к хлебу. | Т.Е.Иванова «Занятия по лепке в детском саду» |
13. Птица с красивыми крыльями. | 1.Учить использовать знакомые способы лепки при изображении птиц в разных положениях. 2.Стимулировать детей к выполнению своей работы в декоративном плане. 3.Воспитывать усидчивость. | Н.Б.Халезова «Народная пластика и декоративная лепка в детском саду» |
14. Раскрашивание птицы с красивыми крыльями | 1.Учить правильно подбирать цвет краски и наносить их на высушенное тесто. 2.Формировать интерес к занятиям. 3.Воспитывать аккуратность при выполнении работы. | Н.Б.Халезова «Народная пластика и декоративная лепка в детском саду» |
15. Чашка с блюдцем. | 1.Учить лепить посуду, пользуясь знакомыми способами лепки. 2.Развивать умение правильно передавать соотношение между предметами. 3.Воспитывать бережное отношение к используемому материалу. | Н.Б.Халезова «Народная пластика и декоративная лепка в детском саду» |
16. Раскрашивание чашки с блюдцем. | 1.Учить правильно подбирать цвет краски и наносить их на высушенное тесто. 2.Формировать интерес к занятиям. 3.Воспитывать аккуратность при выполнении работы. | Н.Б.Халезова «Народная пластика и декоративная лепка в детском саду» |
17. Пасхальное яйцо | 1.Продолжать изучать христианские традиции (праздник Пасхи). 2.Продолжать развивать мелкую моторику пальцев рук. 3.Воспитывать уважение к традициям русского народа. | Т.Е.Иванова «Занятия по лепке в детском саду» |
18. Роспись пасхальных яиц | 1.Учить правильно подбирать цвет краски и наносить их на высушенное тесто. 2.Формировать интерес к занятиям. 3.Воспитывать аккуратность при выполнении работы. | Т.Е.Иванова «Занятия по лепке в детском саду» |
19.Лошадка | 1. Освоить формы предмета в лепке, выделяя величины отдельных частей. 2.Знакомить с работами народных умельцев. 3.Воспитывать у детей интерес к творчеству народных мастеров, уметь лепить фигурку лошадки из целого куска пластилина, вытягивая и прищипывая мелкие детали | Т.Е.Иванова «Занятия по лепке в детском саду» |
20. Раскрашивание лошадки | 1.Учить правильно подбирать цвет краски и наносить их на высушенное тесто. 2.Формировать интерес к занятиям. 3.Воспитывать аккуратность при выполнении работы. | Т.Е.Иванова «Занятия по лепке в детском саду» |
21. Лепка матрешки | 1.Учить лепить из целого куска, украшать детали одежды. 2.Развивать у детей эстетическое восприятие, умение передавать фигуру матрешки, соблюдать пропорции. 3.Воспитывать интерес к русским народным игрушкам. | Т.Е.Иванова «Занятия по лепке в детском саду» |
22. Роспись матрешки | 1.Учить правильно подбирать цвет краски и наносить их на высушенное тесто. 2.Формировать интерес к занятиям. 3.Воспитывать аккуратность при выполнении работы. | Т.Е.Иванова «Занятия по лепке в детском саду» |
23.Козлик по мотивам дымковской игрушки. | 1.Учить передавать характерные признаки животных; лепить козлика, составляя его из частей, путем налепа делать рога 2. Развивать любознательность. 3.Воспитывать у детей интерес к животным, их повадкам. | Н.Б.Халезова «Народная пластика и декоративная лепка в детском саду» |
24.Раскрашивание козлика | 1.Учить правильно подбирать цвет краски и наносить их на высушенное тесто. 2.Формировать интерес к занятиям. 3.Воспитывать аккуратность при выполнении работы. | Н.Б.Халезова «Народная пластика и декоративная лепка в детском саду» |
25. Итоговое занятие | 1.Проверить уровень художественного развития детей. 2.Развитие творческого воображения, фантазии. 3.Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, умение работать в коллективе. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Влияние художественных средств на всестороннее развитие дошкольника»
Мы до сих пор мало знаем и, скорее всего, недооцениваем возможности индивидуального контакта человека с искусством, его влияние на отдельную личность. А ведь когда-то искусство было тесно связан...
Использование нетрадиционных методов рисования в детском саду и влияние их на развитие творческой личности ребенка дошкольного возраста
В данном материале раскрыты теоретические основы детского рисования, доказана необходимость формирования творческой личности ребёнка-дошкольника, раскрыта система работы по данному направлению. Информ...
Влияние художественной литературы на всестороннее развитие дошкольников.
Одной из главных проблем нашего времени является приобщение ребенка к чтению. Краткое описания работы по приобщению детей к художественной литературе....
Влияние художественно-творческой деятельности на развитие и воспитание детей дошкольного возраста
Наиболее сложный и наименее разработанный вид деятельности – это творчество. Известно, что детское творчество – явление уникальное. Педагогическая мысль различных стран уже многие десятки лет исследуе...
Сообщение "Художественный труд как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста"
Сообщение для педагогов...
Конспект для выступления на ММО .по теме" Влияние предметно-игрового пространства на развитие и воспитание ребенка дошкольного возраста
Конспект для выступления на ММО в форме дисскусии по теме" Влияние предметно-игрового пространства на развитие и воспитание ребенка дошкольного возраста....
Влияние художественной литературы на всестороннее развитие личности.
На протяжениии многих веков книга являлась главным источником развития и воспитания детей, а чтение в слух в домашнем кругу было одним из самых популярных видов досуга. В процессе общения с книгой, ка...