Конспект для выступления на ММО .по теме" Влияние предметно-игрового пространства на развитие и воспитание ребенка дошкольного возраста
учебно-методическое пособие
Конспект для выступления на ММО в форме дисскусии по теме" Влияние предметно-игрового пространства на развитие и воспитание ребенка дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_na_mmo_.doc | 489.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рыбинский детский сад, филиал МБДОУ «Детский сад №189»
«Влияние предметно-игрового пространства
на развитие и воспитание ребенка дошкольного возраста»
Выполнила воспитатель
Глотова А.В.
с. Рыбное 2020
«Влияние предметно-игрового пространства на развитие и воспитание ребенка дошкольного возраста»
Цель: создать педагогам условия для дискуссии на заданную тему путем деловой игры. Предложить обыграть ситуации для действий и приемов в заданной обстановке. Закрепить знания наполняемости ППС для детей разных возрастных групп.
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
Развивающая предметно-пространственная образовательная среда ДОУ направлена на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды и гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей; обеспечивает их эмоциональное благополучие. Поиск инновационных подходов к организации предметно-развивающей среды должен продолжаться непрерывно, главными критериями при этом являются творчество, талант и фантазия педагогов.
В соответствии с ФГОС, мы должны сделать педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным, гуманизировать отношения между детьми, педагогами, родителями. Именно педагоги должны создать такие условия, чтобы у всех участников образовательного процесса (детей, педагогов и родителей) возникала личная готовность открыть самого себя в какой-то деятельности.
Задача педагогов состоит в умении моделировать предметно-пространственную развивающую среду, которая бы позволила ребёнку проявить творческие способности, реализовывать познавательно-эстетические и культурно-коммуникативные потребности в свободном выборе.
В процессе нашей дискуссии, мы обсудим вопросы влияния предметно-игрового пространства на развитие и воспитание ребенка дошкольного возраста, т.к. вопрос организации развивающей предметно-игрового пространства ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с реализацией Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Уважаемые коллеги, предлагаю вам принять участие а играх . Я сейчас раздам вам карточки с заданной ситуацией, а Вы расскажите, как будете использовать, с помощью чего или наоборот предложите свой набор предметов и пособий для успешного решения данной проблемы.
Приложение1
«Игровые зоны» Смоделировать компонент предметно-развивающей среды центра по желанию. Оценка- презентация центра, правильно подобранный предмет и насыщенность. Командам раздаются круги-сектора: центр физического развития, центр искусства и творчества, центр сюжетно-ролевой игры, центр экологии и
экспериментирования. Игрокам необходимо заполнить сектора атрибутами,
соответствующими данному центру ( картинки ).
(Работа в группах с карточками-заданиями)
«Запутанное слово» расставить буквы правильно
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть:
«Педагогические ситуации»
Ситуация 1.
Известно, что игры дошкольников по содержанию, структуре и организации постепенно изменяются с возрастом. Однако замечено, что некоторые дети старшего дошкольного возраста продолжают играть, как более младшие в группе.
Чем можно объяснить такое явление? И как действовать воспитателю?
Ситуация 2.
В группе детского сада ежедневно большое количество детей (10-20 человек). Это не позволяет уделять достаточно внимания каждому ребенку, как во время образовательной деятельности, так и в другое время, что влияет на качество воспитательно-образовательного процесса. Как быть?
Предложите пути решения.
Ситуация 3.
Воспитатель внесла в группу новый строительный конструктор. Максим (6 лет) с большим удовольствием начал раскладывать детали конструктора.
– Что ты хочешь построить?– спросил педагог
– Что…что получится,– ответил Максим.
– Как?
– Буду строить из кубиков и кирпичиков.
Начинает строить. Поставил кубики, на них кирпичики.
– Нет, я лучше ракету построю…
Укладывает кубики один на другой. Столбик качается. Пытается держать рукой, но вся конструкция рухнула. Он уходит, оставляя груду строительных деталей.
Воспитатель говорит: "Попробуй еще раз". Снова неудача.
Как оценить действия педагога? Что должна сделать воспитатель, прежде чем дать ребенку строительный конструктор?
Спасибо, молодцы, вот мы с вами опытным путем и решили, что наполняемость ППС или наоборот недостаток пособий и игрушек непосредственно влияет на совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей.
А сейчас предлагаю обсудить разработку РППС для детей разных возрастных групп. Для этого я буду зачитывать имеющуюся РППС, а Вы расскажите для какого возраста этот набор оборудованных центров и пособий.(обсуждение наполняемости РППС)
Скоростной «Блиц-опрос»
- система материальных объектов деятельности ребенка, единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности детей (предметно-развивающая среда);
- к какому центру для сюжетно-ролевых игр принадлежат следующие атрибуты: весы, бутылочки из пластика, халат, кассовый аппарат, игрушечные деньги, весы, пластмассовые фрукты и овощи, муляжи-продукты и т. д. («магазин»);
- к какому центру для сюжетно-ролевых игр принадлежат следующие атрибуты: конструкторы разного размера, кубики, крупный и мелкий деревянный строительный материал, схемы и чертежи построек, крупные и мелкие объемные формы и т. д. («Центр строитель», «Центр конструирования»);
- к какому центру предметно-развивающей среды принадлежат следующие атрибуты: мел, песок, глина, камни, ракушки, перья, уголь, микроскоп, глобус, лабораторное оборудование, мерная посуда и т. д. («Центр экспериментирования»);
- о каком центре идет речь: удовлетворение потребностей в двигательной активности, организация самостоятельной двигательной активности, развитие представлений детей о разных видах спорта? («Центр физического развития»);
- о каком центре идет речь: воспитание эстетических чувств, формирование индивидуально-коллективного творчества, формирование интереса к произведениям искусства, формирование навыков изобразительной деятельности? («Центр ИЗО»);
- какой вид деятельности реализуется с помощью следующих предметов: кукла, коляска, машинка, солдатики, железная дорога? (игровая деятельность);
- какой вид деятельности реализуется с помощью следующих предметов: книги, коробка форм, лото, мозаика, вкладыши, календарь погоды? (познание);
- как называется предмет, который дети используют в игре вместо другого предмета, руководствуясь принципом «понарошку»? (предмет-заместитель);
- как вы знаете, предметно-развивающую среду условно разделяют на микро- и макросреды. Микросреда – это внутреннее оформление помещений. Перечислите элементы, относящиеся к макросреде (участок, спортивная площадка, центральная клумба, огород, школа, каток);
- перечислите основные требования к оборудованию предметно-развивающей среды (предметно-развивающая среда должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной, безопасной, эстетически привлекательной).
Развивающая предметно-пространственная среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел свободный доступ к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности, а также возможность свободно заниматься любимым делом.
Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам.
Коллеги, спасибо. Мы сегодня с вами систематизировали наши знания в области РППС , что роль взрослого заключается в правильном моделировании такого пространства, которое способствует максимальному развитию личности ребенка. В такой среде возможно одновременное включение в активную коммуникативно-речевую и познавательно-творческую деятельность, как отдельных воспитанников, так и всех детей группы.
Все мы разные, и у всех разное отношение к переменам. Опираясь на принципы построения РППС в ДОУ, мы с вами выстроили модель организации развивающей среды к условиям нашего детского сада. В процессе проживания воспитанниками и педагогами в уже организованной РППС, она будет постоянно изменяться, трансформироваться и обогащаться с учетом интересов и потребности детей.
Приложение 2.(Картинки к заданию «Игровые зоны»)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыкально-театрализованные игры как средство развития и воспитания ребенка дошкольного возраста
О важности развитие у ребенка музыкально- ритмической направленности....
Консультация для воспитателей на тему: "Роль игры в развитии и воспитании ребенка дошкольного возраста".
Игра - исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственной человеку. Игра может быть средством самопознания, развлечения, отдыха, средством физического и общег...
Роль сюжетно–ролевой игры в развитии и воспитании ребенка дошкольного возраста
Сюжетно-ролевая игра - это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Характеризуя ее, С. Л. Рубинштейн подчеркнул, что эта игра наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строитьс...
Беседа с родителями «Роль семьи в развитии и воспитании ребенка дошкольного возраста».
Для формирования полноценного члена общества, способного регулировать свою эмоциональную жизнь, для развития у него адекватной самооценки, рядом с ребенком должен постоянно находиться любящий и ...
Беседа с родителями «Роль семьи в развитии и воспитании ребенка дошкольного возраста».
Для формирования полноценного члена общества, способного регулировать свою эмоциональную жизнь, для развития у него адекватной самооценки, рядом с ребенком должен постоянно находиться любящий и ...
Семинар-практикум для родителей «Роль игры в развитии и воспитании ребенка дошкольного возраста»
Цель: повысить уровень педагогической культуры родителей;Задачи:- Сформировать у родителей знания о значении игры в развитии и воспитании ребенка;- Заинтересовать проблемой приобщения ребенка к и...
Родительское собрание «Роль игры в развитии и воспитании ребенка дошкольного возраста»
Игра – приветствие «Цветные ладони»Анализ результатов анкетированияИгра в развитии и воспитании ребенка сообщение«А у нас, в детском саду, мы играем» (Просмотр през...