Развитие пластических умений посредством лепки из соленого теста
консультация по аппликации, лепке (старшая группа) на тему
Данная консультация для воспитателей составлена на основе собственного опыта работы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Развитие пластических умений посредством лепки из соленого теста у старших дошкольников
Развитие моторики рук является одной из проблем, с которой сталкиваемся
воспитатели. По данным исследования ученых доказано, что развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.
Чтобы выявить, насколько развиты у детей пластические умения, в своей работе я стала использовать соленое тесто на занятиях изодеятельностью, т.к. оно обладает целым рядом преимуществ: не оставляет следов и легко отмывается, безопасно для детей, экологически чистый натуральный материал, не вызывающий аллергии. Его можно даже съесть. Лепить могут как дети 5-6 лет, так и самые маленькие. Тесто очень пластичное и позволяет проработать мелкие детали. На тесте остаются замечательные отпечатки от любых предметов – пуговицы, ладошки, вилки, гвоздика, расчески, ткани – любой предмет, рельеф которого вам интересен.
И провела ряд экспериментов: констатирующий, формирующий и контрольный.
Целью констатирующего эксперимента явилось: выявить уровень сформированности пластических умений у старших дошкольников.
В соответствии с поставленной целью были поставлены следующие задачи:
- Подобрать диагностический инструментарий для определения уровня сформированности пластических умений у детей старшего дошкольного возраста.
- Определить уровень сформированности пластических умений у детей старшего дошкольного возраста и отобрать экспериментальную группу для проведения формирующей работы.
Для решения поставленных задач был использован многосерийный эксперимент.
I серия констатирующего эксперимента была направлена на выявление у старших дошкольников знаний о правилах работы с пластичными материалами.
Дети давали ответы в устной форме, выявлялись имеющиеся у них знания, собственный опыт лепки из различных пластичных материалов с использованием инструментов.
II серия констатирующего эксперимента была направлена на определение уровня сформированности пластических умений у детей экспериментальной группы. (Диагностика «Веселые человечки».) Дети выполняли творческое задание.
По результатам I серии констатирующего эксперимента можно сделать выводы:
- Дети, отобранные в экспериментальную группу, показали II (средний) уровень сформированности знаний о работе с пластичным материалом;
- Среди детей есть два ребенка (25% от группы) с низким уровнем знаний
- В группе 3 человека (37% от группы) проявили высокий уровень знаний работы с пластичным материалом, однако и эти дети не смогли назвать основные приемы работы с ним.
Таким образом, начиная формирующую работу, необходимо обратить внимание на повторение основных приемов: скатывание, оттягивание, раскатывание, защипывание, вдавливание, сглаживание и т. д.
Уровень пластических умений детей можно определить, оценивая качество выполнения творческого задания.
По результатам II серии констатирующего эксперимента можно сделать выводы:
- Дети, отобранные в экспериментальную группу, показали II (средний) уровень сформированности пластических умений – 50%детей;
- Среди детей есть один ребенок с низким уровнем знаний, таким образом, 13% группы – на низком уровне;
- В группе 3 человека проявили высокий уровень знаний работы, однако и эти дети не смогли передать четкое движение и выразительность предмета- это 37% группы.
Итак, в ходе констатирующего эксперимента я установила, что:
- Знания детей об основных приемах лепки недостаточны. Есть ребята, более информированные в этом отношении, но есть и такие, кто не имеет знаний в этой области; 62,5% детей группы не знают основные приемы лепки, 37,5% детей экспериментальной группы показывают приемы лепки, но не могут их назвать.
- Дети, отобранные в экспериментальную группу, показали II (средний) уровень сформированности пластических умений;
С учетом данных следует построить формирующую работу. Обратимся к следующему этапу эксперимента.
3.1. Задачи, этапы, содержание формирующей работы.
Исходя из данных, полученных в результате констатирующего эксперимента, мной была определена цель формирующей работы: развить пластические умения у детей экспериментальной группы посредством лепки из соленого теста на занятиях изодеятельностью в ДОУ.
Поставлены следующие задачи:
- Разработать поэтапную методику реализации развития пластических умений у детей старшего дошкольного возраста.
- Определить содержание занятий с использованием лепки из соленого теста для детей экспериментальной группы.
- Провести занятия с детьми экспериментальной группы в соответствии с разработанной системой.
Для осуществления формирующих задач необходимы следующие педагогические условия:
Содержание педагогической работы, построенное с учетом основных дидактических принципов – воспитывающего обучения, принципа научности (эмоционально воздействуя на ребенка, воспитываем познавательные способности, формируем умения); принцип наглядности (наглядность – ведущее средство обучения на занятиях изодеятельностью); принцип индивидуального подхода к каждому, принцип систематичности и последовательности, посильности и доступности учебного материала (необходимо учитывать повторяемость и усложнение учебного материала от занятия к занятию, для детей занятия должны быть по силам, но без занижения способности, материал нужно преподносить ясно, доступно, образно). Для осуществления формирующих задач необходимо также предусмотреть использование на занятиях изодеятельностью игровой мотивации, разных пластичных материалов (пластилин, глина, соленое тесто) и вспомогательных материалов, оборудования.
В выборе тематических занятий использованы возрастные особенности детей 6-7 лет. Дети в этом возрасте достаточно самостоятельны, у них сформировались определенные знания, умения, навыки в работе с различным материалом. Дети экспериментальной группы имеют II (средний) уровень сформированности пластических умений, значит, первые занятия формирующего эксперимента должны быть не очень сложными, их задача – увлечь и раскрепостить детей, вызвать желание лепить.
На занятиях по лепке создавались условия для формирования пластических умений:
- создание необычной, новой обстановки;
- создание благоприятной атмосферы (дидактические игры, слушание музыки, стихи, беседы);
- детям был предложен новый вид материала для лепки – соленое тесто;
- новые проблемные ситуации;
- неповторяющиеся задания;
- учет возможностей и интересов каждого ребенка.
Цель: создать условия на занятиях по лепке для формирования у детей творчества.
Задачи:
- предложить материал к занятиям по лепке для формирования пластических умений;
- составить и провести цикл занятий по лепке из соленого теста;
- включить в занятия условия, методы и приемы, способствующие формированию пластических умений.
1 этап – ознакомительный. На нем создаем мотивацию действий, даем представление об использовании различных пластичных материалов (дополнительных и вспомогательных). На этом этапе формирующей работы ребенок – объект образовательного процесса. Воспитатель – субъект
2 этап – формирующий. Развиваем элементарные пластические умения, используя соленое тесто. На данном этапе воспитатель и дети – партнеры
3 этап – углубляющий. Развитие пластических умений, самостоятельности в выполнении заданий, проявление творчества в поделках. Ребенок переходит в положение субъект образовательного процесса
Реализация содержания опытной работы шла через занятия изодеятельностью, всего проведено 4 занятия по 30 минут.
На всех занятиях использовались яркие, разнообразные наглядные материалы, создавалась игровая мотивация, проблемные ситуации. Дети работали индивидуально при фронтальном задании, но живо интересовались работами друг друга, помогали в выполнении поделок, проявляли самостоятельность (особенно на последнем занятии, когда дети творческую работу выполняли самостоятельно, даже не обращались за помощью, коррекцией ошибок, поощрением).
Дети на всех занятиях работали с явным желанием и интересом. Качество их работ визуально улучшилось, но динамику развития пластических умений мы можем проследить, лишь проведя контрольный эксперимент.
Целью контрольного эксперимента являлась проверка эффективности проведенной формирующей работы, для чего были поставлены следующие задачи:
1. Провести контрольное исследование творческих работ из соленого теста детей экспериментальной группы с использованием методики констатирующего эксперимента.
2. Выявить изменения в развитии пластических умений у старших дошкольников.
Контрольный эксперимент был проведен по методике констатирующего эксперимента. При ответах на вопросы (I серия) дети были активны, инициативны, заинтересованы в правильности ответов. Сами ответы получились более содержательными и точными.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие мелкой моторики через лепку из соленого теста. Кружковая работа « Мукосолька»
Развитие мелкой моторики через лепку из соленого теста Кружковая работа « Мукосолька» Речь - явление социальное и служит средством общения людей др...
Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством лепки из соленого теста.
В своей работе мы проанализировали и подробно описали уровни развития творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством лепки из соленого теста начиная с ознакомления с данным нап...
Развитие пластических умений посредством лепки из теста
Консультация для педагогов ДОУ по лепке из соленого теста....
Развитие эстетического восприятия окружающих предметов посредством лепки из соленного теста.
В детском саду чаще всего для лепки используют глину или пластилин, но в последнее время появился еще один очень популярный материал – тесто....
Конспект НОД познавательного развития для старших дошкольников. «Лепка из соленого теста «Хлебобулочные изделия».
Познакомить детей с новым материалом для лепки – соленым тестом. Развитие творческих способностей детей через лепку. Расширение знаний о тесте, из чего делают тесто. Развива...
Формирование и Развитие пластических умений посредством лепки из соленого теста.
Танец пальцев придает материи форму, заданную нашим воображением, а название этому “танцу” рук – ЛЕПКА!...
Проект «Использование проектных технологий в развитии детского творчества посредством лепки из соленого теста»
ull;Проблема детского творчества - одна из актуальных проблем педагогики. Именно творческая деятельность делает ребенка созидающим и видоизменяющим свое настоящее. Лепка, как...
- Мне нравится (1)