Методическая разработка. Лепка
план-конспект занятия по аппликации, лепке (средняя группа) по теме

Шутяева Екатерина Валерьевна

Данный конспект совместной деятельности будет интересен воспитателям средних групп

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_lepka_2015.docx25.53 КБ

Предварительный просмотр:

Возрастная группа: воспитанники 1-й средней группы, возраст от 4 до 5 лет. Образовательная деятельность осуществляется по примерной программе «Детство» Т.И.Бабаевой, А.Г.Гогоберидзе и др., дополняя ее парциальными программами, методиками и технологиями, позволяющими выполнять ФГОС ДО.

Тема: Черепашки на полянке.

Цель: 1.уточнять и расширять представления детей о черепахе;            2.заложить основу для последующих наблюдений в природе.

Задачи:

Образовательная:

- обогащать и закреплять представления  детей о черепахе, как о живом существе: слышит, видит, передвигается, ест, дышит, защищается, размножается.

Развивающая:

- развивать  интерес  дошкольников к жизни черепахи;

- развивать  умение общаться с животным;

- способствовать развитию деятельности наблюдения: используя обследовательские действия, сравнивать, выделять наглядно представленные признаки живого;

- развивать координацию движений, мелкую моторику рук;

- развивать тактильные ощущения;

- развивать потребность в двигательной активности.

Воспитательная:

- воспитывать интерес к живой и неживой природе;

- воспитывать бережное отношение к черепахе и желание заботиться о ней.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Предварительная работа: посещение с родителями зоопарка,  просматривание телепередач о животных,  мультфильма «Львенок и черепаха», рассматривание иллюстраций из альбома «Пресмыкающиеся». Выставка рисунков о черепахах, выполнение аппликации «Полянка одуванчиков», чтение и разучивание загадок, стихотворений и рассказов по теме. Разучивание физминуток и песенок о животном.

Материал и оборудование для педагога: живой объект черепаха, корм – кусочки овощей и фруктов, коробка, «полянка», иллюстрации черепахи и детенышей, мнемотаблица.

Материал и оборудование для воспитанников: камешки среднего размера различной формы и цвета по количеству детей; материал для лепки (пластилин, стеки, скорлупа грецкого ореха).

Ход образовательной деятельности:

Вводная часть. Создание мотивации к деятельности.

В группу к детям пришел игровой персонаж (Мишутка). Приносит 2 мешочка. Дает детям мешочки с камешками.

– Отгадайте, что там? Вы можете потрогать, понюхать, постучать, но только не смотреть. (Дети высказываются).

– А как вы угадали? (они тяжелые, круглые, стучат). Можете тихонечко посмотреть, какого они цвета и формы и сказать мне на ушко (дети описывают свои камушки).

Мишутка: А у меня тоже камень, я принес вам его показать. Посмотрите, он тяжёлый, стучит и такого же цвета, как и у вас.

– Интересно, если его кинуть, он далеко полетит? Ой, ой, да он живой!!!!

Систематизация имеющихся знаний.

Воспитатель:  Подожди Мишка, ребята тебе хотят сказать, кто это? Это черепашка!

– Давайте научим Мишку отличать камень от черепашки. Расскажем мишке о черепашке, о её внешнем виде (рассказы детей).

– …, расскажи нам о черепашке (рассказывает). Все рассказала, …?

– Тело черепахи покрыто панцирем сверху и снизу. В нем есть отверстие для головы, четырёх ног, хвоста. Черепаха любит тепло , питается травянистыми растениями, овощами и фруктами….

Воспитатель: Мишка, ты все запомнил?

Мишутка: Ой, почти все.

– Ну не расстраивайся, мы тебе еще раз расскажем (любой ребёнок рассказывает еще раз).

Воспитатель: Ребята, что-то Мишка загрустил. Отчего же?

– Конечно, почему же я подумал, что она камень? (рассуждения детей.)

Воспитатель достает животное и кладет его на стол.

- Давайте рассмотрим это удивительное животное. Эта черепаха  сухопутная, она живет в степях и песках, так как может долго обходится без пищи и воды. Посмотрите и потрогайте спинку черепахи. Какая она?

Дети:  Твердая, крепкая.

Воспитатель:  А теперь посмотрите ее животик. Какой он?

- Твердый, крепкий.

Воспитатель: Верно.  Между собой эти две крепкие пластины-щиты соединены. Получается костяной и прочный панцирь. Он не случайно такой. Панцирь служит черепахе надежной  защитой от нападения других животных.

Теперь посмотрите на ноги черепахи? Какие они?

- Ноги короткие, покрыты толстыми чешуйками, на ногах длинные когти.

Воспитатель: Правильно. Крепкие когти помогают черепахе раскапывать землю и песок, когда она строит себе норку или когда закапывает яйца, из которых появляются ее детеныши. Как можно их назвать?

 - Черепашата, маленькие, малюсенькие, крохотные …

Воспитатель: А теперь рассмотрим голову и хвостик у черепахи. Что можно сказать о них?  

-  Голова у черепах треугольной формы, хвостик короткий и тоже покрыт мелкими чешуйками.

- У черепах нет зубов. Поэтому они отрывают пищу своими роговыми челюстями.

Мишутка:  Теперь всё про панцирь понял. Вот только зачем она прячется в него? (ответы детей).

Воспитатель: Так она прячется от врагов. - А интересно, видит ли черепаха? (предположения детей)

После высказываний детей, предложить положить черепахе еду.

– Давайте положим черепахе корм, увидит она его или нет? (значит, она видит).

- А пока черепаха будет есть, мы немного подвигаемся.

Физкультминутка

Начинается разминка,                       Дети встали ровно,        

встали, выровняли спинки.               потянули лопатки

Вправо-влево наклонились,              Наклоны в разные стороны

и еще раз повторили.  

Приседаем мы по счету:                    Дети медленно приседают,

раз-два-три-четыре-пять…

Это нужная работа –                           Дети встают и маршируют.

мышцы ног тренировать.

А теперь рывки руками                      Дети резко отводят  несколько

выполняем вместе с вами.                  раз руки назад

Упражненья завершили,                     Дети стоят смирно,

Дальше слушать все решили.             ладошки поднесли к ушам.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, мы с вами уже подвигались, поиграли немного, а черепаха все еще ест. Она все делает медленно, поэтому медлительных людей часто сравнивают с черепахами.

Основная часть. Приобретение детьми самостоятельного опыта.

Мишутка:  Интересно, почему же в своем лесу я черепах не видел? Зайца видел, волка, лису, ежа видел, а черепаху никогда.

Воспитатель:  Давайте попробуем догадаться, почему черепахи не живут у нас в лесу ни зимой, ни летом.

– Черепахи любят тепло и живут только в тёплых странах.

Воспитатель дополняет ответы детей и продолжает рассказ.

 Как мы уже знаем, черепахи питаются овощами, фруктами, травой, листьями растений. Черепаха – травоядное животное. Наша черепаха очень любит листья одуванчиков. Черепахи хорошо видят и слышат, очень любят тепло. На солнышке вытягивают шею, и принимают солнечные ванны. А зимой черепахи засыпают в своих норках, впадают в спячку до весны. Так как черепаха ползает медленно, ее может догнать любой. Поэтому когда к ней кто-то подходит близко, она втягивает голову, ноги и хвост в панцирь, и достать ее нельзя. Черепаха может и отпугнуть своих врагов – она быстро втягивается в свой домик-панцирь, в нем сжимается воздух, и раздается резкое громкое шипение.

Мишутка: Но теперь я никогда не перепутаю черепашку с камнем.

– Я даже себе нарисовал, что черепаха дышит, слышит, видит (мнемотаблица), а камень ничего не делает.

Воспитатель разбирает с детьми символы мнемотаблицы.

Создание игровой ситуации.

Воспитатель: Что ты, Мишка, опять загрустил?

– Я хочу черепашку.

– Не горюй, мы тебе сделаем маленьких пластилиновых черепашек.

Воспитатель. Сегодня я вас научу лепить черепашку. Прежде чем вы начнёте выполнять работу, давайте поиграем с ручками.

Пальчиковая гимнастика.

Черепашки, черепашки,                  кисти рук ладонями вниз на столе

Тренируют ручки, ножки         правая в кулак, левая разомкнута

                                                 чередуем

Могут плавать вверх и вниз,         ладонь правой руки движется вверх

                                                 ладонь левой – вниз

Сальто сделают на бис,                ладони переворачиваются в воздухе

Вправо проплывут и влево -        ладонь правой медленно движется  

                                                      вправо                    

Тренируются умело.                    ладонь левой  медленно движется влево

Им гимнастика важней                руки плавно движутся навстречу        

                                                      друг другу

Всех забав и всех затей                 сложить  как у школьника за партой

Воспитатель. Молодцы, ребята, а сейчас давайте сядем за столы и слепим из пластилина для Мишутки  друзей. Лепить будем из пластилина и скорлупы грецкого ореха.

- Из каких частей состоит тело черепахи? (туловище, голова, 4 ласты, хвост)

- какая часть самая большая? (туловище, оно будет состоять из скорлупы грецкого ореха)

- а какая поменьше? (голова)

- а ещё меньше? (ласты, их 4, и хвост)

- на сколько частей разделим пластилин? (на 6 частей: 1 побольше, 5 меньших)

- посмотрите, как я раскатываю пластилин: большая колбаска – это голова, я загну её вверх,

- теперь раскатаю 4 меньших – это ласты. А пятый маленький кусочек – это хвост. Аккуратно приглажу их к туловищу, расплющу внизу, чтобы черепашка могла стоять. Всё понятно? (Под музыку из мультфильма «Львёнок и черепаха» дети лепят из природного материала черепашек.)

Бисер используем вместо глаз.

Воспитатель. Какие замечательные получились черепахи! (Воспитатель предлагает детям всех своих черепашек положить на полянку одуванчиков, сделанную из бумаги)

Ну что, Мишутка, ты доволен?

Мишутка: Пока вы работали я сочинил про черепашку загадку.

Что за чудо, вот так чудо,

Сверху блюдо, снизу блюдо,

Ходит чудо по дороге,  

 Голова видна да ноги.

Воспитатель: Мишутка, а наши детки тоже могут тебе загадать загадки про черепаху.

(ответы детей)

Заключительная часть. Рефлексия.

Вам понравилась наша гостья, черепаха?

Эта черепашка -  малюсенькая частичка живой природы. Чтобы ее сохранить, нужно всем людям бережно и заботливо оберегать и сохранять окружающий нас мир. Никого не обижать, без надобности не рвать и не ломать растения. Тогда нас всегда будет окружать красота.

Выберите себе смайлик и расскажите нам о своем настроении (на столе грустные и радостные смайлики).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Лепка сюжетная коллективная «У лукоморья дуб зеленый…» (итоговое занятие по лепке в подготовительной группе детского сада )

В  Методической разработке "Лепка сюжетная коллективная "У лукоморья дуб зеленый..."    использованы технологии развивающего обучения, сотрудничества, ИКТ. Занятие приурочено к Пушкинск...

Методическая разработка по изодеятельности, лепка на тему: "Вертолет спешит на помощь"

Презентация мероприятия совместной деятельности детей и взрослых, с использованием современных образовательных технологий: игровых, «наглядного моделирования», здоровьесберегающих, «проблемного обучен...

Методическая разработка: «Лепка из соленого теста. Тестопластика»

Человек от природы – творец. Для этого у него есть все: воображение, мысли, идеи и тело, которое воплощает все это в жизнь. Как же интересно наблюдать свои идеи, выраженные в танце, звуке, ...

Методическая разработка.Лепка в средней группе. Пластилинография "Рыбки"

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение города  Москвы«Московский образовательный комплекс имени Виктора Талалихина»...

Методическая разработка "Лепка, как средство развития речи дошкольников".

Многие родители даже не подозревают, что лепка имеет огромное значение в развитии малыша. Он учится владеть своими руками, самостоятельно создавать различных персонажей. Пластилин — самое доступ...

Методическая разработка: Лепка фиалки из пластилина.

Методическая  разработка, которая поможет воспитателям грамотно и правильно построить и разнообразить занятие в подготовительной группе по лепке из пластилина....

Методическая разработка Лепка из пластилина с использованием природного материала «Ёжик» (с детьми 4 – 5 лет).

Лепка с использованием природного материала – занимательное дело для совместного творчества. Рекомендуем Вам вместе с детьми смастерить поделку - ёжика, используя в работе пластилин и каштановую...