Рабочая программа кружка "Волшебные пальчики"
рабочая программа по аппликации, лепке (старшая группа) на тему

Кузнецова Татьяна Владимировна

Рабочая программа для кружка "Волшебные пальчики", по  тестопластике, срок реализации один год. Для детей 5-7 лет

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА ПО ТЕСТОПЛАСТИКЕ

«Волшебные пальчики»

Для детей 5-7 лет

Срок реализации 1 года

                             

                                                                             

                                                                                                                      

                         

«Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

(В.А.Сухомлинский)

                                 Пояснительная записка    

Творческие способности – далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем.

Развитие детского творчества является актуальной проблемой. Творчество – это деятельность человека, преобразующая природный и социальный мир в соответствии с целями и потребностями человека. Творческое созидание – это проявление продуктивной активности человеческого сознания

Дошкольный возраст - период наиболее интенсивного развития воображения и наглядно-образного мышления, которые являются здесь основными формами познания. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт.

Возраст от 5 до 7 лет - время наиболее бурного развития ребенка. Формирование творческой личности — одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Именно в изобразительной деятельности ярче всего раскрываются творческие способности детей. Занятия с детьми творчеством любого вида способствуют разностороннему развитию ребёнка, раскрывается его личность, творческий потенциал, способность применять освоенные знания и умения для решения нестандартных задач, появляется уверенность в правильности принятия обоснованного решения и их реализации. Развивать творческие способности ребёнка лучше начинать с дошкольного детства, именно этот возраст имеет непреходящее значение в становлении первооснов личности. Весь путь формирования личности пролегает между задатками и способностями.

В работе с детьми используются три вида лепки: лепка предметная, сюжетная и декоративная.

Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Лепка так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии.

Лепка как деятельность в большей мере, чем рисование или аппликация, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, к усвоению целого ряда математических представлений.

Еще одной специфической чертой лепки является ее тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Такая организация занятий в виде игры углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения с взрослыми и сверстниками.

Занятия по лепке тесно связаны с занятиями по ознакомлению с окружающим, с обучением родному языку, с ознакомлением художественной литературой, с наблюдением за живыми объектами.

Создание ребенком даже самых простых скульптур – творческий процесс.

Специфику лепки определяет материал.

Почему именно тесто? Тесто – это такой материал, который для детской руки более удобен – он мягкий и для ребенка представляет больший интерес, чем пластилин.

Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Поделки из теста - древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому что сейчас ценится все экологически чистое и сделанное своими руками. Тесто – материал очень эластичный, легко приобретает форму и изделия из него достаточно долговечны. Работа с ним доставляет удовольствие и радость. Этому виду творчества придумали современное название - “Тестопластика”.

Цели:

- обучение учащихся навыкам изготовления разнообразных изделий из соленого теста,

- воспитание творческой личности, развитие её  интересов, наклонностей, способностей.

Задачи:

• вооружить детей знаниями в изучаемой области, выработать необходимые практические умения и навыки.

• развивать творческие способности, фантазию, воображение.

• развивать мелкую моторику рук и готовность руки к школе.

• воспитывать художественно – эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность.

• помогать детям в их желании сделать свои работы общественно – значимыми.

Принципы:

Сезонности: построение и корректировка познавательного содержания программы с учётом природных особенностей в данный момент деятельности.

Цикличности: построение содержания программы с постепенным усложнением от возраста к возрасту.

Принцип обогащения сенсорного опыта.

Последовательности и систематичности.

Личностно-ориентированный подход.

Принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности.

Технологии:

  • Игровое обучение
  • Педагогика сотрудничества

Методы:

  • Наглядный (показ, образцы поделок, иллюстрации);
  • Словесный (беседа, пояснение, вопросы, художественное слово)
  • Практический

Формы:

  • Индивидуальные
  • подгрупповые
  • групповые.

Средства:

соленое тесто, стеки, доски, кисти, краска гуашь, шаблоны.

 Программа рассчитана на год . Занятия проводятся 1 раз в неделю по 30 минут.

Прогнозированный результат

Воспитанники должны знать:

• виды и назначение изделий из соленого теста;

• необходимые инструменты и материалы;

• основные этапы изготовления изделий;

• основные приемы лепки, технологию выполнения;

• композиционные основы построения изделия;

• законы сочетания цветов;    

• требования к качеству и отделке изделий;

• правила безопасной работы во время изготовления изделий.

Воспитанники должны уметь:

• изготовлять шаблоны, подбирать формочки для вырезания;

• приготавливать тесто для лепки;

• использовать инструменты для работы;

• изготовлять отдельные детали;

• соединять детали в готовое изделие;

• составлять композицию из отдельных элементов;

• сушить изделие;

• гармонично сочетать цвета;

• проводить окончательную отделку изделий, лакирование;

• выполнять правила безопасной работы;

• организовывать рабочее место;

• определять качество готового изделия.

Программа составлена с учётом реализации межпредметных связей по образовательным областям:

Коммуникация - (развитие речи) - использование на занятиях художественного слова, развитие монологической речи при описании репродукции картин художников, собственных работ и работ своих товарищей.

Познание – (ознакомление с окружающим) - ознакомление дошкольников с историко-культурным наследием. Расширение кругозора в процессе рассматривания картин, малых скульптурных форм, различных наблюдений.

Формы подведения итогов- реализации данной программы являются: выставки, открытые мероприятия, участие в смотрах, конкурсах детского сада,  района.

                    Список используемой литературы

1.Антипова М.А. Соленое тесто. Необычные поделки и украшения. Красивые вещи своими руками. - Ростов-на-Дону: Валди

2.Московка О.С. Веселый пластилин. Первые шаги. Для детей дошкольного возраста. 2014.;

3.Орен Р. Секреты пластилина. 2015.-96с.

     

 План работы кружка по работы кружка по тестопластике

«Волшебные пальчики» на 2016-2017 учебный год.

Название темы

Группа

Старшая

Подготовительная

Работа с соленым тестом

1

1

Итого в год:

35

35

Длительность одного занятия:

25 минут

30 минут

   

 

     Годовое тематическое планирование

                                                   Сентябрь

Название

Содержание

Материал и оборудование

Божья коровка

1. Приготовьте соленое тесто.

2. Божью коровку вылепите из небольшого шарика.

3. После просушки раскрасьте божью коровку акварельными красками.

Соленое тесто, скалка, краска, картинки с изображением божьей коровки, осенних листочков.

Бусы

1. Тщательно вымешенное тесто с помощью скалки раскатайте в лепешку толщиной 5—7 мм.

2. При помощи формы для выпечки вырежьте необходимое количество элементов бус.

3. При помощи подручных инструментов украсьте элементы узорами. Используя обратную сторону колпачков фломастеров, сделайте отпечатки цветов, звездочек, снежинок и т. д.

4. С помощью зубочистки проделайте в верхней части элементов отверстия для нитки. Зубочистки необходимо оставить в изделии до полного его высыхания, иначе при запекании отверстия могут затянуться.

5. Скатайте несколько одинаковых шариков из теста.

6. Аккуратно, с помощью зубочистки, проделайте в каждом шарике сквозное отверстие. Зубочистки следует оставить в шариках до полного высыхания.

7. По окончании сушки удалите зубочистки.

8. При желании бусы можно раскрасить.

9. Соедините элементы с помощью иголки и прочной нитки.

Соленое тесто, скалка, краска, бусы, бисер разных размеров

                                                     Октябрь

Название

Содержание

Материал и оборудование

Подсолнух

1. Скатайте длинную колбаску для стебля.

2. Для серединки цветка скатайте сплющьте шарик.

3. Заполните его обычными семечками, острым концом втыкая в тесто.

4. Для листьев и лепестков скатайте шарики, сплющьте их в лепешки и заострите на конце.

5. Смочите водой и присоедините все детали.

Соленое тесто, Жареные семечки подсолнуха, Стека

Кисти, Краски,

Пластмассовый нож

Собачка

1. Скатайте шарик для туловища и сплющьте его в продолговатую лепешку.

2. Для головы скатайте шарик, сплющьте и вытяните, прилепите носик и глазки из шариков.

3. Для ушей и хвоста скатайте 2 шарика и сплющьте в лепешки.

4. Скатайте 4 короткие колбаски для ножек.

5. Смочите влажной кисточкой и присоедините все детали.

Соленое тесто, Стека, Нож, Краски, Ткань (мешковина), Клей ПВА

                                               

                                                     Ноябрь

Название

Содержание

Материал и оборудование

                           Рамка

Рамка

1. Чтобы сделать рамку, скатайте колбаски: 2 длинные — по длине длинной стороны прямоугольника и 2 короткие. Смочите края колбасок и уложите вокруг панно.

2. Прокатайте по колбаскам скалку, но нажимайте не слишком сильно.

3. Рамке нужен декор-украшение. Пусть это будет любимое лакомство для собачек — сахарные косточки. Раскатайте тонкую колбаску и нарежьте на равные отрезки, в середине сожмите пальчиками, а с боков надавите стекой.

Оформление: Вырежьте картон и ткань по размеру рамки и приклейте их к ней с обратной клеем ПВА. Приклейте петельку.

Соленое тесто, Стека, Шерстяные нитки, Кусочки лески, Кисти, Краски, Клей, Фольга, Скалка, Доска для лепки, Клей ПВА

Ежик

1. Скатайте шарик, слегка сплющите его, вытяните и заострите мордочку.

2. Рядами сверху вниз ножницами вырежьте на спине у ежа иголки.

3. Для носика и глаз скатайте маленькие шарики и приклейте их.

Совет: Вырезайте иголочки на спине у ежа очень аккуратно, пока тесто еще не высохло, — они очень нежные и их легко смять. Если такие иголки вам сделать сложно, не огорчайтесь: проткните острой стекой или спичкой в спинке дырочки, и у вас получится симпатичная зверюшка.

Соленое тесто, Стека, Кисти, Краски, Маникюрные ножницы с закругленными концами, Тонкая веточка.

Декабрь

Название

Содержание

Материал и оборудование

Поросенок

1. Для туловища скатайте шар и придайте ему форму овала.

2. Для головы скатайте шар, насадите его на зубочистку и вставьте в туловище.

3. Пятачок — это приплюснутый шарик с двумя дырочками, проколотыми тупым концом карандаша.

4. Ушки — лепешечки, заостренные на конце. Смочите их влажной кисточкой и присоедините к голове.

5. Для ног скатайте 2 колбаски, сделайте надрез стекой на одном конце, другой присоедините к туловищу.

6. Для тазика раскатайте шар, придайте ему овальную форму, сделайте стекой углубление. Посадите поросенка в тазик.

Соленое тесто, Стека, Кисти, Краски, Баночка с водой, зубочистки

Снеговик

1. Скатайте три шарика разного размера.

2. Смазав детали водой, соедините их с помощью зубочистки. Если пренебречь этим советом, при сушке фигурка осядет и потеряет форму.

3. Сделайте глазки и рот. Для этого можно воспользоваться ампулой шариковой авторучки.

4. Слепите нос-морковку.

5. Украсьте фигурку различными мелкими деталями. Наденьте снеговику шляпу, шапку или цилиндр.

После сушки снеговика можно раскрасить акварельными или акриловыми красками.

Соленое тесто, Стека, Кисти, Краски, Баночка с водой, зубочистки

                                               Январь

Название

Содержание

Материал и оборудование

Дед Мороз

1. Туловище Деда Мороза скатайте из шарика, придайте ему форму конуса

2. Для головы скатайте шарик, вставив зубочистку, прикрепите его к туловищу, место соединения смочите кисточкой и прижмите детали друг к другу.

3. Для усов слепите жгутик, изогните его немного дугой, для бороды сплющьте лепешку, скатайте маленькие шарики для носа и глаз. Смочите лицо влажной кисточкой и приклейте все детали на голову.

4. Для шапки скатайте шарик, сделайте круглой стекой углубление в нем, в виде воронки, наденьте на голову сверху.

5. Для воротника скатайте 2 колбаски-капли (рисунок 4), приклейте их к шубе.

6. Скатайте 2 колбаски для рук с расширением от плеча к запястью, сделайте круглой стекой углубления в рукавах и вставьте в них лепешки-рукавички. Одну рукавичку заверните в рулончик, вставьте в нее посох-веточку.

Соленое тесто, Стека, Кисти, Краски, Баночка с водой, Зубочистки, Тонкая веточка

Елочка

1. Сформируйте конус из соленого теста.

2. Сделайте иголки. Для этого можно воспользоваться маникюрными ножницами, неглубоко подрезая поверхность конуса

3. При подрезании «иголочки» следует слегка приподнимать.

4. После сушки раскрасьте елку акварельными красками.

Соленое тесто, Стека, Кисти, Краски, Маникюрные ножницы с закругленными концами.

               

                                               Февраль

Название

Содержание 

Материал и

оборудование

Крокодил

Крокодил:

1. Для головы, туловища и хвоста раскатайте длинную колбаску, заострите ее на конце:

Нажмите большим пальцем посередине спины и на голове крокодила.

2. Для лапок скатайте четыре шарика.

3. Для глаз и ноздрей также скатайте шарики.

4. Смочите кисточку в воде и присоедините все детали к туловищу.

Соленое тесто, Стеки , Кисточки, Баночка с водой .    

Тыква

1. Скатать несколько оранжевых шариков. Примерный размер диаметра - 5 и 3 сантиметра.

2. Приплюснуть немного сверху пальцем.

3. Зубочисткой вмять полосочки - рельеф тыквы. Начинать вминать рельеф снизу тыквы, постепенно меняя угол наклона  зубочистки.

4. Раскатать лепешки из зеленого теста.

5. Вырезать листики и также вмять зубочисткой прожилки у листьев.

6. Приложить на тыкву сверху зеленые листочки и хвостик.

Соленое тесто, Стеки, Кисточки, Баночка с водой , Краски, Фольга, Доска для лепки

Март

Название

Содержание

Материал и

оборудование

Веселые буквы

Буква А и буква Т, Г

1. Туловища букв-акробатов слепите из колбасок, головы — из шариков.

2. Ярко раскрасьте костюмы циркачей.

Буква Х

1. Скатайте широкую колбаску, разрежьте ее с 2 сторон на 2 части и раздвиньте части в стороны — получились сразу руки и ноги.

2. Для головы скатайте шарик. Присоедините его к туловищу-букве.

3. Нарисуйте спортсмену любой наряд.

Соленое тесто, Стека, Кисти, Краски, Баночка с водой, Нож, бисер, пуговки

Рыбки

1. Для рыбки скатайте шарик, сплющьте его, придайте овал, оформив голову. Трубочкой для коктейля или другим рельефным предметом нанесите узор.

2. Для хвоста и плавников раскатайте лепешку, придайте ей нужную форму. Стекой сделайте надрезы.

3. Разрежьте стекой рот, скатайте маленький шарик для глаз.

4. Для водорослей скатайте лепешки, наверху надрежьте их ножом, придайте волнистую форму, изгибая. 5. Для ракушек скатайте тонкую колбаску и сверните ее спиралькой. Приклейте также настоящие мелкие ракушки, морские звезды.

Совет: В качестве основы можно раскатать тесто скалкой в пластину или приклеить композицию на картон и вставить в рамку. Если рама небольшого размера, то ограничьтесь одной рыбкой, а если большая — добавьте еще ракушек, водорослей и звезд. Разложите на основе композицию, не приклеивая сразу, посмотрите, что надо добавить или, наоборот, убрать, подвигайте, чтобы найти лучшее решение.

Соленое тесто, Стека, Кисти, Краски, Мелкие ракушки, трубочки для коктейля, Рельефные пуговицы, Нож, Доска для лепки, Скалка, Клей

                                                       Апрель

Название

Содержание

Материал и оборудование

цветок

  1. Слепите колбаску — стебель для цветка.
  2. Вылепите круглую сердцевину, пять лепестков и два листика.
  3.  Стекой прочертите прожилки на листах. Раскрасьте.

мука, соль, вода, стека, краски, кисточки.

Черепашка

1. Раскатанным тестом накройте сжатый из фольги шарик — это будет панцирь.

2. Начертите стекой контуры панциря. В те места, где должны быть лапы и голова, подложите еще по кусочку фольги, чтобы панцирь после высыхания принял нужную форму.

3. Раскатайте колбаску и отрежьте четыре кусочка для лап. Выньте из панциря фольгу и прикрепите лапы. Стекой сделайте углубления — когти черепахи. Раскатайте колбаску из теста — голову и прикрепите ее к панцирю. Стекой очертите рот. Подложите фольгу.

4. Шею и лапы окрасьте в зеленый цвет. По низу панциря сделайте красную обводку.

5. Панцирь окрасьте в оранжевый цвет, когти — в черный. Нарисуйте глаза.

6. Подведите контуры на панцире коричневой краской. На красном ободке нарисуйте золотистый узор.

Соленое тесто, Стека, Кисти, Краски, Баночка с водой, Нож, бисер, пуговки

                                                        Май

Название

Содержание 

Материал и оборудование

Зайчик

1. Скатайте шарик, сплющьте его ладонью на доске, затем вытяните в овальную форму — это туловище. Внизу стекой надрежьте его немного пополам.

2. Скатайте шарик для головы, присоедините его к туловищу при помощи зубочистки.

3. Скатайте 6 колбасок для лапок и ушек.

4. Для щечек и носика скатайте шарики.

5. Морковку сделайте из колбаски, заострив один кончик.

6. Усы зайцу можно сделать как настоящие: вставить кусочки тонкой рыболовной лески.

Соленое тесто, Стека, Кисти, Краски, Зубочистки, Баночка с водой, Леска

Фото рамка

1. Раскатайте тесто в лист толщиной 0,5 см. Приложите к тесту кусок картона размером 10 х 15 см и обведите его стекой, чтобы получилось отверстие. Сделайте поля рамки шириной 3 см, лишнее обрежьте.

2. Раскатайте тесто в лист толщиной 0,3 см. Вырежьте из него полоски шириной 1 см. Обрезая каждую полоску под углом 45° с нужной стороны, сделайте каемку по размеру рамки. Приклейте каемку на рамку.

3. Из раскатанного теста вырежьте бабочку, приклейте ее на рамку.

4. Вылепите туловище и голову бабочки. Украсьте крылья.

5. Сформируйте лепестки цветка, приклейте их к рамке. В середину цветка приклейте шарик, сплющите его. Острым предметом (зубочисткой, шпажкой, тонкой спицей) сделайте углубления в серединке цветка.

6. Раскатайте тесто, вырежьте из него листья малины. По краям листьев стекой сделайте бороздочки. Приклейте листья к рамке.

7. Скатайте маленькие шарики-ягодки, приклейте их на листья. Сделайте хвостики ягод.

мука, соль, вода, стека, краски, кисточки, бусинки, ракушки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа «Умелые пальчики» по развитию мелкой моторики для детей 3-4 лет.

Мелкая моторика - это точные и тонкие движения пальцев руки. От развития мелкой моторики напрямую зависит подготовленность руки к письму, работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Н...

Рабочая программа «Волшебные пальчики». Для второй группы раннего возраста. Составитель: Коваленко Ирина Анатольевна

Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.В.А.Сухомлинский.Пальчиковые игры помогают налаживать коммуникативные от...

Рабочая программа кружковой работы по дополнительной общеразвивающей программе дошкольного образования по нетрадиционной технике рисования «Волшебные пальчики» для детей от 3 до 4 лет

Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми   младшего дошкольного возраста (3-х до 4-х лет) и является дополнительным видом   образования в форме кружковой работы п...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОЛШЕБНЫЕ ПАЛЬЧИКИ

Мелкая моторика – это точные и тонкие движения пальцев рук. От развития мелкой моторики напрямую зависит подготовленность руки к письму, работа речевых и мыслительных центров головного мозга....

Рабочая программа кружка "Пальчик, ручка, язычок" дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования 1 младшая группа.

Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцам...

Рабочая программа «Умелые пальчики» по развитию мелкой моторики для детей 3-4 лет.

Мелкая моторика - это точные и тонкие движения пальцев руки. От развития мелкой моторики напрямую зависит подготовленность руки к письму, работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Навыки ...