Изобразительная деятельность детей в летний период
статья по аппликации, лепке (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
В летний период появляется возможность внести в изобразительную деятельность детей большее разнообразие, предлагая применить в работе непривычные предметы и материалы. Природный материал, собранный самостоятельно и использованный в творчестве, принесет много положительных эмоций ребенку. Предложите ему воспользоваться вместо кисти и карандашей цветами одуванчика или листьями березы, и ребенок, не только с увлечением займется новым делом, но и обязательнозапомнит, что использовал в своей работе!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izobrazitelnaya_deyatelnost_v_letniy_period.docx | 45.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Изобразительная деятельность детей в летний период
Лето предоставляет благоприятные возможности для разнообразной изобразительной деятельности детей, насыщенной новыми яркими впечатлениями.
Изобразительная деятельность – это тот вид детской деятельности, где ребенок может выразить свои мысли, желания, интересы, выплеснуть свои эмоции как положительные, так и отрицательные, и, конечно же, проявить свои творческие способности.
Летом появляется возможность использовать не только традиционные техники и материалы, но и внести в изобразительную деятельность детей разнообразие, предлагая применить в работе непривычные предметы и материалы. Природный материал – это очень благодатная вещь. Работы из него получаются яркими и необычными. Творчество детей проявляется в выборе материалов, которые используются в работе.
Формы работы по изодеятельности в летний период:
- художественно-изобразительная деятельность на открытом воздухе;
- совместная изодеятельность детей и взрослых;
- занятия по интересам;
- самостоятельная изобразительная деятельность;
- организация выставок детских работ;
- проведение праздников, викторин, конкурсов.
Материалы для развития изобразительного творчества:
- изоматериалы: мелки, гуашь, акварель, цветные карандаши, фломастеры, свечки, природный материал, песок, пластилин, глина, цветная бумага, салфетки, яичная скорлупа, крупа;
- оборудование: баночки для воды, кисти, губки, доски для лепки, тряпочки, стеки, ножницы, клей, проволока, шаблоны, печатки, раскраски.
Хранение материалов на улице:
- Кармашки, лучше из клеенки или легко отстирывающейся ткани для кисточек, карандашей, восковых мелков, щеток. Или пластиковые контейнеры с крышками.
- Коробка или пластиковая корзинка для гуаши, акварели, пастельных мелков, губок, печаток, клея, трафаретов. Или сумка из легко отстирывающегося материала.
- Веревки и прищепки для просушки работ.
- Папка для готовых работ, раскрасок и альбомных листов.
- Лучше, чтобы, на всякий случай, были в наличии и файлы для плоскостных пластилиновых работ.
- Пенал для хранения ножниц, ластиков, точилок, стек для работы с пластилином.
Нетрадиционные техники рисования.
Рисование песком. Техника очень простая. Клеем наносим контур рисунка, затем засыпаем песком, аккуратно стряхиваем лишний песок, и все… работа готова. Можно в работе использовать природный материал и раскрасить рисунки мелками.
Рисование манной крупой. Техника аналогична с рисованием песком.
Граттаж. Это способ выполнения рисунка путем процарапывания острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью или черной (темной) гуашью. Для детей младшего возраста основу для рисования выполняет взрослый, а дети старшего возраста – самостоятельно. Техника выполнения состоит из трех этапов. Эту технику можно выполнять в нескольких вариантах. Вариант № 1. 1 шаг. Необходимо взять плотный лист белого картона и тщательно (без пробелов) натереть восковой свечой. 2 шаг. Нанести с помощью широкой кисти густой (как сметана) слой гуаши черного (или другого темного) цвета на весь лист так, чтобы не было пробелов. Лучше добавить в гуашь несколько капель жидкого мыла (шампуня, моющего средства, клея ПВА), тогда при процарапывании гуашь не будет пачкать руки. 3 шаг. Процарапывание. Возьмите заостренный предмет (зубочистка, перо, стержень шариковой ручки, пластиковая вилка и др.) и начинайте наносить запланированный рисунок. Вариант №2 . 1шаг. Делаем фон гуашью. Например, можно разделить лист картона на две половины, и раскрасить их разными цветами. Шаг 2 и шаг 3 повторить аналогично варианту №1. Вариант №3. Делаем фон восковыми мелками. Шаг 1. Зарисовать (без пробелов) цветными восковыми мелками одного цвета или нарисовать цветные пятна. 2 и 3 шаг повторить, как в варианте №1. Вариант №4 «Граттаж» + аппликация. Шаг 1. Картон с готовым ярким рисунком. Шаг 2и 3 повторить как в варианте №1. Шаг 4. Выполнить аппликацию из заранее приготовленных форм. Если вы хотите придать работе блеск – равномерно нанесите по всему листу лак для волос.
Пенный орон. При работе этой техникой в воду необходимо добавить шампунь или мыло, отжать в ней губку для образования густой пены, собрать губкой пену на стекло и плотную клеенку. Затем в пену добавить краску и положить сверху лист бумаги. Разгладить его и поднять. Фон готов. Далее кистью, фломастерами или карандашами дорисовать задуманное. Например, «В гостях у русалочки», «Волшебство природы», «Там, где холодно или жарко».
Фотокопия. Эта техника предполагает рисование восковыми мелками, жировой пастелью, свечкой. На бумагу свечкой и/или восковыми мелками наносится рисунок. Для младшего возраста рисунок готовит воспитатель, дети старшего возраста с этой задачей справятся самостоятельно. Затем лист покрывается акварелью.
Ладоневая и пальцевая живопись. В данной технике используются пальчиковые краски или гуашь. Краски наносятся либо только на пальцы, либо на всю ладонь и делаются отпечатки. Например, «Бабочки», «Ягоды в лукошке» и т.п.
Диатипия. В этой технике делают одноцветные и многоцветные работы. Самое простое, что можно сделать с детьми в этой технике – нарисовать солнышко, грибы, простой пейзаж или животное. Для начала надо работать с одним цветом, а затем с двумя-тремя и т.д. Кистью наносится небольшой слой краски на картон. Затем на картон сверху кладем лист бумаги. Теперь на листе бумаги изображаем желаемое карандашом. На бумагу давить сильно не надо. На той стороне, которая была прижата к картону, получился оттиск с необычным рисунком и фоном.
Монотипия. Рисунок наносится сначала на ровную и гладкую поверхность, а потом он отпечатывается на другую поверхность. То, что отпечаталось можно оставить в таком же виде, а можно дополнить новыми деталями. Эта техника помогает детям развивать фантазию, воображение, пространственно мышление. Для выполнения рисунков в технике монотипия можно использовать гуашевые, акварельные, акриловые, масляные и другие краски. Краска наносится на поверхность так же различными инструментами: кистью, валиком, тампоном…Поверхность на которую наносится краска, что бы сделать потом оттиск может быть: альбомная бумага, картон, пластмассовая доска, стекло, металлическая пластина и т.д. Можно предложить два возможных варианта выполнения рисунка приемом монотипии: приём №1 – складывание листа бумаги пополам. Рисунок (его половина, или часть) рисуется на ½ листе бумаги у линии сгиба. При складывании листа пополам мы получаем почти такой же отпечаток и на другой его части. Делать такие рисунки можно и на тонированной заранее бумаге, и просто на белом листе. Прием №2 - рисование на пластмассовой доске. Желательно, чтобы размер доски соответствовал размеру листа, на который вы собираетесь отпечатать рисунок. На доске рисуем гуашевыми (или любыми другими) красками задуманный сюжет. Если работа выполняется красками темного цвета, можно ватной палочкой поверх сырой краски «процарапать» задуманное. Вы можете использовать краску, как одного цвета, так и нескольких цветов. Затем отпечатать на белом листе бумаги, или на цветном.
Набрызг. Несложная, интересная техника для творчества. Важно помнить несколько правил, приступая к рисованию: бумага должна быть сухой, иначе брызги расплывутся; кисточку лучше брать с жестким ворсом, широкую. Для начала подготавливаем шаблоны, трафареты. Кладем их на основной лист (можно взять белую бумагу или цветную). Затем макнув щетку в краску, быстро пальцем или карандашом проводим по ворсу, направив кисть на бумагу. Забрызгиваем вырезанные трафареты. Чтобы использовать разные цвета необходимо накрыть готовые части рисунка. Теперь можно забрызгать остальные детали рисунка. Просушив рисунок, накрываем шаблонами части рисунка и набрызгиваем фон. Затем даем рисунку просохнуть. И обводим контуры рисунка фломастерами, или добавляем новые элементы.
Печать природными формами. Опавшие листья, цветы, травинки мягкими движениями кисти покрыть гуашевой краской, наложить на подготовленный лист бумаги окрашенной стороной вниз. Сверху положить бумагу и прижать рукой. Получатся отпечатки.
Техника «Рисование сухой кистью» Для рисования используют сухую клеевую кисть, которую обмакивают в густую гуашь и рисуют методом «полусухого тычка».
Техника «Пуантилизм» Эта техника основана на законе смешивания, слияния цветов маленьких разноцветных точек, рассматриваемых с некоторого расстояния. Точки наносятся на предварительно намеченный рисунок. Точки можно наносить пальцами рук, поролоном, смятой бумагой, предметами (спичечный коробок) и т. п.
Рисование мятой бумагой, кусочками картона с разной текстурой. Перед началом работы необходимо подготовить лист бумаги, где будет создаваться рисунок, краски и емкости, в которых их можно развести водой. Также стоит приготовить несколько салфеток, из которых и необходимо создать произвольные комочки. Если рисунок будет комбинированным, то есть сочетать в себе обычную технику рисования и рисование мятой бумагой, следует приготовить кисточку. После всех приготовлений стоит продумать детали будущего рисунка и пробовать их воспроизвести. Самое главное в этом виде творчества – фантазия. Именно от нее зависит, как будет выглядеть конечный результат работы. Необходимо стараться, чтобы комки бумаги были разного размера и степени сжатости. Тогда отпечатки, которые будут оставаться, превратятся в самые разнообразные фигуры. Можно с уверенностью утверждать, что это самая легкая техника.
Кристаллическая текстура. На сырую бумагу, покрытую краской, положить мятый полиэтиленовый пакет. Интересный эффект получается, если по-разному двигать и снимать покрытие. Примерные работы: «Утренняя фантазия», « Вечернее небо», « Воздушный замок».
Кляксография. В центр листа капнуть тушь (чернила), затем наклонить в разные стороны, подуть через трубочку. Дорисовать детали. Что получилось? Образы: « Смешные паучки», « Чудо - животные». Можно использовать и разноцветную гуашь.
Волшебные нити. Загадочные рисунки могут получаться следующим образом. Берется картон размером примерно 20х20 см. И складывается пополам. Затем выбирается полушерстяная или шерстяная нитка длиной около 30 см, ее конец на 8 - 10 см обмакивается в густую краску и зажимается внутри картона. Следует затем поводить внутри картона этой ниткой, а потом вынуть ее и раскрыть картон. Получается хаотичное изображение, которое рассматривают, обводят и дорисовывают взрослые с детьми. Чрезвычайно полезно давать названия получившимся изображениям. Это сложная умственно-речевая работа в сочетании с изобразительной, будет способствовать интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста. И даже неожиданные брызги краской, смело можно ввести в композицию.
Линогравюра. Для этой техники необходимо на лист картона приклеить силуэты животных, растений, человека, в зависимости от поставленных задач (силуэты тоже вырезаются из картона). Далее дети толстой кистью наносят черную тушь или чернила по всей поверхности картона (можно использовать и цветную гуашь). Затем нужно накрыть лист картона со свеженанесенной краской белым листом бумаги и тщательно круговыми движениями протирать лист, чтобы изображение отпечаталось на его обратной стороне.
Рисование через мокрую марлю. На лист бумаги накладывается смоченная марля и на нее гуашью наносится рисунок. Когда краска чуть просохнет, марлю снимают. Детали дорисовывают тонкой кистью (образы пушистых животных, живописные пейзажи.)
Нетрадиционные техники аппликации
Обрывная аппликация. Этот способ хорош для передачи фактуры образа (пушистый цыпленок, кудрявое облачко). В этом случае мы разрываем бумагу на кусочки и составляем из них изображение. Дети 5-7 лет могут усложнить технику: не просто рвать бумажки, как получится, а выщипывать или обрывать контурный рисунок. Обрывная аппликация очень полезна для развития мелкой моторики рук и творческого мышления.
Накладная аппликация. Эта техника позволяет получить многоцветное изображение. Задумываем образ и последовательно создаем его, накладывая и наклеивая детали слоями так, чтобы каждая следующая деталь была меньше предыдущей по размеру.
Модульная аппликация (мозаика). При такой технике образ получается путем наклеивания множества одинаковых форм. В качестве основы для модульной аппликации могут использоваться вырезанные кружки, квадратики, треугольники, либо просто рваные бумажки.
Симметричная аппликация. Для симметричных изображений заготовку — квадрат или прямоугольник из бумаги нужного размера — складываем пополам, держим за сгиб, вырезаем половину изображения.
Ленточная аппликация. Этот способ позволяет получить не одно или два, а много одинаковых изображений, разрозненных или связанных между собой. Для изготовления ленточной аппликации необходимо взять широкий лист бумаги, сложить его гармошкой и вырезать изображение.
Силуэтная аппликация. Этот способ доступен детям, хорошо владеющим ножницами. Они смогут вырезать сложные силуэты по нарисованному или воображаемому контуру.
Квиллинг (бумагокручение) — искусство изготовления плоских или объемных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги. При работе тонкие полоски бумаги скручивают в различные фигуры и приклеивают на основу. Бумага для квиллинга должна быть цветной с обеих сторон.
Торцевание. Эту технику можно отнести и к способу аппликации и к виду квиллинга. Для работы необходимы гофрированная, простая цветная или папиросная бумага (тишью), карандаш, ножницы, клей и основа, на которую будут крепиться детали. Вырежьте из бумаги квадратик (кружок, деталь с неровными краями и т. д.). Прижмите его центр карандашом. Накрутите бумагу вокруг карандаша. Получившуюся скрутку, не снимая с карандаша, приклейте на основу (картон, бумагу и т. д.). Следующие торцовки приклеивают рядом с первой. Бумажки должны плотно прилегать друг к другу и покрывать основу сплошным ковром. Виды торцевания: Контурное торцевание — бумажные скрутки обрамляют контур рисунка. Торцевание по плоскости – в этом случае торцовки располагают вертикально и очень плотно друг к другу на всей поверхности. Объемное торцевание – этот вид работ предполагает разную плотность скручивания торцовок и прикрепление к объемной поверхности под разными углами наклона, которое позволяет создавать очень красивые сложные композиции. Можно использовать, например, пластилиновую основу. Торцевание слоями предполагает вклеивание деталей друг в друга. Сочетание торцовок разных оттенков и цветов дает возможность добиваться необычных эффектов и «оживлять» бумажные поделки.
Коллаж. В работе можно использовать разнообразные материалы: бусины, бисер, пуговицы, мелкие камушки, пластилин и, конечно, цветы, листья и траву. Можно подключить тополиный пух, песок. Работы получаются яркие и красивые. Можно предложить детям шаблон, который ребята выкладывают природным материалом и украшают.
Оригами. Классическое оригами складывается из квадратного листа бумаги и предписывает использование одного листа бумаги без применения клея и ножниц.
Аппликация из салфеток. Салфетки разрезаются на равные квадратики, затем каждый квадратик с помощью пальцев скручивается в шарик. Полученные шарики наклеиваются по рисунку на клей ПВА. Сначала аппликация может выполняться на принтерной бумаге, на которой распечатан рисунок. Готовая аппликация должна хорошо высохнуть, после чего рисунок вырезается и наклеивается на фон – цветной картон. Окончательная отделка панно зависит от фантазии автора: в зависимости от тематики работу можно декорировать природными материалами, нитками, ракушками, стружкой и т.п. Отдельные детали композиции можно выполнить из цветной бумаги.
Аппликация из крупы. Для создания аппликации в этой технике манку, рис, пшено раскрашивают в различные цвета с помощью гуаши и воды. Когда крупа просохнет, можно выкладывать изображение предмета по контуру, или заполнять полностью, или выкладывать узоры. Крепиться крупа или на пластилин, или на клей ПВА.
Мозаика из яичной скорлупы. Техника КРАКЛЕ. Для этой техники понадобится яичная скорлупа, бумажная тарелка или картон, клей ПВА, кисть, салфетка. Скорлупу нужно промыть в содовом растворе и просушить. Намазываем край тарелки, накладываем кусочек скорлупы прижимаем ее к клею, по ходу раздавливая. Намазываем клеем следующий кусочек, прижимаем скорлупу, и заполняем всю форму. По правилам кракле покрывают лаком, но можно заменить лак салфеткой. Стоит нанести краску, сетчатый рисунок становится зримым, превращая обычную скорлупу в декоративный материал.
Нетрадиционные техники лепки:
Тестопластика - лепка из соленого теста.
Рецепт соленого теста. Для работы понадобится: 2 стакана пшеничной муки; 1 стакан простой поваренной соли; 250 мл. холодной воды. Способ приготовления. Следует смешать муку с солью и затем ввести в нее воду. После чего замешать массу крутой консистенции. Готовность продукта лучше определять руками, если смесь рыхловатая и крошится, то нужно в него добавить немного воды, или же наоборот, если тягучая и прилипает к рукам, то всыпать в нее немного муки. Массу следует хорошенько вымешать и скатать из нее шарик. Еще во время замешивания, можно добавить в смесь немного растительного масла, это прекрасно предохранит его от пересыхания и предотвратит прилипание к рукам. Однако важно знать, что если масла добавить слишком много, то такой материал для лепки будет сильно пачкаться, приставать к рукам и очень долго сохнуть по окончанию работы. В идеале для вышеперечисленного количества ингредиентов достаточно добавить две столовые ложечки.
Пластилиновая графика. Контуры предметов на картоне «закрашиваются » пластилином – размазываются небольшими кусочками. Для детей младшего возраста лучше использовать готовые рисунки или обводить шаблоны, которые затем ребята будут «закрашивать» пластилином. Дети старшего возраста могут или самостоятельно придумывать сюжет, или «рисовать» на заданную тему.
Пластилиновая мозаика – заполнение изображения мелкими пластилиновыми шариками. На основу (лучше брать картон или плотную бумагу) наносится рисунок, который дети выкладывают мелкими пластилиновыми шариками. Сначала выкладывается контур предмета, а затем уже заполняется. Дети младшего возраста могут заполнить не очень большое изображение одним цветом. Дети старшего возраста способны заполнить большее изображение, выложить сюжетные картины разноцветным пластилином.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: Презентация. «Оборудование участка детского сада для создания оптимальной двигательной деятельности детей в летний период»
Для успешного осуществления физического воспитания в детском саду необходима хорошо оборудованная спортивная площадка. Чем разнообразнее она оснащена, тем быстрее у детей формируются навыки и сп...
Консультация для педагогов «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей в летний период»
Организация экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста....
Консультация для педагогов «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей в летний период»
«Самое лучшее открытие- то,Которое ребенок делает сам».Ральф У. ЭмерсонСовременные дети крайне редко бывают на природе, общение с ней им зачастую заменяют телевизионные передачи, компьютерные игры и в...
Консультация для педагогов «Организация экспериментальной деятельности детей в летний период»
Консультация для педагогов «Организация экспериментальной деятельности детей в летний период»...
ОБОРУДОВАНИЕ УЧАСТКА ДЕТСКОГО САДА ДЛЯ СОЗДАНИЯ ОПТИМАЛЬНОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В ЛЕТНИЙ ПЕРИОД
Консультация для воспитателей...
Консультация для воспитателей «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей в летний период»
laquo;Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенк...