кружок
рабочая программа по аппликации, лепке (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №2 «Светлячок»
г. Жердевка Тамбовской области»
УТВЕРЖДАЮ:
Заведующая МБДОУ № 2 «Светлячок»
___________ С. Б. Перова.
Приказ № ___ от ___________
Рабочая учебная программа
по бисероплетению детей 6-го года жизни
2015 - 2016 учебный год
« Весёлые бусинки».
Руководитель:
СТЕПАНИЩЕВА ЕКАТЕРИНА СЕРГЕЕВНА
г. Жердевка
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
- Пояснительная записка 3
- Календарно – тематический план 7
- Требования к уровню подготовки воспитанников 12
- Список литературы 13
Пояснительная записка
В дошкольном возрасте у детей с нарушением речи выявляется отставание в развитии общей и ручной моторики. Особенно заметно несовершенство тонких дифференцированных движений пальцев и кисти рук, в связи с этим затруднено формирование навыков письма и выполнение действий требующих точности, уверенности и синхронности движений (что-то брать, вставлять, завязывать, складывать и т. д.). Плохо развитые двигательные функции рук и отсутствие оформленной техники движений, скоординированных действий глаза и руки вызывают у ребенка огромные трудности, которые порой заставляют его отступать перед любой задачей, связанной с выполнением вышеупомянутых действий.
Работа по развитию мелкой моторики, должна начинаться задолго до поступления ребенка в школу. Если еще в дошкольном детстве уделять должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, можно решить сразу две задачи: во-первых, косвенным образом повлиять на общее интеллектуальное развитие ребенка, во-вторых, подготовить ребенка к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.
Развитию мелкой моторики способствуют занятия с играми, в которых есть мелкие детали, например, бисероплетение.
Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Исследованиями разных стран установлено, а практикой подтверждено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребёнка в пределах возрастной нормы. И, наоборот, у детей с нарушениями речи отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук.
Бисероплетение - это удивительное занятие, несущее в себе много пользы. Во-первых, разбираясь с бусинками бисера, нанизывая их на нитки, выкладывая их ровно на столе, ребенок развивает мелкую моторику рук и пальчиков. Во-вторых, разглядывая цветные мелкие детали, ребенок учится тонко различать оттенки и тренирует зрение. В-третьих, создавая фигурки из бисера, ребенок развивает свои творческие способности, фантазию и пространственное мышление, развивает мелкую моторику рук.
Известный исследователь детской речи М.И. Кольцов пишет: «… Сначала развиваются движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов, все последующее совершенствование речевой реакции состоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев. Есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи, такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга».
Поэтому для детей с нарушениями речи тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти руки к рисованию, а в дальнейшем – к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.
Программа составлена на основе знаний возрастных, психолого-педагогических, физических особенностей детей старшего дошкольного возраста. Работа с детьми строится на взаимосотрудничестве, на основе уважительного, искреннего, деликатного и тактичного отношения к личности ребенка. Важный аспект в обучении - индивидуальный подход, удовлетворяющий требованиям познавательной деятельности ребёнка.
Цель программы:
Развитие мелкой моторики у детей с нарушением речи посредством бисероплетения.
Задачи программы:
Образовательные:
- углублять и расширять знания об истории и развитии бисероплетения;
- формировать знания по основам композиции, цветоведения и материаловедения;
- осваивать техники бисероплетения.
- научить правильно организовывать рабочее место;
- научить работать с различными материалами;
- создать условия для развития ребенка как личности, мастера, художника;
Воспитательные:
- воспитывать эстетическое отношение к действительности, трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести начатое дело до конца, взаимопомощь при выполнении работы;
- прививать основы культуры труда.
Развивающие:
- развивать моторные навыки, образное мышление, внимание, фантазию, творческие способности;
- развивать память, научить работать по памяти; развить пространственное мышление;
- развивать самостоятельность и аккуратность в изделии.
- формировать эстетический и художественный вкус.
В программе прослеживаются межпредметные связи с другими образовательными областями. Так, изучая основы материаловедения, дети пользуются знаниями, полученными в организованной образовательной деятельности образовательной области «Речевое развитие». При выполнении изделий по готовым схемам, в работе над композицией применяются знания из областей «Художественно – эстетическое развитие», «Познавательное развитие».
Занимаясь бисероплетением, дети получают знания, умения и навыки в данной области, знакомятся с красотой, неповторимостью, с преимуществом изделий выполненных из бисера, а также приучаются к аккуратности, экономии материалов, точности исполнения конкретного изделия. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с ножницами и проволокой, нитками, иголкой. Изложение материала имеет ту эмоционально-логическую последовательность, которая неизбежно приведет детей к высшей точке удивления и переживания; самоопределения и самоутверждения в коллективе и жизни в целом; общения в совместной деятельности сверстников; самоуважения и укрепления статуса обучаемого, популяризируя даже незначительные успехи в сфере деятельности.
Программа разработана с учётом тематического плана основной программы детского сада, в результате чего у детей совершенствуются и закрепляются знания, полученные на ООД в группе.
Отличительные особенности программы:
- темы программы расположены в определенной системе: связаны с лексическими темами основной образовательной программы ДОУ.
- предложенный тематический план позволяет учитывать различную степень подготовки детей, индивидуальные способности, направленность интересов в развитии, пробуждает интерес детей к художественной деятельности;
- в программе запланированы игровые разминки, зарядки для глаз.
- данная программа интегрируется с образовательными областями (Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие) основной образовательной программы ДОУ.
В программе участвуют дети 6-7 лет. Данная программа рассчитана на 1 год обучения. ООД проводится по СРЕДАМ с 15: 45 до 16:15 .
Тематическое планирование в подготовительной группе
Тема недели | Тема | Программные задачи | Материалы, инструменты, оборудование | Кол-во Дата проведения | ||||||||
Осень (07.09 по 30.09.2015г.) | Знакомство с бисером. Знакомство с искусством бисероплетения, понятиями бисер, рубка, стеклярус. Ознакомление с правилами по технике безопасности. | Знакомить детей с историей бисероплетения, различными видами бисера, материалами для работы (леска, проволока, ножницы), украшениями из бисера, с техникой безопасности при работе с бисером. Установить такие взаимоотношения, которые позволят создать атмосферу увлеченности, эмоционального воздействия, сотворчества взрослого и ребенка. | Изделия из бисера, леска, проволока, бусины различные виды бисера, ножницы | 1 ООД 16 сентября | ||||||||
Техника петельного плетения из бисера. | Познакомить детей с техникой безопасности при работе с бисером. Повторить правила безопасности при работе с ножницами и проволокой. Закрепить знание цветов и их оттенков. Развивать умение нанизывать бисер на леску. Развивать тактильные ощущения. | Изделия из бисера, леска, проволока, бусины различные виды бисера, ножницы | 1ООД 23 сентября | |||||||||
« Осенний листочек» | Продолжать учить нанизывать бисер на проволоку, правильно держать проволоку в руке, нанизывать бусины на проволоку. Познакомить детей с новым способ плетения – параллельное плетение. Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук, технические навыки и умения. Способствовать развитию внимания, мышления, памяти. Обогащать речь детей, расширять словарный запас, побуждать к проговариванию своих действий. | Бисер, леска, ножницы, изделия из бисера | 1 ООД 30 сентября | |||||||||
| Мой город, моя страна, моя планета. (01.10 по 16.10.2015г) | « Украшения для всей семьи». | Продолжать знакомить с историей появления украшений из стекла, бус и бисера. Продолжать знакомить детей со способом простого низания бусин на леску. Развивать умение правильно держать леску в руке, нанизывать бусины на леску. Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук, технические навыки и умения. Способствовать развитию внимания, мышления, памяти. Обогащать речь детей, расширять словарный запас, побуждать к проговариванию своих действий. | Бисер, леска, ножницы. | 2 ООД 7 и 14 октября | |||||||
«День народного единства» (с 19.10 по13.11.2015г) | Изготовление «фенечек» | Продолжение последовательности обучения нанизывания бисера на проволоку. Развитие внимания, воображения. Закрепление порядкового и количественного счета. Обучение планированию работы с использованием схем. Активизация биологически активных точек на пальцах рук и развитие тонких дифференцированных движений. | Бисер, образцы изделий из бисера | 2 ООД 21 и 28октября | ||||||||
«Бабочка» | Продолжать формировать умение плести по схеме. Развивать мелкую моторику, чувство ритма. Создать условия для развития ребенка как личности, мастера, художника; | Бисер, образцы изделий из бисера, проволока, ножницы. | 1 ООД 11 ноября | |||||||||
«Новый год» (с 16.11 по 31.12.2015г) | «Шарики на ёлку» | Продолжать формировать умение плести по схеме. Развивать мелкую моторику, чувство ритма.Воспитывать эстетическое отношение к действительности, трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести начатое дело до конца, взаимопомощь при выполнении работы. | Бисер, проволока, ножницы | 1 ООД 18 ноября | ||||||||
«Шишки из паеток и бисера» | Продолжать учить детей нанизывать бисер на леску.Познакомить с новым материалом паетки Развивать умение правильно держать леску в руке, нанизывать бусины на леску. Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук, технические навыки и умения. Способствовать развитию внимания, мышления, памяти. Обогащать речь детей, расширять словарный запас, побуждать к проговариванию своих действий. | Бисер, проволока, ножницы | 25 ноября | |||||||||
Плетение «елочкой» | Учить создавать желаемую форму из проволоки и бисера. Учить детей правильно организовывать рабочее место; Воспитывать эстетическое отношение к действительности, трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести начатое дело до конца, взаимопомощь при выполнении работы | Бисер, проволока, ножницы | 1ООД 2 декабря | |||||||||
«Рождественские звёздочки» | Продолжать работу со стеклярусом на проволоке. Формировать эстетический и художественный вкус. развивать память, научить работать по памяти; развить пространственное мышление; развивать самостоятельность и аккуратность в изделии. | Бисер, стеклярус, проволока, ножницы | 9 декабря | |||||||||
«Радужные кораллы» | Закрепить приём низания бусин, бисера, стекляруса на проволоку. Развивать моторные навыки, образное мышление, внимание, фантазию, творческие способности | Бисер, образцы изделий из бисера, проволока, ножницы | 1 ООД 16 декабря | |||||||||
«Колечко» | Продолжать работу в технике низания бусин и бисера. Развивать память, научить работать по памяти; развить пространственное мышление; развивать самостоятельность и аккуратность в изделии. | Бисер, проволока, ножницы. | 23 декабря | |||||||||
«Елочка – зеленая иголочка» | продолжать учить детей плести способом «петелька»; -пробуждать у детей интерес к созданию новых, необычных изделий; - готовить руки к письму. | Зленый бисер и стеклярус, проволока, подставка для елочки, пайетки в виде снежинок. | 1 ООД 30 декабря. | |||||||||
Зима (с 11.01 по 29.01.2015г) | «Снежинка» | Использовать способ простого низания бисера. Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук. Способствовать проявлению творчества в работе. Воспитывать аккуратность в работе. Способствовать развитию внимания, мышления, памяти. Закреплять знания об истории появления украшений из стекла, бус и бисера | Бисер, проволока, ножницы | 2 ООД 13 и 20 января. | ||||||||
«Браслет» | Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук, технические навыки и умения. Способствовать развитию внимания, мышления, памяти. Обогащать речь детей, расширять словарный запас, побуждать к проговариванию своих действий. | Бисер, проволока, ножницы | 1 ООД 27 января | |||||||||
«Брелок для ключей в подарок папе» | Закреплять умение выполнять параллельное плетение из бисера. Побуждать детей к художественному творчеству путем постановки интересных, разнообразных творческих заданий, предполагающих выход на самостоятельное решение. | |||||||||||
День защитника Отечества ( с 01.02 по 19.02.2015г) | Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук, технические | |||||||||||
навыки и умения. Способствовать развитию внимания, мышления, памяти. Формировать умение работать со схемой, предложенной взрослым, дополнять или изменять её. Воспитывать любовь к близким людям. | Бисер, проволока | 2 ООД 3 и 10 февраля. | ||||||||||
« Подарочек» | Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук, технические навыки и умения. Способствовать развитию внимания, мышления, памяти. Обогащать речь детей, расширять словарный запас, побуждать к проговариванию своих действий. Воспитывать любовь к празднику, создать радостное настроение. Формировать умение работать со схемой, предложенной взрослым. | Бисер, проволока, ножницы | 17 февраля | |||||||||
Международный | ||||||||||||
«Красивый цветок для мамы». (подарок маме) | Познакомить детей со схемой плетения, последовательностью. Развивать умение нанизывать бисер на проволоку, чувство ритма. Воспитывать трудолюбие, желание сделать приятное маме. | Бисер, образцы изделий из бисера, бумага, картон, клей, проволока, ножницы. | 2 ООД 24 и 2 марта | |||||||||
Народная | ||||||||||||
«Мышка» | Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук, технические навыки и умения. Способствовать развитию внимания, мышления, памяти. Обогащать речь детей, расширять словарный запас, побуждать к проговариванию своих действий. Формировать умение работать со схемой, предложенной взрослым | Бисер, проволока, ножницы | 2 ООД 9 и 16 марта | |||||||||
«Олень» | Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук, технические навыки и умения. Способствовать развитию внимания, мышления, памяти. Обогащать речь детей, расширять словарный запас, побуждать к проговариванию своих действий. Формировать умение работать со схемой, предложенной взрослым | Бисер, проволока, ножницы | 1ООД 23 марта | |||||||||
| ||||||||||||
«Конфета» | Совершенствовать знакомые приёмы плетения. Прививать основы культуры труда. Формировать эстетический и художественный вкус | Бисер, проволока, ножницы | 1ООД 30 марта | |||||||||
Весна | ||||||||||||
«Ракета» | Продолжать знакомить детей с техникой параллельного плетения. Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук, технические навыки и умения. Способствовать развитию внимания, мышления, памяти. Обогащать речь детей, расширять словарный запас, побуждать к проговариванию своих действий. Формировать умение работать со схемой, предложенной взрослым | Бисер, проволока, ножницы | 2 ООД 6 и 13 апреля | |||||||||
День Победы | Изготовление подарков сотрудникам детского сада. | Формировать умение плести с опорой на образец, следуя словесным указаниям педагога. Укреплять дружеские взаимоотношения между детьми. Воспитывать трудолюбие, желание сделать приятное работникам детского сада. | Бисер, проволока, ножницы | |||||||||
2 ООД 20 и 27 апреля |
Требования к уровню подготовки воспитанников
К концу года дети могут:
- использовать в своих работах приемы низания на проволоку: параллельное плетение, объёмное плетение, петельное плетение и др,
- работать в соответствии с инструкцией взрослого
- организовывать свое рабочее место.
Список литературы:
1. Аксенова, М. Развитие тонких движений рук у детей с нарушениями речи. М. Аксенова //Дошкольное воспитание. – 2007.
2. Бабкова О. Школа рукоделия – М., 2011.
3. Безруких, М.М. Тренируем пальчики. М.М. Безруких. – М.: Дрофа, 2000.
4. Белая, А.Е. Пальчиковые игры. А.Е. Белая - М.: Астрель, 2001.
5. Божко Л. Бисер, уроки мастерства. – М., 2002.
6. Гаврина, С.Е. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. С.Е. Гаврина– Ярославль: Академия Холдинг, 2002.
7. Золотарева, Е. Подарки из бисера – М., 2010.
8. Исакова Э. Ю., Стародуб К.И., Ткаченко Т. Б. Сказочный мир бисера. Плетение на леске. – Ростов-на- Дону 2004.
10. Косинова, Е.М. Гимнастика для пальчиков. Е.М. Косинова. - М.: Олма-Пресс, 2001.
12. Лукашина, М.М. Готовим руку к письму. М.М. Лукашина -М.: Карапуз, 2007.
14. Павлова, Л. Значение развития действий рук. [Текст]/ Л. Павлова // Дошкольное воспитание. – 2004. - №1. –С. 27-29.
15.Позднякова, Я.Ю. Игры и упражнения для развития речи и мелкой моторики : для детей 4-6 лет [Текст]: Пособие для детей, родителей и воспитателей /Я.Ю. Позднякова. -СПб.: Литера, 2004. - 31 с. : ил
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кружок по ручному труду и конструированию
Каждый из нас в детстве смастерил своими руками хотя бы одну игрушку, и именно эта игрушка долгое время была самой любимой, потому что мы вложили в нее свою душу....
Кружок эстетического развития "Сказки дядюшки Холста"
На занятиях кружка «Сказки дядюшки Холста» дети знакомятся с миром деятельности художника, выразительными средствами искусства; идет работа по развитию навыков восприятия произведений различных в...
Кружок эстетического развития "Сказки дядюшки Холста"
На занятиях кружка «Сказки дядюшки Холста» дети знакомятся с миром деятельности художника, выразительными средствами искусства; идет работа по развитию навыков восприятия произведений различных в...
Кружок "Радуга цвета" с использованием методов арт-терапии
В последние годы широкое применение получило использование методов арт-терапии в дошкольных учреждениях в качестве социально-педагогической коррекции эмоциональной сферы детей.В дошк...
Кружок по рисованию
Целью работы кружка является - совершенствование и углубление изобразительных навыков, раскрытие творческого потенциала ребенка, используя различные техники и жанры изобразительного искусства, формиро...
Кружок "Мир сенсорики"( кружок по развитию сенсорных эталонов у детей в первой младшей группе).
Аннотация на парциальную программу1. Название программы: "Мир сенсорики"( кружок по развитию сенсорных эталонов у детей в первой младшей группе).2. Разработчик: воспитатель Бабикова Елена...
Кружок для детей 6-7 лет на 2018-2019 год "Здоровый малыш"Кружок для детей 6-7 лет на 2018-2019 год "Здоровый малыш"
Кружок для детей 6-7 лет на 2018-2019 год "Здоровый малыш"...