Дополнительное образование по лепке Пластилиновая азбука"
рабочая программа по аппликации, лепке (старшая группа) на тему

Сафина Файруза Латифовна

 Как научить ненавязчиво и увлекательно выучить буквы русского алфавита,при этом развивая моторику пальцев,  мышление,фантази и речь?  Поможет интегрированный кружок по художественному творчеству с речевым развитием.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plastilinovaya_azbuka.docx46.16 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Актуальность программы «Пластилиновая азбука»заключена в том, что ребенок учится познавать мир и осознавать себя и свое  место в нем, единство человека и природы, расширяя возможности изобразительной деятельности детей, не навязчиво обучать детей грамоте, через игровые приемы с использованием модулей, чистоговорки.На занятиях используются не только приемы традиционной техники лепки, но и нетрадиционные-пластилинография.

         Особенностью данной Программы является то, что игровая ситуация, знакомит детей с нетрадиционной техникой изобразительной деятельности – пластилинографией, в которых  учтены возрастные, физиологические, психологические и познавательные особенности детей подготовительного возраста.

Данная работа направлена на развитие мелкой моторики пальцев и кисти рук. Ведь на данный момент ребенок недостаточно подготовлен к усвоению учебной программы, у многих детей ослаблена мелкая моторика пальцев рук.В ходе проведения занятий по данной тематике активизируется мышление детей, речь, усидчивость, формируется умение поэтапного планирования работы. В этом заключена педагогическая целесообразность данной программы.

Основная цель программы кружковой работы: «Пластилиновая азбука»:научить детей способам создания предметов  изобразительного искусства, выучить часть букв русского алфавита, умение составлять несложные слоги.

Цели программы кружковой деятельности:

  • Развивать умение детей создавать выразительные образы посредством объёма и цвета;
  • Расширять представления детей об окружающем мире природы;
  • Прививать детям основы экологической культуры, бережного отношения к окружающей природе, развивать познавательные интересы к ней;

Развивать взаимосвязь эстетического и художественного восприятия в творческой деятельности детей;

  • Развивать мелкую моторику, глазомер;
  • Воспитывать усидчивость, аккуратность, желание доводить начатое дело до конца

Возраст детей, участвующих в кружковой деятельности 5-7 лет. Срок реализации программы 2 года. ООД проводятся в течение учебного года 1 раза в  неделю, во второй половине дня, длительность ООД в старшей группе - 25 минут. Форма проведения ООД – традиционная. Образовательная деятельность содержит много познавательной информации, насыщена играми, игровыми ситуациями, физкультминутками.

В итоге работы планируется оформление  работ детей в форме выставки, выполнение совместных работ детьми, отчета о проделанной работе.

Показатели развития

К концу  года ребенок:

  • Овладевает основными навыками и умениями лепить предметы разной формы;
  • выучить буквы  русского алфавита;
  • Создавать небольшие сюжетные композиции, передавая пропорции, позы и движения фигур;
  • Вырабатывать усидчивость;
  • Развивает мелкую моторику пальцев
  • Сохраняет интерес к занятию

             

                             Тематическое планирование                                                                        

      Методическое обеспечение  кружковой программы.        

Название темы

Форма проведения

Цели

Методы и приемы организации

Средства

1

Аквариум

ООД

1.Уточнить и расширить знания детей о подводном мире, о многообразии его обитателей.

2Углублять знания создавать выразительный и интересный сюжет в объёме.

3.Совершенствовать технические и изобразительные навыки и умения, использовать бросовый материал.

4.Воспитывать любознательность, интерес ко всему окружающему

наглядно-словесный, практический рассматривание иллюстраций, показ, объяснение, беседа

Пластилин, стеки, доски, салфетки, иллюстрации с изображением обитателей подводного мира, мягкий модуль с изображением  буквы «А»

2-3

Паук

ООД

1.Закрепить знания детей о насекомых, о их внешнем облике, повадкам.

2. Развивать умение детей делать фон для работы, использовать приемы лепки(раскатывание, круговыми и прямыми движениями,сглаживание, сплющивание)

2.Развивать внимательность;

3.выучить букву «П», закрепить  знания чистоговорками

Наглядно-словесный, рассматривание иллюстраций, чтение загадок, чтение стихотворения «Паучок» Т.Травника

мягкий модуль с изображением  буквы «П»

1.Развивать умения детей лепить паука. Упражнять детей лепить объекты из отдельных деталей.

2.Закреплять навыки работы с пластилином на горизонтальной плоскости, передавая полуобъемное изображение предметов

3.Воспитывать  интерес к природе,насекомым.

Анализ внешнего облика паука. Показ воспитателем техники выполнения образца, объяснение Практический

работа по образцу, показ воспитателем образца техники выполнения работы

Иллюстрации «Насекомые»

4-5

Обезьянка

ООД

1.Расширять представление детей  о животных жарких стран,  их повадках.

2.Развивать световосприятие;

3.Развивать умения изображать обезьяну из отдельных деталей, используя имеющиеся умения и навыки скатывания, расплющивания, деления на части при помощи стеки;

4.выучить  букву «О», закрепить  знания чистоговорками

5. научить детей составлять слоги с буквами «П»,«А»,«О»: па-по, ап-оп.

Словесный: беседа о ; наглядный (показ воспитателем, работа по образцу),:

рассматривание иллюстраций; практический:

( выполнение работы)

Иллюстрации «Животные жарких стран.

Обезьяна» пластилин,

стека, доска, салфетки; мягкий модуль с изображением  буквы «О»

6

Змейки

ООД

1.Расширять представление детей  о многообразии живых существ, населяющих нашу планету, места их обитания.

2.Развивать световосприятие,

3.Формировать умения лепить туловище змеи из пластилина 2-х цветов -  посредствам перекручивания между собой.

4.Закреплять умение украшать объект узором, используя навыки скатывания, расплющивания

5.выучить букву «З»,закрепить  знания чистоговорками

Словесный: беседа о пресмыкающихся; наглядный (показ воспитателем, работа по образцу),:

рассматривание иллюстраций; практический:

( выполнение работы)

Иллюстрации «пресмыкающиеся» игрушки: змея, пластилин,

стека, доска, салфетки; мягкий модуль с изображением  буквы «З»

7-8

Разные деревья осенью

ООД

1.Развивать умения передавать в работе характерныеособенности внешнего строения разных  деревьев посредством пластилинографии.

2.Расширять знания детей лепить деревья, используя приемы лепки раскатывания круговыми и прямыми движениями, сглаживания,сплющивания

 3.Воспитывать интерес к природе

4.выучить  букву «Д», закрепить  знания чистоговорками

5.научить детей составлять слоги с буквой «Д»:да-до,од-ад.

Словесный (беседа, устное изложение, наглядный (показ иллюстраций, показ воспитателем образца, работа по образцу), практический выполнение работ, подготовка фона;

Плотный картон синего цвета 1.2, набор пластилина. Салфетка для рук. Репродукции картин художников по теме; мягкий модуль с изображением  буквы «Д»

9.

Осенние листочки

ООД

1.Развивать умения детей изображать листья, используя пластилин.

2.Продолжать формировать желание детей лепить листья, используя ранее изученные приемы лепки

3.Воспитывать умение аккуратного использования пластилина в своей работе.

4.выучить  букву «Л», закрепить  знания чистоговорками

5.научить детей составлять слоги с буквой «Л»:ла-ло-ол-ал.

Словесный

наглядный, игровой

беседа, показ воспитателем техники выполнения работы, показ образца, объяснение

Цветной картон, набор пластилина, стеки, салфетки,

мягкий модуль с изображением  буквы «Л»

10-11

Совушка-сова Большая голова

ООД

1.Расширять представления детей о лесной птице – Сове, об особенностях внешнего облика, образе жизни

2.Формировать умение  детей лепить аккуратно.

3.Воспитывать интерес к обитателям леса

Игровой (сюрпризный момент), наглядно-словесный. Загадывание загадки, рассматривание иллюстраций, беседа

Предметные картинки: «Птицы»;

Картон фиолетового (синего) цвета. Пластилин, доска,

1Развивать умения изображать сову из отдельных деталей, используя имеющиеся умения и навыки скатывания, расплющивания, деления на части при помощи стеки

2.Развивать творческое воображение, воспиты-

вать усидчивость, интерес к занятию

3. выучить  букву «С», закрепить  знания чистоговорками

4.научить детей составлять слоги с буквой «С»:са-со,ос-ас.

Практический выполнение работ, наглядно-словесный беседа, показ воспитателем, выполнение по образцу

Картон фиолетового (синего) цвета. Пластилин, доска, стека, салфетки, мягкий модуль с изображением  буквы «С»

12-13

Котик с клубочком

ООД

1. Формировать навыки предавать строение фигуры кошки, разные положения туловища животного, закрепить приемы изображения предмета из отдельных частей,используя приемы лепки (раскатывания, сплющивания, сглаживание)

2.Развивать любознательность

3.Воспитывать любовь к животным бережное отношение к братьям меньшим.

4. выучить  букву «К», закрепить  знания чистоговорками

5.Составлять слоги ка-ко-ак-ок

Игровой, наглядно-словесный

показ, объяснение, беседа, рассматривание иллюстрации

Иллюстрации с изображением разных пород кошек, игрушки: кошки, мягкий модуль с изображением  буквы «К»

14-15

Снеговик

ООД

1.Продолжать формировать навыки детей изображать снеговика, передавать особенности внешнего вида (строение туловища, головы, рук), лепить объекты из отдельных деталей

2.Закреплять навыки раскатывания, сплющивания

3. Повторить букву «С», закрепить  знания чистоговорками

4.научить детей составлять слоги с буквой «С»:са-со,ос-ас.

Словесный (беседа, устное изложение), наглядный

показ воспитателем техники выполнения работы, выполнение по образцу, практический индивидуальная работа детей

Предметные картинки о зиме, иллюстрации «Снеговик» Плотный картон голубого (синего) цвета ½, набор пластилина, белая яичная скорлупа, салфетки для рук. мягкие модули «П», «С», «О», «А», «З».

16-17

Одуванчики – цветы, словно солнышко желты

ООД

1Формировать способность создавать образы растений в нетрадиционной техники исполнения -пластилинографии, используя имеющиеся навыки и умения работы с пластилином (сглаживания, сплющивания,раскатывания круговыми и прямыми движениями)

2.Продолжать расширять кругозор и знания детей о природе.

3.Развивать пространственные представления

4. Воспитывать  интерес к окружающему миру, формировать представления о природе.

5.Повторить буквы П,Д,З и составление слогов па-по-до-да-за-зо.

Словесный, (показ, объяснение, устное изложение), наглядный, рассматривание цветка, показ образца, практический (выполнение работ детьми)

Картон синего цвета ½, Пластилин доска, стека, салфетки, иллюстрация с изображением одуванчика, мягкие модули «П»,»Д», «О», «А», «З».

18-19

Eлка

ООД

1.Развивать умения передавать в работе характерные особенности внешнего строения разных  деревьев посредством пластилинографии.

2.Расширять знания детей лепить зимние елки, используя приемы лепки раскатывания круговыми и прямыми движениями, сглаживания, сплющивания

 3.Воспитывать интерес к природе

4.выучить  букву «Е», закрепить  знания чистоговорками

5.научить детей составлять слоги с буквой «Е»:де-ле-пе-се-ке-зе.

Словесный (беседа, устное изложение, наглядный (показ иллюстраций, показ воспитателем образца, работа по образцу), практический выполнение работ, подготовка фона;

Плотный картон синего цвета 1.2, набор пластилина. Салфетка для рук. Репродукции картин художников по теме; мягкий модуль с изображением  буквы «Е»

20-21

Улитка

ООД

1.Расширять знания и представления детей об особенностях внешнего вида улитки

2.Углублять знания детей: наносить мазки пластилином, плавно «вливая» одни цвет в другой, на границе их соединения.

3.Развивать любознательность

4.выучить  букву «У», закрепить  знания чистоговорками

5.научить детей составлять слоги с буквой «У»:уз-уп-ул-уд-уа-ау-зу-лу-ду-пу.

Игровой, наглядно-словесный беседа рассматривание иллюстраций

Иллюстрации «Молюсков», мягкий модуль с изображением  буквы «У»

22-23

Бабочки

ООД

1.Расширять знания и представления детей об особенностях внешнего вида бабочки.

2.Углублять знания детей: наносить мазки пластилином, плавно «вливая» одни цвет в другой, на границе их соединения.. Познакомить с симметрией на примере бабочки.

3.Развивать любознательность

4.выучить  букву «Б», закрепить  знания чистоговорками

5.научить детей составлять слоги с буквой «Б»:ба-бо,бу,бе-об-аб,уб.

Игровой, наглядно-словесный беседа рассматривание иллюстраций

Иллюстрации «Насекомые», мягкий модуль с изображением  буквы «Б»

1.Развивать умение детей раскатывать колбаски или шарики, составлять из них узор, повторяя его на каждом крылышке

2.Развивать моторику рук

3.Воспитывать любовь к природе, аккуратность

Наглядно-словесный, рассматривать иллюстраций, беседа; практический выполнение работ

Картон голубого цвета ½, пластилин, стека, доска, салфетки

24-25

Мишка-косолапый

ООД

1.Дать детям  представление об образе  жизни буровых медведей, о том, как приспоблены к жизни в природных условиях

2.Продолжать учить использовать стеку для придания шерсти необходимой структуры (мохнатость).

3.Воспитывать аккуратность в работе

Словесный (беседа, устное изложение), наглядный (показ, объяснение, выполнение по образцу, исполнение воспитателем),  игровой

Иллюстрации диких животных. Предметные картинки

1.Продолжать развивать умение детей  изображать фигуру медведя способом пластилинографии, передавая строение тела животного, пропорции и характерные детали

2.Закреплять умение аккуратно соединять части в единое целое путем промазывания, сглаживания

3.выучить  букву «М», закрепить  знания чистоговорками

4.научить детей составлять слоги с буквой «М»:ма-мо-му,ме-ом-ам,ум-ем.

Словесный беседа, изложение), наглядный показ образца, показ воспитателем техники выполнения работы, практический выполнение работ

Плотный картон зеленого цвета ½, набор пластилина, салфетка для рук, стека, мягкий модуль с изображением  буквы «М»

26-27

Волшебная корзиночка

ООД

1.Развивать умения создавать лепную картину с выпуклым изображением корзины с овощами.

Сформировать у детей обобщённое представление об овощах.

Развивать умение лепить корзину с овощами, из нескольких деталей, стараясь четко передать сходство с настоящими овощами

2.Развивать умение видеть связь между реальной формой и формой, изображаемой, 3.Закрепление букв «К», «О».Умение составлять простейшие слоги с ними.

Практический, наглядно-словесный

Выполнение работ, рассматривание иллюстраций, беседа, показ воспитателем, выполнение по образцу

Муляжи, иллюстрации овощей, силуэт корзинки. Пластилин, стеки, доски.

Мягкие модули с изображением  букв «К», «О», «У», «Б», «З».

28-29

Три поросенка

ООД

1.Закрепить и расширить знания детей об особенностях внешнего вида поросенка

2.Развивать мелкую моторику

3.Воспитывать аккуратность

Игровой, словесный, загадывание загадок о животных наглядный, рассматривание иллюстраций, беседа, показ воспитателем

Игрушки: поросенок, иллюстрации: «Домашние животные». Мягкие модули с изображением  букв «П», «О», «У», «А», «Е».

1.Продолжать формировать умения расплющивать шарик в любом месте основы, сглаживания ножек и туловища и закручивать спиральку

2.Развивать мелкую моторику рук

3.Закрепление букв «П». Умение составлять простейшие слоги с ними. Па-пу-по-пе

Наглядный показ, объяснение Практический выполнение работ, подготовка фона

Картон зеленого цвета, пластилин, стека, доска, салфетки

30-31

Ежик

ООД

1.Закреплять познавательный интерес к природе

2.Развивать желание детей лепить ежа, старясь передать точную форму, изображения мелких деталей объекта, используя ранее изученные приемы лепки (сглаживание, раскатывание круговыми и прямыми движениями, сплющивание)

 3.Воспитывать интерес к диким животным

4.Закрепление звука Ё.

Словесный

(беседа, устное изложение), наглядный (рассматривание иллюстраций), игровой (физкультминутка), практический (подготовка фона, выполнение работ детьми, использование бросового материала)

Иллюстрации с изображением ежа, плотный картон зеленого цвета ½.Простой карандаш, стека, Половинки зубочисток. Мягкий модуль с изображением  буквы «Ё».

32-33

Лебеди

ООД

1.Формировать умение детей преобразовывать шар в овал, расплющивать его,  сохраняя исходную форму. Скатывать колбаску с заостренным концом, выгнуть дугой.

 2.Развивать умения и навыки детей скатывания, расплющивания, разглаживания.

3. Закрепитть букву «Л» с помощью   знаний чистоговорками

4.научить детей составлять слоги с буквой «Л»:ла-ло-ол-ал.

Игровой, словесный, слушание песенки «Лебедь», беседа наглядный, рассматривание иллюстраций: «птицы»

Статуэтки «Лебедь», картины из серии «Птицы», картон голубого цвета 1/2, пластилин, стека, доска, салфетки. Мягкий модуль с изображением  буквы «Л», «А», «О», «У», «Е», «Ё».

34-36.

Чему мы научились за год?

НОД

1.Формировать умения, навыки изобразительной деятельности. Закрепить знания, полученные в ходе занятий.

 2.Углублять знания делать выводы, получать удовольствие от полученных результатов

Словесный (беседа, устное изложение) наглядный практический (выполнение работ детьми)

Пластилин, стека, картон, иллюстрации


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа по дополнительному образованию детей дошкольного возраста «Азбука культурного поведения» (для детей дошкольного возраста)

Современное общество перед воспитателями, педагогами и родителями задачу воспитания высокообразованного и хорошо воспитанного молодого поколения, владеющего всеми достижениями созданной человече...

Программа дополнительного образования Музыкально - эстетическое развитие детей дошкольного возраста в условиях ДОУ "Музыкальная азбука"

Программа предназначена для музыкальных руководителей, по заявке возможно полное размещение учебного материала ...

Образовательная программа дополнительного образования детей «Азбука общения»

Пояснительная записка. Общение — процесс передачи и приема вербальной и невербальной информации, основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деят...

Образовательная программа дополнительного образования детей «Азбука общения»

Пояснительная записка. Общение — процесс передачи и приема вербальной и невербальной информации, основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деят...

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ для детей среднего дошкольного возраста кружок «АЗБУКА БЕЗОПАСНОСТИ»

Программа кружка по основам безопасности жизнедеятельности воспитанников дошкольного образовательного учреждения представляет собой краткое тематическое изложение содержания кружка, включающего сведен...

Дополнительное образование (кружок "Шахматная азбука")

Материалы по дополнительному обрапзованию воспитанников...

Программа дополнительного образования по ПДД «Азбука дорожной безопасности» для детей средней группы (4-5лет)

Программа "Азбука дорожной безопасности" - это работа на перспективу. Чем раньше научим детей культуре поведения на дорогах и улицах , тем  меньше будет неприятных происшестви...