П Р О Е К Т по развитию творческих способностей «БУМАЖНАЯ ФАНТАЗИЯ»
проект по аппликации, лепке (старшая группа) на тему
Существует актуальная потребность в ознакомлении детей с миром бумаги, поскольку бумага с каждым годом все меньше места занимает в быту, и ребенок мало её использует. Недостаточная степень развития технических навыков тормозит работу воображения, сковывает детскую инициативу, снижает качество результатов деятельности. И наоборот: если ребенок успешно овладевает техническими навыками: обрыванием, сминанием, сгибанием, скручиванием, это приводит к успешному овладению сенсорными эталонами; приобретению поисковой деятельности; усвоению простейших навыков совместной работы; активному общению друг с другом и воспитателем; стимулированию творческого отношения к работе.
Работа с бумагой при направленном руководстве и при использовании соответствующих возрасту методов и приемов дают обучающий и развивающий эффект.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 610.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида детский сад №50
П Р О Е К Т
по развитию творческих способностей
«БУМАЖНАЯ ФАНТАЗИЯ»
Подготовила воспитатель: Лебедева Е.Б.
г. Североморск
2014
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Вид проекта: познавательно – творческий.
Продолжительность проекта: долгосрочный (1 год).
Участники проекта: дети подготовительной коррекционной группы «Гнездышко», воспитатели, родители.
Актуальность: Аппликация – это декоративно–силуэтный способ изобразительной деятельности. Дети должны уметь вырезать из бумаги различные силуэты, узоры, орнаменты, наклеивать их на цветной фон, создавая определенную гармонию. При этом у ребенка развивается координация движений рук, самоконтроль, а в работе с бумагой, ножницами приобретаются технические навыки.
Существует актуальная потребность в ознакомлении детей с миром бумаги, поскольку бумага с каждым годом все меньше места занимает в быту, и ребенок мало её использует. Недостаточная степень развития технических навыков тормозит работу воображения, сковывает детскую инициативу, снижает качество результатов деятельности. И наоборот: если ребенок успешно овладевает техническими навыками: обрыванием, сминанием, сгибанием, скручиванием, это приводит к успешному овладению сенсорными эталонами; приобретению поисковой деятельности; усвоению простейших навыков совместной работы; активному общению друг с другом и воспитателем; стимулированию творческого отношения к работе.
Работа с бумагой при направленном руководстве и при использовании соответствующих возрасту методов и приемов дают обучающий и развивающий эффект.
Проблема: недостаточный уровень развития изобразительных умений и навыков у детей, который является препятствием для успешного овладения изобразительной деятельности в дальнейшем.
Цель проекта: Сформировать разностороннее и гармоничное развитие детей старшего дошкольного возраста, и подготовка их к школе по средствам нетрадиционной работы с бумагой.
Задачи проекта:
- Учить детей работать с бумагой с помощью ножниц и без них (вырезать, отрезать, надрезать, отрывать, сминать, складывать);
- Развивать художественно - творческие способности (умение передавать форму и строение предмета, цвет и сочетание цветов, пропорциональность частей композиции, располагать красиво предметы в композиции, использовать разные приемы работы с бумагой для решения замысла);
- Развить эстетический вкус, образное мышление, речь, пооперационные действия, необходимые для обучения в школе;
- Воспитывать аккуратность, самостоятельность.
Виды деятельности: практическая деятельность, продуктивная деятельность, конструирование из бумаги, беседы, организованная деятельность, дидактические игры, домашние задания для детей и родителей.
Предполагаемый результат:
для детей:
- Овладение практическими навыками нетрадиционной работы с бумагой.
- Овладение знаниями о качествах различного материала.
- Осуществление дифференцированного подхода к детям, обладающим разным уровнем умений и навыков аппликации и степенью проявления самостоятельности.
- Овладение пооперационными действиями.
- Формирование умения владения инструментами (особенно ножницами).
для родителей:
- Включение родителей воспитанников в педагогический процесс как равноправных партнеров.
- Расширение знаний родителей в эстетических и педагогических вопросах образования детей.
для педагогов:
- изучить данную тему, разработать и оформить иллюстрационный, художественный, видеоматериалы для реализации проекта.
Этапы реализации проекта:
I этап (подготовительный):
- Подбор и изучение методической литературы.
- Подбор диагностического материала.
- Анкетирование родителей.
- Консультация для родителей «Аппликация для дошкольников».
- Подбор и приобретение дидактического материала для занятий.
- Приобретение и изготовление настольно – печатных и дидактических игр.
- Диагностика детей.
- Разработка перспективного плана тематики, содержания и конспектов занятий на учебный год.
II этап (содержательный):
Месяц | Тема занятия | Задачи | Материал |
Сентябрь | Знакомство с бумагой | Познакомить детей с разными видами бумаги, определить их фактуру и плотность. | Бумага цветная, салфетки, гофрированная бумага, картон, оберточная бумага. |
«Фрукты на блюде» | Учить подбирать цвета бумаги, вырезать предметы закругляя углы. | Цветная бумага, ножницы. | |
Октябрь | «Листопад» | продолжать знакомить детей с бумагой и ее свойствами (сминается, рвется, разрезается); Учить мять бумагу, скатывать из нее комочки, приклеивать их к указанному месту (кружочек); Формировать интерес и положительное отношение к аппликации; Формировать навыки совместной работы. | Бумажные салфетки желтого и красного цвета, клей в розетках, матерчатые салфетки, листы бумаги-картона, осенние листочки. |
«Пчелка» | Продолжать знакомить детей со свойствами бумаги; Учить полоску бумаги превращать в «гармошку»; Формировать умение располагать элементы в указанном месте; Воспитывать аккуратность в работе с клеем. | Цветная бумага, цветной картон, клей в розетках, матерчатые салфетки. | |
Ноябрь | Путешествие в страну «Осень» | Учить создавать выразительный образ осеннего дерева, применяя различные технические приемы аппликации (обрывание, выщипывание, сминание); развивать координацию кисти рук. | Цветная бумага, ножницы. |
Рыбки в аквариуме | Учить применять различные приемы аппликации: вырезывание круглых форм, скручивание. | Цветная бумага, салфетки. | |
Декабрь | «Забавный снеговик» | Вызвать интерес к изображению снеговика; Формировать белые комочки из салфеток, раскатывать, обмакивать в клей и прикладывать по контуру, упражняя в плотном присоединении одного элемента к другому; Развивать чувство формы; Воспитывать аккуратность, самостоятельность, интерес к совместной продуктивной деятельности. | Белые бумажные салфетки, листы бумаги с нарисованными кругами (в виде снеговика), детали для оформления снеговика (нос, глаза, ведерко – шляпа), клей в розетках, матерчатые салфетки, изображения снеговика, развивающая игра «Собери снеговика». |
Январь | «Белая береза» | Учить сочетать разные изобразительные техники (ап-аппликация и рисование). Развивать чувство цвета. | Цветная бумага, салфетки. |
Заснеженный дом | Учить создавать образ заснеженного дома, применяя различные техники аппликации (сминание, обрывание, накладная); расширить спектр технических приемов обрывания (разрывание, обрывание, выщипывание, сминание). | Цветная бумага, ножницы, клей, бумажные салфетки белого цвета. | |
Февраль | «Стрекоза» | Учить из полоски бумаги складывать крылышки; Формировать умение располагать элементы в указанном месте; Воспитывать аккуратность в работе с клеем. | Цветная бумага, клей, ножницы, салфетки. |
«Подарки для пап и дедушек» | Учить вырезать детали, сложенные пополам. Формировать умение располагать вырезанные формы на листе в определенном порядке и наклеивать в соответствии с сюжетом. | Цветная бумага, ножницы, клей. | |
Март | «Открытка к 8 марта» | Учить делать цветок из салфетки. Упражнять в разнообразных, индивидуальных умениях детей. Воспитывать аккуратность, самостоятельность, интерес к совместной продуктивной деятельности. Создавать радостное настроение, желание создавать открытку. | Картон вырезанный в виде 8 на каждого ребенка, салфетки желтого, красного, белого цвета, клей в розетках, матерчатые салфетки. |
«Оформление праздничных букв» | Учить делать цветок из салфетки. Учить составлять сюжетную композицию. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать терпение и усидчивость. | Цветной картон и цветные салфетки по числу детей, ножницы, клей ПВА или клей-карандаш, степлер. | |
Апрель | «Звезды и кометы» | Учить вырезать пятилучевые звезды, хвост кометы из рваной, мятой и скрученной бумаги. | Фольга, цветная и фактурная бумага, клей серпантин, ножницы. |
«Бабочки» | Продолжить учить составлять композицию, выбирая по своему желанию цветные салфетки. Формировать активное доброжелательное отношение к окружающему миру. | Бабочки из картона, разноцветные салфетки, клей в розетках, матерчатые салфетки. | |
Май | «Бабочка» | Учить из полоски бумаги создавать крылышки. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать аккуратность. | Цветная бумага, клей, ножницы. |
«Маки» | Учить детей создавать объемную аппликацию, изображая образ распустившегося цветка. Продолжать учить вырезать круглые формы, складывание квадрата по диагонали «гармошкой». | Бумажные салфетки, цветная бумага, ножницы, клей. |
III этап (итоговый):
- Итоговая диагностика детей.
- Анкетирование родителей.
- Презентация работы.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ
«Знакомство со свойствами бумаги»
Задачи:
- Познакомить детей со свойствами бумаги, разнообразием ее видов.
- Учить правильно отбирать бумагу для изготовления фигурок в стиле оригами.
Оборудование: Конверт с набором бумаги разных видов для каждого ребенка, небольшой лист толстого картона, таз с водой.
Ход занятия:
- Попробуйте догадаться, о чем я говорю: она бывает тонкой и толстой, белой и цветной, гладкой и шероховатой, из нее складывают фигурки в стиле оригами.
Дети: - О бумаге.
- Правильно. Откройте конверты, которые лежат перед вами, и посмотрите, какая бумага там находится. Давайте определим, какой бывает бумага, какими свойствами она обладает.
Потрогайте бумажные листочки, рассмотрите их внимательно и скажите: вся ли бумага одинакова? (ответы детей)
- Сейчас мы узнаем, какими свойствами обладает бумага. Попробуйте ее смять. Как вы думаете, любую бумагу можно смять? Вся бумага мнется: и толстая, и тонкая, и шероховатая, и гладкая, только для этого нужно прилагать разные усилия. Теперь разгладьте бумагу, которую вы смяли. Стала ли она такой же, какой была?
- Значит, смятая бумага при разглаживании свой прежний вид не принимает.
Поэтому, напоминаю: когда будете мастерить поделки в стиле оригами, складывать бумагу нужно не поспешно, а очень аккуратно, хорошо проглаживая сгибы.
Взрослый показывает большой лист картона.
- Эта плотная бумага называется картоном. Каким бывает картон?
Дети. Тонкий, толстый, белый, цветной.
- Найдите у себя на столе кусочек толстого картона. Попробуйте его разорвать. Да, картон разорвать непросто. Теперь попробуем разорвать обычный лист бумаги. Трудно было его порвать?
- Обычная бумага легко рвется, она непрочная. Как вы думаете, что будет с бумагой, если ее намочить? Какая бумага размокнет быстрее: салфетка или альбомный лист? Давайте попробуем намочить эти виды бумаги и понаблюдаем за ними. (опускает в таз с водой салфетку, альбомный лист) Что вы видите? Какая бумага размокла быстрее? (Ответы детей)
Итог занятия: Взрослый вместе с детьми рассуждает о том, где в жизни мы встречаемся с бумагой и какой бумагой лучше пользоваться для изготовления поделок.
«Фрукты на блюде»
Задачи:
- Учить детей создавать объемный предмет (яблоко).
- Продолжать учить детей вырезать симметричные предметы (яблоки, фрукты) из бумаги, сложенной в двое.
- Развивать зрительно- двигательную координацию.
- Воспитывать у детей интерес к сотворчеству и радоваться полученному результату.
- Воспитывать целеустремленность, аккуратность в работе.
Оборудование: квадраты из цветной бумаги, зеленый, желтый, красный, алый, ножницы, клей, салфетка, клеенчатая салфетка, блюдо из бумаги, плакаты, фрукты.
Предварительная работа:
- Рассматривание и обследование фруктов (качественных муляжей);
- Беседа о фруктах (яблоки).
- Дидактическая игра “Угадай на вкус” (яблоко, апельсин, банан).
Ход занятия:
В: Приглашает детей с помощью колокольчика. (Дети подходят).
В: Сядет тот, кто фрукты назовет. (Дети по очереди называют фрукты, например: груша и садятся на свой стул).
В: Дети мы с вами будем делать аппликацию фрукта, а какого, вы узнаете, если отгадаете! У вас на столе лежат конверты. В каждом лежит подсказка, но открыть конверты нужно поочередно. Какой откроем конверт?
Дети: Конверт под № 1.
В: Открывай Артур. (Ребенок открывает конверт и достает первую подсказку с изображением дерева). Что нарисовано?
Дети: Дерево.
В: Правильно! Этот фрукт растет на дереве.
В: Какой откроем конверт?
Д: Конверт № 2. (ребенок открывает конверт и достает подсказку, где нарисовано несколько изображений: груша, чайник, яблоко).
В: Что нарисовано! (Дети должны определить и ответить).
Дети: Груша, яблоко, чайник.
В: Что лишнее?
Дети: Чайник.
В: Почему!
Дети: Чайник посуда.
В: Груша и яблоко — это что?
Дети: Фрукты.
В: Молодцы! Какой откроем конверт!
Дети: Конверт № 3. (ребенок открывает конверт и достает квадраты: зеленый, красный и желтый).
В: Что это?
Дети: Квадраты.
В: Какого цвета?
Дети: дети называют цвет.
В: Этот фрукт растет на дереве, и может быть зеленого, красного, желтого цвета, а может быть зелено- красный или желто- красный.
В: Вы догадались? Какой это фрукт.
Дети: Да! Это яблоко.
В: Откроем конверт под № 4 и посмотрим! (ребенок открывает конверт под №4 и достает подсказку, где нарисовано яблоко).
В: Что там!
Дети: Яблоко.
В: Молодцы! Мы с вами сегодня будем делать объемную аппликацию «Яблоки на блюде».
В: А как я покажу. Я беру квадрат красного цвета и складываю пополам уголочек к уголку и провожу пальцем по линии сгиба, получился прямоугольник (такая книжечка). Разворачиваю прямоугольник горизонтально и карандашом рисую контур половины яблока, используя всю поверхность прямоугольника.
Затем беру ножницы в правую руку, а прямоугольник в левую так чтобы линия сгиба была слева, а книжечка с право. И вырезаю по нарисованному контуру, срезая и закругляя углы прямоугольника.
В: Что получилось?
Д: Яблоко. (Вторая заготовка делается как первая).
В: И у меня получилось два яблока. А чтобы яблоко было объемным!
Мы берем второе яблоко, переворачиваем его и намазываем клеем только линию сгиба. Затем берем первое и приклеиваем второе яблоко точно посередине. Промакиваем салфеткой. Готовое яблоко переворачиваем и смазываем клеем всю поверхность. Смазанное яблоко берем и переносим на блюдо и приклеиваем. Вот какое получилось красивое яблоко.
В: Хотите поиграть!
Дети: Да.
В: Приготовили пальчики! (пальчиковая игра; Мы делили апельсин).
В: (Воспитатель уточняет задание). С чего вы начнете работу? Как будете складывать квадрат. Как правильно пользоваться ножницами, в какую руку возьмете ножницы. Можете приступить к работе.
Самостоятельная деятельность детей. Воспитатель помогает, если нужна помощь, объясняет.
В: У кого готовы яблоки можно приклеить на блюдо. (Помогаю распределить яблоки правильно, чтобы все поместилось).
В: Дети хотите поиграть в игру «Третий лишний», но нужно быть внимательным. Воспитатель называет фрукты дети хлопают, а если предмет дети не хлопают.
В: Дети что мы с вами делали на занятии.
Дети: Яблоки.
В: Яблоко — это овощ или фрукт!
Дети: Фрукт.
В: Где растут яблоки?
Дети: На дереве, в саду.
В: Молодцы! Вы все очень постарались, яблоки получились красивые и круглые.
«Листопад»
Задачи:
- Вызвать интерес к созданию коллективного панно.
- Учить активно действовать с салфетками: разрывать, сминать.
- Познакомить с техникой аппликации: наносить клей на одну сторону формы, аккуратно прикладывать к фону.
- Развивать чувство цвета.
Оборудование: лист ватмана с нарисованной на нем осенней композицией: деревья без листьев, солнышко, тучи и т. п.; бумажные салфетки зеленого, красного, желтого, оранжевого цветов (можно ограничиться желтым и красным цветом); клей-карандаш; клеенки и влажные салфетки на каждого ребенка.
Предварительная работа: Наблюдение на прогулках за листопадом, сбор осенних листьев, игры с ними, пение песенок про осень, рассматривание иллюстраций.
Рекомендуемые учебно-методические пособия, наглядность: Тематические плакаты «Осень», «Листопад», букет из осенних листьев.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Воспитатель приглашает всех детей посмотреть на красивый букет из осенних листьев, проговаривая цвет и размер листочков.
2. Основная часть. Описание осени.
Воспитатель. Прошло лето, наступила осень. Осенью на улице холодно, листья на деревьях теперь не только зеленые, но и какие? (желтые, красные). Небо осенью темное, на нем тучи, наверное, пойдет дождь. Дует ветер, и листья слетают с деревьев. Читает стихотворение В. Шипуновой «Осенний букет»:
Соберем букет осенний
Бабушке на день рожденья.
Лист зеленый, лист бордовый,
Вот зеленый листик снова,
Желтый лист, лист золотой…
Отнесем мы их домой.
Много листьев надо нам.
Пусть еще нападают.
3. Музыкально – ритмические движения.
Воспитатель раздает каждому ребенку по два осенних листочка и предлагает потанцевать с ними. Дети выполняют движения под музыку С. Майкапара «Осенью» в соответствии с текстом стихотворения (кружатся, бегают, приседают).
Падают, падают листья,
В нашем саду листопад.
Красные, желтые листья
По ветру вьются, летят.
4. Создание осенней картины.
Воспитатель показывает на ватман с нарисованным осенним пейзажем и предлагает из бумажных салфеток разного цвета сделать осенние листочки и украсить рисунок. А чтобы осенний ветерок не сдул их с рисунка, намазать листочки клеем и приклеить.
Дети сначала разрывают салфетки на разные части, затем сминают. Готовые комочки (осенние листочки) дети по одному намазывают клеем и приклеивают в разные части панно: вверх, на деревья, вниз (листочки летают, кружатся в воздухе, падают на землю).
Во время выполнения этих действий воспитатель уточняет у каждого ребенка: «Какого цвета твой листик, он большой или маленький?».
Воспитатель оказывает помощь детям, которые затрудняются при выполнении того или иного задания.
6. Итог занятия.
Дети вместе с воспитателем любуются созданной картиной, украшают ею свою группу (вешают на стену).
«Путешествие в страну «Осень»
(Обрывная мозаика)
Задачи:
- Закреплять название времени года и сезонных изменений в природе.
- Закреплять названия деревьев и уметь соотносить лист с деревом.
- Продолжать знакомство детей с техникой обрывной мозаики.
- Учить работать с природным материалом, комбинируя его с бумагой.
- Вызывать радость от результата.
Оборудование: Иллюстрации осенних деревьев; полоски белой бумаги; черные карандаши; цветной фон; клей.
Ход занятия:
Воспитатель: Дети, какое время года сейчас за окном? Как вы догадались, что осень? Что происходит в природе в это время года? (Ответы детей)
Воспитатель: Правильно, а как меняются деревья осенью? (ответы детей) Посмотрите на доску, перед вами иллюстрации осенних деревьев, а у меня на тарелочке лежат листочки. Надо назвать дерево, показать его на картинке и прикрепить к нему соответствующий листок. Д/и «С какого дерева листок?»
Воспитатель: Вы сказали, что осенью часто дует холодный ветер. А что происходит с деревьями, когда дует сильный ветер? Правильно, они качаются из стороны в сторону. Давайте и мы с вами превратимся в деревья.
Физкультминутка «Ветер тихо клен качает»
Ветер тихо клен качает,
Вправо, влево наклоняет:
Раз - наклон и два -наклон,
Зашумел листвою клен. (Ноги на ширине плеч, руки за голову. Наклоны туловища вправо и влево.)
Воспитатель: Сегодня мы с вами сделаем осеннюю березку. Давайте повторим ее строение (ствол, ветки, листья). Ствол будем делать из большого бумажного прямоугольника, обрываем его с обеих сторон, придавая форму треугольника. Также поступаем и с бумажными прямоугольниками меньшей длины - это ветки (воспитатель показывает приемы обрывания). (Дети моделируют ствол, ветки и наклеивают их на цветную основу)
Воспитатель: А теперь приклеиваем листочки к березовым веткам, которые сделаем из салфеток. (далее дети рисуют карандашом черточки на стволе березы). Вот наши березки и готовы, посмотрите, какие они красивые, совсем, как настоящие!
«Цветы»
Задачи:
- Учить делать цветок из салфетки.
- Учить составлять сюжетную композицию.
- Развивать мелкую моторику рук.
- Воспитывать терпение и усидчивость.
Оборудование: иллюстрации гвоздики, пиона; цветной картон и цветные салфетки по числу детей, небольшие прямоугольники из бумаги зеленого цвета, ножницы, клей ПВА или клей-карандаш, степлер.
Ход занятия:
- Сюрпризный момент.
Воспитатель: Ребята, когда я сегодня шла в детский сад, меня встретил почтальон и переда конверт, давайте откроем его и посмотрим, что в нём. (открывает конверт) А в конверте - письмо, ребята! Давайте прочитаем:
«ЗДРАВСТВУЙТЕ, дорогие ребята! Пишут вам ваши друзья смешарики. На улице весна, скоро будет праздник Международный женский день, который отмечают наши мамы, бабушки, девочки. Ребята, помогите нам пожалуйста! Сделайте цветочки и пришлите нам. До свидания, ваши друзья».
Воспитатель: Ну что ребята, поможем смешарикам? А цветочки у нас сегодня будут не из простой бумаги, а из салфеток.
- Основная часть. Изготовление аппликации. Воспитатель демонстрирует ребятам каждое действие.
- Возьмите каждый по салфетке.
- Салфетку сложить пополам, потом ещё раз пополам.
- Соединить все слои, пробив их степлером.
- Пробей для прочности ещё раз, расположив скрепки крест-накрест
- Дети, возьмите ножницы и вырежьте круг.
- Сделай надрезы глубиной примерно 10 мм через равные промежутки.
ФИЗМИНУТКА «ЦВЕТОК»
У каждого из вас кисти рук превратились в цветок. Лепестки закрыты, плотно сомкнуты.
Утром рано он закрыт (кисти рук находятся в исходном положении).
Но к полудню ближе (ладони отходят друг от друга, подушечки больших пальцев прижаты к концам указательных, кисти рук напоминают полураскрытый бутон).
Раскрывает лепестки, красоту их вижу (кисти рук у запястья соединены, а пальцы плавно расходятся в разные стороны, напоминая раскрывшийся цветок).
К вечеру цветок опять закрывает венчик (пальцы сомкнуть — нераскрывшийся цветок).
И теперь он будет спать (кисти рук в исходном положении).
До утра, как птенчик (кисти рук положить под щеку — имитация сна).
- Подними верхний тонкий слой.
- Сожми его пальцами вокруг центра.
- Поднимай следующие слои и также сжимай их пальцами.
- Подними все слои друг за другом. Можно поднимать по 2—3 слоя одновременно.
- Получился пышный цветок.
12. Из зеленой бумаги вырезать стебелек и листики, сложив бумагу пополам.
13. Приклеить стебель с листьями на картон.
14. Приклеить к стебельку цветок.
3. Итоговая часть. Воспитатель просит ребят показать свои работы, хвалит их.
«Забавный снеговик»
Задачи:
- Формировать навыки работы с шаблонами.
- Учить обводить трафарет.
- Расширять спектр технических приемов обрывной аппликации (разрывание, обрывание, выщипывание).
- Развивать мелкую моторику.
- Развивать чувство формы и композиции.
Оборудование: иллюстрация или игрушка снеговика; круги-трафареты радиусом 5, 3 и 2сантиметра; цветной картон; листы белой бумаги; небольшие листочки синей, оранжевой, красной и коричневой бумаги; клей-карандаш; ножницы.
Предварительная подготовка: подготовить трафареты кругов (по три разных трафарета на каждого ребенка)
Ход занятия:
- Вводная часть:
Ребята сидят за столами. Педагог приветствует ребят и предлагает им отгадать загадку:
Человечек непростой:
Появляется зимой,
А весною исчезает,
Потому что быстро тает,
Ведь к морозам он привык.
Кто же это? (Снеговик)
Педагог спрашивает, что необходимо для того, чтобы сделать Снеговика. Выслушав ответы ребят, предлагает сделать необычного снеговика не выходя на улицу, а используя картон, бумагу и клей.
- Изготовление снеговика
Педагог выполняет работу параллельно с ребятами, демонстрируя действия на доске:
- На картоне простым карандашом обвести большой круг, затем средний и маленький (каждый последующий круг приставлять к верхушке предыдущего).
- Взять белые салфетки и отрывать от него полоски шириной где-то 1-2см.
- Обрывать каждую полоску на кусочки схожих по размеру.
- Приклеить полученные кусочки на картон заклеивая нарисованные круги снизу-вверх.
- Между большим и средним кругом с обоих сторон приклеить по кусочку бумаги: ручки.
- От голубой бумаги отщипнуть два кусочка – глазки. Приклеить их.
- Из красной бумаги вырезать ротик, из оранжевой - носик, из коричневой – ведро или шляпу. Приклеить детали на голову снеговика.
- Педагог предлагает ребятам встать около столов и повторять за ним движения, а по возможности, и слова:
Мы на прогулку собирались,
Очень долго одевались,
Ведь на улице мороз
Щиплет щеки, щиплет нос.
Мы ножками потопали,
Ручками похлопали,
Снег в ладошках мяли, мяли,
А потом в снежки играли.
4. Ребята показывают педагогу свои работы, педагог вывешивает аппликации.
5. Уборка рабочих мест.
«Белая березка»
Задачи:
- Закрепить название времени года и сезонных изменений в природе.
- Закрепить названия деревьев.
- Продолжить знакомство детей с техникой обрывной мозаики.
- Учить сочетать разные изобразительные техники (аппликация и рисование).
- Развивать чувство цвета.
Материалы и оборудование: Иллюстрации зимних деревьев; черные карандаши; клей; цветная бумага, салфетки.
Ход занятия:
Воспитатель: Дети, какое время года сейчас за окном? Как вы догадались, что зима? Что происходит в природе в это время года? (Ответы детей)
Воспитатель: Правильно, а как меняются деревья зимой? (ответы детей) Посмотрите на доску, перед вами иллюстрации зимних деревьев, а у меня на тарелочке лежат листочки. Надо назвать дерево, показать его на картинке и прикрепить к нему соответствующий листок. (Д/и «С какого дерева листок?»)
Воспитатель: Вы сказали, что зимой часто дует холодный ветер. А что происходит с деревьями, когда дует сильный ветер? Правильно, они качаются из стороны в сторону. Давайте и мы с вами превратимся в деревья.
Физкультминутка «Ветер тихо клен качает»
Ветер тихо клен качает,
Вправо, влево наклоняет:
Раз - наклон и два -наклон,
Зашумел листвою клен. (Ноги на ширине плеч, руки за голову. Наклоны туловища вправо и влево.)
Воспитатель: Сегодня мы с вами сделаем белую березку. Давайте повторим ее строение (ствол, ветки). Ствол и ветки будем рисовать черным карандашом.
Воспитатель: А теперь приклеиваем комочки из салфеток к березовым веткам. Вот наши березки и готовы, посмотрите, какие они красивые, совсем, как настоящие!
«Заснеженный дом»
Задачи:
- Учить детей создавать выразительный образ заснеженного дома, творчески применяя разные техники аппликации (симметричная, обрывная, накладная).
- Расширить спектр технических приёмов обрывной аппликации (разрывание, обрывание, выщипывание, сминание) и показать её изобразительно-выразительные возможности.
- Закрепить технику наклеивания.
- Развивать чувство формы и композиции.
- Воспитывать интерес к аппликации.
- Воспитывать эстетическое восприятие.
Предварительная работа.
Рассматривание иллюстраций в детских книжках (например, русская народная сказка «Заюшкина избушка», авторская сказка В. Одоевского «Мороз Иванович»).
Материалы, инструменты, оборудование.
Цветная и белая мягкая бумага, салфетки бумажные белого цвета, ножницы, клей, клеевые кисточки, салфетки матерчатые, клеёнки.
Ход занятия:
Читаю детям стихотворение Г. Лагздынь «Снегопад»:
Туча вниз швыряет снег.
Засыпает снегом всех.
На сверкающий ледок
Лёг пушистый холодок.
Туча снегом знай трясёт –
Всё сугробы выше.
Неужели, занесёт
Город наш по крыши?!
- Представьте себе, будто идёт белый пушистый снег и укрывает всю землю необычным «одеялом». Снег ложится на ветки деревьев, и они становятся сказочно красивыми. Снег падает на крыши домов, и они наряжаются в белоснежные шапочки. Если снег будет идти долго-долго, всё вокруг станет белоснежным, пушистым и нарядным, - таким же белым, как эта бумага (показываю детям лист белой бумаги).
Показывает детям незавершённую композицию «Дом» и прошу подумать, как можно показать (передать разными художественными средствами), что на этой картине был снегопад - долго-долго шёл белый пушистый снег. (Дети предлагают свои варианты.) Обобщаю предложения детей (можно нарисовать снежные хлопья белой гуашевой краской; изобразить красивые снежинки фломастерами или карандашами и др.).
Затем беру бумажную салфетку, разрываю на кусочки, слегка сминаю и быстро приклеиваю на крышу домика. Вместе с детьми удивляюсь и радуюсь тому, что домик сразу же преобразился, стал уютным и сказочным. Спрашиваю, как будет выглядеть этот домик после долгого снегопада: какими станут крыша, стены, окошки. Показывает приём обрывания и выщипывания бумажной формы с целью получения заснеженных комков, которые можно приклеить на крышу, стены, раму окошка или ставни. Подсказываю ещё один оригинальный приём - модульная аппликация (или мозаика), с помощью которого весь домик можно составить из множества кусочков белой бумаги; в этом случае для фона нужно подобрать цветную бумагу яркого или, напротив, тёмного оттенка. Дети выбирают материалы и создают свои «заснеженные» домики.
В конце занятия оформляется экспресс-выставка «Заснеженные домики».
«Стрекоза»
Задачи:
- Учить из полоски бумаги складывать крылышки.
- Совершенствовать технику аппликации: вырезать формы из бумаги, усвоение основных приемов наклеивания (пользование кистью, клеем, тряпочкой, умение последовательно наклеивать формы).
- Развивать конструктивные и творческие способности, фантазию, мелкую моторику, эстетический вкус.
- Воспитывать самостоятельность, умение планировать свою деятельность (создавать собственную композицию в соответствии с замыслом, использовать полученные знания и умения в создании художественного образа).
Материалы и оборудование: иллюстрации стрекоз, полоска зеленого цвета, 4 полоски цветной бумаги, ножницы, клей.
Ход занятия:
Ребята, сегодня мы с вами отправимся на лесную поляну. Скажите, а какие насекомые могут жить на этой полянке? (Ответы детей).
Ребята, чтобы попасть на поляну нам надо отгадать загадку:
Голубой аэропланчик сел на белый одуванчик.
Кто это ребята? (Ответы детей).
Правильно это стрекоза.
Стрекоза, стрекоза – Любопытные глаза.
То летит она вперёд,
То висит, как вертолёт,
Над водой голубой,
Над травой луговой
Над поляной лесной.
(Рассматриваем иллюстрации стрекоз).
Стрекозы - лучшие летуны. Они очень быстро летают, в мгновение ока могут менять направление, скорость полёта, парить и даже лететь задом наперёд. Стрекозы питаются другими насекомыми, догоняя их в воздухе и хватая на лету своими ногами. Стрекозы живут вблизи рек, ручьев и озёр. Стрекозы поджидают свою добычу, сидя в засаде, чтобы потом сорваться в погоню. Их крылья не складываются, так что стрекозы всегда готовы к полёту.
Физминутка «Стрекоза».
А теперь давайте немного подвигаемся.
Вот такая стрекоза,
Как горошины, глаза. (Пальцы в виде круга, на глазах)
А сама, как вертолёт,
Влево, вправо, назад, вперёд. (Вращения руками по заданным направлениям)
И на травушке роса,
Мы ладошки отряхнули, улетела стрекоза. (Встряхивают руки)
Попрыгунья испугалась,
Только песенка осталась. (Ладони расправлены. Ладони сжимают в кулаки
Объяснение приемов работы.
Садимся за столы. Сейчас мы с вами посмотрим, как будем делать стрекозу:
1. Берем полоску зеленого цвета наклеиваем на нее глаза, и полоски на брюшко.
2. Делаем из полосок крылышки и наклеиваем их к основе.
Пальчиковая гимнастика.
Перед тем как мы приступим к работе давайте разомнём наши пальчики.
Эта стрекоза над лугом резвится (Ладони сгибают пополам)
Эта стрекоза на цветок садится (Ладонями хлопают по столу)
Эта стрекоза в небо взлетает (Имитируют полёт стрекозы)
Эта стрекоза росинки собирает (Пальчики поочереди смыкают)
А эта стрекоза весело танцует. (Крутят ладонями, «фонарики»)
Молодцы.
Практическая индивидуальная работа детей.
Начинаем делать стрекозу. (Дети делают стрекозу).
Подведение итога.
Ребята, давайте отправим наших стрекоз на поляну. А теперь, кто мне расскажет, как вы делали стрекозу. Оцените работу своих соседей. Ребята, на какой поляне мы сегодня оказались? Кого мы на этой поляне увидели? (Ответы детей).
Молодцы ребята у вас получились очень красивые стрекозы.
«Звезды и кометы»
Задачи:
- Учить детей вырезать звезду по шаблону из картона.
- Совершенствовать навыки и умение в работе с бумагой, бумажными салфетками, картоном, владение ножницами, клеем.
- Вызвать интерес к созданию образа кометы, состоящей из головы – звезды, вырезанной по шаблону, и хвоста, состоящего из полосок рваной, мятой и скрученной бумажной салфетки.
Предварительная работа: Рассматривание изображений разных звезд, беседа о звездах и кометах на занятии по ознакомлению с природой. Освоение способа изготовления звезды по шаблону.
Материалы, инструменты, оборудование: Цветной картон, цветная и фактурная бумага, бумажные салфетки разных цветов, ножницы, клей, простые карандаши, шаблон звезды.
Ход занятия:
Педагог читает стихотворение В. Шипуновой «Летняя ночь»:
Лето в подол собирает
Теплые яблоки звезд
В лужице небо тает
Яркой кометы хвост.
За шиворот горизонта
Катится мяч луны,
И шелестят по газонам
Легкие летние сны.
Педагог показывает изображение кометы. Спрашивает у детей, знают ли они, что это такое, как выглядит комета и каким образом ее можно изобразить. Дети рассуждают, предлагают варианты творческих решений. Педагог обобщает и уточняет предложенные способы: - у кометы есть «голова» и «хвост». «Голову» проще всего изобразить виде круга или овала (это так называемое ядро), а «хвост» можно составить из кусочков или полосок рваной бумаги, т.к. он пушистый, длинный и немного напоминает дым. Можно пофантазировать и составить хвост кометы из разных материалов: лоскутков ткани, серпантина, фантиков, гофрированной бумаги или бумажных салфеток. А еще можно изобразить голову кометы виде звезды. Педагог предлагает детям научиться вырезать для «головы» кометы красивую звезду.
Показывает способ вырезания звезды с помощью картонного шаблона. Дети пробуют вырезать звезду из цветного картона, педагог помогает детям освоить способы вырезания, и помогает скручивать бумажные салфетки виде жгутов для «хвоста».
«Бабочки»
Задачи:
- Продолжить учить составлять композицию, выбирая по своему желанию цветные салфетки.
- Развивать чувство композиции, творческие способности.
- Способствовать развитию мелкой моторики рук.
- Формировать и развивать навыки ручного труда.
- Формировать активное доброжелательное отношение к окружающему миру.
Материалы и инструменты: бумажные салфетки разных цветов, нарисованный контур бабочки, клей-карандаш.
Ход работы:
Воспитатель зачитывает стихотворение:
Вы не видели, летающий цветочек?
И не птичка, и не лепесточек.
Это бабочка, красавица земная
Будто красками раскрашена, цветная.
Словно в сказке, полетел цветок живой.
Это бабочка порхает над травой.
-Ребята, скажите о ком это стихотворение? Правильно, о бабочке. Посмотрите какие красивые бывают бабочки. Какие они яркие, разноцветные. (показ иллюстраций).
-Сегодня на занятии мы с вами будем делать бабочку.
Воспитатель демонстрирует образец работы.
-Вот такие красивые бабочки у нас с вами получатся в конце занятия. А как их сделать я вам сейчас покажу.
Воспитатель показывает технику выполнения данной аппликации:
-Берем кусочек салфетки нужного цвета, скатываем его пальчиками в маленький комочек и наклеиваем на контур. Так обклеиваем всю бабочку.
Дети самостоятельно выполняют задание.
В конце занятия воспитатель подводит итоги.
-Вот какие красивые бабочки у нас получились.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЛАН Семинара-практикума для воспитателей по теме: «Развитие творческого воображения и фантазии»
Семинар расчитан на 4,5 часа. Включает в себя теоретическую и практическую часть. Практическая часть дает возможность познакомиться с приемами развития фантазии и воображения....
Развитие творческого воображения, фантазии детей дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности
Данная научная статья содержит в себе мой многолетний опыт по развитию творческого воображения, фантазии у дошкольников. В документе содержатся продуктивные виды деятельности детей и примерная ...
Развитие творческой фантазии в музыкално-игровом творчестве.
Консультация для воспитателей подготовительной группы по развитию творческой фантазии...
Конспект игры-фантазии для развития творческого воображения и речи детей пятого года жизни на содержании музыки М.П. Мусоргского «Балет невылупившихся птенцов» (из сюиты «Картинки с выставки»).
Цель: активизация и развитие творческого воображения дошкольников в процессе восприятия музыкальных произведений.Задачи:обогащение представлений детей о «птенцах» и «невылупившихся птенцах»;активизац...
Конспект занятия по развитию творческого мышления «Путешествие по лабиринту фантазии» для детей старшего дошкольного возраста
При развитие наглядно-действенного мышления учить детей выходить за рамки привычных мыслительных стереотипов, развивать оригинальность ...
Бумажные фантазии в развитии творческих способностей у малышей. (Из опыта работы)
Проблема развития детского творчества актуальна как в теоретическом, так и в практическом отношении, ведь речь идет о важнейшем условии формирования личности. Важно не ускорять развитие ре...
Развитие творческих способностей через восприятие музыки у детей старшего дошкольного возраста. «Музыка – воображение – фантазия – сказка – ...»
Развитие творческих способностей через восприятие музыки у детей старшего дошкольного возраста. «Музыка – воображение – фантазия – сказка – ...»...