Авторская программа "Пластилинография"
рабочая программа по аппликации, лепке (старшая группа) по теме
Кружковая работа по развитию умелости у детей дошкольного возраста посредствам пластелинографии. Рецензия НИСПТР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pr._plastilinografiya.doc | 110 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Именно это в дальнейшем даст ему возможность легко обучаться новому, будь то иностранный язык, письмо или математика. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Актуальность педагогического опыта
Ребенок дошкольного возраста – это не маленький взрослый, а еще развивающийся человек, поэтому важность проблемы по развитию ручных умений, этот тот факт, что развивать руку ребенка надо начинать с раннего детства. Проблема развития мелкой моторике, ручной умелости на занятиях по изобразительной деятельности весьма актуальна, так как именно изобразительная деятельность способствует развитию сенсорики - согласованности глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Поэтому появилась необходимость обучения детей пластилинографии., то есть создание кружка «Пластилиновое чудо» художественной направленности – основной идеей которого является рисование картин – пластилином (пластилинография). Программа «Пластилиновое чудо» является авторской программой художественно-эстетической направленности, созданной на основе методических пособий.
На занятиях дети создают лепные картины с изображением выпуклых объектов на горизонтальной поверхности с применением не традиционных техник и материалов. Например, декорирование бисером, семенами растений, производится модификация изделия, что приводит к созданию оригинальных картин. Большое внимание уделяется творческим работам. Это позволяет соединить все полученные знания и умения с собственной фантазией и образным мышлением, формирует у ребенка творческую и познавательную активность.
Занятия пластилинографией представляют собой большую возможность для развития и обучения дошкольников. Они способствуют развитию таких психических процессов как память, внимание, мышление, а так же развитию творческих способностей детей.
В процессе обучения широко используются наглядные пособия. Это способствует сокращению времени на изложении теории.
Одним из важнейших условий реализации данной программы является создание необходимой материально-технической базы и развивающей среды для формирования творческой личности ребенка.
Новизна
Изучив ряд литературы и вторичных источников по организации занятий плстилинографией дошкольников, опыт работы детских садов города, выявлено, что работа в этом направлении в дошкольных учреждения не ведется. Программа «Пластилиновое чудо» дает возможность организовать в ДОУ дополнительные кружковые занятия. Занимаясь пластилинографией у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становится более согласованными, а движения пальцев деффкренцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков. Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии с детьми младшего дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний. Данная программа интегрируется с образовательными областями («Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Безопасность», «Здоровье») основной образовательной программы ДОУ. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, и т. д.).
Основные направления кружка
- освоение приемов работы с пластилином (вдавливание, надавливание, размазывание, отщипывание);
- ручной труд;
- создание картин в технике пластилинография;
- использование в работе вспомогательных инструментов и декора;
- пальчиковые игры.
Цель программы
Основная цель программы – развитие ручной умелости у детей дошкольного возраста посредством пластилинографии.
Задачи программы
1 . Формировать умение следовать устным инструкциям;
2. Обучать умению передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилина;
3. Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображение
4. Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер;
5. Способствовать всестороннему и гармоничному развитию личности ребёнка;
6. Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей;
Программа «Пластилиновое чудо» рассчитана на 1 год. Для успешного освоения программы численность детей в группе должна составлять не более 15 человек. Кружок посещают дети по запросам родителей. Он комплектуется из числа детей 5-6 лет. Занятия проводятся во второй половине дня.
Количество занятий в неделю – 1, в месяц – 4, в год – 36.
Продолжительность одного занятия – 25 минут.
Занятия организуются в форме кружковой работы и превышают содержание основной образовательной программы в ДОУ.
Формы проведения занятия
Формы проведения занятий различны. Предусмотрены индивидуальные и групповые, теоретическая и практическая формы работы. Теоретическая часть включает в себя объяснение нового материала, рассказ воспитателя познавательного характера, беседы с детьми, рассказы детей, показ воспитателя способа действия и т.д. практическая часть включает в себя изготовление и оформление картин в технике пластилинография. В процессе занятий накапливается практический опыт, и дети от простых работ переходят к освоению более сложных.
Ожидаемые результаты
В результате обучения по данной программе предполагается:
- познакомятся с искусством пластилинографии;
- овладение детьми различными приемами и навыками работы с пластилином;
- формирование умений передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилина;
- развитие внимания, памяти, мышления, пространственного воображения мелкой моторики, координации движений рук, глазомер;
- развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии;
- овладение навыками культуры труда и совершенствование трудовых навыков, улучшение своих коммуникативных способностей и приобретение навыков работы в коллективе.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы
- выставки детских работ в ДОУ;
- составление альбома лучших работ;
- участие в городских, республиканских конкурсах художественно-эстетической направленности;
- презентация детских работ на сайте ДОУ;
- творческий отчет руководителя кружка на педсовете.
Превышение общей образовательной программы по формированию художественных способностей детей среднего дошкольного возраста
Программой кружка «Пластилиновое чудо» предусмотрено дополнительное обучение:
- Учить детей создавать картины с помощью пластилина, декорировать их бисером, пуговицами, бусинками, перышками, природным материалом, различными видами круп;
- Развивать умение работать по шаблону;
- Познакомить детей с новым видом искусства пластилинография;
- Учить детей использовать возможность бросового материала для придания объекту завершенности и выразительности;
- Учить намазывать пластилин ровным слоем на шаблон;
Данная программа предусматривает превышение уровня знаний, требующихся для обязательного усвоения детьми данного возраста, предлагаемых программой под редакцией Н.Е. Вераксы «От рождения до школы».
Учебно-тематический план
Тема | Программное содержание | Материалы и оборудование | Кол-во часов | |
Сентябрь | ||||
1 | «Яблоко» | Учить детей размазывать пластилин не выходя за контуры рисунка. Развивать умение работать по шаблону. Воспитывать аккуратность. | Картон зеленого цвета с шаблоном яблока, пластилин красного и зеленого цветов | 1 |
2 | «Подсолнух» | Учить размазывать пластилин не выходя за контур шаблона. Расширять знания детей о природе, побуждать интерес к окружающему миру. | Картон синего цвета с шаблоном подсолнуха, пластилин желтого и зеленого цветов. | 1 |
3 | «Морковка» | Закреплять навык работы с пластилином. Освоить прием надавливания. Учить наносить тонкий слой пластилина на основу. Развивать творчество в работе, приучать детей аккуратно выполнять работу. | Картон зеленого цвета с шаблоном морковки, пластилин красного и зеленого цветов | 1 |
4 | «Домик осенью» | Учить детей располагать предметы на картине относительно друг друга. Упражнять в выделении контура рисунка пластилином. Обращать внимание на природные сезонные изменения. | Картон голубого цвета с шаблоном дерева, пластилин коричневого, желтого, красного и зеленого цветов | 1 |
Октябрь | ||||
1 | «Кленовый листик» | Учить детей выполнять контур рисунка, придавая объем изображению. Закреплять навык равномерного размазывания пластилина по контуру рисунка. | Шаблон кленового листа, пластилин красного, желтого и зеленого цветов. | 1 |
2 | «Дерево с плодами» | Учить анализировать натуру, выделять её признаки. Учить выделять плоды на дереве путем вдавливания поверх кроны дерева. | Картон голубого цвета с шаблоном дерева, пластилин красного, желтого, коричневого и зеленого цветов | 1 |
3 | «Дождик» | Учить равномерно наносить пластилин на основу картины. Закреплять прием надавливания. Придавать объём работе при помощи накладных капелек из природного материала. | Картон синего цвета пластилин белого, голубого цветов Семена арбуза покрашенные в голубой цвет. | 1 |
4 | «Зонтик» | Учить детей равномерно размазывать пластилин подушечкой пальца, не выходя за контуры рисунка. Развивать у детей художественный замысел. | Картон белого цвета с шаблоном зонтика, пластилин. | 1 |
Ноябрь | ||||
1 | «Ветка рябины» | Развивать у детей практические умения и навыки при создании заданного образа. Продолжить знакомить детей со свойствами пластилина: мягкий, податливый, способный принимать заданную ему форму. Учить использовать возможности бросового материала (зубочистка) для завершенности и выразительности работы. | Картон голубого цвета с шаблоном яблока, пластилин красного и зеленого цветов | 1 |
2 | «Кактус в горшочке» | Осваивать правильную постановку пальцев при лепке. Развивать цветовое восприятие. Учить подбирать цвета пластилина в соответствии с художественным замыслом. | Кактус для показа. Картон с шаблоном кактуса с горшочке, пластилин коричневого, белого и зеленого цветов, салфетки. | 1 |
3 | «Птичка в клетке» | Учить работать в ограниченном пространстве, создавая выразительный образ. Развивать чувства формы и пропорций. | Иллюстрация птички в клетке. Картон с шаблоном клетки и птички, пластилин, салфетки. | 1 |
4 | «Хохломская ложка» | Закреплять умение выполнять сюжетную композицию. Осваивать прием отщипывания маленького кусочка пластилина и скатывания его шариком между двумя пальчиками, создавая хохломскую ложку. Приучать детей аккуратно выполнять работу. | Хохломские ложки. Картон с шаблоном ложки и , пластилин салфетки. | 1 |
Декабрь | ||||
1 | «Домик в снегу» | Создание выразительного образа заснеженного дома. Обращать внимание на природные сезонные изменения. Использовать приемы налепа небольших кусочков пластилина. | Иллюстрация заснеженного домика. Картон формата А4, пластилин, салфетки. | 1 |
2 | «Заснеженное дерево» | Учить детей пальчиком размазывать пластилин по всему рисунку как будто закрашивая его. Для выразительности работы использовать вспомогательные предметы (веточки). | Иллюстрация зимнего пейзажа. Картон формата А4, пластилин, салфетки. | 1 |
3 | «Ёлочная игрушка» | Учить детей создавать объемные новогодние игрушки на не больших вырезанных формочках (шарики, сосульки, животные, бытовые предметы), украшая их бусинками, пайетками, стеклярусом. | Карточки с изображением елочных игрушек. Картонные шаблоны шарики, сосульки, животные, бытовые предметы, пластилин, салфетки. | 1 |
4 | «Ёлка нарядная» коллективная работа | Учить детей выполнять коллективные композиции вместе с другими детьми. Дополнять работу не большими предметами. Развивать целостное восприятие предмета. | Рисунок наряженной ёлки. Картон формата А3, пластилин, салфетки. | 1 |
Январь | ||||
1 | «Ангелочек» | Учить детей восстановлению последовательности выполняемых действий. Выполнять свою работу по образцу приемом размазывания. Закреплять навыки работы с пластилином. | Иллюстрация ангел. Картон формата А4, пластилин, салфетки. | 1 |
2 | «Чайник-гжель» | Учить детей самостоятельно выбирать рисунок для решения творческой задачи. Совершенствовать умения работы с пластилином. Развивать чувство композиции. | Гжельская посуда. Картон в форме чайника, пластилин, дощечки, салфетки. | 1 |
3 | «Аленький цветочек» | Развивать у детей замысел, учить размазывать пластилин в одном направлении. Развивать интерес к оформлению картины. | Иллюстрация изображения цветочка. Картон формата А5 в форме рамки для картин, пластилин, салфетки. | 1 |
4 | «Снеговик» | Развивать у детей воображение, учить скатывать и равномерно размазывать разные по объему круги. Развивать творческую активность. | Рисунок снеговика. Картон формата А5, пластилин, салфетки. | 1 |
Февраль | ||||
1 | «Узор на стекле» | Учить детей составлять не сложную композицию, планировать расположение узора на картине. Упражнять в передаче характерных особенностей морозных узоров. Декорирование лепного узора путем процарапывания стекой. | Карточки с изображением узоров на стекле. Картон, стеки, пластилин, салфетки. | 1 |
2 | «Лошадка» | Закреплять навык работы по шаблону. Учить передавать характерные признаки лошадки. Использовать бросовый материал (шерстяные нитки) для создания выразительности гривы и хвоста лошадки. | Иллюстрация лошадка. Картон формата А4, пластилин, шерстяные нитки, салфетки. | 1 |
3 | «Кораблик» | Развивать у детей эстетическое восприятие, учить располагать изображение по центру работы. | Иллюстрация кораблик. Картон тонированный в голубой цвет, пластилин, стеки, салфетки. | 1 |
4 | «Самолет» | Развивать у детей художественный замысел умение передавать рисунок одним цветом. Использовать прием налепа для выделения мотора. | Иллюстрация самолёт. Картон тонированный в голубой цвет, пластилин, стеки, салфетки. | 1 |
Март | ||||
1 | «Корзинка с цветами» | Развивать у детей воображение наблюдательность, умение сравнивать разные способы изображения. Использовать барельеф для выразительности и выделения небольших цветов. | Рисунок корзина с цветами. Картон, пластилин, стеки, салфетки. | 1 |
2 | «Рыбки» | Развивать практические умения и навыки детей при создании заданного образа, учить использовать возможности дополнительного материала (бисер, паетки) для придания изделию завершенности и выразительности. | Иллюстрация рыбки. Картонные шаблоны рыбок, пластилин, стеки, салфетки. | 1 |
3 | «Подводные обитатели» | Познакомить детей с подводными обитателями (морская звезда, осьминог, ракушка, водоросли, кораллы) Учить детей изготовлять не больше фигурки морских обитателей. | Иллюстрация рыбки. Картонные шаблоны морская звезда, осьминог, ракушки, водоросли, кораллы. пластилин, дощечки, стеки, салфетки. | 1 |
4 | «Подводное царство» коллективная работа | Развивать у детей умение передавать образы подводного царства Воспитывать у детей уважение к труду, стремление принимать участие в коллективной работе. | Иллюстрация рыбки. Картон тонированный в голубой цвет формата А3 шаблоны рыбок, пластилин, стеки, салфетки. | 1 |
Апрель | ||||
1 | «Звездное небо» | Закреплять навык размазывания пластина ровным слоем по всей работе. Изготавливать объемные звезды, прикрепляя их способом надавливания. | Иллюстрация ночное небо. Картон пластилин, формочки для песочницы звездочки, стеки, салфетки. | 1 |
2 | «Ракета» | Развивать способность умения создавать объемную композицию. Воспитывать аккуратность. | Рисунок ракета. Картон тонированный в голубой цвет, пластилин, стеки, салфетки. | 1 |
3 | «Гусеница» | Закреплять навык размазывания пластилина не выходя за контуры рисунка. Дополнять работу природным материалом веточка, семена. | Рисунок гусеница. Картон с изображением гусеницы, пластилин, стеки, салфетки. | 1 |
4 | «Дерево в цветах» | Учить детей составлять сюжетную композицию, отражая в ней природу весны. | Иллюстрация деревья весной. Картон, пластилин, стеки, салфетки. | 1 |
Май | ||||
1 | «Рыбка в аквариуме» | Учить создавать при помощи равномерного нанесения слоя пластилина образ воды в аквариуме. Создавать объемную картину при помощи вылепленных рыбок украшенных бисером и маленькими пуговицами. | Иллюстрация рыбка в аквариуме. Картон шаблоны рыбок, пластилин, бисер, пуговицы, стеки, салфетки. | 1 |
2 | «Домик весной» | Развивать у детей замысел. Обращать внимание на природные сезонные изменения. Вызывать стремление передавать их в пластилинографии. | Иллюстрация весна. Картон, пластилин, стеки, салфетки. | 1 |
3 | «Цыпленок» | Закрепить навык работы по шаблону. Учить наносить тонкий слой пластилина покрывая поделку пшеном тем самым придавая ей объем. Воспитывать аккуратность и творчество в работе. | Рисунок цыпленка. Картон, пластилин, пшено, стеки, салфетки. | 1 |
4 | «Солнышко» | Закреплять умение выполнять сюжетную аппликацию. Развивать воображение и творческую активность. | Рисунок солнышко. Картон с изображением солнышка, пластилин, стеки, салфетки. | 1 |
Список литературы
- Давыдова, Г.Н. Пластилинография для малышей / Г.Н. Давыдова. – М., Скрипторий. – 2012. – 84с.
- Давыдова, Г.Н. Пластилинография. Анималистическая живопись / Г.Н. Давыдова. – М., Скрипторий. – 2007. – 96с.
- Давыдова, Г.Н. Пластилинография. Детский дизайн / Г.Н. Давыдова. – М., Скрипторий. – 2013. – 80с.
- Казакова, Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество / Т.Г. Казакова. – М., Просвещение. - 1985. – 324с.
- Колдина, Д.Н. Лепка с детьми 5-6 лет / Д.Н. Колдина – М., Мозаика-синтез. – 2011. – 254с.
- Котова, И.Я. Золотая хохлома / И.Я. Коотова. – М., Педигогика. – 1989. 96с.
- Лыкова, И.А. Изабразительная деятельность в детском саду / И.А. Лыкова . – М., СФЕРА. – 2010. – 208.
- Соломенникова О.А. Радость творчества / О.А. Соломенникова. – М., Мозаика-Синтез. – 2010. – 200с.
Управление образования и по делам молодежи
Исполнительного комитета г. Набережные Челны
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
Учреждение
«Детский сад компенсирующего вида №76 «Ветерок»
«Пластилиновое чудо»
Программа по пластилинографии
Составитель: Васильева
Нина Владимировна
воспитатель
1квалификационной категории
Г.Набережные Челны 2015год
«Утверждаю»
Заведующий МБДОУ №76
«Ветерок»
_____________ Ф.Ф.Ситдикова
Рассмотрено и утверждено
На педагогическом совете
«25 февраля» 2015г. Протокол № 4
Программа рассчитана для детей 6-7 лет
Срок реализации: 1 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Авторская сказка в работе с детьми"
При слове "сказка" у каждого из нас появляются особые чувства, на душе становиться тепло, мы вспоминаем прятные минуты детства. Несмотря на то, что нашим миром правит технический прогресс и высокие те...
Авторская технология обучения детей дошкольного возраста завязыванию шнурков на узел и бант
Одно из направлений плана индивидуального развития профессионализма. Цель моей работы - поиск конкретных, эффективных путей развития и коррекции речи детей в логопедической п...
Авторская программа дополнительного образования театрально-фольклорной студии " Авторская программа дополнительного образования "Росинки". Развитие творческих способностей детей через театрализован
Авторская программа дополнительного образования "Росинки". ...
АВТОРСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ ТВОРЧЕСКОМУ РАССКАЗЫВАНИЮ "СЕЗОННЫЕ СКАЗКИ" (полностью)- авторское пособие, рецензия
Сказки, сочинённые детьми...
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ТЕАТРАЛЬНОЙ СТУДИИ "СКАЗКА ЗА СКАЗКОЙ" (авторская программа, рецензия)
программа работы в театральной студии для детей старшей группы...
Авторская дидактическая игра "Рыжий город". Конспект НОД "Звук [Р]" с использованием авторской игры.
Предлагаем Вашему вниманию авторскую логопедическую игру "Рыжий город". Идея: Г. Юдин "Букваренок". Данная игра поможет в увлекательной форме автоматизировать звук [Р]. Так же опуб...
Авторские гимнастики в работе с детьми ОВЗ (на примере авторских пособий).
В работе с детьми с ОВЗ учитель-логопед зачастую должен решать много задач. Данный материал наглядно демонстрирует, как комплексно и поэтапно решить много задач при коррекционной работе....