Авторская программа "Пластилинография"
рабочая программа по аппликации, лепке (старшая группа) по теме

Кружковая работа по развитию умелости у детей дошкольного возраста посредствам пластелинографии.                Рецензия   НИСПТР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pr._plastilinografiya.doc110 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Именно это в дальнейшем даст ему возможность легко обучаться новому, будь то иностранный язык, письмо или математика. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Актуальность педагогического опыта

Ребенок дошкольного возраста – это не маленький взрослый, а еще развивающийся человек, поэтому важность проблемы по развитию ручных умений, этот тот факт, что развивать руку ребенка надо начинать с раннего детства. Проблема развития мелкой моторике, ручной умелости на занятиях по изобразительной деятельности весьма актуальна, так как именно изобразительная деятельность способствует развитию сенсорики  - согласованности глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук.   Поэтому появилась необходимость обучения детей пластилинографии., то есть создание кружка «Пластилиновое чудо» художественной направленности – основной идеей которого является рисование картин – пластилином (пластилинография). Программа «Пластилиновое чудо» является авторской программой художественно-эстетической направленности, созданной на основе методических пособий.

На занятиях дети создают лепные картины с изображением выпуклых объектов на горизонтальной поверхности с применением не традиционных техник и материалов. Например, декорирование бисером, семенами растений, производится модификация изделия, что приводит к созданию оригинальных картин. Большое внимание уделяется творческим работам. Это позволяет соединить все полученные знания и умения с собственной фантазией и образным мышлением, формирует у ребенка творческую и познавательную активность.

Занятия пластилинографией представляют собой большую возможность для развития и обучения  дошкольников. Они способствуют развитию таких психических процессов как память, внимание, мышление, а так же развитию творческих способностей детей.

В процессе обучения широко используются наглядные пособия. Это способствует сокращению времени на изложении теории.

Одним из важнейших условий реализации данной программы является создание необходимой материально-технической базы и развивающей среды для формирования творческой личности ребенка.

Новизна

Изучив ряд литературы и вторичных источников по организации занятий плстилинографией   дошкольников, опыт работы детских садов города, выявлено, что работа в этом направлении в дошкольных учреждения не ведется. Программа «Пластилиновое чудо» дает возможность организовать в ДОУ дополнительные кружковые занятия. Занимаясь пластилинографией у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становится более согласованными, а движения пальцев деффкренцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков. Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии с детьми младшего дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний. Данная программа  интегрируется с образовательными областями («Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Безопасность», «Здоровье») основной образовательной программы ДОУ. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, и т. д.).

Основные направления кружка

- освоение приемов работы с пластилином (вдавливание, надавливание, размазывание, отщипывание);

- ручной труд;

- создание картин в технике пластилинография;

- использование в работе вспомогательных инструментов и декора;

- пальчиковые игры.

Цель программы

Основная цель программы – развитие ручной умелости у детей дошкольного возраста посредством пластилинографии.

Задачи программы

1 . Формировать умение следовать устным инструкциям;

2. Обучать умению передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилина;

3. Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображение

4. Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер;

5. Способствовать всестороннему и гармоничному развитию личности ребёнка;

6. Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей;

Программа «Пластилиновое чудо» рассчитана на 1 год. Для успешного освоения программы численность детей в группе должна составлять не более 15 человек. Кружок посещают дети по запросам родителей. Он комплектуется из числа детей 5-6 лет. Занятия проводятся во второй половине дня.

Количество занятий в неделю – 1, в месяц – 4, в год – 36.

Продолжительность одного занятия – 25 минут.

Занятия организуются в форме кружковой работы и превышают содержание основной образовательной программы  в ДОУ.

Формы проведения занятия

Формы проведения занятий различны. Предусмотрены индивидуальные и групповые, теоретическая и практическая формы работы. Теоретическая  часть включает в себя объяснение нового материала,  рассказ воспитателя познавательного характера, беседы с детьми, рассказы детей, показ воспитателя способа действия и т.д. практическая часть включает в себя изготовление и оформление картин в технике пластилинография. В процессе занятий накапливается практический  опыт, и дети от простых работ переходят к освоению более сложных.  

Ожидаемые результаты

В результате обучения по данной программе предполагается:

- познакомятся с искусством пластилинографии;

- овладение детьми различными приемами и навыками работы с пластилином;

- формирование умений передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилина;

- развитие внимания, памяти, мышления, пространственного воображения мелкой моторики, координации движений рук, глазомер;

- развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии;

- овладение навыками  культуры труда и совершенствование трудовых навыков, улучшение своих коммуникативных способностей и приобретение навыков работы в коллективе.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы

- выставки детских работ в ДОУ;

- составление альбома лучших работ;

- участие в городских, республиканских конкурсах художественно-эстетической направленности;

- презентация детских работ на сайте ДОУ;

- творческий отчет  руководителя кружка на педсовете.

Превышение общей образовательной программы по формированию художественных  способностей детей среднего дошкольного возраста

Программой кружка «Пластилиновое чудо» предусмотрено дополнительное обучение:

- Учить детей создавать картины с помощью пластилина, декорировать их бисером, пуговицами, бусинками, перышками, природным материалом, различными видами круп;

- Развивать умение работать  по шаблону;

- Познакомить детей с новым видом искусства пластилинография;

- Учить детей использовать возможность бросового материала для придания объекту завершенности и выразительности;

- Учить намазывать пластилин ровным слоем на шаблон;

Данная программа предусматривает превышение уровня знаний, требующихся для обязательного усвоения детьми данного возраста, предлагаемых программой под редакцией Н.Е. Вераксы «От рождения до школы».

Учебно-тематический план

Тема

Программное содержание

Материалы и оборудование

Кол-во часов

Сентябрь

1

«Яблоко»

Учить детей размазывать пластилин не выходя за контуры рисунка. Развивать умение работать по шаблону. Воспитывать аккуратность.

Картон зеленого цвета с шаблоном яблока, пластилин красного и зеленого цветов

1

2

«Подсолнух»

Учить размазывать пластилин не выходя за контур шаблона. Расширять знания детей о природе, побуждать интерес к окружающему миру.

Картон синего цвета с шаблоном подсолнуха, пластилин желтого и зеленого цветов.

1

3

«Морковка»

Закреплять навык работы с пластилином. Освоить прием надавливания. Учить наносить тонкий слой пластилина на основу. Развивать творчество в работе, приучать детей аккуратно выполнять работу.

Картон зеленого цвета с шаблоном морковки, пластилин красного и зеленого цветов

1

4

«Домик осенью»

Учить детей располагать предметы на картине относительно друг друга. Упражнять в выделении контура рисунка пластилином. Обращать внимание на природные сезонные изменения.

Картон голубого цвета с шаблоном дерева, пластилин коричневого, желтого, красного и зеленого цветов

1

Октябрь

1

«Кленовый листик»

Учить детей выполнять контур рисунка, придавая объем изображению. Закреплять навык равномерного размазывания пластилина по контуру рисунка.  

Шаблон кленового листа, пластилин красного, желтого и зеленого цветов.

1

2

«Дерево с плодами»

Учить анализировать натуру, выделять её признаки. Учить выделять плоды на дереве путем вдавливания поверх кроны дерева.

Картон голубого цвета с шаблоном дерева, пластилин красного, желтого, коричневого  и зеленого цветов

1

3

«Дождик»

Учить равномерно наносить пластилин на основу картины. Закреплять прием надавливания. Придавать объём работе при помощи накладных капелек из природного материала.

Картон синего цвета пластилин белого, голубого цветов

Семена арбуза покрашенные в голубой цвет.

1

4

«Зонтик»

Учить детей равномерно размазывать пластилин подушечкой пальца, не выходя за контуры рисунка. Развивать у детей художественный замысел.

Картон белого цвета с шаблоном зонтика, пластилин.

1

Ноябрь

1

 «Ветка рябины»

Развивать у детей практические умения и навыки при создании заданного образа. Продолжить знакомить детей со свойствами пластилина: мягкий, податливый, способный принимать заданную ему форму. Учить использовать возможности бросового материала (зубочистка) для завершенности и выразительности работы.

Картон голубого цвета с шаблоном яблока, пластилин красного и зеленого цветов

1

2

«Кактус в горшочке»

Осваивать правильную постановку пальцев при лепке. Развивать цветовое восприятие. Учить подбирать цвета пластилина в соответствии с художественным замыслом.

Кактус для показа. Картон с шаблоном кактуса с горшочке, пластилин  коричневого, белого и зеленого цветов, салфетки.

1

3

«Птичка в клетке»

Учить работать в ограниченном пространстве, создавая выразительный образ. Развивать чувства формы и пропорций.

Иллюстрация птички в клетке. Картон с шаблоном клетки и птички, пластилин,  салфетки.

1

4

«Хохломская ложка»

Закреплять умение выполнять сюжетную композицию. Осваивать прием отщипывания маленького кусочка пластилина и скатывания его шариком между двумя пальчиками, создавая хохломскую ложку. Приучать детей аккуратно выполнять работу.

Хохломские ложки. Картон с шаблоном ложки и , пластилин  салфетки.

1

Декабрь

1

«Домик в снегу»

Создание выразительного образа заснеженного дома. Обращать внимание на природные сезонные изменения. Использовать приемы налепа небольших кусочков пластилина.

Иллюстрация заснеженного домика. Картон формата А4, пластилин, салфетки.

1

2

«Заснеженное дерево»

Учить детей пальчиком размазывать пластилин по всему рисунку как будто закрашивая его. Для выразительности работы использовать вспомогательные предметы (веточки).

Иллюстрация зимнего пейзажа. Картон формата А4, пластилин, салфетки.

1

3

«Ёлочная игрушка»

Учить детей создавать объемные новогодние игрушки на не больших вырезанных формочках (шарики, сосульки, животные, бытовые предметы), украшая их бусинками, пайетками, стеклярусом.

Карточки с изображением  елочных игрушек. Картонные шаблоны шарики, сосульки, животные, бытовые предметы, пластилин, салфетки.

1

4

«Ёлка нарядная» коллективная работа

Учить детей выполнять коллективные композиции вместе с другими детьми.  Дополнять работу не большими предметами. Развивать целостное восприятие предмета.

Рисунок наряженной ёлки. Картон формата А3, пластилин, салфетки.

1

Январь

1

«Ангелочек»

Учить детей восстановлению последовательности выполняемых действий.  Выполнять свою работу по образцу приемом размазывания. Закреплять навыки работы с пластилином.

Иллюстрация ангел. Картон формата А4, пластилин, салфетки.

1

2

«Чайник-гжель»

Учить детей самостоятельно выбирать рисунок для решения творческой задачи. Совершенствовать умения работы с пластилином. Развивать чувство композиции.

Гжельская посуда. Картон в форме чайника, пластилин, дощечки, салфетки.

1

3

«Аленький цветочек»

Развивать у детей замысел, учить размазывать пластилин в одном направлении. Развивать интерес к оформлению картины.

Иллюстрация изображения цветочка. Картон формата А5 в форме рамки для картин, пластилин, салфетки.

1

4

«Снеговик»

Развивать у детей воображение, учить скатывать и равномерно размазывать разные по объему круги. Развивать творческую активность.

Рисунок снеговика. Картон формата А5, пластилин, салфетки.

1

Февраль

1

«Узор на стекле»

Учить детей составлять не сложную композицию, планировать расположение узора на картине. Упражнять в передаче характерных особенностей морозных узоров. Декорирование  лепного узора путем процарапывания стекой.

Карточки с изображением узоров на стекле.

Картон, стеки, пластилин, салфетки.

1

2

«Лошадка»

Закреплять навык работы по шаблону. Учить передавать характерные признаки лошадки. Использовать бросовый материал (шерстяные нитки) для создания выразительности гривы и хвоста лошадки.

Иллюстрация лошадка.

 Картон формата А4, пластилин, шерстяные нитки, салфетки.

1

3

«Кораблик»

Развивать у детей эстетическое восприятие, учить располагать изображение по центру работы.

Иллюстрация кораблик. Картон тонированный в голубой цвет, пластилин, стеки, салфетки.

1

4

«Самолет»

Развивать у детей художественный замысел умение передавать рисунок одним цветом. Использовать прием налепа для выделения мотора.  

Иллюстрация самолёт. Картон тонированный в голубой цвет, пластилин, стеки, салфетки.

1

Март

1

«Корзинка с цветами»

Развивать у детей воображение наблюдательность, умение сравнивать разные способы изображения. Использовать барельеф для выразительности и выделения небольших цветов.

Рисунок корзина с цветами. Картон, пластилин, стеки, салфетки.

1

2

«Рыбки»

Развивать практические умения и навыки детей при создании заданного образа, учить использовать возможности дополнительного материала (бисер, паетки) для придания изделию завершенности  и выразительности.

Иллюстрация рыбки. Картонные шаблоны рыбок, пластилин, стеки, салфетки.

1

3

«Подводные обитатели»

Познакомить детей с подводными обитателями (морская звезда, осьминог, ракушка, водоросли, кораллы) Учить детей изготовлять не больше фигурки морских обитателей.

Иллюстрация рыбки. Картонные шаблоны морская звезда, осьминог, ракушки, водоросли, кораллы. пластилин, дощечки, стеки, салфетки.

1

4

«Подводное царство» коллективная работа

Развивать у детей умение передавать образы подводного царства Воспитывать у детей уважение к труду, стремление принимать участие в коллективной работе.

Иллюстрация рыбки. Картон тонированный в голубой цвет формата А3 шаблоны рыбок, пластилин, стеки, салфетки.

1

Апрель

1

«Звездное небо»

Закреплять навык размазывания пластина ровным слоем по всей работе. Изготавливать объемные звезды, прикрепляя их  способом надавливания.

Иллюстрация ночное небо. Картон пластилин, формочки  для песочницы звездочки, стеки, салфетки.

1

2

«Ракета»

Развивать способность умения создавать объемную композицию. Воспитывать аккуратность.

Рисунок ракета. Картон тонированный в голубой цвет, пластилин, стеки, салфетки.

1

3

«Гусеница»

Закреплять навык размазывания пластилина не выходя за контуры рисунка. Дополнять работу природным материалом веточка, семена.

Рисунок гусеница. Картон с изображением гусеницы, пластилин, стеки, салфетки.

1

4

«Дерево в цветах»

Учить детей составлять сюжетную композицию, отражая в ней  природу весны.

Иллюстрация деревья весной. Картон, пластилин, стеки, салфетки.

1

Май

1

«Рыбка в аквариуме»

Учить создавать при помощи равномерного нанесения слоя пластилина  образ воды в аквариуме. Создавать объемную картину при помощи вылепленных рыбок украшенных бисером и маленькими пуговицами.

Иллюстрация рыбка в аквариуме. Картон шаблоны рыбок, пластилин, бисер, пуговицы, стеки, салфетки.

1

2

«Домик весной»

Развивать у детей замысел. Обращать внимание на природные сезонные изменения. Вызывать стремление передавать их в пластилинографии.

Иллюстрация весна. Картон, пластилин, стеки, салфетки.

1

3

«Цыпленок»

Закрепить навык работы по шаблону. Учить наносить тонкий слой пластилина покрывая поделку пшеном тем самым придавая ей объем. Воспитывать аккуратность и творчество  в работе.

Рисунок цыпленка. Картон, пластилин, пшено, стеки, салфетки.

1

4

«Солнышко»

Закреплять умение выполнять сюжетную аппликацию. Развивать воображение и творческую активность.  

Рисунок солнышко. Картон с изображением солнышка, пластилин, стеки, салфетки.

1

Список литературы

  1. Давыдова, Г.Н. Пластилинография для малышей / Г.Н. Давыдова. – М., Скрипторий. – 2012. – 84с.
  2. Давыдова, Г.Н. Пластилинография. Анималистическая живопись / Г.Н. Давыдова. – М., Скрипторий. – 2007. – 96с.
  3. Давыдова, Г.Н. Пластилинография. Детский дизайн / Г.Н. Давыдова. – М., Скрипторий. – 2013. – 80с.
  4. Казакова, Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество / Т.Г. Казакова. – М., Просвещение. -  1985. – 324с.
  5. Колдина, Д.Н. Лепка с детьми 5-6 лет / Д.Н. Колдина – М., Мозаика-синтез. – 2011. – 254с.
  6. Котова, И.Я. Золотая хохлома / И.Я. Коотова. – М., Педигогика. – 1989. 96с.
  7. Лыкова, И.А. Изабразительная деятельность в детском саду  / И.А. Лыкова . – М., СФЕРА. – 2010. – 208.
  8. Соломенникова О.А. Радость творчества / О.А. Соломенникова. – М., Мозаика-Синтез. – 2010. – 200с.

Управление образования и по делам молодежи

Исполнительного комитета г. Набережные Челны

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

Учреждение

«Детский сад компенсирующего вида №76 «Ветерок»

«Пластилиновое чудо»

Программа по пластилинографии

Составитель: Васильева

Нина Владимировна

воспитатель

1квалификационной категории

Г.Набережные Челны 2015год

                                «Утверждаю»

                                                Заведующий МБДОУ №76

                        «Ветерок»

                                                        _____________        Ф.Ф.Ситдикова        

                                                Рассмотрено и утверждено

                                                На педагогическом совете

                                                        «25 февраля» 2015г. Протокол № 4

Программа рассчитана для детей 6-7 лет

Срок реализации: 1 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Авторская сказка в работе с детьми"

При слове "сказка" у каждого из нас появляются особые чувства, на душе становиться тепло, мы вспоминаем прятные минуты детства. Несмотря на то, что нашим миром правит технический прогресс и высокие те...

Авторская технология обучения детей дошкольного возраста завязыванию шнурков на узел и бант

Одно из направлений плана индивидуального развития профессионализма.  Цель моей работы - поиск конкретных, эффективных путей развития и коррекции речи детей в логопедической п...

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ТЕАТРАЛЬНОЙ СТУДИИ "СКАЗКА ЗА СКАЗКОЙ" (авторская программа, рецензия)

программа работы в театральной студии для детей старшей группы...

Авторская дидактическая игра "Рыжий город". Конспект НОД "Звук [Р]" с использованием авторской игры.

Предлагаем Вашему вниманию авторскую логопедическую игру "Рыжий город". Идея: Г. Юдин "Букваренок". Данная игра поможет в увлекательной форме автоматизировать звук [Р]. Так же опуб...

Авторские гимнастики в работе с детьми ОВЗ (на примере авторских пособий).

В работе с детьми с ОВЗ учитель-логопед зачастую должен решать много задач. Данный материал наглядно демонстрирует, как комплексно и поэтапно решить много задач при коррекционной работе....