Глиняная плошечка
план-конспект занятия по аппликации, лепке (младшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект ООД в подготовительной группе
Тема: «Глиняная плошечка»
Задачи:
- продолжать знакомить детей с народными традициями и обычаями - Ярмарка; с народным декоративно-прикладным искусством - гончарным.
- продолжать учить детей лепить из глины один из предметов посуды - плошечку, закрепляя приемы лепки: раскатывание, расплющивание, отщипывание, налеп, разглаживание.
- расширять словарный запас детей, активизировать в речи слова: гончар, глиняная посуда, крынка, горшок, плошка, ярмарка.
- формировать умение доводить начатое дело до конца.
- учить оценивать свою работу.
Методические приемы:
- игровой момент;
- русская народная игра "Гончары"
- художественное слово; беседа, побуждение к речевому высказыванию, слушание русско-народных песен, повторение приемов лепки, индивидуальная работа с детьми с ОВЗ; поощрение, анализ работ.
Материал:
- русско-народные костюмы, глиняная посуда, глина; клеенки, вода, 2 круга красного цвета разной величины для анализа работ
Предварительная работа:
- осеннее развлечение "Ярмарка"
- посещение "Дома Ремесел", лепка из глины чайной посуды, игрушек, чтение и заучивание наизусть произведений народного фольклора.
Ход занятия
I часть.
Дети в русско-народных костюмах входят в зал.
В.: - Здравствуйте, почтенные господа!
Приглашаю Вас на Ярмарку! Сюда!
Проходите, проходите!
И глаза свои протрите!
Солнце красное встает,
Спешить на Ярмарку народ!
1 реб.: - Как на Ярмарке веселой
Собрались деревни, села!
Да из города народ
Весь на Ярмарку идет!
2 реб: - Кто торгует соболями,
Кто приманит кренделями!
Кто кричит во весь базар:
"Подходи смотреть товар!"
В.: - Ребята, давайте посмотрит товар у одного из мастеров.
(дети подходят к столам, на которых стоит глиняная посуда)
Реб.: - Подходи! Налетай!
Выбирай! Покупай!
Горшки для меда!
Горшки для каши!
Продам дешевле -
Все будет ваши!
В.: Ребята, что предлагает купить нам этот мастер?
(ответы детей)
В.: Верно, посуду. Вот это крынка для молока, плошка для каши, горшок для щей. Большой выбор посуды.
Ребята, а из чего сделана эта посуда?
(ответы детей)
В.: Да, из глины, значит вся эта посуда как называется?
(индивидуальные ответы детей)
В.: Верно, глиняная посуда. А как называется мастер, который делает глиняную посуду?
(индивидуальные ответы детей)
В.: Верно, гончар. Славен наш город Богородск гончарами. И даже есть "Дом ремесел", куда мы ездили на экскурсию.
- А что, гончар, не худы ли твои горшки? Без трещины? Ребята, давайте проверим, приглашаю вас поиграть в русско-народную игру "Гончары".
(дети встают в круг, 2 ребенка говорят слова)
- По чем горшок?
- По денежке.
- А он не с трещиной?
- Попробуй.
- Хороший, крепкий горшок.
- Давай сговор!
- Давай!
- Чи-ча-ры, чи-ча-ры,
Собирайтесь, гончары! (2 ребенка бегут по кругу, кто быстрее дотронется до "горшка")
II часть
В.: Молодцы, ребята, весело поиграли!
А не хотите ли вы тоже стать гончарами и поработать с глиной?
(ответы детей)
В.: Тогда приглашаю вас за столы, не забудьте надеть рабочие фартуки, завернуть рукава. Ребята, а вы знаете, откуда добывают глину?
(ответы детей)
В.: Верно, её добывают из земли. Глина бывает разного цвета: красная, желтая, голубая, белая - как у нас. Глина мягкий, эластичный материал, послушный рукам гончара. И вашим рука глина тоже послушна, нужно только очень постараться.
Я вам предлагаю слепить плошечку из глины (показ предмета). Рассмотрим ее:
- какой она формы?
Д.: Круглая.
В.: Какие части выделим у плошечки?
Д.: Дно, стенки.
В.: Расскажите мне, гончары, как вы будете лепить свою плошечку? С чего начнете работу?
Д.: Слепим донышко.
В.: Какой оно формы?
Д.: Круглой.
В.: Как его слепить?
Д.: Раскатать глину в шар, расплющить его, получить круглое донышко.
В.: Что лепит дальше?
Д. : Стенки плошечки.
В.: Как их лепим?
Д.: Отщипываем небольшие куски глины и налепом соединяем их друг с другом вокруг дна.
В.: Чтобы у гончара посуда получилась ровная, гладка, что он делает?
Д,: Сырыми руками разглаживает стенки, разравнивает все.
В.: А чтобы работа ваша спорилась, послушаем русские народные мелодии.
В процессе лепки индивидуальная работа с детьми с ОВЗ.
III часть.
В.: Закончилась музыка, гончары закончили свою работу. Предлагаю вам оценить свою работу. У вас есть по 2 кружка: большой и маленький. Если вы считаете, что хорошо слепили плошечку: ровную, круглую, гладкую - покажите мне большой кружок. Если вы считаете, что в вашей работе что-то не получилось - покажите мне маленькие кружок
Анализ работ, индивидуально спросить у ребенка, почему он показал тот или иной кружок (по выбору воспитателя).
В.: Молодцы, ребята, хорошими гончарами вы сегодня были. Глиняная плошечка получилась у вас красивая, ровная. Работы ваши оставим сушиться, а потом вы их распишите красивым узором. Благода
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по познавательному развитию для детей групп старшего дошкольного возраста по теме: "Знакомство с тверской глиняной игрушкой"
Материал данного занятия дает возможность познакомить детей с историей возникновения народного промысла - изготовление тверских глиняных игрушек, с технологией изготовления и отличительными особенност...
Декоративное рисование на объёмной глиняной фигурке «Мастерская дымковской игрушки»
"Народное декоративное искусство отвечает интересам детей старшего дошкольного возраста, дает богатую пищу их художественному восприятию, соде...
Музыкально-театрализованное занятие «В гостях у глиняной игрушки» (старшая группа)
Цель: Приобщая к народной обрядовой культуре необходимо открывать детям гуманизм народной культуры, красоту и многообразие народного искусства (синтез слова, музыки, танца, пластики)....
«В ДЕРЕВНЕ У БАБУШКИ» РОСПИСЬ ГЛИНЯНОЙ ЧЕРЕПАШКИ
Конспект занятия по изодеятельности...
Презентация " Каргопольская глиняная игрушка"
Историяигрушки. Делала на экзамен по МХК, может пригодиться кому нибудь. Буду рада....
Глиняные предметы.
План-конспект Н.О.Д. по теме "Глиняные предметы".Расширять представления о свойствах глины,развивать мелкую моторику рук....
Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Глиняная игрушка. Изготовление глиняной игрушки по народному образцу».
Онакомление детей с народной тамбовской игрушкой (Федоровской) и характерными для неё элементами росписи....