Опыт работы "Барельефная лепка"
методическая разработка по аппликации, лепке на тему

Лепка - один из видов изобразительной деятельности детей дошкольного возраста.

Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она благотворно влияет на всестороннее развитие ребёнка. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для ребёнка. Лепка, также как и другие виды изобразительной деятельности формирует, эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon opyt_raboty_po_barelefnoy_lepke2.ppt2.79 МБ
Microsoft Office document icon barelefnaya_lepka_opyt_raboty.doc34 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ №3 Тема: Развитие креативности дошкольников в процессе овладения техникой барельефной лепки Нижний Новгород 2014 год Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по направлению художественно-эстетического развития воспитанников №412

Слайд 2

1 младшая группа «Солнышко» Творческие оригинальные работы воспитанников по барельефной лепке

Слайд 3

2 младшая группа «Радуга»

Слайд 4

Средняя группа «Одуванчики»

Слайд 7

Средняя группа «Сказка»

Слайд 9

Старшая группа «Звездочки»

Слайд 10

Подготовительная группа «Подсолнухи»



Предварительный просмотр:

Роль лепки в умственном и эстетическом развитии дошкольника

    Лепка - один из видов изобразительной деятельности детей дошкольного возраста.    

     Лепка  имеет большое значение для обучения и воспитания детей  дошкольного  возраста. Она благотворно влияет на всестороннее развитие ребёнка. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для ребёнка. Лепка, также как и другие виды изобразительной  деятельности формирует, эстетические вкусы, развивает  чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии.

     Скульптор И.Я. Гинцбург  отмечал: “…В семье  изобразительных искусств лепка играет ту же роль, как и арифметика в  математических

науках. Это первое чтение, изложение  предмета.    В рисовании  предмет

изображается  относительно.      Из-за  перспективы часто  умаляется, а

иногда и совершенно теряется сущность свойств предмета, главный его

смысл… правильное соотношение  частей, отличие главного от второстепенного - тела от приставных частей – всё это ясно выражается при изображении предмета посредством  лепки’’

Так же лепка влияет и на умственное развитие ребёнка. Одним  из средств умственного   воспитания  детей  является  знакомство  с  народным  прикладным  искусством.  Результаты  наблюдений  показывают, что  способы лепки  доступны  для  понимания  и  выполнения  детьми  дошкольного  возраста.  Умственная  активность  на  занятиях  лепкой  проявляется  в  том, что ребёнок  находит  и  использует  выразительные  средства, а  для  этого  ему понадобится  сравнить  свою  работу  с  игрушкой.

     Лепка  по  своему  характеру  требует, с  одной  стороны  развитых  ощущений  и  восприятия,  а  с  другой – сама  совершенствует  эти  восприятия и  ощущения.  Считается, что  ведущим в  познании  предметов   реального мира  является  зрение, но  на  первых  этапах  становления  у  детей  опорой для  зрения  является  осязание  предмета.

     И.М. Сеченов  отмечал, что  форму  предметов, руки  определяют иначе, чем глаза, и  определяют  её  полнее, благодаря  тому, что  ладони  рук  мы  можем прикладывать  к  боковым  поверхностям  предметов, всегда  более или менее скрытым  от  глаз, и задним, которые  глазам  уже  совершенно не  доступны.

     В  лепке  ребёнок  должен  отразить  материальные  свойства -  их  объём, форму, плотность и  фактуру.

Иногда  приходится  слышать:  способам  изображения  детей  не  учить не надо,  они  сами  в  состоянии  справиться  со  своим  замыслом  и  возникшей задачей. Однако – и подтверждение  тому  и  исследования, и  опыт  работы - ни одной  деятельностью  ребёнок  не  может  овладеть  без  передачи  взрослым способов применения, использования соответствующих орудий, материалов. Но чтобы изобразить предмет, следует представить все основные свойства. И задача педагога – целенаправленно формировать знания и представления у детей путем специальных наблюдений, постепенно и последовательно развивать восприятие – образное, эстетически окрашенное, эмоционально положительное, обогащая сенсорный опыт.

     Для узнавания предмета детям дошкольного возраста достаточно лишь некоторых общих признаков. Осязательное знакомство  предметом ограничивается преимущественно теми частями, за который ребенок держит предмет или которых касается. Но для изображения предмета этого мало: ребенок должен детально представлять себе весь предмет в совокупности его свойств и качеств. Процесс лепки требует тончайшего анализа и синтеза объемных свойств предмета. Самостоятельно овладеть этим ребенок не может, ему должны помочь взрослые. Они учат обобщенной системе обследования предмета, знакомят с выработанными обществом сенсорными эталонами.

     Активное обследование перед лепкой – это педагогический способ организации чувственного опыта детей. В этой системе можно условно вычислить 4 этапа:

  1. Организация восприятия предмета в целом. Она включает последовательное и непрерывное движение пальцев и глаз, начиная с верхней точки вниз, по главным характерным линиям (движение сверху вниз и как бы по спирали). Положение предмета всегда фиксировано (левая рука держит предмет, правая обследует; предмет может стоять на столе неподвижно).
  2. Обследование предмета рукой и взглядом сопровождается анализом составных частей и определением их свойств (форма, величина, пропорция и так далее); движения пальцев как бы измеряют соотношение глубин и определяют пространственное взаимоотношение частей.
  3. Выделение более мелких частей предмета и установление их формы, величины, пространственного положения по отношению к основным частям.
  4. Повторное, целостное восприятие предмета. Общее заключительное движение руки и взгляда сверху вниз позволяет объединить данные, полученные чувственным путем, в целостный образ. Обследование может быть направлено на анализ (ощупывания) структурной поверхности предмета. При этом должны работать все пальцы рук. Для распознания структуры материала применяется надавливание на поверхность предмета.

     Внимание детей сосредотачивается на некоторых сторонах предмета и направляется на анализ (расчленение целого) и синтез (объединение отдельных свойств в целостный облик предмета). Обеспечить правильное соотношение этих двух процессов – основная задача педагога при обследовании предмета перед его изображением. Движение, обрисовывающее предмет, включенное в обследование, по своей направленности сходно с тем движением, которое впоследствии ребенок будет совершать при изображении предмета, оно как бы лежит в основе будущего способа действия при изображении. Постепенно у детей складываются обобщенные способы обследования предметов, а, следовательно, формируются и обобщенные способы их изображения. Халезова Н.Б.  считает, что обучение следует начинать уже с двух лет, т.к. у маленького ребенка особая острота восприятия. То, что эмоционально воспринято в детстве, запоминается на всю жизнь, тем самым, формируя у детей эстетическое чувство и бережное отношение к искусству. 2.2  Особенности видов лепки в дошкольном возрасте

Халезова Н.Б., исследования которой занимают особое место в области развития художественного творчества детей, определяет следующие виды лепки дошкольников:

  1. Лепка отдельных предметов.
  2. Сюжетная лепка.
  3. Декоративная лепка.

Лепка отдельных предметов

     Изображение предметов в лепке для ребенка являются более простым заданием, чем в рисовании. Здесь он имеет дело с реальным объемом, где нет надобности, прибегать к условным средствам изображения. Наиболее легко дети овладевают изображением предметов конструктивной и растительной форм и с большими трудностями – изображением фигур человека и животного. Это связано со сложностью строения, пластичностью их форм; ребенку бывает трудно понять сложное анатомическое строение животных.

     Исследования и опыт работы с детьми показывают, что дошкольников можно научить относительно правильному изображению человека и животного. Дети передают лишь наиболее яркие, характерные признаки, а форма основных частей остается обобщенной. Поэтому важно, чтобы педагог учил детей видеть основные формы предметов, выделять их яркие, характерные признаки.

     На занятиях дошкольники должны научиться передавать пропорции задачи конкретизируются для каждой возрастной группы. Например, для первой младшей группы научить детей лепить простейшие формы (цилиндр, диск, шар); для средней группы – уточнять представление о форме предметов, и их строении,  овладевать определенными техническими умениями. Для старших групп – видеть сходство и различие предметов, и их положение в пространстве, замечать характерные признаки. Постепенно дети учатся создавать выразительные образы.

     2. Сюжетная лепка

     Изображение сюжета в лепке имеет свою специфику по сравнению с рисованием. В последнем изображении сюжетной композиции часто бывает связано с использованием условных приемов изображения предметов, находящихся на земле и в воздухе. В лепке это не всегда удается сделать. Например, изобразить летящий самолет ребенок не сможет. Но ребята в некоторых случаях при показе предметов в полете поднимают скульптуры на подставке или палочке-каркасе. Однако этот условный прием не всегда можно использовать, особенно если в сюжете не один предмет в воздухе, а несколько. Работа над сюжетной лепкой требует от детей большого умственного напряжения, так как для композиции нужно изображать наиболее выразительные предметы.

     Сюжетная лепка проводится  с детьми старших групп, хотя подготовительная работа к этому виду лепки начинается в предшествующих группах, где дети получили первоначальные навыки изображения разных предметов.

В средней группе сюжетная лепка, совмещена с предметной, то есть - это объединение  вылепленных изображений единой темой.

Каждый ребёнок лепит один предмет, а затем все предметы объединяются на специальной плоскости.  

3. Декоративная лепка

    Для успешного обучения декоративной лепке в средней группе продолжается работа по знакомству детей с народным творчеством. С этой целью используются семеновские матрешки, деревянные точеные богородские игрушки, дымковские петушки и козлы, каргопольские игрушки (собака, гусь), расписные птицы из Торжка, филимоновская игрушка.

    Знакомство детей 4-5 лет с предметами народного творчества проходит в виде игр и коротких бесед. Детям важно понять, что народные игрушки из любого материала почти всегда ярко расписаны и именно поэтому они веселые и радостные. Ребенок начинает понимать, что в одном случае узор ложится на объемную форму, в другом - на предмет, ярко окрашенный одним цветом, и это тоже очень красиво.

    Дети любят все яркое и ритмично расписанное. Им нравится украшать куклу, свой рисунок, лепку. В этом возрасте они с удовольствием украшают изделие способом налепа - шариками и валиками. Предметы народного творчества помогают эстетически осмыслить значение узора на предмете, и у детей появляется потребность украшать таким же способом вылепленные предметы.

     Детская лепка, украшенная самым незатейливым орнаментом, приобретает новые выразительные качества, а ребенок получает возможность проявить самостоятельность и творчество.

    Постепенно в результате обучения дети начинают смелее по своему желанию вводить элементы декоративного оформления в лепку: украшают посуду, корзину для ягод, воротник и опушку шубки девочки, подставку у птички и другие предметы. Все это оживляет детские работы, делает их более законченными и выразительными. Ребенок, увлекаясь украшением своей работы, с желанием лепит, что также помогает процессу обучения и развитию творчества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по лепке

Опыт работы по лепке воспитателя...

Опыт работы "Развитие мелкой моторики в процессе ознакомления с разными видами лепки"

Современная педагогическая наука рекомендует детям самого раннего возраста заниматься лепкой в целях развития мелкой моторики пальцев рук и речи, как явление взаимосвязанные друг с другом. Развитая ме...

ОПЫТ РАБОТЫ «Развитие интересов и способностей дошкольников в ходе занятий оригами и лепкой из соленого теста»

В современном мире высоко ценятся изделия, выполненные своими руками. Изделия народных мастеров - уникальные произведения искусства, которые украшают нашу жизнь. В народном творчестве выражаются искон...

Опыт работы "Лепка из соленого теста"

Опыт работы "Лепка из соленого теста"...

Опыт работы по художественно-эстетическому развитию (лепке) «Выразительные образы в сюжетных композициях у детей старшего дошкольного возраста»

Опыт работы  по художественно-эстетическому развитию (лепке) «Выразительные образы в сюжетных композициях у детей старшего дошкольного возраста»...

опыт работы «Лепка из соленого теста как средство развития речи»

опыт работы «Лепка из соленого теста как средство развития речи»...