Программа дополнительного развития детей по нетрадиционным техникам аппликации младшего возраста «Волшебные штучки»
методическая разработка по аппликации, лепке (младшая группа) на тему
Первый этап в развитии художественных способностей детей начинается с того момента, когда в руки ребёнка впервые попадает изобразительный материал – бумага, карандаш, кубики, мелки и т. д. В педагогической литературе этот период носит название «доизобразительный», так как здесь ещё нет изображения предмета и даже нет замысла и желания что-то изобразить. Этот период играет существенную роль в дальнейшем развитии изобразительных способностей детей. Ребёнок знакомится со свойствами материалов, овладевает разнообразными движениями руки, необходимыми для создания изобразительных средств. С появлением сознательного изображения предметов начинается изобразительный период в развитии способностей, когда деятельность приобретает творческий характер.
Аппликация из бумаги не только интересное и увлекательное занятие, доступное дошкольникам, но и полезное для их развития. Занятия аппликацией повысят самооценку ребёнка, уверенность в его силах и возможностях, будут способствовать развитию творчества и фантазии, цветового восприятия, мелкой моторики руки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 143 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад № 4» г. Всеволожска
Программа дополнительного развития детей младшего возраста
«Волшебные штучки»
Разработала:
Капина Оксана Валериановна
Всеволожск 2013-2014
Пояснительная записка
К концу третьего года жизни ребенок усваивает основные представления о цвете, величине, форме; слушает сказки; учится сравнивать реальные предметы с их изображениями на картинах; рассматривает пейзажи.
Маленькому ребенку легче выразить свои впечатления с помощью изобразительной деятельности (объемное изображение – в лепке, силуэтное – в аппликации, графическое – в рисовании). Он передает образы предметов с помощью пластилина, цветной бумаги, красок. Эти материалы должны быть у ребенка всегда под рукой. Но этого недостаточно. Нужно развивать творческие способности малыша, показывать приемы лепки, учить вырезать из цветной бумаги, знакомить с разнообразными техниками рисования. Для совершенствования изобразительных навыков следует формировать восприятие формы, цвета, ритма, эстетических представлений.
Ребенок 3–4 лет умеет очень многое: мыть руки, чистить зубы, самостоятельно есть, одеваться и раздеваться, пользоваться туалетом. У малыша появляются простые речевые рассуждения. Он с удовольствием отвечает на вопросы взрослых, тянется к общению с другими детьми; развиваются его игровые навыки и произвольное поведение.
Аппликация – один из самых доступных и понятных видов детского творчества. Ведь аппликация развивает моторику у детей, мышление, эстетический вкус и воображение. Кроме того, любой вид аппликации поможет вашему ребёнку изучить своими тактильные ощущения, особенно, если вы будете работать с различными видами аппликаций, и будете брать для своих поделок не только бумагу, но ткань, крупу, засушенные листья и цветы.
В творческом процессе малыш учится аккуратно пользоваться клеем, правильно держать кисточку, создавать на бумаге разной формы предметные и декоративные композиции из геометрических фигур и природных материалов, повторяя и чередуя их по форме и цвету. Вызывать радость от полученного изображения. Формировать навыки аккуратной работы.
Программа дополнительного образования «Волшебные штучки» разработана для детей 3-4 лет. Она имеет художественную направленность, она включает в себя такой вид деятельности как аппликация.
Специфика аппликации дает детям возможность активнее усваивать знания о цвете, строении предметов, их величине, о плоскостной форме и композиции. В аппликации есть возможность передвигать вырезанные формы, сравнивать, накладывая одну форму на другую.
Актуальность программы состоит в том, что первый этап в развитии художественных способностей детей начинается с того момента, когда в руки ребёнка впервые попадает изобразительный материал – бумага, карандаш, кубики, мелки и т. д. В педагогической литературе этот период носит название «доизобразительный», так как здесь ещё нет изображения предмета и даже нет замысла и желания что-то изобразить. Этот период играет существенную роль в дальнейшем развитии изобразительных способностей детей. Ребёнок знакомится со свойствами материалов, овладевает разнообразными движениями руки, необходимыми для создания изобразительных средств. С появлением сознательного изображения предметов начинается изобразительный период в развитии способностей, когда деятельность приобретает творческий характер.
Аппликация из бумаги не только интересное и увлекательное занятие, доступное дошкольникам, но и полезное для их развития. Занятия аппликацией повысят самооценку ребёнка, уверенность в его силах и возможностях, будут способствовать развитию творчества и фантазии, цветового восприятия, мелкой моторики руки.
Цель программы – развитие мелкой моторики.
Задачи:
1. Формировать интерес к аппликации;
2. Учить природными материалами;
3. Развивать чувство формы, цвета, пропорций;
4. Учить составлять задуманный рисунок и оформлять его;
5. Формировать навыки аккуратной работы.
Аппликация – это один из самых простых, увлекательных и эффективных видов художественной деятельности. Дети с удовольствием работают с бумагой, потому что она легко поддается обработке. Особенно привлекательны для детей нетрадиционные техники работы с бумагой, с нетрадиционным материалом: рванная, скомканная бумага, ватные диски, бумажные салфетки, природные материалы и т. д. Необычное сочетание материалов и инструментов, доступность, простота техники исполнения удовлетворяет в них исследовательскую потребность, пробуждает чувство радости, успеха, развивает трудовые умения и навыки. Позволяет детям младшего дошкольного возраста быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с малышами
Методы работы - игровой, информационно-рецептивный, репродуктивный и исследовательский.
Форма работы – совместная деятельность детей и педагога, а так же их самостоятельная работа.
Форма реализации итоговых мероприятий: выставка работ, создание альбома работ.
Ожидаемые результаты. К концу года дети должны уметь: подбирать цвета, соответствующие предмету; вырезать из бумаги; наклеивать предметы на бумагу; составлять аппликацию; уметь украшать изделия, используя фломастеры. Ребенок должен владеет приёмами работы различными инструментами, знает правила техники безопасности при обращении с ними;
Создавая красивые аппликации своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции. Работа с бумагой даёт возможность детям проявить терпение, упорство, фантазию и художественный вкус, проявить творческие способности, приобрести ручную умелость, которая позволяет им чувствовать себя самостоятельными. Все это благотворно влияет на формирование здоровой и гармонично развитой личности.
Оборудование и инструменты: белая бумага, цветная бумага, картон, ножницы, клей, листья, пшено, рис, греча, палочки, вата, ватные диски.
Срок реализации данной программы 1 год 2013-2014.
План работы
Месяц | Номер занятия | Тема | Цель |
Сентябрь | 1 | Листья | -знакомство с листьями. |
2 | Крупа | -знакомство с фасолью, рисом, горохом. | |
3 | Вата | -знакомство с ватой. | |
4 | Пластилин | -знакомство с пластилином | |
5 | Пластилин | -учить отделять от большого куска маленькие кусочки; -развивать мелкую моторику. | |
6 | Шишки | -знакомство с шишками. | |
7 | Клей | -учить работать с клеем. | |
8 | Клей | -учить приклеивать различные фигуры; -развивать мелкую моторику. | |
Октябрь | 9 | Ежик | -развивать мелкую моторику; -учить составлять композицию из листьев. |
10 | Ежик | -учить аккуратно приклеивать листья на заготовку. | |
11 | Ежик | -учить оформлять композицию при помощи фломастеров. | |
12 | Бабочка | -развивать мелкую моторику; -учить располагать предметы на бумаге. | |
13 | Бабочка | -учить аккуратно приклеивать листья на заготовку. | |
14 | Бабочка | -учить оформлять композицию при помощи пластилина. | |
15 | Узор | -развивать воображение; -учить оформлять композицию. | |
16 | Узор | -учить аккуратно приклеивать листья; -развивать мелкую моторику. | |
Ноябрь | 17 | Дерево | -развивать мелкую моторику; -учить рвать листья на мелкие кусочки. |
18 | Дерево | -развивать мелкую моторику; -учить аккуратно приклеивать листья на заготовку. | |
19 | Цветочек | -развивать воображение; -учить составлять композицию. | |
20 | Цветочек | -развивать мелкую моторику; -учить аккуратно приклеивать листья на заготовку. | |
21 | Цветочек | -учить делать из пластилина шарики и колбаски. | |
22 | Цветочек | -учить оформлять композицию с помощью пластилина; -развивать воображение. | |
23 | Полянка | -учить оформлять композицию. -учить аккуратно приклеивать листья; | |
24 | |||
Декабрь | 25 | Снег | -развивать мелкую моторику; -учить отделять от ваты маленькие кусочки. |
26 | Сугроб | -учить оформлять композицию; -учить аккуратно приклеивать вату. | |
27 | Сугроб | -учить оформлять композицию с помощью фломастеров; -развивать воображение. | |
28 | Снежинка | -учить приклеивать вату на заготовку. | |
29 | |||
30 | Новогодний шарик | -учить вырезать по контуру; -развивать мелкую моторику. | |
31 | Новогодний шарик | -учить скатывать из пластилина шарики и колбаски. | |
32 | Новогодний шарик | -учить оформлять композицию; -развивать воображение. | |
Январь | 33 | Елочка | -учить составлять композицию; -развивать воображение. |
34 | Елочка | -учить приклеивать аккуратно листья; -развивать мелкую моторику. | |
35 | Елочка | -учить оформлять композицию при помощи пластилина. | |
36 | Снеговик | -учить вырезать по контуру; -развивать мелкую моторику. | |
37 | Снеговик | -учить составлять композицию; -учить аккуратно приклеивать бумагу. | |
38 | Снеговик | -учить оформлять композицию с помощью риса. | |
39 | Варежка | -учить скатывать из пластилина шарики и колбаски. | |
40 | Варежка | -учить оформлять композицию; -развивать воображение. | |
Февраль | 41 | Зайчик | -учить вырезать детали из ватных дисков; -развивать мелкую моторику. |
42 | Зайчик | -учить составлять композицию; -учить аккуратно приклеивать предметы. | |
43 | Зайчик | -учить оформлять композицию при помощи фломастеров. | |
44 | Овечка | -учить составлять композицию; -учить аккуратно приклеивать предметы. | |
45 | Овечка | -учить скатывать из ваты шарики; -развивать мелкую моторику. | |
46 | Овечка | -учить аккуратно приклеивать вату; -развивать мелкую моторику. | |
47 | Медведь | -учить аккуратно работать с гречей; -учить приклеивать гречу. | |
48 | Медведь | ||
Март | 49 | Солнышко | -учить рисовать солнышко; -развивать воображение. |
50 | Солнышко | -учить аккуратно приклеивать пшено; -развивать мелкую моторику. | |
51 | Мостик | -учить складывать мостик; -развивать мелкую моторику. | |
52 | Мостик | -учить приклеивать палочки; -развивать мелкую моторику. | |
53 | Мостик | -учить оформлять картину с помощью фломастеров. | |
54 | Облако | -учить вырезать по контуру; -развивать мелкую моторику. | |
55 | Облако | -учить аккуратно приклеивать предметы. | |
56 | Облако | -учить оформлять картину с помощью ваты; -развивать воображение. | |
Апрель | 57 | Цветочек | -закреплять умение делать из пластилина шарик и колбаску. |
58 | Цветочек | -закреплять умение составлять композицию. | |
59 | Цветочек | -закреплять умение оформлять картину фасолью | |
60 | Цветочек | -закреплять умение оформлять картину листьями. | |
61 | Цыпленок | -закреплять умение работать с пшеном. | |
62 | Цыпленок | -закреплять умение вырезать по контуру | |
63 | Цыпленок | -закреплять умение аккуратно приклеивать предметы. | |
64 | Цыпленок | -закреплять умение оформлять картину с помощью фломастеров | |
Май | 65 | Рыбка | -закреплять умение делать из пластилина шарик и колбаску. |
66 | Рыбка | -закреплять умение составлять композицию. | |
67 | Рыбка | -учить работать с чешуей шишки | |
68 | Рыбка | -закреплять умение работать с чешуей шишки | |
69 | Цветы | -учить вырезать детали из ватных дисков. -учить составлять композицию; | |
70 | Цветы | -учить аккуратно приклеивать предметы. | |
71 | Цветы | -учить оформлять композицию при помощи красок. | |
72 | Вручение детских альбомов |
Список литературы:
1.Васильева М.А., Гербова В.В., Комарова Т.С. Программа воспитания и обучения в детском саду.: Москва, «Мозаика-синтез», 2006.
2.Доронова Т.Н., Якобсон С.Г. Обучение детей 3-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре.: М. «Просвещение», 1992.
3.Дубровская Н. В. Тематические занятия по формированию изобразительных навыков у детей 2-7 лет. «Природа». Вводные занятия: Учебно-методическое пособие для воспитателей. - Спб.: « ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005.
4.Куцакова Л.В., Мерзлякова С.И. Воспитание ребёнка-дошкольника.: М. «Владос», 2004.
5.Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду: Пособие для воспитателя дет. сада: Из опыта работы.- М.: Просвещение, 1990
6.Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду.: М. «Просвещение», 1991.
7.Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Ранний возраст: учебно-методическое пособие М.: ИД « Цветной мир», 2012
8.Малышева А.Н., Ермолаева Н.В. Аппликация в детском саду.: Ярославль, «Академия развития», 2006.
9.Румянцева Е. Аппликация. Простые поделки.: Москва, «АЙРИС-пресс», 2007.
10.Саллинен Е.В. Занятия по изобразительной деятельности . Младшая и средняя группы: Пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений.- СПб.: КАРО, 2009
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/16/picture-457409-1402916582.jpg)
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА "Мастерилка" Программа дополнительного образования с использованием нетрадиционных техник в изобразительной деятельности.
Разроботана программа дополнительного образования с использованием нетрадиционных техник в изобразительной деятельности для детей 3-4 лет сроком на один год....
![](/sites/default/files/pictures/2019/03/20/picture-1128481-1553039981.jpg)
Программа дополнительного развития детей дошкольного возраста "Волшебные ножницы"
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ВОЛШЕБНЫЕ НОЖНИЦЫ»Развитие мелкой моторики дошкольников через нетрадиционные техники аппликации Актуаль...
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/18/picture-267842-1371570321.jpg)
Собственная методическая разработка «Развитие детей через нетрадиционные техники рисования» (младший возраст)
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №28 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Калининского района...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/01/picture-1213812-1580552531.jpg)
программа дополнительного образования "Веселый художник" - нетрадиционные техники рисования
Пояснительная запискаИзобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/05/picture-1275151-1601912789.jpg)
Образовательная программа дополнительного образования детей по нетрадиционной технике рисования «Юный художник»
Программа имеет художественно-эстетическую направленность и разработана на основе программы художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» И.А. Лыковой, по...
![](/sites/default/files/pictures/2022/12/05/picture-1439707-1670250616.jpg)
Программа кружковой работы «Умелые ручки» Нетрадиционные техники аппликации как средство развития мелкой моторики рук дошкольников
Рабочая программа кружка «Умелые ручки» художественно-эстетической направленности создана на основе методических пособий: Аверьяновой А. П. «Изобразительная...