Кружок «Умелые пальчики».
рабочая программа по аппликации, лепке (подготовительная группа) на тему
Рабочая учебная программа дополнительной образовательной деятельности
Направление: «Познавательное развитие»
подготовительная группа для детей с ЗПР на 2014-2015 учебный год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_umelye_palchiki_microsoft_office_word.docx | 30.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение МО
г. Саяногорск детский сад комбинированного вида №20 «Дельфин»
Утверждено «Утверждаю»
методическим советом Заведующий МБДОУ
Протокол № ___ от _______ 2014г. ________ Зубова Л.М.
Рабочая учебная программа дополнительной образовательной деятельности
Направление: «Познавательное развитие»
Кружок «Умелые пальчики».
подготовительная группа для детей с ЗПР на 2014-2015 учебный год.
Воспитатель: Иванова О.М.
Пояснительная записка
У детей с ЗПР замедленное развитие психических процессов: познавательной деятельности, мышления, внимания, памяти, общей и мелкой моторики. Дети слабо владеют техническими и изобразительными навыками, поэтому во внеурочной деятельности дети учатся вырезать и наклеивать, закреплять приёмы лепки, освоенные в предыдущих группах; формировать представления о форме предметов (круглая, овальная, квадратная, прямоугольная, треугольная), величине, расположении частей. Для этого необходимо направлять внимание детей на передачу соотношения предметов по величине: дерево высокое, куст ниже дерева, цветы ниже куста. Важно закреплять умение правильно держать карандаш, кисть, фломастер, цветной мелок. Учить закрашивать рисунки кистью, карандашом, проводя линии и штрихи только в одном направлении, ритмично наносить мазки, штрихи по всей форме, не выходя за пределы контура.
Цель:
Развитие тонкокоординированных движений рук; повышение согласованности в работе мышц пальцев при сложных движениях рук; развитие сопроводительной речи, творческих способностей; коррекция психических процессов.
Задачи:
- Создать условия для проявления познавательного интереса в процессе исследовательской деятельности.
- Создать условия для развития мелкой моторики.
- Создать условия для обогащения и расширения художественного опыта работы с нетрадиционными материалами (крупа, пшено).
- Способствовать развитию и свободному проявлению совместного художественного творчества.
- Создать условия для побуждения детей к речевой активности в процессе взаимодействия со сверстниками.
Занятия с 15.09.2014 г по 15.05.2015 г. 1 раз в неделю, длительность занятия не более 20 минут.
Всего занятии -33
Сентябрь 2014 г. | |||||
Неделя | № занятия | Лексическая тема | Тема занятия | Цель и задачи | Интеграция образовательных областей |
1-5 сентября | 1 | Диагностика | Выявить у детей отклонения движений пальцев рук, определить степень моторной недостаточности, её характера на начало 2014-2015 учебного года | Познавательное развитие, «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие». | |
8-12 сентября | 2 | ||||
15-19 сентября | 3 | ||||
22-26 сентября | 4 | ||||
Октябрь 2014 | |||||
29сент.-3 октября | 5 | Осень | п/г «Деревья»,№4 стр.16.Рисование пальчиками «Листики на дереве» | Развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук; развивать точность и координацию движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность. | Познавательное развитие, «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие». |
6-10 октября | 6 | В саду ли, в огороде. | п/г «Утро»№2 стр.20 Штриховка контуров «Дары осени» (фрукты, овощи)- наклонные, вертикальные, горизонтальные линии. | Формировать графические навыки, подготовить руку ребенка к овладению письмом, учить штриховать в разных направлениях. | «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», »Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие». |
13-17 октября | 7 | Мой дом | п/г «Семья» №2 стр.10 Забавные фигуры «Домик». | Совершенствовать движения рук ,развивая психические процессы | «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие». |
20-24 октября | 8 | Мой город | п/г «Ворота. Замок» №4 стр.26 Забавные фигуры из разрезного квадрата «Дом с трубой» | Развивать у детей согласованные движения обеих рук | «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», »Физическое развитие». |
Ноябрь 2014 г | |||||
5-7 ноября | 9 | Зимующие птицы | п/г «Зарядка»№ 5стр.60 Оригами «Птичка» | Создание условия для развития умения художественно -продуктивной деятельности посредством конструирования из бумаги. | «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие». |
Неделя | № занятия | Лексическая тема | Тема занятия | Цель и задачи | Интеграция образовательных областей |
Ноябрь 2014 г | |||||
10-14 ноября | 10 | Дикие животные | п/г «Дикие животные» №6 стр.117 оригами «Белка» | Создание условия для развития умения художественно-продуктивной деятельности посредством конструирования из бумаги | «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие». |
17-21 ноября | 11 | Дикие животные | п/г « Дикие животные» №6 стр.117 Оригами «Лисенок» | Создать условия для развития умения художественно-продуктивной деятельности посредством конструирования из бумаги | «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие». |
24-28 | 12 | Домашние животные | п/г «Домашние животные» №6 стр.109 Забавные фигуры из разрезного квадрата «Кошка» | Создать условия для детей рисовать по трафаретам, фигурным линейкам, аккуратно заштриховывать карандашом. | «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие». |
Декабрь 2014 г | |||||
1-5 декабря | 13 | Дикие и домашние животные | п/г «Домашние животные» №6 стр.109 Забавные фигурки из разрезного квадрата «Собака и волк» | Создание условий для развития творческих способностей детей для выкладывания фигурок из разрезного квадрата. | «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие»,»Художественно-эстетическое» |
8-12 декабря | 14 | Домашние птицы | п/г «№5 стр..68 «Гусь» №5 стр. 68 Аппликация из природного материала «Петушок» | Создание условий для обогащения художественного опыта детей в использовании нетрадиционных материалов в создании аппликации. | «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие». |
14-19 декабря | 15 | Новый год | П/г «Новый год» №6 стр.126 Украшение из пуговиц ,бус, колечек (нанизывание на тесьму, проволоку, леску. «Брошки, браслеты» | Создание условий для развития творческих способностей детей в ходе изготовления украшений из разного материала. | « Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие». |
22-26 декабря | 16 | Новый год | п/г «Новый год» №7 стр.130 Украшения из бумажных бусин (нанизывание) «Новогодняя гирлянда» | Создание условий для развития творческих способностей детей посредствам организации продуктивной деятельности. | « Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие». |
Неделя | № занятия | Лексическая тема | Тема занятия | Цель и задачи | Интеграция образовательных областей |
Январь 2015 г. | |||||
13-17 января | 17 | Зима белоснежная | п/г «Зима» №3 стр.25 Снежинки волшебные. | Создание условий для развития творческих способностей детей посредствам организации продуктивной деятельности. | « Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие». |
20-24 января | 18 | Зима | п/г «Зайчик» №4 стр.28 «Бусы на елку»- нанизывание на леску, тесьму, проволоку. | Создание условий для развития творческих способностей детей посредствам организации продуктивной деятельности. | « Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие». |
27-31 января | 19 | Зимние забавы | п/г «Зимние игры» №6 стр79 «Цепочки из бросового материала». | Создание условий для развития творческих способностей детей посредствам организации продуктивной деятельности. | « Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие». |
Февраль 2015 г | |||||
3-7 февраля | 20 | Транспорт | п/г «Пароход» №4 стр.14 Забавные фигуры из разрезного квадрата «Парусник» | Создание условий для развития творческих способностей детей посредствам организации продуктивной деятельности. | « Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие». |
10-14 февраля | 21 | Игрушки | п/г «Матрешки» №2 стр.24 Песочные картинки- рисование палочкой «Матрёшки» | Создание условий для развития творческих способностей детей в ходе нетрадиционного рисования | « Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие». |
17-21 февраля | 22 | День защитника отечества | п/г «За работу» №4 стр.48 Забавные фигуры «Всадник» из папье-маше | Создание условий для развития творческих способностей детей посредствам организации продуктивной деятельности. | « Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие». |
24-28 февраля | 23 | До свидания зима, встречаем весну | п/г «Весна пришла» № 6 стр.80. Вырезывание силуэтов изображений для коллажа (из журналов, альбомов) | Создание условий для развития творческих способностей детей посредствам организации продуктивной деятельности. | « Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие». |
Неделя | № занятия | Лексическая тема | Тема занятия | Цель и задачи | Интеграция образовательных областей |
Март 2014 г | |||||
3-7 марта | 24 | Вот какая мама – золотая прямо | п/г «Посуда» №6 стр.63 Забавные фигуры из разрезного квадрата «Ваза» | Создание условий для развития творческих способностей детей посредствам организации продуктивной деятельности. | « Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие». |
10-14 марта | 25 | Что нас окружает (мебель, посуда, бытовые приборы) | п/г «Стол, стул» №4 стр. №24 Конструирование спичками, палочками «Стол, стул, шкаф.» | Создание условий для развития творческих способностей детей посредствам организации продуктивной деятельности. | « Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие». |
17-21 марта | 26 | Одежда, обувь, головные уборы | п/г «Сапожки», №6 стр74 Пришивание пуговицы на лоскут драповой ткани | Развивать у детей согласованность обеих рук, точные и дифференцированные движения кистей и пальцев рук | « Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие». |
31марта- 4апреля | 27 | Моя семья | п/г «Семья» №2 стр.10 Забавные фигуры «Домик» .Обрывание бумаги разной плотности | Создание условий для развития творческих способностей детей посредствам организации продуктивной деятельности. | « Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие». |
Апрель 2015 г. | |||||
7-11 апреля | 28 | Космос | п/г «Радуга» 35 стр.52 Графические упражнения «Умелые пальчики» | Создание условий для развития творческих способностей детей посредствам организации продуктивной деятельности. | « Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие». |
14-18 апреля | 29 | Профессии | п/г «Инструменты» №6 стр.58 Раскрашивание картинок-раскрасок | Закреплять у детей навыки штриховки в разных направлениях | « Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Речевое развитие», |
21-25 апреля | 30 | Весна -красна | п/г «Цветок» 35 стр. 54 Выкладывание из крупы «Цветок» | Создание условий для обогащения художественного опыта детей в использовании нетрадиционных материалов в создании аппликации | « Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие». |
Неделя | № занятия | Лексическая тема | Тема занятия | Цель и задачи | Интеграция образовательных областей |
Май 2015 г. | |||||
28апреля- 2 мая | 31 | Народная культура и традиции | п/г «Внимательные пальчики» №6 стр. 133 Тестирование графической подготовленности | Создание условий для развития творческих способностей детей посредствам организации продуктивной деятельности. | « Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально - коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие». |
Диагностика | Выявить у детей отклонения движений пальцев рук, определить степень моторной недостаточности, её характера на конец 2014-2015 учебного года | ||||
12-16мая | 32 | ||||
19-23мая | 33 | ||||
Планируемы результаты: К концу учебного года выпускник подготовительной группы может уметь:
-вырезать симметричные формы из бумаги сложенной вдвое; складывать бумагу в разных направлениях; составлять узоры и декоративные композиции из геометрических и растительных форм ;лепить посуду разными способами, лепить небольшие скульптурные группы из 2-3 фигур, передавая пропорции, динамику; свободно владеть карандашом и кистью при разных приёмах рисования; передавать в рисунке выразительность образа, используя форму, линию, композицию, колорит; ,изображать в рисунке несколько предметов ,объединяя их единым содержанием; смешивать краски, располагать предметы на всем листе бумаги
Способы проверки: педагогическое наблюдение, задания
Литература.
- Бардышева Т.Ю. «Забодаю, забодаю» (пальчиковые игры), М.: ИД «Карапуз», 2000.
- Безруких М.М. Филиппова Т.А. «Тренируем пальчики», М.: «Дрофа», 2000
- Гаврина С.Е. «Развиваем руки – чтобы учиться и писать, и красиво рисовать», М.: «Холдинг», 2000
- Косинова Е.М. «Гимнастика для пальчиков», М.: «Олма-Пресс», 2001.
- Светлова и.Е. «Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук», М.: «Эксмо-Пресс», 2001.
- Новиковская О.А. «Ум на кончиках пальцев: маленькие подсказки для родителей», М.: «Аст-Сова», 2006.
- Филиппова С.О. «Подготовка дошкольников к обучению письму», СПб.: «Детство-Пресс»,2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кружок по ручному труду и конструированию
Каждый из нас в детстве смастерил своими руками хотя бы одну игрушку, и именно эта игрушка долгое время была самой любимой, потому что мы вложили в нее свою душу....
Кружок эстетического развития "Сказки дядюшки Холста"
На занятиях кружка «Сказки дядюшки Холста» дети знакомятся с миром деятельности художника, выразительными средствами искусства; идет работа по развитию навыков восприятия произведений различных в...
Кружок эстетического развития "Сказки дядюшки Холста"
На занятиях кружка «Сказки дядюшки Холста» дети знакомятся с миром деятельности художника, выразительными средствами искусства; идет работа по развитию навыков восприятия произведений различных в...
Кружок "Радуга цвета" с использованием методов арт-терапии
В последние годы широкое применение получило использование методов арт-терапии в дошкольных учреждениях в качестве социально-педагогической коррекции эмоциональной сферы детей.В дошк...
Кружок по рисованию
Целью работы кружка является - совершенствование и углубление изобразительных навыков, раскрытие творческого потенциала ребенка, используя различные техники и жанры изобразительного искусства, формиро...
Кружок "Мир сенсорики"( кружок по развитию сенсорных эталонов у детей в первой младшей группе).
Аннотация на парциальную программу1. Название программы: "Мир сенсорики"( кружок по развитию сенсорных эталонов у детей в первой младшей группе).2. Разработчик: воспитатель Бабикова Елена...
Кружок для детей 6-7 лет на 2018-2019 год "Здоровый малыш"Кружок для детей 6-7 лет на 2018-2019 год "Здоровый малыш"
Кружок для детей 6-7 лет на 2018-2019 год "Здоровый малыш"...