Кружок «Умелые пальчики».
рабочая программа по аппликации, лепке (подготовительная группа) на тему

Иванова Ольга Михайловна

Рабочая  учебная программа дополнительной образовательной деятельности 

Направление: «Познавательное  развитие»

подготовительная группа для детей с ЗПР  на 2014-2015 учебный год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_umelye_palchiki_microsoft_office_word.docx30.76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение МО

г. Саяногорск детский сад комбинированного вида №20 «Дельфин»

Утверждено                                                                                                                                                                «Утверждаю»

методическим советом                                                                                                                                              Заведующий МБДОУ

Протокол № ___ от _______ 2014г.                                                                                                                          ________ Зубова Л.М.

Рабочая  учебная программа дополнительной образовательной деятельности  

Направление: «Познавательное  развитие»

Кружок «Умелые  пальчики».

подготовительная группа для детей с ЗПР  на 2014-2015 учебный год.

Воспитатель:  Иванова О.М.

Пояснительная записка

У детей с ЗПР  замедленное развитие психических процессов: познавательной деятельности, мышления,  внимания, памяти, общей и мелкой моторики. Дети слабо владеют техническими и изобразительными навыками, поэтому во внеурочной деятельности дети учатся вырезать и наклеивать, закреплять  приёмы  лепки, освоенные в предыдущих группах; формировать представления о форме предметов (круглая, овальная, квадратная,  прямоугольная, треугольная), величине, расположении частей.   Для этого необходимо направлять внимание детей на передачу соотношения предметов по величине: дерево высокое, куст ниже дерева, цветы ниже куста. Важно закреплять умение правильно держать карандаш, кисть, фломастер, цветной мелок. Учить закрашивать рисунки кистью, карандашом, проводя линии и штрихи только в одном направлении, ритмично наносить мазки, штрихи по всей форме, не выходя за пределы контура.

Цель:

Развитие тонкокоординированных движений рук; повышение согласованности в работе мышц пальцев при сложных движениях рук; развитие сопроводительной речи, творческих способностей; коррекция психических процессов.                                                                                                                                                    

Задачи:

  1. Создать условия для проявления познавательного интереса в процессе исследовательской деятельности.
  2. Создать условия для развития мелкой моторики.
  3. Создать условия для обогащения  и расширения художественного опыта работы с нетрадиционными материалами (крупа, пшено).
  4. Способствовать развитию и свободному проявлению совместного художественного творчества.
  5. Создать условия для побуждения детей к речевой активности в процессе взаимодействия со сверстниками.

                                                                                                                                                       

        Занятия с 15.09.2014 г по 15.05.2015 г.  1 раз в неделю, длительность занятия не более 20 минут.

Всего занятии -33

Сентябрь 2014 г.

Неделя

занятия

Лексическая тема

Тема занятия

Цель и задачи

Интеграция образовательных областей

1-5

сентября

1

Диагностика

Выявить у детей отклонения движений пальцев рук, определить степень моторной недостаточности, её характера   на начало 2014-2015 учебного года

Познавательное развитие, «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

8-12

сентября

2

15-19

сентября

3

22-26

сентября

4

Октябрь 2014

29сент.-3 октября

5

Осень

п/г «Деревья»,№4 стр.16.Рисование пальчиками «Листики на дереве»

Развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук; развивать точность и координацию движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность.

Познавательное развитие, «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

6-10

 октября

6

В  саду ли, в огороде.

п/г «Утро»№2 стр.20 Штриховка контуров «Дары осени» (фрукты, овощи)- наклонные, вертикальные, горизонтальные линии.

Формировать графические навыки, подготовить руку ребенка к овладению письмом, учить штриховать в разных направлениях.

«Социально-коммуникативное развитие»,  «Познавательное развитие», «Речевое развитие», »Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

13-17

октября

7

Мой дом

п/г «Семья» №2 стр.10 Забавные фигуры «Домик».

Совершенствовать движения рук ,развивая психические процессы

«Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

20-24

октября

8

Мой город

п/г «Ворота. Замок» №4 стр.26 Забавные фигуры из разрезного квадрата «Дом с трубой»

Развивать у детей согласованные движения обеих рук

«Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», »Физическое развитие».

Ноябрь 2014 г

5-7

ноября

9

Зимующие птицы

п/г «Зарядка»№ 5стр.60 Оригами «Птичка»

Создание условия для развития умения  художественно -продуктивной   деятельности посредством конструирования из бумаги.

«Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Неделя

занятия

Лексическая тема

Тема занятия

Цель и задачи

Интеграция образовательных областей

Ноябрь 2014 г

10-14

ноября

10

Дикие животные

п/г «Дикие животные» №6 стр.117 оригами «Белка»

Создание  условия для развития умения художественно-продуктивной деятельности посредством конструирования из бумаги

«Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

17-21

ноября

11

Дикие животные

п/г « Дикие животные» №6 стр.117 Оригами «Лисенок»

Создать условия для развития умения художественно-продуктивной деятельности посредством конструирования из бумаги

«Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

24-28
ноября

12

Домашние животные

п/г «Домашние животные» №6 стр.109 Забавные фигуры из разрезного квадрата «Кошка»

Создать условия для детей рисовать по трафаретам, фигурным линейкам, аккуратно заштриховывать карандашом.

«Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

                                                                                                                    Декабрь 2014 г

1-5

декабря

13

Дикие и домашние животные

п/г «Домашние животные»  №6 стр.109 Забавные фигурки из разрезного квадрата «Собака и волк»

Создание условий для развития творческих способностей детей для выкладывания фигурок из разрезного квадрата.

«Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие»,»Художественно-эстетическое»

8-12

декабря

14

Домашние птицы

п/г  «№5 стр..68 «Гусь» №5 стр. 68 Аппликация из природного материала «Петушок»

Создание условий для обогащения художественного опыта  детей в использовании нетрадиционных материалов в создании аппликации.

«Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

14-19

декабря

15

Новый год

П/г «Новый год» №6 стр.126 Украшение из пуговиц ,бус, колечек  (нанизывание на тесьму, проволоку, леску.  «Брошки, браслеты»

Создание условий для развития творческих способностей детей в ходе изготовления украшений из разного материала.

« Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

22-26

декабря

16

Новый год

п/г «Новый год» №7 стр.130 Украшения из бумажных бусин (нанизывание) «Новогодняя гирлянда»

Создание условий для развития творческих способностей детей посредствам организации продуктивной деятельности.

« Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Неделя

занятия

Лексическая тема

Тема занятия

Цель и задачи

Интеграция образовательных областей

Январь 2015 г.

13-17

января

17

Зима белоснежная

п/г «Зима» №3 стр.25 Снежинки волшебные.

Создание условий для развития творческих способностей детей посредствам организации продуктивной деятельности.

« Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

20-24

января

18

Зима

п/г «Зайчик» №4 стр.28 «Бусы на елку»- нанизывание на леску, тесьму, проволоку.        

Создание условий для развития творческих способностей детей посредствам организации продуктивной деятельности.

« Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

27-31

января

19

Зимние забавы

п/г «Зимние игры» №6 стр79 «Цепочки из бросового материала».

Создание условий для развития творческих способностей детей посредствам организации продуктивной деятельности.

« Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Февраль 2015 г

3-7

февраля

20

Транспорт

п/г «Пароход» №4 стр.14 Забавные фигуры из разрезного квадрата «Парусник»

Создание условий для развития творческих способностей детей посредствам организации продуктивной деятельности.

« Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

10-14

февраля

21

Игрушки

п/г «Матрешки» №2 стр.24 Песочные картинки- рисование палочкой «Матрёшки»

Создание условий для развития творческих способностей детей в ходе нетрадиционного рисования

« Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

17-21

февраля

22

День защитника отечества

п/г «За  работу» №4 стр.48 Забавные фигуры «Всадник» из папье-маше

Создание условий для развития творческих способностей детей посредствам организации продуктивной деятельности.

« Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

24-28

февраля

23

До свидания зима, встречаем весну

 п/г «Весна пришла» № 6 стр.80.    Вырезывание силуэтов изображений для коллажа (из журналов, альбомов)

Создание условий для развития творческих способностей детей посредствам организации продуктивной деятельности.

« Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Неделя

занятия

Лексическая тема

Тема занятия

Цель и задачи

Интеграция образовательных областей

Март 2014 г

3-7

марта

24

Вот какая мама – золотая прямо

п/г «Посуда» №6 стр.63 Забавные фигуры из разрезного квадрата «Ваза»

Создание условий для развития творческих способностей детей посредствам организации продуктивной деятельности.

« Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

10-14

марта

25

Что нас окружает (мебель, посуда, бытовые приборы)

п/г «Стол, стул» №4 стр. №24 Конструирование спичками, палочками «Стол, стул, шкаф.»

Создание условий для развития творческих способностей детей посредствам организации продуктивной деятельности.

« Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

17-21

марта

26

Одежда, обувь, головные уборы

п/г «Сапожки», №6 стр74 Пришивание пуговицы на лоскут драповой ткани

Развивать у детей согласованность обеих рук, точные и дифференцированные движения кистей и пальцев рук

« Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

31марта-

4апреля

27

Моя семья

п/г «Семья» №2 стр.10 Забавные фигуры «Домик» .Обрывание бумаги разной плотности

Создание условий для развития творческих способностей детей посредствам организации продуктивной деятельности.

« Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Апрель 2015 г.

7-11

апреля

28

Космос

п/г «Радуга» 35 стр.52 Графические упражнения «Умелые пальчики»

Создание условий для развития творческих способностей детей посредствам организации продуктивной деятельности.

« Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

14-18

апреля

29

Профессии

п/г «Инструменты» №6 стр.58 Раскрашивание картинок-раскрасок

Закреплять у детей навыки штриховки в разных направлениях

« Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Речевое развитие»,

21-25

апреля

30

Весна -красна

п/г «Цветок» 35 стр. 54 Выкладывание  из крупы «Цветок»

Создание условий для обогащения художественного опыта детей  в использовании нетрадиционных материалов в создании аппликации

« Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Неделя

занятия

Лексическая тема

Тема занятия

Цель и задачи

Интеграция образовательных областей

Май 2015 г.

28апреля-

2 мая

31

Народная культура и традиции

п/г «Внимательные пальчики» №6 стр. 133 Тестирование графической подготовленности

Создание условий для развития творческих способностей детей посредствам организации продуктивной деятельности.

« Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально - коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Диагностика

Выявить  у детей отклонения движений пальцев рук, определить степень моторной недостаточности, её характера на конец 2014-2015  учебного года

12-16мая

32

19-23мая

33

Планируемы результаты:  К концу учебного года выпускник  подготовительной группы может   уметь:

-вырезать симметричные формы из бумаги  сложенной вдвое; складывать бумагу в разных направлениях;  составлять узоры  и декоративные композиции из геометрических и растительных форм ;лепить посуду разными  способами, лепить небольшие скульптурные группы из 2-3 фигур, передавая пропорции, динамику;  свободно владеть карандашом и кистью при разных приёмах рисования; передавать в рисунке выразительность образа, используя  форму, линию, композицию, колорит; ,изображать в рисунке несколько предметов ,объединяя их  единым содержанием; смешивать краски, располагать предметы на всем листе бумаги

Способы проверки:  педагогическое наблюдение, задания

Литература.

  1. Бардышева Т.Ю. «Забодаю, забодаю» (пальчиковые игры), М.: ИД «Карапуз», 2000.
  2. Безруких М.М. Филиппова Т.А.  «Тренируем  пальчики», М.: «Дрофа», 2000
  3. Гаврина С.Е. «Развиваем руки – чтобы учиться  и писать,  и  красиво рисовать», М.: «Холдинг», 2000
  4. Косинова Е.М. «Гимнастика  для  пальчиков», М.: «Олма-Пресс», 2001.
  5. Светлова и.Е.  «Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук», М.: «Эксмо-Пресс», 2001.
  6. Новиковская О.А. «Ум на кончиках пальцев: маленькие подсказки для родителей», М.: «Аст-Сова», 2006.
  7. Филиппова С.О. «Подготовка дошкольников к обучению письму», СПб.: «Детство-Пресс»,2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кружок по ручному труду и конструированию

Каждый из нас в детстве смастерил своими руками хотя бы одну игрушку, и именно эта игрушка долгое время была самой любимой, потому что мы вложили в нее свою душу....

Кружок эстетического развития "Сказки дядюшки Холста"

На занятиях кружка «Сказки дядюшки Холста» дети знакомятся с миром деятельности художника, выразительными средствами искусства; идет работа по развитию навыков восприятия произведений различных в...

Кружок "Радуга цвета" с использованием методов арт-терапии

В последние годы широкое применение получило использование  методов арт-терапии в дошкольных учреждениях в качестве социально-педагогической коррекции эмоциональной сферы детей.В дошк...

Кружок по рисованию

Целью работы кружка является - совершенствование и углубление изобразительных навыков, раскрытие творческого потенциала ребенка, используя различные техники и жанры изобразительного искусства, формиро...

Кружок "Познание - сила"

Работакружка "Познание - сила" направлена на:   Формированию мыслительной деятельности и познавательных способностей. Создание условий для развития познавательных способностей: объе...

Кружок "Мир сенсорики"( кружок по развитию сенсорных эталонов у детей в первой младшей группе).

Аннотация на парциальную программу1. Название программы: "Мир сенсорики"( кружок по развитию сенсорных эталонов у детей в первой младшей группе).2. Разработчик:  воспитатель Бабикова Елена...