Курс развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста "ЛАРЕЦ"
календарно-тематическое планирование по аппликации, лепке (младшая группа) на тему

Попова Татьяна Александровна

Содержание курса развития творческих способностей не повторяет программу занятий ДОУ, а расширяет и дополняет её. А именно, предпологает развитие творческих и индивидуальных способностей младших дошкольников, предусматривает большую степень самостоятельности и активности детей во всех видах изобразительной деятельности, в результате добиваясь высокого качества создаваемых образов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл larets.docx31.87 КБ

Предварительный просмотр:

МАОУ «Начальная школа – детский сад № 5» г. Перми

КУРС РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ  СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

«ЛАРЕЦ»

                                                        

                                                        Составитель: воспитатель

                                                        Попова Т.А.

Пермь, 2015


Пояснительная записка.

            Художественная деятельность выступает ведущим способом эстетического воспитания и развития детей дошкольного возраста. В художественном развитии дошкольников одной из центральных является способность к восприятию художественного произведения и самостоятельному созданию нового образа (в рисунке, лепке, аппликации), который отличается оригинальностью, вариативностью, гибкостью, подвижностью. Эти показатели относятся как к конечному продукту, так и к характеру процесса деятельности.

Цель данного курса – развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста.

Задачи курса:

- организовать наблюдение за художественной деятельностью воспитателя, показывать в игровой форме процесс создания образов;

- побуждать детей по своему желанию (или подражания взрослому) эмоциональные, яркие, выразительные образы;

- стимулировать самостоятельный выбор детьми разных способов изображения, использование различных технических приёмов;

- вызвать у детей интерес к сотворчеству с воспитателем и другими детьми при создании коллективных композиций;

- интегрировать виды изобразительной деятельности в разных вариантах, их сочетаниях между собой.

В разных видах изобразительной деятельности решаются конкретные задачи, обусловленные возрастными особенностями детей.

Задачи курса:

В лепке:

- развивать умения лепки с использованием разнообразных пластических материалов (глина, пластилин, солёное и сдобное тесто, влажный песок, бумажная масса для папье-маше);

- расширять знания детей о свойствах материалов и возможностях работы с ними, способах воздействия на материал;

- развивать мелкую моторику рук, зрительно-моторную координацию, добиваться синхронизации работы рук;

- обучать детей в процессе деятельности создавать оригинальные образы из 3-4 деталей, передавая пропорции и взаимное расположение частей, при этом используя разные пластические материалы.

В рисовании:

- развивать художественное восприятие окружающей действительности и умения передачи художественных образов;

- расширять представления о предметах и явлениях окружающей действительности, создавать условия для активного познания окружающего мира;

- стимулировать детей к отображению представлений и впечатлений об окружающем мире различными графическими и живописными средствами;

- побуждать к использованию нестандартных методов (рисование ватными палочками, губкой, картофелиной, пальцами, ладошкой, пробками, крышками и т.д.), создавая выразительные образы;

- побуждать детей к созданию двух-, трёх- и многоцветных выразительных образов;

- переводить детей от рисования-подражания к самостоятельному творчеству;

- развивать мелкую моторику рук, зрительно-моторную координацию.

В аппликации:

- знакомить детей с тканью, ватой, сыпучими материалами (манка, песок, семена, заварка, стружка) как художественным материалом, создавать условия для экспериментального освоения их свойств и способов воздействия на них, создания различных образов, комбинирования различных материалов;

- знакомить детей с разными фактурами и свойствами бумаги. Освоить с младшими дошкольниками новые способы работы с бумагой, создавать из обрывков рваной и комочков мятой бумаги выразительные образы;

- учить приклеивать ткань (гладью или в складку), вату в объёмных аппликациях;

- стимулировать к созданию творческих работ, используя различные техники;

- развивать воображение, зрительно-моторную координацию, мелкую моторику рук.

             Содержание курса развития творческих способностей не повторяет программу занятий ДОУ, расширяет и дополняет её. А именно, предполагает развитие творческих и индивидуальных способностей младших дошкольников, предусматривает большую степень самостоятельности и активности детей во всех видах изобразительной деятельности, в результате добиваясь высокого качества создаваемых образов.

Перспективное планирование

Курса развития творческих способностей младших дошкольников «Ларец» ( Попова Т.А.)

Месяц

Неделя, занятие

Вид деятельности

Тема занятия

Задачи

октябрь

1 нед    

1 зан

Рисование

Осенние листочки

Освоение художественной техники печатания. Знакомство с красками. Нанесение краски на листья способом обмакивания листа в ванночке и создание изображений-отпечатков. Развитие чувства цвета.

1 нед

2 зан

Лепка рельефная (пластилин)

Падают, падают листья…

Создание рельефных картин способом отрывания (отщипывания) кусочков пластилина и примазывания к фону. Развитие чувства цвета и мелкой моторики.

2 нед

3 зан

Аппликация

Танец листочков

Создание композиций из готовых форм-листочков. Освоение техники наклеивания бумажных форм. Развитие творчества, композиционных умений.

2 нед

4 зан

Рисование пальчиками или ватными палочками

Дождик чаще, кап-кап-кап!

Рисование дождя пальчиками или ватными палочками на фоне тучи, изображённой воспитателями. Развитие композиционных умений, чувства цвета и ритма.

3 нед

5 зан

Лепка модульная

Пушистые тучки

Создание образа тучки пластическими средствами. Обучение способу отрывания (отщипывания кусочков пластилина разного размера и прикрепления к фону).

3 нед

6 зан

Аппликация

Пушистая тучка

Освоение элементов бумажной пластики. Создание коллективной композиции из кусочков мятой бумаги.

4 нед

7 зан

Лепка

Фрукты на тарелочке

Создание пластической композиции из одного большого предмета и 5-10 фруктов. Получение разнообразных форм разными приёмами.

4 нед

8 зан

Аппликация

Яблоко с листочком

Создание предметных аппликативных картинок. Составление композиций.

ноябрь

5 нед

9 зан

Рисование

Вкусные картинки

Освоение художественной техники печатания: нанесение краски на крышки, разрезанную картофелину (способом окунания в ванночку) и создания изображений-отпечатков. Развитие чувства цвета и формы.

5 нед

10 зан

Лепка-экспериментирование

Вот ёжик – ни головы, ни ножек

Помогать детям моделировать образ ёжика: вставлять иголки в туловище. Стимулировать к самостоятельному выбору материала для деталей (спички, зубочистки, кусочки трубочек для коктейля, семечки и т.д.), тем самым передавая характерные особенности внешнего вида ежа. Формировать умение нанизывать пластилиновые шарики на иголки «ежа». Развивать чувство формы, мелкую моторику, координацию в системе «глаз-рука». Воспитывать самостоятельность, умение делать выбор.

6 нед

11 зан

Рисование

Ай, да ёжик!

Познакомить детей с техникой рисования «тычком» (используя щетину). Вызвать интерес и желание рисовать ягодки и яблоки (ватными палочками или пальчиками). Развивать чувство цвета и ритма. Воспитывать любознательность.

6 нед

12 зан

Аппликация

Чудо-ёжик

Познакомить детей с заваркой, манкой как художественным материалом для создания нестандартных образов.

7 нед

13 зан

Лепка из солёного теста

Мышка-норушка

Учить работе с солёным тестом, показать способы работы с тестом, способы создания выразительного образа: заострение мордочки, использование дополнительных материалов (семечки, бусинки, проволока).

7 нед

14 зан

Рисование

Мышка и яйцо

Показать детям способы смешивания красок для получения новых оттенков (белого и чёрного цвета для получения серого), развивать чувство цвета, учить создавать художественную композицию.

8 нед

15 зан

Аппликация

Мышка на травке

Познакомить детей с ватой как художественным материалом. Стимулировать к созданию образа, используя знакомые техники (дополнить композицию травкой из полосок рваной бумаги).

8 нед

16 зан

Лепка

Ай, да зайка!

Учить моделировать образ зайца с помощью природного материала. Вызвать интерес к изображению живых существ. Развивать мелкую моторику.

Декабрь

9 нед

17 зан

Рисование

Пушистый зайка

Учить создавать объёмный образ,  используя технику рисования «тычком», с помощью полусухой кисти. Вызвать интерес к изображению живых существ.

9 нед

18 зан

Аппликация

Зайка

Помогать детям моделировать образ зайца с помощью ваты или салфеток, используя знакомые техники (дополнить композицию следами на снегу ватными палочками или пальчиками).

10 нед

19 зан

Аппликация

Снеговичок

Знакомство детей с бумажной массой для папье-маше, как художественным материалом для создания нестандартных образов.

10 нед

20 зан

Лепка

Снеговик

Помогать детям моделировать образ снеговика. Стимулировать к самостоятельному выбору материала для деталей (спички, зубочистки, веточки, трубочки, бусины и т. д.), тем самым передавая характерные особенности снеговика. Развивать чувство формы, мелкую моторику. Воспитывать самостоятельность, умение делать выбор.

11 нед

21 зан

Рисование

Ай, да комочки!

Помогать детям создавать объёмные образы, используя уже знакомую технику рисования «тычком», дополнить композицию брызгами белой краски имитируя падающий снег.

11 нед

22 зан

Аппликация

Ёлка для ребят

Вызвать интерес к созданию коллективной композиции «Ёлка». Учить раскладывать готовые формы (ладошки) на ватмане в форме конуса, передвигать в поисках удачного размещения и аккуратно приклеивать. Воспитывать интерес к сотворчеству и коллективизму.

12 нед

23 зан

Лепка

Чудо-ёлка

Познакомить детей с техникой «одевания» пластиковых баночек из-под йогурта «Растишка» используя раскатанную лепёшку пластилина, тем самым создавая образ ёлки в виде конуса. Учить работать со стеком, показать способы создания объёма,  имитируя иголки.

12 нед

24 зан

Рисование

Ёлочка в снегу

Учить дополнять образ ёлки, имитируя снег, используя технику рисования «тычком», при этом, не смешивая краски. Воспитывать любовь к природе.

Январь

13 нед

25 зан

Аппликация

Снегирь

Освоение бумажной пластики. Создание образа из кусочков мятой салфетки или бумаги красного цвета для грудки. Развивать мелкую моторику рук.

13 нед

26 зан

Лепка

Снегири на ветке

Помогать детям моделировать образ снегиря: вставлять семечки, бусины или гречневую крупу в туловище, тем самым передавая характерные особенности внешнего вида снегиря. Развивать чувство формы, мелкую моторику, координацию в системе «глаз-рука».

14 нед

27 зан

Рисование

Снегири

Освоение техники примакивания губки к листу бумаги, создавая образ снегиря с помощью трафарета. Дополнить композицию еловой веткой с шишками.

14 нед

28 зан

Аппликация, рисование

Узоры на окне

Познакомить с техникой «раздувания» краски по листу с помощью коктейльной трубочки. Дополнить композицию оконной рамой. Развитие творчества, любознательности.

15 нед

29 зан

Лепка

Работа Деда Мороза

Создание узора на пластиковой, прозрачной крышке пластическими средствами. Обучение способу размазывания и смешивания двух цветов пластилина. Развитие творчества и мелкой моторики.

15 нед

30 зан

Аппликация, рисование.

Северное сияние

Рисование восковыми карандашами или свечой различных узоров по белой бумаге. Освоение техники «тонирования» фона с помощью губки или широкой кисти, с нужным количеством краски и воды. Дополнить композицию наклеив северных животных. Развитие чувства цвета и творчества.

16 нед

31 зан

Лепка

Северный полюс

Вызвать интерес к созданию коллективной композиции «Северный полюс». Стимулировать к самостоятельному выбору материала для лепки и деталей, создавая образы животных. Развитие творчества, коллективизма, композиционных умений.

16 нед

32 зан

Аппликация

Вкусная рябинка

Освоение элементов бумажной пластики. Создание ягод из кусочков мятой бумаги или салфетки. Дополнить композицию «снегом», используя кусочки ваты. Развитие чувства цвета, формы, мелкой моторики.

Февраль

17 нед

33 зан

Рисование

Веточка рябины

Рисование ягод пальчиками или ватными палочками на фоне веточки рябины, изображённой воспитателями. Развитие композиционных умений, чувства цвета и ритма.

17 нед

34 зан

Лепка

Рябина

Формировать умение нанизывать пластилиновые шарики на проволоку, создавая образ грозди. Вызвать интерес к созданию коллективной работы «Рябина». Развитие творчества, коллективизма, композиционных умений, мелкой моторики.

18 нед

35 зан

Аппликация

Сердечко

Освоение элементов бумажной пластики. Создание объёмной работы из кусочков мятой бумаги или салфетки. Развитие мелкой моторики и чувств радости и любви к своим близким.

18 нед

36 зан

Рисование, лепка

Чудо отпечатки

Освоение техники изготовления печатей из пластилина, глины или солёного теста в виде сердечка. Нанесения краски на печати способом обмакивания в ванночке и создание изображений-отпечатков. Вызвать интерес к созданию коллективной работы «Открытка к празднику».

19 нед

37 зан

Аппликация, рисование

Открытка для пап

Вызвать интерес к созданию коллективной работы, используя знакомые техники исполнения. Развитие творчества, коллективизма, композиционных умений, мелкой моторики.

19 нед

38 зан

Лепка

Военная техника

Стимулировать к самостоятельному выбору образа (танк, пушка, самолёт и т.д.), материала (пластилин, глина, тесто) и деталей для моделирования образа (спички, проволока, шурупы, гайки, ЛЕГО). Вызвать интерес к творчеству. Воспитание патриотизма.

20 нед

39 зан

Аппликация, рисование, лепка

Часы для папы

Вызвать интерес к созданию подарка, используя знакомую технику исполнения и подручный материал (пластиковая тарелка, крышка, проволока, пуговицы, шнурки и т.д.). Развитие творчества, мелкой моторики.

20 нед

40 зан

Аппликация, рисование, лепка

Скоро весна

Вызвать интерес к творчеству и самостоятельному выбору. Показать способы скручивания и смешивания пластилина, создавая образ сосулек. Способы их прикрепления к «крыше». Композицию дополнить ватой или манкой, имитируя снег. Рисование «капели» пальчиками или ватными палочками.

Март

21 нед

41 зан

Аппликация

Веточка мимозы

 Освоение элементов бумажной пластики. Создание мимозы из кусочков мятой бумаги или салфетки. Развитие чувства цвета, ритма и мелкой моторики рук.

21 нед

42 зан

Лепка, рисование

Пирог для мамы

Учить работе с солёным тестом, показать способы работы с тестом, способы создания красиво украшенного пирога: скручивания жгутиков, розочек, листочков и их раскрашивания. Развитие творчества, композиционных умений, мелкой моторики, чувства цвета и формы.

22 нед

43 зан

Лепка

Подснежники

Вызвать интерес к изготовлению подарка, используя знакомую технику исполнения и подручный материал (пластиковые стакан для подставки и ложки для лепестков). Показать способы соединения и оформления. Развитие творчества и мелкой моторики.

22 нед

44 зан

Аппликация

Подснежники

Вызвать интерес к природе. Помогать детям моделировать цветы из ватных дисков, используя знакомые техники (дополнить композицию «снегом» из ваты).

23 нед

45 зан

Рисование ладошками

Букет для мамы

Рисование цветов ладошками на фоне стеблей изображёнными воспитателями. Развитие композиционных умений, творчества. Вызвать интерес к созданию коллективной работе.

23 нед

46 зан

Лепка из солёного теста

Бусы для мамы

Показать способы окрашивания солёного теста, изготовления бусинок и нанизывания их на шнурок. Развивать чувство формы, мелкую моторику, координацию в системе «глаз-рука».

24 нед

47 зан

Аппликация

Хризантемы для мамы

Помогать детям моделировать цветы, используя знакомую технику и подручный материал (пластиковые стакан для подставки и половинку основания ложки). Развитие творчества.

24 нед

48 зан

Рисование

Хризантемы для мамы

Помогать детям создавать объёмные композиции, используя уже знакомую технику рисования «тычком». Воспитывать любовь к природе.

Апрель

25 нед

49 зан

Лепка

Звёзды

Рисование звёзд пластилином на тёмном фоне. Обучение способу размазывания. Развитие творчества и мелкой моторики.

25 нед

50 зан

Аппликация

Космос

Вызвать интерес к окружающему миру. Создание композиций из готовых форм-ракет, форм-планет,  используя бросовую бумагу из глянцевых журналов. Освоение техники наклеивания бумажных форм. Развитие творчества, композиционных умений. Дополнить композицию «звёздами» (рисование ватными палочками).

26 нед

51 зан

Рисование

Звездное небо

Продолжать знакомить с техникой «раздувания» краски по листу с помощью коктейльной трубочки. Развитие творчества, любознательности.

26 нед

52 зан

Лепка

Кораблики

Вызвать интерес к творчеству. Помогать детям моделировать кораблик, используя природный  и подручный материалы.

27 нед

53 зан

Аппликация, рисование

Грачи прилетели

Вызвать интерес к созданию коллективной композиции «Весеннее дерево». Учить раскладывать готовые формы (почки, птицы, скворечники) на готовом воспитателями дереве, передвигать в поисках удачного размещения и аккуратно приклеивать. Композицию дополнить чуть виднеющейся зеленью из-под почки.

27 нед

54 зан

Аппликация

Верба

Вызвать интерес к природе. Помогать детям моделировать веточку вербы с помощью ваты или салфетки, используя знакомые техники. Продолжать знакомить детей с ватой и салфеткой как художественным материалом.

28 нед

55 зан

Рисование

Яйцо

Продолжать осваивать технику печатания: нанесение краски на крышки, пробки, колпачки, фишки, кубики, геометрическое лото (способом окунания в ванночку) и создания изображений-отпечатков. Развитие чувства цвета и формы. Вызвать интерес к орнаменту и узору.

28 нед

56 зан

Лепка

Пасхальное яичко

Вызвать интерес к творчеству и самостоятельному выбору. Освоение техники выкладывания и вдавливания в пластилиновую основу различных семян, бисера, круп, макарон для украшения.

Май

29 нед

57 зан

Аппликация, рисование

Праздничный салют

Продолжать осваивать технику «раздувания» краски по листу с помощью коктейльной трубочки. Развитие творчества, любознательности. Дополнить композицию аппликацией в виде самолёта или звезды (по выбору детей). Воспитание патриотизма.

29 нед

58 зан

Лепка

Салют

Продолжать осваивать технику размазывания пластилина. Развивать творчество, любознательность, мелкую моторику.

30 нед

59 зан

Аппликация, рисование

Мать-и-мачеха

Продолжать осваивать технику бумажной пластики. Создание композиции с помощью мятой бумаги или салфетки. Дополнить работу травкой из полосок рваной бумаги.

30 нед

60 зан

Лепка

Черёмуха

Создание образа цветущей черёмухи пластическими средствами. Обучать способу «отщипывания» кусочков  пластилина маленького размера и прикрепление его к фону. Развитие творчества, мелкой моторики.

31 нед

61 зан

Аппликация, рисование

Одуванчики

Вызвать интерес к природе. Моделировать цветки из ватных дисков (окрашивая их в жёлтый цвет), закончить композицию дорисовывая стебли и травку уже знакомыми способами.

31 нед

62 зан

Лепка

Божья коровка

Вызвать интерес к живым существам. Создать образ божьей коровки с помощью одноразовой ложки и техникой размазывания пластилина. Дополнить работу зелёным листочком.

32 нед

63 зан

Аппликация

Бабочка-красавица

Познакомить детей с тканью как с художественным материалом. Освоить технику её приклеивания (гладью или в складку). Развивать творчество и воображение.

32 нед

64 зан

Рисование, лепка, аппликация

Летняя композиция

Создание коллективного панно, используя знакомые техники исполнения. Вызвать интерес к самостоятельному выбору желаемой работы. Развитие творчества, коллективизма, воображения, мелкой моторики рук.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Спецкурс по развитию творческих способностей детей младшего дошкольного возраста "Музыка и Я"

Даны примерные творческие задания к программному материалу по всем видам музыкальной деятельности детей младшего и среднего возраста. Задания разбиты по нескольким тематическим блок...

Статья из опыта работы «Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности

Влияние развивающей среды на развитие творчемких способностей дете дошкольного возраста...

Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста при использовании нетрадиционных видов рисования

Во все времена нужны были творческие личности, так как именно они определяют прогресс человечества. Наше время также требует творческих, нестандартно мыслящих и действующих людей во благо развития лич...

Проект по теме: Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста

Проект направлен на детей 3-3,5 лет. Основные формы реализации проекта:·        Выполнение творческих заданий на занятиях по рисованию, лепке и апликации, разви...

Программа по развитию творческих способностей детей младшего дошкольного возраста «Волшебные ручки»

Программа предлагает систему кружковой работы по направлению "Конструирование" во второй младшей группе детского сада. Работа ведется с разными материалами....

Статья на тему: «Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста дошкольного возраста».

Статья на тему: «Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста дошкольного возраста».В настоящее время в нашем...

Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста в процессе лепки и знакомства детей с народными промыслами

Первоначальный процесс приобщения детей к художественной культуре своего народа необходимо строить на хорошей эмоциональной основе. Удивление, восхищение, радость от общения с таким искусством - чувст...