Кружок "Веселая аппликация"
материал по аппликации, лепке
Аппликация – один из видов изобразительной техники, основанной на вырезывании различных форм и закреплении их на другом материале, принятом за фон. Это наиболее простой и доступный способ создания художественных работ. Основным признаком аппликации является силуэтность. Аппликация может быть предметной, состоящей из отдельных изображений (лист, ветка, птица, цветок, животное или человек и т.д.), сюжетной, отображающей те или иные события, и декоративной, включающей орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные предметы.
Занятия аппликацией имеют большое значение для всестороннего и гармоничного развития ребенка. Работа с бумагой подобна пальчиковой гимнастике. Таким образом, я перед собой поставила следующую цель – посредствам аппликации устранить эмоциональное напряжение; улучшить умственные способности; упражнять координацию мелкой моторики при работе с ножницами и складывании бумаги, силу и ловкость рук; проговаривать выполняемые действия – тем самым развивать не только мелкую моторику, но и устную речь ребенка.
Работая с цветной бумагой и ножницами, дети будут тренировать кисти рук и пальцы, что является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие детей. Это, в свою очередь, будет способствовать улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти рук к письму, т.к. это стимулирует развитие мышления.
Таким образом, к концу учебного года дети научатся работать с ножницами вырезывая различные формы, коллективно создавать художественные работы, заранее обговаривать последовательность ее выполнения. Все это в комплексе позволит достичь развития мелкой моторики рук, что окажет воздействие на развитие речи. Кисти рук станут более подвижными, исчезнет скованность движений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
0-kruzhok_-_veselaya_applikatsiya.doc | 71.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад
комбинированного вида № 19 городского округа
г.Райчихинска Амурской области
Методическая разработка
Кружок:
«Веселая аппликация для детей с ОНР»
на 2010-2011 уч. год
разработала:
Учитель-логопед
1 кв. категории
Рожкова О.В.
Пояснительная записка:
Аппликация – один из видов изобразительной техники, основанной на вырезывании различных форм и закреплении их на другом материале, принятом за фон. Это наиболее простой и доступный способ создания художественных работ. Основным признаком аппликации является силуэтность. Аппликация может быть предметной, состоящей из отдельных изображений (лист, ветка, птица, цветок, животное или человек и т.д.), сюжетной, отображающей те или иные события, и декоративной, включающей орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные предметы.
Занятия аппликацией имеют большое значение для всестороннего и гармоничного развития ребенка. Работа с бумагой подобна пальчиковой гимнастике. Таким образом, я перед собой поставила следующую цель – посредствам аппликации устранить эмоциональное напряжение; улучшить умственные способности; упражнять координацию мелкой моторики при работе с ножницами и складывании бумаги, силу и ловкость рук; проговаривать выполняемые действия – тем самым развивать не только мелкую моторику, но и устную речь ребенка.
Кружок «Веселая аппликация» так назван не случайно. Работая с цветной бумагой и ножницами, дети будут тренировать кисти рук и пальцы, что является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие детей. Это, в свою очередь, будет способствовать улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти рук к письму, т.к. это стимулирует развитие мышления.
Таким образом, к концу учебного года дети научатся работать с ножницами вырезывая различные формы, коллективно создавать художественные работы, заранее обговаривать последовательность ее выполнения. Все это в комплексе позволит достичь развития мелкой моторики рук, что окажет воздействие на развитие речи. Кисти рук станут более подвижными, исчезнет скованность движений.
Кружок «Веселая аппликация» будет проводиться два раза в месяц по четвергам (во вторую половину дня), с детьми старшего дошкольного возраста, подгруппой из 3-5 детей. Темы работ запланированы в соответствии с тематикой по неделям. Общее количество запланированных индивидуальных и коллективных работ - 16.
Тематика кружка по месяцам:
Сентябрь (3-я неделя): «Что нам осень принесла?» (индивидуальная работа)
Учить детей работать дружным коллективом, сообща.
Из приготовленной цветной бумаги сложить «гармошку». Следить за тем, чтобы все сгибы «гармошки» совпали. Уточнить, что не цветную сторону намазываем клеем, после этого крепко прижать и подождать, чтобы получившаяся «гармошка» просохла. После проведенной работы «гармошка» похожа на книжечку с цветными страницами и не цветной обложкой. Напомнить как прикладывать шаблон (серединка к серединке) к корешку книжечки, чтобы обвести простым карандашом по контуру и вырезать. Вырезанные объемные овощи, фрукты и ягоды наклеить на блюдо-заготовку.
Коллективная работа выполняется на формате бумаге А3.
Октябрь(1-я неделя): «Осенний лес» (коллективная работа)
Коллективная работа выполняется на формате бумаге А3.
Продолжать учить детей работать в коллективе, сообща договариваться о ходе выполняемой работы; наклеивать на фон полоски бумаги (заготовки – стволы деревьев); вырезать крону деревьев из прямоугольных листов бумаги путем складывания прямоугольника пополам, цветной стороной наружу, края поднимать к сгибу. Перед тем как заготовка приобретем форму кроны дерева, не цветную сторону получившейся «гармошки»равномерно намазать клеем и крепко прижать – получится книжечка с цветными страницами и белой обложкой. после этого закруглить правый нижний и правый верхний углы, развернуть крону и приклеить ее к стволу дерева на основу.
Октябрь(3-я неделя): «Вини-Пух» (индивидуальная работа)
Учить детей вырезать детали аппликации из заготовок. Голову, туловище и рот вырезать из квадратов; лапы, шар, уши и нос – из прямоугольников по контуру. Продолжать учить приемам накладывания деталей персонажа на основу, равномерно наносить клей, лишнее убирать салфеткой (прием промакивания) при наклеивании их друг на друга. Из полоски зеленого цвета выполнить травку для эстетического оформления поделки.
Ноябрь (1-я неделя): «Георгины в вазе» (индивидуальная работа)
Продолжать учить выполнять работу последовательно. Для одного цветка заранее вырезать из бумаги: два одинаковых и два – с разницей в диаметре в 1 см. разного цвета. Учить из каждого круга складывать «юбочки»: для мамы и для дочки; закруглить ножницами нижний правый угол. Обратить внимание, что сначала к стебелькам необходимо приклеить большие заготовки, затем маленькую (клей наносить только в серединку заготовки). Тычинки можно вырезать из бархатной бумаги, вазу – из цветной фольги.
Ноябрь (3-я неделя): «Нарциссы в хрустальной вазе» (индивидуальная работа)
Продолжать учить детей вырезать детали аппликации из заготовок. Из тонкой белой бумаги вырезаем круг, складываем его пополам и так же еще два раза. Правый нижний угол закругляем до середины правой стороны заготовки. Делаем еще одну такую же заготовку. Склеиваем заготовки друг с другом посередине. Приклеиваем тычинки желтого цвета в серединку получившегося цветка. Для этого небольшой отрезок желтой цветной бумаги оборачиваем вокруг указательного пальца, выступающую над пальцем часть бумаги закручиваем как конфетку. Не снимая с пальца, наносим клей и соединяем с цветком. Таким образом выполняем еще два цветка нарцисса, стебли вырезаем полоски из зеленой цветной бумаги, а вазу – из цветной фольги.
Декабрь (1-я неделя): «Снежинки» (индивидуальная работа)
Продолжать учить выполнять работу последовательно, аккуратно пользоваться ножницами, экспериментировать с узором снежинок. Из заготовок тонкой белой бумаги по контуру вырезаем круг и складываем пополам три раза. До середины заготовки в нижней части вырезаем закругленный треугольник. С правой стороны нарезаем длинные «волчьи зубы», а с левой стороны вырезаем два полукруга. Таким образом используя разные способы вырезывания можно получить снежинки разной формы и рисунка.
Декабрь (3-я неделя): «Елочные украшения» (коллективная работа)
Продолжать учить складывать из бумажного прямоугольника «гармошку». Не цветную сторону намазать клеем и крепко прижать ее к столу – получится уже хорошо знакомая книжечка с цветными страничками и не цветной обложкой. корешок книжечки при этом будет слева. Используя ножницы закруглить правый нижний и правый верхний углы. Одну часть не цветной обложки намазать клеем, положить петельку из нитки и склеить с другой частью - получим шарик. Аналогично можно вырезать любую другую форму игрушки (овальную, ромб), которую подскажет фантазия.
Коллективная работа выполняется на формате бумаге А3.
Январь (3-я неделя): «Мороженое» (индивидуальная работа)
Научить детей делать заготовку креманку – вазочки для мороженного. Из голубых прямоугольников разных по размеру вырезать два полукруга. Соединить их приготовленной ранее полоской. Из 3-х квадратов разной цветной бумаги вырезать по обведенному контуру круги и получится «мороженое разных сортов». Продолжать учить приемам накладывания деталей на основу, равномерному нанесению клея, убиранию лишнего салфеткой (промакивать) при наклеивании их друг на друга.
Февраль (1-я неделя): «Дружок» (индивидуальная работа)
Упражнять детей в выполнении аппликации последовательно и аккуратно. Детали аппликации вырезываются из цветной бумаги коричневого и оранжевого цветов. Лапы-полукруги, туловище – треугольник с закругленным основанием, голову и глаза-круги вырезаем из квадратов, уши-овалы – из прямоугольников, зрачки – из конфетти. Чтобы сделать хвост из бумажного прямоугольника вырезаем полукруг и складываем его пополам. На середине сгиба посередине делаем небольшой надрез и от него плавно закругляем к левому верхнему углу. Развернув заготовку по внутреннему краю вырезаем длинные «волчьи зубы». Хвост и лапы наклеиваем так, чтобы их можно было приподнимать и опускать.
Февраль (3-я неделя): «Алые паруса» (коллективная работа)
Продолжать учить детей работать в коллективе, сообща договариваться об элементах выполняемой композиции. Корпус корабля вырезаем из коричневой цветной бумаги из прямоугольника. Дважды складываем прямоугольник пополам и расправляем его. Отрезаем нижние углы – от нижнего края линии сгиба к верхнему краю противоположной стороны. Приклеиваем корпус корабля к фону в виде кармана, чтобы можно было в дальнейшем приклеить мачты. Напротив линий сгиба приклеиваем три мачты. Нос корабля продлеваем короткой коричневой полоской. Раскладываем на вертикальных мачтах три ряда пирамид из красных квадратов. Верхняя сторона каждого квадрата приклеиваем к фону, а нижнюю часть немного приподнимая вверх так же ее приклеиваем. Мы «надули» паруса. Верхние концы мачт украшаем флагами из бумаги желтого цвета. Корабль готов к плаванью.
Коллективная работа выполняется на формате бумаге А3.
Март (1-я неделя): «Подснежники в корзинке» (индивидуальная работа)
Научить из тонкой белой бумаги (можно использовать бумагу для пишущих машин) вырезать круг по нанесенному контуру и складывать «юбочку». Продолжить превращение – нижний угол закруглить примерно до середины правой стороны заготовки, развернуть цветок. Из получившихся кругов белой и желтой цветной бумаги вырезать тычинки. Для этого из кругов сложить «юбочки» для мамы и сделать на них много длинных надрезов. Сначала наклеить желтые тычинки, затем белые. Края подснежников приподнять к вверху (как бы раскрыть их). Из заранее приготовленных полосок 2-х цветов и одинаковой длинны «плетем» корзинку для подснежников. Полученные подснежники наклеить на фон, когда корзинка уже будет находиться на ней.
Март (3-я неделя): «Тюльпаны» (индивидуальная работа)
Продолжать учить детей вырезать детали аппликации из заготовок. Из цветного прямоугольника красного или розового цвета складываем «гармошку», не цветную сторону намазываем клеем и крепко прижимаем, убирая излишки клея – получается книжечка. Корешок книжечки – слева, правый нижний угол его закругляем и вырезаем флажок. Полученный цветок наклеиваем на фон, к нему приклеиваем стебель и два широкий листочка. Для листьев понадобится два прямоугольника сложенных пополам и закругленные края от линии сгиба к середине.
Индивидуальная работа выполняется на формате бумаге А5.
Апрель (1-я неделя): «Веточка яблони» (индивидуальная работа)
Научить из тонкой белой бумаги (можно использовать бумагу для пишущих машин или кальку) вырезать круг по нанесенному контуру и складывать его пополам четыре раза. Продолжить превращение – нижний угол от линии сгиба закруглить примерно до середины правой стороны заготовки, развернуть цветок. Один лепесток отрезаем, так как у цветка яблони их только пять. По линии сгиба делаем надрез до середины цветка. Наносим на оставшиеся лепестки клей и складываем из цветка конус. Тычинки вырезаем так же, как для «подснежника», из двух кругов. На зеленый картонный кружок наклеиваем три цветка «спинка к спинке», они поссорились. Так получается соцветие. На веточке яблони их может быть несколько. Между соцветиями наклеиваем объёмные листья из цветной (зеленой) бумаги.
Апрель (3-я неделя): «Мимоза» (индивидуальная работа)
Научить вырезать ветку с листьями из плотной зеленой бумаги. Получившийся бумажный прямоугольник разрезать по диагонали на два треугольника, после этого, совместить оба треугольника. Закруглить ножницами левый верхний угол, в дальнейшем, по диагонали, начиная с верхнего угла, вырезать длинные «зубья» и наклеить их на фон. Из желтой цветной бумаги скатать тугие комочки, на которые нанести уголком лопатки маленькие капельки клея и приклеить их на фон.
Май (1-я неделя): «Васильковое поле со стрекозами» (коллективная работа)
Упражнять детей в расположении композиции по центру; наклеивать из заготовок цветок василек (по принципу как георгины) и туловище стрекозы (полоску коричневой бумаги в 4-е раза сложить пополам – получится квадрат, осторожно закруглив уголки и развернув ее получим «косичку») и крылышки - закруглив уголки прямоугольника, а из обрезков сделать усики. Вырезать из полоски зеленого цвета травку для оформления поделки.
Коллективная работа выполняется на формате бумаге А3.
Май (3я неделя): «Букет сирени» (коллективная работа)
Закрепить умение работать в коллективе, договариваться о выполняемой работе. Для одного соцветия понадобиться 15-20 кругов фиолетового цвета. Каждый круг складывается пополам два раза, закругляя правый нижний угол. Заготовки разворачиваются, они готовы к дальнейшей работе. Готовые цветки наклеиваются на приготовленную «морковку» - это контур цветка сирени. Готовые цветы сирени и листья располагаются на фоне и приклеиваются.
Коллективная работа выполняется на формате бумаге А3.
Список литературы:
- Грушина Л. Игрушки из цветной бумаги: издательский дом «Карапуз». – Москва, 2000.
- Гусакова М.А. Аппликация. – 3-е изд., допол. и перераб. – М.: Просвещение, 1987. – 128 с.
- Петрова И.М. Объемная аппликация: Учебно-методическое пособие. – СПб.: «Детство-Пресс», 2000. – 48с.
- Туфкрео Р.А., Кудейко М.В. театр создаем сами: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – Линка – Пресс., 2004. – 190с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Аппликация , виды аппликации
Аппликация , виды аппликации...
Конспект занятия по аппликации в старшей группе.Аппликация коллективная "Цветы луговые".
Задачи. Ø Продолжить учить детей вырезать розетки из бумажных квадратиков, сложенных способом «дважды по диагонали»Ø Обогатить аппликативную технику –вырезать лепестки разной формы, передав...
План-конспект занятия (аппликация, лепка, средняя группа) по теме: Аппликация Тема: «Птички клюют ягодки на рябиновой веточке» Нетрадиционная техника: скатывание бумаги.
Конспект занятия по аппликации в средней группе по нетрадиционной техникеТема:"Птички клюют ягодки на рябиновой веточке"Программное содержание:Воспитывать эстетически-нравственное отношение к пт...
План-конспект занятия (аппликация, лепка, средняя группа) по теме: Интегрированное занятие в средней группе Образовательная область «Художественное творчество» Аппликация «Летящие самолёты» (коллективная композиция)
Интегрированное занятие в средней группеОбразовательная область «Художественное творчество»Аппликация «Летящие самолёты» (коллективная композиция)Воспитатель:Колыхалова Елена СергеевнаПрограммно...
Аппликация " Как мы занимались аппликацией " " Осень"
Тема : Вспомним , как мы занимались аппликацией Цели: 1 Уточнить знание правил поведения на занятиях по аппликации 2 Побуждать выкладывать изображени...
План-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа) по теме: Конспект занятия в старшей группе по аппликации на тему: "Птица счастья".
Как сделать объемную аппликацию...
Консультация для воспитателей «Значение аппликации в эстетическом развитии дошкольников» Сущность и значение аппликации для развития ребенка. Виды аппликации.
Аппликация (от латинского appiicatio - накладывание) - это способ создания художественных изображений из различных форм, фигур, вырезанных из какого-либо материала и наклеенных или нашитых ...