«Развитие творческой активности у воспитанников подготовительной группы средствами проектной деятельности».
проект по аппликации, лепке (подготовительная группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelnost_sidorenko_lyudmily.doc | 71 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа на тему:
«Развитие творческой активности у воспитанников подготовительной группы средствами проектной деятельности».
Курсы повышения квалификации по ИОЧ
1.12.2014 – 5.12.2014
Выполнила:
Сидоренко Людмила Алексеевна,
воспитатель,
МБДОУ "Детский сад №378,
Промышленного района
г. Самары
Самара, 2014
«Творчество - особый вид деятельности,
Оно в самом себе несет удовлетворение»
Уильям Моэм
Развитие творческой активности у воспитанников подготовительной группы средствами проектной деятельности.
Тип проекта: творческий;
Продолжительность проекта: среднесрочный;
Участники проекта: дети подготовительной группы, родители воспитанников, воспитатели.
Актуальность проекта: обусловлена большой значимостью воспитания нравственно - патриотических чувств у дошкольников в современном обществе.
Цель проекта: развитие творческой активности детей через ознакомление с народными промыслами и организация художественно-продуктивной и творческой деятельности.
Цели и задачи для себя ставит сам ребенок: научиться изготавливать изделия из глины на примере дымковской, филимоновской игрушки.
Мотивация проекта: одному из воспитанников подготовительной группы родители привезли в подарок дымковскую игрушку-коня. Ребенок заинтересовался новой игрушкой: ее яркостью, привлекательностью, необычностью. Мальчик принес ее в свою группу, чтобы показать другим детям. Так возник интерес у детей к народным промыслам, желание вылепить из глины подобные игрушки.
Задачи проекта:
- Познакомить детей с народными промыслами.
- Содействовать развитию речи ребенка: обогащать словарь, повышать выразительность речи;
- Осуществлять нравственное и эстетическое развитие личности ребенка;
- Развивать умение видеть красоту изделий прикладного творчества, формировать эстетический вкус;
- Развивать навыки художественного творчества детей, создавать объемные изображения игрушки из глины, с последующей росписью.
- Упражнять в кистевой росписи ;
- Организовать художественно-творческую среду (мастерскую), обеспечить детей необходимыми художественными материалами.
Организационный этап
Подготовка материалов:
• Подбор наглядных и дидактических материалов (тематические картинки, плакаты с элементами росписи);
• Просмотр видеофильмов по ознакомлению детей с народными промыслами;
• Подбор произведений фольклора, стихов на тему народных промыслов(см. Приложение А);
• Подготовка материалов для организации творческой деятельности детей.
Ожидаемый результат:
• Создание глиняной игрушки по мотивам народных промыслов;
• Воспитывать чувство патриотизма через любовь к народной игрушке.
Продуктивный этап:
Формирование проблемы проекта и интереса у детей к теме проекта.
Методы реализации проекта:
Проект реализовывался через следующие виды совместной деятельности:
• Познавательная деятельность
• Речевая деятельность
• Художественно-творческая деятельность
• Игровая деятельность
• Работа с родителями
Познавательная деятельность:
Тематические беседы:
- «Филимоновские игрушки - свистульки»
- «Дымковские мастера»
- «Голубая гжель»
Речевая деятельность:
1. Чтение произведений фольклора на тему народных промыслов;
2. Разучивание стихотворений Е. А. Никоновой «Дымковская игрушка», «Узоры гжели»;
Художественно - творческая деятельность:
1. Рассматривание альбомов и наглядно - демонстрационного материала;
2. Лепка из глины «Филимоновские игрушки»;
3. Лепка из глины «Дымковские игрушки»;
4. Лепка «Декоративная тарелка»;
5. Роспись изделий.
Работа с родителями:
Родителям предлагалось:
1. Помочь со сбором предметов народных промыслов;
2. Активно интересоваться деятельностью ребенка в группе;
3. Найти видеофильмы «Народные промыслы России»;
4. Рекомендация в выходные дни посетить с детьми сувенирные лавки, где продаются изделия народных мастеров;
5. Помощь в организации мини-музея (предметы народного быта);
6. Подбор предметов декоративно-прикладного искусства
Дети разбиваются на группы по шесть человек по своему желанию. Первая группа лепит из глины посуду: тарелки и чашки.
Вторая группа лепит из глины фигурки по мотивам Филимоновской игрушки.
Третья группа лепит из глины животных по мотивам Дымковской игрушки. Когда изделия стали твердыми дети покрыли их белой гуашью. Задача воспитателя на этом этапе: помогать детям в создании объемного изображения, напомнить приемы лепки из целого куска глины, если ребенок затрудняется это сделать; развивать мелкую моторику рук, воображение, творческую активность.
На последующих занятиях дети расписывают свои глиняные фигурки в соответствии со своим выбором. Задача педагога - упражнять в кистевой росписи, использовать в узоре характерные цвета для выборного промысла.
В ходе занятий использовались следующие методические приемы:
- игровой прием;
- создание проблемной ситуации;
- работа подгруппами;
- положительная оценка детских работ;
- связь рассматривания изделий народных мастеров с последующим составлением узоров;
- сравнение двух элементов узора;
- взаимосвязь видов деятельности: рисования и лепки;
- использование разных видов оценок: приз, словесная оценка, аплодисменты;
- неторопливый темп занятия;
- предоставление ребенку времени для обдумывания ответа.
Презентация проекта
1. Оформление выставки детских работ;
2. Выступление детей перед родителями и педагогическим коллективом детского сада.
Результативность проекта:
В результате проведения комплексной работы по приобщению детей к декоративно - прикладному искусству у детей появилось желание еще больше узнать о творчестве русских мастеров и жизни русского народа. Дети самостоятельно стали различать стили известных видов декоративной живописи, научились создавать выразительные узоры. Таким образом, тема декоративно - прикладное искусство в детском саду очень интересна и многогранна, она помогает развить не только творческую личность, но и воспитывает добропорядочность в детях, любовь к родному краю, к своей стране в целом.
Информационные ресурсы:
1. Вершинина Н. Горбова О. Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства в процессе дидактических игр. // Дошкольное воспитание. 2004 №6.
2. Гаранина Н. К. Приобщение дошкольников к народной культуре
3. Грибовская А. А. Народное искусство и детское творчество. 2-е изд. – М. : Просвещение, 2006.
4. «Дошкольное воспитание». - №8.- 19981.
5. Князева О. А., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб. : Акцидент, 1997.
6. Кочкина Н. А. Метод проектов в дошкольном образовании. - М. : Мозаика- Синтез, 2012.
7. Концепция патриотического воспитания граждан РФ. - Управление ДОУ. 2005 №1
8. Ляпина Л. А. Народные игры в детском саду. - М. : ТЦ Сфера, 2009.
9. Сыпченко Е. А. Инновационные педагогические технологии. - СПб: Детство- Пресс, 2012.
Приложение
ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА
Ели спят у большака
В инее седом.
Спят деревья, спит река,
Скованная льдом.
Мягко падает снежок,
Вьется голубой дымок.
Дым идет из труб столбом,
Точно в дымке все кругом.
Голубые дали,
И село большое Дымково назвали.
Там любили песни, пляски.
В селе рождались чудо-сказки.
Вечера зимою длинны,
И лепили там из глины.
Все игрушки не простые,
А волшебно расписные.
Белоснежны, как березки,
Кружочки, клеточки, полоски –
Простой, казалось бы, узор,
Но отвести не в силах взор.
И пошла о Дымке слава,
Заслужив на это право.
Говорят о ней повсюду.
Удивительному чуду
Мы поклонимся не раз,
А затем пустимся в пляс.
Хороша игрушка расписная,
Вся поет бесхитростно светла.
И видна мне радость молодая
Ставшего искусством ремесла.
Не потому ль игрушкой этой
Народ так свято дорожил,
Что он свое стремленье к свету
В фигурки яркие вложил?
Сегодня игрушек сверкающий ряд
Выходит на свет показать свой наряд.
Конь домчит до карусели.
На седло залез Емеля.
Влез, встал, засвистал –
Засвистал, поскакал.
Кони глиняные мчатся
На подставках, что есть сил.
И за хвост не удержаться,
Если гриву упустил.
Посмотри, как хороша эта девица-душа.
Щечки алые горят, удивительный наряд,
Сидит кокошник горделиво,
Барышня так красива.
Как лебедушка плывет, песню тихую поет.
Посмотри, как хороша
Эта девица-душа
Щечки алые горят,
Удивительный наряд.
(Народное творчество)
С лентами да бантами,
Да под ручку с франтами
Мы гуляем парами,
Проплываем павами.
(П. Синявский)
Мы игрушки расписные,
Хохотушки вятские –
Щеголихи слободские,
Кумушки посадские.
Мы игрушки знатные
Складные да ладные.
Мы повсюду славимся,
Мы и вам понравимся!
Мы ребята удалые,
Скоморохи озорные.
Всех на ярмарку зовём,
Всем игрушки продаём!
Раз, два, три, четыре,
Круг поуже, круг пошире!
На носочек и на пятку,
А потом пляши вприсядку!
Влево, вправо повернись,
Веселее улыбнись!
Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей!
В ней нету цвету дымного,
Что серости серей.
В ней что-то есть от радуги
От капелек росы
В ней что-то есть от радости
Гремящей, как басы!
ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА
У этого оленя золотые рога.
Через горные отроги,
Через крыши деревень,
Краснорогий, желторогий
Мчится глиняный олень.
Краше всех индюк.
Вот индюк нарядный.
Весь такой он ладный.
У большого индюка
Все расписаны бока.
Посмотрите, пышный хвост
У него совсем не прост –
Точно солнечный цветок.
Да алеет гребешок.
За оленем кони, кони
Вновь за тридевять земель
И пестреет от погони
Глиняная карусель.
Что за конь!
Только тронь -
Со всадником вместе
Ускачет верст за двести.
Яша –дружок
Дует в рожок,
Сидит на спинке
У свинки.
Барашек-свисток.
Левый рог – завиток,
Правый рог – завиток,
На груди – цветок.
Индя, индя, индючек,
Ты похож на сундучок,
Сундучок не простой,
Красный, синий, золотой.
Утка - Марфутка
Бережком идет
Уточек - Марфуточек
Купаться ведет.
Бока крутые
Рога завитые
Копыта с оборкой
На спине Егорка.
Девица в венце
Румянец на лице
Собой хороша,
Стоит не дыша.
Стоит молодушка,
А с ней коровушка:
Важная, спокойная
Буренушка - дойная.
Почтеннейшие господа!
Посмотрите вы сюда!
Игрушки вятские
На все манеры.
Вот вам барыни,
А вот и кавалеры.
У барынь алые щеки и губки.
Нарядные платья и теплые шубы.
Хоть весь базар обойдете,
Лучше барынь не найдете.
Игрушки наши повсюду славятся
Подходите скорее и вам понравятся.
ФИЛИМОНОВСКАЯ ИГРУШКА
Есть под Тулой деревенька,
Филимоново зовут.
И живут там мастерицы,
Что добро в дома несут.
И добро там не простое,
И не злато, серебро.
Филимоновской игрушкой
Называется оно.
Сильно вытянуты шеи
И корова, как жираф,
И медведь, что Змей Горыныч,
Только это просто так.
Чтобы звери, птицы, кони,
Барышни, солдаты,
И коровы, и медведи
Нравились ребятам.
Чтоб добром и красотою сердце согревало
И чтоб сказка никогда нас не покидала.
С переливами поет, утром будит весь народ.
Золотистый гребешок гордо носит … (Петушок)
Вот индюк нарядный.
Весь такой он складный.
У большого индюка.
Все расписаны бока.
Посмотрите, пышный хвост
У него совсем не прост.
Точно солнечный цветок.
И высокий гребешок,
Красной краскою горя,
Как корона у царя.
Конь бежит – вся земля дрожит,
В поле травушка-муравушка ничком лежит.
Ой, свистулечка какая,
Утка полосатая!
Необычная, смешная
И чуть-чуть пузатая!
-Подожди минуточку,
Ты откуда, уточка?
Уточка свистит моя:
-Филимоновская я!
Велика Россия наша
И талантлив наш народ
О Руси родной умельцах
На весь мир молва идет.
Каргопольская игрушка
Ей не налюбуешься
И в Париже и в Нью-Йорке
Наш Полкан красуется.
Я куплю себе свистульку
Буду трели выводить
Мастеров из славной “Дымки”
Никогда нам не забыть.
В Твери делают игрушки
Сколько радости для глаз
Подрастают мастерицы
Может быть и среди нас.
Любовались гости чудом
Громко восхищалися –
Хлудневскою красотой
Сражены осталися.
Наша русская игрушка,
Не стареет сотни лет
В красоте, в таланте русском
Весь находится секрет.
Ты играй моя гармошка
Ты подруга подпевай
Мастеров Руси великой
Во весь голос прославляй.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Музыкально - ритмическая и танцевальная деятельность, как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности»
из опыта работы музыкального руководителя Моряковой Е.А Наш век компьютеризации и информации требует от личности большого творчества, поиска, познаний. Именно музыка...
Презентация «Развитие творческих способностей детей среднего дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности и познавательно – речевого развития воспитанников»
Данный материал поможет воспитателям в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста....
Организация непрерывной образовательной деятельности по развитию творческого мышления для воспитанников подготовительной к школе логопедической группе по закреплению пройденного материала по теме "Огород . Овощи."
Возраст6-7 лет подготовительная логопедическая группаТип занятийПодгрупповоеТип заданияОбразные трансформации по методу Дж.Гилфорда и Дж.Рензуллидля развития творческого мышленияЦель: создание у...
Доклад из опыта работы по теме "«Развитие познавательно - творческой активности детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности»"
Повышение уровня познавательной активности детей дошкольного возраста...
Коллекционирование, как средство развития познавательной активности у воспитанников подготовительной группы
Данный проект называется «Детские забавы» и разработан для детей старшего дошкольного возраста....
Развитие познавательной и творческой активности детей, педагогов и родителей посредством проектной деятельности.
В настоящее время в образовательную деятельность детских садов вводят новые педагогические технологии, используют активные методы обучения, в том числе и метод проектов. Это проис...