Статьи (трансляция опыта)
статья (старшая группа) по теме
Прогнозируемая модель личности воспитанника - личность, умеющая разумно организовать свой досуг и жизнедеятельность, стремящаяся к физическому и психологическому здоровью и совершенству.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
12.docx | 494.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Социализация и адаптация детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в социуме путём приобщения к проектной деятельности
В России всегда было много талантливой и активной молодежи, и поэтому в условиях современного «быстрого развития» информационного XXI века, государству, как никогда, нужны молодые лидеры и молодежные коллективы, занимающиеся проектной деятельностью.
Молодежь России, образованная и талантливая, активная и целеустремленная, прагматичная и творческая, разрабатывая актуальные проекты, становится важным инициативным элементом в формировании общественного и государственного интереса к тем или иным направлениям и сферам деятельности в социуме.
Воспитатели Центра содействия семейному воспитанию «Молодая гвардия» при работе с воспитанниками используют проектную деятельность, участвуя с детьми в различных конкурсах. При планировании проектной деятельности в Центре семейного содействия воспитанию «Молодая гвардия» воспитатели учитывают основные требования к подбору объектов проектной деятельности, среди которых наиболее существенными являются следующие:
- подготовленность воспитанников к данному виду деятельности;
- интерес воспитанников к заданной проблеме;
- практическая направленность и значимость проекта;
- практическая осуществимость проекта в территориальных рамках определенного мероприятия.
Существенными условиями проектной деятельности являются:
- возможность применения полученных знаний, умений и навыков;
- соответствие задач индивидуальным возможностям воспитанников;
- наличие необходимых материально-технических средств;
- соответствие проектной деятельности экологическим и экономическим требованиям;
- обеспечение безопасных условий труда;
- использование образовательных ресурсов Центра и социума.
Проектный метод реализует принципы личностно-ориентированного подхода и способствует гуманизации учебно-воспитательного процесса. Метод проекта имеет свои специфические особенности и подходы, он ориентирован на коллективную деятельность воспитанников – парную, групповую (иногда индивидуальную).
Воспитанник при этом выступает как активный участник процесса познания, а воспитатель выполняет функции организатора и координатора воспитательного процесса, консультанта. Включение элементов метода проектов в воспитательный процесс дает возможность разнообразить формы проведения занятий, стимулировать творчество и развить мотивационную сферу детей.
Метод проектов формирует и совершенствует общую культуру общения и социального поведения в целом. Овладевая культурой выполнения проектных заданий, воспитанники Центра содействия семейному воспитанию «Молодая гвардия» приучаются мыслить, планировать свои действия совместно с воспитателем, прогнозируя возможные варианты решения стоящих перед ними задач. При этом успешно реализуются усвоенные ими средства и способы деятельности. Работая над проектом, дети учатся взаимодействовать в команде, ответственно относиться к выполнению своей части работы, оценивать результаты своего труда и труда товарищей.
Воспитанники не всегда могут самостоятельно выбрать тему, определить цели и задачи предстоящей работы, так же могут испытывать трудности в выборе темы проекта, помощь воспитателя в этом случае необходима. Воспитатель совместно с воспитанниками в обсуждении определяют тему проекта, ставят цели и задачи предстоящей работы, определяют направления работы. Для решения этой проблемы воспитатель готовит «копилку проектов», состоящую из реально выполнимых заданий, сгруппированных по сферам интересов и степени подготовленности учащихся. «Копилка» сопровождается приложением примерных проектов с соответствующим обеспечением и оформлением, что позволяет воспитателю проводить разъяснительную работу о значимости и возможностях того или иного проекта.
Важную роль в проектном обучении играет информационно-методическое обеспечение, включающее учебную, справочную и научно-популярную литературу, наглядные пособия, образцы проектов, планов и отчетов воспитанников, выставку лучших изделий.
В своей работе воспитатели Центра используют алгоритм работы над проектом, предлагаемый в различной методической литературе. Вначале по каждому этапу разработки проекта учащиеся собирают всю необходимую информацию, осваивают основные операции создания проекта, учатся работать с дополнительной литературой. Затем в практической части проекта воплощается идея проекта в конкретном изделии. Так же в практическую часть входит оформление всех материалов, отражающих разработку и подготовку к выполнению проекта. Проектная деятельность положительно влияет в процесс адаптации и социализации детей в социуме.
Конечно, наши выпускники не станут владельцами предприятий и при организации такой работы. Встречается много трудностей при разработке проектов, но положительные стороны такой работы очевидны.
– получение учащимися опыта в приобретении и использовании необходимых знаний и умений в различных ситуациях
– приобретение коммуникативных навыков и умений (работа в группах, исполнение разных ролей, навыки общения)
– духовно-эмоциональное обогащение личности (осознание нравственных ценностей, развитие интеллектуальных, волевых, физических сил).
Значение такой формы организации труда в Центре содействия семейному воспитанию трудно переоценить. Учащиеся, которые обладают вышеперечисленными знаниями и умениями практической деятельности, успешно адаптируются в социальной, бытовой и самостоятельной трудовой жизни.
Воспитанники Центра «Молодая гвардия» активно участвуют во многих конкурсах и мероприятиях, занимая призовые места.
В данный момент ребята принимают участие во всероссийском конкурсе проектов «Моя страна - моя Россия» в номинации «Здоровье – путь к успеху!»
Тема формирования здорового образа жизни у подрастающего поколения в наше время особенно актуальна, поскольку с каждым годом увеличивается количество детей, имеющих проблемы со здоровьем. Немало воспитанников Центра имеют вредные для здоровья привычки, что очень пагубно сказывается, как на физическом, так и на духовном состоянии ребёнка. Разработка проекта продиктована стремлением создать максимально благоприятные условия для формирования здоровьесозидающей и здоровьесберегающей среды, на новом уровне удовлетворить образовательные, духовные потребности воспитанников. Проект охватывает большую аудиторию: младшее, среднее, старшее звено воспитанников, сотрудников Центра, волонтёров.
Мероприятия
№ | Название мероприятия | Ожидаемые результаты | Отчет |
1 | Тренинговые занятия с подростками | (Мероприятие проводится 1 раз в два месяца) Помочь воспитанникам поверить в себя в свои силы, дать установку на ЗОЖ | Фото и видеоматериалы, анализ проделанной работы |
2 | Профилактика ПАВ правовая культура (совместное участие специалистов и волонтеров) | (Мероприятие проводится 1 раз в месяц) изменение отношения к собственному здоровью, к жизни | Фото и видеоматериалы, анализ проделанной работы |
4 | Арт. терапевтические занятия (совместное участие специалистов и волонтеров) | Дать положительный заряд бодрости и хорошего настроения | Фото и видеоматериалы, анализ проделанной работы |
5 | Профессиональное самоопределение и жизнедеятельность подростков (совместное участие специалистов и волонтеров) | Снижение значимости уличной компании за счет расширения круга социальных интересов, помощь в профессиональном самоопределении подростков | Фото и видеоматериалы, анализ проделанной работы |
6 | Соревнования по теннису, футболу, состязания и т.д. | Профилактика здорового образа жизни | Фото и видеоматериалы, анализ проделанной работы |
7 | Посещение Физкультурно- оздоровительного Комплекса, плавание, фитнес г. Внуково | Мероприятие проводится 1 раз в неделю. Восстановление, сохранение, укрепление здоровья несовершеннолетних находящихся в Центре | Фото и видеоматериалы, анализ проделанной работы |
8 | Спортивно- оздоровительный туризм (походы, краеведческие экскурсии, туристическо- спортивные соревнования) | Привить любовь к природе, научить организовывать своё свободное время в рамках здорового образа жизни | Фото и видеоматериалы, анализ проделанной работы |
9 | Оздоровительный марафон, вокруг территории Центра | Привить чув-во коллективизма | Фото - отчёт |
10 | Ежедневные занятия в секции спорта (бег, прыжки, лыжи) | Изменение отношения к собственному здоровью, к жизни, снижение заболеваемости, устойчивость к стрессовым ситуациям, сохранение и укрепление здоровья воспитанников | Фото и видеоматериалы, анализ работы |
11 | Флеш моб (профилактика активного образа жизни волонтёры + воспитатели Центра) | Привить чувство коллективизма, научить правильно и активно проводить свободное время | Фото и видеоматериалы, анализ проделанной работы |
12 | Подготовка территории для «Всесезонной тропы» (сотрудники Центра, участники проекта, волонтёры) | Научить работать вместе без конфликтов, дать понятие «коллективное дело» | Фото и видеоматериалы, анализ работы |
13 | Выпуск стенд газет, буклетов, информационных листовок ( пропаганда ЗОЖ) | Осознание воспитанниками необходимости разумного проведения досуга | Фото и видеоматериалы, анализ работы |
14 | Пополнить уличную библиотеку, буклетами о вреде курения, пропаганда здорового образа жизни. (ДК МВТ п.Внуковское) | Расширить кругозор детей, привить любовь к книгам, стремление «трудных» подростков вести здоровый образ жизни | Фото и видеоматериалы, анализ проделанной работы |
15 | Акция «Дети детям» - объявить для воспитанников Центра акцию изготовлять из подручных материалов дорожки здоровья. | Привить дух взаимопомощи, взаимовыручки, дух волонтёрства, изменение качества жизни, социализация в обществе | привести обоснование эффективности влияния Проекта на улучшение положения целевой группы |
16 | Провести классные часы воспитанниками Центра на темы «Пропаганда ЗОЖ» (школа № 1788 п.Внуковское г.Москва) | Стремление «трудных» подростков вести здоровый образ жизни | Фото и видеоматериалы, анализ работы |
Социальный проект «Здоровье - путь к успеху!» носит просветительский, творческий характер. Он создан с целью изменения существующего отношения к своему здоровью, среди всех участников с асоциальным поведением, через пропаганду здорового образа жизни. Проект дает возможность практически повлиять на осознанный выбор в пользу здорового образа жизни, жизненные установки и ценностные ориентиры воспитанников Центра. Своевременно полученная информация может заставить детей задуматься о своём здоровье, выступить основой принятия решений об изменении отношения к формированию здорового образа жизни.
Прогнозируемая модель личности воспитанника - личность, умеющая разумно организовать свой досуг и жизнедеятельность, стремящаяся к физическому и психологическому здоровью и совершенству.
Реализация проекта на базе учреждения позволяет создать пространство особого смысла и деятельности, обеспечение социальной, эмоциональной, смысловой поддержки «трудных» подростков, что позволяет решать проблемы детского и семейного неблагополучия. Это практикум для всех участников, закладывающий основы взаимоподдержки, наставничества.
Вовлечение воспитанников в общественную, спортивную, творческую жизнь несёт социально оздоровительный характер. Проведение большого количества различных мероприятий, направленных на повышение интеллектуального потенциала и пропаганду здорового образа жизни в Центре «Молодая гвардия», несёт в себе за максимально короткие сроки достичь определённых результатов.
Важным условием распространения ведения здорового образа жизни является, увеличение числа подростков, стремящихся к сохранению и улучшению своего собственного здоровья, имеющих активную социальную позицию. При этом важно обеспечить способы социальной активности, позволяющие перейти учащимся к действиям по пропаганде здоровья среди сверстников.
Проект «Здоровье путь к успеху!» повышает информационную осведомленность воспитанников о социально-значимых заболеваниях, которые можно избежать, ведя правильный образ жизни. Сформировав в себе потребность ведения здорового образа жизни.
В течение учебного года были созданы условия для формирования социальной активности, физического и творческого развития детей и подростков посредством проектной деятельности. В результате воспитанники Центра «Молодая гвардия» участвовали в общегородских проектах «Крылатый помощник», «Мире профессий», «Усадьбы и истории знатных семей, их роль в развитии государства», в городском экскурсионно-творческом проекте для воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Москва – ты мое Отечество!».
Участие детей в подобных проектах это одна из форм решения многих задач объединяющих их таким глобальным понятием как духовно-нравственное воспитание, это одна из самых важнейших задач воспитания в Центре, на сегодняшний день.
Литература:
1)Штемплер Г.И. Формирование внутреннего мира учащегося через его исследовательскую деятельность/Г.И. Штемплер//СПб., 2012.
2)Ступницкая М.А. статья: «Что такое учебный проект?» –М. :Первое сентября, 2014.-44с
3)Гаврилюк Л.В. Рекомендации по работе социального педагога со студентами «группы риска» / Л.В. Гаврилюк. - Чита: Молодой ученый, 2014. – 244 с.
4)Т. А. Будже, О. С. Докукина, Т. А. Никитина. Проектная деятельность как средство повышения познавательной активности детей дошкольного возраста. Часть 2. Книга 1. – М.: Московский центр качества образования, 2015. – 3190 с.
5)Проектная деятельность педагога в системе повышения педагогического мастерства : сборник материалов научно-методической конференции для профессиональных образовательных учреждений СПО – Лиски : ГБПОУ ВО «ЛПТТ имени А. К. Лысенко», – 2017. – 140 с. : ил.Г. Н. Сторублевцева, Е.А. Степаненко, О.В. Иващенко
6)Проектная деятельность в информационной образовательной среде 21 века: Учебное пособие / Под ред. А.В. Бычкова. – М.: Современные технологии в образовании и культуре, 2015. – 284 стр
Как отучить малыша от плохих слов
Многим воспитателям известна ситуация, когда ребёнок появившийся в центре начинает сквернословить. В речи маленького человечка появляются «плохие» слова.
Маленький ребёнок впитывает в себя как губка все, что видит и слышит. Он запоминает слова, услышанные на улице, дома. К сожалению, не всегда эти слова являются литературными. Нецензурные и бранные выражения, жаргонизмы наряду с другими словами также попадают в речь малыша. При этом ребенок не чувствует разницу между хорошим словом и плохим. Он услышал это слово, запомнил и повторил, не вкладывая никакого особенного значения в произнесенное ругательство.
Если Вы услышали из уст малыша «плохое» слово, не стоит заострять его внимание на этом, и тем паче наказывать его. Объясните ребенку, что это слово некрасивое, хорошие мальчики и девочки его не говорят. Чаще всего такого объяснения бывает достаточно. Некоторые психологи рекомендуют даже никак не реагировать на детские ругательства. Лишенные вашей реакции слова могут быстрее забыться и исчезнуть из словарного запаса ребенка сами.
Бывает, что ребенок, знает, что данное слово является «плохим», но все равно его повторяет. В таком случае надо выяснить причину. Вполне вероятно, что таким способом кроха пытается привлечь внимание к себе. Ведь на плохое слово окружающие всегда среагируют, в отличие на просьбу. Поэтому, чтобы отучить малыша, ругаться, проявите достаточное количество внимания к его проблемам и переживаниям. Чаще поддерживайте и хвалите его за то, что у него получается.
Нередко ребенок может начать ругаться, чтобы казаться более взрослым, как понравившийся ему супергерой из кинофильма. В стремлении к подражанию такому удальцу с телеэкрана, ребенок заимствует и его лексикон.
Случается, ребенок начинает ругаться, в знак протеста на возникшие проблемы. Как правило, в доме, где родители поддерживают дружелюбную и благоприятную атмосферу, дети не стараются таким способом самоутвердиться и привлечь внимания к себе. На примере своих родных ребенок учится достигать успеха, принимать решения, быть взрослым без употребления ругательств.
«Плохие» слова могут произноситься и в качестве попытки адаптироваться в новом коллективе, например, при смене обстановки и места проживания. С помощью ругательства, ребенок стремиться завоевать авторитет среди ровесников, одногруппников. В таком случае учите ребенка добиваться желаемого, не прибегая к сквернословию. Подсказывайте маленькому человечку альтернативные варианты в достижении желаемого.
Каковы бы ни были причины детского сквернословия, культура речи не формируется сама по себе. Зачастую только речевой пример воспитателя будет являться хорошим ориентиром в подборе слов для речевого репертуара ребенка. Ежедневный индивидуальный подход, занятия, беседы могут способствовать восстановлению правильной речи ребёнка.
Литература:
«Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили»,
Адель Фабер, Элейн Мазлиш год издания: 2013
«Общаться с ребёнком. Как?», Юлия Гиппенрейтер, год издания: 2008
Каждый ребенок имеет право
«Детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут»
Аристипп
Еще в 1924 году Лига Наций приняла Женевскую декларацию прав ребенка. Это было почти сто лет тому назад. В то время еще существовала торговля детьми и детский труд. Поэтому необходим был документ, который запрещал бы это делать всем людям на свете.
В 1959 году ООН (Организация Объединенных Наций) приняла Декларацию прав ребенка, в которой были записаны десять прав-принципов, необходимых для благополучия детей.
Но время шло, и люди поняли, что нужно разработать новый документ, который бы подробнее рассказывал, с помощью каких мер нужно защищать права детей. С 1979 по 1989 год Комиссия ООН по правам человека, в которой участвовали специалисты из многих стран мира, разработала Конвенцию о правах ребенка.
По сравнению с Декларацией, где было 10 коротких положений, Конвенция имеет 54 статьи, учитывающие все моменты, связанные с жизнью ребенка в обществе.
Конвенция – документ особого значения. Он провозглашает приоритет интересов детей перед потребностями государства, общества, религии, семьи. В этом документе каждый ребенок впервые провозглашен полноценной и полноправной личностью. В нем специально говорится о необходимости особой заботы государства и общества о детях-сиротах, инвалидах, беженцах, правонарушителях.
Конвенция о правах ребенка призывает всех взрослых строить свои отношения с детьми на основе гуманизма, уважения и бережного отношения к личности ребенка, его мнению и взглядам.
Конвенция возлагает на государства, которые ее подписали, правовую ответственность за действия в отношении детей.
В России права детей, также как и права их родителей, определены Семейным кодексом Российской Федерации.
Казалась, буквально вчера кроха только появилась на свет и вот уже сегодня забрасывает вас огромным количеством различных «почему». Весь мир сейчас кажется ему необычным и интригующим. Именно так и начинается один из самых ответственных этапов в жизни каждого человека - формирование личности.
И поэтому именно сейчас важно объяснить ребёнку те правовые основы, которые так пригодятся ему в дальнейшей жизни.
Важная задача в работе с детьми – в простой и доступной форме каждому воспитаннику рассказать о вполне реальных правах ребенка. Много нового, полезного и интересного узнают воспитанники центра о своих правах и обязанностях на занятиях проводимых воспитателями, ведут диспуты, беседы.
В Центре «Молодая гвардия» во время бесед объясняю воспитанникам, что настало время, когда они стали практически взрослыми, им доверяют, у них появляется больше свободы. Но свобода предполагает наличие ответственности и дополнительных знаний, которые пригодятся в течение всей жизни. Сотрудники Центра, воспитатели, специалисты, на встречах с детьми, во время викторин, на книжных выставках по теме «Права детей» предлагают детям совместно подумать над возможными последствиями тех или иных поступков, понять, как вести себя в различных жизненных ситуациях, помогают узнать, когда можно и нужно обращаться к помощи государства и закона.
Ежедневно напоминаю воспитанникам, что простая шалость или хулиганство, вовлечение детей в противообщественные действия, бродяжничество, попрошайничество, употребление спиртного, дурманящих веществ – влечет уголовную или административную ответственность.
Дети узнали, что у каждого есть:
- Право выражать свое мнение
- Право на сохранение семейных ценностей
- В школе не только права, но и обязанности
- самое ценное – жизнь и здоровье человека
- надо беречь себя и красоту вокруг себя
- переговоры – лучшее решение любых проблем
- мошенничество существует – не будь «доверчивым Буратино»
- если оказались перед выбором говорить правду или солгать - сделайте правильный выбор, правда все равно откроется
- насколько больно можно ранить человека словом – клевета и оскорбления могут быть больше, чем кулаки
По этим и другим темам оформлены для воспитанников буклеты.
Знакомлю детей с книгами П.А. Астахов, А. Лопатина «Детям о праве», М. Скребцова «Права детей в сказках, рисунках и вопросах»
Творческие вопросы и задания помогают обсудить с малышами многие социальные проблемы. Выбираю такой способ изложения, который будет доступен маленьким гражданам…
Прежде чем начать объяснять права и обязанности воспитанникам группы провожу опрос на тему:
«Права, о которых мечтают дети»
Вот некоторые ответы:
- Я хотел бы иметь право на первую любовь
- Я хотела бы иметь право голосовать на выборах
- Детям нужно дать право водить машину
- Я хочу иметь право жить там, где нет машин, домов и ничего, кроме лесов, полей и свободы
- Хочу иметь право быть супергероем
- Право иметь деньги
- Право на личную жизнь
Проведя опрос, понимаешь, что воспитанники не знакомы со своими правами и обязанностями, так заводиться диспут в процессе, которого воспитанники знакомятся с Конвенцией о правах ребенка.
Литература:
Болотова Е. Л. Права ребенка в современной России / Е. Л. Болотова. ─ М.: Школьная Пресса, 2005. ─ 96 с. ЦДЮБ
Анташева Ю. А. Деятельность школьного социального педагога по защите прав ребенка: Выявление жестокого обращения с детьми // Социальная педагогика. - 2012. - N 1. - С. 41-52.
Малеина М. Н. Право несовершеннолетнего на неприкосновенность личной свободы // Закон. - 2010. - N 1. - С. 79-83.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Трансляция опыта работы "Экологическое образование дошкольников"
Трансляция опыта работы....
Трансляция опыта практических результатов профессиональной деятельности
Итоги моей профессиональной деятельности...
Трансляция опыта практических результатов профессиональной деятельности
Итоги моей профессиональной деятельности:...
Трансляция опыта практических результатов профессиональной деятельности
Итоги моей профессиональной деятельности...
Трансляция опыта практических результатов профессиональной деятельности
Грамоты, дипломы участия в семинарах, конкурсах...
Трансляция опыта работы инновационной площадки для обеспечения образовательной деятельности УМК ОП ДО «Тропинки» и парциальных программ Объединенной издательской группы «ДРОФА-ВЕНТАНА-ГРАФ» «Обновление содержания, форм и методов дошкольного образования
Опыт работы инновационной площадки регионального уровня по реализации УМК "Тропинки"...
Представление опыта работы по теме "Приобщение к чтению детей раннего возраста через увлекательное знакомство со сказкой" в рамках городского семинара-практикума "Взрослые заботы о детском чтении: трансляция опыта и поиск свежих идей".
Работа в группе с детьми1,5-2 лет (а у меня детки именно такого возраста) сопряжена с определенными трудностями. Прежде всего – это, конечно же, ранний возраст воспитанников. Когда я только начи...