Статьи (трансляция опыта)
статья (старшая группа) по теме

Галеева Лилиана Хусаиновна

Прогнозируемая модель личности воспитанника - личность, умеющая разумно организовать свой досуг и жизнедеятельность, стремящаяся к физическому и психологическому здоровью и совершенству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 12.docx494.99 КБ

Предварительный просмотр:

Социализация и адаптация детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в социуме путём приобщения к проектной деятельности

           В России всегда было много талантливой и активной молодежи, и поэтому в условиях современного «быстрого развития» информационного XXI века, государству, как никогда, нужны молодые лидеры и молодежные коллективы, занимающиеся проектной деятельностью.

        Молодежь России, образованная и талантливая, активная и целеустремленная, прагматичная и творческая, разрабатывая актуальные проекты, становится важным инициативным элементом в формировании общественного и государственного интереса к тем или иным направлениям и сферам деятельности в социуме. 

Воспитатели Центра содействия семейному воспитанию «Молодая гвардия» при работе с воспитанниками используют проектную деятельность, участвуя с детьми в различных конкурсах.  При планировании проектной деятельности в Центре семейного содействия воспитанию «Молодая гвардия» воспитатели учитывают основные требования к подбору объектов проектной деятельности, среди которых наиболее существенными являются следующие:

  • подготовленность воспитанников к данному виду деятельности;
  • интерес воспитанников к заданной проблеме;
  • практическая направленность и значимость проекта;
  • практическая осуществимость проекта в территориальных рамках определенного мероприятия.

Существенными условиями проектной деятельности являются:

  • возможность применения полученных знаний, умений и навыков;
  • соответствие задач индивидуальным возможностям воспитанников;
  • наличие необходимых материально-технических средств;
  • соответствие проектной деятельности экологическим и экономическим требованиям;
  • обеспечение безопасных условий труда;
  • использование образовательных ресурсов Центра и социума.

Проектный метод реализует принципы личностно-ориентированного  подхода  и способствует гуманизации учебно-воспитательного процесса. Метод проекта имеет свои специфические особенности и подходы, он ориентирован  на коллективную деятельность воспитанников  – парную, групповую (иногда индивидуальную).

 Воспитанник при этом выступает как активный участник процесса познания, а воспитатель выполняет функции организатора и координатора воспитательного процесса, консультанта.   Включение элементов метода проектов в воспитательный процесс дает возможность разнообразить формы проведения занятий, стимулировать творчество и развить мотивационную сферу детей.

Метод проектов формирует и совершенствует общую культуру общения и социального поведения в целом. Овладевая культурой выполнения проектных заданий, воспитанники Центра содействия семейному воспитанию «Молодая гвардия» приучаются мыслить, планировать свои действия совместно с воспитателем, прогнозируя возможные варианты решения стоящих перед ними задач. При этом успешно реализуются усвоенные ими средства и способы деятельности. Работая над проектом, дети учатся взаимодействовать в команде, ответственно относиться к выполнению своей части работы, оценивать результаты своего труда и труда товарищей.

Воспитанники не всегда могут самостоятельно выбрать тему, определить цели и задачи предстоящей работы, так же могут испытывать трудности в выборе темы проекта, помощь воспитателя в этом случае необходима. Воспитатель совместно с воспитанниками  в обсуждении определяют тему проекта, ставят цели и задачи предстоящей работы, определяют направления работы. Для решения этой проблемы воспитатель готовит «копилку проектов», состоящую из реально выполнимых заданий, сгруппированных по сферам интересов и степени подготовленности учащихся. «Копилка» сопровождается приложением примерных проектов с соответствующим обеспечением и оформлением, что позволяет воспитателю проводить разъяснительную работу о значимости и возможностях того или иного проекта.

Важную роль в проектном обучении играет информационно-методическое обеспечение, включающее учебную, справочную и научно-популярную литературу, наглядные пособия, образцы проектов, планов и отчетов воспитанников, выставку лучших изделий.

В своей работе воспитатели Центра используют алгоритм работы над проектом, предлагаемый в различной методической литературе. Вначале по каждому этапу разработки проекта учащиеся собирают всю необходимую информацию, осваивают основные операции создания проекта, учатся работать с дополнительной литературой. Затем в практической части проекта воплощается идея проекта в конкретном изделии. Так же в практическую часть входит оформление всех материалов, отражающих разработку и подготовку к выполнению проекта.  Проектная деятельность положительно влияет в процесс адаптации и социализации детей в социуме.

Конечно, наши выпускники не станут владельцами предприятий и при организации такой работы. Встречается много трудностей при разработке проектов, но положительные стороны такой работы очевидны.

– получение учащимися опыта в приобретении и использовании необходимых знаний и умений в различных ситуациях

– приобретение коммуникативных навыков и умений (работа в группах, исполнение разных ролей, навыки общения)

– духовно-эмоциональное обогащение личности (осознание нравственных ценностей, развитие интеллектуальных, волевых, физических сил).

Значение такой формы организации труда в Центре содействия семейному воспитанию  трудно переоценить. Учащиеся, которые обладают вышеперечисленными знаниями и умениями практической деятельности, успешно адаптируются в социальной, бытовой и самостоятельной трудовой жизни.

Воспитанники Центра «Молодая гвардия» активно участвуют во  многих конкурсах и мероприятиях, занимая призовые места.

В данный момент ребята принимают участие во всероссийском конкурсе проектов «Моя страна - моя Россия» в номинации «Здоровье – путь к успеху!»

Тема формирования здорового образа жизни у подрастающего поколения в наше время особенно актуальна, поскольку с каждым годом увеличивается количество детей, имеющих проблемы со здоровьем. Немало воспитанников Центра имеют вредные для здоровья привычки, что очень пагубно сказывается, как на физическом, так и на духовном состоянии ребёнка. Разработка проекта продиктована стремлением создать максимально благоприятные условия для формирования здоровьесозидающей и здоровьесберегающей среды, на новом уровне удовлетворить образовательные, духовные потребности воспитанников. Проект охватывает большую аудиторию: младшее, среднее, старшее звено воспитанников, сотрудников Центра, волонтёров.

Мероприятия

Название   мероприятия

Ожидаемые результаты

Отчет

1

Тренинговые занятия с подростками

(Мероприятие проводится 1 раз в два месяца) Помочь воспитанникам поверить в себя в свои силы, дать установку на ЗОЖ

Фото и видеоматериалы, анализ проделанной работы

2

Профилактика ПАВ  правовая культура (совместное участие специалистов и волонтеров)

(Мероприятие проводится 1 раз в месяц) изменение отношения к собственному здоровью, к жизни

Фото и видеоматериалы, анализ проделанной работы

4

Арт. терапевтические занятия  (совместное участие специалистов и волонтеров)

Дать положительный заряд бодрости и хорошего настроения

Фото и видеоматериалы, анализ проделанной работы

5

Профессиональное самоопределение и жизнедеятельность подростков (совместное участие специалистов и волонтеров)

Снижение значимости уличной компании  за счет

расширения круга социальных интересов, помощь в профессиональном самоопределении подростков

Фото и видеоматериалы, анализ проделанной работы

6

Соревнования по теннису, футболу, состязания и т.д.

Профилактика здорового образа жизни

Фото и видеоматериалы, анализ проделанной работы

7

Посещение Физкультурно- оздоровительного

Комплекса, плавание, фитнес        

  г. Внуково        

Мероприятие проводится 1 раз в неделю. Восстановление, сохранение, укрепление здоровья несовершеннолетних находящихся в Центре

Фото и видеоматериалы, анализ проделанной работы

8

Спортивно- оздоровительный  туризм (походы, краеведческие экскурсии, туристическо- спортивные соревнования)

Привить любовь к природе, научить организовывать своё свободное время в рамках здорового образа жизни

Фото и видеоматериалы, анализ проделанной работы

9

Оздоровительный марафон, вокруг территории Центра

Привить чув-во коллективизма

Фото - отчёт

10

Ежедневные занятия в секции спорта (бег, прыжки, лыжи)

Изменение отношения к собственному здоровью, к жизни, снижение заболеваемости, устойчивость к стрессовым ситуациям, сохранение и укрепление здоровья воспитанников

Фото и видеоматериалы, анализ  работы

11

Флеш моб (профилактика активного образа  жизни волонтёры + воспитатели Центра)

Привить чувство коллективизма, научить правильно и активно проводить свободное время

Фото и видеоматериалы, анализ проделанной работы

12

Подготовка территории для «Всесезонной тропы» (сотрудники Центра, участники проекта, волонтёры)

Научить работать вместе без конфликтов, дать понятие «коллективное дело»

Фото и видеоматериалы, анализ работы

13

Выпуск стенд газет, буклетов, информационных листовок

( пропаганда ЗОЖ)

Осознание воспитанниками необходимости разумного проведения досуга

Фото и видеоматериалы, анализ работы

14

Пополнить  уличную библиотеку, буклетами о вреде курения, пропаганда здорового образа жизни. (ДК МВТ п.Внуковское)

Расширить кругозор детей, привить любовь к книгам, стремление «трудных» подростков вести здоровый образ жизни

Фото и видеоматериалы, анализ проделанной работы

15

Акция «Дети детям» - объявить для воспитанников Центра акцию  изготовлять из подручных материалов  дорожки здоровья.  

Привить дух взаимопомощи, взаимовыручки, дух волонтёрства, изменение качества жизни, социализация в обществе

привести обоснование эффективности влияния Проекта на улучшение положения целевой группы

16

Провести классные часы  воспитанниками Центра  на темы «Пропаганда ЗОЖ»  (школа № 1788 п.Внуковское  г.Москва)

Стремление «трудных» подростков вести здоровый образ жизни

Фото и видеоматериалы, анализ работы

Социальный проект «Здоровье - путь к успеху!» носит просветительский, творческий характер. Он создан с целью изменения существующего отношения к своему здоровью, среди всех участников с асоциальным поведением, через пропаганду здорового образа жизни. Проект дает возможность практически повлиять на осознанный выбор в пользу здорового образа жизни, жизненные установки и ценностные ориентиры воспитанников Центра. Своевременно полученная информация может заставить детей задуматься о своём здоровье, выступить основой принятия решений об изменении отношения к формированию здорового образа жизни.

Прогнозируемая модель личности воспитанника - личность, умеющая разумно организовать свой досуг и жизнедеятельность, стремящаяся к физическому и психологическому здоровью и совершенству.     

Реализация проекта на базе учреждения позволяет создать пространство особого смысла и деятельности, обеспечение социальной, эмоциональной, смысловой поддержки «трудных» подростков, что позволяет решать  проблемы детского и семейного неблагополучия. Это практикум для всех участников, закладывающий основы взаимоподдержки, наставничества.  

       Вовлечение воспитанников в общественную, спортивную, творческую жизнь несёт социально  оздоровительный характер. Проведение большого количества различных мероприятий, направленных на повышение интеллектуального потенциала и пропаганду здорового образа жизни в Центре «Молодая гвардия», несёт в себе за максимально короткие сроки достичь определённых результатов.

Важным условием распространения ведения здорового образа жизни является, увеличение числа подростков, стремящихся к сохранению и улучшению своего собственного здоровья, имеющих активную социальную позицию. При этом важно обеспечить способы социальной активности, позволяющие перейти учащимся к действиям по пропаганде здоровья среди сверстников.

Проект «Здоровье путь к успеху!» повышает информационную осведомленность воспитанников о социально-значимых заболеваниях, которые можно избежать, ведя правильный образ жизни.  Сформировав  в себе потребность ведения здорового образа жизни.

           В течение учебного года были созданы условия для формирования социальной активности, физического и творческого развития детей и подростков посредством проектной деятельности. В результате воспитанники Центра «Молодая гвардия» участвовали в общегородских проектах «Крылатый помощник»,  «Мире профессий»,  «Усадьбы и истории знатных семей, их роль в развитии государства», в городском экскурсионно-творческом проекте для воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Москва – ты мое Отечество!».            

          Участие детей в подобных проектах это одна из форм решения многих задач объединяющих их таким глобальным понятием как духовно-нравственное воспитание, это  одна из самых важнейших задач воспитания в Центре, на сегодняшний день.              

Литература:

1)Штемплер Г.И. Формирование внутреннего мира учащегося через его исследовательскую деятельность/Г.И. Штемплер//СПб., 2012.

2)Ступницкая М.А. статья: «Что такое учебный проект?» –М. :Первое сентября, 2014.-44с

3)Гаврилюк Л.В. Рекомендации по работе социального педагога со студентами «группы риска» / Л.В. Гаврилюк. - Чита: Молодой ученый, 2014. – 244 с.

4)Т. А. Будже, О. С. Докукина, Т. А. Никитина. Проектная деятельность как средство повышения познавательной активности детей дошкольного возраста. Часть 2. Книга 1. – М.: Московский центр качества образования, 2015. – 3190 с.

5)Проектная деятельность педагога в системе повышения педагогического мастерства : сборник материалов научно-методической конференции для профессиональных образовательных учреждений СПО – Лиски : ГБПОУ ВО «ЛПТТ имени А. К. Лысенко», – 2017. – 140 с. : ил.Г. Н. Сторублевцева, Е.А. Степаненко, О.В. Иващенко

6)Проектная деятельность в информационной образовательной среде 21 века: Учебное пособие / Под ред. А.В. Бычкова. – М.: Современные технологии в образовании и культуре, 2015. – 284 стр

Как отучить малыша от плохих слов

                           Многим воспитателям известна ситуация, когда ребёнок появившийся в центре начинает сквернословить. В речи маленького человечка появляются «плохие» слова.

                          Маленький ребёнок  впитывает в себя как губка все, что видит и слышит. Он запоминает слова, услышанные на улице, дома. К сожалению, не всегда эти слова являются литературными. Нецензурные и бранные выражения, жаргонизмы наряду с другими словами также попадают в речь малыша. При этом ребенок не чувствует разницу между хорошим словом и плохим. Он услышал это слово, запомнил и повторил, не вкладывая никакого особенного значения в произнесенное ругательство.

                     

Если Вы услышали из уст малыша «плохое» слово, не стоит заострять его внимание на этом, и тем паче наказывать его. Объясните ребенку, что это слово некрасивое, хорошие мальчики и девочки его не говорят. Чаще всего такого объяснения бывает достаточно. Некоторые психологи рекомендуют даже никак не реагировать на детские ругательства. Лишенные вашей реакции слова могут быстрее забыться и исчезнуть из словарного запаса ребенка сами.

                         Бывает, что ребенок, знает, что данное слово является «плохим», но все равно его повторяет. В таком случае надо выяснить причину. Вполне вероятно, что таким способом кроха пытается привлечь внимание к себе. Ведь на плохое слово окружающие всегда  среагируют, в отличие на просьбу.  Поэтому, чтобы отучить малыша, ругаться, проявите достаточное количество внимания к его проблемам и переживаниям. Чаще поддерживайте и хвалите его за то, что у него получается.

Нередко ребенок может начать ругаться, чтобы казаться более взрослым, как понравившийся ему супергерой из кинофильма. В стремлении к подражанию такому удальцу с телеэкрана, ребенок заимствует и его лексикон.

                           Случается, ребенок начинает ругаться, в знак протеста на возникшие проблемы. Как правило, в доме, где родители поддерживают  дружелюбную и благоприятную атмосферу,  дети не стараются таким способом самоутвердиться и привлечь внимания к себе.  На примере своих родных ребенок учится  достигать успеха, принимать решения,  быть взрослым без употребления ругательств.

                        «Плохие» слова могут произноситься  и в качестве попытки адаптироваться в новом коллективе, например, при смене обстановки и места проживания. С помощью ругательства, ребенок стремиться завоевать авторитет среди ровесников, одногруппников. В таком случае учите ребенка добиваться желаемого, не прибегая к сквернословию. Подсказывайте маленькому человечку альтернативные варианты в достижении желаемого.

                         Каковы бы ни были причины детского сквернословия, культура речи не формируется сама по себе. Зачастую только речевой пример воспитателя будет являться  хорошим ориентиром в подборе слов для речевого репертуара ребенка. Ежедневный индивидуальный подход, занятия, беседы могут способствовать восстановлению правильной речи ребёнка.

Литература:                                                                                                                                                                

«Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили»,

Адель Фабер, Элейн Мазлиш год издания: 2013

«Общаться с ребёнком. Как?», Юлия Гиппенрейтер, год издания: 2008

Каждый ребенок имеет право

«Детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут»

Аристипп

Еще в 1924 году Лига Наций приняла Женевскую декларацию прав ребенка. Это было почти сто лет тому назад. В то время еще существовала торговля детьми и детский труд. Поэтому необходим был документ, который запрещал бы это делать всем людям на свете.

В 1959 году ООН (Организация Объединенных Наций) приняла Декларацию прав ребенка, в которой были записаны десять прав-принципов, необходимых для благополучия детей.

Но время шло, и люди поняли, что нужно разработать новый документ, который бы подробнее рассказывал, с помощью каких мер нужно защищать права детей. С 1979 по 1989 год Комиссия ООН по правам человека, в которой участвовали специалисты из многих стран мира, разработала Конвенцию о правах ребенка.

По сравнению с Декларацией, где было 10 коротких положений, Конвенция имеет 54 статьи, учитывающие все моменты, связанные с жизнью ребенка в обществе.

Конвенция – документ особого значения. Он провозглашает приоритет интересов детей перед потребностями государства, общества, религии, семьи. В этом документе каждый ребенок впервые провозглашен полноценной и полноправной личностью. В нем специально говорится о необходимости особой заботы государства и общества о детях-сиротах, инвалидах, беженцах, правонарушителях.

Конвенция о правах ребенка призывает всех взрослых строить свои отношения с детьми на основе гуманизма, уважения и бережного отношения к личности ребенка, его мнению и взглядам.

Конвенция возлагает на государства, которые ее подписали, правовую ответственность за действия в отношении детей.

В России права детей, также как и права их родителей, определены Семейным кодексом Российской Федерации.

Казалась, буквально вчера кроха только появилась на свет и вот уже сегодня забрасывает вас огромным количеством различных «почему». Весь мир сейчас кажется ему необычным и интригующим. Именно так и начинается один из самых ответственных этапов в жизни каждого человека - формирование личности.

И поэтому именно сейчас важно объяснить ребёнку те правовые основы, которые так пригодятся ему в дальнейшей жизни.

Важная задача в работе с детьми – в простой и доступной форме каждому воспитаннику рассказать о вполне реальных правах ребенка. Много нового, полезного и интересного узнают воспитанники центра о своих правах и обязанностях  на занятиях проводимых воспитателями, ведут диспуты, беседы.

В Центре «Молодая гвардия» во время бесед объясняю воспитанникам, что настало время, когда они стали практически взрослыми, им доверяют, у них появляется больше свободы. Но свобода предполагает наличие ответственности и дополнительных знаний, которые пригодятся в течение всей жизни. Сотрудники  Центра, воспитатели, специалисты, на встречах с детьми, во время викторин, на книжных выставках по теме «Права детей» предлагают детям совместно подумать над возможными последствиями тех или иных поступков, понять, как вести себя в различных жизненных ситуациях, помогают узнать, когда можно и нужно обращаться к помощи государства и закона.

Ежедневно напоминаю воспитанникам, что простая шалость или хулиганство, вовлечение детей в противообщественные действия, бродяжничество, попрошайничество, употребление спиртного, дурманящих веществ – влечет уголовную или административную ответственность.

Дети узнали, что у каждого есть:

- Право выражать свое мнение

- Право на сохранение семейных ценностей

- В школе не только права, но и обязанности

- самое ценное – жизнь и здоровье человека

- надо беречь себя и красоту вокруг себя

- переговоры – лучшее решение любых проблем

- мошенничество существует – не будь «доверчивым Буратино»

- если оказались перед выбором говорить правду или солгать - сделайте правильный выбор, правда все равно откроется

- насколько больно можно ранить человека словом – клевета и оскорбления могут быть больше, чем кулаки

По этим и другим темам оформлены для воспитанников буклеты.

Знакомлю детей с книгами П.А. Астахов, А. Лопатина «Детям о праве», М. Скребцова «Права детей в сказках, рисунках и вопросах»

Творческие вопросы и задания помогают  обсудить с малышами многие социальные проблемы. Выбираю такой способ изложения, который будет доступен маленьким гражданам…

Прежде чем начать объяснять права и обязанности воспитанникам группы провожу опрос на тему:

 «Права, о которых мечтают дети»

 Вот некоторые ответы:

  1. Я хотел бы иметь право на первую любовь
  2. Я хотела бы иметь право голосовать на выборах
  3. Детям нужно дать право водить машину
  4. Я хочу иметь право жить там, где нет машин, домов и ничего, кроме лесов, полей и свободы
  5. Хочу иметь право быть супергероем
  6. Право иметь деньги
  7. Право на личную жизнь

Проведя опрос, понимаешь, что воспитанники не знакомы со своими правами и обязанностями, так заводиться диспут в процессе, которого воспитанники знакомятся с Конвенцией о правах ребенка.

Литература:

Болотова Е. Л. Права ребенка в современной России / Е. Л. Болотова. ─ М.: Школьная Пресса, 2005. ─ 96 с. ЦДЮБ

Анташева Ю. А. Деятельность школьного социального педагога по защите прав ребенка: Выявление жестокого обращения с детьми // Социальная педагогика. - 2012. - N 1. - С. 41-52.

Малеина М. Н. Право несовершеннолетнего на неприкосновенность личной свободы // Закон. - 2010. - N 1. - С. 79-83.

C:\Users\ПК\Desktop\img_20180911_152918.jpgC:\Users\ПК\Desktop\img_20180911_153048.jpgC:\Users\ПК\Desktop\img_20180911_153015.jpg

                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представление опыта работы по теме "Приобщение к чтению детей раннего возраста через увлекательное знакомство со сказкой" в рамках городского семинара-практикума "Взрослые заботы о детском чтении: трансляция опыта и поиск свежих идей".

Работа в группе с детьми1,5-2 лет (а у меня детки именно такого возраста) сопряжена с определенными трудностями. Прежде всего – это, конечно же, ранний возраст воспитанников. Когда я только начи...