Тема: «Развитие творческого потенциала дошкольника в аппликационной деятельности»
учебно-методическое пособие по аппликации, лепке (старшая группа) на тему
Описание опыта работы по теме «Развитие творческого потенциала дошкольника средствами аппликационной деятельности».
Аппликация – один из видов изобразительной техники, основанной на вырезании, наложении различных форм и закреплении их на другом материале, принятом за фон. Это наиболее простой и допустимый способ создания художественных работ дошкольников, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения.
В связи с этим возникла необходимость в создании программы в образовательном учреждении прогимназии «Пансион». Эта программа составлена на основе концептуальных положений Л.С.Выготского о развитии дошкольника в деятельности, в частности, аппликационной деятельности. Программа имеет большие потенциальные возможности для формирования интеллектуальных, творческих способностей, для становления нравственных представлений дошкольников. Реализация программы способствует развитию мелкой моторики, глазомера ребенка, художественного вкуса, элементов учебной деятельности будущих младших школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Опыт работы | 112.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное образовательное учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста прогимназия № 698 «ПАНСИОН»
Описание опыта работы
по теме
«Развитие творческого потенциала дошкольника средствами аппликационной деятельности».
Автор:
Воспитатель высшей квалификационной категории
Миконен Елена Юрьевна.
2010г.
Тема: «Развитие творческого потенциала дошкольника в аппликационной деятельности»
(с 3-5 лет)
Пояснительная записка
Аппликация – один из видов изобразительной техники, основанной на вырезании, наложении различных форм и закреплении их на другом материале, принятом за фон. Это наиболее простой и допустимый способ создания художественных работ дошкольников, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения.
В связи с этим возникла необходимость в создании программы в образовательном учреждении прогимназии «Пансион». Эта программа составлена на основе концептуальных положений Л.С.Выготского о развитии дошкольника в деятельности, в частности, аппликационной деятельности. Программа имеет большие потенциальные возможности для формирования интеллектуальных, творческих способностей, для становления нравственных представлений дошкольников. Реализация программы способствует развитию мелкой моторики, глазомера ребенка, художественного вкуса, элементов учебной деятельности будущих младших школьников.
Программа обладает рядом достоинств:
-Использует контурное вырезывание, овладев этим способом, дети могут вырезать любые силуэты по памяти, что позволяет сделать работы более индивидуальными и творческими;
-Применяет мозаичную технику, локальность больших цветовых пятен (передача предметной окраски почти однородным цветовым пятном);
-Осуществляет учебный процесс только в игровой форме: к детям в гости приходят различные сказочные герои, дети становятся волшебниками и творить чудеса, появляется чудесный мешочек и, закрыв глаза, дети попадают в сказочный лес;
-Учит преодолевать трудности, самостоятельно выполнять
элементарные поручения в младшем возрасте, а в старшем -
трудится наравне со всеми, стремление быть полезным
окружающим, добиваться результатов.
- Цель программы: Развивать творческий потенциал дошкольника в аппликационной деятельности; развивать умственные способности детей; зрительное восприятие, пытливость,
инициативу, самостоятельность; Способствовать взаимодействию между детьми, объединению, сплачиванию коллективами.
При воплощении программы в жизнь, необходимо решить ряд задач:
- Осуществлять связь со всеми сторонами образовательной работы прогимназии «Пансион».
- Пробуждать у детей эмоциональную отзывчивость к людям, родной природе, игрушкам, картинам, иллюстрациям, формировать отношение к себе «я –концепцию».
- Формировать у детей изобразительные умения и навыки в аппликации.
- Развивать волевые качества; внимание, упорство, выдержку.
- Развивать эстетические чувства (подчеркивать красоту предмета, использовать образное сравнение – стройность формы, красоту цвета, пропорциональность частей…).
- Формировать грамматически правильную речь.
В реализации идей и положений программы, принимают участие и родители. Они решают следующие задачи:
- Создавать дома условия для развития творческой активности детей.
- Помогать детям познавать окружающий мир глазами прекрасного.
- Осуществлять анализ детских работ.
Содержание программы строится на определенных принципах:
- Системности – все занятия, организуемые в свободное время, проходят в определенной системе, отражающей связь тем программного содержания методов и форм работы.
- Комплексности – реализация развития детей осуществляется в тесной связи между различными видами деятельности, например, учебная деятельность переплетается с аппликационной, конструкторская - с аппликационной, игровая, речевая -с аппликационной.
- Преемственности – воспитатель дошкольного учреждения знаком с программой обучения в школе, в связи с этим реализуется преемственность в целях обучения и воспитания, технологиях обучения, содержания образования.
Воплотив программу в жизнь, я увидела следующие изменения в развитии своих воспитанников:
- дети научились придумывать занимательные истории о жизни объектов природы, например, о жизни капельки, (семени, снежинки), в настоящем и будущем, рассказывая о ее чувствах, взаимоотношениях с другими явлениями и предметами; словом выражать свое отношение к растениям, явлениям природы; опираясь на знания, пытаются аргументировать свои выводы, доказывать, убеждать и т.д.
- дети стали проявлять интерес к произведениям живописи, народно-прикладного искусства, книжной графике, выделять выразительные средства в различных видах искусства (форма, цвет, композиция); знают особенности изобразительных материалов (гуашь, акварель, пастель, восковой мелок и т.д.)
- произошла положительная динамика в развитии эмоциональной сферы дошкольников: в проявлении добрых чувств, поступков в отношениях со сверстниками, взрослыми; дети с желанием трудятся над созданием какой-либо работы, гордятся ею, ожидают положительной оценки.
Предложенная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями дошкольников 3-5 лет, может выполнять функцию парциальной и использоваться в дошкольном образовании.
Примерные тематические занятия для воспитанников с 3-5 лет по блокам:
месяц | 3-4 года | 4-5 лет |
сентябрь | 1. «Лисичкин сюрприз» (знакомство с ножницами); 2. «Королева – кисточка рассказывает»; 3. «Мы волшебники»; 4. «Волшебный ковер». | 1. «Красивый узор» (по замыслу); 2. «Мы в лесок пойдем, мы грибок найдем»; 3. «Корзина с овощами»; |
октябрь | 1.«Скворечник» (из полосок); 2.»Угощение для мишки - шалунишки»; 3.»Веселый поезд»; 4. «Уж небо осенью дышало». | 1. «Цветы в вазе», «Букет волшебных цветов»; 2.»Наш любимый мишка», «Три медведя»; 3. «Осенний ковер» (коллективная работа); |
ноябрь | 1.«Украшение платочка»; 2. «Магазин игрушек»; 3. «Лодки плывут по реке» 4. «Светит солнышко лучистое». | 1. «Троллейбус»; 2. «Дома на нашей улице» (коллективная работа); 4. «Укрась красиво блюдечко». |
декабрь | 1. «Заюшкина избушка»; 2. «Пирамида для куклы Кати»; 3. «Красивые флажки»; 4. «Елочка зеленая в гости к нам пришла». | 1. «Птицы на ветках»; 2. «Бокальчик»; 3-4. «Новогодняя пригласительная и поздравительная газета» ( поздравление с Новым годом и приглашение на праздник). |
«Коллажи для старших дошкольников»
После освоения содержания первой части программы младшими дошкольниками, я приступила к новому этапу работы: сбору материала по аппликации для детей старшего дошкольного возраста.
Учитывая возрастные и речевые особенности воспитанников группы, мною были выявлены некоторые проблемы:
- Несовершенная техника владения инструментами в силу неразвитости мелкой моторики;
- Слабое владение приемами вырезывания;
- Неумение составить композицию по собственному замыслу из-за скудности зрительных впечатлений;
- Низкий уровень речевого развития;
- Отсутствие умения выполнять действия по алгоритму (последовательность действий);
- Неумение согласовывать свои действия со сверстниками при выполнении коллективных работ;
Работая над проблемами, я вовлекаю детей в продуктивную познавательно-творческую деятельность, где ребенок выступает, с одной стороны, в качестве ведомого мною (педагогом) и через различные способы и формы включается в освоение художественного опыта; с другой стороны, пробует себя в качестве художника-творца. Это требует от него творческого воображения, умения применять опыт в новых условиях, ответственно относиться к собственной деятельности и деятельности сверстников, а также к получаемому продукту (результату).
Современные идеи развивающего обучения позволили мне создать условия для интеграции видов изобразительной деятельности: ставить перед детьми задачи – находить адекватные способы изображения, экспериментировать, сравнивать, проверять, искать новые пути. Благодаря такому подходу, дети приобретают уверенность, значительно расширяют диапазон своих творческих замыслов, одну и ту же задачу решают на разном материале и в разных ситуациях, становятся более раскрепощенными в творчестве.
Взаимосвязь видов изобразительной деятельности – один из путей реализации интегрированного подхода к художественному воспитанию, педагогическое условие, обеспечивающее сочетание занятий разного типа. Система моих занятий построена с учетом принципов последовательности и системности в формировании знаний, навыков, умений; краеведческого принципа, принципа связи всех видов искусств, связи сезонных изменений в природе, общественных событий, обычаев, традиций.
Возвращаясь в свое детство, вспомнила, какое значение ребенок придает своим «драгоценностям» (камешки, гвоздики, кусочки кружева, бусинки, пуговицы и др.). На взгляд взрослого это «ненужные вещи и предметы», а для ребенка – ценней и значимей, чем настоящие дорогие игрушки. А почему бы эти «необычные материалы» не включить в детское творчество?
Именно то, что ближе и понятней ребенку, должно помочь ему в изобразительной деятельности. Ведь материалы, с которыми дети соприкасаются, часто случайно, вызывают у них стремление посмотреть, потрогать, изучить. Каждая новая вещь – открытие, каждый новый навык – достижение и предмет гордости.
В процессе работы ребенок открывает для себя такие понятия, как «линия», «цвет», «форма», «ритм». Это порой происходит неосознанно, интуитивно, без заучивания законов и правил. Ребенок использует возможности ритма, цвета, не имея предварительных знаний о них; он просто увлекается доступным ему в данный момент материалом. Чтобы ребенок представлял, осознавал, что он делает, какой затем получит результат, необходимо направлять его практические действия.
Своим воспитанникам я не даю готовых рецептов, а создаю предпосылки для самостоятельного поиска и решения поставленной задачи. Помогаю детям ориентироваться в этом поиске, создавая оптимальные условия для зарождения замысла. Придерживаюсь утверждения, что педагог должен развить в себе «искусство учить не мешать. Не навязывать ребенку своих взглядов, не считать свои представления единственно правильными… Верить ребенку, относиться к нему с «понимающей» любовью».
Детская работа может и должна включать разные изобразительные материалы. Я решила, что для этого лучше всего подходит коллаж (приклеивание к какой – нибудь основе, выбранной как фон, материалов, отличающихся по цвету и фактуре). При работе над коллажом детям предоставляется возможность познакомиться с различными материалами: бумага, краски, пуговицы, кружево, ткань и т.д. Это пробуждает интерес к восприятию отдельных предметов, желание выразить свою творческую идею с помощью разных средств.
Положительные результаты своей работы я увидела:
-в умении детей владеть ножницами: разрезать бумагу на короткие и длинные полоски, вырезать круги из квадратов, овалы из прямоугольников, преобразовывать одни геометрические фигуры в другие, вырезать одинаковые фигуры из бумаги, сложенной гармошкой или вдвое; в умении владеть способом силуэтного вырезывания;
- в умении составлять композицию: определяться с выбором листа, располагать на нем предметы: на одной линии; с заслонением; на всей плоскости листа; ближе, дальше с учетом величины предметов; определять линию горизонта; передавать взаимосвязь между главными и второстепенными образами сюжета;
- в развитии словаря и всех видов речи детей: сама технология организации учебного процесса помогает интенсивному развитию внутренней и внешней речи, ставит детей перед необходимостью разъяснять, объяснять, планировать, убеждать, рассказывать о предметах, явлениях, о себе, выражать отношение к окружающему миру;
-в развитии коммуникативных способностей: умение сообща размышлять над замыслом (тема, сюжет, композиция, материал, инструменты, способы действий); умение анализировать не только успех, но и неудачу; определять, почему не нравится работа, что хотелось бы переделать, исправить в ней, как это сделать; дети научились целенаправленно общаться и помогать друг другу;
-в способности к эстетическим суждениям и эстетической оценке.
Данный опыт работы может лечь в основу создания авторской программы по изобразительной деятельности.
Мой опыт работы одобрен на Совете прогимназии в 2008-2009 учебном году.
СЕНТЯБРЬ
ТЕМА БЛОКА – ДАРЫ ОСЕНИ (овощи, фрукты, цветы).
Ознакомление с искусством: НАТЮРМОРТ
Тема | Цели | Пособия и материалы | Предварительная работа | Методические и игровые приемы | Психические процессы |
Коллективная работа: коллаж из конфетных фантиков «Ананас» | 1. Уточнить и Закрепить знания детей об ананасе. 2. Научить детей, используя нетрадиционный материал, делать ананас. 3. Воспитывать умение самостоятельно выполнять работу. | голубые обои для фона 40x50 см, цветная бумага зеленого цвета, фантики от конфет (которые упакованы в коробках), несколько цветных журнальных листов, клейстер. | 1. Рассматривание ананаса. 2. Обогатить словарь детей новым словом: чешуйки. | 1.Исследование ананаса. 2. Вопросы с целью привлечения имеющегося у детей опыта 3.Выполнение замысла 4. Анализ и оценка: - показ последовательности работы - распределение работы между детьми самостоятельно. | Анализ, сравнение, наблюдательность, пространственное мышление, доброжелательность. |
ОКТЯБРЬ
ТЕМА БЛОКА – ШАГИ ОСЕНИ (краски, звуки, небо, земля, деревья, кусты).
Ознакомление с искусством: ОСЕННИЙ ПЕЙЗАЖ
Тема | Цели | Пособия и материалы | Предварительная работа | Методические и игровые приемы | Психические процессы |
Коллективная работа: коллаж «Унылая пора» (2 занятия): 1. Составление композиции 2. Завершение работы. | 1.Побуждать детей создавать композицию, самостоятельно применяя умения и навыки. 2. Упражнять в умении передавать особенности осени, используя различные нестандартные материалы. 3. Развивать образное восприятие, эстетические чувства. | ткань дляобтягивания картона, толстый картон для фона, коричневая ткань для деревьев, голубая вата для луж, облаков, синяя бумага для дождя, желтая бумага для солнца, сухие листья, клейстер. | 1. Наблюдения за природой. 2. Рассматривание иллюстраций об осени. 3. Беседы по картинам художников: И.Левитана «Золотая осень»; С.Герасимова «Октябрь». 4. Чтение произведения Скребицкого «Осень». 5. Слушание музыки Чайковского «Времена года». | 1. Рассматривание осеннего пейзажа из окна. 2. Вопросы с целью привлечения имеющегося у детей опыта. 3.Выполнение замысла. 4. Анализ и оценка. Занятие 1 Создание образа осеннего парка (наклеивание деревьев и сухих листьев). Занятие 2 Завершение композиции. | Речь-умозаключение, наглядно-образное мышление, экологическое воспитание, внимание, память, самоконтроль. |
НОЯБРЬ
ТЕМА БЛОКА – ЛЕСНЫЕ ЗВЕРЮШКИ, ДРУЗЬЯ И ПОДРУЖКИ (звери, птицы наших лесов).
Ознакомление с искусством: АНИМАЛИСТЫ
Тема | Цели | Пособия и материалы | Предварительная работа | Методические и игровые приемы | Психические процессы | |
Коллективная работа: коллаж «Бодрая корова» | 1. Научить изготовлять из бросового материала корову. 2. Развить творчество, фантазию детей. 3. Пробуждать в детях радость от необходимости своей работы. 4. Воспитывать в детях умение проявлять чувство эмпатии. | Две плоские картонные коробочки для изготовления коровы, цветная бумага, лоскутки разнообразной ткани, большой кусок ткани и плотный картон для фона, бахрома желтого цвета, кружева, клейстер. | 1. Рассматривание иллюстраций, изображающих домашних животных. 2. Рассматривание игрушечной коровы. Выявить особенности ее строения. 3. Игры в игрушечный зоопарк. | 1.Показ и объяснение образца (коровы). 2. Анализ образца (коровы). 3.Процесс формирования замысла. 4. Процесс изготовления коллажа: - В гости приходит корова и жалуется, что ей нечего кушать. Вызвать желание помочь корове. | Образное, прогнозирующее, планирующее мышление; внимание, фантазия, интерес к искусству. |
ДЕКАБРЬ
Тема | Цели | Пособия и материалы | Предварительная работа | Методические и игровые приемы | Психические процессы |
Коллективная работа: коллаж «Зима» (3 занятия): 1. Выполнение эскиза. 2. Изготовление елочек и зайчиков из бумаги (оригами). 3. Самостоятельная работа по завершению замысла. | 1. Побуждать детей выстраивать изображение в аппликации по замыслу, композиционно правильно располагая работу. 2. Упражнять в выполнении эскиза к работе. 3. Закреплять умение создавать образ сказочных персонажей. 4. Вызвать желание создать персонаж, не похожий на другие. | Плотный картон и материал для фона, кружева, обои и белая бумага для оригами, клейстер. | 1. Наблюдение за зимней природой. 2. Экскурсия в русский музей. Рассматривание картин художников о зиме. 3. Внесение в группу иллюстраций о зиме 4.Слушание музыки Чайковского «Времена года». | 1. Предложить детям создать картину о зиме - помочь определить форму, размеры своей работы, сделать эскиз. 2. Изготовление елочек и зайчиков техникой оригами. 3. Оформление работы в единое целое, используя нетрадиционный материал. | Внимание, пространственное мышление, наблюдательность, творческая речь, воля, мотивация учения. |
ТЕМА БЛОКА – ЗИМНИЕ УЗОРЫ
Ознакомление с искусством: ЗИМНИЙ ПЕЙЗАЖ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы на тему: «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ДОШКОЛЬНИКА В МУЗЫКАЛЬНО - РИТМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ».
Данное пособие поможет музыкальным руководителям в развитии творческих способностей дошкольников, а также молодым специалистам в освоении методики в музыкально - двигательной активности детей....
Опыт работы на тему: «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ДОШКОЛЬНИКА В МУЗЫКАЛЬНО - РИТМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ».
Данное пособие поможет музыкальным руководителям в развитии творческих способностей дошкольников, а также молодым специалистам в освоении методики в музыкально - двигательной активности детей....
Развитие творческого потенциала дошкольников средствами изобразительной деятельности
Создание условий для раскрытия творческого потенциала детей....
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ НА ТЕМУ: «Использование народного декоративно-прикладного искусства для развития творческого потенциала дошкольников в изобразительной деятельности»
Данная консультация будет полезна воспитателям детских садов, которые работают над данной темой....
Опыт работы "Развитие творческого потенциала дошкольников через изобразительную деятельность в технике пуантилизма"
Методическая разработка по изодеятельности в технике пуантилизма (рисование точками)....
Развитие творческого потенциала дошкольников в изобразительной деятельности.
В процессе работы ребенок открывает для себя такие понятия, как «линия», «цвет», «форма», «ритм». Это порой происходи...
"Развитие творческого потенциала дошкольников средствами дизайн - деятельности"
Представление опыта работы по детскому дизайну....