портфолио
презентация к уроку по аппликации, лепке на тему

Бапыкай Салбакай Александровна

здесь помещены открытые занятия, презентации на различные темы, где яучаствовало в конкурсе. советы лоя родителей. анкеты.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подвижная игра для детей средней группы

возраст: 4-5 лет

«Подарки»

Цель: закреплять и совершенствовать двигательные навыки; упражнять в умении соблюдать форму круга; формировать потребность в двигательной активности

Ход: дети образуют круг, взявшись за руки. В центре водящий. Идут по кругу:

Принесли мы все подарки.

Кто захочет, тот возьмет -

Вот вам кукла с лентой яркой,

Конь, волчок и самолет.

С окончанием слов дети останавливаются, водящий выбирает подарок.

Если назовет коня:

Скачет конь наш чок, чок, чок,

Слышен топот быстрых ног.

(дети бегут по кругу, поднимая высоко ноги, руки вытянуты вперед, корпус слегка отклонен назад).

Куклу:

Кукла, кукла, попляши,

Красной лентой помаши.

(пляшут на месте, повернувшись в круг.)

Волчок:

Вот как кружится волчок,

Прожужжал и на пол лег.

Самолет:

Самолет летит, летит,

Летчик смелый в нем сидит.

(подняв руки в стороны, бегут друг за другом по кругу)

Стоящий в кругу говорит: «Стоп!», дети останавливаются и присаживаются на корточки, а он выбирает нового ведущего. Игра повторяется.

Правила: действовать в соответствии с игровым образом, подарком. Каждый следующий называет другой подарок.

Усложнение: в конце игры вос-ль предлагает детям закрыть глаза и представить, что они держать в руках какую-либо из вышеназванных игрушек, а потом изобразить как они это делают. Вос-ль или ведущий отгадывает, что держат в руках дети.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 «Ручеек»

на тему:

Игры в группе продленного дня много разных игрушек

Выполнила: воспитатель средней группы «Аленушка»

Бапыкай Салбакай Александровна

Шагонар 2014



Предварительный просмотр:

      М. Монтессори говорила «Таланты детей находятся на кончиках их пальцев». А мы все мечтаем, чтобы наши дети были самыми талантливыми. 
Пальчиковые игры – это упражнения, укрепляющие мелкие мышцы руки. Они необходимы не только для развития общей и мелкой моторики, но и для развития речи, интеллектуального развития, совершенствования функций коры головного мозга и в дальнейшем формирования навыка письма в школе. 
Игры эти очень эмоциональные, их можно проводить как в детском саду, так и дома. Пальчиковые игры – как бы отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. 
В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т.д. 
В наши дни одним из показателей и условий хорошего психологического и физического развития ребёнка является развитие мелкой моторики его пальцев рук. 
            Выполняя пальчиками определённые упражнения (игры), ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики пальцев рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и подготавливает ребёнка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. 
         Большинство детей имеет нарушение или недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Движения рук бывают неловкими, несогласованными, у них часто не выделяется ведущая рука. Дети порой не в состоянии одновременно действовать двумя руками сразу. Например, ребенок не может держать одной рукой основание пирамидки, а другой нанизывать колечко на стержень, или просто держать предмет в одной руке, а другой подхватывать другой предмет и т.п. 
        Недостаточное развитие зрительно-двигательной координации приводит к тому, что ребенок часто промахивается при попытке взять предмет, так как неверно оценивает направление. 
         Коррекция нарушений мелкой моторики проходит в следующих направлениях: 
•Пальчиковая гимнастика (театр на руке, теневой театр, игры с пальцами). 
•Использование различных приспособлений (массажные мячики, валики, ёжики, скалочки, семена). 
•Игры с мелкими предметами  (косточки, бусы, камешки, пуговицы, скрепки, спички, мелкие игрушки). 
•Завязывание бантиков, шнуровка, застёгивание пуговиц, замков. 
•Игры с нитками (наматывание клубков, выкладывание узоров, вышивание, плетение). 
•Работа с бумагой (складывание, обрывание, вырезание, выкладывание узоров). 
Работа с карандашом (обводка, штриховка, раскрашивание, выполнение графических заданий, графический диктант). 
          Для развития мелкой моторики руки разработано много интересных методов и приемов, используются разнообразные стимулирующие материалы. В дошкольных учреждениях педагоги (воспитатели) используют накопленный опыт по данному направлению и основной принцип дидактики: от простого к сложному. Подборка игр и упражнений, их интенсивность, количественный и качественный состав варьируются в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей детей. Считается, что для разностороннего гармоничного развития двигательных функций кисти руки необходимо тренировать руку в различных движениях – на сжатие, на растяжение, на расслабление. Для этого используются приемы: 
• систематичность проведения игр и упражнений. Не следует ожидать немедленных результатов, так как автоматизация навыка развивается многократным его повторением. В связи с этим отработка одного навыка проходит по нескольким разделам; 
•  последовательность – (от простого к сложному). Сначала на правой руке, затем на левой; при успешном выполнении – на правой и левой руке одновременно. Недопустимо что-то пропускать и перепрыгивать через какие-то виды упражнений, так как это может вызвать негативизм ребенка, который на данный момент физиологически не в состоянии справиться с заданием; 
  Все игры и упражнения должны проводиться по желанию ребенка, на положительном эмоциональном фоне. Для любого человека, независимо от его возраста, значим результат. Поэтому любое достижение малыша должно быть утилитарным и оцененным; 
            Если ребенок постоянно требует продолжения игры, необходимо постараться переключить его внимание на выполнение другого задания. Во всем должна быть мера. Недопустимо переутомление ребенка в игре, которое также может привести к негативизму. 

Практический часть.

Существует огромное количество игр и упражнений, развивающих мелкую мускулатуру. Их можно условно

разделить на несколько групп. Я вас познакомлю сейчас с некоторыми из них, и вы в них поиграете. 
Группа игр с предметами. 
а) - игры с палочками (спичками, веточками).
• выполнить узор после выкладывания его взрослым; 
• по конечному результату (образцу); 
• по уменьшенной схеме; 
• по словесной инструкции; 
• выкладывание букв и цифр из веточек. 
 

б) пальчиковые игры с карандашом (желательно, шестигранным, так как он дополнительно массажирует пальцы и ладонь).
• катать карандаш между ладонями обеих рук – от кончиков пальцев до основания ладони; 
• катать карандаш подушечками двух пальцев (большого и указательного, большого и среднего, большого и безымянного), поочерёдно правой и левой рукой; 
• катать карандаш между соответствующими пальцами обеих рук по очереди (между указательным пальцем правой руки и указательным пальцем левой руки и т.д.); 
• поочерёдно пальцами обеих рук катать карандаш по столу; поочерёдно пальцами обеих рук катать два карандаша по столу. 

в) игры и упражнения с использованием мелких предметов и природного материала, где можно использовать такие варианты заданий: 
• нанизывание на проволоку, шнурок необходимое количество бусин, шариков, пуговиц по демонстрации действия, по образцу, по рисунку узора, по словесной инструкции; составление бус (нанизывание бусин разных цветов в определённой последовательности); 
• сортировка мелких предметов (бусин, пуговиц, монет, горошин, зёрен и т.д.); ребёнку необходимо разложить предметы на группы, двигая их подушечками пальцев по столу или осуществляя захват предметов двумя пальцами правой (или левой) руки поочерёдно (большим и указательным, большим и средним и т.д.); игра «Золушка»; 
• сжимание и разжимание мелких резиновых игрушек (мячей-ежей, цилиндров с разнообразными шипами) одной рукой, пальцами одной руки; двумя руками одновременно или поочерёдно; 
• растирание ладоней грецкими орехами (массаж ладоней, включая тыльную сторону); 
• перекатывание грецких орехов по столу одной рукой (двумя руками); 
• перекладывание мелких предметов (бобов, гороха, пуговиц, бусин, мозаики) из одной ёмкости в другую; захват предмета осуществляется попеременно двумя пальцами; усложнение – захват двух-трёх предметов одновременно; 
• складывание пирамидок, матрёшек, любых сборных игрушек; вкладывание формочек одна в другую; подбирание крышек к разнообразным ёмкостям; 
• нанизывание колец на тесьму, стержень; 
• пальчиковый театр; 
• выкладывание из круп, пуговиц, бусинок букв, цифр, разнообразных рисунков; 
• «рисование» картин крупой, бусинами, семенами, листьями деревьев. 

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 «Ручеек»

на тему:

Выполнила: воспитатель ср.гр «Аленушка»

Бапыкай Салбакай Александровна

Шагонар 2015

Литература:

  1. Крупенчук   О.И «Развиваем мелкую моторику» ООО  Издательский дом «Литера» Санкт-Петербург 2002 г.
  2. .Белая А.Е., Мирясов   В.И. «Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: пособие для педагогов и родителей».- Издательство   «АСТ», 1999г.

.    3. Ткаченко Т.А. Мелкая моторика. М: 2005 г

  1. Рузина М.С  Страна пальчиковых игр. Издательский дом «Кристалл». Санкт – Петербург. 2000.


Предварительный просмотр:

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Оглавление

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ .....................................................................................3

II. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.......................................9

III. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ…...17

Требования к психолого-педагогическим условиям реализации основной

образовательной программы дошкольного образования................................................ 18

Требования к развивающей предметно-пространственной среде ................................. 23

Требования к кадровым условиям реализации основной образовательной

программы дошкольного образования................................................................................ 26

Требования к материально-техническим условиям реализации основной

образовательной программы дошкольного образования................................................ 27

Требования к финансовым условиям реализации основной образовательной

программы дошкольного образования................................................................................ 27

IV. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ.....................................................................................................31

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.Предметом регулирования настоящего Федерального  государственного образовательного стандарта дошкольного образования  (далее – Стандарт) являются отношения в сфере образования между их  участниками, возникающие при реализации основной образовательной  программы дошкольного образования (далее – Программа) организацией,  осуществляющей образовательную деятельность (далее – Организация).

Требования настоящего Стандарта к Организации распространяются на   ИП, реализующего Программу, в случае если иное не установлено настоящим  Стандартом.

2.Стандарт разработан на основе Конвенции ООН о правах ребёнка,  Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации  и обеспечивает возможность учёта региональных, национальных,  этнокультурных и других особенностей народов Российской Федерации при  разработке и реализации Программы Организацией.

Стандарт отражает согласованные социально-культурные, общественно- государственные ожидания относительно уровня дошкольного образования,  которые, в свою очередь, являются ориентирами для учредителей дошкольных  Организаций, специалистов системы образования, семей воспитанников и  широкой общественности.

При разработке Стандарта учтены:

  •  особые образовательные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья;
  •  возможности освоения ребёнком Программы на разных этапах её  реализации.

3.Стандарт утверждает основные принципы:

  • поддержки разнообразия детства;
  • сохранения уникальности и самоценности дошкольного детства как  важного этапа в общем развитии человека;
  • полноценного проживания ребёнком всех этапов дошкольного детства, амплификации (обогащения) детского развития;
  • создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
  • содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития  детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром;
  • приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи,  общества и государства;
  • формирования познавательных интересов и познавательных действий  ребёнка через его включение в различные виды деятельности;
  • учёта этнокультурной и социальной ситуации развития детей.

4.Стандарт преследует следующие цели:

  • обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования;
  • обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования  на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам их освоения;
  • сохранение единства образовательного пространства Российской  Федерации относительно уровня дошкольного образования.

5.Стандарт решает задачи:

  • охраны и укрепления физического и психического здоровья детей (в  том числе их эмоционального благополучия);
  • сохранения и поддержки индивидуальности ребёнка, развития индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как  субъекта отношений с людьми, миром и самим собой;
  • формирования общей культуры воспитанников, развития их нравственных, интеллектуальных, физических, эстетических качеств,  инициативности, самостоятельности и ответственности, формирования предпосылок учебной деятельности;
  • обеспечения вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования, возможности формирования образовательных программ различных уровней сложности и направленности с учётом образовательных потребностей и способностей воспитанников;
  • формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей;
  • обеспечения равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
  • обеспечения преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования;
  • определения направлений для систематического межведомственного взаимодействия, а также взаимодействия педагогических и общественных объединений (в том числе сетевого).

6.Стандарт является основой для:

  • разработки и реализации Программы;
  • разработки примерных образовательных программ дошкольного образования (далее – Примерные программы);
  • разработки нормативов финансового обеспечения реализации Программы;
  • формирования учредителем государственного (муниципального) задания в отношении Организаций;
  • объективной оценки соответствия образовательной деятельности Организации требованиям Стандарта к условиям реализации и структуре Программы;
  • подготовки, профессиональной переподготовки, повышения квалификации и аттестации педагогических работников, административно-управленческого персонала государственных и муниципальных Организаций.

7.Основная образовательная программа дошкольного образования проектируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объём, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования), организационно-педагогические условия образовательного процесса.

Программа направлена на создание условий социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребёнка, его всестороннего личностного морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности (игры, изобразительной деятельности, конструирования, восприятия сказки и др.), сотрудничества со взрослыми и сверстниками в зоне его ближайшего развития.

Программа направлена на создание образовательной среды как зоны ближайшего развития ребёнка. Образовательная среда составляет систему условий социализации и развития детей, включая пространственно-временные (гибкость и трансформируемость предметного пространства), социальные (формы сотрудничества и общения, ролевые и межличностные отношения всех участников образовательного процесса, включая педагогов, детей, родителей, администрацию), деятельностные (доступность и разнообразие видов деятельности, соответствующих возрастным особенностям дошкольников, задачам развития и социализации) условия.

8. Программа утверждается Организацией самостоятельно в соответствии с настоящим Стандартом и с учётом Примерных программ. При разработке Программы Организация определяет продолжительность пребывания детей в Организации, режим работы Организации в соответствии с объёмом решаемых образовательных, педагогических и организационно-управленческих задач. Организация может разрабатывать и реализовывать различные Программы для дошкольных образовательных групп (далее –группа) с разной продолжительностью пребывания детей в течение суток, в том числе групп кратковременного пребывания детей, полного и продлённого дня, и для групп детей разного возраста от двух месяцев до восьми лет, в том числе разновозрастных групп. Программа реализуется в течение всего времени пребывания воспитанников в Организации

9.Стандарт является ориентиром для независимой оценки качества дошкольного образования

10. Стандарт устанавливает требования, обязательные при реализации Программы, в том числе:

  •  к структуре Программы; Закон РФ «Об образовании», ст. 12.6.

За исключением групп, ежедневная продолжительность пребывания воспитанников в которых превышает 14 часов. Закон РФ «Об образовании», ст. 95.

  • к условиям реализации Программы, включающим требования к психолого-педагогическим, кадровым, финансовым условиям и к предметно-пространственной среде;
  • к результатам освоения Программы, представленным в виде целевых ориентиров дошкольного образования.

11.Важное место в структуре требований настоящего Стандарта занимают требования к условиям реализации Программы в Организации, обеспечивающие социальную ситуацию развития личности каждого ребёнка.

II. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ  ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

1. Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на уровне дошкольного образования. Программа обеспечивает развитие детей дошкольного возраста с учётом их психолого-возрастных и индивидуальных особенностей и должна быть направлена на решение задач Стандарта, указанных в п. 5 его Общих положений.

2. Группы в одной Организации могут действовать на основе различных Программ.

3. Содержание Программы должно охватывать следующие образовательные области:

  • коммуникативно-личностное развитие;
  • познавательно-речевое развитие;
  • художественно-эстетическое развитие;
  • физическое развитие.

4. Содержание Программы должно отражать следующие аспекты социальной ситуации развития ребёнка дошкольного возраста:

  • предметно-пространственная развивающая образовательная среда;
  • характер взаимодействия со взрослыми;
  • характер взаимодействия с другими детьми;
  • система отношений ребёнка к миру, к другим людям, к себе самому.

5. Программа предполагает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований Стандарта.

Обязательная часть Программы предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие воспитанников во всех четырёх взаимодополняющих образовательных областях (в соответствии с п. 3 настоящих Требований к структуре Программы).

В разделе «Часть, формируемая участниками образовательных отношений» должны быть представлены выбранные и/или разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений парциальные программы, методики, формы организации образовательной работы.

6. Объём обязательной части Программы должен составлять не менее 60% от её общего объёма, а части, формируемой участниками образовательных отношений, – не более 40%.

7. Порядок изложения и принципы внутреннего структурирования всех разделов Программы избираются авторами с учётом предложенной структуры основной образовательной программы, которая включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательного процесса.

1) Целевой раздел включает в себя:

пояснительную записку;

целевые ориентиры.

Парциальная программа – программа, направленная на развитие детей дошкольного возраста в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках.

2)Содержательный раздел определяет общее содержание основной образовательной программы, обеспечивающее полноценное развитие детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей, и раскрывает задачи:

 развития специфических видов деятельности;

 становления первичной ценностной ориентации и социализации;

 развития первичных представлений;

 коррекции нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов и оказания им квалифицированной помощи в освоении основной образовательной программы.

3)Организационный раздел определяет общие рамки организации образовательного процесса, а также механизм реализации положений основной образовательной программы.

Требования к разделам основной образовательной программы

Целевой раздел основной образовательной программы

Пояснительная записка должна раскрывать:

 цели и задачи реализации основной образовательной программы;

 значимые для разработки и реализации основной образовательной программы характеристики, в том числе психолого-возрастные и индивидуальные особенности воспитанников организации, осуществляющей образовательную деятельность, их образовательные потребности, приоритетные направления деятельности, специфику условий (региональных, национальных, этнокультурных и др.) осуществления образовательного процесса и др.;

 принципы и подходы к формированию основной образовательной программы.

Содержательный раздел основной образовательной программы

Содержательный раздел Программы должен включать:

 цели и задачи образовательной работы с учётом психолого-возрастных

и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей;

 содержание образовательной работы по видам деятельности детей с учётом используемых примерных основных образовательных программ дошкольного образования и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания;

 описание основных технологий реализации Программы (форм, методов, приёмов, средств образования) с учётом психолого-возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов.

Обязательная часть основной образовательной программы направлена на решение следующих задач становления первичной ценностной ориентации и социализации:

 формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к

своей семье, малой и большой родине;

 формирование основ собственной безопасности и безопасности окружающего мира (в быту, социуме, природе);

 овладение элементарными общепринятыми нормами и правилами поведения в социуме на основе первичных ценностно-моральных представлений о том, «что такое хорошо и что такое плохо»;

 овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.);

развитие эмоционально-ценностного восприятия произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы.

Решение задач развития детей в четырёх образовательных областях: коммуникативно-личностной, познавательно-речевой, художественно-эстетической и области физического развития – должно быть направлено на приобретение опыта в следующих видах деятельности:

 двигательной, в том числе в основных движениях (ходьбе, беге, прыжках, лазанье и др.), а также при катании на самокате, санках, велосипеде, ходьбе на лыжах, в спортивных играх;

 игровой (сюжетной игры, в том числе сюжетно-ролевой, режиссёрской и игры с правилами);

 коммуникативной (конструктивного общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками, устной речью как основным средством общения);

 познавательно-исследовательской (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними);

 восприятия художественной литературы и фольклора;

 элементарной трудовой деятельности (самообслуживания, бытового труда, труда в природе);

 конструирования из различных материалов (строительного материала, конструкторов, модулей, бумаги, природного материала и т.д.);

изобразительной (рисования, лепки, аппликации);

 музыкальной (пения, музыкально-ритмических движений, игры на детских музыкальных инструментах).

Содержание образовательной работы должно обеспечивать развитие первичных представлений:

 о себе, других людях, социальных нормах и культурных традициях общения, объектах окружающего мира (предметах, явлениях, отношениях);

 о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.);

 о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии культур стран и народов мира.

Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, составляется из образовательных программ различной направленности, выбранных участниками образовательных отношений из числа парциальных и иных программ и/или созданных ими самостоятельно. Данная часть Программы должна учитывать образовательные потребности и интересы воспитанников, членов их семей и педагогов и, в частности, может быть ориентирована на:

 специфику национальных, социокультурных, экономических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс;

 поддержку интересов педагогических работников Организации, реализация которых соответствует целям и задачам Программы;

 сложившиеся традиции Организации (группы).

Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, может включать иные характеристики, наиболее существенные с точки зрения авторов Программы.

Содержание коррекционной работы и/или инклюзивного образования включается в Программу, если планируется её освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов (далее –детьми с ОВЗ).

Данный раздел оформляется в виде одной или нескольких адаптированных образовательных программ, в которых должен быть рассмотрен механизм адаптации Программы для детей с ОВЗ и осуществления квалифицированной коррекции нарушений их развития.

Содержание раздела должно предусматривать описание специальных условий обучения и воспитания детей с ОВЗ и детей-инвалидов, в том числе использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных методических пособий и дидактических материалов, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего детям необходимую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий.

Коррекционная работа и/или инклюзивное образование должны быть направлены на:

 обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ОВЗ и детей-инвалидов, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы;

 освоение детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами Программы, их разностороннее развитие с учётом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.

Коррекционная работа и/или инклюзивное образование детей с ОВЗ и детей-инвалидов, осваивающих Программу в группах и Организациях комбинированной и компенсирующей направленности (в том числе и для детей со сложными (комплексными) нарушениями), должны учитывать особенности развития и специфические образовательные потребности каждой категории детей.

В случае организации инклюзивного образования по основаниям, не связанным с ограниченными возможностями здоровья воспитанников, выделение данного раздела не является обязательным; в случае же его выделения данный раздел оформляется авторами Программы так, как они считают целесообразным.

Организационный раздел основной образовательной программы

Организационный раздел Программы должен включать:

 характеристику жизнедеятельности детей в группах, включая распорядок и/или режим дня, а также особенности традиционных событий, праздников, мероприятий;

 особенности работы в четырёх основных образовательных областях в разных видах деятельности и/или культурных практиках;

 особенности организации предметно-пространственной развивающей среды;

 характеристику основных принципов, методов и/или технологий реализации Программы, в том числе связанных с обеспечением адаптации детей в Организации (группе);

 способы и направления поддержки детской инициативы;

8. Обязательная часть Программы, в случае если она не дублирует содержание одной из Примерных программ, должна быть представлена развёрнуто в соответствии с п. 7 настоящих Требований к структуре Программы. В противном случае обязательная часть Программы оформляется в виде ссылки на соответствующую Примерную программу.

Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, может быть представлена в виде ссылок на соответствующую методическую литературу, позволяющую ознакомиться с содержанием выбранных участниками образовательных отношений парциальных программ, методик, форм организации образовательной работы.

9.Дополнительным разделом Программы является текст её краткой презентации. Краткая презентация Программы должна быть ориентирована на родителей воспитанников и доступна для ознакомления.

В краткой презентации Программы должны быть указаны:

 возрастные и иные категории детей, которые могут получать дошкольное образование в данной Организации, в том числе категории детей с ОВЗ, если возможность их образования предусматривается;

 реализуемые Примерные программы в том случае, если дошкольные группы используют их обязательную часть;

 характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников;

 иные характеристики, наиболее существенные с точки зрения авторов.

III. ТРЕБОВАНИЯК УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Требования к условиям реализации Программы включают требования к психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим и финансовым условиям реализации Программы, а также к развивающей предметно-пространственной среде.

Результатом реализации указанных требований должно быть создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды, которая:

 гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья воспитанников;

 обеспечивает эмоциональное и морально-нравственное благополучие воспитанников;

 способствует профессиональному развитию педагогических работников;

 создаёт условия для развивающего вариативного дошкольного образования;

 обеспечивает его открытость и мотивирующий характер.

Условия реализации Программы должны обеспечивать полноценное развитие воспитанников во всех основных образовательных областях, а именно в сферах коммуникативно-личностного, познавательно-речевого, художественно-эстетического и физического развития на фоне их эмоционального и морально-нравственного благополучия, положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.

Требования к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования

1. Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия:

 уважение педагогов к человеческому достоинству воспитанников,формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;

 использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми, соответствующих их психолого-возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);

 построение образовательного процесса на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития;

 поддержка педагогами положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей в разных видах деятельности;

 поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;

 возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;

 защита детей от всех форм физического и психического насилия;

 построение взаимодействия с семьями воспитанников в целях осуществления полноценного развития каждого ребёнка, вовлечение семей воспитанников непосредственно в образовательный процесс. Закон РФ «Об образовании», ст. 34, п. 1.9.

2. Для получения без дискриминации качественного образования детьми с ОВЗ создаются необходимые условия для диагностики и коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных психолого-педагогических подходов и наиболее подходящих для этих воспитанников языков, методов, способов общения и условий, в максимальной степени способствующих получению дошкольного образования, а также социальному развитию этих детей, в том числе посредством организации инклюзивного образования детей с ОВЗ.

3. Деятельность педагогических работников в Организации (группе) должна исключать перегрузки, влияющие на надлежащее исполнение ими их профессиональных обязанностей, тем самым снижающие необходимое индивидуальное внимание к воспитанникам и способные негативно отразиться на благополучии и развитии детей.

4. В Организации (группе) может проводиться оценка развития детей, его динамики, в том числе измерение их личностных образовательных результатов. Такая оценка производится педагогом совместно с педагогом-психологом в рамках психолого-педагогической диагностики (или мониторинга).

Участие ребёнка в психолого-педагогической диагностике (мониторинге) допускается только с согласия его родителей (законных представителей). Результаты психолого-педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения образовательных задач:

Психолого-педагогическая диагностика – оценка развития и его динамики у детей дошкольного возраста, связанная с оценкой эффективности педагогических действий и лежащая в основе их дальнейшего планирования.

 индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

 оптимизации работы с группой детей.

5.Предельная наполняемость групп устанавливается в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами. Наполняемость конкретной группы определяется с учётом возраста детей, их состояния здоровья, специфики образовательной программы, профессионализма педагогического персонала образовательной организации. Предельная наполняемость групп, включающих детей с ОВЗ и детей-инвалидов, в том числе в группах компенсирующей и комбинированной направленности, устанавливается в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами.

6.У педагогического работника, реализующего Программу, должны быть сформированы основные компетенции, необходимые для создания социальной ситуации развития воспитанников, соответствующей специфике дошкольного возраста. Данные компетенции предполагают:

1) обеспечение эмоционального благополучия каждого ребёнка посредством:

 создания позитивного психологического и морально-нравственного климата в группе; создания условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также с различными (в том числе ограниченными) возможностями здоровья;

 проявления чуткости к интересам и возможностям детей;

 непосредственного общения с каждым ребёнком;

2) организацию конструктивного взаимодействия детей в группе в разных видах деятельности, создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, материалов;

3) построение развивающего вариативного образования, ориентированного на зону ближайшего развития каждого воспитанника и учитывающего его психолого-возрастные и индивидуальные возможности и склонности, которое должно обеспечить:

 вовлечение всех детей в разные виды деятельности и культурные практики, способствующие развитию норм социального поведения, интересов и познавательных действий;

 уважение индивидуальности каждого ребёнка, его право быть не похожим на других;

 недирективную помощь и поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности;

 широкие возможности для развития свободной игры детей, в том числе обеспечивая игровое время и пространство и используя ресурсы полифункциональной и трансформируемой предметной образовательной среды;

 условия для овладения культурными средствами деятельности, находящимися в зоне ближайшего развития детей;

 организацию видов деятельности, стимулирующих развитие мышления, воображения, фантазии и детского творчества;

4) открытый характер образовательного процесса на основе сотрудничества с семьями воспитанников:

 непосредственного вовлечения их в образовательный процесс, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;

 взаимодействие с семьёй по вопросам образования ребёнка, охраны и укрепления его здоровья, оказания при необходимости консультативной и иной помощи.

7. В Организации, реализующей Программу, должны быть созданы условия для:

 повышения квалификации педагогических и руководящих работников (в том числе по их выбору) и их профессионального развития;

 консультативной поддержки педагогов и родителей по вопросам инклюзивного образования в случае его организации;

 организационно-методического сопровождения процесса реализации Программы, в том числе в плане взаимодействия с социумом.

8. Организация создаёт условия для медицинского сопровождения детей в целях охраны и укрепления их здоровья. Коррекционная работа с детьми с ОВЗ, осваивающими Программу совместно с другими воспитанниками в группах комбинированной направленности, должна осуществляться в соответствии с перечнем и планом реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ОВЗ и детей-инвалидов.Работа с детьми-инвалидами, осваивающими Программу, должна учитывать индивидуальную программу реабилитации инвалида.

9. Организация должна создавать возможности:

 для предоставления информации о Программе семье и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательный процесс, а также широкой общественности;  «Закон РФ «Об образовании», ст. 41, пп. 1, 2.

 для педагогов по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде;

 для обсуждения с родителями (законными представителями) воспитанников вопросов, связанных с реализацией Программы.

Требования к развивающей предметно-пространственной среде

10.Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации (группы, участка) и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.

11.Развивающая предметно-пространственная среда Организации (группы, участка) должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых (в том числе детей разного возраста), во всей группе и в малых группах, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

12. Развивающая предметно-пространственная среда Организации (дошкольной группы, участка) должна обеспечивать:

 реализацию различных образовательных программ, используемых в образовательном процессе Организации;

 в случае организации инклюзивного образования необходимые для него условия;

 учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.

Участок – территория, прилегающая к Организации или находящаяся на небольшом удалении, представляющая собой открытую зону, приспособленную для реализации Программы.

13.Развивающая предметно-пространственная среда Организации (группы) должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

Образовательное пространство Организации (группы, участка) должно быть оснащено средствами обучения (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходными, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарём (в соответствии со спецификой Программы).

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:

 игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);

 двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

 эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

 возможность самовыражения детей.

2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

3) Полифункциональность материалов предполагает:

 возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д.;

 наличие в Организации (группе) полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности, в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре.

4) Вариативность среды предполагает:

 наличие в Организации (группе) различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

 периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

5) Доступность среды предполагает:

 доступность для воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, всех помещений Организации, где осуществляется образовательный процесс;

 свободный доступ воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, посещающих Организацию (группу), к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.

6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.

Требования к кадровым условиям реализации основной

образовательной программы дошкольного образования

14. Организация должна быть укомплектована квалифицированными кадрами.

15. Реализация Программы осуществляется:

1) воспитателями в течение всего времени пребывания воспитанников в Организации. Каждая группа должна непрерывно сопровождаться воспитателем или другим педагогом;

2) иными педагогическими работниками, соответствующие  должности для которых устанавливаются Организацией самостоятельно в зависимости от содержания Программы;

3) в создании условий, необходимых для реализации образовательной программы, принимают участие помощники воспитателя и другие работники.

16.Реализация Программы требует от Организации осуществления управления образовательной деятельностью, методического обеспечения реализации Программы, ведения бухгалтерского учёта, финансово-хозяйственной и хозяйственной деятельности, необходимого медицинского сопровождения. Для решения этих задач привлекается соответствующий квалифицированный персонал в качестве сотрудников Организации и/или заключаются договора с организациями, предоставляющими соответствующие услуги. См. Единый квалификационный справочник. Закон РФ «Об образовании», ст. 41, пп. 1, 2.

17.Реализация программы ИП осуществляется в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами и Требованиями настоящего Стандарта.

Требования к материально-техническим условиям реализации

основной образовательной программы дошкольного образования

18. Требования к материально-техническим условиям реализации Программы включают:

1) требования, определяемые в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, в том числе:

 к зданиям (помещениям) и участкам Организации (группы);

 к водоснабжению, канализации, отоплению и вентиляции зданий (помещения) Организации (группы);

 к набору и площадям образовательных помещений, их отделке и оборудованию;

 к искусственному и естественному освещению образовательных помещений;

 к санитарному состоянию и содержанию помещений;

 к оснащению помещений для качественного питания воспитанников;

2) требования, определяемые в соответствии с правилами пожарной безопасности;

3) оснащённость помещений для работы медицинского персонала в Организации

.

Требования к финансовым условиям реализации основной

образовательной программы дошкольного образования

19. Финансовые условия реализации Программы должны:

Настоящее требование относится только к образовательным организациям.

 обеспечивать Организации возможность выполнения требований Стандарта к условиям реализации и структуре Программы;

 обеспечивать реализацию обязательной части Программы и части, формируемой участниками образовательного процесса, учитывая вариативность индивидуальных траекторий развития воспитанников;

 отражать структуру и объём расходов, необходимых для реализации Программы, а также механизм их формирования.

20.Объём финансового обеспечения реализации Программы определяется исходя из Требований к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования данного Стандарта с учётом направленности Программы, категории воспитанников, вида Организации, форм обучения и иных особенностей образовательного

процесса и должен быть достаточным и необходимым для осуществления Организацией расходов:

 на оплату труда работников, реализующих Программу;

 на средства обучения, соответствующие материалы, в том числе расходные, игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь, оплату услуг связи, в том числе расходов, связанных с подключением к информационной сети Интернет;

, связанных с дополнительным профессиональным образованием педагогических работников по профилю их деятельности;

 иных, связанных с реализацией Программы.

21.Финансовое обеспечение государственных гарантий на получение гражданами общедоступного и бесплатного дошкольного образования за счёт средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в государственных, муниципальных и негосударственных организациях осуществляется на основе нормативов финансирования образовательных услуг, обеспечивающих реализацию

Программы в соответствии со Стандартом.

При осуществлении финансового обеспечения реализации Программы в негосударственных организациях посредством предоставления субсидий на возмещение затрат соответствующие нормативы финансирования не включают расходы на содержание недвижимого имущества и коммунальные расходы.

22.Финансовое обеспечение реализации Программы в государственных и муниципальных организациях осуществляется с учётом распределения полномочий по обеспечению государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования между региональными и местными уровнями власти.

23.Финансовое обеспечение реализации Программы бюджетного и/или автономного образовательного учреждения осуществляется исходя из стоимости услуг на основе государственного (муниципального) задания учредителя на оказание государственных (муниципальных) услуг по реализации Программы в соответствии с требованиями Стандарта по каждому виду и направленности образовательных программ с учётом форм обучения в соответствии с ведомственным перечнем услуг.

В случае реализации Программы в казённом образовательном учреждении учредитель обеспечивает финансирование его деятельности на основе распределения бюджетных ассигнований по смете с учётом объёмов доходов от приносящей доход деятельности.

24.При составлении проектов бюджетов для планирования бюджетных ассигнований на оказание муниципальных услуг по реализации Программы, составлении бюджетной сметы казённого учреждения, а также для определения объёма субсидий на выполнение

муниципальных заданий бюджетным и /или автономным учреждением должны учитываться нормативы финансирования, определяемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в соответствии с которыми местным бюджетам предоставляются субвенции на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в униципальных дошкольных образовательных организациях.

25.Государственное (муниципальное) задание учредителя на оказание государственных (муниципальных) услуг по реализации Программы должно обеспечивать соответствие показателей объёмов и качества предоставляемых образовательными учреждениями данных услуг размерам средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, направляемых на эти цели.

Показатели, характеризующие выполнение государственного (муниципального) задания учредителя на оказание государственных (муниципальных) услуг по реализации Программы, должны учитывать требования Стандарта к условиям реализации Программы.

IV. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

1.Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

2.Целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от форм реализации Программы, а также от её характера, особенностей развития воспитанников и видов Организации, реализующей Программу.

3.Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей.

Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным  требованиям образовательной деятельности и подготовки воспитанников.

Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.

12 Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребёнка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность), а также системные особенности дошкольного образования (необязательность уровня дошкольного образования в РФ, отсутствие возможности вменения ребёнку какой-либо ответственности за результат) делают неправомерными требования от ребёнка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обусловливают необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров. Закон РФ «Об образовании», ст. 11.2. Там же, ст. 64.2.

4.Настоящие требования являются ориентирами для:

 учредителей Организаций для построения образовательной политики на соответствующих уровнях с учётом целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства РФ;

 педагогов и администрации Организаций для решения задач:

– формирования Программы;

– анализа своей профессиональной деятельности;

– взаимодействия с семьями воспитанников;

 авторов образовательных программ дошкольного образования;

 исследователей при формировании исследовательских программ для изучения характеристик образования детей в возрасте от 2 месяцев до 8 лет;

 родителей (законных представителей) детей от 2 месяцев до 8 лет для их информированности относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства РФ;

 широкой общественности.

5.Целевые ориентиры не могут служить непосредственным основанием при решении управленческих задач, включая:

 аттестацию педагогических кадров;

 оценку качества образования;

 оценку как итогового, так и промежуточного уровня развития воспитанников, в том числе в рамках мониторинга (в форме тестирования, с использованием методов, основанных на наблюдении, или иных методов измерения результативности детей);

 оценку выполнения муниципального (государственного) задания посредством их включения в показатели качества выполнения задания;

 распределение стимулирующего фонда оплаты труда работников Организации.

6.К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования:

 ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др. Способен выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности, обнаруживает способность к воплощению разнообразных замыслов;

 ребёнок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;

 ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности. Способность ребёнка к фантазии, воображению, творчеству интенсивно развивается и проявляется в игре. Ребёнок владеет разными формами и видами игры. Умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам, различать условную и реальную ситуации, в том числе игровую и учебную;

 творческие способности ребёнка также проявляются в рисовании, придумывании сказок, танцах, пении и т. п. Ребёнок может фантазировать вслух, играть звуками и словами. Хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания;

 у ребёнка развита крупная и мелкая моторика. Он может контролировать свои движения и управлять ими, обладает развитой потребностью бегать, прыгать, мастерить поделки из различных материалов и т. п.;

 ребёнок способен к волевым усилиям в разных видах деятельности, преодолевать сиюминутные побуждения, доводить до конца начатое дело. Ребёнок может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, правилам безопасного поведения и личной гигиены;

 ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живёт. Знаком с книжной культурой, с детской литературой, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п., у ребёнка складываются предпосылки грамотности. Ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах действительности.

7.Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы15 настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими

дошкольного образования.

8.В случае если Программа не охватывает старший дошкольный возраст, то данные Требования должны рассматриваться как долгосрочные ориентиры, а непосредственные целевые ориентиры освоения Программы воспитанниками – как создающие предпосылки для их реализации.

9.Освоение основной образовательной программы не сопровождается проведением промежуточных и итоговой аттестаций воспитанников.

Требования к условиям реализации Программы настоящего Стандарта.



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 «Ручеек»

Открытое занятие по художественному творчеству

 

Воспитатель старшей группы «Аленушка»

Бапыкай Салбак Александровна

Шагонар 2012

Тема: «Мой любимый цветок»

Цель: познакомить детей с нетрадиционным приемом лепки на плоскости, закрепить знание цветов.

Задачи:

Образовательные: учить детей отделять от целого куска две неравные части с помощью стека, совершенствовать умение детей создавать общую композицию.

Развивающие: память, воображение, творчество, мелкую моторику рук, усидчивость, аккуратность в работе.

Воспитывающие: интерес к занятию, желание доводить начатое дело до конца.

Методы и приемы обучения: наглядный (показ способов действия); словесный (объяснение, разъяснение, указание); игровой (игры)

Материалы и оборудование: пластилин, стек, цветной картон, водичка, тряпка, доска для лепки.

Методика проведения О.О.Д: организационная часть, беседа с детьми, самостоятельное выполнение задания, процессе лепки поощрять детей, анализ работ.

Связь О.О.Д с другими видами образовательной деятельности: коммуникация, социализация, труд, художественное творчество, здоровье.

Ход Н.О.Д:

Организационная часть: дети давайте поиграем пальчиковую игру «Семья»

В одном лесу дремучем

Жила семья могучая

У них был дом с трубой

Из трубы  колечек дым

Плим, плим, плим.

Молодцы, а теперь сели на стульчики. Слушаем меня внимательно.

I часть: Дети это у нас что?

Д: руки

Правильно это у нас руки. А ,как вы думаете зачем нам нужны руки?

Д: чтобы кушать, писать, рисовать, лепить, играть с пальчиками.

Молодцы, все действия которые мы выполняем, связано с нашими руками.

А для их работы мы должны их постоянно тренировать и развивать, чтобы они были сильными и крепкими. А для этого я вам предлагаю слепить свой любимый цветок. А какие цветы вы знаете?

Д: ромашка, роза, василек, одуванчик.

Молодцы! Цветы мы будем лепить необычным способом, мы будем лепить на плоской поверхности. Сейчас я вам покажу, как это делать.

У вас на столах находятся картон и на картоне будите выкладывать свои цветы. Сначала берем зеленого цвета пластилин, скатываем колбаску и придавливаем между ладонями и у нас получилось ствол цветка, и прикладываем на картон. Потом делаем тычинку желтого цвета, и у нас осталось лепестки и листики. Их мы делаем тоже самым способом. Скатываем колбаску и сдавливаем между ладонями и прикладываем на картон. Вот у меня получилось красивый цветок.

II часть:  Всем все понятно. Ну тогда взяли стульчики и садимся за столы начинаем работать. Стульчики правильно поставили, спинку выпрямили, и начинаем работать.

III часть: молодцы все справились заданием. Положили свои работы на стол. А, теперь встали вкруг и поиграем игру «Цветок»

Наши нежные цветки

Распускают лепестки

Ветерок чуть дышит

Лепестки колышет

Наши алые цветки

Закрывают лепестки

Тихо засыпают

Головой качают

Молодцы, хорошо поиграли. У всех у вас получились очень красивые необычные цветы, которые могут украсить вашу комнату.

Рефлексия:

- что мы сегодня лепили?

- какую игру играли?

- что вам понравилось?

Молодцы, все хорошо занимались. А теперь надо убрать свое рабочее место.

Самоанализ занятия «Мой любимый цветок»

Непосредственную образовательную деятельность по художественному творчеству лепка провела в старшей группе «Аленушка». В количестве 10 детей.

При планировании НОД учитывала возрастные и индивидуальные особенности детей. Была проведена предварительная работа с детьми – рассматривание книг и иллюстраций о природе, рассматривание предметных картин, альбомов, играли игру «Цветок». А, также была взаимосвязь с предыдущей образовательной деятельностью – коммуникация, социализация, труд, здоровье, художественное творчество.

При планировании НОД я поставила следующие задачи:

Образовательные: познакомить детей с нетрадиционным методом лепки на плоскости, закрепить знание цветов.

Развивающие: память, воображение, творчество, мелкую моторику рук, усидчивость, аккуратность в работе.

Воспитывающие: интерес к лепке, желание доводить начатое дело до конца.

Была их комплектность и взаимосвязь. В ходе НОД применяла наглядный, словесный, игровой метод обучения. Это показ способов действия, объяснение, разъяснение, игры. На НОД использовало индивидуальный подход к детям, подходила и давала словесные указания. Место и время проведения НОД была выбрано рационально, согласно по методике и режиму дня. Главным стержневым направлением является это использование нетрадиционного приема лепка на плоскрсти.

Я считаю, что задачей своей справилось. Дети справились с заданием.     



Предварительный просмотр:

Анкета «Выражение лица»

Лица, оценивающие этот показатель        

Степень выраженности в баллах (0 – 4)

       строгое  доброе злое  грустное  

 Выражение лица

Самооценка матери        

Оценка матерью ребёнка        

Самооценка от        

Оценка отцом ребёнка        

Самооценка бабушки (если она живёт в семье)                

Оценка бабушкой ребёнка        

Самооценка дедушки (если он живёт в семье)                

Оценка дедушкой ребёнка        

Кто ещё (если живут в семье)        

        


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Как сделать узелковые куклы из платка» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного №3 «Ручеек»

Слайд 2

Наверное, все их в детстве делали. Это самая простая на свете самодельная игрушка: для нее нужен лишь обычный платок. И тогда – в дороге ли, в очереди в поликлинику ли, - всегда будет во что играть.

Слайд 3

Зайчик

Слайд 4

Мальчик и девочка

Слайд 5

З авязывания этих куколок Зайчик из платка делается проще всего - верхние концы носового платка складываются вместе и завязываются узлом. При желании снизу посередине можно сделать еще один маленький узелок - хвостик.

Слайд 6

Человечки из узелков (девочка и мальчик), делаются тоже несложно. Для того, чтобы получилась голова, нужно положить на центр платка какой-нибудь наполнитель - вату, салфетку. У нас был каштан :) Дальше, надеюсь, все понятно из фото.

Слайд 7

Мальчик получается из девочки :) Надо разделить юбку на две половины (ножки), и завязать на них узелки (ботиночки).

Слайд 8

Эти варианты самые простые, в них не используются ни веревочки для перевязки, ни дополнительные лоскутки. Если же снять это ограничение, то можно сделать великое множество разнообразных кукол.

Слайд 9

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

 МАДОО детский сад комбинированного вида №3 «Ручеек» г. Шагонар

 

на тему:

 

Выполнила: воспитатель

Бапыкай Салбак Александровна  

Содержание

Введение ………………………………………………………………………………………………………………3

Значение изобразительной деятельности на развитие речи детей……………………5

Определение изобразительной деятельности в ДОУ………………………………………….7

Литература……………………………………………………………………………………………………………11

Введение

 Изобразительная деятельность - это специфическое образное познание действительности. Известный русский художник - педагог П.П. Чистяков писал: "Рисование как изучение живой формы есть одна из сторон знания вообще: оно требует такой же деятельности ума, как науки, признанные необходимыми для элементарного образования". [3,67]

Изобразительная деятельность в соответствии с современными задачами дошкольного образования предусматривает всестороннее развитие личности на основе его возрастных возможностей и индивидуальных способностей. Ведущей целью, которого является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, развитие психических и физических качеств, подготовка ребенка к жизни в современном обществе, к школе.

Изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего воспитания и развития ребенка. Она позволяет детям передать то, что они видят в окружающей жизни; то, что их взволновало, вызвало положительное, а иногда и отрицательное отношение (например, страх; рисуя какие-либо явления, ребенок как бы изживает вызванный ими страх)

Руководя изобразительной деятельностью, воспитатель должен помнить об общих для всех возрастных групп условиях, необходимых для успешного овладения ею и развития творчества детей. Назовем эти условия.

  • Основываясь на положении отечественной психологии о роли деятельности в формировании личности и положения Л.С. Выготского о том, что обучение ведет за собой развитие, мы считаем важным условием успешного овладения детьми изобразительной деятельностью взаимосвязь воспитания, обучения и творчества. В связи с этим большое внимание в работе с детьми должно уделяться развитию самостоятельности, предоставлению им широких возможностей для выражения собственных замыслов и отражения личного опыта.[2,17]
  • Формирование детского творчества не возможно без развития эстетического восприятия, образных представлений, воображения. В основе этого лежит формирование сенсорных процессов и постоянное обогащение сенсорного опыта детей.
  • Необходимым условием формирования художественного творчества является интеграция различного содержания и разных видов художественно - творческой деятельности и искусства, разнообразной художественно-творческой деятельности детей и всего содержания воспитательно-образовательной деятельности, в основе которой лежит образное познание действительности. Образ является стержнем всей воспитательно-образовательной работы, построенной на основе интеграции.

Мы считаем, что широкое включение в педагогический процесс, в повседневную жизнь детей разнообразных занятий художественно-творческой деятельностью, максимальное внимание и уважение к продуктам детской деятельности, их широкое использование в оформлении помещения дошкольного учреждения наполняют жизнь детей новым смыслом, создают обстановку эмоционального благополучия, вызывают чувство радости от овладения умением создавать прекрасное своими руками, объединяют всех общими радостными переживаниями.

Гипотеза: занятия по художественному творчеству способствуют успешному развитию речи.   

 

Значение изобразительной деятельности на развитие речи детей

В процессе изобразительной деятельности у детей складывается эстетическое отношение и к изображаемому объекту, и к самому процессу изображения; формируется эстетическая оценка. Они постоянно сталкиваются с образной эстетической характеристикой предмета, явления (часто для этого привлекаются эпитеты, сравнения, стихотворения), в результате чего у детей развивается яркая выразительная речь. На занятиях по изобразительной деятельности складываются благоприятные условия для развития речи детей, осуществления свободного, естественного речевого общения по поводу деятельности и ее результата. Занятия рисованием, лепкой, аппликацией способствуют решению задач речевого развития связной речи, правильного произношения, умения описывать увиденное, рассказывать о созданном изображении. Процесс создания изображения у ребенка тесно связан с речью. Психолого-педагогические наблюдения за процессом детского художественного творчества (в большей степени это касается изобразительного творчества и игры) показывают, что процесс создания изображения, как правило, сопровождается речью. Дети называют предметы, которые они изображают; описывают их, выделяя и отмечая характерные признаки. Объясняют действия и поступки своих героев, иногда детально описывают весь процесс изображения, вступают в диалоги с партнерами по игре, рассказывают, что, как и почему происходит в рисунке. Речевое сопровождение процесса игры, изображения позволяет ребенку осознать то, что он рисует, лепит, вырезает и наклеивает; понять и выделить качества изображаемого, последовательно строить этот процесс. Называя, что он рисует, и что будет изображать после, ребенок как бы планируют свою деятельность, устанавливает последовательность действий по созданию образов. Подчеркивая значение речевого сопровождения процесса изображения, Е.И. Игнатьев пишет: "Такие рассуждения помогают ребенку в упорядочивании всего процесса изобразительной деятельности. Словесное обозначение помогает дошкольнику выделять в предметах их признаки". То же можно сказать о младших школьниках. Е.И. Игнатьев считает, что необходимо воспитывать у детей умение рассуждать, сравнивать, называть изображаемое. [1, 178] Воспитание умения правильно рассуждать, - пишет он, - в процессе рисования очень для развития анализирующего и обобщающего видения ребенком предмета и всегда приводит к совершенствованию качества изображения". Чем раньше включается рассуждение в процессе анализа изображаемого предмета, чем систематично этот анализ, тем скорее и лучше достигается правильное изображение. Умение ребенка обозначать словом признаки предметов содействует правильности и точности изображения им каждой линии, каждого штриха".

Педагог не только не должен пересекать разговоры детей, их высказывания  в процессе изобразительной деятельности, но, наоборот, поощрять их общение, стимулировать его, спрашивая о том, как они будут создавать изображение, в какой последовательности, какие материалы могут им понадобиться.

Называние предметов, явлений, их словесное определение и описание, высказывания ребенка о том, что и как он рисует, лепит; рассказ о созданном изображении, его оценка; умение его охарактеризовать, сказать, что получилось и что не получилось и почему, развивает речь детей и способствует более глубокому осмыслению процесса изображения. Исследование Э.В. Никитиной убедительно доказало, что у детей в процессе художественного творчества  развивается речь.[4,12] И, поэтому своей работе использую ее диагностику.

Таким образом, речь в процессе изображения взаимосвязаны и взаимообогащают друг друга, способствуя развития мышления.          

Содержание образовательной области «Художественное творчество» направлена на достижение целей формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражению через решение следующих задач:

- развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд)

- развитие детского творчества

- приобщение к изобразительному искусству.

Я, работаю в МАДОУ №3 «Ручеек» г. Шагонара. Наш коллектив работает по основной общеобразовательной программе «От рождения до школы», а также наш воспитатель по рисованию использует авторскую программу Л.В. Швайко «Цветные ладошки», авторская программа по изобразительной деятельности Т.С. Комаровой. Это занятия по рисованию, по лепке, по аппликации, художественный труд, конструирование. Воспитательно-образовательный процесс планируется на каждый день с интеграцией с другими образовательными областями (коммуникация, труд, познание)

Изобразительная деятельность то же является одним из средств развития речи детей, потому что направлена на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:

- развитие свободного общения с взрослыми и детьми;

- развитие всех компонентов устной речи детей в различных формах и вуидах детской деятельности

- практическое овладение воспитанниками нормами речи.

И, я в своей работе по развитию речи использую художественное творчество. Потому что занятия по художественному творчеству развивают не только развитие речи, но и мелкую моторику рук, творческое воображение. И я хочу вам показать фрагмент занятия по рисованию в средней группе. В рисунках детей мы можем узнать характер человека, его переживания, интересы. Для развития речи и мелкой моторики рук большое значение имеет занятия по художественному творчеству – это лепка, аппликация, рисование, конструирования.

Рисование. Закрепление и обогащение представлений детей о цветах и оттенках окружающих предметов и объектов природы. Знакомство с новыми цветами и оттенками; формирование представлений о том, как можно получить цвета. Развитие умения смешивать краски для получения нужных цветов и оттенков. Закрепление умения правильно держать карандаш, кисть, фломастер, цветной мелок; использовать их при создании изображения. Формирование умения правильно передать расположение частей сложных предметов и соотносить их по величине.

Лепка. Развитие интереса к лепке; совершенствование умения лепить из глины. Закрепление приемов лепки, освоенных в предыдущих группах. Формирование умения прищипывать с легким оттягиванием краев сплюснутый шар, вытягивать отдельные части из целого куска, прищипывать мелкие детали, сглаживать поверхность вылепленного предмета, фигурки. Закрепление приемов аккуратной лепки.

Аппликация. Развитие интереса к аппликации, усложнение ее содержания и расширение возможностей создания разнообразных изображений. Формирование умения правильно держать ножницы и пользоваться ими. Формирование навыка разрезания по прямой сначала коротких, а затем длинных полос. Закрепления навыков аккуратного вырезания и наклеивания. Поощрение проявлений активности и творчества. Формирование желаний взаимодействовать со сверстниками при создании коллективных композиций.

На 2012-13 учебный год я работала в младшей группе. По данным мониторинга на конец учебного года дети показали следующие результаты: высокий уровень: 20%, средний уровень 50%, низкий уровень 30%

Конец 2012-13 учебного года. II мл.гр «Теремок»

       

Мониторинг уровня овладения детьми З.У.Н по образовательной области «Коммуникация» (развитие речи) на начало 2013-14 учебного года в средней группе «Теремок» дети показали такие результаты:

Высокий уровень: 30%, средний уровень: 40%, низкий уровень: 30%.

Таким образом, можно сделать вывод, что при хорошем воспитательно-образовательном процессе, индивидуальной работы можно достичь высоких результатов. Дети стали более уверенны в своих высказываниях, общении со взрослыми и сверстниками, обогатилась словарный запас, развита диалогическая и фразовая речь.

Литература

  1. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей.- М., 1961. с.286 С.35
  2. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Обучение и творчество.- М., 1990.
  3. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Мозаика-Синтез, 2006.с 188.С25-26
  4. Гербова В.В. Коммуникация: Мозаика-Синтез, 2012.с 136.С 5-6  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация портфолио

Презентация портфолио воспитателя...

Электронное портфолио, как форма представления педагога

 Профессиональное развитие пе­дагога дошкольного учреждения — это длительный процесс, целью которого является формирование человека как мастера своего дела, настоящего профессионала.Не секрет, что сов...

Портфолио дошкольника

Это портфолио моей дочери Арсении. Для заставок рубрик использованы материалы  портала "Солнышко". ...

Портфолио воспитателя дошкольной группы "Солнышко" "Мое портфолио"

используемые технологии, успехи и достижения детей...

Методическая разработка образовательной деятельности. Подход к проектированию портфолио детей как формату мониторинга развития и соответствующий вариант портфолио ребенка.

Методическая разработка образовательной деятельности. Портфолио для детей дошкольного возраста, которое можно использовать для педагогического мониторинга. Составил воспитатель: Ахвледиани Т.А....

Консультация для воспитателей «Портфолио воспитателя. Портфолио дошкольника»

Значение портфолио – это совокупность («портфель») учебной информации и индивидуальных образовательных достижений, полученных на обучающих курсах, семинарах, в процессе самообра...

«Портфолио воспитателя. Портфолио дошкольника»

Значение портфолио – это совокупность («портфель») учебной информации и индивидуальных образовательных достижений, полученных на обучающих курсах, семинарах, в процессе самообра...