«Функции игры на занятиях предмета «художественный труд»
статья по аппликации, лепке (средняя группа) на тему

Мазурова Тамара Ивановна

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА

«ЛИРА»

Школа раннего развития «Солнышко»

        

«Функции игры на занятиях предмета

 «художественный труд»

                                    Педагог  дополнительного образования  

              Тамара Ивановна Мазурова

2014

 «В игре ребенок становится на голову выше себя».

                                                                                       Л.С. Выготский

Введение

        

Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Не удивительно, что проблема игры привлекала и привлекает к себе внимание исследователей: педагогов, психологов, социологов, искусствоведов.

В исследованиях Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина  игра определяется как ведущий вид деятельности, который возникает не путём спонтанного созревания, а формируется под влиянием социальных условий жизни и воспитания.

 Игра - ведущий вид деятельности ребенка. В игре он развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его социальной практики. Игра является полигоном для социальных проб детей, т. е. тех испытаний, которые выбирается детьми для самопроверки и в процессе которых ими осваиваются способы решения возникающих в процессе игры проблем межличностных отношений. В игре создается базис для новой ведущей деятельности – учебной. Поэтому важнейшей задачей педагогической практики является оптимизация и организация в учреждении специального пространства для активизации, расширения и обогащения игровой деятельности дошкольника.

 Игра - это жизнь ребенка. В игре, как и в жизни, временные трудности, промахи и неудачи не только не неизбежны, но часто в них заключается основная ценность. Именно в преодолении трудностей происходит становление характера, формируется личность, рождается потребность получить помощь и, когда нужно, прийти на помощь другим. Поэтому не нужно спешить вмешиваться в игру, не спешить сразу же разрешать игровые конфликты, выручать, избавлять, утешать.

 Заботливые родители снова и снова задают вопросы себе, психологам, педагогам: как содействовать развитию ребенка? Они выискивают экзотические методики раннего обучения, с пеленок записывают малыша в различные кружки, с «горшечного» возраста учат читать - и забывают о главном: малыш должен играть. Не обучение, а именно игра - «хлеб и дрожжи» детского развития, его непременное условие.

  Игра влияет на все стороны психического развития, что неоднократно подчеркивали как педагоги, так и психологи. Так, А. С. Макаренко писал: «Игра имеет важное  значение в жизни ребенка, имеет то же значение, как у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет и в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре. И вся история отдельного человека как деятеля или работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе ее в работу».

 Внутри игры также начинает складываться и учебная деятельность, к которой ребёнок в дошкольный период относится как к своеобразной игре с определенными ролями и правилами.

На границе раннего и дошкольного возрастов возникает сюжетно-ролевая игра и достигает своего расцвета в середине дошкольного детства. Кроме этого вида игры, дошкольник осваивает игры с правилами (дидактические и подвижные), которые способствуют не только психическому развитию, но и интеллектуальному развитию ребенка, совершенствованию основных движений и двигательных качеств.

Классификация игр

Детские игры – явление неоднородное. Даже глаз непрофессионала заметит, насколько разнообразны игры по своему содержанию, степени самостоятельности детей, формам организации, игровому материалу.  В силу многообразия детских игр оказывается сложным определить исходные основания для их классификации.

 Так Ф. Фребель в основу своей классификации положил принцип дифференцированного влияния игр на развитие ума (умственные игры) и внешних органов чувств (сенсорные игры, движений -моторные игры). Характеристика видов игр немецкого психолога К. Гроса: по педагогическому значению: игры подвижные, умственные, сенсорные, развивающие волю. В отечественной дошкольной педагогике сложилась классификация детских игр, базирующаяся на степени самостоятельности и творчества детей в игре.

В последние годы проблема классификации детских игр вновь стала актуальна. Новая классификация детских игр, разработанна С. Л. Новосёловой, в основе которой лежит представление о том, по чей инициативе возникают игры (ребенка или взрослого). По классификации С. Л. Новоселовой.  Выделяют три класса игр:

 1. Игры, возникающие по инициативе ребенка - самостоятельные  и сюжетные игры: (сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные).

2. Игры, возникающие по инициативе взрослого, который внедряет их с образовательной и воспитательной целями: игры обучающие (дидактические, сюжетно - дидактические, подвижные); досуговые игры (игры-забавы, игры-развлечения, интеллектуальные, празднично-карнавальные, театрально-постановочные).

 3. Игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса, которые могут возникнуть по инициативе, как взрослого, так и старших детей: (традиционные или народные).

Игровая деятельность влияет на формирование произвольности поведения и всех психических процессов — от элементарных до самых сложных. Выполняя игровую роль, ребенок подчиняет этой задаче все свои сиюминутные импульсивные действия. В условиях игры дети лучше сосредоточиваются и запоминают, чем по прямому заданию взрослого.  Главной и ведущей деятельностью дошкольного возраста являются творческие игры.

Сюжетно-ролевая игра – одна из творческих игр. В сюжетно-ролевой игре дети берут на себя те или иные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) деятельность взрослых и отношения между ними. В такой игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и особенности личности ребенка. Самостоятельность детей в сюжетно-ролевой игре – одна из ее характерных черт. Дети сами определяют тему игры, определяют линии ее развития, решают, как станут раскрывать роли, где развернут игру. Объединяясь в сюжетно-ролевой игре, дети по своей воле выбирают партнёров, сами устанавливают игровые правила, следят за выполнением, регулируют взаимоотношения. Но самое главное в игре ребенок воплощает свой взгляд, свои представления, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает. Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является - сюжет, который представляет собой отражение ребенком определенных действий, событий, взаимоотношений из жизни и деятельности окружающих. При этом его игровые действия (готовит обед, крутит руль машины и др.) – одно из основных средств реализации сюжета. Сюжеты игр разнообразны. Условно их делят на: бытовые (игры в семью, детский сад); производственные, отражающие профессиональный труд людей (больница, магазин, парикмахерская); общественные (День рождения, библиотека, школа, полет на Луну).

 Содержание сюжетно-ролевой игры воплощается ребенком с помощью роли, которую он берет. Роль – средство реализации сюжета и главный компонент сюжетно-ролевой игры.

      Режиссерская игра является разновидностью творческих игр. Игра близка к сюжетно-ролевой, но отличается тем, что действующими лицами в ней выступают не люди, а игрушки, изображающие различных персонажей. Ребенок сам дает роли этим игрушкам, как бы одушевляя их, сам говорит за них разными голосами и сам действует за них. Куклы, игрушечные мишки, зайчики или солдатики становятся действующими лицами игры ребенка, а он сам выступает как режиссер, управляющий и руководящий действиями своих «актеров», поэтому такая игра и получила название режиссерской.

     Само название режиссерской игры указывает на ее сходство с деятельностью режиссера спектакля, фильма. В ролевых режиссерских играх ребенок использует речевые выразительные средства для создания образа каждого персонажа: меняются интонация, громкость, темп, ритм высказывания, логические ударения, эмоциональная окрашенность, звукоподражания.

     В жизни ребенка режиссерская игра возникает раньше, чем сюжетно-ролевая. Особенностью режиссерской игры является то, что партнёры (игрушки заместители) – неодушевленные предметы и не имеют своих желаний, интересов, претензий. Ребенок учится распоряжаться своими силами. Важнейшее условий для развития режиссерских игр – создание детям индивидуального пространства, обеспечение места и времени для игры. Обычно ребенок ищет для игры уголок, защищенный от взоров наблюдателей (детей и взрослых). Дома дети любят играть под столом, в спальне, поставить вокруг стулья, кресла.

     В театрализованных играх (играх-драматизациях) актерами являются сами дети, которые берут на себя роли литературных или сказочных персонажей. Сценарий и сюжет такой игры дети не придумывают сами, а заимствуют из сказок, рассказов, фильмов или спектаклей. Задача такой игры состоит в том, чтобы, не отступая от известного сюжета, как можно точнее воспроизвести роль взятого на себя персонажа. Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, изменение детской фантазией – сюжетом игры.

     Особо следует сказать о дидактических играх, которые создаются и организуются взрослыми и направлены на формирование определенных качеств ребенка. Эти игры широко используются в моей педагогической деятельности, в как средство обучения и воспитания дошкольников. Ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая заложена в ней, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть. Однако  надо помнить, что  если участник игры не овладеет знаниями, умственными операциями, которые определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые действия, добиться результата.

Дидактические игры с предметами очень разнообразны по игровым материалам, содержанию, организации проведения. Эти игры тоже мною используются в практической деятельности с дошкольниками. В качестве дидактического материала я часто использую: игрушки или  реальные предметы (предметы обихода,  произведения декоративно-прикладного искусства и др.), а так же объекты природы (овощи, фрукты, шишки, листья, семена).       Игры с предметами дают мне, как педагогу возможность решать различные воспитательно - образовательные задачи при проведении занятий по «художественному труду»: расширять и уточнять знания детей; развивать мыслительные операции (сравнение, различение, обобщение); совершенствовать речь обучающихся; развивать  психические процессы.      Среди игр с предметами особое место в моих занятиях занимают сюжетно-дидактические игры, в которых дети выполняют определенные роли, например продавца, покупателя в играх типа «Магазин». В таких играх воспитывается терпение, настойчивость, сообразительность, развивается умение ориентироваться в пространстве.

     Настольно-печатные игры, например такие как «геометрическая мозаика», в которую очень нравится играть обучающимся на занятиях предмета «художественный труд», помогают уточнять и расширять представления детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы.

 Дидактическая игра имеет свою структуру, включающая несколько компонентов.  Дидактическая (обучающая) задача – основной компонент.

 Игровые действия – это способы проявления активности ребенка в игровых целях.  Правила – обеспечивают реализацию игрового содержания, которым  подчиняются все участники игры.

     Между обучающей задачей, игровыми действиями и правилами существует тесная связь. Обучающая задача определяет игровые действия, а правила помогают осуществить игровые действия и решить задачу.

На основе педагогического опыта, можно отметить, что дидактические игры являются эффективным средством обучения, они могут быть составной частью занятия, или формой организации учебного процесса.

Участвуя в играх, мне, как педагогу, необходимо суметь проиграть часть сюжета на основе приёма «как будто» (например, «как будто мы побывали в космосе и теперь возвращаемся на Землю»). Педагогическое сопровождение игр стараюсь направить на сохранение самостоятельной игры и побуждения игрового творчества, стремление пробудить у обучающихся способность к импровизации, насыщении сюжетов оригинальными событиями.

     Таким образом считаю, что к феномену игры стоит относиться как к уникальному явлению детства. Игра – это не только имитация жизни, это очень серьезная деятельность, которая позволяет ребенку самоутвердиться, самореализоваться. Участвуя в различных играх, каждый ребенок выбирает для себя персонажи, которые наиболее близки ему, соответствуют его нравственным ценностям и социальным установкам. Игра помогает развитию личности.

Влияние игры на развитие ребёнка

      В игровой деятельности наиболее интенсивно формируются психические качества и личностные особенности ребёнка. Игровая деятельность влияет на формирование произвольности психических процессов. Так, в игре у детей начинают развиваться произвольное внимание и произвольная память. В условиях игры дети сосредоточиваются лучше и запоминают больше. Сами условия игры требуют от ребёнка сосредоточения на предметах, включённых в игровую ситуацию на содержании разыгрываемых действий и сюжета.

     Очень большое влияние игра оказывает на развитие речи. Игровая ситуация требует от каждого включенного в неё ребёнка определённого уровня развития речевого общения. Необходимость объясниться со сверстниками стимулирует развитие связной речи.

Игровая ситуация и действия в ней оказывают постоянное влияние на развитие умственной деятельности ребёнка дошкольного возраста. В игре ребёнок учится действовать с заместителем предмета – он даёт заместителю новое игровое название и действует с ним в соответствии с названием. Постепенно игровые действия с предметами сокращаются, ребёнок научается мыслить о предметах и действовать с ними в умственном плане. Таким образом, игра в большей мере способствует тому, что ребёнок постепенно переходит к мышлению в плане представлений.

      Ролевая игра имеет определяющее значение для развития воображения. В игровой деятельности ребёнок учится замещать предметы другими предметами, брать на себя различные роли. Эта способность ложится в основу воображения. Дети научаются отождествлять предметы и действия с заместителями, создавать новые ситуации в своём воображении.

      Влияние игры на развитие личности ребёнка заключается в том, что через неё он знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения, и в ней приобретает основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками.

     Внутри игровой деятельности начинает складываться и учебная деятельность, которая позднее становится ведущей деятельностью. Дошкольник начинает учиться, играя – он к учению относится как к своеобразной ролевой игре с определёнными правилами. Однако, выполняя эти правила, ребёнок незаметно для себя овладевает элементарными учебными действиями.

Игровая деятельность как средство развития художественных способностей дошкольников

Одной из задач дошкольного образования,  является выявление и развитие специальных способностей. К специальным способностям относят математические, музыкальные, конструкторские, а также художественные способности. Они проявляются и развиваются у ребенка только в процессе соответствующей деятельности. Анализ теоретических работ и подходов к определению художественных способностей Т.О. Комаровой и опыт работы педагогов, позволяют выделить ряд способностей и психических процессов, которые эффективно развиваются в игровой деятельности на занятиях по художественной деятельности: зрительная память; сенсорные и моторные качества руки; восприятие формы (строение, цвет, положение в пространстве, относительная величина и др.).

 Идея включить игру в процесс обучения и воспитания издавна привлекала внимание педагогов. К.Д. Ушинский неоднократно подчёркивал лёгкость, с которой дети усваивают знания, если их давать в игровой форме. Такого же мнения придерживались А.С. Макаренко, а также ведущие современные педагоги Р.И. Жуковская, Т.С. Комарова, Г.Г. Григорьева и другие. Исследованиями Ф.Н. Блехер, А.И. Сорокиной, А.П. Усовой, В.Н. Аванесовой, А.К. Бондаренко, Е.И. Удальцовой и других установлено, что дидактическая игра на занятиях может быть использована для обучения и воспитания детей. С её помощью решаются учебные задачи по формированию навыков умственной деятельности детей, умений использовать приобретённые знания в новых ситуациях. Дидактическая игра может быть формой организации обучения, методом закрепления знаний, средством воспитания нравственно-волевых качеств.

Функции игры на занятиях  предмета «художественный труд»

По моему педагогическому опыту можно отметить, что продуктивный виды деятельности – «художественный труд» в Школе раннего развития «Солнышко» – тесно связан с игрой. Интерес к творческой деятельности первоначально возникает именно как игровой интерес, направленный на процесс создания поделки в соответствии с игровым замыслом.

Можно выделить следующие функции развивающей игры на занятиях по предмету «художественный труд» (Приложение 1):

1. Мотивационная. Основная мотивация у дошкольников – игровая. Способности развиваются только в той деятельности, в процессе которой возникают положительные эмоции. Введение игры, связанной содержательно с темой занятия, позволяет сделать его более интересным и привлекательным для ребенка.

2. Наглядная. Необходимая составляющая занятия (по предмету «художественный труд»)  – наглядность. В традиционном подходе пособия развешиваются на доске, демонстрируются мною  и сопровождаются рассказом (детям в этом случае отводится пассивная роль). Интерактивной формой выступает работа с наглядным пособием – развивающей игрой, когда дети имеют возможность рассматривать, ощупывать, трогать и двигать объекты, обогащая свой сенсорный опыт.

3. Обучающая. Развивающая игра способствует активизации словаря детей специальными терминами. Понятия, используемые в работе («цвет», «симметрия», «силуэт», «орнамент»,  «плоскость», «объем» и т.д.), подаются в доступной для обучающихся игровой форме и легче усваиваются.

4. Развивающая. С помощью игр развивается зрительная память, чувствительность зрительного анализатора и сенсомоторные качества рук.

5. Диагностическая. Игры выступают инструментом диагностики развития художественных способностей и освоения художественных понятий.В процессе игры стараюсь отслеживать, насколько быстро и качественно каждый обучающийся справляется с заданием, каким приёмам и умениям следует уделить больше внимания в работе с детьми.

6. Воспитывающая. С помощью игр создаются условия для обогащения и развития культуры детей; воспитывается уважение друг к другу в игре; формируются организационные и волевые качества личности детей (самостоятельность, терпение, целеустремленность, усидчивость).

Место игры на занятии. Игра чаще всего проводится мною либо в начале занятия, либо в конце; по содержанию и по смыслу – связывается с темой занятия. Игра занимает совсем немного времени (3-4 минуты) и дает стойкий положительный эффект. Игровая составляющая занятия всегда вызывает у обучающихся дошкольников интерес и позитивный настрой на учебную деятельность.

     Выполнение творческих работ на занятии («художественный труд») дошкольниками очень близко к игре по своей сути. Все игровые элементы, используемые в занятиях, находят живой отклик у детей. На каждом занятии стараюсь использовать различные средства, пробуждающие инициативу и воображение ребенка, позволяющие  развивать  способности каждого обучающегося. Моя задача, как  педагога – найти оптимальное соотношение игровой и учебной частей занятия, соотносить игру с изучаемым в данный момент материалом, анализировать  игры применительно к своему предмету,  проявлять инициативу в их использовании. В своей педагогической деятельности использую игру как метод обучения. Игра, или элементы игры, в качестве (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля), включенные в обучение, придают учебной задаче конкретный, актуальный смысл, мобилизуют мыслительные, эмоциональные и волевые силы детей, ориентируют их на решение поставленных задач.

     Особое место в игре занимают куклы и мягкие игрушки, изображения ежика, зайца, мишки и т. д. Сначала дети выполняют с игрушкой только подражательные действия, затем игрушка становится как объект для эмоционального общения.

Заключение

Игра - ведущий вид деятельности ребенка. В игре он развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его социальной практики.  Игровая деятельность влияет на формирование произвольности поведения и всех психических процессов — от элементарных до самых сложных. В условиях игры дети лучше сосредоточиваются и запоминают, чем по прямому заданию взрослого. Главной и ведущей деятельностью дошкольного возраста являются творческие игры. В сюжетно-ролевой игре – одной из творческих игр, наиболее интенсивно формируются все психические качества и особенности личности ребенка. Игра - уникальное явление детства. Это не только имитация жизни, это очень серьезная деятельность, которая позволяет ребенку самоутвердиться, самореализоваться. Участвуя в различных играх, ребенок выбирает для себя персонажи, которые наиболее близки ему, соответствуют его нравственным ценностям и социальным установкам. Игра становится фактором  развития личности.  В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать ряд учебных элементов.  Обучение в форме игры должно быть интересным и занимательным. Для реализации такого подхода необходимо, чтобы используемые  образовательные технологии для дошкольников, содержали четко обозначенную систему игровых заданий и игр с тем чтобы, используя эту систему, педагог мог быть уверенным в  результате, и что бы ребенок получил гарантированный уровень усвоения того или иного предметного содержания.

Список литературы

1.        Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка. – М., 1988

2.        Волков Б.С., Волкова Н.В. Задачи и управления по детской психологии. – М.: «Просвещение», 1991.

5.        Запорожец А.В. Психологическое изучение развития моторики ребенка-дошкольника // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / Под ред. А.Н.Леонтьева и А.В.Запорожца. М., 1995. с.112-122.

11.        Комарова Т.С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию.  – М.: Просвещение, 1991. -176 с.

12.        Коноваленко С.В. Как подготовить ребенка к школе: Психологические тесты, игры и упражнения. - М.: Изд-во  Эксмо,  2004.-208с.

13.        Крупенчук О.И. Тренируем пальчики – развиваем речь! – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2011. - 33с.

14.        Кузнецова Л.Н., Новикова Е.Н. Развитие мелкой моторики детей с помощью контурных рисунков. Овощи: рабочая тетрадь для детей 4-7лет. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008.- 16с. (Библиотека программы «Детство»)

15.        Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду. Программа и конспекты занятий.- М.: «ТЦ «Сфера», 2008. -240 с.

16.        Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей «Цветные ладошки». М.: «Карапуз-дидактика, 2007.- 208с.

18.     Эльконин Д.В. «Игра: ее место и роль в жизни и развитии детей».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговое занятие по художественному труду

Театрализованная деятельность – одно из любимых занятий детей в детском саду и дома. А когда кукла сделана своими руками  - это создаёт ещё больший интерес. Главное придать  кукле соответств...

Комплексное занятие по художественному труду для дошкольников "Осенний букет"

Занятие разработано для друх возрастных групп дошкольников - второй младшей группы и старшей группы. Содержание занятия обозначено для младшего возраста - зелёным шрифтом,  для старшего  - к...

Конспект занятия по художественному труду: «Ромашка»

1.     Продолжать учить создавать предметные изображения с помощью различных материалов (бумаги, картона, ниток);2.     Закрепить умение делать разметку с помощ...

Конспект занятия по художественному труду в младшей группе на тему "Облака"

Конспект  занятия по художественному труду в младшей группе на тему "Облака"...

Конспект НОД в виде занятия по художественному труду "Изготовление тряпичной куклы "Барыня"

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми в виде занятияпо художественому труду "Изготовление тряпичной куклы "Барыня"...

Конспект интегрированного занятия по художественному труду в старшей группе. Тема: «На выставке кошек».

Учить детей делать кошку из бросового материала, передавая некоторые характерные особенности (цвет, лапы, уши, хвост)....

Дидактический материал к занятию "Предметы облегчающие труд человека" с использованием интерактивной доски.

Дидактический материал к занятию в старшей группе "Предметы облегчающие труд человека" с использованием интерактивной доски....