Программа и занятия кружковой работы по тестопластике
материал по аппликации, лепке (подготовительная группа) по теме
План и программа кружка по лепке из соленого теста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_i_programma_mukosolka.docx | 22.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа кружка по лепке из соленого теста (тестопластика)
Актуальность
Творческие способности – далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем.
Развитие детского творчества является актуальной проблемой. Творчество – это деятельность человека, преобразующая природный и социальный мир в соответствии с целями и потребностями человека. Творческое созидание – это проявление продуктивной активности человеческого сознания
Дошкольный возраст - период наиболее интенсивного развития воображения и наглядно-образного мышления, которые являются здесь основными формами познания. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт.
Возраст от 5 до 7 лет - время наиболее бурного развития ребенка. Формирование творческой личности — одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Именно в изобразительной деятельности ярче всего раскрываются творческие способности детей. Занятия с детьми творчеством любого вида способствуют разностороннему развитию ребёнка, раскрывается его личность, творческий потенциал, способность применять освоенные знания и умения для решения нестандартных задач, появляется уверенность в правильности принятия обоснованного решения и их реализации. Развивать творческие способности ребёнка лучше начинать с дошкольного детства, именно этот возраст имеет непреходящее значение в становлении первооснов личности. Весь путь формирования личности пролегает между задатками и способностями.
В работе с детьми используются три вида лепки: лепка предметная, сюжетная и декоративная.
Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Лепка так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии.
Лепка как деятельность в большей мере, чем рисование или аппликация, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, к усвоению целого ряда математических представлений.
Еще одной специфической чертой лепки является ее тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Такая организация занятий в виде игры углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения с взрослыми и сверстниками.
Занятия по лепке тесно связаны с занятиями по ознакомлению с окружающим, с обучением родному языку, с ознакомлением художественной литературой, с наблюдением за живыми объектами.
Создание ребенком даже самых простых скульптур – творческий процесс.
Специфику лепки определяет материал.
Почему именно тесто? Тесто – это такой материал, который для детской руки более удобен – он мягкий и для ребенка представляет больший интерес, чем пластилин.
Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Поделки из теста - древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому что сейчас ценится все экологически чистое и сделанное своими руками. Тесто – материал очень эластичный, легко приобретает форму и изделия из него достаточно долговечны. Работа с ним доставляет удовольствие и радость. Этому виду творчества придумали современное название - “Тестопластика”.
СОЛЕНОЕ ТЕСТО. ЧТО ЭТО ТАКОЕ?
Система обучения в детском саду строится таким образом, чтобы подготовить детей к следующей ступени жизни, согласно возрасту ребенка, и, в дальнейшем, подготовке к школе.
Необходимым условием построения современной системы эстетического воспитания и развития эстетической культуры личности является использование народного искусства в педагогической работе с детьми, это целенаправленный процесс, организованный в единой системе и отвечающий требованиям всестороннего и гармонического развития ребенка.
В дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Развитие «ручной умелости» для поступления ребенка в школу способствуют занятия по лепке.
Каждый вид изобразительной деятельности позволяет развивать в детях умственную активность, творчество, художественный вкус и многие другие качества, без которых невозможно формирование первоначальных основ социально активной личности.
При оформлении поделок у детей развивается художественный вкус, чувство ритма, умение обрабатывать поверхность формы для последующей отделки.
Специфику лепки определяет материал.
Поделки из теста древняя традиция, но и сегодня соленое тесто весьма популярный материал для лепки.
Цели:
1) образовательные:
расширение кругозора по декоративно-прикладному искусству.
2) развивающие:
развитие познавательных интересов;
раскрытие интеллектуальных и творческих способностей через развитие памяти, мышления, внимания, волевых процессов, умение планировать свою деятельность, предвидеть результат; раскрытие личности ребенка в творческом его развитии
3) воспитательные:
ценностно-ориентационная компетентность воспитывать умение ценить, уважать декоративно-прикладное творчество;
-регулятивно - поведенческая компетентность воспитывать культуру поведения в обществе с детьми и взрослыми
-коммуникативная компетентность учить детей культуре речевого общения, выразительной речи, эмоциональному настроению
-культурно-социальная компетентность приобщить к уважению выполненных работ детьми, самоуважению за результат деятельности, приучать к оценке и самооценке деятельности.
Задачи:
1) Образовательные:
-ознакомление со способами деятельности – лепка игрушки, барельеф;
-овладение основами, умениями работы из целого куска теста, из отдельных частей создание образов;
-формирование способности к творческому раскрытию, самостоятельности, саморазвитию;
-обогащение знаний детей через изучение декоративно-прикладного искусства – лепка из теста;
-овладение умениями применять в дальнейшей жизни полученные знания.
2) Развивающие:
-повышение уровня навыков и умений в мастерстве детей в результате своих работ;
-активизация имеющегося опыта на основе полученных знаний об окружающем мире в ДОУ, на кружке, применив их на практике еженедельно с усложнениями;
-формирование способности к самостоятельному поиску методов и приемов, способов выполнения;
-развитие опыта и творческой деятельности в создании новых форм, образцов, поиске новых решений в создании композиций;
-развитие способности к личному самоопределению и самореализации в дальнейшей жизни.
3) Воспитательные:
-воспитание ответственности при выполнении работ, подготовке к выставкам;
-соблюдение правил соблюдение правил техники безопасности;
-активное участие в выставках;
-стремление к поиску, самостоятельности;
-понимание необходимости качественного выполнения образа;
-конструктивное взаимодействие с эстетическим воспитанием, речевым развитием, мелкой моторики, глазомера;
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материалы и инструменты:
мука, соль “Экстра”, клей ПВА, “Момент”,
краски акварельные, гуашь, кисти, ножницы, стеки, доска, рамки, валик-скалка, формочки, мисочки для теста, ёмкость с водой, зубочистки, ситечко.
Дополнительные материалы:
бисер, бусинки, ткань.
Сроки реализации программы составляют один учебный год.
Программа рассчитана на воспитанников МДОУ – 5-7 лет.
Время начала занятий – вторая половина дня.
Периодичность проведения занятий – один раз в неделю.
Ожидаемые результаты апробации кружковой программы заключаются в формировании у учащихся знаний, умений и навыков. Лепить предметы разной формы, используя усвоенные ранее приёмы способы.
Создавать небольшие сюжетные композиции, передавая пропорции, позы и движения фигур.
Диагностика проводится методом наблюдения по следующим критериям
Анализ продукта деятельности.
1. Форма:
3 балла – передана точно, части предмета расположены, верно, пропорции соблюдаются, чётко передано движение;
2 балла – есть незначительные искажения, движения передано неопределённо;
1 балл – искажения значительные, форма не удалась, части предмета расположены неверно, пропорции переданы неверно, изображение статическое.
2. Цвет:
3 балла – передан реальный цвет предмета, цветовая гамма разнообразна;
2 балла - есть отступления от реальной окраски, преобладание нескольких цветов и оттенков,
1 балл – цвет передан неверно, безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете.
Шкала уровней: : 0-2 – низкий балл, 3-4 средний балл, 5-6 высокий балл.
Анализ процесса деятельности.
- Изобразительные навыки:
3 балла – легко усваивает новые техники, владеет навыками действия изобразительными материалами;
2 балла – испытывает затруднения при действиях с изобразительными материалами;
1 балл – лепит однотипно, материал использует неосознанно.
- Регуляция деятельности:
3 балла – адекватно реагирует на замечания взрослого и критично оценивает свою работу;
2 балла – эмоционально реагирует на оценку взрослого, неадекватен при самооценке (завышена, занижена), заинтересован процессом деятельности;
1 балл – безразличен к оценке взрослого, самооценка отсутствует; заинтересован (равнодушен) продуктом собственной деятельности.
- Уровень самостоятельности, творчества:
3 балла – выполняет задания самостоятельно, в случае необходимости обращается с вопросами, самостоятельность замысла, оригинальность изображения;
2 балла – требуется незначительная помощь, с вопросами обращается редко, оригинальность изображения, стремление к наиболее полному раскрытию замысла;
1 балл – необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослому не обращается, не инициативен, не стремится к полному раскрытию замысла.
Шкала уровней: 0-3– низкий уровень; 4-6 – средний уровень; 7-9– высокий уровень.
План кружковой работы на 2013-2014 г.г.
№ п/п | Название занятия | Возрастная группа | Количество детей | Дата проведения |
1. | Узоры | 5-7 лет | 15-25 чел. | 6 сентября |
2. | Раскрашивание красками узоров | 5-7 лет | 15-25 чел. | 12 сентября |
3. | Гусиничка. Катаем шарики | 5-7 лет | 15-25 чел. | 18 сентября |
4. | Раскрашивание красками «Гусинички» | 5-7 лет | 15-25 чел. | 26 сентября |
5. | Мышка на сыре | 5-7 лет | 15-25 чел. | 2 октября |
6. | Подвеска с именем | 5-7 лет | 15-25 чел. | 10 октября |
7. | Раскрашиваем красками подвеску с именем | 5-7 лет | 15-25 чел. | 16 октября |
8. | Привидение | 5-7 лет | 15-25 чел. | 24 октября |
9. | Раскрашивание «Привидения» | 5-7 лет | 15-25 чел. | 30 октября |
10. | Поделка «Дерево» | 5-7 лет | 15-25 чел. | 7 ноября |
11. | Цветик семицветик | 5-7 лет | 15-25 чел. | 13 ноября |
12. | Раскрашиваем красками «Цветик семицветик» | 5-7 лет | 15-25 чел. | 21 ноября |
13. | Поделка «Грибочки» | 5-7 лет | 15-25 чел. | 27 ноября |
14. | Поделка «Снеговик» | 5-7 лет | 15-25 чел. | 3 декабря |
15. | Раскрашиваем красками поделку «Снеговик» | 5-7 лет | 15-25 чел | 11 декабря |
16. | Поделка «Елочка-красавица» | 5-7 лет | 15-25 чел. | 19 декабря |
17. | Елочные игрушки | 5-7 лет | 15-25 чел. | 25 декабря |
18. | Поделка «Кактус» | 5-7 лет | 15-25 чел. | 16 января |
19. | Раскрашиваем красками поделки «Кактус» | 5-7 лет | 15-25 чел. | 22 января |
20. | Поделка «Листок с божьей коровкой» | 5-7 лет | 15-25 чел. | 28 января |
21. | Раскрашиваем краской поделку «Листок с божьей коровкой» | 5-7 лет | 15-25 чел. | 5 февраля |
22. | Поделка «Рамка-сердце» | 5-7 лет | 15-25 чел. | 13 февраля |
23. | Поделка «Декоративные листочки» | 5-7 лет | 15-25 чел. | 19 февраля |
24. | Смотри и твори поделка для мам к 8 марта | 5-7 лет | 15-25 чел. | 27 февраля |
25. | Раскрашивание красками цветка | 5-7 лет | 15-25 чел. | 5 марта |
26. | Поделка «Веселые буквы» | 5-7 лет | 15-25 чел. | 13 марта |
27. | Раскрашивание красками поделки «Веселые буквы» | 5-7 лет | 15-25 чел. | 19 марта |
28. | Поделка «Шашки» | 5-7 лет | 15-25 чел. | 27 марта |
29. | Лепим космос | 5-7 лет | 15-25 чел. | 2 апреля |
30. | Раскрашиваем краски поделки «Космос» | 5-7 лет | 15-25 чел. | 10 апреля |
31. | Поделка «Подсолнух» | 5-7 лет | 15-25 чел. | 16 апреля |
32. | Раскрашивание красками поделки «Подсолнух» | 5-7 лет | 15-25 чел. | 24 апреля |
33. | Поделка «Бусы» | 5-7 лет | 15-25 чел | 30 апреля |
34. | Раскрашивание красками поделки «Бусы» | 5-7 лет | 15-25 чел | 14 мая |
35. | Поделка «Клиновый лист» | 5-7 лет | 15-25 чел. | 22 мая |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект кружковой работы по тестопластике
"Жуки на цветочной клумбе"...
Кружковая работа по тестопластике "МукаСолька"
Перспективный план работы с детьми 4-5 лет...
Программа кружковой работы по тестопластике: «Вот какое тесто». Выборочные конспекты и фото работ.
Обучать детей различным техникам лепки из солёного теста; обучать культуре речевого общения, выразительной речи, эмоциональному настрою; умению планировать свою деятельность, предвидеть результат, дов...
перспективный план кружковой работы по тестопластике
Развитие творческой активности детей в процессе лепки из соленого теста....
Кружковая работа по тестопластике "Мукосолька"
лепка, развитие мелкой моторики...
Рабочая программа по организации кружковой работы по художественно – эстетическому развитию детей 5 – 7 лет «Мастерская чудес» (тестопластика)
Рабочая программа «Мастерская чудес» имеет художественно – эстетическую направленность, она направлена на развитие творческих способностей, воображения и фантазии детей, ...
Программа кружковой работы по тестопластике (для детей 3-4 лет)
Актуальной данная деятельность является потому, что в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательног...