Программа и занятия кружковой работы по тестопластике
материал по аппликации, лепке (подготовительная группа) по теме

План и программа кружка по лепке из соленого теста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_i_programma_mukosolka.docx22.59 КБ

Предварительный просмотр:

Программа кружка по лепке из соленого теста (тестопластика)

             

           Актуальность

Творческие способности – далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем.

Развитие детского творчества является актуальной проблемой. Творчество – это деятельность человека, преобразующая природный и социальный мир в соответствии с целями и потребностями человека. Творческое созидание – это проявление продуктивной активности человеческого сознания

Дошкольный возраст - период наиболее интенсивного развития воображения и наглядно-образного мышления, которые являются здесь основными формами познания. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт.

Возраст от 5 до 7 лет - время наиболее бурного развития ребенка. Формирование творческой личности — одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Именно в изобразительной деятельности ярче всего раскрываются творческие способности детей. Занятия с детьми творчеством любого вида способствуют разностороннему развитию ребёнка, раскрывается его личность, творческий потенциал, способность применять освоенные знания и умения для решения нестандартных задач, появляется уверенность в правильности принятия обоснованного решения и их реализации. Развивать творческие способности ребёнка лучше начинать с дошкольного детства, именно этот возраст имеет непреходящее значение в становлении первооснов личности. Весь путь формирования личности пролегает между задатками и способностями.

В работе с детьми используются три вида лепки: лепка предметная, сюжетная и декоративная.

Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Лепка так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии.

Лепка как деятельность в большей мере, чем рисование или аппликация, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, к усвоению целого ряда математических представлений.

Еще одной специфической чертой лепки является ее тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Такая организация занятий в виде игры углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения с взрослыми и сверстниками.

Занятия по лепке тесно связаны с занятиями по ознакомлению с окружающим, с обучением родному языку, с ознакомлением художественной литературой, с наблюдением за живыми объектами.

Создание ребенком даже самых простых скульптур – творческий процесс.

Специфику лепки определяет материал.

Почему именно тесто? Тесто – это такой материал, который для детской руки более удобен – он мягкий и для ребенка представляет больший интерес, чем пластилин.

Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Поделки из теста - древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому что сейчас ценится все экологически чистое и сделанное своими руками. Тесто – материал очень эластичный, легко приобретает форму и изделия из него достаточно долговечны. Работа с ним доставляет удовольствие и радость. Этому виду творчества придумали современное название - “Тестопластика”.

СОЛЕНОЕ ТЕСТО. ЧТО ЭТО ТАКОЕ?

Система обучения в детском саду строится таким образом, чтобы подготовить детей к следующей ступени жизни, согласно возрасту ребенка, и, в дальнейшем, подготовке к школе.

Необходимым условием построения современной системы эстетического воспитания и развития эстетической культуры личности является использование народного искусства в педагогической работе с детьми, это целенаправленный процесс, организованный в единой системе и отвечающий требованиям всестороннего и гармонического развития ребенка.

В дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

Развитие «ручной умелости» для поступления ребенка в школу способствуют занятия по лепке.

Каждый вид изобразительной деятельности позволяет развивать в детях умственную активность, творчество, художественный вкус и многие другие качества, без которых невозможно формирование первоначальных основ социально активной личности.

При оформлении поделок у детей развивается художественный вкус, чувство ритма, умение обрабатывать поверхность формы для последующей отделки.

Специфику лепки определяет материал.

Поделки из теста древняя традиция, но и сегодня соленое тесто весьма популярный материал для лепки.

  Цели: 

1) образовательные:

расширение кругозора по декоративно-прикладному искусству.

2) развивающие:

развитие познавательных интересов;

раскрытие интеллектуальных и творческих способностей через развитие памяти, мышления, внимания, волевых процессов, умение планировать свою деятельность, предвидеть результат; раскрытие личности ребенка в творческом его развитии

3) воспитательные:

ценностно-ориентационная компетентность воспитывать умение ценить, уважать декоративно-прикладное творчество;

-регулятивно - поведенческая компетентность воспитывать культуру поведения в обществе с детьми и взрослыми

-коммуникативная компетентность учить детей культуре речевого общения, выразительной речи, эмоциональному настроению

-культурно-социальная компетентность приобщить к уважению выполненных работ детьми, самоуважению за результат деятельности, приучать к оценке и самооценке деятельности.

Задачи: 

1) Образовательные:

-ознакомление со способами деятельности – лепка игрушки, барельеф;

-овладение основами, умениями работы из целого куска теста, из отдельных частей создание образов;

-формирование способности к творческому раскрытию, самостоятельности, саморазвитию;

-обогащение знаний детей через изучение декоративно-прикладного искусства – лепка из теста;

-овладение умениями применять в дальнейшей жизни полученные знания.

2) Развивающие:

-повышение уровня навыков и умений в мастерстве детей в результате своих работ;

-активизация имеющегося опыта на основе полученных знаний об окружающем мире в ДОУ, на кружке, применив их на практике еженедельно с усложнениями;

-формирование способности к самостоятельному поиску методов и приемов, способов выполнения;

-развитие опыта и творческой деятельности в создании новых форм, образцов, поиске новых решений в создании композиций;

-развитие способности к личному самоопределению и самореализации в дальнейшей жизни.

3) Воспитательные:

-воспитание ответственности при выполнении работ, подготовке к выставкам;

-соблюдение правил соблюдение правил техники безопасности;

-активное участие в выставках;

-стремление к поиску, самостоятельности;

-понимание необходимости качественного выполнения образа;

-конструктивное взаимодействие с эстетическим воспитанием, речевым развитием, мелкой моторики, глазомера;

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 

Материалы и инструменты: 

мука, соль “Экстра”, клей ПВА, “Момент”,

краски акварельные, гуашь, кисти, ножницы, стеки, доска, рамки, валик-скалка, формочки, мисочки для теста, ёмкость с водой, зубочистки, ситечко.

Дополнительные материалы: 

бисер, бусинки, ткань.

Сроки реализации программы составляют один учебный год.

Программа рассчитана на воспитанников МДОУ – 5-7 лет.

Время начала занятий – вторая половина дня.

Периодичность проведения занятий – один раз в неделю.

Ожидаемые результаты апробации кружковой программы заключаются в формировании у учащихся знаний, умений и навыков. Лепить предметы разной формы, используя усвоенные ранее приёмы способы.

Создавать небольшие сюжетные композиции, передавая пропорции, позы и движения фигур.

Диагностика проводится методом наблюдения по следующим критериям

Анализ продукта деятельности.

1. Форма:

3 балла – передана точно, части предмета расположены, верно, пропорции соблюдаются, чётко передано движение;

2 балла – есть незначительные искажения, движения передано неопределённо;

1 балл – искажения значительные, форма не удалась, части предмета расположены неверно, пропорции переданы неверно, изображение статическое.

2. Цвет:

3 балла – передан реальный цвет предмета, цветовая гамма разнообразна;

2 балла - есть отступления от реальной окраски, преобладание нескольких цветов и оттенков,

 1 балл – цвет передан неверно, безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете.

Шкала уровней: : 0-2 – низкий балл, 3-4 средний балл, 5-6 высокий балл.

Анализ процесса деятельности.

  1. Изобразительные навыки:

 3 балла – легко усваивает новые техники, владеет навыками действия изобразительными материалами;

2 балла – испытывает затруднения при действиях с изобразительными материалами;

1 балл – лепит однотипно, материал использует неосознанно.

  1. Регуляция деятельности:

 3 балла – адекватно реагирует на замечания взрослого и критично оценивает свою работу;

 2 балла – эмоционально реагирует на оценку взрослого, неадекватен при самооценке (завышена, занижена), заинтересован процессом деятельности;

1 балл – безразличен к оценке взрослого, самооценка отсутствует; заинтересован (равнодушен) продуктом собственной деятельности.

  1. Уровень самостоятельности, творчества:

 3 балла – выполняет задания самостоятельно, в случае необходимости обращается с вопросами, самостоятельность замысла, оригинальность изображения;

 2 балла – требуется незначительная помощь, с вопросами обращается редко, оригинальность изображения, стремление к наиболее полному раскрытию замысла;

1 балл – необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослому не обращается, не инициативен, не стремится к полному раскрытию замысла.

Шкала уровней: 0-3– низкий уровень; 4-6 – средний уровень; 7-9– высокий уровень.

План кружковой работы на 2013-2014 г.г.

п/п

Название занятия

Возрастная группа

Количество детей

Дата проведения

1.

Узоры

5-7 лет

15-25 чел.

6 сентября

2.

Раскрашивание красками узоров

5-7 лет

15-25 чел.

12 сентября

3.

Гусиничка. Катаем шарики

5-7 лет

15-25 чел.

18 сентября

4.

Раскрашивание красками «Гусинички»

5-7 лет

15-25 чел.

26 сентября

5.

Мышка на сыре

5-7 лет

15-25 чел.

2 октября

6.

Подвеска с именем

5-7 лет

15-25 чел.

10 октября

7.

Раскрашиваем красками подвеску с именем

5-7 лет

15-25 чел.

16 октября

8.

Привидение

5-7 лет

15-25 чел.

24 октября

9.

Раскрашивание «Привидения»

5-7 лет

15-25 чел.

30 октября

10.

Поделка «Дерево»

5-7 лет

15-25 чел.

7 ноября

11.

Цветик семицветик

5-7 лет

15-25 чел.

13 ноября

12.

Раскрашиваем красками «Цветик семицветик»

5-7 лет

15-25 чел.

21 ноября

13.

Поделка «Грибочки»

5-7 лет

15-25 чел.

27 ноября

14.

Поделка «Снеговик»

5-7 лет

15-25 чел.

3 декабря

15.

Раскрашиваем красками поделку «Снеговик»

5-7 лет

15-25 чел

11 декабря

16.

Поделка «Елочка-красавица»

5-7 лет

15-25 чел.

19 декабря

17.

Елочные игрушки

5-7 лет

15-25 чел.

25 декабря

18.

Поделка «Кактус»

5-7 лет

15-25 чел.

16 января

19.

Раскрашиваем красками поделки «Кактус»

5-7 лет

15-25 чел.

22 января

20.

Поделка «Листок с божьей коровкой»

5-7 лет

15-25 чел.

28 января

21.

Раскрашиваем краской поделку «Листок с божьей коровкой»

5-7 лет

15-25 чел.

5 февраля

22.

Поделка «Рамка-сердце»

5-7 лет

15-25 чел.

13 февраля

23.

Поделка «Декоративные листочки»

5-7 лет

15-25 чел.

19 февраля

24.

Смотри и твори поделка для мам к 8 марта

5-7 лет

15-25 чел.

27 февраля

25.

Раскрашивание красками цветка

5-7 лет

15-25 чел.

5 марта

26.

Поделка «Веселые буквы»

5-7 лет

15-25 чел.

13 марта

27.

Раскрашивание красками поделки «Веселые буквы»

5-7 лет

15-25 чел.

19 марта

28.

Поделка «Шашки»

5-7 лет

15-25 чел.

27 марта

29.

Лепим космос

5-7 лет

15-25 чел.

2 апреля

30.

Раскрашиваем краски поделки «Космос»

5-7 лет

15-25 чел.

10 апреля

31.

Поделка «Подсолнух»

5-7 лет

15-25 чел.

16 апреля

32.

Раскрашивание красками поделки «Подсолнух»

5-7 лет

15-25 чел.

24 апреля

33.

Поделка «Бусы»

5-7 лет

15-25 чел

30 апреля

34.

Раскрашивание красками поделки «Бусы»

5-7 лет

15-25 чел

14 мая

35.

Поделка «Клиновый лист»

5-7 лет

15-25 чел.

22 мая


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кружковая работа по тестопластике "МукаСолька"

Перспективный план работы с детьми 4-5 лет...

Программа кружковой работы по тестопластике: «Вот какое тесто». Выборочные конспекты и фото работ.

Обучать детей различным техникам лепки из солёного теста; обучать культуре речевого общения, выразительной речи, эмоциональному настрою; умению планировать свою деятельность, предвидеть результат, дов...

перспективный план кружковой работы по тестопластике

Развитие творческой активности детей в процессе лепки из соленого теста....

Кружковая работа по тестопластике "Мукосолька"

лепка, развитие мелкой моторики...

Рабочая программа по организации кружковой работы по художественно – эстетическому развитию детей 5 – 7 лет «Мастерская чудес» (тестопластика)

Рабочая программа  «Мастерская чудес» имеет художественно – эстетическую направленность, она направлена на развитие творческих способностей,  воображения и фантазии детей, ...

Программа кружковой работы по тестопластике (для детей 3-4 лет)

Актуальной  данная деятельность является  потому, что в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательног...