Адаптация детей раннего возраста к детскому саду
проект по аппликации, лепке (младшая группа) на тему
Данная программа предназначена для организации успешной адаптации у ДОУ детей раннего возраста. Адаптированный дошкольник,с моей точки зрения,- это ребнок приспособленный к полноценному развитию своего личностного физического интеллектуального и других потенциалов в новой для него среде.
На таком представлении о сути адаптации в ДОУ и строится система психолого-педагогической работы с каждым конкретным ребенком.
Цель настоящей программы состоит в разработке, научном обосновании, создании и обеспечении педагогических и социально-психологических условий, позволяющих ребёнку успешно адаптироватся в ДОУ, функционировать и развиваться в его среде.
Программа рассчитана на работу с детьми , родителями, воспитателями; длительность программы состоит 8 недель..Так как малышы нередко болеют, и после болезни нуждаются в повторной адаптации, поэтому необходимо проводить занятие не только в первые 2 месяца, но и на протяжении всего учебного года с длительностью 10-20 минут 2 раза в неделю. Мероприятия с родителями в восптателями проводиться 1 раз в неделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_programmy.doc | 114.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Автономное учреждение дошкольного образования муниципального образования Заводоуковский городской округ
«Центр развития ребенка – детский сад «Березка»
ПРОЕКТ
«АДАПТАЦИЯ РЕБЕНКА РАННЕГО
ВОЗРАСТА К ДЕТСКОМУ САДУ»
Серкбаева Айман Касеновна
воспитатель второй
квалификационной категории
г. Заводоуковск, 2010
Актуальность
Поступление ребенка в ДОУ в большинстве случаев сопровождается проблемой его адаптации к новым нормам и правилам жизни. Крайне болезненно проходит адаптация к дошкольному учреждению у детей раннего возраста.
В возрасте 1 – 3 лет ребенок имеет ряд специфических возрастных особенностей. В данный период наблюдается максимальный темп формирования предпосылок, обусловливающих все дальнейшее развитие организма. В этом возрасте закладываются основы для благополучного развития всех психических функций ребенка, а также фундаментальные личностные образования, такие как общая самооценка, доверие к людям, интерес к окружающему миру и др. Этот период характеризуется особенной чувствительностью к разлуке с матерью и страхом новизны.
Поступление в детский сад часто вызывает у ребенка стресс. Это обусловлено тем, что в корне меняется не только режим дня, привычный с рождения, но и полностью изменяется окружающая среда. Большое число незнакомых людей – основная причина возникающего стресса. Поэтому необходимо так организовать адаптационный период, чтобы как можно меньше травмировать ребенка.
Приспособление организма к новым условиям социального существования, новому режиму сопровождается изменением поведенческих реакций ребенка, расстройством сна, аппетита. Наиболее сложная перестройка организма происходит в начальной фазе адаптации, которая может затянуться и перейти в дезадаптацию, что может привести к нарушениям здоровья, поведения и психики ребенка. По характеру поведения при поступлении в детский сад детей условно можно разделить на три группы.
Первая группа. Большинство детей резко отрицательно и бурно выражают свое отношение к происходящему: громко плачут, бросаются на пол, царапаются, кусаются, щиплют тех, кто оказывается рядом. Они то просятся на руки к взрослому, то бегут к двери с яростью расшвыривают предлагаемые игрушки. Устав от бурного проявления протеста, малыш может внезапно уснуть, привалившись к взрослому или уткнувшись носом в стол, чтобы через 3-4 минуты с новой энергией продолжить плач до хрипоты. Дети этой группы привыкают в течение 20-30 дней.
Вторая группа - немногочисленная, два-три ребенка, которые после расставания с мамой замыкаются, бывают крайне напряжены, насторожены. У них хватает сил только на то, чтобы сделать несколько шагов от порога в сторону и забиться в ближайший угол, спиной к стене, отгородившись от всех стулом, а лучше столом. Эти дети, находясь в крайнем напряжении, еле сдерживают рыдания, сидят, уставившись в одну точку, не притрагиваясь ни к игрушкам, ни к еде. Накормить их хоть чем-то, высадить на горшок очень трудно. Они молчат, не реагируют ни на одно предложение, отворачиваются при попытке вступить с ними в контакт. И только увидев в дверях маму, оживают; с трудом передвигая ноги, устремляются к ней, а то и просто приползают и, уткнувшись в ее колени, горько рыдают. Адаптация таких детей длится два-три месяца, протекает очень сложно.
Характер и длительность адаптационного периода зависят также и от индивидуально-типологических особенностей детей. Застенчивые, замкнутые, робкие трудно, болезненно переносят разлуку с мамой, более длительное время привыкают, чаще болеют.
В третью группу можно выделить коммуникабельных, общительных малышей. Впервые переступив порог детского сада, такой карапуз совсем не робеет, здоровается с взрослыми, улыбается и тут же берет в свои руки инициативу общения с ними. Он сообщает, что пришел к детям в гости, хотя даже не смотрит в их сторону, а весь устремлен к взрослому. Вся его энергия направлена на презентацию себя как личности. Он спешит рассказать, какие у него дома необыкновенные игрушки, рыбки или птички, какой у него большой брат и какой есть друг-школьник. Целый день он рассказывает о своей семье, о том, где успел побывать, что успел повидать. Он с удовольствием демонстрирует свои умения: самостоятельно ест, раздевается и ожидает заслуженной похвалы, хотя лишь пробует еду, а в постели лежит, не выпуская взрослого из поля зрения, но такая идиллия длится не более двух-трех дней, на большее у него не хватает объема информации. Теперь уже, увидев издали здание детского сада, он впадает в отчаяние, резко протестует, цепляется за маму и по стилю поведения не отличается от детей первой группы.
По видам адаптацию подразделяют на сенсорную (приспособительные изменения органов чувств, соответствующие действующему раздражителю), социальную (процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды, а также результат этого процесса, т.е. способность изменить свое поведение в зависимости от новых социальных условий) и психологическую.
За основное определение термина «адаптация» в данной работе взято определение А.А. Налчаджяна, который отмечает, что адаптацию в широком смысле трактуют как процесс приспособления индивидуальных и личностных качеств к жизни и деятельности человека в изменившихся условиях существования, как процесс активного взаимодействия личности и сред; процесс взаимодействия личности с окружающей средой, ведущей в зависимости от степени активности личности к преобразованию среды в соответствии с потребностями, ценностями и идеалами личности или к преобладанию зависимости личности от среды; изменение, сопровождающее на уровне психической регуляции, процесс активного приспособления индивида к новым условиям жизнедеятельности; как процесс, являющийся целостной реакцией личности на сложные изменения жизнедеятельности.
Адаптация – это процесс взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой; включает усвоение норм и ценностей среды в процессе социализации, а также изменение, преобразование среды в соответствии с новыми условиями и целями деятельности.
Чтобы избежать осложнений в начальной фазе адаптации и обеспечить оптимальное ее течение, необходим постепенный переход ребенка из семьи в ДОУ.
Т.Л.Ядрышникова в своих работах рассматривает психолого-педагогическое сопровождение как крайне необходимый и обоснованный вид помощи ребенку, обеспечивающий его оптимальное развитие, раскрытие его личностного потенциала, профилактику дезадаптации.
Психолого-педагогическое сопровождение – это целостная, системно организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и развития каждого ребенка.
Основной гуманистически ориентированной целью сопровождения является защита прав ребенка на развитие и образование, на сохранение психического и психологического здоровья, которое может нарушиться из-за несоответствия образовательной среды индивидуальным возможностям ребенка, из-за эмоциональных перегрузок. Сопровождение связано, во-первых, с охраной физического здоровья ребенка (медицинский аспект), его психического и психологического здоровья (психологический аспект), во-вторых, оптимальной адаптацией к образовательной среде ДОУ (педагогический аспект).
Адаптационный процесс может быть управляемым и самопроизвольным, но в последнем случае его эффективность будет значительно снижена. Анализ данной проблемы показал необходимость создания специальной программы психолого-педагогического сопровождения дошкольников раннего возраста на протяжении адаптационного периода.
Программа – это нормативная модель совместной деятельности людей, определяющих последовательность действий для достижения поставленной цели. Следовательно, для ее реализации необходима команда единомышленников, специалистов в своей области. В дошкольном образовательном учреждении таковыми являются: старший воспитатель, педагог-психолог, педагоги, работающие на группах детей, мед. работники.
Программа психолого-педагогического сопровождения, включающая четкую, профессионально слаженную и продуманную работу педагогов, психологов и медиков, благополучный микроклимат в дошкольном учреждении, взаимодействие с родителями – залог оптимального течения адаптации детей раннего возраста к детскому саду.
Данная программа предназначена для организации успешной адаптации к ДОУ детей раннего возраста. Адаптированный дошкольник, с нашей точки зрения, – это ребенок, приспособленный к полноценному развитию своего личностного, физического, интеллектуального и других потенциалов в новой для него среде.
На таком представлении о сути адаптации в дошкольном образовательном учреждении и строится система психолого-педагогической работы с каждым конкретным ребёнком, группами детей, родителями, воспитателями и т.д.
Цель настоящей программы состоит в разработке, научном обосновании, создании и обеспечении педагогических и социально-психологических условий, позволяющих ребенку успешно адаптироваться к ДОУ, функционировать и развиваться в его среде.
Поставленная цель достигается за счёт последовательного решения педагогическим коллективом следующих задач:
- Изучить теоретические аспекты проблемы адаптации детей раннего возраста.
- Выявить особенности психолого-педагогического статуса каждого ребенка с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, общении, развитии.
- Оказывать квалифицированную консультативную и практическую помощь родителям по уходу за ребенком, проблемам его воспитания, развития и адаптации к ДОУ.
- Активизировать и обогащать профессиональные умения педагогов, воспитателей.
- Создать систему психолого-педагогической поддержки детей раннего возраста в период их первичной адаптации, позволяющей им не только приспособиться к среде ДОУ, но и всесторонне развиваться и совершенствоваться в различных сферах общения и деятельности.
- Разработать организационно-содержательную модель на период адаптации для детей раннего возраста.
Программа рассчитана на работу с детьми, родителями, воспитателями; длительность программы составляет 8 недель. Так как малыши нередко болеют и после болезни нуждаются в повторной адаптации, поэтому необходимо проводить занятия не только в первые 2 месяца, но и на протяжении всего учебного года. Занятия с детьми длительностью 10-20 минут проводятся 2 раза в неделю, мероприятия с родителями, воспитателями проводятся 1 раз в неделю.
Нормативно-правовая база (основные документы):
· Конвенция о правах ребенка.
· Закон РФ “Об образовании”.
· Приказ “О совершенствовании системы мед.обеспечения детей в ДОУ”
· Положение о работе ПМП к ДОУ.
· Устав ДОУ.
Основные принципы:
· Принцип сотрудничества с семьей ребенка
· Принцип конфиденциальности
· Принцип последовательности и поэтапности
· Принцип непрерывности
· Принцип ориентации на индивидуальные особенности
· Принцип создания специально организованной педагогической среды.
Содержание программы психолого-педагогического сопровождения:
I Блок.
Данный блок программы ориентирован на оказание психологической и информационной помощи педагогам, работающим с детьми раннего возраста.
Приоритетные задачи:
а) ознакомить педагогов с особенностями и закономерностями развития детей раннего и младшего возраста;
б) при возникновении необходимости обучить адекватным способам взаимодействия с детьми с определенными трудностями;
в) помочь создать условия, способствующие повышению эмоционального комфорта в группе и стимулирующие развитие личности ребенка.
II Блок.
В программе его деятельность направлена на оказание психолого-педагогической помощи родителям детей раннего возраста. В настоящее время эта помощь оказывается на консультативном уровне: индивидуальные и групповые консультации, информация в “уголках родителей” (стендовые консультации, информационные листки, памятки и т.д.), анкетирование родителей (для знакомства с личностными особенностями ребенка, отслеживания динамики изменений в развитии личности и т.д.). В дальнейшем планируется организация в детском саду «Школы молодых родителей», где родители смогут поделиться опытом, получить необходимые теоретические знания и практические навыки взаимодействия с детьми.
III Блок.
Ориентирован на детей и включает в себя организационные формы оказания помощи детям раннего возраста с проблемами в адаптационный период. Содержание работы в данном направлении заключается в реализации наблюдений и диагностической работы с целью изучения того, как проходит период адаптации ребенка к детскому саду, оценки уровня развития малыша, и своевременного выявления детей, имеющих отклонения в физическом, интеллектуальном, эмоциональном развитии, трудности в период адаптации.
По результатам наблюдений и диагностических мероприятий делаются выводы, заключения, даются устные и/или письменные рекомендации родителям и педагогам группы по наиболее эффективному построению дальнейшего взаимодействия и коррекционно-развивающей работы с детьми. При выявлении недостатков в развитии разрабатываются и реализуются индивидуальные программы развития. Полученная информация о ребенке может быть использована для создания развивающей среды в группе, изменения обстановки, смены стиля взаимодействия с детьми, пересмотра распорядка жизни малышей и т.д.
Реализация деятельности по данной программе включает следующие этапы:
1 Этап Диагностический.
Работа в диагностическом направлении обеспечивает, прежде всего, определение уровня развития ребенка, его соответствие нормативным показателям ведущих для данного возраста линий развития. Полученные результаты позволяют определить характер психофизического развития каждого ребенка - его нормативность, наличие опережения либо задержки, как в целом, так и по отдельным линиям.
Диагностика осуществляется психологом в ходе анкетирования родителей, бесед с педагогами и родителями, индивидуального педагогического обследования уровня психофизического развития ребенка, в ходе наблюдений за ребенком.
Диагностическая функция является базовой по отношению ко всем остальным функциям службы, определяя содержательную основу их реализации.
Метод наблюдения имеет ряд неоспоримых достоинств, он позволяет описать ребенка на занятиях, в режимных моментах, но в тоже время не позволяет понять причины тех или иных форм поведения. На каждого ребенка заводится протокол, в котором выделены параметры и показатели. Поэтому дополнительно используется анкета для родителей и анкета для воспитателей.
2 Этап Анализ результатов диагностики.
Цель этапа – выделение тех факторов в анамнезе, которые могут неблагоприятно отразиться на социально-психологической адаптации ребенка, получение данных о навыках ребенка, о степени самостоятельности, интересах и любимых занятиях, привычках, что позволит наиболее эффективно построить взаимодействие воспитателя с ребенком, исходя из его потребностей и индивидуальных особенностей, что достаточно актуально не только в период адаптации.
3 Этап Реализация профилактических и коррекционных мер.
Реализация профилактических и коррекционных мер для оптимизации процесса адаптации. На этом этапе большое значение имеет непосредственная индивидуальная работа с детьми, у которых наблюдается тяжелая степень адаптации. Кроме того, педагог-психолог разрабатывает рекомендации воспитателям для работы с поступающими детьми.
4 этап Диагностический.
Проводится повторная диагностика с применением тех же методов, что и в первой диагностике.
Взаимодействие педагога-психолога с субъектами образовательного процесса:
1 Педагог-психолог – родитель.
Первым шагом должно стать налаживание контакта с родителями. Следующий шаг- выработка единого подхода к воспитанию ребенка. На всех этапах работы важно учитывать уровень педагогической и индивидуальной культуры родителей. Используются следующие виды занятий:
1.Индивидуальные консультации.
2.Групповые консультации:
3.Общегрупповые собрания;
4.Информация в «уголках родителей»;
5.Анкетирование родителей.
Тематика консультаций может варьироваться, но наиболее актуальны следующие темы:
Общегрупповые занятия:
«Готов ли Ваш ребенок к поступлению в ДОУ? », «Давайте познакомимся», «А вот и Я», «Живу по расписанию», «Давайте поиграем», «Мои игрушки», «Рациональное питание», «Стили воспитания», «Развиваем детскую речь», «День открытых дверей» [Приложение 3].
Групповые консультации:
«Странная привычка», «Слово «нет» », «Что такое аномальное развитие?», «Что нам делать с непоседой?», «Маленький капризуля», «Основные параметры неправильного воспитания», «Психологическая безопасность ребенка» [Приложение 3].
2 Педагог-психолог - педагогическая группа.
Содержание работы заключается в оказании психологической и информационной помощи педагогам.
Формы работы с педагогами
- Индивидуальные консультации по ознакомлению с индивидуальными особенностями детей и выработке единой стратегии воспитания.
- Семинары-практикумы, тренинги, тематически можно варьировать. Например: «Основные показатели развития ребенка раннего возраста», «Особенности работы воспитателя в период адаптации детей к ДОУ», «Где эта улица? Где этот дом?» [Приложение 2].
3 Педагог-психолог – дети.
Реализация развивающей работы в форме специально организованных занятий, а также участие психолога в играх детей. Игры и упражнения, составляющие основу занятий, способствуют снятию психоэмоционального напряжения, снижению импульсивности, тревоги и агрессии, совершенствованию коммуникативных, игровых и двигательных навыков, развитию познавательных процессов.
Варианты используемых игр могут быть различными, в нашей программе представлены следующие: «Сороконожка», «В гостях у зайчат», «Зайчата заболели», «Носик», «Волшебные превращения», «Гости», ««Летящий» ребенок», ««Попавший» малыш», «Пальчики», «Зайка» [Приложение 4].
Тематический план занятий
Направления, разделы и темы занятий | Адресат | Цели и задачи | Материалы и оборудование | Формы, методики, технологии работы | Перечень упражнений | Кол-во часов |
Диагностика | Педагоги | Выявить уровень знаний о периоде адаптации детей к ДОУ | Анкеты, тесты | Малый педсовет | 1 | |
Родители | Сбор информации о семьях потенциальных воспитанников ДОУ. Определение тематики консультаций. | Анкеты: «Анкета для родителей», «Готов ли Ваш ребенок к поступлению в ДОУ?», «Интересую-щие темы»[Прило-жение 1] | Посещение педагогом семьи ребенка Родительское собрание | 20 мин 2часа 1 раз в месяц | ||
Дети | Изучение того, как проходит период адаптации ребенка к детскому саду, оценка уровня развития малыша, и своевременного выявление детей, имеющих отклонения в физическом, интеллектуаль-ном, эмоциональном развитии, трудности адаптации. | Метод наблюдения | в течение всего дня | |||
Профилактическая работа | Дети, родители | Снятие психоэмоционального напряжения, снижение импульсивности, тревоги и агрессии, совершенствова-ние коммуникатив-ных, игровых и двигательных навыков. | Игрушка зайчик, разноцветные мячи | Подвижная игра «Сороко-ножка» | Ходьба «паровозиком», игра мячами | 10 мин |
Игрушечная мебель и одежда для зайчат, умывальник, полотенце, расческа, игрушка зайчик | Игра «В гостях у зайчат» | Наблюдение за действиями зайчика, выполнять перечислен-ные действия | 15 мин | |||
Игрушка зайчик, платочки (салфетки)для каждого ребенка, игрушечные кровать, тарелка, ложка | Игра «Зайчата заболели» | Забота о заболевшем | 15 мин | |||
Игра «Носик» | 5мин | |||||
Игрушка зайчик, игрушечные птичка, собачка, кошечка, кукла, набор игрушечной посуды | Игра «Гости» | Обучение навыкам кормления | 15 мин | |||
Детские покрывала, надувные шары | Подвижная игра ««Летящий» ребенок» | Подбрасыва-ние шаров | 10 мин | |||
Подвижная игра ««Попавший» малыш» | Повторение движений за педагогом | 5 мин | ||||
Совместная с родителями игра «Пальчики» | Родители проговаривают текст, сопровождая его движениями | 5 мин | ||||
Подвижная игра «Зайка» | Выполнение действий, соответствующих тексту | 5 мин | ||||
Консультатив-ная работа | педагоги | Активизировать и обогащать профессиональ-ные умения педагогов, воспитателей. | Лекционный материал, материал для памяток [Приложение2] [Приложение5] | Консультации по темам «Основные показатели развития ребенка раннего возраста», «Особенности работы воспитателя в период адаптации детей к ДОУ», «Где эта улица? Где этот дом?» | 1час 1 час 30 мин | |
родители | Помощь родителям по уходу за ребенком, проблемам его воспитания, развития и адаптации к ДОУ | Лекционный материал, материал для памяток, рекомендаций [Приложение3] [Приложение5] | Общегрупповые занятия: «Готов ли Ваш ребенок к поступлению в ДОУ?», «Давайте познакомимся» «А вот и Я», «Живу по расписанию», «Давайте поиграем», «Мои игрушки», «Рациональное питание», «Стили воспитания», «Развиваем детскую речь», «День открытых дверей». Групповые консультации: «Странная привычка», «Слово «нет» », «Что такое аномальное развитие?», «Что нам делать с непоседой?», «Маленький капризуля», «Основные параметры неправильного воспитания», «Психоло-гическая безопасность ребенка». | 1 кон-суль-тация по каж-дой теме при необ-ходи-мости дополни-тель-ное кон-суль-тиро-вание в инди-видуаль-ном по-рядке |
Предполагаемые результаты:
· Раннее выявление отклонений в развитии детей;
· Устранение выявленных проблем в развитии в течение дошкольного детства;
· Повышение психолого-педагогической грамотности педагогов и родителей;
· Создание специально организованной педагогической среды.
По истечению 2-х месяцев проводится «Диагностика уровня адаптированности ребёнка к ДОУ» в ней рассматриваются такие психологические критерии адаптированности ребёнка как:
- общий эмоциональный фон поведения;
- познавательная и игровая деятельность;
- взаимоотношения со взрослыми;
- взаимоотношение с детьми;
- реакция на изменение привычной ситуации;
КРИТЕРИИ АДАПТАЦИИ, РАЗРАБОТАННЫЕ ИНСТИТУТОМ ПЕДИАТРИИ
Легкая степень адаптации.
К двадцатому дню пребывания в ДОУ у ребенка нормализуется сон, он нормально начинает есть. Настроение бодрое, заинтересованное, в сочетании с утренним плачем. Отношения с близкими взрослыми не нарушаются, ребенок поддается ритуалам прощания, быстро отвлекается, его интересуют другие взрослые. Отношение к детям может быть как безразличным, так и заинтересованным. Интерес к окружающему восстанавливается в течение двух недель при участии взрослого. Речь затормаживается, но ребенок может откликаться и выполнять указания взрослого. К концу первого месяца восстанавливается активная речь. Заболеваемость не более одного раза, сроком не более десяти дней, без осложнений. Вес без изменений. Признаки невротических реакций и изменения в деятельности вегетативной нервной системы отсутствуют.
Средняя степень адаптации
Нарушения в общем состоянии выражены ярче и продолжительнее. Сон восстанавливается лишь через 20—40 дней, качество сна тоже страдает. Аппетит восстанавливается через 20—40 дней. Настроение неустойчивое в течение месяца, плаксивость в течение всего дня. Поведенческие реакции восстанавливаются к 30-му дню пребывания в ДОУ. Отношение его к близким — эмоционально-возбужденное (плач, крик при расставании и встрече). Отношение к детям, как правило, безразличное, но может быть и заинтересованным. Речь либо не используется, либо речевая активность замедляется. В игре ребенок не пользуется приобретенными навыками, игра ситуативная. Отношение к взрослым избирательное. Заболеваемость до двух раз, сроком не более десяти дней, без осложнений. Вес не изменяется или несколько снижается. Появляются признаки невротических реакций: избирательность в отношениях со взрослыми и детьми, общение только в определенных условиях. Изменения вегетативной нервной системы: бледность, потливость, тени под глазами, пылающие щечки, шелушение кожи (диатез) — в течение полутора-двух недель.
Тяжелая степень адаптации
Ребенок плохо засыпает, сон короткий, вскрикивает, плачет во сне, просыпается со слезами; аппетит снижается сильно и надолго, может возникнуть стойкий отказ от еды, невротическая рвота, функциональные нарушения стула, бесконтрольный стул. Настроение безучастное, ребенок много и длительно плачет, поведенческие реакции нормализуются к 60-му дню пребывания в ДОУ. Отношение к близким — эмоционально-возбужденное, лишенное практического взаимодействия. Отношение к детям: избегает, сторонится или проявляет агрессию. Отказывается от участия в деятельности. Речью не пользуется или имеет место задержка речевого развития на 2—3 периода. Игра ситуативная, кратковременная.
Тяжелая степень адаптации может проявляться в двух вариантах:
- нервно-психическое развитие отстает на 1—2 квартала, респираторные заболевания — более трех раз, длительностью более 10 дней, ребенок не растет и не прибавляет в весе в течение 1—2 кварталов.
- дети старше трех лет, часто болеющие, из семей с гиперопекой со стороны взрослых, заласканные, занимающие центральное место в семье, поведенческие реакции нормализуются к 3—4-му месяцу пребывания в ДОУ, нервно-психическое развитие отстает на 2—3 квартала (от исходного), замедляются рост и прибавка в весе.
Невротические реакции:
- рвота,
- пристрастие к личным вещам,
- наличие страхов,
- неуправляемое поведение,
- стремление спрятаться от взрослых,
- истерические реакции,
- тремор подбородка, пальчиков.
Методом наблюдения за ребёнком воспитатель оценивает каждого ребёнка по данным критериям.
По результатам диагностического обследования делаются выводы: прошла ли успешно адаптация детей к ДОУ, можно ли сказать, что занятия с детьми принесли заметный результат, а игры и упражнения создают положительный эмоциональный фон, позволяют свободно выражать свои эмоции, повышают речевую и двигательную активность.
В связи с полученными результатами, планируется дальнейшая просветительская и практическая работа с воспитателями, родителями и детьми раннего возраста.
Список литературы
- Абрамова, Г.С. Практикум по возрастной психологии [Текст]/ Г.С. Абрамова. – М.: Академия, 1998. – 320с.
- Аникеева, Н. П. Воспитание игрой [Текст]/ Н.П. Аникеева. – М.: Просвещение, 1987. – 144с.
- Баранова, М.Л. Справочник руководителя дошкольного образовательного учреждения. Организация психолого-педагогической помощи детям раннего возраста. [Текст]/ М.Л. Баранова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – 206с.
- Васильева, Н. К вопросу о психологической адаптации детей дошкольного возраста [Текст]/ Н. Васильева // Дошкольное воспитание. – 2010.-№2. – С.35 – 38.
- Ничипорюк, Е.А. Диагностика в детском саду. [Текст]/ Е.А. Ничипорюк [и др.] – Ростов н/Д.: Феникс, 2003. – 288с.
- Севостьянова, Е.О. Дружная семейка: Программа адаптации детей к ДОУ. [Текст]/ Е.О. Севостьянова. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 128с.
- Смирнова, Е.О. Особенности общения с дошкольниками. [Текст]/ Е.О. Смирнова. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 160с.
- Федотова, А. Медико-психолого-педагогическое сопровождение ребенка [Текст]/А. Федотова// Дошкольное воспитание. – 2006.-№8. – С.18 – 20.
- Стребелева, Е.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста. [Текст]/ Е.А. Стребелева. – М.: Просвещение, 2007. – 186с.
- Юдина, Е.Г. Педагогическая диагностика в детском саду: пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. [Текст]/ Е.Г. Юдина, Г.Б. Степанова, Е.Н.Денисова. – М.: Просвещение, 2006. – 144с.
- Янковская, Н.А. Понятие психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса [Текст]/ Н.А. Янковская // Педагогическая диагностика. – 2009.-№4. – С.6 – 25.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей. Адаптация детей раннего возраста к детскому саду «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду
Адаптация детей раннего возраста к детскому саду «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду...
Консультации для родителей «Адаптация детей раннего возраста в детском саду», "Закаливание детей раннего возраста", "Пальчиковые игры с детьми раннего возраста"
С чего начинается детский сад? Как это не странно, садик начинается с расставания, с прощания с мамы с малышом, с того момента, когда он остается один на один с чужой тетей и незнакомыми р...
Рекомендации для родителей по адаптации детей раннего возраста к детскому саду. Из опыта работы воспитателя группы раннего возраста (2-3года).
Работая уже 5 лет в группе раннего возраста, каждый раз сталкиваешься с одной и той же проблемой: незнание родителей особенности адаптации ребенка к детскому саду. Мне бы хотелось чтобы моя статья пом...
Презентация для родителей раннего возраста "Адаптация детей раннего возраста к детскому саду"
Презентация для родителей раннего возраста "Адаптация детей раннего возраста к детскому саду"...
Конспект родительского собрания в группе раннего возраста «Гномики» Тема собрания: «Адаптация детей раннего возраста к детскому саду»
Конспект родительского собрания в группе раннего возраста «Гномики» Тема собрания: «Адаптация детей раннего возраста к детскому саду»...
Консультация для родителей. Адаптация детей раннего возраста к детскому саду «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду»
Адаптация детей раннего возраста Закончился доясельный патронаж. И вот малыш переступает порог детского сада. В жизни ребенка наступает самый сложный период за все его пребывание в детском саду – пер...
Сценарий родительского собрания Для родителей детей первой группы раннего возраста Тема: «Адаптация детей раннего возраста к детском саду».
Сценарий родительского собрания...