Дополнительная образовательная программа «Фантазёры»
методическая разработка (аппликация, лепка, средняя группа) по теме
Реализация программы кружка направлена на приобщение детей к миру прекрасного, развитие активного интереса к изобразительному искусству. Возрастные и психологические особенности детей дошкольного возраста позволяют ставить перед ними посильно сложные изобразительные задачи: передавать в рисунках, творческих работах, аппликации предметы разнообразных форм, величины, пропорции. Необходимо уделять особое внимание развитию у детей цветового восприятия, которое очень важно как для сюжетного, так и для декоративного рисования.
Актуальность. Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается её развитие с дошкольного возраста. Как говорил В.А. Сухомлинский: “Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок”. Все дети талантливы. Поэтому необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни. Развивая с помощью взрослых художественно-творческие способности, ребёнок создаёт новые работы (рисунок, аппликация, поделки из различного материала). Придумывая что-то неповторимое, он каждый раз экспериментирует со способами создания объекта. Дошкольник в своём эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно- чувственного впечатления до создания оригинального образа (композиции) адекватными изобразительно – выразительными средствами. Таким образом, необходимо создавать базу для его творчества. Чем больше ребёнок видит, слышит, переживает, тем значительнее и продуктивнее, станет деятельность его воображения.
Цель программы - способствовать формированию художественно- творческих способностей детей посредством художественно творческой деятельности,
Реализация программы кружка направлена на приобщение детей к миру прекрасного, развитие активного интереса к изобразительному искусству. Возрастные и психологические особенности детей дошкольного возраста позволяют ставить перед ними посильно сложные изобразительные задачи: передавать в рисунках, творческих работах, аппликации предметы разнообразных форм, величины, пропорции. Необходимо уделять особое внимание развитию у детей цветового восприятия, которое очень важно как для сюжетного, так и для декоративного рисования.
Актуальность. Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается её развитие с дошкольного возраста. Как говорил В.А. Сухомлинский: “Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок”. Все дети талантливы. Поэтому необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни. Развивая с помощью взрослых художественно-творческие способности, ребёнок создаёт новые работы (рисунок, аппликация, поделки из различного материала). Придумывая что-то неповторимое, он каждый раз экспериментирует со способами создания объекта. Дошкольник в своём эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно- чувственного впечатления до создания оригинального образа (композиции) адекватными изобразительно – выразительными средствами. Таким образом, необходимо создавать базу для его творчества. Чем больше ребёнок видит, слышит, переживает, тем значительнее и продуктивнее, станет деятельность его воображения.
Цель программы - способствовать формированию художественно- творческих способностей детей посредством художественно творческой деятельности,
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
перспективное планирование на учебный год | 33.82 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ СОШ № 10
СП ДЕТСКИЙ САД «БЕРЁЗКА»
Дополнительная образовательная программа
Утверждена на педагогическом совете 01. 10. 2012.
Утверждаю :
Руководитель СП Детский сад «Березка»
_______________ Тучина А. А.
01. 10. 2012г.
Дополнительная образовательная программа
«Фантазёры»
Данная образовательная программа рассчитана
на детей в возрасте 4-5 лет.
Срок реализации: 1 учебный год.
Автор программы:
воспитатель Родионова Татьяна Александровна.
Самарская область г.о. Чапаевск 2012г.
Пояснительная записка
Реализация программы кружка направлена на приобщение детей к миру прекрасного, развитие активного интереса к изобразительному искусству. Возрастные и психологические особенности детей дошкольного возраста позволяют ставить перед ними посильно сложные изобразительные задачи: передавать в рисунках, творческих работах, аппликации предметы разнообразных форм, величины, пропорции. Необходимо уделять особое внимание развитию у детей цветового восприятия, которое очень важно как для сюжетного, так и для декоративного рисования.
Актуальность. Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается её развитие с дошкольного возраста. Как говорил В.А. Сухомлинский: “Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок”. Все дети талантливы. Поэтому необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни. Развивая с помощью взрослых художественно-творческие способности, ребёнок создаёт новые работы (рисунок, аппликация, поделки из различного материала). Придумывая что-то неповторимое, он каждый раз экспериментирует со способами создания объекта. Дошкольник в своём эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно- чувственного впечатления до создания оригинального образа (композиции) адекватными изобразительно – выразительными средствами. Таким образом, необходимо создавать базу для его творчества. Чем больше ребёнок видит, слышит, переживает, тем значительнее и продуктивнее, станет деятельность его воображения.
Цель программы - способствовать формированию художественно- творческих способностей детей посредством художественно творческой деятельности,
Задачи:
Содействие овладению элементарными навыками и умениями изобразительной деятельности, усвоению знаний о разнообразных материалах, используемых на занятиях рисованием;
Ознакомление детей с нетрадиционными техниками изображения, их применением, выразительными возможностями, свойствами изобразительных материалов;
Содействие формированию специальных графических умений и навыков (элементарные смешения цветов, формирование навыков размещения изображения в зависимости от листа бумаги);
В лепке побуждать детей создавать динамичные выразительные образы и коллективные сюжетные композиции, самостоятельно выбирая темы, материал, способы лепки, приемы декоративного оформления;
В аппликации инициировать самостоятельный выбор детьми разных способов создания выразительных образов;
Создание условий для формирования творческой активности, художественного вкуса;
Развитие мелкой моторики, зрительной памяти, глазомера;
Формирование чувства цвета;
Воспитание выдержки, волевого усилия, способности быстро переключать внимание;
Содействовать формированию обычных учебных умений и навыков (правильно сидеть за партой, правильно организовать свое учебное место, держать лист бумаги, размещать на нем изображение).
Усложнение обучения нетрадиционными техниками рисования дошкольников происходит в следующих направлениях:
- от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию;
- от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к более сложным;
- от применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник изображения;
- от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов.
Основные принципы, заложенные в основу творческой работы:
- Принцип творчества (программа заключает в себе неиссякаемые возможности для воспитания и развития творческих способностей детей);
- Принцип научности (детям сообщаются знания о форме, цвете, композиции и др.);
- Принцип доступности (учет возрастных и индивидуальных особенностей);
- Принцип поэтапности (последовательность, приступая к очередному этапу, нельзя миновать предыдущий);
- Принцип динамичности (от самого простого до сложного);
- Принцип сравнений (разнообразие вариантов заданной темы, методов и способов изображения, разнообразие материала);
- Принцип выбора (решений по теме, материалов и способов без ограничений);
- Принцип сотрудничества (совместная работа родителями);
Основная форма НОД – практическая творческая изо-деятельность ребёнка. НОД носит как коллективные так и индивидуальные формы работы.
Методы и приёмы работы с детьми
В НОД используются игры и игровые приемы, которые создают непринужденную творческую атмосферу, способствуют развитию воображения.
Частично-поисковый метод направлен на развитие познавательной активности и самостоятельности. Он заключается в выполнении небольших заданий, решение которых требует самостоятельной активности (работа со схемами, привлечение воображения и памяти).
Метод проблемного изложения направлен на активизацию творческого мышления, переосмысление общепринятых шаблонов и поиск нестандартных решений.
- исследовательские (исследование свойств бумаги, красок, а так же возможностей других материалов).
- объяснительно-иллюстративные (демонстрация поделок, иллюстрации);
- Творческие (творческие творческие задания, эскизы, проекты
- основные методы
- частично-поисковых (выполнение вариативных заданий);
- репродуктивных (работа по образцам);
Большое внимание уделяется творческим работам. Это позволяет соединить все полученные знания и умения с собственной фантазией и образным мышлением, формирует у ребенка творческую и познавательную активность.
Выход программы. Участие в выставках и конкурсах рисунков, украшение интерьера детского сада к праздникам, родительским собраниям, др. Кроме того, кружок позволяет учащимся развивать практические изо-навыки, что способствует усвоению программного материала по изобразительному искусству.
Перспективный план
Кружка «Фантазёры».
Месяц | Номер НОД | Тема и задачи развития | Трудовые действия | Практический результат | Материалы и оборудования |
октябрь | 1 | {Красивые платочки для бабушек (узор на квадрате). [Декоративно-оформительская деятельность в технике «аппликация». Учить создавать узоры из осенних листьев: украшать «платок» (квадратные формы) декоративными элементами. Пояснить зависимость орнамента от формы основы. Показать и сравнить варианты орнаментальных композиций. Совершенствовать изобразительную технику. Развивать чувство цвета, ритма, композиции. Воспитывать интерес к природе. | Ритмично выкладывать листья, создавая узор на квадрате. Наносить клей разными способами (по всей поверхности, каймой по краю и точечно); и аккуратно приклеивать элементы на композиционную основу. | Декоративные платочки или салфетки для подарков, сувениров и оформления интерьера. | Технологическая карта декоративные салфетки \ носовые платки; бумаж ные квадраты разног размера и цвета; осенни листья, рассортирован ные детьми по виду цвету. |
2 | Осенние салфетки для мамочек (узор на круге). Декоративно-оформительская деятельность в технике «принт». Учить детей создавать узоры из осенних листьев в технике «принт»: наносить краску на листья, стараясь передать их колорит, и ритмично ставить отпечатки, украшая «салфетки» (круглые формы). Пояснить зависимость орнамента от формы основы. Показать и сравнить варианты орнаментальных композиций на круглых салфетках. Развивать чувство цвета, ритма, композиции. | Аккуратно наносить краску на всю поверхность осеннего листа; переворачивать и ставить ритмичные отпечатки; создавать композицию по своему замыслу или конкретному условию, смешивать краски для получения новых цветов и оттенков. | Декоративные платочки или салфетки для подарков, сувениров и оформления интерьера. | Гехнологическая карта крепкие осенние листь {для свободного выбора по два круга, вырезанны из ткани и бумаги; гуаше вые краски, смешанные клеем ПВА, кисти или губк для нанесения краски н поверхность листьев. | |
3 | Осенние картины из листьев и лепестков. Декоративно-оформительская деятельность в технике «коллаж». Учить создавать сюжетные картины из осенних листьев и цветочных лепестков. Дать начальное представление о художественной технике «коллажирование». Содействовать развитию ассоциативного восприятия, способности «читать» форму и наделять ее разными смыслами. Развивать чувство цвета, формы, гармонии, художественный вкус. | Составлять коллаж из готовых силуэтов (листьев): аккуратно приклеивать детали, не теряя из виду целое; воспринимать гармонию цветового решения. | Сюжетные картины из осенних листьев и цветочных лепестков для интерьера и подарков близким людям | Две технологически карты (на выбор), лист плотной бумаги или кар тона синего, голубого фиолетового, зеленог цветов (на выбор листья и лепестки, кле кисточки. | |
4 | Банки с компотом, вареньем и соленьем. Изготовление игрового материала. Учить создавать композиции в прозрачных банках, распределяя вылепленные плоды (классифицировать по разным основаниям — овощи, фрукты, ягоды, грибы и др.). Вызвать интерес к созданию объемных дизайн-композиций по замыслу. Воспитывать навыки сотрудничества; учить понимать общую практическую цель как единый художественный замысел. | Наполнять банку, выкладывая «плоды» слоями, подбирать соответствующую крышку и этикетку; изготавливать плодь (лепить, конструировать) или выбирать из готовых форм по своему желанию. | Игрушечные банки с компотами, вареньями и соленьями для сюжетно- ролевых игр в семью, магазин и др. | Емкости разного разме ра и различной форм для создания индивиду альных и коллективнь композиций. Различнь материалы (на выбо детям) для изображена плодов, этикетки | |
Ноябрь
| 5 | Миски для трех медведей. Лепка по условию из глины, пластилина или соленого теста. Учить лепить по условию разные по величине миски для трёх медведей. Формировать умение планировать работу — делить исходный материал на три неравные части, используя стеку. Учить трансформировать шар усложненным способом — сплющиванием в диск и загибанием бортиков. Развивать глазомер, чувство формы и пропорций. Воспитывать самостоятельность, инициативность, умение договариваться. | Проверять готовность пластиче-ского материала к работе, делить материал на неравные части по условию, лепить, сохраняя замысел на протяжении всей работы. | Миски трех раз-меров, которые можно использовать комплектами в сюжетно-ро-левых и театрализованных играх | глина (или соленое тесто), стеки, дощечки или клеёнки, салфетки бумажные и матерчатые, миски разного размера (взрослая, детская и кукольная), кукла Машенька в русском костюме. |
6 | Вкусные цветы на тарелке-«клумбе». Художественное конструирование в технике «карвинг». Показать способ преобразования овощных срезов в цветы способом круговой высечки с помощью пластикового или столового ножа. Сделать перенос умения, освоенного в аппликации с помощью ножниц, в другой материал (овощи) с помощью ножа (стеки), (ызвать интерес к кулинарному искусству. Развивать координацию системе «глаз-рука», ловкость, аккуратность. Воспитывать художественный вкус в процессе сервировки стола. | Пользоваться ножом {столовым или пластиковым) — правильно держать и делать ритмичные высечки на овощных ломтиках; выкладывать изделия {овощные цветы) на тарелку и декорировать зеленью (листики), превращая в «произведение» кулинарного искусства. | Цветы из фи-гурных срезов овощей и зелени, художественное оформление тарелки, дегустация «произведения». | Морковь (свежая или вареная), огурец, зелень (укроп, петрушка), доски разделочные, пластиковые ножи или новые стеки, тарелки для создания композиций. | |
7 | Лоскутное одеяло. Декоративно-оформительская деятельность в технике <печворк». Ознакомить с техникой «печворк». Учить мастерить «лоскутное» одеяло из красивых лоскутков или фантиков: делить на 2 или 4 части, разрезать по линии сгиба; обмениваться с партнером. Ъказать способ диагонально-шахматного декора (2x2). Подво- 1ить к освоению понятия «часть и целое». Формировать навыки сотрудничества и планирования работы. | Готовить «лоскутки» с помощью ножниц, планировать работу: выкладывать и наклеивать на основу «встык»; комбинируя элементы по цвету (4x4); составлять коллективную композицию — игрушечное одеяло или основу для настенной азбуки. | «Лоскутное» одеяло для сюжетных и театрализованных игр, для оформления азбуки. | Цветные лоскутки или фантики (по 4-8 разных для каждого ребёнка), клей, клеевые кисточки, основа для коллективной композиции; салфетки, клеёнка, силуэты игрушек. | |
8 | Пёстрый коврик. Конструирование из полосок в технике «плетение». .. Познакомить с ткачеством как видом декоративно-прикладно-о искусства. Показать способ плетения бытовых изделий ковриков, салфеток, закладок). Формировать навык плетения. Развивать ловкость, аккуратность, глазомер, чувство ритма. Воспитывать любовь к дому, желание привносить в домашний быт гукотворную красоту и уют. | Резать бумагу на полоски {по сгибу, метке и на глаз); переплетать полоски по схеме или условию, соблюдая алгоритм, но свободно сочетая цвет элементов, оформлять изделия по замыслу. | Плетеные вещи (игрушечные и реальные) для игры и быта, | На выбор детям: формы | |
Декабрь | 9 | Подсвечник «Снеговик». Тестопластика или моделирование из глины. Продолжать учить мастерить функциональные предметы для интерьера, сувениров и подарков. Совершенствовать технику лепки. Раскрыть прямую связь между пластической формой, материалом и технологией. Учить планировать и выполнять работу, ориентируясь на модель, но при этом находить индивидуальные приемы оформления фигурки. | Готовить материал к работе, делить на нужное количество частей разной величины, лепить по опорной схеме конструктивным способом, хорошо соединяя все части с помощью зубочисток прижимая и сглаживая стыки. | Функциональ-ные подсвечни ки для праздничного интерьера и новогодних подарков. | Технопогическая карта <Подсвечник «Снего вик», белая глина ил неокрашенное солено тесто; свечи разног размера; стеки, зубо чистки, бусинки (мелки пуговички) для глаз |
10 | Елочка-малютка в бусах и гирляндах. Конструирование из бытового и природного материала в технике «инсталляция». Вызвать интерес к созданию коллективной композиции «ёлочка» из бумажных цилиндров, гирлянд и бус. Научить делать из бумаги полый цилиндр, мастерить гирлянды из бумажных колец по цветовому алгоритму. Закрепить умение завязывать и скручивать разные гибкие материалы. Содействовать формированию навыков сотрудничества и сотворчества. | Сворачивать бумагу в цилиндр полоски в кольца; делать ножницами надрезы и разрезы; резать по метке и на глаз; собирать кольца в цепочку по цветовому алгоритму; пользоваться дыроколом; завязывать и скручивать гибкие материалы. | Коллективная инсталляция «елочка» из бумажных цилиндров, украшенная бусами и гирляндами. | Для ёлки листы бумаг зеленого цвета, для гир лянды заготовка и эабочей тетради, дл бус различные матери; лы, а также ножниць дыроколы, прищепк клей. | |
11 | Новогодние игрушки. Конструирование из соленого теста и фольги по условию. Учить моделировать ёлочные игрушки из соленого теста и фольги по условию: в основе игрушек должны быть три базовые формы — шар, конус, цилиндр (каждый ребенок лепит по три разные игрушки, материал на выбор). Активизировать освоенные способы лепки и разнообразить приемы оформления (налепы, отпечатки, коллаж). | Выбирать материал (соленое тесто, фольга) и моделировать новогодние игрушки на основе обобщенных форм (шар, конус цилиндр), делать подвески, украшать по своему замыслу. | Красивые игрушки для новогодней ёлки и подарков близким людям. | Соленое тесто, фольг для хранения пищевь продуктов (в рулоне ил листах), тесьма дл петелек, мелкий пру родный и бросовь материала для декор шнурки. | |
12 | Новогоднее угощение для игрушек. Художественное экспериментирование с формой (тестопластика). Инициировать свободное экспериментирование с различными пластическими материалами {пластилин, соленое тесто, масса для папье-маше) для обогащения художественного опыта. Предложить слепить новогоднее угощение для сюжетных игр. Помочь детям обобщить представления детей о формах и способах формообразования. | Выбирать материал, определять его свойства, лепить различные угощения на основе обобщенных представлений (шар — апель син, колобок, мороженое; диск — печенье, кружок колбасы или сыра); преобразовывать матери ал и видоизменять форму. | Игровой материал для сюжетно- ролевых и режиссерских игр, атрибуты реквизит для игр-драматизаций | Пластилин, солено тесто, «бумажное тесто (масса для папье-маше мелкий природный бытовой материа стеки, скалки, доен разделочные, тарелк салфетки. | |
Январь | 13 | Бублики, баранки, сушки. Вид деятельности по выбору педагога или детей. Научить вдумчиво изображать три группы предметов, близких по форме, но различных по размеру (бублики, баранки, сушки) Выбирать по своему желанию художественный материал и вид деятельности (лепка, аппликация, рисование). Внимание: педагог может провести занятие по своему выбору, предложив детям один вид деятельности или выбор из 2-3. Это определя ется текущими задачами и уровнем подготовленности детей | Выбирать художественные мате риалы и инструменты в соответ ствии с поставленной задачей создавать изображение предме тов, сохраняя их форму и пере давая отличие в размерах; coma совывать объем материала t количество (и величину) изде лий. | Целостные композиции «Бублики, баранки, сушки». | Для лепки соленое тесто или пластилин, для аппликации бумага жел того цвета, для рисова ния по три листа бума™ одного размера и трь-кисти разного размера нитки. |
14 | Калачи из печи. Лепка из сдобного или соленого теста (тестопластика). .равнить традиционные хлебобулочные изделия — калачи, баранки бублики, сушки. Познакомить детей с технологией изготовления калача. Продолжать учить работать с тестом: замешивать, делить на части раскатывать, придавать форму, делать выемки и высечки. Развивать интерес к истории и традициям национальной культуры. Воспитывать любовь к своей семье и желание сохранять или привносить семейные традиции, отвечающие национальным (домашняя кухня, праздники). | Замешивать тесто, делить н части, раскатывать шарики плющивать в лепешки, делать дугообразные высечки, формовать традиционный калач. | Замешивать тесто, делить н части, раскатывать шарики плющивать в лепешки, делать дугообразные высечки, формовать традиционный калач. | Готовoe тесто или компоненты для его замешивания; дост разделочные или чистые клеенки; скалки детские; выемки или блюдца (картонные круги) для придания калачам специфической формы (или стеки); противни; подносы, | |
15 | Педенец «петушок на палочке». ~~ Художественное экспериментирование. Познакомить с технологией изготовления петушка на палочке. Пока-ать варианты идей и обеспечить условия для художественного экспе-иментирования с различными материалами (лёд, мастика, солёное есто, глина) и технологиями (ручная лепка или формовка, отливка}, азвивать способности к восприятию и самостоятельному созданию ластической формы. Воспитывать самостоятельность, инициатив-ость, любознательность. | Смешивание сухих материалов и жидких веществ в разных соче-аниях, переливание, формообразование. | Леденцы «Петушки на палочке» из конфетной мастики, окрашенного льда. | Готовая сладкая масса (рецепты в конспекте) или же компоненты для её замешивания; готовые формы (для выпечки), трубочки для кок-ейля или пластиковые шпажки. | |
Февраль | 16 | Воздушный шар для игрушек. Каркасное конструирование в технике «папье-маше». Вызвать интерес к изображению воздушного шара для игрушек как летающего объекта. Продолжать знакомить с техникой «папье-маше». Показать вариант коллективного моделирования реального предмета на основе готовой формы (воздушного шарика). Формировать навыки сотрудничества и сотворчества: умение договариваться и действовать в соответствии с общим планом. | Разрывать бумагу на полоски и ыклеивать слоями, чередуя вер-икальное и горизонтальное размещение; шлифовать поверх-ость наждачной бумагой окрывать грунтовкой, офор-члять в технике «роспись», «кол аж», «аппликация». | Воздушныи шар как аттракцион для «катания» игрушек. | Воздушные шары округлой формы; мягкая бумага (газетная, пис чая), клейстер мучной вазелин; тарелки ил ванночки, вода, кисти флейцы, материалы дл оформления шара. |
17 | Мобиль «Сороконожка». Конструирование из воздушных шаров. Вызвать у детей интерес к созданию оригинальной инсталляции для интерьера детского сада. Разработать технологию создания сороконожки из воздушных шаров (папье-маше), длинных шнурков и разной обуви. Учить видеть предмет в трехмерном пространстве. Закрепить умение завязывать шнурки узелками, показать способ завязывания одинарного и двойного бантика. | Соединять шары с помощью котча, уверенно заеязыват 'зелки на различных вещах шнурки, ленточки, веревочки нитки, шарфы, скакалки), с инте )есом и упорством осваиват способы завязывания бантико шнурки, ленточки). | Мобиль (Сороконожка» (подвесная конструкция-игрушка) для интерьера детского сада. | Сороконожка» (подвесная конструкция-игрушка) для интерьера детского сада. | |
18 | бабушкины пряники (подарок папам). Лепка из сдобного или соленого теста. Познакомить со старинными способами изготовления лепных пряников в разнообразии видов (козули, тетеры, витуши). Учить лепить пряники из валиков и жгутов. Развивать интерес к истории и традициям национальной культуры. Воспитывать любовь своей семье и желание сохранять или привносить семейные традиции, отвечающие национальным {домашняя кухня, праздники) | Месить тесто, делить на часп-раскатывать цилиндры по задан ным параметрам (валики дл «козуль» и «тетерок», жгутик для «витуш»), лепить традицион ные (старинные) пряники скуль птурным способом. | оригинальной формы — козули, тетерки, витуши — в подарок папам и дедушкам. | Готовое тесто, изюм гвоздика для оформления изделий, доски разделочные, чистые клеенки, противни; подносы или декоративные тарелки для выставки; детские фартуки. | |
19 | Дизайн-деятельность в технике «тестопластика». Кулоны и медальоны (подарок мамам). Учить детей создавать миниатюрные подвесные украшения (кулоны и медальоны) в подарок мамам. Показать конструктив ные особенности изделий-подвесок, раскрыть функциональную связь между формой и назначением. Развивать чувство формь глазомер, мелкую моторику. Воспитывать художественный вкус желание заботиться о дорогих и близких людях, доставлять иг радость своим вниманием и рукоделием. | Лепить из соленого теста изяи ные миниатюрные издели украшать по замыслу, вдеват тесьму (ленту, веревочку) отверстие и завязывать, ориен тируясь на мерку. | Изящные миниатюры из соленого теста — кулоны и медальоны в подарок мамам | Технологические карты, различные кулоны и медальоны, соленое тесто, декоративная тесьма, стеки, зубочистки, гуашь, кисти, рабочая одежда. | |
Март | 20 | Жаворонки-веснянки'. Тестопластика по народным мотивам. Познакомить со старинной технологией лепки жаворонков-веснянок: раскатывать комок теста в шар или жгут и оформлять птичку традиционным способом по выбору: узлом из жгута или надрезанием лепешки с последующим скручиванием. Предложить для освоения разные приемы декоративного оформления: насечки (оперение), вытягивание (клюв), налепы (глаза). Развивать интерес к истории и традициям народной культуры. | Раскатывать тесто в цилиндр (жгут) или диск (лепешку) лепить жаворонки-веснянки традиционными способами по выбору: 1}сворачиванием жгут в узел: 2) скручиванием углов треугольника; смазывать сиропом с помощью кисточки или перышка. | Жаворонки-веснянки — традиционные изделия из теста на встречу весны. | Тесто {рецепты в кон-спекте); стеки или ножи столовые; сироп или разведенный мёд и кисточки для смазки изделий; изюм (глаза), доски разделочные, противни декоративные тарелки. |
21 | Заморские узоры. Дизайн-деятельность в технике «узелковый батик». "Ознакомить с техникой декоративного оформления ткани. *ызвать интерес к освоению способа «узелковый батик» для украшения различных изделий (платков, салфеток, одежды для кукол, театрального занавеса, лоскутного одеяла). Закрепить умение свободно и быстро завязывать шнурок (нитку, ленту), 'азвивать восприятие цвета. | Завязывать, обматывать, скручи-вать нитку (тесьму), смешивать краски для получения новых цветов и оттенков, владение техникой «принт» с помощью готовых печаток (промышленного производства или самодельных). | Окрашенная ткань для салфеток, занавесок, театральной ширмы, мягких игрушек, панно. | Изделия «батик», ткане-вые салфетки или мужские носовые платки, прочные нитки или шнурки, цветная тушь или жидкие акварельные краски, кисти или губки, печатки, клеенка. | |
22 | Вазы, салфетницы и конфетницы. Лепка функциональных изделий каркасным способом. Продолжать учить создавать красивые и в то же время функциональные предметы интерьера (вазы, салфетницы, конфетницы, карандашницы, шкатулки). Познакомить с каркасным способом епки. Учить планировать работу, определяя количество и ассор-имент материалов, выбор инструментов, технический способ и оследовательность действий. | выбирать пустотелую бытовую форму как основу будущего изделия, раскатывать тесто пласт, облепливать форму, моделировать (памятуя о назначении предмета), украшать по замыслу, согласуя форму и декор. | Функциональ- ные предметы для интерьера, детских игр и рукотворных подарков. | Пустотелые бытовые формы (банки, упаковки), солёное тесто, стеки, красивые бусины, пуговицы, бисер, узкая тесьма, шнурки для декоративного оформления изделий. | |
23 | тряпичная кукла «Пеленашка». 'онструирование из ткани традиционным способом. Научить мастерить тряпичную куклу-пеленашку бесшовным спо-обом. Формировать умение самостоятельно создавать игровое ространство. Познакомить с традициями игрушечного ремесла, азвивать тактильное восприятие, координацию «глаз-рука», (аучить разыгрывать с помощью тряпичных кукол различные итуации, соответствующие традиционным обрядам. | выбирать лоскутки, подходящие по цвету (пеленка, платок), делать скрутку, завязывать «тру-5очку» для фиксации формы, пеленать, повязывать платок, завязывать ленту. | Тряпичные куклы-пеленашки для детских игр, подарков и сувениров. | Технологическая карта, прямоугольные лоскуты для скрутки туловища куклы, по два лоскута цветной ткани для платка и пеленки, прочные нитки или тесьма. | |
Апрель | 24 | Пасхальный голубок. Конструирование из ткани традиционным способом. Научить мастерить птичку из цветной ткани способом перемычной набивки. Формировать трудовые навыки: складывание матерчатого квадрата по диагонали, набивка, плотное завязывание нити или шнурка. Продолжать знакомить с историей и традициями игрушечного ремесла. Развивать тактильное восприятие, ловкость, аккуратность, терпение, координацию в системе «глаз-рука». | Складывать квадрат ткани по диагонали, поочередно вкладывать набивку для изображения головы и туловища, плотно завязывать нитку или шнурок для фиксации деталей. | Традиционные птички для оформления интерьера к весне, проведения музыкальных праздников. | Технологическая карта; квадратные лоскуты или цветные платки разного размера (на выбор) набивка (вата, поролон пряжа), прочные ниш или шнурки. |
25 | Солнечные писанки. Декоративно-оформительская деятельность е технике «роспись». Познакомить с искусством декоративной росписи на поверхности яйца. Учить оформлять писанку с опорой на композиционную схему: создавать на объемном изделии орнамент, состоящий из двух одинаковых элементов. Показать варианты композиции: деление поверхности яйца пополам по горизонтали и вертикали. Дать представление о солярных (солнечных) знаках, их вариантах и значении. | Украшать объемные изделия, гармонично согласуя форму, элементы декора и композиционную схему. | «Писанки» для оформления интерьера (подвески на ветках), оригинальных пасхальных подарков. | Технологические карть цельная скорлупа яиц выдутым содержимым укрепленная папье-ма ше, краски, смешанные клеем ПВА, тонки кисти, держатели дл яиц. | |
26 | Старинные изразцы «Уточка на озере» и «Зайчик на полянке». Рельефная лепка по народным мотивам. Дать представление о таком виде гончарного искусства, как изразцы. Учить создавать декоративные композиции в технике рельефной лепки (барельеф). Вызвать интерес к изображению стилизованных животных и созданию декоративного сюжета. Показать варианты декора. Развивать чувство формы и композиции. Воспитывать интерес к декоративно-прикладному искусству. | Работать с глиной, лепить в тех-нике и по мотивам народного искусства, создавать на квадратных плитках (пластинах) барельефы, включающие стилизованные образы животных и растений. | «Изразцы» для настенного панно, оформления печки в музее или «Русской избе» детского сада. | Технологические карть глина, стеки, плитк керамические или кар тонные квадраты (пл стины). | |
27 | Дымковские игрушки «Свинка Ценила» и «Утка Кумушка». Учить лепить пустотелую дымковскую игрушку способом «с лепешки» и расписыватьтрадиционными элементами по народ ным мотивам. Дать общее представление о том, что для изготовления дымковских игрушек нужны: глина, гончарный круг, палочка или кисточка, чтобы рисовать узор, печь, чтобы обжигать изделие, особые краски для росписи. | Лепить игрушки из глины кон структивным способом, опираясь на традиционную технологию «с лепешки»: создавать пустотелую форму, передавать особенности внешнего вида (утка, свинка) оформлять по мотивам дымковской игрушки. | Расписные глиняные игрушки, выполненные по технологии и мотивам дымковской игрушки. | Дымковские игрушке технологическая карт глина, гуашевые краск белые и цветные, кист «золото» (ромбик фольги), стеки, влажнь салфетки. | |
Май | 28 | Весенняя открытка с сюрпризом. Диагностическое задание. Выявить уровень сформированности трудовых умений и универсальных художественных способностей. Предложить смастерить весеннюю открытку с сюрпризом. Посоветовать изобразить цветущую ветку и золотых пчелок: самостоятельно разработать тему, выбрать художественные материалы и различные способы работы. Создать условия для поиска идеи «сюрприза», например динамическая пчелка, раскрывающая цветок, «секретик», среди цветов, и др. | Различные умения и способностив художественном опыте ребенка. | Поздравительные открытки с сюрпризами для весенней выставки в детском саду и в подарок ветеранам или близким людям. | Большой выбор художественных материалов и инструментов: бумага белая и цветная, в т.ч. фактурная, ткань ленточки , тесьма, лоскутки, природный материал, краски кисти, ножницы, клей |
29 | Тряпичная кукла. Конструирование из ткани традиционным способом. Показать как мастерить тряпичную куклу новым способом, более сложным, чем «пеленашка» и «пасхальный голубок». Формировать умение самостоятельно создавать игровое пространство. | Выбирать лоскутки подходящие по цветудля наряда куклы, обматывать, подвязывать руки, повязывать платок. | Тряпирчные куклы для детских игр, подарков и сувениров. | По 3 лоскутка разного цвета размером10/10 см, красный ласкут размером 4-12или готовая деталь руки, два цвета лоскута для одежды. |
30 | Инсталляция «Чудо-дерево». Тестопластика по замыслу и конструирование по условию. Вызвать интерес к созданию коллективной композиции по мотивам литературного произведения. Расширять опыт работы с тестом. | Лепить из теста разными способами – скульптурным, силуэтным, каркасным, оформлять разными приемама по замыслу, делать подвязки, соединять все изделия в одной композиции. | Коллективная композиция для оформления группы. | Соленоё тесто формочки скалки, предметы для отпечатков, бытовой и природный материалдля декора, шнурки или тесьма, силуэт чудо- дерева или ветка. | |
31 | Балаган. По мотивам сказки Бориса Заходера «Русачок». Аппликация. |
Кружковая деятельность проводится один раз в неделю по 20 минут- средняя группа.
Итог реализации программы:
В результате реализации программы предполагается достижение определённого уровня овладения детьми изобразительной грамоты. Дети будут знать специальную терминологию, получат представление о видах и жанрах искусства, научатся обращаться с основными художественными материалами и инструментами изобразительного искусства.
дети будут знать и уметь:
- основные и дополнительные цвета;
-цветовую гамму красок (тёплые, холодные цвета);
- воспринимать и эмоционально реагировать на художественный образ и средства выразительности в произведениях изобразительного искусства разных видов и жанров;
- самостоятельно создавать индивидуальные художественные образы в различных видах творческой деятельности;
- в индивидуальной и коллективной работе использовать разные виды творческой деятельности;
- владеть комплексом технических навыков и умений, необходимых для ее реализации;
- варьировать различные техники исполнения творческой работы;
у них получат развитие общеучебные умения и личностные качества:
- умение организовывать и содержать в порядке своё рабочее место;
- трудолюбие;
- самостоятельность;
- уверенность в своих силах.
- доводить работу от эскиза до композиции;
- использовать разнообразие выразительных средств (линия, пятно, ритм, цвет);
Способы проверки результатов
В процессе обучения детей по данной программе отслеживаются три вида результатов:
текущие (цель – выявление ошибок и успехов в работах обучающихся);
промежуточные (проверяется уровень освоения детьми программы за полугодие);
итоговые (определяется уровень знаний, умений, навыков по освоению программы за весь учебный год и по окончании всего курса обучения).
Выявление достигнутых результатов осуществляется:
через отчётные просмотры законченных работ.
Список литературы:
И.А.Лыкова «Художественный труд в детском саду Экопластика Аранжировки и скульптуры из природного материала»- ТЦ СФЕРА- М.2010
И.А.Лыкова «Изобразительное творчество в детском саду» занятия в ИЗОстудии- ТЦ СФЕРА- М.2009»
Т.С.Комарова, А.В.Размыслова «Цвет в детском изобразительном творчестве дошкольников»- Педагогическое общество России- М.2005
Т.С.Комарова «Обучение дошкольников технике рисования» Педагогическое общество России- М.2005.
И.М.Петрова «Объемная аппликация»-СПб.: «Детство-Пресс», 2003
Пантелеев Г. «Детский дизайн». – М.: КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2006
Силаева К., Михайлова И. «Солёное тесто», М., изд. «Эксмо», 2004.
М.А.Антипова «Соленое тесто» Необычные поделки и украшения. Красивые вещи своими руками.- ИД Владис,2007
Берсенева Г. К. «Ткань. Бумага. Тесто. Домашнее рукоделие». – М.: Астрель, 2001.
ева Г. К. «Ткань. Бумага. Тесто. Домашнее рукоделие». – М.: Астрель, 2001.
Мейстер А. Г. «Бумажная пластика. Домашнее рукоделие». – М.: Астрель, 2001.
Неменский Б. М.» Изобразительное искусство и художественный труд». – М.: МИПКРО, 2003.
Митителло К. «Аппликация. Техника и искусство». – М.: Эксмо-Пресс, 2002.
Гусакова М. А. «Аппликация». – М.: Просвещение, 1987.
О.А.Морозова «Волшебный пластилин»- М.: «Мозаика- синтез», 2006
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа "Волшебный английский" в рамках комплексной дополнительной образовательной программы "Ступени" - Возраст 5-7 лет
Актуальность программы "Волшебный английский" обусловлена ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт, когда пойдут в школу.Цель прогруммы- обучение дошколь...
Дополнительная образовательная программа художественной направленности для детей дошкольного возраста (2- 4 лет) (кружок « Капитошка ») разработана с учётом Основной образовательной программы Муниципального автономного дошкольного образовательно
Дополнительная образовательная программахудожественной направленности для детей дошкольного возраста (2- 4 лет) (кружок « Капитошка »)разработана ...
Дополнительная образовательная программа технической направленности "Фантазёры"
Содержание. Раздел 1. Основные характеристики1.1 Пояснительная записка___________________________________________________________________________ 31.2 Цель и задачи дополнительн...
Дополнительная образовательная программа для детей дошкольного возраста (с 6-7 лет) (кружок «Умка») разработана с учётом Основной образовательной программы МАДОУ ЦРР - д/с "Теремок"
Дополнительная образовательная программадля детей дошкольного возраста (с 6-7 лет)(кружок «Умка»)разработана с учётом Основной образовательной программыМуниципального автономного дошкольно...
Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Музыкальный сундучок», 2022-2023г.
Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Музыкальный сундучок», 2022-2023...
Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Каприз».
Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Каприз»....