Волшебный мир оригами
методическая разработка по конструированию, ручному труду (старшая группа)
Хочу поделиться опытом кружковой работы по обучению детей старшего дошкольного возраста технике оригами
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Волшебный мир ОРИГАМИ | 204.67 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ комбинированного вида «Детский сад № 101»
Программа дополнительного образования
художественно-эстетической направленности
Воспитатель: Трач Н. Е.
Новокузнецк
2012
Содержание
Пояснительная записка_____________________________________________3
Цель, задачи______________________________________________________5
Организационно-методическое обеспечение программы_________________6
Методические рекомендации________________________________________8
Учебно-тематический план работы с детьми на 1й год обучения__________10
Учебно-тематический план работы с детьми на 2й год обучения__________11
Перспективный план работы с детьми на 1й год обучения_______________12
Перспективный план работы с детьми на 2й год обучения_______________13
Список литературы________________________________________________14
Пояснительная записка.
Программа дополнительного образования «Волшебный мир оригами» является программой художественно-эстетической направленности, созданной на основе методических пособий Афонькин С. Ю., Афонькина Е. Ю. Весёлые уроки оригами в школе и дома. Соколова С. Сказка оригами; Соколова С. Школа оригами: аппликация и мозаика; Бич Р. Оригами; Большая иллюстрированная энциклопедия (перевод с английского) и практики работы с детьми дошкольного по обучению основам искусства оригами.
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству.
Для поддержки данного интереса необходимо стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность. На занятиях по рисованию, лепке, аппликации у детей развиваются эмоционально – эстетические чувства, художественное восприятие, совершенствуются навыки изобразительного и конструктивного творчества.
Наблюдая за детьми среднего дошкольного возраста, мы пришли к выводу, что дети любят играть с игрушками, сделанными своими руками. В летний период вместе с детьми мастерили бумажные кораблики и пускали их на воду. С девочками складывали бумажные корзиночки. Так появилась идея занятия с детьми оригами. Изучив литературу, убедились, что данный вид деятельности не только доступен и интересен детям среднего дошкольного возраста, но и способствует развитию общих способностей детей, которые пригодятся им в жизни и в процессе обучения другим предметам. Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы. А также способствуют развитию мелкой моторики рук, что имеет немаловажное влияние на развитие речи детей.
Программа "Волшебный мир оригами», как средство дополнительного образования дошкольников, поможет ввести детей в мир древнейшего искусства складывания бумаги без клея и ножниц.
Программа развивает активный творческий поиск, прежде всего, для самих воспитателей, Именно развивая и совершенствуя свои умения в складывании и конструировании, воспитатель сможет привить интерес к оригами у детей.
Программа рассчитана на два учебных года с детьми от четырех до шести лет, обосновывает определенное количество занятий в год. Раскрывает широкие возможности применения оригами не только на занятиях по конструированию и ручному труду, но и на занятиях по развитию речи, ознакомлению с окружающим, рисованию, математике.
Общеобразовательная программа дошкольного учреждения не предусматривает отдельных занятий оригами, поэтому данный вид деятельности был вынесен в совместную деятельность с детьми и реализуется в форме кружковой работы.
Цель программы – всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.
Задачи программы -
Обучающие:
- знакомить детей с основными геометрическими понятиями и
базовыми формами оригами,
- формировать умения следовать устным инструкциям,
- обучать различным приемам работы с бумагой,
- знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг,
квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д.
- обогащать словарь ребенка специальными терминами,
- учить создавать композиции с изделиями, выполненными в
технике оригами;
Развивающие:
- развивать внимание, память, логическое и пространственное
воображения,
- развивать мелкую моторику пальцев рук и глазомер,
- развивать художественный вкус, творческие способности и
фантазии детей;
Воспитательные:
- воспитывать интерес к искусству оригами,
- расширять коммуникативные способности детей,
- способствовать созданию игровых ситуаций,
- формировать культуру труда, учить аккуратности, умению
бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке
рабочее место.
Организационно-методическое обеспечение программы
(возраст детей, сроки реализации, режим занятий, наполняемость групп)
Программа «Волшебный мир оригами рассчитана на два учебных года (средний - старший дошкольный возраст.) Для успешного освоения программы численность детей в группе кружка должна составлять 6-8 человек, в зависимости от возраста детей. Кружок «Волшебный мир оригами» посещают дети, которые проявляют активный интерес к данному виду деятельности с учётом согласия их родителей на посещение кружка. Занятия проводятся четыре раза в месяц, с сентября по май.
Год обучения | Количество занятий | Количество | |
В месяц | в год | ||
1 | 4 | 30 | 6 |
2 | 4 | 30 | 8 |
Методы, используемые на занятиях кружка:
- беседа, рассказ, сказка;
- рассматривание иллюстраций;
- показ образца выполнения последовательности работы.
Форма занятий – тематическая совместная деятельность.
Ожидаемые результаты:
В результате работы по данной программе дети научатся различным приемам работы с бумагой; освоят основные геометрические понятия и базовые формы оригами; научатся следовать устным инструкциям; овладеют умением создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами; овладеют навыками культуры труда; улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
Работа в данном направлении поспособствует развитию психических процессов детей; мелкой моторики пальцев рук и глазомера; художественного вкуса, творческих способностей и фантазии.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы
- Оформление выставок детских работ;
- Фото-отчёты о работе кружка для родителей;
- Оформление «Альбома лучших работ»;
- Выступление на педагогическом совете.
Методические рекомендации
Занимаясь с детьми дошкольного возраста, желательно показывать, как складывается фигурка, передавая "секрет" складывания из рук в руки. Для этого необходимо вначале самим освоить сборку той или иной модели. Хорошо начинать занятия с показа качественно выполненного образца, с демонстрации красивых и сложных моделей, рассказывая об оригами, чтобы заинтересовать детей.
Работать желательно с большим квадратным листом 16x16 или 20x20, медленно показывая каждый шаг, разъясняя ориентиры на листе: верхний край, нижний, центральная линия, угол, складка, сторона и т. д. За одно занятие дети обычно осваивают одну фигурку.
Дети среднего дошкольного возраста работают одновременно с воспитателем, последовательно складывая фигуру.
Старших детей лучше сразу учить читать схемы складывания моделей Обучение оригами ведется в форме занятий, совместной деятельности воспитателя и детей, индивидуальной работы с отдельным ребенком.
Чем младше дети, тем малочисленней должна быть группа занимающихся одновременно детей: для средней группы 4-6 человек, а для старшей группы 6-8 человек.
Оригинальность композиции достигается тем, что фон, на который наклеиваются фигуры, оформляют дополнительными деталями, выполненными в технике аппликации. Так, в зависимости от темы композиции, создают нужную окружающую обстановку, среду обитания: луг с цветами, островок в пруду, небо с облаками, тучами, ярким солнцем, бушующее море и т.п.
Для выразительности композиции большое значение имеет цветовое оформление. При помощи цвета передается определенное настроение или состояние человека или природы. Дети учатся правильно располагать предметы на плоскости листа, устанавливать связь между предметами, расположенными в разных частях фона (ближе, выше, ниже, рядом). Таким образом, создание композиций при обучении оригами способствует применению знаний, полученных, на занятиях по рисованию.
Используемые материалы:
- Белая и цветная бумага. Для оригами лучше брать такую бумагу, которая после сгибания не образует трещин. Бумага должна быть чистой, не мятой. Цвет должен конкретизировать образ предмета (зелёный – лягушка, ёлка; оранжевый – белка, лиса и т.д.).
- Ножницы. Желательно взять ножницы с закруглёнными концами и разработанными рычагами. По длине ножницы могут быть различными (10-20 см). При использовании ножниц нельзя забывать о технике безопасности: не размахивать ими; передавать ножницы, держа за сомкнутые лезвия; класть на стол так, чтобы они не свешивались с края стола; после работы убирать их в коробку или подставку кольцами вверх.
- Клей. Можно использовать ПВА или клей-карандаш, который не оставляет жёлтых пятен и не деформирует поделку.
- Салфетка. Когда поделку предполагается конструировать с использованием клея, следует заранее приготовить салфетку для промокания места склеивания. Салфетка должна быть мягкой по фактуре, легко впитывающей влагу.
- Цветные карандаши или фломастеры. Некоторые поделки после складывания необходимо украсить (нарисовать глаза, нос и т.п.), особенно если поделка выполнена из бумаги белого цвета.
Учебно-тематический план работы с детьми
1 год обучения
№ | Наименование тем | Количество часов | ||
Теория (мин) | Практика(мин) | всего | ||
1. | Знакомство с оригами | 15 | 10 | 25 |
2. | Знакомство с условными знаками и приёмами оригами | 10 | 10 | 20 |
3. | Бумага. Учимся складывать и резать. | 10 | 10 | 20 |
4. | Базовая форма «Книжечка» 2 занятия | 10 | 40 | 50 |
5. | Базовая форма «Треугольник» 3 занятия | 15 | 60 | 75 |
6. | Базовая форма «Воздушный змей» 4занятия | 20 | 80 | 100 |
7. | Базовая форма «Конфетка» 2 занятия | 10 | 50 | 60 |
8 | Базовая форма «Дверь» 3 занятия | 15 | 60 | 75 |
9 | Базовая форма «Блинчик» 3 занятия | 10 | 60 | 70 |
10. | «Аквариум» (композиция) 3 занятия | 15 | 60 | 75 |
11. | «Ребята-зверята» (композиция) 4 занятия | 15 | 80 | 95 |
12. | «Цветы» (композиция) 3 занятия | 10 | 60 | 70 |
13. | Итоговое занятие «Теремок» | 15 | 20 | 35 |
14. | Оформление выставки. | 5 | 30 | 35 |
Итого 13 часов 41 мин.
Учебно-тематический план работы с детьми
2 – й год обучения
№ | Наименование тем | Количество часов | ||
Теория (мин) | Практика(мин) | всего | ||
1. | История о капитане и его тельняшке. | 10 | 20 | 30 |
2. | Базовая форма «воздушный змей» 3 занятия | 15 | 75 | 1час 30 мин. |
3. | Базовая форма « Двойной треугольник» 3 занятия | 15 | 75 | 1 час 30 мин. |
4. | Составление цветочной композиции. 2 занятия | 10 | 50 | 60 |
5. | Рождественский чулок. | 10 | 20 | 30 |
6. | Базовая форма « Двойной квадрат» 4 занятия | 20 | 1час 40 мин. | 2 часа |
7. | Праздничные салфетки. 2 занятия. | 10 | 50 | 1 час |
8 | Базовая форма «Рыбы» 4 занятия | 20 | 1 час 40 мин. | 2 часа |
9 | Композиция «На дне морском» 2 занятия | 10 | 50 | 1 час |
10. | Базовая форма «Конверт» 3 занятия | 15 | 1 час 15 мин. | 1час 30 мин. |
11. | Базовая форма «Дверь» 3 занятия | 30 | 1 час | 1час 30 мин. |
12. | Подарки малышам. | 5 | 25 | 30 |
13. | Весенняя композиция. | 5 | 25 | 30 |
14. | Оформление выставки. |
Итого 15 час 06мин.
Перспективный план
1-й год обучения
Месяц | Тема | Содержание |
Сентябрь | Знакомство с оригами. Дом. | Познакомить детей с новым видом искусства «оригами». Познакомить с условными знаками и основными приёмами складывания бумаги. Учить детей складывать прямоугольный лист бумаги по диагонали, отрезать лишнюю часть, получая квадрат. Используя базовую форму «книжечка», изготовить дом. |
Октябрь | Базовая форма «треугольник». Щенок. Котёнок. | Учить складывать квадратный лист бумаги по диагонали, находить острый угол, делать складку «молния». Перегибать треугольник пополам, опускать острые углы вниз. |
Ноябрь | Базовая форма «воздушный змей». Композиция «Два весёлых гуся». | Используя новую базовую форму, учить детей изготавливать детали моделей гусей, соединять их в определённой последовательности, используя аппликацию, создавать коллективную композицию. |
Декабрь | Базовая форма «конфетка». Новогодняя открытка. Снеговик. | Учить детей складывать квадратный лист бумаги новым способом, следуя словесным указаниям воспитателя. Соединять детали в единое целое (еловая шишка), мастерить Новогоднюю открытку. |
Январь | Базовая форма «дверь». Снежинка. | Познакомить детей с новой базовой формой «дверь», учить находить углы на листе бумаги, перегибать верхние углы, подклеивать готовые детали друг к другу в серединке. |
Февраль | «Ребята – зверята. (Композиция). | Закреплять умения самостоятельно складывать базовую форму «треугольник», готовить заготовки на определённую тему, соединять детали в единое целое, создавать композицию лета в деревне. |
Март | Базовая форма «блинчик». Цветы для мамы. | Учить детей складывать бумагу разными способами, из знакомой базовой формы складывать лепестки цветка, соединять детали, накладывая одну на треугольник другой, совмещая вершины углов и стороны деталей. |
Апрель | Композиция. Луговые цветы. | Учить детей делать заготовки, используя базовую форму треугольник, получать модель распустившегося цветка, создавать общую композицию. |
Май | Итоговое занятие. | Оформление альбома детских работ за период обучения. Развитие навыков общения и умения согласовывать свои интересы с интересами других детей. |
Перспективный план
2-й год обучения
Месяц | Тема | Содержание |
Сентябрь | Базовая форма «воздушный змей». Репка. Морковь. | Учить детей, используя различные приёмы оригами, создавать композицию «Осенний урожай». |
Октябрь | Базовая форма «двойной треугольник». Петух. | Учить детей сворачивать бумагу с двух сторон, убирая боковые треугольники внутрь. Используя новую базовую форму складывать крылья и хвост для петуха. |
Ноябрь | Георгины. Ирисы. | Учить детей складывать знакомые базовые формы, следуя словесному указанию воспитателя, делать заготовки для цветов, соединять детали между собой, создавая цветочную композицию. |
Декабрь | Рождественский чулок. | Учить детей сворачивать бумагу разными способами, делать мягкие складки, соединять детали между собой, использовать в одной работе бумагу разного вида (мягкую гофрированную). |
Январь | Базовая форма «двойной квадрат». | Познакомить детей с новой базовой формой и моделями при изготовлении которых она используется. Учить складывать бумагу новым способом, закреплять умение находить и называть углы. |
Февраль | Праздничные салфетки. Лебедь. Роза. | Учить детей работать с бумагой разного качества, складывать её по словесному указанию воспитателя. Плотно защипывать салфетку, сжимая все её слои и расправлять в виде хвоста лебедя или лепестка роз. |
Март | Рыбы. | Учить складывать бумагу, используя разные базовые формы, объединяясь в пары создавать морскую композицию. |
Апрель | Ветка сирени. Букет сирени. | Учить по словесному объяснению мастерить заготовки разной формы и размера, соединять детали между собой. Объединяясь, составлять красивые букеты из веток сирени. |
Май | Подарки малышам. | Используя технику оригами, учить изготавливать модели птиц, корабликов. |
Список литературы
- С. Ю. Афонькин, Е. Ю. Афонькина. Весёлые уроки оригами в школе и дома. Учебник СПб.; Издательский дом «Литература,» 2001 – 208с.
- Бич Р. Оригами. Большая иллюстрированная энциклопедия ( Перевод с английского- М: Издательство Эксмо, 2006 – 256 с.
- С. Соколова Школа оригами: Аппликация и мозаика. – М.:Издательство Эксмо; СПб.; Валерии СПД, 2003.- 176 с.
- С. Соколова Сказка оригами: Игрушки из бумаги. М.: Издательство Эксмо; СПб.: Валерии СПД; 2003.-240 с.
- С.В. Соколова Оригами. Большая настольная книга для всей семьи. 240 лучших проектов для совместного творчества. М.:Эскимо; СПб.: Домино, 2007. – 688с.
Приложение
Теремок
В чистом поле теремок
Был ни низок, ни высок.
Звери разные в нём жили,
Жили дружно, не тужили.
Там и Муха, и Лягушка,
Зайчик с Лисонькой – подружкой,
Там Норушка, Серый волк –
В дружбе знали они толк.
Но набрёл на теремок
Мишка косолапый
Раздавил он теремок
Своей огромной лапой.
Звери очень испугались,
Поскорее разбежались,
А потом собрались снова,
Чтоб построить терем новый.
В нём теперь живут все вместе
И поют такие песни:
- Стоит в поле теремок,
Он ни низок, ни высок…
Щенок и котёнок
- Здравствуй, щенок, -
Мурлычет котенок.
Щенок, просыпаясь,
Приветливо лает,
Доброго утра
Котенку желает.
Ёлочка
Елка наряжается -
Праздник приближается.
Новый год у ворот,
Ребятишек елка ждет.
Рыбки
В аквариуме прозрачном, с водичкой ключевой.
Живут две дивных рыбки, породы не простой.
У них глаза большие, и длинные хвосты.
Все золотом сверкают, животики толсты.
И плавают так чинно, в воде они парят.
И чопорно, и важно друг с другом говорят.
Полевые цветы
Есть на полях моей родины скромные
Сестры и братья заморских цветов:
Их возрастила весна благовонная
В зелени майской лесов и лугов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Схемы оригами (приложение к проекту "Волшебный мир оригами"
Схемы оригами...
Схемы оригами (приложение к проекту "Волшебный мир оригами"
Схемы оригами...
Волшебные игрушки оригами «Волшебный пруд»
Цель: Подготовка руки ребенка к письму. Развитие пространственного воображения....
Волшебная страна оригами Мастер-класс по оригами
Образовательные области:Познавательное, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое развитие.Задачи:Обучающие:- тренировать умение детей в овладении различными приемами и способами действия ...
Программа дополнительного образования воспитанников по оригами для детей старшего дошкольного возраста «Волшебный мир оригами»
Согласно ФГОС ДО, важнейшей задачей дошкольного образования является всестороннее личностное развитие детей, основанное на соответствующих дошкольному возрасту видах деятельности, таких как игра, изоб...
Рабочая программа кружка по оригами "Волшебный мир оригами"
Пояснительная записка «Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли....
Программа по оригами "Волшебный мир оригами"
Предназначена для кружка по дополнительным услугам....