Консультация с воспитателями на тему: "Азбука чувашских орнаментов и эмблем"
консультация (средняя группа) по теме

Ярандайкина Татьяна Сергеевна

 

Консультация для средней и старшей группы.
На тему:   АЗБУКА ЧУВАШСКИХ ОРНАМЕНТОВ И ЭБЛЕМ
 
 
   СМЫСЛОВОЕ ЗНАЧЕНИЕ ЧУВАШСКОГО ОРНАМЕНТА
     Важную роль народного и декоративно – прикладного искусства в эстетическом воспитании отмечали многие отечественные искусствоведы, исследователи детского изобразительного творчества (А.П.Усова, Н.П.Сакулина, Т.С.Комарова и многие другие). Они убедительно показывают, что ознакомление с произведениями народного творчества побуждает в детях первые яркие представления о Родине, о её культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного, и поэтому их нужно включать в педагогический процесс в детском саду. Народное искусство имеет ярко выраженные характерные черты: традиционность, коммуникативность, коллективный характер творчества, высокое совершенство языка, связь с окружающей жизнью. Декоративность, выразительность цвета и пластики, узорчатость орнамента – это характерные особенности произведений народного декоративно – прикладного искусства. Каждая деталь геометрической формы узора наполнена смыслом, читающемся как стих или короткий сказ с мудрым заветом сородичам в виде оберега, напутствия нравственного порядка, символа рода.     Чувашское декоративно – прикладное искусство занимает достойное место среди культур других народов, постоянное общение с которым является первым шагом в освоении ребёнком богатств своей национальной культуры, подготовке к пониманию других форм культуры, воспитании любви к родному и близкому, развитии уважения и гордости к своему народу и осознании себя его частичкой, что способствует его художественному развитию, нравственному становлению и развитию творческой активности. Кроме того, через призму истории, жизни и быта предков ребёнок познаёт себя, наш мир сегодня, развивает в себе потребность художественных впечатлений, счастливое чувство восхищения перед явлениями прекрасного. Чувашское народное декоративно – прикладное искусство своей радостной приподнятостью и праздничностью, конкретным содержанием, отражающим флору и фауну родной местности, ритмичностью построения образов близко ребёнку – дошкольнику. Созданные чувашскими народными умельцами образы очаровывают его, вызывают у него яркий эмоциональный отклик. Знакомство с чувашским орнаментом нужно начинать с первоначальных представлений об узоре, как об орнаментальном образе. При рассматривании изделий чувашского прикладного искусства вызвать у ребёнка интерес к данному предмету.  Знакомить с чувашской национальной одеждой, при котором выделить её основные части, где расположены узоры. Ребёнок воспринимает содержание художественного образа в связи с выразительными средствами на основе элементарных представлений о цветах, элементах узора, композиции. Продолжая знакомство, подводить к пониманию того, что цвета в народном искусстве раскрывают определённое содержание. С этой целью учить выделять отдельные элементы чувашского узора и начать знакомство со смысловым назначением чувашского узора: ломаная (горизонтальная или вертикальная) линия – вода (шыв), прямая горизонтальная линия – земля (ceр), две параллельные линии, соединённые наклонными – пахотная земля (ана), несколько параллельных горизонтальных линий разной длины –гусиный клюв (хур сaмси), вертикальная линия, соединённая с наклонными – дерево.  Расширяя знания об орнаменте на одеждах, можно рассматривать головную повязку масмак, головного убора сурбан, знакомить «узором письма» на них, попробовать их читать (можно использовать лупы). Давать примерять костюмы, исполнять в них под чувашскую песню некоторые танцевальные движения.В работе с детьми важно обращение к народному искусству, т.к. это обеспечивает связь поколений и способствует возрождению лучших традиций прошлого. В ходе приобщения дошкольников к миру орнаментальных образцов изделий чувашской народной геометризированной вышивки мы подводим детей к пониманию того, что в национальном костюме отображается представления древних людей о гармонии природы и строении мира.
Практическое занятие на тему «СОЛНЦЕ»
Цель: Раскрыть перед детьми характерные черты чувашских узоров. Учить самостоятельно подбирать элементы орнамента, испробовать разные приемы и способы орнаментации для создания оригинального варианта аппликационного решения. Закрепить занятие о цветах: красный, зеленый, желтый. Развивать мелкую моторику рук.  Развивать пространственные отношения: вверху, внизу.
Материал:
1. Цветная бумага.
2. Ножницы для аппликации.
3. Силуэт солнца на красном фоне цветной бумаге.
4. Клеящий карандаш.
5. Подносы для каждого ребенка.
Рассказывая об особенностях чувашских узоров и возможностях использования их образов в детском творчестве. Ребята с большим интересом рассматривали иллюстраций с изображениями головных повязок «масмак», моделей оригиналов узоров. А затем выполняли аппликацию на тему: «Солнце».
Изучение чувашского языка в дошкольных образовательных учреждениях начинается с 4х лет. Осваивая язык, ребенок начинает приобщаться к культуре народа, его духовным ценностям, в нём зарождается чувство любви к родному краю, уважение к национальным традициям, обычаям чувашского народа. Такие задачи решаются не только в работе по развитию детской речи, но и в художественно-творческой деятельности. Например, в аппликации мы рассмотрели чувашские узоры (какое большое разнообразие изображения солнца!). Малыши научились вырезать из квадрата, сложенного вчетверо, символ чувашского узора - солнца. Дети проявили интерес и желание выполнить работу на отлично.
 
 
Информация взята из книги «Азбука чувашских орнаментов и эмблем». 
Авторами книги являются Ф.В. Искандеров, И.Ф. Искандеров, Е.Ф. Костин
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Аленушка» г. Ядрин
Чувашской Республики
 
 
 
 
 
 
 
 
 
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ СРЕДНЕЙ И СТАРШЕЙ ГРУППЫ.
 
 
АЗБУКА ЧУВАШСКИХ ОРНАМЕНТОВ И ЭБЛЕМ
 
 
 
 
 
                                             Подготовила воспитатель:
                                            Костылева Татьяна Сергеевна
                                                                
 
 
 
 
 
 
г. Ядрин 2012 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей по теме: "Азбука экологии на прогулках"

Консультация для воспитателей по экологическому воспитанию дошкольников....

Консультация для воспитателей по теме "Азбука экологии на прогулках"

Консультация для воспитателей по теме"Азбука экологии на прогулках"  1 Нужно ли задавать детям вопросы о природе? 2 Следует ли совмещать знания сообщаемые детям о животном ира...

Консультация для воспитателей на тему «Азбука формирования основ безопасного поведения дошкольников»

Консультация для воспитателей на тему: «Азбука формирования основ безопасного поведения дошкольников»...

Консультация для воспитателей по теме "Азбука экологии на прогулках"

Формирование у детей научных знаний о различных явлениях окружающей природы должно сочетаться с пониманием ценности природы для общества и человека, с овладением нормами поведения в природной среде....

Консультация для воспитателей по теме «Азбука экологии на прогулках»

Консультация для воспитателей по теме «Азбука экологии на прогулках» Подготовила воспитатель Шиянова Т.А.    Нужно ли задавать детям вопросы о природе? Да, детям нужно ...